Воздвижение креста, питер пауль рубенс — описание картины

Рубенс Петер Пауль (1577-1640)

1623. 91х71. Национальная галерея Канберра

Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная живопись.

1625 — 1626, 86 см x 106 см, панель, масло. Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген — 1640 Антверпен)

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

Музей Прадо, Мадрид, Испания

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

1630-35. 194х140. Королевский музей искусств Антверпен

ок1613. 46х61. Институт искусств Курто, Лондон

Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации.

Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью… «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир…

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

ок1608. 400х300. Церковь святого Павла Антверпен

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

Рококс Хауз, Антверпен

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

1634. 220х193. Церковь св Иакова Антверпен

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

1605. 105х74. Академия искусств Вена

Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде

ок1620. 185х210. Старая пинакотека Мюнхен

Маленькие Христос и Иоанн

112х149. Частное собрание

И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды.

Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье.

Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям.

Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту. дчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.

Святое Семейство со святым Франциском

ок1630. 191х214. Королевское собрание Англия

Святое семейство и Святая Анна, 1630. Холст, масло, 115х90.

  • Музей Прадо, Мадрид
  • Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем — 1614
  • 136х100, Коллекция Уоллес Лондон
  • Возвращение Святого Семейства из Египта
  • Собрание графа Лестер, Норфолк
  • Вход Христа в Иерусалим
  • 1632. Музей искусств Дижон
  • Христос в доме фарисея Симона

ок1640. 40х52. Королевское собрание Англия

Крещение Христа

1605. 411х675. Королевский музей искусств Антверпен

  1. Христос и грешница
  2. 143х194. Королевский музей искусств Брюссель
  3. Христос, умывающий ноги ученикам
  4. 1632. Музей искусств Дижон
  5. Тайная вечеря

1631-32. 304х250. Пинакотека Брера Милан

Триумф Иуды Маккавея

1635. 310х228. Музей искусств Нант

  • Бичевание Христа
  • Церковь святого Павла Антверпен
  • Путь на Голгофу
  • 569х355. Королевский музей искусств Брюссель
  • Несение креста — 1637

Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122.

Конинклийк Музей, Антверпен

Три Распятия, 1620. Холст, масло.

Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам

Распятие — 1627, 51х38, Рококсхейс Антверпен

В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс заказал ему «Распятие на кресте» для францисканской церкви Реколле. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется «Удар копьем». На ней римский воин копьем пронзает бок Христа.

Небольшая группа людей, оплакивающих Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе.

Грубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое копье ( ниже под другим названием).

Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Дерево, масло, 429х311.

Конинклийк Музей, Антверпен

Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе).

Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины

1610. 460х340, 460х150. Собор Антверпен

Воздвижение распятого Христа,триптих, центральная часть. 1610. Дерево, масло, 460х340.

Антверпен, Кафедральный Собор

Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора. Главной картиной была «Снятие с креста», слева — «Кара Господня», а справа — «Представление в храме».

«Кара Господня» и «Представление в храме» — композиции, обладающие редкой благодатью, — они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о влиянии на художника Венеции.

Снятие с креста, триптих, общий вид

1612-14. 421х311, 421х153. Собор Антверпен

Но центральная панель — «Снятие с креста» знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи.

На самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах. Зрителя поражала, прежде всего, фигура мертвого Христа.

«Это одна из самых прекрасных его фигур, — писал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), — Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его». r /> На самом деле здесь изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не чувствуется.

С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его.

Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.

Снятие с креста, триптих, центральная часть.

1612-14. 421х311. Собор Антверпен

Картина Рубенса «Снятие с креста» стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зри-теля соответствующие эмоции. Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своего времени.

Оплакивание Христа

ок1618. 138х178. Королевский музей искусств Антверпен

  1. Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном
  2. Галерея Хаттон, Ньюкасл
  3. Погребение Христа

1615-16. 83х65. Институт искусств Курто, Лондон

  • Святая Троица
  • 158х152. Королевский музей искусств Антверпен
  • Воскресение Христа

1611-12. 138х98, 136х40. Собор Антверпен

Воскресение Христа, центр

1611-12. 138х98. Собор Антверпен

Воскресение Христа

1617-19. 67х102. Музей искусств Марсель

Извещение Марии о скорой смерти

1609-12. 92х73. Институт искусств Курто, Лондон

Благовещение о воплощении Христа, как исполнение пророчеств

1628-29. 65х47. Фонд Барнса, Мерион

Вознесение Девы Марии

1620-25. 88х59. Маурицхейс Гаага

  1. Вознесение Марии
  2. 1616-18. Академия искусств Дюссельдорф
  3. Христос — Владыка мира
  4. Музей искусств Страсбург
  5. Триумф веры

1627. 481х595. Музей искусств Валансьенн

  • Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых.
  • Святой Петр (мастерская Рубенса) — 1616 — 1618
  • Два апостола
  • Частное собрание
  • Обращение Павла

1610-12. 95х121. Институт искусств Курто Лондон

  1. Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем
  2. 114х88. Галерея Палатина Флоренция
  3. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1609-10
  4. Явление святому Франциску Мадонны с Младенцем
  5. Церковь святого Антония Падуанского, Антверпен
  6. Четыре евангелиста

ок1625. 439х447. Музей Ринглинга Сарасота

  • Святой Георгий со святыми
  • 1608. Санта Мария Валличелла Рим
  • Мученичество святого Георгия
  • Музей искусств Бордо
  • Кесарево — кесарю, Божье — Богу

ок1612. 144х190. Музей искусств Сан Франциско

Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: «Обращение св. Бавона» (для церк. св. Бавона, в Генте), «Поклонение волхвов» (для церк. св.

Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного суда» (в мюнхенской пинакот.).

Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).

Страшный суд

ок1620. 183х119. Старая пинакотека Мюнхен

  1. Чистилище
  2. 1634-36. Собор Нотр-Дам Турнэ
  3. Вручение ключей от чистилища и рая святому Петру

ок1616. 139х115. Коллекция Уоллес Лондон

фото биография Питер Пауль Рубенс

«Воздвижение Креста Господня» или «Водружение Креста»[3] — триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по некоторым данным также сообщается, что он был окончен в начале 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.

Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии.

В работе присутствуют явные черты итальянского ренессанса и барокко, и в частности таких художников, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.

Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение между множеством низкорослых атлетичных мужчин, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, невыносимой тяжестью тела Христова.

Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест.

Лица их почти не видны, а напряжённые мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.

Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.

На полотне изображено в общей сложности 22 человека. Из общего числа выделяются Мария и Иосиф, расположенные на левой панели, некоторые солдаты, и двое детей. Каждая панель триптиха имеет свою собственную доминирующую группу.

На левой панели это скорбящие женщины вместе с Марией и Иосифом. Средняя панель, разумеется, посвящена целиком и полностью Иисусу.

Одновременно в средней и правой панели изображена подготовка казни двух преступников, их также сопровождает группа из нескольких солдат.

Наглядный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их мощного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель по диагонали, что стилистически сродни картине «Погребение Христа» (Караваджо).

На обеих картинах демонстрируется движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в ключевой момент действия. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, пространство и время проиллюстрированы в сопоставлении с вертикальным подъемом Христа.

Рубенс смело использует динамику цвета и светотени, — стиль, который со временем приобретет более тонкие черты.

Как и многие другие шедевры Рубенса, сюжет Воздвижения Креста Господня полон действия. Однако движение надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках одежды, а в неповторимой игре красок, света и тени, за что Рубенса и считают гением своего времени.

Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Контракт на живопись был заключен в 1609 году, купцом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов. Первоначально картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).

Во время правления Наполеона, она была увезена императором в Париж вместе с другим триптихом Рубенса «Снятие с креста». Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х.[3] С 1815 года и по сей день работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) наряду с другими известными произведениями Рубенса.

Установлена на одной из алтарных стен.

Воздвижение Креста (Рубенс)

Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/iskusstvo/vozdvizhenie-kresta-rubens.html

Рубенс. «Снятие с креста» и «Воздвижение креста»

?

lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому lilac2012 2018-11-20 09:47:00 Category: Оригинал взят у M_3713 в Рубенс. «Снятие с креста» и «Воздвижение креста».

Многие говорят «Антверпен», но многие говорят также «родина Рубенса». В конце Зеленой площади виден собор Богоматери. Башенные часы только что пробили три. Церковь пуста. Только пономарь несколько нарушает тишину молчаливых, чистых и светлых приделов, какими изобразил их Питер Нефе, неподражаемо передав чувство уединения и величия. Идет дождь, погода переменчивая. Блики света и мрак сменяют друг друга на двух триптихах в узких простых рамах из темного дерева, прикрепленных к холодным, гладким стенам трансептов. Эта гордая живопись кажется здесь еще более впечатляющей среди кричащего света и мрака, как бы борющихся за обладание ею. Какие-то немецкие копиисты поставили свои мольберты перед «Снятием с креста». Перед «Воздвижением креста» нет никого. Этот простой факт достаточно красноречиво выражает общее мнение об этих двух произведениях. Ими безмерно восторгаются, почти без оговорок — факт, редкий по отношению к Рубенсу. Однако восторги раскололись. Широкая публика облюбовала «Снятие с креста», «Воздвижение» же способно трогать скорее пламенных или самых убежденных друзей Рубенса. Действительно, нет ничего более несходного между собой, чем эти два произведения. Написанные с перерывом в два года, вдохновленные единым усилием творческой мысли, они, однако, таят в себе зачатки двух различных направлений. «Снятие с креста» относится к 1612, «Воздвижение» — к 1610 году. Я подчеркиваю эти даты, так как они имеют значение: Рубенс вернулся в Антверпен и написал их, если можно так выразиться, едва сойдя на берег. Его художественное образование было закончено.

Читайте также:  Музей физических экспериментов тома тита в стокгольме

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картиныМежду центральной частью триптиха «Снятие с креста» и «Воздвижением креста» разница во всем: в точке зрения, в тенденции, в значимости, даже в методе — вплоть до влияний, различно проявившихся в этих двух произведениях. Достаточно беглого взгляда, чтобы убедиться в этом. Переносясь ко времени появления этих знаменательных созданий, понимаешь, что если одна картина больше удовлетворила и убедила, то другая скорее должна была удивить и, следовательно, заставила видеть в ней нечто более новое.Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

Менее совершенное, хотя бы потому, что оно более взволнованно и не имеет ни одной фигуры, столь же совершенной и привлекательной для глаза, как Магдалина, «Воздвижение» гораздо больше говорит о самобытности Рубенса, о его порывах, дерзаниях, удачах, — словом, о брожении ума, охваченного страстью ко всему новому и неведомому.

Оно открывает более широкую дорогу художнику. Возможно, что картина исполнена менее мастерски, но она предвещает куда более оригинального, смелого и сильного мастера. Рисунок более напряжен, менее выдержан, форма более необузданна, моделировка менее проста и более притязательна.

Но в колорите уже чувствуются глубокий жар и звучность, которые явятся могучими ресурсами Рубенса, когда он предпочтет лучистость красок их яркости.

Предположите у него краски более пламенные, контур менее жесткий, линию менее резкую, отнимите у него крупицу итальянской чопорности, являющейся, так сказать, выражением житейской мудрости и важных манер, усвоенных им за время путешествия, смотрите лишь на то, что присуще самому художнику — молодость, пыл, уже зрелые убеждения, — и перед вашими глазами предстанет Рубенс великих дней его творчества, то есть первое и последнее слово пламенной и стремительной манеры его живописи. Достаточно малейшей несдержанности кисти, чтобы эту относительно строгую картину превратить в одну из наиболее бурных, какие он когда-либо писал. А такая, как она есть, с темными янтарными тонами, густыми тенями, приглушенными раскатами грозовых гармоний, она принадлежит к числу тех, где огонь вспыхивает с особой яркостью, поддерживаемый мужественными усилиями, и достигает предельной силы благодаря неослабному напряжению воли.

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

Эта картина написана в один прием и построена на очень смелом узоре линий. В нагромождении ее раскрытых и замкнутых форм, изогнутых тел, воздетых рук, повторяющихся изгибов и твердых линий она до конца сохранила характер наброска, в котором запечатлелось мгновенно нахлынувшее чувство художника.

Первоначальный замысел, расположение частей, общий эффект, жесты, физиономии, причудливость пятен, техника — все кажется вылившимся сразу по непреодолимому вдохновению, яркому и мгновенному. Трактовка этой, казалось бы, неожиданной страницы его творчества осуществлена с необычной для Рубенса настойчивостью.

Теперь, как и в 1610 году, можно расходиться в мнениях относительно этого произведения, несомненно индивидуального если не по манере исполнения, то по духу.

Но вопрос, вероятно, обсуждавшийся еще при жизни художника, остается открытым и до сих пор: надо решить, которая из двух картин лучше представляет Рубенса в своей стране и в истории — та ли, в которой Рубенс еще не определился, или та, где он выступает таким, каким стал навсегда.

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

«Воздвижением», этой оригинальной и мужественной картиной, молодой художник, бывший в отсутствии с 1600 года, возвестил о своем возвращении из Италии.

Теперь все узнали, что он приобрел за время своих путешествий, узнали характер и род его занятий, а более всего тот гуманный дух, которым была проникнута его живопись.

Никто не сомневался в ожидающей его судьбе: ни те, кого поразила его живопись как откровение, ни те, кого она возмутила как скандал, чьи теории она ниспровергла и кто нападал на нее, ни те, кого она убедила и увлекла. С этого дня имя Рубенса становится священным.

«Старые мастера» Эжен Фромантен.

Источник: https://lilac2012.livejournal.com/644452.html

Картина Воздвижение Креста (Рубенс)

Воздвижение креста, Питер Пауль Рубенс - описание картины

  • Кто автор: Питер Пауль Рубенс
  • Как называется картина: Воздвижение Креста Господня
  • Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
  • В каком году написана(когда): в 1610
  • Оригинальное название картины на английском: Kruisoprichting
  • Холст, масло
    Собор Антверпенской Богоматери

Описание картины «Воздвижение Креста (Рубенс)»

«Воздвижение Креста Господня» либо «Водружение Креста» — триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по неким данным также сообщается, что он был окончен сначала 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.

Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии. В работе находятся очевидные черты итальянского ренессанса и барокко, и а именно таких живописцев, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.

Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение меж обилием низких атлетичных парней, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, нестерпимой тяжестью тела Христова.

Воздвижение Креста Господня. Полное изображение триптиха

Обычно живописцы изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя очевидцем экзекуции. Палачи с гневным усилием поднимают крест.

Лица их практически не заметны, а напряжённые мускулы тел, железные латы, тускло-красные одежки соединяются воедино. И кажется, как будто не они, а жива волна схватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.

Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный мученик, а государь Собственной судьбы.

На полотне изображено в общей трудности 22 человека. Из общего числа выделяются Мария и Иосиф, расположенные на левой панели, некие бойцы, и двое малышей. Любая панель триптиха имеет свою свою доминирующую группу.

На левой панели это скорбящие дамы совместно с Марией и Иосифом. Средняя панель, очевидно, посвящена полностью и на сто процентов Иисусу.

Сразу в средней и правой панели изображена подготовка экзекуции 2-ух преступников, их также аккомпанирует группа из нескольких боец.

Приятный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их массивного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель на искосок, что стилистически сродни картине «Погребение Христа» (Караваджо).

На обеих картинах показывается движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в главный момент деяния. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, место и время проиллюстрированы в сравнении с вертикальным подъемом Христа.

Рубенс смело употребляет динамику цвета и светотени, — стиль, который с течением времени приобретет более тонкие черты.

Как и многие другие шедевры Рубенса, сюжет Воздвижения Креста Господня полон деяния. Но движение нужно находить не в кропотливо проработанных позах либо в капризных складках одежки, а в неподражаемой игре красок, света и тени, за что Рубенса и считают гением собственного времени.

Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Договор на живопись был заключен в 1609 году, негоциантом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов. Сначало картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).

Во время правления Наполеона, она была увезена царем в Париж совместно с другим триптихом Рубенса «Снятие с креста». Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х. С 1815 года и до настоящего времени работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) вместе с другими известными произведениями Рубенса.

Установлена на одной из алтарных стенок.

См. также

Воздвижение Креста Господня
Снятие с креста (Рубенс)
Иисус Христос
Собор Антверпенской Богоматери
Барокко в живописи

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-vozdvizhenie-kresta-rubens.html

Питер пауль рубенс воздвижение креста – Воздвижение Креста (Рубенс) — Википедия

  1. 1 2 Dunton Larkin The World and Its People. — Silver, Burdett, 1896. — P. 164.

dic.academic.ru

Картина «Снятие с креста», Рубенс, 1612

Снятие с креста — Питер Пауль Рубенс, 1612. Дерево, масло. 420,5×320 см

   Триптих «Снятие с креста» был создан великим фламандцем Питером Паулем Рубенсом для кафедрального собора его родного города Антверпена, в то время, когда, начиная с 1610 года он писал, по большей части, на религиозные темы.

К тому же периоду относится и триптих «Воздвижение креста» и многие другие.

Этой, воистину знаковой работой, Рубенс заявляет о себе, как о вполне самобытном художнике, но всё ещё находящимся под некоторым влиянием великих итальянских мастеров и учителей — Караваджо и Якопо Тинторетто.

   Картина приковывает взгляд с первого мгновенья – фигурой Христа, упавшей на плечо головой, смещением тела и словно остановившегося на один краткий миг, перед тем как опустится в руки Апостола Иоанна.

По замыслу автора, умерщвлённое тело Сына Божьего — свинцово-серое, как мраморная статуя, на ярко-белом фоне погребального савана, «вливается» в ярко-красные, жизнеутверждающие одежды любимого ученика — Иоанна.

   Стоящий на лестнице и уже теряющий равновесие старец, словно воспаряющий вверх, уже выпустил тело из своих рук, а второй старец — Иосиф Аримафейский ещё удерживает под руку Спасителя.

   Коленопреклоненная Мария Магдалина готова принять ноги Иисуса, те самые ноги Учителя, которые она ещё совсем недавно вытирала своими волосами и смазывала благовониями.

   С белым, как саван, лицом стоит Богоматерь, протянув к Сыну ладонь руки, чтобы принять его. Её страдания понятны и близки каждому, любящему Христа.

   При всей реалистичной «тяжести» происходящего, в картине нет показного «драматизма», нет театральных криков, жестов, нет даже слёз.

Испытывая на себе влияние Караваджо, с его подчёркнуто резким контрастом света и тени, Рубенс в своей работе всё же освобождается от «подражания итальянцам» и пишет палитрой светло-серых, розовато-зелёных и янтарных красок у женских фигур, и более традиционных красных и охристых у мужчин.

   Композиция центральной части триптиха выстроена по диагонали: справа — налево и сверху – вниз. Тёмный фон уходящего дня контрастирует с ярким, бело-красным пятном центральных фигур – Христа, Апостола Иоанна, головы и рук Марии Магдалины.

Окружение вокруг Иисуса Христа образует стройное, взаимосвязанное, торжественное действо. Внизу картины, на переднем плане в правом углу, как символы страдания Христа изображены: страница из Писания, омытые гвозди и терновый венец в тазу с водой.

   Перед нами самая величественная из созданных Рубенсом религиозных работ, прославившая его как певца истинных христианских ценностей.

muzei-mira.com

Воздвижение Креста (Рубенс) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1610 года

«Воздвижение Креста Господня» или «Водружение Креста»[1] — триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по некоторым данным также сообщается, что он был окончен в начале 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.

Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии.

В работе присутствуют явные черты итальянского ренессанса и барокко, и в частности таких художников, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.

Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение между множеством низкорослых атлетичных мужчин, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, невыносимой тяжестью тела Христова.

Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест.

Лица их почти не видны, а напряжённые мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.

Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.

На полотне изображено в общей сложности 22 человека. Из общего числа выделяются Мария и Иосиф, расположенные на левой панели, некоторые солдаты, и двое детей. Каждая панель триптиха имеет свою собственную доминирующую группу.

На левой панели это скорбящие женщины вместе с Марией и Иосифом. Средняя панель, разумеется, посвящена целиком и полностью Иисусу.

Одновременно в средней и правой панели изображена подготовка казни двух преступников, их также сопровождает группа из нескольких солдат.

Наглядный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их мощного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель по диагонали, что стилистически сродни картине «Погребение Христа» (Караваджо).

Читайте также:  Видео экскурсия по музею изобразительных искусств имени а.с. пушкина » музеи мира и картины известных художников

На обеих картинах демонстрируется движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в ключевой момент действия. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, пространство и время проиллюстрированы в сопоставлении с вертикальным подъемом Христа.

Рубенс смело использует динамику цвета и светотени, — стиль, который со временем приобретет более тонкие черты.

Как и многие другие шедевры Рубенса, сюжет Воздвижения Креста Господня полон действия. Однако движение надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках одежды, а в неповторимой игре красок, света и тени, за что Рубенса и считают гением своего времени.

Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Контракт на живопись был заключен в 1609 году, купцом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов. Первоначально картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).

Во время правления Наполеона, она была увезена императором в Париж вместе с другим триптихом Рубенса «Снятие с креста». Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х.[1]

С 1815 года и по сей день работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) наряду с другими известными произведениями Рубенса. Установлена на одной из алтарных стен.

См. также

Напишите отзыв о статье «Воздвижение Креста (Рубенс)»

Примечания

  1. 1 2 Dunton Larkin. The World and Its People. — Silver, Burdett, 1896. — P. 164.

Ссылки

  • [www.rubensonline.be/showDetail.asp?artworkID=100298 Информация о картине (нид.)]
  • [www.rubensonline.be/results.asp?creator=Rubens,%20Peter%20Paul Rubens Online] — интерактивный сайт о творчестве художника (BEL)

Отрывок, характеризующий Воздвижение Креста (Рубенс)

– Да, я его видела, – сказала она. – Как же? Как же? Стоит или лежит? – Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.

– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.

– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила. – Ну а потом, Соня?… – Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…

– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак.

В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты.

Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине.

При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками. Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно. Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью. Взорванный словом интригантка , Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала. – Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос. – Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.

– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.

wiki-org.ru

Воздвижение Креста (Рубенс) — Gpedia, Your Encyclopedia

«Воздвижение Креста Господня» или «Водружение Креста»[3] — триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по некоторым данным также сообщается, что он был окончен в начале 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.

Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии.

В работе присутствуют явные черты итальянского ренессанса и барокко, и в частности таких художников, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело.

Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение между множеством низкорослых атлетичных мужчин, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, невыносимой тяжестью тела Христова.

Воздвижение Креста Господня. Полное изображение триптиха

Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест.

Лица их почти не видны, а напряжённые мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся.

Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.

На полотне изображено в общей сложности 22 человека. Из общего числа выделяются Мария и Иосиф, расположенные на левой панели, некоторые солдаты, и двое детей. Каждая панель триптиха имеет свою собственную доминирующую группу.

На левой панели это скорбящие женщины вместе с Марией и Иосифом. Средняя панель, разумеется, посвящена целиком и полностью Иисусу.

Одновременно в средней и правой панели изображена подготовка казни двух преступников, их также сопровождает группа из нескольких солдат.

Наглядный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их мощного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель по диагонали, что стилистически сродни картине «Погребение Христа» (Караваджо).

На обеих картинах демонстрируется движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в ключевой момент действия. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, пространство и время проиллюстрированы в сопоставлении с вертикальным подъемом Христа.

Рубенс смело использует динамику цвета и светотени, — стиль, который со временем приобретет более тонкие черты.

Как и многие другие шедевры Рубенса, сюжет Воздвижения Креста Господня полон действия. Однако движение надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках одежды, а в неповторимой игре красок, света и тени, за что Рубенса и считают гением своего времени.

Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Контракт на живопись был заключен в 1609 году, купцом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов. Первоначально картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).

Во время правления Наполеона, она была увезена императором в Париж вместе с другим триптихом Рубенса «Снятие с креста». Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х.[3]

С 1815 года и по сей день работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) наряду с другими известными произведениями Рубенса. Установлена на одной из алтарных стен.

См. также

Примечания

Ссылки

www.gpedia.com

Источник: https://museum-kam.ru/raznoe/piter-paul-rubens-vozdvizhenie-kresta-vozdvizhenie-kresta-rubens-vikipediya.html

Картина «Снятие с креста»

Дата создания: 1612–14 годы.
Тип: масло, дуб.

Расположение: Антверпен.

Снятие с креста

Вместе с итальянским художником Караваджо, Питер Пауль Рубенс был одним из ведущих фигур в живописи барокко. Оба мастера выразили драму и тайны, лежащие в основе католической догмы, а так же были экспертами в светотени и моделировании форм. Но в то время, когда Караваджо известен неприукрашенным натурализмом, Рубенс придерживается более традиционных правил.

«Снятие с креста» является центральной панелью триптиха, который Рубенс написал для собора Богоматери в Антверпене. Это был второй запрестольный образ завершенный художником.

Первый же «Воздвижение креста», датируется 1610 годом. Кроме того, он написал две другие вариации на тему снятия.

Одну в 1616–1617, которая теперь находится Музее Изобразительных Искусств (Лилль, Франция), другую в 1617–1618 (Эрмитаж, Россия).

Воздвижение креста

Холст был заказан в 1611 году главой гильдии Антверпена, по совместительству хорошим другом Рубенса.

Анализ произведения

Живописец приступил к работе сразу после длительного визита в Италию, где занимался изучением алтарей, нового стиля Караваджизма, а так же анатомическое строение (посредством скульптур ренессанса). «Спуск с креста» полон методов и приемов, почерпнутых мастером после путешествия.

Композиция центральной части триптиха основана на эмоциональном взаимодействии группы фигур, расположенных вокруг безжизненного тела Спасителя. По диагонали картины расположено бледное и мускулистое тело Иисуса и его медленное снятие.

Расположенные на вершине двух лестниц, на верхней части холста, двое рабочих начали процесс опускания с помощью бандажа.

Они помогают святому Иоанну (в красном плаще) у подножья креста, Иосифу Аримафейскому (стоит по середине левой лестницы) и Никодиму (расположен по середине правой лестницы).

Триптих Рубенса

Ниже располагаются три Марии: Дева одета в спокойный синий и поднимает руки к мертвому сыну; ниже изображена приседающая на колени её сестра (не доказано) — Мария Клеопова; Магдалина же с любовью держит левую ногу Спасителя.

На земле справа мы можем видеть медное блюдо, в котором лежит терновый венец и гвозди, оставшиеся после распятия. Блюдо наполнено застывшей кровью. Композиция значительно отличается от аналога Караваджо.

Положение во гроб. Караваджо.

Масштабы картины (420,5*320 см), согласно руководящим принципам католического совета, должны были стимулировать благочестие и воображение зрителя, ведь учение иезуитов акцентировало особое внимание на необходимость развития способности верующего представлять библейские сцены так, будто они были абсолютно реальны. Распятие и его последствия — важный элемент христианского богословия и по сей день.

Две другие работы Рубенса на эту тему в равной степени драматичны и мастерски выполнены. Некоторые искусствоведы считают, что версия из Эрмитажа предлагает самую тяжелую и монументальную трактовку событий, благодаря небольшому количеству фигур и отсутствию фона. Шедевр из Антверпена принято рассматривать как самый «барочный» из трех.

Картина «Снятие с креста» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Религия

Источник: https://artrue.ru/style/barocco/rubens/kartina-snyatie-s-kresta.html

Питер Пауль Рубенс

 1577-1640

Творчество гениального фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577–1640) является наиболее ярким примером стиля барокко в живописи.

Стиль и мировоззрение

Барокко для некоторых исследователей — это направление в европейской живописи, архитектурный стиль, культурное явление, которое нашло свое лучшее отражение в изобразительном и прикладном искусстве. Для них понятие «барокко» относится главным образом к визуальным формам выражения.

Читайте также:  Охота на кабана, питер пауль рубенс

На самом деле барокко — это мировоззрение, сформировавшееся под влиянием культуры эпохи Возрожде­ния, от которой его отделяет духовный и религиозный кризис, вызванный Реформацией.

Вот почему для искусства барокко характерны резкие конт­расты: художники наслаждаются чувственной красотой предметов, сочно рисуют мельчайшие детали и в то же время размышляют о вечности и тайнах бытия.

Во всех видах искусства мировоззрение барокко воплотилось в динамичном сочетании трех элементов: мастерское владение формой, желание создать бурное движение и увлечение орнаментикой.

После периода крайнего аскетизма, сменившего вычурность маньеристов, церковь стала проявлять меньшую строгость по отношению к художникам, наступил расцвет всех искусств. Синтез живописи, скульптуры, архитектуры породил новое отношение к пространству.

Рим дал начало новому стилю, который распространялся иезуитами и поддерживался церковью, видевшей в изо­бразительных искусствах средство утверждения догматов веры.

В XVII в. появилась живопись нового типа. Итальянский критик Луиджи Салерно так определил ее главный принцип: «Изображение отныне не сводится только к линии и цвету, художник хочет передать нечто выходящее за пределы линий, краски и перспективы, воздействующее на чув­ства и воображение зрителя».

Чтобы пробудить фантазию, художник стре­мится разрушить барьер между зрителем и произведением искусства и придать картине беспредельность.

Все эти качества характерны для творчества Рубенса.

Адам и Ева. 1600.Антверпен, Дом-музей Рубенса

Азбука искусств

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г . в небольшом городке Зигене, в Германии. Будущий художник происходил из буржуазной семьи. Его дед был владельцем аптеки и торговцем пряностями, отец — извест­ным юристом, мать, Мария Пейпелинкс, — дочерью купца.

В 1568 г . семья Рубенсов переехала из Антверпена в Кёльн, где Ян Рубенс получил должность секретаря при дворе Анны Саксонской, жены Вильгельма I Оранского.

Рубенс учился в католической школе, где его учителями были иезуиты. Отсюда блестящее знание латыни и античной мифологии — Рубенс позднее считался одним из лучших ее знатоков. Он свободно писал по-итальянски, по-французски, владел немецким, испанским и английским.

Чтобы обучить сына хорошим манерам, его мать определила мальчика в пажи к принцессе Маргарите де Линь. Здесь Рубенс, помимо того что научился изящно писать, хорошо говорить, уверенно держаться, основательно ознакомился с филологическими и теологическими науками.

В 1591 г . Питер Пауль начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта, около четырех лет — у Адама ван Норта, еще два года — у Отто Вениуса. В 1598 г . его принимают в Гильдию художников св. Луки.

«Если у Верхахта Рубенс обучился азбуке искусств, — отмечает Фромантен, — а у Вениуса прошел среднюю школу, то ван Норт дал ему нечто боль­шее: он предстал перед Рубенсом как натура исключительная, непокорная, как единственный из живописцев, оставшийся фламандцем в то время, когда фламандцев по духу во Фландрии уже не осталось».

Отто Вениус, посе­тивший Флоренцию, Рим, Венецию и Парму, вызвал у молодого художника страс­тное желание посетить Италию.

Сохранилась одна из немногих ранних картин Рубенса «Адам и Ева в Раю» (1600), выставленная в Доме Рубенса. Здесь еще ничто не предвещает бурный темперамент, живописную мощь и неистовое движение будущего мастера.

Довольно суховатые, изысканные формы, эмалевидные тела, статичность фигур, спокойная, ровная манера живописи, безмятежные лица, — одним словом, типичный маньеристический стиль, составляющий особенность фламандского маньеризма конца XVI в.

, который позднее Рубенсу предстояло преодолеть.

Италия

В 1600 г . двадцатитрехлетний Рубенс едет в Италию. Здесь он активно изучает творения Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Корреджио, Д. Романо, Тициана, Тинторетто, Веронезе, болонцев и Адама Эльсхеймера, современного ему немецкого художника, тонкого и оригинального.

Сильно влияют на молодого Рубенса картины Караваджо с его мощными земными фор­мами и грубоватой натуралистичностью. Он изучает античное искусство, вра­щаясь в кругу римских археологов и ученых, обсуждая с ними сложнейшие вопросы классической истории и филологии.

Его имя становится известным.

В том же году Рубенса приглашают ко двору Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского, который назначает его придворным живописцем. В 1601 г . Рубенс в Риме, в 1603-м отправляется по поручению Винченцо Гонзага в дипломатическую поездку в Испанию. Здесь его заваливают заказами: он пишет конный портрет всесильного герцога Лерма и ряд религиозных ком­позиций.

С 1605 по 1607 г . художник живет в Риме, в 1607 г . сопро­вождает герцога Мантуанского в Геную, где тщательно изучает архитектуру генуэзских дворцов, результатом чего явилась позднее изданная большая двухтомная работа «Дворцы Генуи». В 1608 г .

Рубенс едет в Рим, где по­лучает известие о болезни матери и срочно возвращается в Антверпен, но увидеть свою мать живой ему уже не довелось.

Из Италии Рубенс привез огромное множество своих рисунков и ко­пий с картин Рафаэля, Леонардо, Микеланджело и Тициана, которого он особенно ценил.

Водружение креста. Ок. 1610–1611. Кафедральный собор, Антверпен

Пламенные страницы

С 1608 г . начинается антверпенский период жизни Рубенса. В сентябре 1609 г . эрцгерцоги Альберт и Изабелла, правившие тогда Фландрией от имени испанской короны, делают его своим придворным художником.

Именно с этого момента Рубенс становится центральной фигурой всего фла­мандского искусства. В октябре 1609 г . художник женится на дочери антверпенского городского писца Изабелле Брант.

В следующем году он покупает большой дом в Антверпене.

Он приехал во Фландрию в тот момент, когда перемены в политической жизни способствовали бурному развитию национального искусства. До 1609 г . Фландрия, или Южные Нидерланды, вела длительную войну с Северными Нидерландами, освободившимися от испанского владычества. Перемирие 1609 г .

позволило начать восстановление того, что пострадало от войны. Это в первую очередь касалось храмов. На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно участвовал в этой работе, создавая множество великолепных алтарных образов.

Художник украшает стены и алтари, видимые из всех частей храма, он обращается к обширной аудитории и поэтому должен быть услышан отовсюду, должен поражать, захватывать и очаровывать. Отсюда вытекает необходимость настойчиво подчеркивать, усиливать ху­дожественные средства своей живописи, возвышать свой голос.

Этим тор­жественным искусством большого масштаба управляют особые законы пе­рспективы, композиции и колорита.

Среди этих многочисленных алтарных образов особенно выделяются «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» из Кафедрального собора в Антверпене. О них вдохновенно писал Фромантен: «В числе литературных жанров есть жанр героический, обычно называемый одой…

Никакой порыв, никакое богатство слога не кажутся здесь чрезмерными в восходящем движении строф, никакой избыток света не будет неуместным на их вершине. Я мог бы назвать вам такую картину Рубенса, озаренную светом, задуманную и выполненную как лучшие отрывки в пиндаровском стиле.

«Воздвижение креста» послужило бы мне первым примером…

Эта пламенная страница вся написана в риторическом стиле, начиная от стремительных линий, ее пронизывающих, от идеи, которая с подъемом к вершине становится все ярче, и вплоть до изумительно выполненной головы Христа, являющейся кульминационной и самой выразительной нотой поэмы».

Мастерская художника

Так как количество заказов увеличивается из года в год и Ру­бенс не мог все их выполнить самостоятельно, он организует большую мастерскую. С 1616 г.

у него работает Ван Дейк, с 1617-го — Иорданс, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный, сын великого Питера Брейгеля Старшего.

Он выпускает картины тысячами (сохранилось около трех тысяч работ Рубенса и его мастерской), он работает с раннего утра и до вечера.

В письме от 11 мая 1611 г. Рубенс сообщает: «Я до такой степени оса­жден просьбами со всех сторон, что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе.

Я могу сказать, что я был принужден отклонить более ста кандидатов, хотя многие из них мои родственники или родственники моей жены, и некоторые из этих отказов, как мне известно, обидели лучших моих друзей».

У Рубенса много помощников. Имена их могут меняться, но правила для всех одни. Глава мастерской делает наброски — они воспроизводят их на холсте или на дереве в увеличенном масштабе в соответствии с за­данными размерами.

Точно полководец на поле сражения, Рубенс наблюда­ет за ходом работы — здесь исправит деталь, тут закончит фигуру. В боль­ших композициях он особенно тщательно исправляет нижнюю часть — ту, что прежде всего рассматривают зрители.

Остальное предоставляется помощникам.

В 1611 г . Рубенс покупает дом, сделав из него роскошное пала­ццо в итальянском стиле. В саду возводится триумфальная арка, куполь­ное строение для художественных коллекций и различные павильоны, где часто устраиваются роскошные приемы. В 1618 г . Рубенс приобретает зна­менитое собрание антиков у английского посланника в Голландии сэра Карлтона.

Снятие со креста. Ок. 1611–1614. Кафедральный собор, Антверпен

«У каждого свой дар»

Племянник Рубенса сохранил свидетельство о том, как художник распределял свое время. Он вставал в 5 часов утра и шел в церковь к ранней мессе. По возвращении он тотчас же приступал к работе. Пока он писал, ему читали Плутарха, Сенеку и Тацита — его любимых авторов.

Одновременно он мог диктовать письма и любезно беседовать со всеми посети­телями. В еде он был крайне умерен, прерывав свою работу лишь одной скромной трапезой.

К вечеру он совершал обычно верховую прогулку на одном из своих испанских скакунов, а вечерние часы уделял светской жизни.

Период с 1610 по 1620 г . — время наибольшего размаха декоратив­ного гения Рубенса. В письме Уильяму Трамболлу Рубенс сообщает: «Признаюсь, что по врожденному чувству я более склонен писать огромные полотна, чем маленькие вещицы. У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил».

Главное место среди этих работ занимают огромные алтарные образы: тридцать девять плафонов и три алтаря для церквей иезуитов, двадцать одно декоративное панно из жизни Марии Медичи и эскизы для двенадца­ти гобеленов из жизни императора Константина, эскизы для пятидесяти гобеленов с изображением триумфа Евхаристии. В тот же период Рубенс создает огромные композиции «Битва с амазонками», «Обращение Савла», «Страшный суд» (Мюнхен). И одновременно появляются идиллические сцены: «Юпитер и Каллисто», «Возвращение Дианы с охоты» (Дрезден), «Венера, Амур, Вакх и Церера» (Кассель).

В 1626 г . умирает Изабелла Брант. «Воистину я потерял, — писал Рубенс, — превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола: она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивали мертвую».

Дипломат и коллекционер

Чтобы избегнуть одиночества, Рубенс обращается на путь дипломатии. В Испании он был испанцем, потому что не только прекрасно говорил по-испански, но и хорошо знал все тогдашние проблемы дипломатии, был сведущ в этикете и «табели о рангах».

Приехав в Испанию, Рубенс подружился с Веласкесом, еще только начинающим художником, разглядел его гениальное дарование, посещал вместе с ним королевские собрания искусств, подолгу беседовал с ним.

Именно благодаря ходатайству Рубенса перед королем Веласкес смог дважды побывать в Италии и познакомить­ся с шедеврами итальянской живописи.

В 1630 г . между Испанией и союзницей Голландии Англией был заключен мир, во многом подготовленный стараниями Рубенса, утверждавшего в одном из своих писем: «Я человек мирных вкусов и заклятый враг войны, тяжб, столкновений и ссор».

Пятидесятитрехлетний Рубенс женится на Елене Фоурмен — шестнадцатилетней племяннице Изабеллы Брант. В 1634 г . он покупает замок Стен в Элевсейте. Это обширные владения — поля, леса и река. Замок Стен — большой загородный особняк, к нему для забавы пристроены игрушечные башенки и подъемный мост.

Художник теперь использует его как декорацию для своих картин. В Антверпене он живет во дворце, кото­рый ломится от сокровищ. Рубенс — один из самых богатых коллекционеров города: у него есть замечательные картины, мраморная скульптура, скуль­птура из слоновой кости, изделия из агата, золота, серебра, дорогие мини­атюры, книги, гравюры.

Он владеет домами, землей, большим количеством цен­ных бумаг.

Любимым жанром в этот период становится пейзаж. Это особый национальный фламандский пейзаж, воспевающий богатство и изобилие природы. Сюда относятся «Возвращение с полей», «Осенний пейзаж с замком Стен», «Возчики камней», «Пейзаж с радугой», «Пейзаж с птицеловом».

Вулканический гений

Сердце художника остановилось, не выдержав мучительного приступа подагры, 30 мая 1640 г . В часовне, ему посвященной, поместили одну из его последних картин – «Святой Георгий», где были изображены его близкие, уже ушедшие и еще живые. В образе святого Георгия угадывается сам Рубенс.

О великом фламандском мастере с восторгом писали сотни исследователей. «Гомером живописи» называл его великий французский роман­тик Эжен Делакруа. В 1921 г . в своей книге «Сонеты» замечательный русский ученый, коллекционер и большой знаток искусства старых масте­ров Алексей Алексеевич Сидоров восклицал в сонете «Рубенс»:

Художник пишет, властная рука / Вселенную окутывает дымом. Круговоротом невообразимым

Свивайся красок ярая река…

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200602403

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector