Архип иванович куинджи
Этого талантливого художника-самоучку подозревали в разных ухищрениях, позволяющих создать невероятный свет, будто исходящий с картин, но секретом был лишь его талант. И.Е. Репин сказал о нем: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Архип Иванович Куинджи родился 27 января (15 по старому стилю) 1841 года в Мариуполе Российской империи. Его отец, Иван Христофорович, был греком по происхождению, и сапожником по профессии. Жила семья очень бедно, и занимался ее глава, в том числе, хлебопашеством. Возможно, поэтому в метрике будущего художника записали под фамилией «Еменджи», что значит «трудовой человек».
Портрет А.Куинджи кисти Виктора Васнецова, 1869 г.
Архип Куинджи лишился отца, когда ему было всего 4 года, мать пережила его ненамного, и мальчика забрали к себе родственники по отцовской линии. Будучи тоже людьми бедными, они, тем не менее, старались дать мальчику хоть какое-то образование, но из-за нехватки денег Архипу еще ребенком пришлось подрабатывать, и, возможно, поэтому учился он не очень хорошо.
Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. Местный хлеботорговец посоветовал поехать в Крым к знаменитому художнику Ивану Айвазовскому, что тот и сделал. И хотя Айвазовский не взял его в ученики, доверив лишь смешивать краски, эта поездка определила дальнейшую судьбу юноши — так впечатлила его встреча с настоящим искусством.
Какое-то время Архип работал ретушером в фотостудии, а в 1865 году отправился в столицу поступать в Императорскую Академию художеств.
Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма».
Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника, но для получения диплома требовалось сдать экзамены, не все из которых под силу самоучке, не имеющему специальных знаний, и академики идут навстречу юному дарованию, в ответ на его прошение разрешив ограничиться лишь основными дисциплинами. В 1870 году Архип Куинджи получает диплом Академии и звание неклассного художника, тогда же он знакомится со знаменитыми художниками-передвижниками, такими как Илья Репин, Иван Крамской, и это накладывает отпечаток на его творчество и мировоззрение.
Волны, 1870е
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении, 1869
Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников, и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих), и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. И хотя художники осудили поступок Клодта, тот был профессором Академии художеств, поэтому исключить его было не так просто. В итоге их ряды покинул Куинджи. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже.
Работы этого периода, помимо того, что написаны в реалистичной манере, имеют отличительной особенностью то, что Куинджи пишет их, видя действительность глазами бедного человека со всей печалью и состраданием к жизни обычных людей. И этот пронзительный реализм обеспечивает Куинджи ошеломительный успех.
Осенняя распутица, 1872
Забытая деревня, 1874
В это же время он женится на своей давней возлюбленной Вере Кетчерджи, тоже гречанке по происхождению, и сразу же после свадьбы молодожены уезжают на Валаам, излюбленное место русских художников.
Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея).
На острове Валааме, 1873
Там же, на Валааме, была написана еще одна известная работа Куинджи – «Ладожское озеро». Изящный и легкий пейзаж, воспевающий суровую северную природу.
Ладожское озеро, 1873
На Валааме, 1872
Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями, и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь». Это был громкий успех.
Куинджи отошел от классической живописи, позволив себе изобразить объекты более плоскими, чем полагалось, вместо этого сделав акцент на лунном свете, с тем, чтобы всё внимание зрителя было приковано именно к нему.
Это было ново, необычно, и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа совершенно пораженных и восхищенных зрителей». Красота обычной лунной ночи, доступная каждому, но отмеченная так ярко именно Архипом Куинджи.
Украинская ночь, 1876
Каждая следующая работа лишь укрепляла популярность Куинджи. На выставке в Париже зрители единодушно отмечают художника. Вот, что написал о нем журналист Поль Манц: «Ни малейшего следа иностранного влияния, или, по крайней мере, никаких признаков подражательности».
Вечер на Украине, 1878-1901
В 1879 году Куинджи представил на выставке передвижников три новых картины: После дождя, Север и Березовая роща. Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя».
В ней Куинджи запечатлел момент, когда после только что пронесшейся над степным хутором грозы небо еще затянуто бегущими к горизонту черно-лиловыми тучами, но сквозь них уже пробились солнечные лучи, осветившие омытую ливнем траву и мокрые крыши зданий, и в свежем воздухе живет предчувствие радуги. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)».
После дождя, 1879
«В картине «Север» Куинджи как бы с высоты птичьего полёта запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной «завороженности» этих неуютных суровых просторов.
Очень выразителен и характерен для его творчества мотив растущей на гранитных скалах сосны (художник любил изображать также сосны, вцепившиеся корнями в почву на самом краю обрыва и упрямо тянущиеся к небу)».
(Владимир Петров)
Север, 1879
В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре». Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. Окна были занавешены, горел лишь единственный источник света, усиливая впечатление от картины. Это был фурор! Люди замирали перед картиной, и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах.
Яков Полонский написал об этом: «Я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?».
Лунная ночь на Днепре, 1880
Куинджи шел своей дорогой: если, например, Шишкин уделял огромное внимание деталям, то Куинджи, напротив, обобщал их, создавая скорей настроение. Он увлечен импрессионизмом, когда большинство художников относится к новому веянию настороженно, если не с осуждением.
Днепр утром, 1881
На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. Целых 20 лет молчания.
Конечно, слухами земля полнится, и массово обсуждалось, что Куинджи исчерпал себя, что больше не может писать, однако правды в этом не было – художник продолжал работать, за эти годы им было создано множество полотен.
К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром».
Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно! Оказывается, он все это время работал, и не без успеха».
В 1901 году Архип Куинджи решает организовать новую выставку. Снова оглушительный успех, несмотря на который до самой смерти художник больше никогда не показывал своих работ. Девять лет молчания.
Христос в Гефсиманском саду, 1901
В 1910 году, живя по-прежнему в Крыму, Куинджи заболел воспалением легких, и было решено уехать в Петербург. У постели Архипа Ивановича, помимо жены, были его ученики — Николай Рерих и Николай Химона. По воспоминаниям современников Куинджи был человеком вспыльчивым, но очень добрым и искренним, и интересный факт, что некоторые из его учеников завещали похоронить себя рядом с мастером.
А.И. Куинджи с учениками, фотография, 1897. (Куинджи в центре,по левую руку от него Николай Рерих)
А.И. Куинджи, фотография, 1890-е
Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии.
В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа… Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство».
- Ночное, 1905-08
- Мальчик-самоучка из бедной семьи смог добиться успеха и почитания еще при жизни, несмотря на то, что всегда были те, кто критиковал его за слабый рисунок, за излишнюю «цветастость», что являлось результатом отсутствия художественного образования, но, с другой стороны, возможно именно это позволило ему стать тем, кем он стал – самобытным, ни на кого не похожим, уникальным художником, которым по праву мы можем гордиться.
- Лодка в море. Крым, 1875
- Лунная ночь на море, 1874
- Березовая роща, 1879
- Дарьяльское ущелье, 1890-1895
- Облако, 1895
- Красный закат на Днепре, 1905-1908
- Лов рыбы на Чёрном море, 1900
- Радуга, 1900-1905
- Снежные вершины, 1890-1895
Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым, 1898-1908
Море. Крым
kolybanov.livejournal.com
Источник: https://govza.ru/2016/03/31/arhip-ivanovich-kuindzhi/
«Колорит»: Искусство изображать реальность. Живопись Архипа Куинджи
Сейчас фотореалистичные картины не редкость. И вряд ли подобным можно удивить в цифровую эпоху, но как и у любого культурного феномена у гиперреализма есть корни, ведущие прямиком к сверхреалистичным и сверхдетализированным картинам Архипа Куинджи. Concepture публикует аналитическую статью, посвященную греческому мастеру реальности.
Березовая роща. 1879
Архип Иванович Куинджи – известный русский пейзажист греческого происхождения. Родился 15 января 1841 (или 1842) года, учился у Айвазовского и некоторое время в академии художеств, в которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.
Работы Куинджи являют себя как математически точно выверенные композиции. И не без причины: художника всегда интересовали проблемы передачи света. Пейзажи «Татарская деревня при лунном освещении», «На острове Валааме», «Украинская ночь» и многие другие отражают неуловимое состояние природы, ее светоэкзистенцию, рождающую ощущение достоверности изображенного на картине.
В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Айвазовский был маринист.
Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали.
Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну.
Развивая свой метод, Архип Иванович постоянно экспериментировал с различными световыми эффектами и интенсификацией цвета, сведенной к нескольким основным тонам, тем самым стремясь передать наиболее выразительные по освещенности состояния природы. И у него получалось добиться практически полной оптической иллюзии настоящего освещения.
Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения. Например, одним из таких приемов был неестественно высокий горизонт, из-за чего взгляд на привычный образ местности трансформировался и достигалось ощущение присутствия.
Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Он с глубочайшим тщанием выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества, изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал.
В этом и выражался его технический гений – превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте.
Картина или действительность?
Лунная ночь на Днепре. 1880
Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние.
И все это – свидетельство в пользу подлинной гениальности Архипа Ивановича, который применил весьма сложный живописный прием – противопоставление теплого красноватого тона земли и холодно-серебристых оттенков, углубляющее пространство, вкупе с мелкими темными мазками в освещенных местах, создающих ощущение вибрирующего света.
Наверное, мало кто мог поверить тогда, что можно добиться подобных эффектов, лишь в совершенстве овладев живописной техникой.
Удивление вызывало то, какой степени совершенства достиг Куинджи, сосредоточив свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности – пресловутый genius loci.
Греко-русский живописец всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу.
Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена; а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Такие требования объяснялись тем, что эффект лунного сияния в полной мере можно оценить лишь при искусственном освещении.
На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света.
Применяя современную терминологию, такую технически оснащенную экспозицию гениального живописца можно расценить как инсталляцию, в которую зритель оказывался погружен с головой. Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление.
Что же открывалось испытующему взору ценителей? Открывалось широкое, уходящее вдаль пространство: равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливающейся у горизонта с темным небом, покрытым рядами облаков.
Расступающиеся в вышине облака и появившаяся между ними луна, освещающая Днепр и тропинки на ближнем его берегу. Картина буквально излучала ощущение небывалого спокойствия, застывшей природы, находящейся в ожидании нового дня.
При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом.
Много отзывов последовало после экспозиции произведения. Поэт Я. Полонский писал:
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи уходили из зала со слезами на глазах.
Казалось бы, что может быть проще и понятней действительности? Но в этой простоте таилось то, что всегда будет волновать человеческую душу.
Вечная природа с ее неизменностью, так сильно отличающаяся от конечной человеческой жизни, полной житейской суеты.
Художник света
После дождя. 1879
Пытаясь дать хоть сколько-нибудь аналитическую оценку вкладу Архипа Куинджи в историю, можно сказать, что не без его участия конец XIX века стал той точкой, с которой началось современное искусство. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Художники искали новые пути развития.
Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи.
Благодаря своему таланту изображать простые вещи в точно выверенной композиции, Куинжи, сам того не подозревая, встал у истоков гиперреализма.
- Н.К. Рерих – «Мастерская Куинджи»
- В.В. Стасов – «Избранные статьи о русской живописи»
Источник: https://concepture.club/post/rubrika_2021/kolorit-iskusstvo-izobrazhat-realnost-zhivopis-arhipa-kuindzhi
Архип Куинджи. Морские пейзажи. Описание картин | Русские художники. Russian Artists
Куинджи стремился исследовать воздушную среду как предмет живописи, исследовать ее «ответ» на эффекты света, ее цветовую структуру, с ее малейшими переходами и, естественно, ее эмоциональным воздействием на человеческое восприятие. Куинджи обнаружил колористические свойства воздуха и изучил не столько его колебания сколько неосязаемые пульсации воздушных потоков. «Секрет» Куинджи заключался в умении создавать рядом с действительной природой свою собственную, одинаково яркую и волшебную. Художник обладал острым колористическим видением: утонченное чувство градаций цветового тона придавали его картинам особую выразительность. Архип Иванович считал море одной из самых трудных задач для живописца. Художник старался уловить игру хамелеона-моря, но не удовлетворялся своей работой… Итогом его продолжительных созерцаний на берегу Крымского побережья стали десятки этюдов моря, написанных там же. В этих этюдах заметна линия его поиска в передаче ровного, стелющегося движения волны в бессменно-ритмическом беге устремляющейся к зрителю. В морских пейзажах чувствуется обладание пространством, перспективой воздуха, так созвучное идеям импрессионизма. Не случайно Александр Бенуа отводит художнику место в истории нашей живописи «аналогичное тому, какое принадлежит Клоду Моне во Франции»…
Главная сайта Главная На страницу «Куинджи» «Три шедевра» |
Источник: http://www.tanais.info/art/kuindzhi17more.html
Искусствоведческий рассказ о картине А. Куинджи «Волны»
Особую игру света и цвета мы можем видеть на картине «Волны». Художественное полотно создавалось в 1870-е годы девятнадцатого столетия и в настоящее время находится в Таганрогской картинной галерее. «Волны» написаны маслом, между тем картина отличается лёгкостью и особым свечением цвета. Колористическая гамма картины весьма разнообразна и богата на оттенки.
Изображая только волны, художник создаёт динамичное и не «скучное» полотно. Куинджи мастерски и подстать величайшему маринисту Айвазовскому, выписывает неспокойное водное пространство. Водная стихия действительно неспокойна, о чём свидетельствуют «белые барашки» на поверхности воды и буревестники. Буревестники едва обозначены и намечены условно, силуэтно.
Цвет неба делает его приземистым, нависающим, утяжеляющим картину и «ожесточающим» общую динамику живописного полотна. Небо несколько приглушено тенями синего цвета, своего рода, обрамлено «водными всполохами».
Волны вот-вот поглотят небо, сольются в единую ожившую стихию, которая способна перепутать земные координаты, и лишить ясного взгляда на мир, внеся пусть недолговечный, но всё-таки хаос.
Архип Куинджи — Волны, 1870 г.
Художник тонко чувствует и передаёт нарастание и развёртывание природной стихии воды, и показывает нам её величие и красоту.
Опасная глубина водного пространства создаётся благодаря сине-чёрному цвету и контрасту этого сине-чёрного цвета со светящимися гребнями волн с примесью зеленоватого цвета, словно перемешанного и созданного самими волнами. Изображать море необычайно трудно.
Необычайно трудно отыскать оттенки во всепоглощающей водной глади. Когда вода «оживает», волнуется, и на ней рождаются волны, художнику удаётся в этом бурливом, бунтующем водном потоке отыскать многогранные оттенки синего цвета.
Волны помогают увидеть великолепное многоцветное сияние и свечение громадного массива водных пространств. Волны на картине Куинджи живые – они клокочут и рвутся, стирают горизонт и сливаются с небом.
Пейзажная живопись Куинджи необычайно поэтична и глубока. Его картины – это искреннее изображение природы. Куинджи – певец природы, отсюда яркость и сочность цветовой палитры мастера, необычность композиции, этюдность, как будто незавершённость, недосказанность его живописных полотен.
Всё это пробуждает особый лиризм в душе зрителя, и превращает привычное пространство картинной плоскости в объёмный, многомерный мир. Цвета, рождённые самим светом, пробуждают веру в подлинность изображаемого.
Природный мир, созданный Куинджи насыщенный цветом и светом наполняет наши сердца этим светом, и обращает наши взгляды к бездонному глубокому небу, делает воздух вокруг нас более ощутимым, имеющим цвет и объём.
Источник: http://cborg.ru/kuindzhi-volny/
Куинджи А. И. — Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Одной из красивейших работ Архипа Ивановича Куинджи является горный пейзаж «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». Время создания полотна датируется периодом 1890-1895 гг. Пейзаж этот хранится в коллекционном собрании Третьяковской галереи.
Само по себе изображение достаточно символично и загадочно.
Дарьяльское ущелье – место интересное, красивое, имеет долгую историю, к тому же, значителен сам факт того, что через Дарьяльское ущелье проходит граница Грузии и России.
Дарьяльское ущелье разделяет два государства, служит своеобразным водоразделом, разграничивающим территории двух стран, двух богатых держав с красивейшей природой.
Пейзаж выполнен в различных оттенках тёмно-синего цвета. В целом, цветовое решение полотна вылепливает перед нами пейзаж загадочный, наполненный полупрозрачными отсветами и струистым лунным светом.
Лунная ночь в пейзаже Куинджи поэтична и сложна, точно стихотворные строки поэта Серебряного века Андрея Белого. «Неизъяснима и бездонна» лунная ночь на полотне Куинджи. Красота ночного ущелья величественная, но одновременно и пугающая.
Лунный свет по-особому выстраивает колорит пейзажа, создавая градацию оттенков синего от светло-фиолетовых, голубых цветов до насыщенных почти чёрных тонов.
Яркий, сияющий лик луны обрамлён небольшими облаками, имеющими светлый оттенок, близкий к оттенку морской волны.
Пейзаж сработан в холодной гамме, отчего возникает ощущение нереальности, иного, запредельного мира, полного невозможных тайн и легенд.
Молочный мягкий лунный свет скользит по горным вершинам и спускам, обволакивая пространство. Ночное небо смотрится глубоким, синим, бархатным полотном, дорогим и немыслимо красивым.
В пейзаже нет излишней мрачности, чрезмерно затемнённых пространств. Напротив, за счёт эффекта лунного отражения создаётся объёмное изображение, свет удваивается, его становится несколько больше. Само качество освещения сложнее, неизъяснимее. Пейзаж походит на философский, полупризрачный этюд, несколько мрачный и строгий, но одновременно лиричный и чувственный.
Кроме того, пейзаж прекрасно выписан, ему присущи многие импрессионистические черты. Пейзаж сиюминутен, краток, свеж, прохладен, пронизан насквозь ветром, мглой и ломким, лунным светом.
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» — очень красивый, романтический пейзаж.
Он рисует перед нами ночной пейзаж, для которого характерны в большей степени поэтичность, демонические, лермонтовские начала, элементы великой гамлетовско-печоринской меланхолии.
Пейзаж наполнен символами и знаками, которые нужно уметь увидеть, понять и правильно объяснить, попытаться разгадать изобразительный ряд той или иной картинной плоскости, придающей ей объём и художественную идею.
Источник: http://painteropedia.ru/kuinji-darialskoe-ushelie-lunnaya-noch/
Пейзажи Архипа Ивановича Куинджи
Пейзажи Архипа Ивановича Куинджи. Текст к презентации
Слайд 2: Архип Иванович Куинджи (27 января 1842 местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя – 24 июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя). Родился в семье бедного сапожника-грека.
Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.
С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
Слайд 3: Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе, Петербурге, Таганроге. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому,но так и не был допущен к холсту-лишь толок краски и красил забор.
Слайд 4: Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств.
Слайд 5: За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника.
На картине изображено степное пространство, раскисшее от осенней непогоды, серое дождливое небо, повозка, увязающая в непролазной грязи, слева от которой бредут женщина и ребёнок. Место, где писался этот пейзаж, неизвестно. Она выполнена на холсте маслом. 70×110 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В статье о творчестве Архипа Куинджи искусствовед Виталий Манин писал: «Реалистическим работам Куинджи было положено начало «Осенней распутицей» (1870).
Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. Пейзаж имеет жанровый оттенок, вносящий некоторые сентиментальные ноты, более характерные для немецкого пейзажа, чем русского».
Слайд 6: В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Слайд 7: В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме». Картина была написана во время одной из поездок Куинджи на остров Валаам, находящийся на Ладожском озере. На картине изображён дикий берег острова в серебристом предгрозовом освещении.
На переднем плане — два дерева, сосна и берёза, проросшие сквозь потрескавшийся гранит и стоящие у впадающей в озеро речушки, поросшей осокой. На заднем плане — тёмный лес и край озера. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Написана маслом. Размер картины-76×130 см.
Картина «На острове Валааме» вошла в трилогию художника о северной природе, к которой также относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «Север» (1879).
Слайд 8: В том же 1873г. в Петербурге художник выставляет картину «Ладожское озеро». Куинджи привлекала суровая живописность северной природы — скалистые берега, лесные чащи и прозрачная озёрная вода.
На картине изображён песчано-каменистый берег озера, прибрежные камни постепенно уходят под прозрачную воду и живописно просвечивают сквозь неё. На озере видна лодка с рыбаками, а вдали белеет парус другой лодки.
Линия горизонта находится довольно низко, примерно две трети картины занимает небо с облаками. Картина является частью собрания Государственного Русского музея. Размер картины — 79.5×62.5 см.
Слайд 9: Картина «Север» (1879). На картине «Север» показан вид с высоты на уходящую в туманную даль равнину, которая на горизонте сливается с сероватым дымчатым небом.
Этот величественный пейзаж символизирует безбрежные пространства северных земель, но при этом исполнен глубокой поэзии и любви к суровой природе.
Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 132 × 103 см.
Слайд 10: В 1874 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню». Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года.
Искусствовед Владимир Петров писал в своей статье: «В работе «Забытая деревня» мы видим Богом забытое бедное селение, затерянное среди бескрайних равнин и словно растворяющееся в унылом осеннем пейзаже.
Выразительная композиция, чутко воссозданная автором неуютная атмосфера пасмурного дня производили большое впечатление на зрителей, заставляя ощутить, «сколько грусти, тоски и нужды в этой … степи, сером туманном дне… сколько безнадежности в этой беспредельности». Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. 81,7×165 см.
Слайд 11: В 1875 — «Чумацкий тракт в Мариуполе». Сюжет картины географически связан с Мариуполем, где родился и вырос художник. Его действие разворачивается в южных степях, по которым молодой Куинджи проходил на его пути в Феодосию.
Чумаками в то время называли торговцев или возчиков, которые отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за рыбой и солью и развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. «…Грязь невылазная, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде.
Все это как-то щемит за сердце», — писал об этой картине Всеволод Гаршин. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 106 × 213 см.
Слайд 12: В 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Эта картина считается переломной в творчестве художника. Начиная с неё, он отошёл от академического романтизма своих ранних работ, и отличительной чертой его творчества стала экзотичность изображения.
Бо́льшая часть картины «Украинская ночь» написана бархатными сине-чёрными тонами, и только светлые стены деревенских домов-мазанок в правой части картины ярко сияют в лунном свете. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
Размер картины — 79 × 162 см.
Слайд 13: В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
Композиция картины напоминает более раннюю картину Куинджи — «Украинскую ночь» (1876), только дома-мазанки освещены не луной, а лучами заходящего солнца, что подчёркивается использованием оттенков ярко-малинового цвета.
Как и в других картинах этого периода, главная сила этой работы Куинджи — в попытке понять секреты освещения, игры света и тени. Картина является частью собрания Государственного Русского музея. Размер картины — 81 × 163 см.
Слайд 14: В 1879 году он выставляет «Берёзовую рощу». Картина написана художником в стиле романтического пейзажа.
Как и в других картинах Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения.
Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём.
Слайд 15: «После дождя» (1879). На картине изображены дома степного хутора, освещённые проглянувшим после недавней грозы ярким солнцем. На заднем плане — чёрное небо с тяжёлыми дождевыми тучами. Ярким зелёным цветом показана освещённая солнцем трава. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 102 × 159 см.
Слайд 16: В 1880 году он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех. Причём она была единственной картиной, составившей выставку.
Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках[1], использованных художником, некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы. На картине изображён берег Днепра.
Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего бо́льшую площадь картины занимает небо. Свечение луны отражается в реке.
Ну и еще несколько пейзажей Куинджи.
Источник: https://infourok.ru/peyzazhi-arhipa-ivanovicha-kuindzhi-2835616.html
Архип Иванович Куинджи (1842-1910). Архип Куинджи родился в предместье Карасевка под Мариуполем в семье сапожника. Его отец и дед носили фамилию Еменджи. — презентация
1 Архип Иванович Куинджи ( )
2 Архип Куинджи родился в предместье Карасевка под Мариуполем в семье сапожника. Его отец и дед носили фамилию Еменджи. Род их был греческого происхождения, но, живя в Крыму, они усвоили татарский язык. Фамилию Архип получил благодаря профессии деда. Куинджи по-татарски значит «золотых дел мастер». Церковь Рождества Богородицы в Карасевке. Здесь крестился и венчался А.И. Куинджи.
3 В шесть лет Архип Куинджи остался сиротой. Он жил то у брата, то у тети, пас гусят, подрабатывал у хлеботорговца, был ретушером у фотографа. На несколько месяцев ездил в Феодосию к И.И. Айвазовскому. Яркое южное солнце, море, горы, живописная природа Крыма – такие пейзажи с детских лет были перед глазами художника.
4 Главной мечтой А.И. Куинджи было поступление в Академию Художеств в Санкт-Петербурге. Первые два года Куинджи не выдерживал экзамен. Но на выставке в Академии он представил свою картину «Татарская сакля» и был зачислен вольным слушателем. Академия Художеств в Санкт-Петербурге
5 В дальнейшем Архип Иванович Куинджи примкнул к передвижникам. Среди его друзей были И.Е. Репин, В.М. Васнецов, И.Н Крамской, И.И. Шишкин. О картинах Куинджи писали не только художественные критики, но и Д.И. Менделеев, И.С. Тургенев. Куинджи и Менделеев
6 Ночь на Днепре.
7 Ты уже догадываешься, чем эта картина так ошеломила зрителей? Она светится изнутри. Кажется, что краски волшебные или за картиной спрятан фонарик. Но это не так! Все дело в удивительных глазах художника. Архип Куинджи, как никто другой, чувствовал свет, цвет, переходы тонов. Илья Репин называл его «художником света».
Под руководством Д.И. Менделеева и Ф.Ф.Петрушевского художники- передвижники собирались для изучения свойств красок в физическом кабинете университета. Там же находился прибор – измеритель чувствительности глаза к тонким переходам тонов. Куинджи побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей! А.Куинджи. Фотография.
8 А вот картина «Березовая роща». А. Куинджи добивался ощущения света в своих произведениях за счет резкого контраста цветов и точного подбора тона. Картин с таким сюжетом у художника было несколько. Посмотри, они все напоены светом!
- 9 БЕРЁЗОВАЯ РОЩА
- 10
- 11
12 Море было рядом с А. Куинджи, когда он маленьким жил в Крыму. Море плескалось на картинах Айвазовского, кумира Куинджи. И на картинах самого Куинджи тоже море, то тает в серой дымке, то ослепляет лазурью. МОРЕ
13 МОРЕ
14 МОРЕ. КРЫМ.
15 ПРИБОЙ. КРЫМ.
- 16 БЕРЕГ МОРЯ СО СКАЛОЙ.
- 17 БЕРЕГ МОРЯ
- 18 ВОЛНЫ
19 МОРЕ С ПАРУСНЫМ КОРАБЛЕМ Белеет паpус одинокий В тумане моpя голубом, Что ищет он в стpане далёкой? Что кинул он в кpаю pодном? Игpают волны — ветеp свищет, И мачта гнётся и скpипит. Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним стpуя светлей лазуpи, Hад ним луч солнца золотой… А он, мятежный, пpосит буpи, Как будто в буpях есть покой! М.Ю. Лермонтов
- 20 ЛОВ РЫБЫ НА ЧЁРНОМ МОРЕ
- 21 ОБЛАКА Сколько простора и воздуха на этой картине!
- 22 ОБЛАКА
- 23 ОБЛАКО
- 24
25 ВОСХОД СОЛНЦА Целая серия картин А.Куинджи посвящена горам. Заснеженным вершинам Кавказа. Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, отдохнешь и ты. Гёте
- 26 ЭЛЬБРУС ДНЁМ
- 27 ГОРЫ
- 28 КАЗБЕК
29 ТУМАН В ГОРАХ. КАВКАЗ.
30 ВЕРШИНА ЭЛЬБРУСА
31 СНЕЖНЫЕ ВЕРШИНЫ
32 Дарьяльское ущелье. В глубокой теснине Дарьяла, где роется Терек во мгле… М.Ю.Лермонтов
- 33 А это величественный Днепр: ДНЕПР УТРОМ
- 34 ДНЕПР
- 35 УКРАИНСКАЯ НОЧЬ
- 36 ВЕЧЕР НА УКРАИНЕ
37 КРАСНЫЙ ЗАКАТ Самое захватывающее зрелище в природе – закат! Таким его видел Куинджи.
- 38 ЗАКАТ
- 39 КРАСНЫЙ ЗАКАТ
- 40 ЗАКАТ
- 41
- 42 ЗАКАТ В СТЕПИ НА БЕРЕГУ МОРЯ
- 43 СОЛНЕЧНЫЕ ПЯТНА НА ИНЕЕ Времена года в живописи А. Куинджи
44 ПЯТНА ЛУННОГО СВЕТА В ЛЕСУ. ЗИМА.
- 45 РАННЯЯ ВЕСНА
- 46 ПОСЛЕ ДОЖДЯ
- 47 ОСЕННЯЯ РАСПУТИЦА
- 48 ОСЕНЬ
- 49 ВИД ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА ПРИ ЛУННОМ ОСВЕЩЕНИИ
- 50 ВИД НА МОСКВОРЕЦКИЙ МОСТ, КРЕМЛЬ, ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
51 Архип Куинджи заслужил признание при жизни, сделался довольно состоятельным человеком. В 1894 г. он стал профессором пейзажной мастерской в Академии художеств.
Через три года Куинджи отстранили от занимаемой должности, т.к. он общался с участниками студенческих волнений.
Художник продолжал заниматься с учениками частным образом, устроил им на свои средства поездку в Западную Европу. А.И. Куинджи с учениками
52 А.И. Куинджи о творчестве: Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом.
Надо научиться выражать то, что вас волнует, что является вашим внутренним чувством, вашим переживанием. Композиция и техника должны быть подчинены этому внутреннему.
Ничто не должно отвлекать зрителя от главной мысли. Сделайте так, чтобы иначе и сделать не могли, тогда поверят.
53 Об Архипе Куинджи:…У нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга. И.Н.
Крамской Ученики из мастерской Куинджи знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель — их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями. Н.К.
Рерих Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света. И.Е. Репин
Источник: http://www.myshared.ru/slide/184100