Зала авроры, джованни франческо барбьери гверчино

В 2016 году исполнилось 425 лет со дня рождения и 350 лет со дня смерти крупнейшего представителя итальянского барокко Джованни Франческо Барбьери, более известного под прозвищем Гверчино в силу природного изъяна. Хотя общепризнанным учителем Гверчино считается Лодовико Карраччи, не меньшее влияние оказал на него Гвидо Рени, также знаменитый болонец.

Работы мастерской Гвидо Рени, имеющиеся в Большом собрании изящных искусств ASG, доказывают влияние этого художника и на выбор тем, и на манеру письма Джованни Барбьери-Гверчино (1591-1666). Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

История семьи художника и детских лет жизни доподлинно не ведома, но известно, что мальчик Барбьери очень любил живопись и с ранних лет проявлял тягу к искусству.

Как художник Гверчино (Guercino итал. — косоглазый) сложился под влиянием Лодовико Карраччи, хотя непосредственно в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи, не обучался.

Его творчество основано на главных постулатах болонской школы живописи, при этом манера написания полотен чем-то напоминает кисть Караваджо: те же резкая игра света и тени, трагизм полутонов и выбеленные образы главных персонажей сюжета.

Талант Гверчино был замечен папским легатом в Ферраре — кардиналом Серра, для которого им был написан ряд произведений. Считается, что свои лучшие работы художник создал в молодости, поэтому произведения, написанные в ранний период, получили название «ilvero Guercino» («подлинный Гверчино»).

Примером подобной ранней работы болонского мастера является полотно «Мученичество Петра».

Самобытная композиция, резкие контрасты света и тени, однако Гверчино не только подчеркивает телесность библейских образов, подобно Караваджо, но представляет и всю сцену в народном духе, используя грубоватые типажи простолюдинов.

Драматизм связывания Петра, предшествующего его казни, решается по-крестьянски споро: руки, привыкшие обращаться с домашними животными, действуют точно и слаженно.

Лица, хотя и выражают сильные чувства, но в них нет экзальтации, если они и жалеют Петра, то жалость эта имеет суровую природу – не доставить ему лишних мучений, скорее совершить требуемое. Именно о необходимости покориться судьбе, а значит и воле Божьей, скорее всего, напоминает персонаж с поднятым вверх перстом.

Композиция картины решена в традиции старых мастеров и подчиняется геометрической форме: герои расположены в виде ромбовидной фигуры вокруг центрального незаполненного пространства.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Галерея Эстенсе, Модена

В 1618 Гверчино посетил Венецию, где на него произвели сильное впечатление произведения двух Якопо — Тинторетто и Бассано. В работах Гверчино можно встретить отголоски неповторимого стиля Бассано, тонко соединявшего яркий колорит и приземленные картины быта, вводившего в мифологические и библейские сюжеты реалистичные образы крестьян и домашних животных.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

БСИИ ASG, инв. №04-2259

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение мастерской Якопо Бассано «Строительство Ноева ковчега». Здесь так же, как и в картине Гверчино «Мученичество Св.

Петра», библейский сюжет уподобляется жанровой сцене: вместо акта чуда зритель видит суровый быт, праведник Ной молится о спасении, а его сыновья и невестки заняты трудом. Естественность, простота и даже грубоватость происходящего вызывают тем не менее ощущение гармонии.

Сцена строительства ковчега ничуть не меняет хода вещей, потому что в крестьянском быту всегда идет речь о выживании: в условиях то засухи, то наводнения, то заморозков, погубивших урожай.

Очень органично в произведение включены домашние животные, являющиеся полноценными действующими лицами, они трогательно жмутся к людям, понимая, что от них зависит их спасение.

И Бассано, и Гверчино любили свою Италию, включали в картины народные мотивы и в то же время обладали высокой степенью художественного обобщения, поскольку сцены, описанные ими, типичны для любой страны.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Прадо, Мадрид

Еще одним примером «подлинного Гверчино» является полотно на широко известный сюжет «Сусанна и старцы»: Сусанна, еврейка из Вавилона, обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика — уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались добиться от неё совокупления. Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно, была спасена. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены (Дан. 13:1). Здесь мы также видим резкие контрасты света и тени, высветленную фигуру Сусанны и судорожно-непроизвольные жесты стариков, охваченных низменными желаниями. При этом, несмотря на резкое противопоставление героев с помощью света, колорита, душевного состояния, сцена характеризуется натуральностью, подробной проработкой мимики и фонового пейзажа.

В реставрационных мастерских Международного института антиквариата завершена реставрация полотна на этот же сюжет. Работа «Сусанна и старцы» выполнена представителем итальянской школы XVII века.

Авторство принадлежит мастерской Джованни Джакомо Сементи (1580-1636) – художника эпохи раннего барокко, специализировавшегося на исторической и религиозной живописи.

Мастерству кисти обучался у Дениса Калверта и Гвидо Рени.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

БСИИ ASG, инв. №04-3839

У сановников церкви работы Гверчино пользовались спросом, подтверждением тому служат несколько произведений, написанных по заказу кардинала Серра, одним из первых обратившего внимание на талант художника. Гверчино черпал сюжеты и технику письма из алтарных картин в церквях Ченто и близлежащих окрестностей.

Манера письма Гверчино претерпела изменения после переезда в Рим в тридцатилетнем возрасте. Произошло это событие благодаря приглашению художника папой Григорием XV. Здесь, в Риме, мастер имеет все – собственную мастерскую и простор для творчества, представленный в том числе стенами виллы Лудовизи, где Гверчино применяет свой талант в написании фресок с мифологическими персонажами.

Смена обстановки, взросление или какая-то иная причина, но характер написания полотен Джованни изменился – появились более спокойные тона, ушли излишняя рельефность светотени и трагизм жестикуляции персонажей. Именно в этот период Гверчино создал свою знаменитую фреску «Аврора» в Казино Лудовизи, выполненную в традиции блестящего венецианского колоризма и болонского академизма в духе Аннибале Карраччи.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Казино дель Аурора, Рим

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Палаццо Роспильози-Паллавичини, Рим

«Аврора» считается одной из лучших картин Рени. В классической мифологии Аврора (она же — Эос), сестра Гелиоса (бога Солнца) и Фебы (богини Луны), считалась богиней утренней зари. Чаще художники изображали ее летящей на крылатом коне или правящей небесной колесницей, однако Рени отходит от этого стереотипа.

Хотя главной героиней этого произведения Аврору, смещенную к правому краю картины, можно назвать лишь с некоторой натяжкой, тем не менее с авторской трактовкой вряд ли имеет смысл спорить.

Показателен факт обращения Гверчино к этому сюжету через семь лет после Рени, что подтверждает не просто влияние его на Гверчино, но и некоторое соперничество.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

БСИИ ASG, инв. №04-0983

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется репродукция с этой фрески работы итальянской школы XVIII века. Автор добросовестно и достаточно умело передает композицию произведения, но ему безусловно не дано добиться того изящества фигур и особого – медового – колорита, которым славились произведения Гвидо Рени.

В Риме живописец прожил два года, после вернулся в родной город и творил уже в иной манере, перекликающейся с классицизмом.

Гверчино отходит от монументальных форм, ориентируется на насыщенные мелкими деталями сюжеты и светлые краски.

Отголоски караваджизма еще присутствуют в его произведениях, но уходит вечная борьба света и тени, под влиянием Гвидо Рени манера все больше меняется в направлении классицизма.

«4 января 1629 г., город Ченто. Эта книга будет служить для учета всех средств, заработанных нами, художниками г. Ченто братьями Джованни Франческо и Паоло Антонио Барбьери. Учет этих средств будет проводиться в порядке их поступления, и в конце каждого года эти средства будут складываться.

Здесь будут также приводиться сведения о семейных расходах, собранных в домашних тетрадях». Так Гверчино вместе со своим братом Паоло Антонио, с которым он жил и который, будучи неплохим художником натюрмортов, помогал ему в некоторых работах, завел Книгу расчетов, с тем, чтобы записывать туда суммы, полученные за полотна. Данная книга представляет собой огромный интерес, т.к.

позволяет получить достоверные сведения о работах Гверчино и о датах их создания.

В 1633 году, когда Гверчино исполнилось 42 года, друзья пытались убедить его жениться, однако безрезультатно: художник был чрезвычайно увлечен своей работой и намеревался остаться на протяжении всей жизни «свободным и без обязательств».

Он отклонил очередное предложение переехать в Великобританию, а также весьма лестное предложение о работе французского короля Людовика XIII.

Подобно своей убежденности остаться холостым и жить в Италии, Гверчино в этот период творчества пришел к некоторым несокрушимым принципам и в том, что касалось его искусства: «художник из Ченто работал над тем, чтобы сделать свой рисунок, сила и энергия которого восхищала многих современников, более сдержанным и сбалансированным, и этот выбор был продиктован осознанным желанием автора, а не поспешностью или равнодушием; с течением времени, приобретя мудрость и опыт, художник, не изменяя своего стиля, стал несколько более сдержанным и правдивым в цветах, приблизившись, таким образом, к подлинному изображению красоты и простоты окружающего мира».

На самом деле моделью для Гверчино служила живопись Гвидо Рени, а его целью были заказчики последнего: после смерти Рени 8 августа 1642 года Гверчино переехал в Болонью, больше «не страшась соперничества столь выдающегося и почитаемого мастера».

О силе влияния творчества да и самой личности Гвидо Рени на Гверчино свидетельствует тот факт, что в год смерти выдающегося мастера последний пишет работу «Святой Себастьян». К этому образу Гвидо Рени неоднократно обращался, а полотно, находящееся в Большом собрании изящных искусств ASG, является вариантом, наиболее часто воспроизводимым и самим Рени, и художниками из его круга.

Святой Себастьян на этом полотне наделен мягкой, поэтичной и одухотворенной красотой и выписан особыми «медовыми» красками Гвидо Рени.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноГМИИ им А. Пушкина Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноБСИИ ASG, инв. №04-1004

«Святой Себастьян» Гверчино так же, как и у Рени, лишен героического звучания, в XVII веке в трактовку этого образа вносили просветленность и некоторую интимность, что должно было вызывать в зрителе не восхищение, а сострадание. Композиции обеих картин, за исключением положения рук героя, очень схожи, но герой Гверчино скорее отрешен, чем просветлен, взор его направлен не столько к небу, сколько в самого себя.

Читайте также:  «девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», кипренский — описание картины

В 1649 году умер брат художника, Паоло Антонио, и Франческо I д’Эсте, герцог Моденский, пригласил Гверчино в свой дворец в городе Сассуоло, где живописец смог отдохнуть и оправиться от столь тяжелого удара.

В квартиру-студию Гверчино в Болонье переселились сестра Лучия и зять Эрколе Дженнари, который так же, как некогда брат живописца, стал помогать Гверчино в его делах.

Сам Гверчино не только работал над многочисленными заказами, но и преподавал в живописной школе, размещенной в его студии, и являлся одним из четырех директоров.

В 1661 году у Гверчино случился инфаркт, но, оправившись, он продолжил работать, однако, судя по данным Книги расчетов, в гораздо менее интенсивной манере. «11 декабря 1666 г. художник снова заболел, неизлечимой болезнью, и 22 числа окончил свой жизненный путь, смиренно отдав душу Богу».

Акт смерти был составлен в болонской церкви Сан-Сальваторе и имеет следующее содержание: «24 декабря 1666 г. Господин Джованни Франческо Барбьери, знаменитый художник, благочестивый верующий 74 лет, после совершения таинства Покаяния, отдал душу Богу.

Тело художника, после торжественных похорон, было погребено на кладбище нашей церкви».

Светлана БОРОДИНА

Источники: wikipedia.org smallbay.ru lliveinternet.ru

Будьте в курсе последних новостей из мира искусств:

Источник: http://int-ant.ru/news/art_k/guercino-means-cross-eyed/

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) картины

Биография и картины великого итальянского художника Джованни Франческо Барбьери (Гверчино).

Гверчино (Гуэрчино) — великий итальянский художник болонской школы живописи. Настоящее имя — Джованни Франческо Барбьери.

Гверчино в переводе с итальянского (Guercino) переводится, как «косоглазый».

Такое прозвище великий художник XVII века получил за своё косоглазие, которое, однако, нисколько не мешало ему создавать произведения искусства, признанные шедеврами мировой живописи.

Джованни Франческо Барбьери родился 8 февраля 1591 года в городе Феррара, Италия. С самого начала своей художественной карьеры придерживался традиций болонской школы живописи. Наибольшее влияние на его искусство оказал известный итальянский живописец Лодовико Караччи. Также использовал технику и приёмы Караваджо.

Считается, что именно ранний период живописи Гверчино считается наиболее успешным и плодотворным. Первый период творчества Барбьери даже назвали термином «Подлинный Гверчино». К ранним произведениям относятся такие полотна, как «Мученичество св. Петра», «Танкред и Эрминия», «Экстаз св. Франциска», «Возвращение Блудного сына» и другие.

Большая часть работ Гверчино посвящена религиозным и мифологическим темам. Здесь он добился больших успехов.

В своей живописи Гверчино уделял внимание как смысловой составляющей, так и точной проработке композиции, световых эффектов, выгодных ракурсов.

Драматический контраст света, эмоциональные жесты и выражения лиц, тщательно проработанная композиция, которая увлекает зрителя вглубь картины, выразительная история картины, которая буквально повествует зрителю о сюжете полотна — всё это сделало картины Гверчино очень известными и востребованными.

Творчество Барбьери пользовалось популярностью ещё при его жизни. Сегодня его работы представлены в самых известных музеях мира, в том числе в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Великий итальянский художник, искусство которого повлияло на живопись многих последующих живописцев, умер 22 декабря 1666 года в городе Болонья, Италия.

Гверчино картины

  • Все картины открываются в полном размере с описаниями!
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Кающаяся Мария Магдалина и два ангела
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Клеопатра
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Концерт
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Мария Магдалина
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Мученичество Св. Екатерины
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Мученичество Св. Петра
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Неверие святого Фомы
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Погребение Христа
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Портрет Франческо Ригетти
  • Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино
  • Призванный к оружию Семирамис
  • Самсон, схваченный толпой (Самсон захвачен филистимлянами)
  • Св. Лука, показывающий живопись Мадонне
  • Св. Петр, плачущий перед Мадонной
  • Саул, нападающий на Давида (Саул нападает на Давида)
  • Спящий Эндимион
  • Сусанна и старцы
  • Cв. Франциск с ангелом играющим на скрипке
  • Абрахам, бросающий Хагера и Ишмаэль
  • Аврора
  • Автопортрет
  • Видение св. Жерома
  • Возвращение блудного сына
  • Воскресший Христос появляется перед Мадонной
  • Воскрешение Лазаря
  • Герсилия разнимающая Ромулуса и Татиуса
  • Увенчание Христа терновым венцом
  • Эго Аркадии (Et in Arcadia ego)
  • Эрминия находит раненого Тэнкреда

По теме: биографии, великие художники, искусство, итальянские художники, картины, шедевры

???? Блинцов | 2017-07-2, 12:42 | ???? 346

Источник: https://art-assorty.ru/14543-gverchino-kartiny.html

10 неизвестных: сокровища Ватикана на выставке в Третьяковке

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.

ru запустила рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

m24.ru/Юлия Иванко

В Третьяковской галерее открылась выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». В экспозиции – работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена – всего 42 произведения из 460, хранящихся в коллекции. Большинство из них ни разу не покидали стен вечного города и неизвестны широкой публике.

Рафаэль «Вера» и «Милосердие», 1507

Фотогалерея

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноЗала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. И впервые Пинакотека привезла 42 произведения из 460 – десятую часть коллекции. В 2017 году Третьяковка покажет в Ватикане одни из лучших шедевров русского религиозного искусства. Этот культурный обмен должен выявить, насколько близки европейская и русская живопись.

Вся экспозиция заняла три зала Инженерного корпуса. Центральным произведением были выбраны две небольшие гризайльные (монохромные) работы, входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. «Вера» – женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами.

У них в руках находятся монограммы – инициалы Иисуса. А Милосердие – это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем – античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр.

Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков.

Третьим алтарным изображением был образ «Надежды». Эти три небольших произведения, а также композиция «Положение во гроб», стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо «Положение во гроб», около 1603–1604

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо «Положение во гроб», около 1603–1604

Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке – «Положение во гроб» Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета «Положение во гроб» очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе.

Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики.

Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталей: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев – случаен.

Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.

Никола Пуссен «Мученичество святого Эразма», 1628

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Никола Пуссен «Мученичество святого Эразма», 1628

Картина «Мученичество святого Эразма» стала первым большим заказом Пуссена в Риме. Она предназначалась для одной из капелл в Соборе Святого Петра, строительство которого было только что завершено. Такая жестокая сцена со вспарыванием живота и наматыванием кишок на ворот поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета.

Пуссен стал одним из главных художников классицизма, антагонистом барочной живописи Караваджо и его последователей. Поэтому не случайно, что на выставке картины расположены друг напротив друга. Так становится заметно, что драматизм Пуссена ничуть не уступает эмоциональной напряженности Караваджо, хотя художники и шли к этому эффекту совершенно различными путями.

Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», около 1471–1474

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», около 1471–1474

Беллини был крупнейшим художником венецианской живописной школы XV века. Современник или даже предшественник Рафаэля и Леонардо, он ничуть не уступал им в совершенстве своего искусства.

Одним из первых в Италии стал писать маслом, техникой, завезенной в Венецию нидерландскими художниками, да и в самой его живописи чувствуются нотки Северного Возрождения: четкость линий и утонченность пропорций предвосхищают образы северных авторов.

Сложная композиция, ракурс, акцент на жестах и подчеркнутой изящности рук поражали его современников.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе «Видение святой Елены», около 1575-1580

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе «Видение святой Елены», около 1575-1580

Веронезе – еще один представитель венецианской школы. Святая изображена в роскошном платье в духе моды XVI века. По легенде ангел явился Елене и велел ей отправляться в Рим на поиски креста Иисуса.

Обычно этот сюжет изображали по-другому: Елена представала руководящей работниками, которые откапывали крест. Веронезе же пишет ее спящей, с ангелом, держащим крест в руках.

Искусствоведы полагают, что моделью для художника стала его жена.

Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», около 1620

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», около 1620

На выставке представлено две работы Гвидо Рени.

Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых, созданные с караваджисткими свето-теневыми контрастами, стоили больших денег и пользовались огромной популярностью.

Читайте также:  Молебен на пашне о даровании дождя, мясоедов - описание картины

Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом.

Мелоццо да Форли «Музицирующие ангелы». Фрески из церкви Санти Апостоли, 1480

Фотогалерея

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Мелоццо стал основателем римской школы живописи, расцвет которой пришелся на XVI–XVII века. «Музицирующие ангелы» Форли стали одним из главных туристических брендов Ватикана. Их изображения можно найти повсюду, начиная от сувенирной продукции, заканчивая официальной символикой.

Эта фреска находилась в римской церкви Санти Апостоли и украшала ее купол.

Образ служил воплощением понятия «музыки небес» и прославлением господа, цитаты из Библии: «Да хвалят имя Его с ликами на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь народу своему, прославляет мирных спасением».

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, «Христос во славе»

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, «Христос во славе»

Такое изображение Христа было редкостью для итальянской живописной традиции, зато в византийских иконах встречалось часто.

Поэтому образ кажется столь похожим на древнерусские иконы, которые стали продолжением византийских традиций: фронтальность композиции, золотой фон, само положение корпуса Христа – все это можно найти в православной иконографии.

При жизни слава Корреджо ограничивалась его родным городом – Пармой, но сегодня его работы представляют для исследователей уникальный шанс проследить связь восточной и западной живописных традиций христианства.

Донато Крети, Серия «Астрономические наблюдения»

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Необычная серия картин с изображением наблюдений за всеми известными на тот момент планетами Солнечной системы была создана в начале XVIII века в подарок Папе Клименту XI. Граф Луиджи Фердинандо Марсили надеялся, что после такого презента Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории.

Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. В то же время его натурфилософский контекст сильно выбивается из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи «галантных праздненств» связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV.

Именно поэтому для серии Крети отведен отдельный зал.

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) «Неверие Святого Фомы»

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) «Неверие Святого Фомы»

В экспозиции «Roma Aeterna» можно увидеть сразу две работы Гверчино – «Кающуюся Магдалину» и «Неверие святого Фомы». Оба были крайне популярны в искусстве Ренессанса и в позднейшее время.

Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя.

Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок: драматизм достигается благодаря свето-теневым контрастам и сочетаниям кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 29

Источник: https://www.m24.ru/articles/Tretyakovskaya-galereya/28112016/123295

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) — художник

8 февраля 1591 г. крещен яркий представитель болонской школы, итальянский художник Гверчино (Guercino — косоглазый). Настоящее имя живописца Джованни Франческо Барбьери (Barbieri).

Родившись в пригороде города Феррара, художник был воспитан в традиции болонской школы, находился под влиянием Лодовико Карраччи.

При этом Гверчино не обучался в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноPakomatkalla Egyptiin. Neitsyt Maria imettää Jeesus-lasta (Финская национальная галерея)

Ранние работы Guercino были выполнены исполнены с повышенным драматизмом света и тени, но лишь внешне напоминающий работы Караваджо, и заимствован от школ живописи Феррары и Венеции.

В них проявилась фантазия художника, наследника традиций Доссо Досси (Giovanni di Niccolo de Luteri (ок. 1490 — 1542).

Талант Гверчино был вскоре замечен кардиналом Серра (папским легатом в Ферраре), для которого художник написан ряд картин.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноВоскрешение Лазаря, Лувр, Париж (La resurrezione di Lazzaro), 1619

В кругу специалистов, считается, что лучшие работы художник создал в молодости, поэтому эти работы получили название «il vero Guercino» (итал. подлинный Гверчино).

Примером ранней манеры мастера является картина «Мученичество Святого Петра», в этой работе наглядно видно влияние на художника венецианской живописи XVI в.

, которую он изучал в собраниях герцогов д’Эсте, алтарных картин в церквях родного города Ченто и его окрестностей.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноВознесение Марии. Эрмитаж (ок 1623)

Лишь отчасти картина напоминает приёмы используемые Караваджо, где Гверчино использует народный типаж, подчёркивая тем самым грубоватую силу образов. Выразительные лица переживания с многозначительными жестами персонажей, но без использования повышенной драматизации. Композиция продумана и герои расположены в виде ромбовидной фигуры вокруг незаполненного пространства по центру.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноSepoltura di Cristo, 1636 (Институт искусств Чикаго)

Интересна и ранние работы воспоминание о рыцарских поэмах Ариосто и Тассо использовано в полотне «Танкред и Эрминия». Finds the Wounded Tancred (1618-19). Для сравнения раннего и позднего творчества художника, в этой публикации JuicyWorld.

org представлена картина Erminia Finding the Wounded Tancred (1650).

Среди ранних полотен художника, построенных на резких цветовых контрастах, эту картину можно выделить за красоту палитры, где мягкие тона одежды волшебницы Эрминии контрастируют с холодным блеском брони доспехов рыцаря Танкреда.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноGuercino / Morte di Didone

В 1621 Гверчино был приглашён папой Григорием XV в Рим. В этот период художник резко меняет манеру, отойдя от рельефной лепки объёмов светотенью, но по-прежнему используя смелые композиционные построения, необычные ракурсы, но с менее драматизированными жестами.

К таким работам передающим характер (classicisme) можно отнести картину «Явление Христа Марии» (1629), алтарный образ «Погребение Св. Петронилы» (1623).

Рисуя евангельский эпизод художник использует эмоционально-выразительные возможности светотени, но жестикуляция действующих лиц намного сдержанней.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноСусанна и старцы (Прадо, Мадрид)

Фрески виллы Лудовизи в Риме (1621—1623) с изображением аллегории «Ночи» и явления богини утренней зари «Аврора (богиня)» были продолжением традиционной монументальной живописи Аннибале Карраччи, где Гверчино продемонстрировал незаурядный талант художника в умении передать световые эффекты, с выигрышными ракурсами. Эти приему художник унаследовал от мастеров Северной Италии. В Риме Джованни Франческо Барбьери (Barbieri) имел большую мастерскую, которая работала и для родного города художника — Ченто, в котором он побывал в 1623 году.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери ГверчиноSan Bruno in adorazione della Madonna in Gloria, 1647, da s. girolamo della certosa

Одно из последних произведений художника, созданных в Риме, — «Святой Ромуальдо» (1640—1641, Равенна, Пинакотека), выполнено в наиболее классицистическом по манере исполнении произведение художника.

В центре изображён Святой, которого защищает ангел от козней демона. Контрасты света и тени выглядят более пригашенными, но светоносность красок выдаёт руку мастера болонской школы.

Ткань светлой рясы Святого Ромуальдо, освещённая потоком света, кажется сама излучающей сияние.

Аврора, 1621 (Казино дель Аурора. Рим)

После того как умер художник Гвидо Рени (18 августа 1642 г.), Гверчино перебирается в Болонью, где в кругу мастеров этой школы живописи занимает одно из ведущих мест. Под влиянием работ Гвидо Рени, стиль работ художника резко меняется («Агарь», 1657. Милан, Брера; «Мученичество святой Екатерины», Эрмитаж). Художник умер 22 декабря 1666 г., Болонья.

Эрминия раненного Танкреда / Erminia Finds the Wounded Tancred (1618-19)
Эрминия в поисках раненного Танкреда / Erminia Finding the Wounded Tancred (c 1650)

Живопись Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) изучали многие европейские мастера последующего времени. Ранние работы художника оказали непосредственное воздействие на неаполитанцев П. Ф. Мола, М. Прети, болонца Дж. М. Креспи.) и других.

Мученичество Святого Петра

Святой Ромуальдо
Guercino | St. Luke Displaying a Painting of the Virgin
Guercino / Personification of Astrology circa (1650-1655)
Мученичество святой Екатерины. Эрмитаж, (1653) / Martyrdom of St Catherine

Мария Магдалина / Guernico Magdalene Blanton (1624)
Клеопатра (Национальная картинная галерея Армении).
The Vocation of Saint Aloysius (Luigi) Gonzaga, 1653
St Gregory the Great with Sts Ignatius and Francis Xavier by, 1626

San Pietro da Verona, 1646-47 ca., da oratorio di s. croce a castelbolognese
Guercino / Flagellazione
Смерть Петра мученика

The Resurrected Christ Appears to the Virgin, 1629
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери (Barbieri))

  • Booking.com

Источник: https://juicyworld.org/guercino/

Гверчино ФранческоКартины и биография

Гверчино (Guercino Giovanni Francesco) (1591–1666) Итальянский художник эпохи барокко. Родился в Ченто близ Болоньи, крещен 8 февраля 1591 года. Его настоящее имя – Джованни Франческо Барбьери (Barbieri).

Франческо Гверчино как художник сложился под влиянием Лодовико Карраччи, но непосредственно в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи, не обучался.

Ранние произведения – «Мученичество святого Петра» (1618–1619, Модена, Галерея Эстенсе), «Танкред и Эрминия» (1618–1619, Рим, Галерея Дориа-Памфили) исполнены с повышенной драматизацией света и тени. Этот прием лишь внешне напоминает манеру Караваджо, но заимствован от школ живописи Северной Италии – Феррары и Венеции.

На картине Гверчино – Иаков, получающий одежды своего любимого сына Иосифа, которого его ревнивые братья продали в рабство. Плащ Иосифа братья испачкали кровью козленка, чтобы отец подумал, что его сына растерзал хищный зверь. Иаков поднял свою правую руку и возвел глаза к небу, словно обращаясь к Богу.

Плащ лежит на мраморной балюстраде, которая напоминает могильную плиту. Изображенная на фоне сумрачного неба, мощная и монументальная фигура Иакова заполняет все пространство картины. По своему усиленному драматизму эта работа может считаться шедевром барочного духа.

В этом произведении, однако, художник Гверчино смягчил караваджистское драматичное освещение, чтобы усилить колористическое богатство картины.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

С 1617 по 1621 Гверчино жил в Болонье, где написал самые выдающиеся свои произведения.

В огромных алтарных образах, таких, как «Мученичество святого Петра» (Модена, музей), «Возвращение Блудного сына» (Турин, музей), «Экстаз святого Франциска» (Париж, Лувр) и «Святой Вильгельм Аквитанский получает монашеское одеяние» (Болонья, галерея), Гверчино выработал широкую, «живописную» барочную манеру.

Структура формы растворяется в потоках света, подчеркивающих выступающие части и оставляющих все другое погруженным в непроницаемую тень; движения направлены по диагонали в глубину ничем не ограниченного пространства картины; асимметричная композиция и богатый венецианский колорит усиливают общий драматический эффект.

Читайте также:  Жан батист камиль коро: картины и боиграфия

В картинах проявилась фантазия художника-феррарца, наследника традиций Доссо Досси. Талант Гверчино был замечен папским легатом в Ферраре – кардиналом Серра, для которого им был написан ряд произведений.

Считается в кругу специалистов, что свои лучшие работы художник создал в молодости, поэтому произведения, написанные в ранний период получили название»il vero Guercino» («подлинный Гверчино»). Примером подобной ранней манеры болонского мастера является полотно «Мученичество Петра». Это большой алтарный образ.

В нем сказалось влияния венецианской живописи 16 в., представленной широко в собраниях герцогов д'Эсте, изучение алтарных картин в церквях родного города Ченто и его окрестностей.

Зала Авроры, Джованни Франческо Барбьери Гверчино

В 1618 Гверчино посетил Венецию, где на него произвели сильное впечатление произведения Тинторетто и Якопо Бассано. В 1621 Гверчино был приглашен в Рим папой Григорием XV.

Художник приехал в Рим и написал знаменитую фреску «Аврора» в Казино Лудовизи, выполненную в традиции блестящего венецианского колоризма и болонского академизма. Однако римская классика оказывала сдерживающее влияние на барочную манеру Гверчино.

В этот период живописец резко изменил манеру, отойдя от рельефной лепки объемов светотенью, но по-прежнему используя смелые композиционные построения, необычные ракурсы, но менее драматизированные жесты.

Этот переход к классицизирующей манере характеризуют полотно «Явление Христа Марии» (1629, Ченто, Городская Пинакотека), гигантский алтарный образ «Погребение святой Петрониллы» (1623, Рим, Капитолийский музей).

В изображении евангельского эпизода художник еще использует эмоционально-выразительные возможности светотени, но жестикуляция действующих лиц уже значительно более сдержанная.

В огромном алтарном образе Гверчино «Погребение святой Петрониллы» (Рим, Капитолийский музей) чувствуется большая уравновешенность и завершенность композиции.

Фрески виллы Лудовизи в Риме (1621–1623) с изображением аллегории «Ночи» и явления богини утренней зари Авроры («Аврора») – стали продолжением традиций монументальной живописи Аннибале Карраччи, продемонстрировав незаурядный талант художника в передаче световых эффектов, выигрышных ракурсов, унаследованных от мастеров Северной Италии.

В 1623 Гверчино вернулся в Ченто. Его палитра начала высветляться, а энергичная барочная манера изменилась в направлении классицизма, в особенности под влиянием болонского художника Гвидо Рени.

Одно из последних произведений художника Гверчино, исполненных в Риме – «Святой Ромуальдо» (1640–1641, Равенна, Пинакотека). По манере исполнения это наиболее классицистическое произведение живописца.

В центре изображен Святой Ромуальдо, защищаемый ангелом от козней демона. Контрасты света и тени выглядят более пригашенными, но светоносность красок выдает руку мастера болонской школы. Ткань светлой рясы Святого Ромуальдо, освещенная потоком света, кажется сама излучающей сияние.

После смерти Гвидо Рени Гверчино перебрался в Болонью, где занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы. Стиль художника резко изменился в этот период под влиянием Гвидо Рени («Мученичество Екатерины», Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Агарь», 1657, Милан, Пинакотека Брера).

Манера поздних работ мастера стала более условной, например, в таких картинах, как «Явление Богоматери святому Бруно» (Болонья, галерея) и «Сивилла Кумская» (1651, Лондон, галерея Магон).

В картинах Гверчино многое близко искусству Караваджо: иррациональное освещение, темный мрачный фон, крупные фигуры, простонародные типажи.

Будучи последователем Лудовико Карраччи, он активно использовал романтическое кьяроскуро, размывающее скульптурную четкость формы. Живопись Гверчино изучали многие европейские мастера последующего времени.

Ранние произведения художника Гверчино оказали непосредственное воздействие на неаполитанцев П.Ф. Мола, М. Прети, болонца Дж. М. Креспи. Умер Гверчино в Болонье 22 декабря 1666 года.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/guercino.html

Картины Джованни Франческо Гверчино

Все выставки художника

В 1618 Гверчино посетил Венецию, где на него произвели сильное впечатление произведения Тинторетто и Якопо Бассано. В 1621 Гверчино был приглашен в Рим папой Григорием XV.

Художник приехал в Рим и написал знаменитую фреску «Аврора» в Казино Лудовизи, выполненную в традиции блестящего венецианского колоризма и болонского академизма. Однако римская классика оказывала сдерживающее влияние на барочную манеру Гверчино.

В этот период живописец резко изменил манеру, отойдя от рельефной лепки объемов светотенью, но по-прежнему используя смелые композиционные построения, необычные ракурсы, но менее драматизированные жесты.

Этот переход к классицизирующей манере характеризуют полотно «Явление Христа Марии» (1629, Ченто, Городская Пинакотека), гигантский алтарный образ «Погребение святой Петрониллы» (1623, Рим, Капитолийский музей). В изображении евангельского эпизода художник еще использует эмоционально-выразительные возможности светотени, но жестикуляция действующих лиц уже значительно более сдержанная.

В огромном алтарном образе Гверчино «Погребение святой Петрониллы» (Рим, Капитолийский музей) чувствуется большая уравновешенность и завершенность композиции.

Фрески виллы Лудовизи в Риме (1621−1623) с изображением аллегории «Ночи» и явления богини утренней зари Авроры («Аврора») — стали продолжением традиций монументальной живописи Аннибале Карраччи, продемонстрировав незаурядный талант художника в передаче световых эффектов, выигрышных ракурсов, унаследованных от мастеров Северной Италии.

В 1623 Гверчино вернулся в Ченто. Его палитра начала высветляться, а энергичная барочная манера изменилась в направлении классицизма, в особенности под влиянием болонского художника Гвидо Рени. Одно из последних произведений художника Гверчино, исполненных в Риме — «Святой Ромуальдо» (1640−1641, Равенна, Пинакотека).

По манере исполнения это наиболее классицистическое произведение живописца. В центре изображен Святой Ромуальдо, защищаемый ангелом от козней демона. Контрасты света и тени выглядят более пригашенными, но светоносность красок выдает руку мастера болонской школы.

Ткань светлой рясы Святого Ромуальдо, освещенная потоком света, кажется сама излучающей сияние.

После смерти Гвидо Рени Гверчино перебрался в Болонью, где занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы.

Стиль художника резко изменился в этот период под влиянием Гвидо Рени («Мученичество Екатерины», Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Агарь», 1657, Милан, Пинакотека Брера).

Манера поздних работ мастера стала более условной, например, в таких картинах, как «Явление Богоматери святому Бруно» (Болонья, галерея) и «Сивилла Кумская» (1651, Лондон, галерея Магон).

В картинах Гверчино многое близко искусству Караваджо: иррациональное освещение, темный мрачный фон, крупные фигуры, простонародные типажи.

Будучи последователем Лудовико Карраччи, он активно использовал романтическое кьяроскуро, размывающее скульптурную четкость формы. Живопись Гверчино изучали многие европейские мастера последующего времени.

Ранние произведения художника Гверчино оказали непосредственное воздействие на неаполитанцев П. Ф. Мола, М. Прети, болонца Дж. М. Креспи. Умер Гверчино в Болонье 22 декабря 1666 года.

+1

В 2 коллекциях и 18 подборках
Вся лента Посмотреть 52 работы художника

Источник: https://artchive.ru/artists/952~Dzhovanni_Franchesko_Gverchino

«Пять веков итальянского рисунка» завершатся 27 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Джованни Баттиста Нальдини / Giovanni Battista Naldini (около 1537-1591). «Омовение ног», с гравюры Альбрехта Дюрера, перо, коричневые чернила по наброску сангиной, черный мел. Фрагмент

«Пять веков итальянского рисунка» Из собрания ГМИИ им. А.С. ПушкинаВыставка работает с 1 декабря 2012 года по 27 января 2013 года

Адрес : Москва, ул. Волхонка, д. 12, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание)

     27 января 2013 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина завершается выставка «Пять веков итальянского рисунка». halloART.ru рекомендует не упустить уникальную возможность познакомиться с историей графического искусства Италии.

     На выставке «Пять веков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» представлено около 250 произведений известных мастеров итальянской школы начала XVI – конца XX веков. Ее организация связана с выходом в свет трех томов научного каталога коллекции итальянского рисунка в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина, составленного Мариной Ивановной Майской, ведущим научным сотрудником Отдела графики.Лоренцо Лотто / Lorenzo Lotto (приписывается). «Этюд головы бородатого старика»     Масштабная экспозиция, размещенная в Белом зале, на колоннаде и в зале № 20, посвящена самой гибкой форме изобразительного искусства. Именно рисунок отзывается с повышенной чуткостью на малейшие сдвиги в художественном мировосприятии эпохи: изменением стилей рисования, сменой форм, техник и материалов. Он — самый объективный свидетель своего времени. Вместе с тем, рисунок – наиболее интимная область творчества. Небольшие листы бумаги, часто пожелтевшие или выгоревшие от времени, хранят не только прикосновение руки художника, память о его мастерстве и виртуозном владении различными рисовальными приемами — они доносят до нас трепетное движение его мысли, волнующий процесс рождения замысла, широту творческих устремлений. Благодаря этому рисунки открывают редчайшую возможность увидеть художественную эпоху как бы изнутри, ощутить ее внутренний ритм, динамику, почувствовать в многообразии типов рисунков атмосферу того или иного периода истории искусства в его становлении и развитии.

XVII век

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) / Guercino (Giovanni Francesco Barbieri) (1591 — 1666). «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», перо коричневыми чернилами, размывка кистью коричнево-серым тоном. Фрагмент  Лука Джордано (?) / Luca Giordano (?) (1634 — 1705). «Пьета», перо коричневыми чернилами, размывка кистью коричневым тоном, следы белил

Предлагаем вашему вниманию краткий фоторепортаж, выполненный фотографом Петром Садковым. Итак, смотрите по два рисунка на каждый век. Посмотреть фоторепортаж halloART.ru полностью вы сможете здесь.

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Пять веков итальянского рисунка». Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

XVIII век

 Франческо Дзуккарелли / Francesco Zuccarelli (1702 — 1778). «Пейзаж с фигурами на берегу реки и церковью», перо, коричневые чернила, кисть, тушь, акварель по наброску черным меломДжованни Баттиста Пиранези / Giovanni Battista Piranesi (1720 — 1778). «Крепость в Терни», перо коричневыми чернилами, кисть по наброску сангиной

XIX век

Джачинто Джиганте / Giacinto Gigante (1806 -1876). «Залив Поццуоли со стороны Камальдульского монастыря», 1843. Акварель, белила по наброску карандашом. Джачинто Джиганте / Giacinto Gigante (1806 -1876). «Вид Неаполя со стороны Коноккьи», акварель по наброску карандашом

XX век

Умберто Брунеллески / Unberto Brunelleschi (1874 — 1949). «Коленопреклоненный мужчина на фоне сада», 1905. Рисунок для журнала «Весы». Перо, кисть, тушь, белила по наброску карандашом Аттилио Стеффанони / Attilio Steffanoni (род. в 1938). «Кремль и храм Василия Блаженного», 1996. Акварель, тушь, карандаш 

     Полную версию выставки «Пять веков итальянского рисунка» вы можете видеть до  27 января 2013 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Москва. Посмотреть фоторепортаж halloART.ru полностью вы сможете здесь.

Информация предоставлена пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаФотографии, репродукции картин : Петр Садков, www.halloART.ru

__________________

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/706840.html

Ссылка на основную публикацию