Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности.
Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью.
Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.
Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473—1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.
В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех — летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.
Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 — 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.
Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.
СОТВОРЕНИЕ:
«Отделение света от тьмы»
Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.
«Создание солнца и планет»
Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.
«Отделение суши от вод»
- На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.
- АДАМ И ЕВА:
-
«Сотворение Адама»
Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.
«Сотворение Евы»
Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.
«Грехопадение и изгнание из рая»
Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.
ИСТОРИЯ НОЯ:
«Жертвоприношение Ноя».
Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.
«Всемирный потоп»
Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.
«Опьянение Ноя»
Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.
СИВИЛЛЫ:
«Ливийская сивилла»
Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».
«Персидская сивилла»
Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.
«Кумская сивилла»
Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой.
Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах.
Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.
«Эритрейская сивилла»
На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.
«Дельфийская сивилла»
Дельфийская сивилла — мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).
ПРОРОКИ:
«Пророк Иеремия»
Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.
«Пророк Даниил»
Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.
«Пророк Иезекииль»
Иезекииль — великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.
«Пророк Исайя»
Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.
«Пророк Иоиль»
На фреске изображен один из 12-ти малых пророков — пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.
«Пророк Иона»
На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним — большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.
«Пророк Захария»
Захария был одним из двенадцати «меньших» пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.
«Страшный суд»
Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.
Поделись в соц. сетях:
Рекомендуем к прочтению:
Сотворение Адама картина фреска Микеланджело.
Страшный суд картина фреска Микеланджело. Описание.
Картины Леонардо да Винчи. Фото с названиями.
Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/Michelangelo/paintings.htm
Библейский Израиль — Микеланджело Буонарроти (стр.1)
Сикстинская капелла (ит. Cappella Sistina) была построена в 1470-х годах по заказу дяди Юлия, папы Сикста IV. В начале 1480-х годов алтарь и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея (Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли), а над ними были размещены портреты пап.
Микеланджело начал роспись потолка 10 мая 1508 года. Работа продолжалась до 1512 года при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах.
Позже, в письме от 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу действий.
Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сам потолок изображает начало истории человечества — Книгу Бытия.
Фрески потолка Сикстинской капеллы является сложной структурой, состоящей из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен.
По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах.
Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие постройки — ими разграничены крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. Многочисленные фигуры обрамляют сцены из Книги Бытия.
Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря к входу. Выделяются три триады. Первая связана с созданием мира. Вторая — «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Искушение и изгнание из Рая» — посвящена созданию человечества и его грехопадению.
14 августа 1511 года состоялось открытие готовой к тому времени части росписи. Работа была завершена в начале 1512 года. Торжественное открытие состоялось 31 октября 1512 года.
Страницы: Огл. 1
Источник: http://myisrael.at.ua/index/0-19
Живописные шедевры Микеланджело
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 14.12.2016 18:55 Просмотров: 2476
Великий Микеланджело считал наиболее совершенной живописью ту, которая напоминает скульптуру.
Складки одежды, изгибы человеческого тела, обычно мускулистого, на живописных полотнах мастера создают иллюзию скульптуры.Эти характеристики соответствуют нее только монументальным фрескам, но и станковой живописи.
Микеланджело «Мадонна Дони» (около 1507)
Доска, масло, темпера. 120х120 см. Уффици (Флоренция)
Это единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Оно выполнено им в молодые годы, в форме тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал.
rotondo – круглый).Тема тондо – Святое семейство. На первом плане изображена Дева Мария. За ней – Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель.
Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария принимает от мужа.
Пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане и отделены от Святого семейства горизонтальной полосой, – загадочный элемент композиции. Они не смотрят на Христа. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.
Потолок Сикстинской капеллы (1508-1512)
4096х1341 см. Музей Ватикана (Ватикан)
Роспись потолка Сикстинской капеллы – известнейший цикл фресок Микеланджело, один из шедевров искусства Высокого Возрождения. Это одно из самых монументальных произведений художника.
Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Следует иметь в виду, что Микеланджело никогда до этого не занимался фреской.
Но принял заказ, чтобы доказать своё мастерство.
Сикстинская капелла
Сикстинская капелла – бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV.
- Вид на Сикстинскую капеллу
Интерьер Сикстинской капеллы. В глубине – алтарная стена с фреской Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541).
Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508-1512 гг. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II.Чтобы расписывать потолок, необходимы были леса. Микеланджело сам создал «летящие» леса.
Это был настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены около верха окон. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.
Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. После длительной работы в таких условиях он долгое время мог читать, только держа текст высоко над головой.
Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.
Каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам.
С содержанием росписи потолка Сикстинской капеллы можно познакомиться на этой схеме.
Vasyatka1 – собственная работа After TTaylor, из Википедии
Главная тема цикла – потребность человечества в Спасении, которое Бог дарит людям через Иисуса.Рассмотрим некоторые фрески росписи потолка Сикстинской капеллы.
Фреска «Сотворение Адама» (около 1511)
280х570 см. Сикстинская капелла (Ватикан)
Эта фреска является четвёртой из 9 центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы.
В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами. Правая рука Его вытянута навстречу руке Адама и почти касается её.Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно пробуждается к жизни.
Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук.
Фрагмент фрески
Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Их руки не соприкасаются – Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.
В образе Бога преобладает огромная творческая энергия. В образе Адама воспета сила и красота человеческого тела.
Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который человек получает душу.
Фреска «Всемирный потоп»
Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег.
К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет.
Когда строительство ковчега закончилось, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по 7 – каждого вида чистых животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю.
Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники.На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой.
Фреска «Опьянение Ноя»
Высадившись на сушу после окончившегося наводнения, Ной возделывает землю, выращивает виноград. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом, Сим даже отвернулся, чтобы не видеть наготу отца.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью.
Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). В центре основная сцена – казнь Амана, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ.
Художественные решения росписи потолка Сикстинской капеллы, найденные Микеланджело, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит.
Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541)
1370х1200 см
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет после росписи потолка, чтобы написать по заказу папы Климента VII (а после его смерти папы Павла III) на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Это произведение завершило в искусстве эпоху Возрождения. За ней открывался новый период разочарования философии антропоцентрического гуманизма.Огромная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её тема – второе пришествие Христа и апокалипсис.
В этой фреске центром является могучая фигура Христа, а отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь событий. Отмечают односторонность взгляда художника на это событие. Он отступил от всех христианских традиций и представил второе пришествие Спасителя исключительно как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния.
Фреска поражает смелостью замысла, своеобразным величием композиции, мастерством рисунка.
- Условно композицию «Страшного суда» можно разделить на три части:
- • Верхняя часть (люнеты) – летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.
- Левый люнет: ангелы с атрибутами Страстей Христовых
Вопреки традиции, ангелы изображены без крыльев. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами – мрачное ви́дение конца времен, но не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность.
Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других, которые утверждали, что ангелы не соответствуют их представлению о них.
Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.
Центр всей композиции – фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.Христос-Судия изображался всегда на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных.
Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту).Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда.
Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом …
Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.
Возле Христа – Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменилось триумфом божественной вечности.
• Нижняя часть – конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.Низ фрески разделён на 5 частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху – вознесение праведников; справа вверху – захват грешников дьяволами, внизу – ад.
Количество персонажей «Страшного суда» – более 400.
Несколькими годами позже «Страшного Суда» Микеланджело написал две фрески в Паолинской капелле ватиканского дворца: «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра». Это были последние произведения его кисти.
Микеланджело «Распятие апостола Петра»
Фреска. 625х662 см. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. по заказу папы Павла III. Отличается мощью, выразительностью и стройностью композиции, многие историки искусства считают эту работу вершиной творчества Микеланджело. Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело.
Апо́стол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В Католической церкви считается первым папой римским. Символически изображается с ключами от рая, стражем которого является.
Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Был очень живым и вспыльчивым; именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.
В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже искренне покаялся и был прощён Господом.
По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 67 г. вниз головой по его желанию.
Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/646-zhivopisnye-shedevry-mikelandzhelo
Всемирный потоп: миф или реальность?
А был ли в действительности Всемирный потоп? Этот вопрос будоражит умы всего человечества на протяжении многих столетий. Неужели правда то, что все население было уничтожено волей Божьей с лица Земли в одно мгновение таким варварским способом? А как же любовь и милосердие, которое приписывают Творцу все мировые религии?
Ученые всего мира по сей день пытаются найти достоверные факты и научное объяснение глобального наводнения. Тема Всемирного потопа фигурирует в литературных произведениях, а на картинах известных художников библейский апокалипсис отражает всю мощь природной стихии.
На знаменитом полотне Айвазовского смертоносный катаклизм изображен так ярко и реалистично, что, кажется, великий живописец лично был его свидетелем.
Всем известна и знаменитая фреска кисти Микеланджело с изображением представителей рода человеческого за шаг до своей гибели.
Картина Айвазовского «Всемирный потоп»
- «Всемирный потоп» Микеланджело Буонарроти
Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной». Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Фильм вызвал множество споров и противоречивых рецензий, однако никого не оставил равнодушным.
Режиссера обвиняли в расхождении сценария с общепринятой канвой развития событий в библейском изложении, затянутости и тяжести восприятия. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность.
Факт остается фактом: фильм посмотрели без малого 4 миллиона зрителей, а кассовые сборы составили более 1 миллиарда рублей.
О чем гласит библия
Об истории возникновения Всемирного потопа знает каждый человек хотя бы понаслышке. Давайте проведем краткий экскурс в историю.
Бог не мог больше мириться с неверием, распутством и беззаконием, которое люди учинили на земле, и решил наказать грешников. Всемирный потоп призван был закончить существование людей смертью в морской пучине. Лишь Ной со своими близкими на тот момент заслуживали милости Создателя, ведя благочестивую жизнь.
По Божьему указанию Ной должен был соорудить ковчег, способный выдержать продолжительное плавание.
Судно должно было соответствовать определенным размерам, и его необходимо было оснастить нужным снаряжением. Был оговорен и срок постройки ковчега – 120 лет.
Стоит заметить, что продолжительность жизни на тот момент исчислялась столетиями, и на момент завершения работы возраст Ноя составлял 600 лет.
Далее Ною предписывалось войти в ковчег вместе со всем семейством.
Кроме того, в трюмах судна разместили по паре нечистых животных от каждого вида (тех, что не употреблялись в пищу по религиозным или другим предубеждениям, а также не использовались для жертвоприношений), и по семь пар чистых животных, существующих на земле. Двери ковчега закрылись, и для всего человека наступил час расплаты за грехи.
Небеса будто разверзлись, и вода нескончаемым мощным потоком хлынула на землю, не оставляя ни единого шанса на выживание. Стихия бушевала 40 дней. Под толщей воды скрылись даже горные массивы.
В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега. По прошествии 150 дней вода пошла на убыль, и судно причалило у горы Арарат. Спустя 40 дней Ной выпустил ворона на поиски суши, но многочисленные попытки не увенчались успехом.
Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами.
Ной совершил обряд жертвоприношения, а Бог дал обещание, что потоп больше не повторится, и род людской продолжит свое существование. Так начался новый виток в истории человечества. По замыслу Божьему, именно с праведника в лице Ноя и его потомков был заложен фундамент нового здорового общества.
Для простого обывателя эта история полна противоречий и вызывает массу вопросов: от сугубо практического «как можно было соорудить такую махину силами одной семьи» до морально-этического «неужели это массовое убийство было настолько заслуженным».
Вопросов много… Попробуем найти ответы.
Упоминание о Всемирном потопе в мировой мифологии
В попытках найти истину, обратимся к мифам из других источников. Ведь если брать за аксиому то, что гибель людей была массовой, то пострадали не только христиане, но и другие народности.
Большинство из нас воспринимают мифы как сказки, но тогда кто же автор? Да и событие само по себе довольно реалистично: в современном мире все чаще приходится наблюдать смертоносные смерчи, наводнения и землетрясения во всех уголках мира. Человеческие жертвы от природных катаклизмов исчисляются сотнями, да и возникают они порой там, где быть их вовсе не должно.
Шумерская мифология
Археологи, работавшие на раскопках древнего Ниппура, обнаружили рукопись, в которой говорится о том, что в присутствии всех богов по инициативе владыки Энлиля (одного из трех главенствующих богов) было принято решение устроить великий потоп. В роли Ноя выступил персонаж по имени Зиусудра. Стихия бушевала целую неделю, а после Зиусудра покинул ковчег, принес богам жертвоприношение и обрел бессмертие.
«Исходя из того же списка (прим. Ниппурского царского списка) можно сделать вывод, что всемирный потоп случился 12 тыс. лет до н. э.»
(Википедия)
Есть и другие версии возникновения великого потопа, однако все они имеют одно существенное различие с библейской трактовкой. Шумерские источники причиной бедствия считают прихоть богов. Эдакая блажь, чтобы подчеркнуть свою власть и могущество. В Библии же акцент делается на причинно-следственную связь жизни во грехе и нежелании ее изменить.
«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества.
Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению.
Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»[22]
— А. Джеремиас (Википедия)
Несмотря на различные предпосылки для глобального наводнения, упоминания в древних рукописях шумеров о нем есть.
Греческая мифология
По версии древнегреческих историков, потопов было целых три. Один из них, Девкалионов потоп, частично перекликается с библейским сюжетом. Все тот же спасительный ковчег для праведника Девкалиона (по совместительству сына Прометея) и причал у горы Парнас.
Однако по сюжету части людей удалось спастись от потопа на вершине Парнаса и продолжить свое существование.
Индуистская мифология
Здесь мы сталкиваемся, пожалуй, с самой сказочной трактовкой потопа. По легенде, родоначальник Вайвасвата поймал рыбку, в которую воплотился бог Вишну. Рыбка пообещала Вайвасвату спасение от предстоящего потопа взамен на обещание помочь ей вырасти.
Далее все по библейскому сценарию: по указанию выросшей до огромных размеров рыбы праведник строит корабль, запасается семенами растений и отправляется в путь, ведомый спасительницей-рыбой. Остановка у горы и жертвоприношение богам – финал повествования.
В древних рукописях и других народов есть упоминания о великом наводнении, совершившем революцию в человеческом сознании. Не правда ли, что такие совпадения не могут быть случайными?
Всемирный потоп с точки зрения ученых
Такова уж человеческая природа, что нам непременно нужны веские доказательства существования чего-либо на самом деле. А в случае с глобальным наводнением, обрушившимся на землю тысячелетия назад, ни о каких прямых свидетелях не может быть и речи.
Остается обратиться к мнению скептиков и принять во внимание многочисленные исследования природы возникновения такого масштабного наводнения. Стоит ли говорить о том, что мнения и гипотезы по этому вопросу существуют самые разные: от самых нелепых фантазий до научно обоснованных теорий.
Скольким Икарам пришлось разбиться, чтобы человек усвоил, что ему никогда не подняться в небо? Однако это свершилось! Так и в случае с потопом. Вопрос о том, откуда на земле могло взяться такое количество воды, сегодня имеет научное объяснение, ибо он возможен.
Гипотез существует множество. Это и падение гигантского метеорита, и крупномасштабное извержение вулкана, повлекшее за собой цунами невиданной силы. Выдвигались версии о сверхмощном взрыве метана в глубине одного из океанов.
Как бы там ни было, Всемирный потоп – исторический факт, не вызывающий сомнений. Слишком уж много существует доказательств на основе археологических исследований.
Ученым остается лишь сойтись во мнении о физической природе этого катаклизма.
Проливные дожди, идущие месяцы напролет, бывали в истории не раз. Однако ничего страшного не случалось, человечество не погибало, и мировой океан не выходил из берегов. Значит, истину нужно искать в другом. Современные научные группы, в составе которых трудятся климатологи, метеорологи и геофизики, совместными стараниями ищут ответ на этот вопрос. И весьма успешно!
Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками.
Говоря простым языком, одна из популярных теорий возникновения Всемирного потопа выглядит так: вследствие критического разогрева земных недр под воздействием внешнего фактора земная кора раскололась.
Эта трещина не была локальной, раскол за считанные часы не без помощи внутреннего давления пересек весь земной шар. На свободу мгновенно вырвалось содержимое подземных недр, большую часть которых составляли подземные воды.
Ученым даже удалось рассчитать мощность выброса, которая более чем в 10 000 (!) раз превышает самое страшное масштабное извержение вулкана, пришедшееся на долю человечества.
Двадцать километров – именно на такую высоту поднимался столб воды и камней. Последующие за этим необратимые процессы спровоцировали обильные ливни. Ученые делают акцент именно на подземных водах, т.к.
существует множество фактов, подтверждающих существование подземных водных резервуаров, в разы превышающих по объему воды мировой океан.
Одновременно с этим исследователи природных аномалий признают, что не всегда можно найти научное объяснения механизму возникновения стихии. Земля – живой организм, обладающий огромной энергетикой, и в какое русло эта сила может быть направлена – одному Богу известно.
Заключение
В заключении хочется предложить на суд читателя точку зрения некоторых священнослужителей на Всемирный потоп.
Ной строит ковчег. Не тайно, не под покровом ночи, а среди бела дня, на возвышенности и целых 120 лет! У людей было достаточно времени, чтобы покаяться и изменить свою жизнь – Бог дал им этот шанс.
Но даже когда нескончаемая вереница животных и птиц направилась к ковчегу, они воспринимали все как увлекательное представление, не понимая, что даже звери на тот момент были благочестивее людей.
Разумные существа не предприняли ни единой попытки спасти свою жизнь и душу.
Не так уж много изменилось с той поры… Нам по-прежнему нужны только зрелища – действа, когда душе не нужно работать, а мысли окутаны сахарной ватой. Если каждому из нас будет задан вопрос о степени собственной нравственности, сможем ли мы искренне ответить хотя бы самим себе, что способны стать спасителями нового человечества в роли Ноя?
В школьные годы чудесные в 70-х – 80-хгодах прошлого века учителя воспитывали умение вырабатывать свою точку зрения незамысловатым вопросом: «А если все прыгнут в колодец, ты тоже прыгнешь?».
Самым популярным был ответ: «Конечно! А чего мне, одному оставаться?». Весь класс весело смеялся. Мы готовы были упасть в пропасть, лишь бы и там быть вместе.
Затем кто-нибудь добавлял фразу: «Зато не нужно будет никогда больше делать уроки!», и массовый прыжок в бездну становился вполне оправданным.
Грех – это искушение, которое заразно. Стоит ему поддаться, и остановиться практически невозможно. Это как инфекция, как оружие массового поражения. Быть безнравственным стало модно.
Природа не знает другого противоядия от чувства безнаказанности, как показать человечеству свою мощь – не в этом ли причина участившихся природных катаклизмов разрушающей силы? Возможно, это прелюдия нового Всемирного потопа?
Конечно, мы не будем причесывать все человечество под одну гребенку. Очень много среди нас людей добрых, порядочных и честных. Но ведь и природа (или Бог?) пока лишь локально дает нам понять, на что она способна…
Ключевое слово «пока».
Источник: https://factymira.ru/?p=7890
Читать онлайн Жизнь Микеланджело страница 11. Большая и бесплатная библиотека
Греческая скульптура не стремилась изображать ужасное, поскольку в реальной жизни нам и без того хватает несчастий. Таким образом, в сфере искусства нет ничего, что может быть сравнимо с фигурой Предвечного, извлекающего из небытия человека (четвертый прямоугольник).
Поза, рисунок, драпировка – все это поражает. Душа волнуется впечатлениями, которые она не привыкла получать посредством зрения.
Когда во время нашего несчастного отступления из России мы были внезапно разбужены посреди ночи упорной канонадой, которая, казалось, приближалась с каждой минутой, все силы человека концентрировались в его сердце, он находился перед лицом судьбы и, не растрачивая себя более на суетные интересы, готовился оспаривать у рока свою жизнь. Картины Микеланджело напомнили мне это почти забытое ощущение. Великие души наслаждаются сами собой, остальные же трепещут и сходят с ума.
Было бы абсурдом пытаться описать эти картины. Воображаемые чудовища складываются из различных частей, которые можно встретить в природе.
Но если ни один читатель, не видевший фресок Микеланджело, не видел также ни одной из частей, составляющих эти существа – сверхъестественные и в то же время естественные в созданном им мире, приходится отказаться от мысли дать о них хоть какое-то представление.
Можно прочесть «Апокалипсис» и однажды в поздний вечерний час, когда воображение охвачено гигантскими образами из поэмы св. Иоанна, рассмотреть в совершенстве выполненные гравюры по изображениям Сикстинской капеллы. Но чем сюжеты выше человека, тем более искусными должны быть гравюры, чтобы привлечь взор.
Картины этого свода, будучи выполненными на холсте, образовали бы сотню полотен столь же огромных, как «Преображение». Здесь можно найти образцы совершенства во всем, даже в светотени. В небольших треугольниках над окнами расположены группы, почти все исполненные грации.
А. Р. Менгс. Триумф Истории над Временем. 1772 г. Зал папирусов библиотеки Ватикана.
Сикстинская капелла (продолжение)
На картине «Потопа» изображена лодка, заполненная несчастными, которые тщетно стремятся причалить к ковчегу: захлестываемая огромными волнами, лодка лишилась паруса, и ей уже не спастись, вода заполняет ее, и видно, что судно идет ко дну.
Рядом расположена вершина горы, которая из-за поднявшейся воды превратилась в остров. Толпа мужчин и женщин, совершающих разнообразные движения, но одинаково ужасных на вид, пытается хоть как-то укрыться в палатке; однако гнев Божий удваивается и добивает их молниями и дождевыми потоками.
Зритель, потрясенный таким количеством страданий, опускает глаза и уходит. Однажды я не сумел удержать в Сикстинской капелле новых посетителей, которых туда привел. В последующие дни я не мог заставить их остановиться в римских церквах ни перед одним произведением Микеланджело.
Напрасно я им говорил: «Выше сил человека, как бы велик он ни был, угадать не отдельную истину, но общее состояние рода человеческого в будущем.
Мог ли Микеланджело предвидеть, какое направление изберет человеческая мысль – например, подчинится ли она влиянию свободы слова или влиянию инквизиции?»
Понятно, что было совершенно невозможно обрести или признать красоту богов, или античный идеал красоты, при полном господстве какого-нибудь предрассудка столь же дикого, как тот, который представляет Бога существом в высшей степени злым.
Религия, которая допускает предвéдение Божества и добавляет: Multi sunt vocati, pauci vero electi («Много званых, но мало избранных») – навсегда лишает своих Микеланджело возможности стать Фидиями (сравните мифологию и Библию с точки зрения искусства).
Она, правда, тоже всегда творила своего Бога по образу человека, но, идеализируя его в обратном направлении, лишала его доброты, справедливости и других привлекательных чувствований, оставляя ему лишь бешенство мести и самую темную жестокость.
Как были бы изображены на «Страшном суде» Юпитер Кроткий или Аполлон Бельведерский? Они выглядели бы там глуповатыми. Друг Савонаролы не видел доброты в этом жестоком судье, который за мимолетные проступки нашей короткой жизни ввергает в вечные страдания.
Основу всякого великого гения составляет логика. В этом была единственная вина Микеланджело. Похожий на тех несчастных, которых мы время от времени видим на скамье подсудимых и которые убивают детей только для того, чтобы они превратились в ангелов, он развивал последовательно жестокие принципы.
Быть слишком сильным в том, чего недостает большинству великих людей, – в этом состояло единственное несчастье этого удивительного человека.
Природа наделила его гением, железным здоровьем, долголетием, и, чтобы завершить свое творение, она должна была произвести его на свет при господстве разумных верований, среди народа, чьи боги были бы, как в Греции, всего лишь богатыми и счастливыми людьми, или в стране, где Высшее существо было бы в наивысшей степени справедливым, как в учениях некоторых английских сект.
Микеланджело Буонарроти. Всемирный потоп. 1508–1512 гг. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.
Микеланджело Буонарроти. Всемирный потоп. Фрагмент. 1508–1512 гг. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.
Чем именно он отличался от древних
Развивая эти мысли перед вновь прибывшими, я повел их в музей Пио-Климентино, поскольку в Риме тот, кто приехал раньше, становится проводником-чичероне.
Как породить страх в душе одной лишь формой руки?
Я показал им античное изображение руки, к которому Микеланджело сделал голову, правую руку с урной и несколько мелких деталей: «Взгляните на левую руку, на торс и на ноги, явно античные, представьте себе существо, которому должно было принадлежать это тело, и сразу перенесите свое внимание на руку и голову, сделанные Микеланджело. Вы найдете в них оттенок напряженности и принуждения». Часто в них видят лишь физические различия. В тот день мы быстро ушли из музея и провели вечер в обществе.
Границы двух стилей станут еще более отчетливы, если сравнить ноги «Геркулеса Фарнезского» из Неаполя с ногами, сделанными Гульельмо делла Портой, быть может, по модели Микеланджело.
Через двадцать лет после того, как эту статую нашли и отреставрировали, были найдены принадлежавшие ей античные ноги (1560 г.), но Микеланджело посоветовал оставить современные (Карло Дати.
«Жизнеописания художников»).
Этому великому человеку недоставало по меньшей мере чувства общей гармонии. Но, возможно, он принимал эту античную мягкость за красоту условную.
Если бы Корнель переделал роль Баязета в трагедии Расина, может, у нас были бы все основания предпочесть эту роль той, что создал автор. Вот что чувствовал, как ему казалось, Микеланджело.
Источник: https://dom-knig.com/read_184747-11
Всемирный потоп — 1508-1509 Фрески свода Сикстинской капеллы Микеланджело
„Всемирный потоп” — одна из девяти библейских сцен, расположенных в центральной части свода Сикстинской капеллы. Эта картина появилась первой, и история ее создания была весьма сложной, если не считать трагической
Всемирный потоп
1508-1509; 280х570 см; фрескаСвод Сикстинской капеллы, Ватикан
В своей «Истории итальянского искусства» Стендаль писал: «Микеланджело лично готовил известковый раствор, сам смешивал краски — в общем, занимался той подготовительной работой, выполнять которую подчас брезговали даже самые посредственные художники. (…
) И, как назло, едва он закончил писать «Потоп» — одну из самых важных и драматических сцен, — картина прямо да глазах стала покрываться белым налетом и вскоре совсем исчезла.
Разгневанный, он бросил работу и посчитал себя освобожденным от всех обязательств, связанных с росписью Сикстины».
Микеланджело обратился к Папе, рассказал, что случилось, и добавил: «Я предупреждал Ваше Святейшество, что фрески — не моя парафия». Присланный Папой разобраться в причинах произошедшего архитектор Джулиано да Сангалло раскрывает тайну исчезновения фрески: оказывается, мастер добавлял в основу под краски слишком много воды…
Техническое замечание
Основной трудностью в технике исполнения фресок является то, что нужно писать очень быстро, такая живопись требует специфического подготовительного процесса.
Минеральные пигменты должны размешиваться с водой, прежде чем будут наложены твердой или мягкой кистью — в зависимости от желаемого эффекта — на влажный грунт (intonaco fresco). Краски должны быть устойчивы к извести.
Разные пигменты реагируют на грунт по-разному, по-разному и высыхают. Например, шмальта (королевская лазурь), получаемая сплавлением окислов кобальта с песком и поташом, жухнет после высыхания и поэтому на фресках Микеланджело голубой цвет менее насыщен, чем красный или зеленый.
Микеланджело потрясен: после двадцати месяцев напряженной работы выяснилось, что он совершенно не компетентен! Пребывая в таком настроении, он возобновил работу над фресками.
Очевидно, изображая впечатляющую сцену потопа, Микеланджело стремился передать не только ужас людей, приговоренных Богом к смерти, но и свое отчаяние от осознания непомерной тяжести работы, которую ему все-таки необходимо завершить. Но сделать это ему придется в одиночестве: после нескольких неудачных экспериментов мастер опасался доверять хоть что-нибудь своим ученикам и помощникам, и вскоре был покинут ими всеми…
И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножалась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею (Быт. 7:17). И лишилась жизни всякая плоть… и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди (Быт. 7:21)…
Микеланджело (1475-1564)
Поделиться ссылкой в социальных сетях
«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Добавляйте знания и делитесь ими!
Знаете ли вы … …о такой глубине?
В самой глубокой точке мирового океана (Марианская впадина или Марианский желоб, 11,034 м) железному шарику, брошенному в воду, потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна. Эта «пропасть» — любимая тема фантастов.
Источник: http://www.filoli.ru/artists/036-michelangelo/freski-vsemirnyi-potop.php
Микеланджело. Всемирный потоп (1475-1564)
«Всемирный потоп»- восьмая сцена в хронологическом порядке рассказа. Это была первая фреска с которой Микеланджело начал свой труд. Расположена она во втором поперечном ряду центральной части потолка.
В толковании Библии считается, что потоп, служил прототипом крещения, в то время, как Ковчег — символ Церкви. Святая вода при крещении удаляет первородный грех, наводнение — чистило мир грешников. Ной был спасен, благодаря Ковчегу.
- Три различных образа поведения различаем в людях: в то время как праведники ищут убежище в Ковчеге (Церковь) и находят спасение там, проклятые пытаются напасть на них.
- Третьи, слишком привязанные к мирским вещам, пытаются спасти своё имущество, не понимая, что так они не спасутся.
- Сценам насилия противостоит поведение тех, кто не ищет спасение за счет других, сострадает слабым, даже в момент собственной беды.
Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.
Люди, измученные и объятые ужасом, поднимаются на вершину одного из таких островков в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети.Вот жених на руках несет испуганную невесту; мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево.
Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место, в уже переполненной лодке. Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их.
Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.
Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Разрушительные силы природы — едва обозначены.
Мастер видит всю страсть и мучение, весь тяжелый труд и победу в человеческих личностях Всю катастрофу, страсти, мучение он передаёт в выраженях лиц, движениях и жестах. И если обозлённые вызывают ужас от катастрофы, то сцены взаимной помощи и милосердия вызывают вопрос:почему все эти люди должны погибнуть?
библейские сцены в центре
Источник: https://nearyou.ru/0Sistina/b-deluge.php
Всемирный потоп глазами Айвазовского
Армянский музей Москвы предлагает вам через работы великих художников вспомнить библейское сказание о Всемирном потопе, ставшем божественным возмездием за нравственное падение человечества.
Одна из фресок работы Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле, Ватикан. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508–1512 гг.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Книга Бытие 6:5–7).
Гюстав Доре. «Ноев ковчег» (гравюра), между 1866–1870 гг.
«И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы» (Книга Бытие 7:17–20).
Иван Айвазовский. «Всемирный потоп», 1864
«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней»(Книга Бытие 7:21–24).
Уильям Тёрнер. «Свет и цвет. Утро после потопа. Моисей пишет Книгу Бытия», 1843
Творчество Уильяма Тёрнера — предтеча французского импрессионизма.
Надо сказать, что Тёрнер был впечатлен творениями Айвазовского. Он даже посвятил несколько строк его картине «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842): «На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся.
Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною.
Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений».
Иван Айвазовский. «Сошествие Ноя с горы Арарат» («Ной спускается с горы Арарат»), 1889
Посвящались полотна и новой жизни человечества, наступившей с уходом воды. История начала свой новый отсчет. «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Книга Бытие 8:1–4).
Картина «Сошествие Ноя с горы Арарат» впервые была выставлена в Париже. Впоследствии Айвазовский подарил ее школе в Нахичевани-на-Дону. Во время Гражданской войны, в 1921 году, картина была перевезена в Ереван Мартиросом Сарьяном. В настоящее время выставлена в Национальной галерее Армении.
«Генеалогическое древо Ноя после Всемирного потопа». Карта Дж. Хильтона, 1749
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Книга Бытие 9:1).
Гравюра Дж. Хильтона была размещена в лондонском журнале. На ней Армения представлена как родина человечества после Всемирного потопа. На древе указаны названия различных племен и народов, выходящих из верхней части ковчега в центре над Арменией, пары животных выстроились к горе. Слева от древа — Вавилонская башня.
Рипсиме Галстян
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a411ceddcaf8e52251d61cf/5a6ee9b2fd96b1cf73521bea