Знания и прекрасный вкус помогали ему придавать натюрмортам особую изысканность, роскошность и аристократизм.
Виллем Кальф (Willem Kalf) – один из самых известных голландских мастеров натюрмортной живописи. Он появился на свет в 1619 году шестым ребёнком в семье состоятельного торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер, когда будущему художнику было 6 лет.
Семейное дело без особых успехов продолжила мать. Виллем покинул родной город и в 1640 году поселился в Париже. Здесь он вскоре завоевал признание благодаря «крестьянским интерьерам». Это были картины, написанные во фламандской традиции.
Художник изображал бедные кухонные убранства и задворки крестьянских домов.
В 1651 году Кальф женился на дочери протестантского священника. В Амстердаме у семейной пары родилось четверо детей.
Художник преуспевал, но часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым, поэтому так и не обзавёлся собственным домом.
В этот период он стал включать в свои совершенные натюрморты различные экзотические предметы: китайские вазы, раковины и не виданные до того времени тропические фрукты – полуочищенные апельсины и лимоны.
В насыщенных цветами натюрмортах Кальфа виртуозно проявилась отточенность пространственных построений и тонкое ощущение самоценности каждого предмета. Эффектно контрастируют сопоставленные различные фактуры и материалы.
Под влиянием творчества Рембрандта он предпочитал глубокие золотисто-красные тона, тёмный фон, на котором в мягком свете выступают элементы искусно сгруппированной композиции. Его роскошные натюрморты завораживают не только продуманным до мелочей составом, но и уникальной и сложной режиссурой света.
Отдельные красочные предметы залиты светом из невидимого источника. Другие ценные предметы – гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, постепенно проступают из темноты фона. Лишь Кальфу удалось так реалистично изобразить проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо его называют «Вермеером натюрмортной живописи».
С 1663 года мастер писал меньше, он занялся экспертизой и продажей художественных ценностей. Умер Виллем Кальф в возрасте 74 лет, получив травму при падении, когда возвращался домой из гостей.
Источник: https://cameralabs.org/10380-villem-kalf-gollandskij-master-natyurmortnoj-zhivopisi
Виллем Кальф. Биография художника
Виллем Кальф (нидерл. Willem Kalf, 1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам) знаменитый голландский художник-натюрмортист. По записи церковной книги был крещен 11 марта 1619 года. Его отец на тот момент преуспевал в торговле текстилем, был членом городского совета. Как видно, наш герой рос в благополучной семье и был вполне счастлив в раннем детстве.
Willem Koekkoek. Rotterdam
Роттердам в первой трети XVII века был активно развивающимся городом, не таким большим как Амстердам, но довольно крупным в сравнении с городами других стран. Ни одна страна Европы не знала на тот период такого скопления крупных городов как Голландия.
По переписи 1622 года в Роттердаме проживало около 19500 горожан. Несмотря на бедствия военных лет, Голландия быстро развивалась, «процветание Голландии сначала приятно поразило Европу, потом заинтриговало, затем испугало».
Во много из-за продуманной экономики: было организовано стабильное налогообложение, система кредитов и четкая работа банков.
В 1625 году умирает отец Виллема, мать пыталась продолжить торговые дела, но без особого успеха, она умера в 1639 году.
Арнольд Хубракен (Arnold Houbraken) голландский художник и писатель, оставивший воспоминания о многих голландских художниках XVII века, считает, что Кальф учился живописному ремеслу вместе с Хендриком Потом из Харлема.
Но ранние работы мастера все-таки ближе к фламандской школе и творчеству Франца Рикхарлса (Franz (Francois) Ryckhals (1600-1647), писавшего кухонные интерьеры и натюрморты с морскими дарами и фруктами, как например, во этот.
Франц Рикхалс. Натюрморт.
В 1640 году Кальф уезжает в Париж и живет там до 1646 года. Именно там он завоевывает известность своими кухонными интерьерами, созданными в красивом коричневатом колорите, с прекрасной светотеневой моделировкой и тонкой игрой бликов.
Виллем Кальф. Интерьер кухни.
В тот же парижский период Кальф начинает разрабатывать композицию так называемых «роскошных натюрмортов» (pronkstilleven), где красивая посуда из стекла и металла, персидские ковры стали основными героями. О двух натюрмортах Кальфа уже было написано на нашем блоге: натюрморт с наутилусом и китайской чашей и натюрморт с рогом – заинтересованным читателям можно туда заглянуть.
В 1646 году Кальф возвращается в Голландию и оседает в Амстердаме.
В 1651 году он женится на удивительной женщине Корнелии Плувье, которая была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарем трех штатгальтеров Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени. Для женщины того времени это было более чем необычная судьба, ведь основным достойным занятием голландских дам того времени считалось быть хозяйкой дома, женой и матерью. Крохотная группа интеллектуально одаренных дам соперничала со своими супругами в науках и искусствах. Корнелия Кальф была одной из них, и несмотря на собственную занятость, она успела родить четверых детей и стать незаменимой помощницей своему мужу.
Виллем Кальф. Десерт. Государственный Эрмитаж
Этот “Десерт”, ныне находящийся в Государственном Эрмитаже, поступил туда из собрания живописи выдающегося путешественника, ученого и собирателя живописи П. П. Семенова-Тян-Шанского. Этот натюрморт относится к типу “накрытых столов”.
Драгоценную посуду и экзотические фрукты (здесь – апельсины, айву, персики) привозили в Голландию из средиземноморских стран, чаще из Испании. Золоченый кубок с крышкой, увенчанный фигурой Miles christianus (христианского воина), предположительно был сделан в мастерской аугсбургского художника.
Серебряный кувшин встречается еще в двух натюрмортах Кальфа. Эта работа датируется 1653-54 годами.
В последние годы жизни Кальф стал писать меньше, но больше времени уделял знаточеству в искусстве. Так, он наряду с другими художниками (в том числе Яном Вермером) участвовал в оценке пресловутой итальянской коллекции поддельных картин, которую в 1672 г. предложили купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.
- Умер Кальф в 1693 году в Амстердаме.
- Знамениты голландский поэт и драматург того времени Йост ван ден Вондел (Joost van der Vondel 1587 Кёльн – 1679, Амстердам) посвятил ему стихотворение. На голландском писать долго и непонятно, а вот английский перевод удачно передает игру слов:
- Although it seldom stands still,
- It loves objects that are still,
- Lime, lemon, glass and plate
- Ornament and abundance and splendour…
- По материалам книг:
1. Зюмтор Поль. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. / Пер. с фр. М.В. Глаголевой – М.: Молодая гвардия. 2001
2. Соколова И. А. Вкус коллекционера. Голландская и фламандская живопись XVI-XVII веков из собрания П. П. Семенова-Тян-Шанского. Каталог выставки. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006
3. Peter C. Sutton. Dutch and Flemish Paintings (The collection of Willem, Baron van Dedem). Frances Lincoln, 2006
4. Википедия
Источник: https://onaturmorte.ru/naturmort-xvii-veka/villem-kalf-biografiya-xudozhnika/
Калф Виллем. Kalf Willem
Калф Виллем Искусство Нидерландов Живописец Виллем Калф Натюрморт с омаром, рогом для Вина и бокалами, 1660, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Натюрморт с чайником, 1653 Национальная галерея, Лондон Калф Виллем (Kalf Willem) (1619-1693) Голландский живописец. В 1640-1645 годах работал во Франции, с 1653 — в Амстердаме. В дальнейшем Виллем Кальф жил и работал главным образом в Амстердаме. Глубокими, насыщенными цветами своих картин этот живописец натюрмортов мог быть обязан влиянию творчества его современника Яна Вермеера. Один из крупнейших мастеров нидерландской школы натюрморта, Калф писал как скромные по мотивам картины с изображением бедных кухонь и задворок («Двор крестьянского дома», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), так и эффектные композиции с драгоценной утварью и экзотическими южными фруктами («Завтрак», Государственный музей, Амстердам; «Натюрморт», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Виртуозность Калфа-натюрмортиста проявилась в классической отточенности пространственных построений, тонком ощущении своеобразия и самоценности каждой вещи, изысканности и богатстве светотеневых и красочных отношений, эффектности контрастного сопоставления различных фактур и материалов. Картина Виллема Калфа «Натюрморт с омаром, рогом для вина и бокалами». Собрание экзотических и роскошных предметов, разложенных на столе, написано с блестящим мастерством и глубоким чувством цвета.
Омар, рог для вина со сверкающей оправой из серебра филигранной работы, прозрачные бокалы, лимон и турецкий ковер переданы с такой изумительной тщательностью, что возникает иллюзия, будто они настоящие и их можно коснуться рукой.
Место для размещения каждого предмета выбрано с таким тщанием, что группа в целом образует гармонию цвета, формы и фактуры.
Теплый свет, обволакивающий предметы, придает им достоинство драгоценных ювелирных изделий, и их редкостность, великолепие и причудливость отражают утонченные вкусы голландских коллекционеров 17 века — того времени, когда натюрморты были необычайно популярны. Голландские мастера натюрморта Искусство Франции.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Источник: http://www.nitpa.org/kalf-villem-kalf-willem/
Виллем Кальф
Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов.
Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот из Харлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г. Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже.
Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание.
На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.
Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes), известных по картинам Питера Клаеса, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х гг.
, новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла.
Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven).
Самое известное (и при высоте в 2 м самое большое) произведение Кальфа парижского периода является потрясающий натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 гг. предположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе в Ле-Мане.
В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника.
Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени. В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей.
Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны.
Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ.
Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. Кальфу однако было важно другое.
Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле.
Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света.
Как и на его ранних крестьянских интерьерах, отдельные, очень красочные предметы залиты светом из невидимого источника (вспомнить только, например, сияюще красного омара с известного «Натюрморта с рогом амстердамской гильдии стрелков Св. Себастьяна, омаром и кубками»). Другие ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл.
С 1663 г. Кальф писал меньше, она занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству. В частности он наряду с другими художниками (в том числе Яном Вермером) участвовал в оценке пресловутой итальянской коллекции поддельных картин, которую в 1672 г. предложили купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.
Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей. Благодаря своим уникальным изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его творения являются непревзойдёнными образцами этого искусства.
Галерея
- Натюрморт с китайской супницей. 1660. Картинная галерея. Берлин
- Натюрморт. 1660. Лувр. Париж
- Натюрморт с кувшином и фруктами. 1660. Рейксмузей. Амстердам
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
Источник: http://people-archive.ru/character/villem-kalf
Виллем Кальф, «Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна». Кто сделал сахарницу?
Его первые картины — «сельские», сценки в амбарах, традиционные для голландских художников того времени. Написанные им тогда же натюрморты стали началом серии «банкетных», одновременно с такими же, выполненными Питером Клэшом, Виллемом Хеда и другими художниками. Эти картины получили свое развитие в виде роскошных полотен с богатейшими красками и дорогими предметами.
Одно из таких созданий так и называется: «Роскошный натюрморт». На первом плане — часы с крышкой и корпусом из хрусталя и подвешенным на ленточке ключом, фарфоровая тарелка с персиками, на заднем плане просвечивает бокал из раковины наутилуса. В центре композиции — богато украшенная сахарница. И все это лежит на цветном ковре.
Все ли на этой картине «всамделишное»? Однозначно «да» — персики, тарелка, стол, ковер, нож (выглядывает из-под подноса).
А остальные предметы — существовали и списаны с натуры или их придумал художник? Что касается часов — нет сомнений, что художник их видел: аналогичные сегодня есть в коллекции Британского музея (и не только).
Кубок из раковины наутилуса — не редкость в музеях мира, но обнаружить точно такой же не удалось.
Как бы в тени стоит сахарница, у которой есть собственное имя — «сахарница Гольбейна». Это совершенно необычная вещь, она как бы предназначена для сервировки стола, но в то же время настолько богато украшена, что поставить ее на чайный стол мог только обладатель несметных богатств.
Начнем с ее основания. Оно отражается в поверхности серебряного блюда, как в зеркале.
Поставленные один на другой усеченные конусы украшены жемчужинами, закрепленными лапками, просматриваются красные и розовые кристаллы (возможно, гранаты и кораллы).
«Юбка» под стеклянным сосудом поблескивает зелеными вкраплениями (либо расцвеченное золото, либо мелкие изумруды). В самом центре — эмалированная табличка с текстом «Гольбейн».
Стеклянная чаша украшена ободком, на котором слева (видимо, симметрично и справа, зритель не видит) — женское лицо в обрамлении цветов, нечто вроде ручки, чтобы можно было удержать этот предмет.
Крышка, точнее, ее основание, покрыта зернью с вкраплениями мелкого жемчуга. На ней выделяются рогатые розеточки, и по всему периметру — шесть круглых вставок, по всей видимости, живописных миниатюр.
Венчает это сооружение навершие крышки: стеклянные вставки перемежаются поясками металла, жемчуг — до самой вершины.
Все это великолепие можно было бы отнести на счет фантазии художника, если бы не надпись «Гольбейн*». Поиски привели в государственный музей искусств Дании, в Копенгаген.
Вот что написано на сайте этого музея: «Ваза из горного хрусталя, отделанная золотом, с вычурной крышкой, называемая „вазой Гольбейна“, принадлежала Генриху VIII (король Англии) и его потомкам до 1649 года, а Кальф мог видеть ее в какой-либо из амстердамских коллекций.**»
Остается открытым вопрос о надписи. То, что это не автограф Гольбейна — ясно из рисунка Ганса Гольбейна Младшего. Весьма вероятно, что ювелир вписал в картуш имя художника этой богатой сахарницы — как знак почтения к мастеру. Может быть, Виллем Кальф, зная об авторстве изделия, встроил картуш и написал имя Гольбейна как знак преклонения перед талантами великого художника.
Где сахарница сегодня — установить не удалось. Важно то, что она существовала в действительности, что она была сделана по рисунку Гольбейна, что это изделие не постигла участь многих других остаться без имени автора.
*Ганс Гольбейн Младший (1497−1543) — один из величайших художников, был портретистом, миниатюристом, гравером, художником для ювелиров.
** Имя ювелира, сотворившего это произведение, неизвестно.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/72228/
В свете предыдущего. виллем калф
?
Nekotorye Tak (koukhto) wrote, 2007-03-07 17:47:00 Nekotorye Tak koukhto 2007-03-07 17:47:00 Category: Сделаем вид, что приносим какую-то пользу. Хотя бы себе.
К двум выставкам Виллем Калфа (собственно его первая персональная выставка), в Роттердаме и в Аахене (проходит сейчас) был создан сайт, по которому и погулял этот постинг.
Но до того остановлюсь немного на выставке. Всего 35 работ, и во-первых это ранние интерьеры, созданные до 1646 г.Не натюрморты как сразу думается. И их целых 13 картин.В Интернете доступно даже больше, кто был, а кого не было без каталога не скажешь:
Интерьер кухни из Лувра
Дама у колодца из Аахена (есть на выставке)Еще одна кухня из Берлина (есть на выставке)Интерьер из Роттердама (есть на выставке)Следующая кухня из ДетройтаСледующая из Нью-ЙоркаИнтерьер из ГаагиКухня из ФиладельфииИнтерьер из Штатов (Saint Louis Art Museum)Интерьер из частной коллекцииИнтерьер из ЛейпцигаКухня из СтрасбургаЕще один интерьер из БерлинаИ под сомнением, является ли это интерьером или все-таки натюрмортом
Кухонная утварь из Лувра
А также интерьер из Ле Мана, который впрочем называют большим натюрмортом и именно в таком виде он присутствует на выставке.
Существуют также два варианта этого большого натюрморта, которые сейчас ищут новых хозяев. На них, предположительно, можно увидеть и самого художника.Здесь же недоступные изображения нескольких интерьеров в различных частных собраниях, в Wallace collection и в Alte Pinakothek.С моей точки зрения просто гуманитарная катастрофа!Такие мрачные мысли на художника навеял Париж.
Заставьте меня выбирать из вышеувиденного и я выберу ничего. Ну в крайнем случае попрошу живьем рассмотреть Датский интерьер из Берлина или назову самым немрачным вариант Св. Людовика. Между тем специалисты утверждают, что французам очень нравится…
При этом большой более жизнерадостный натюрморт был также создан в Париже как еще тройка или более других натюрмортов с серебряной посудой.Возвращаясь к сайту.Из любимых мной интерактивных мелочей на сайте присутствуют:1.
Пояснения работы художника даются на примере деталей нескольких картин, которые (пояснения) в ущерб функциональности для вящей красоты всплывают и не могут быть зафиксированы без применения специальных усилий.
Специальные усилия показывают, что (по-видимому в целях копирайта) текст залит в картинку! а) Один из немногих предметов, которые Калф никогда не рисовал с натуры был большой позолоченный серебряный кувшин. Натюрморт из МаастрихтаПримером для него художнику послужила ваза из серии (1-7) Караваджоб) Рог, который появляется и на его, но не только на его, картинах со сценой мученичества Св. Себастьяна — реально существовавший рог, принадлежавший гильдии стрелков. Сейчас находится в Амстердаме в Историческом музее.Но что-то я не припомнила и не нашла других изображений этого рога…в) Ковер с той же картины, возможно, был собственностью Калфа. Он относится к коврам Herat, который «очень редок и едва ли сохранился до наших дней». Тут я полный пас. О коврах я знаю полтора факта.г) не имеющее отношение к Калфу, но хочется, чтобы здесь было записано. Потому что фарфор эпохи Мин, который изображается не только на картинах Калфа, превратился в Голландии в делфтский фарфор, когда Китай прекратил поставлять его в Европу в 40-х гг. XVII в. а у нас в гжель, после посещения Петром Голландии? Синяя роспись по белому фону. Поправьте, если что. О фарфоре я знаю примерно столько же сколько о коврах.д) не имеющее отношение к Калфу. Но что делает очищенный лимон в бокале (рёмере)? Так во времена художника уменьшали слишком сладкий вкус рейнского вина. Имеющее отношение к Калфу. Очищенная спиралькой кожура лимона — почти как подпись художника.
Другой вариант этой же картины, приписывающийся Калфу находится в Лувре.
Еще один плавающий лимон в Кельне
е) Существует так называемое «Блюдо Гольбейна» от Калфа. Т.е. на блюде читается надпись, сделанная художником «HoLBeen Fe». Авторы указывают, что это отсылка к работе Гольбейна. По всей видимости они имеют в виду Кубок Джейн Сеймур. Однако это только мое предположение. ж) К предыдущей работе Калфа. Во времена хкужожника персики считались подвидом яблок и, следовательно, на них переносилась вся яблочная символика. Но все же у них появилось и свое значение: персики использовали против опьянения.
з) На сайт есть небольшой рассказ про китайский фарфор, изображенный на картине из Тиссен-Борнемица. Что судя по буддийскому льву «фу», который украшает крышку, сосуд этот редкий, т.к. не предназначался для европейского рынка.
- Upd: Подборка наутилусов у elle_belle10
- 3) И обязательная теперь игрушка: пазл из девяти частей.
От себя добавляю, что точно такой же сосуд Калф изобразил на другом натюрморте, который сейчас находится в Копенгагене, как и «Блюдо Гольбейна». Датчане уточняют, что это сосуд для сахара. WGA утверждает, что «для супа».И на третьем. что находится в ВалансьеннеИ на четвертом в БерлинеВозвращаясь к мадридской картине:похожий Сосуд-Наутилус проживает в Швейцарии. Хотя только похожий.Есть еще такой же на «After Kalf», но пусть себе живет безмятежно. Хотя там же то же изображен Сосуд-Наутилус. В мадридской версии.2) В разделе «лупа» на сайте представлены три картины, которые вроде бы должны увеличиваться, но у меня так ничего и не заработало…Из всего рассмотренного мне более всего нравится натюрморт с китайским фарфором из Тиссен-Борнемица
- Чуть меньше нравится, нежели «китайские», натюрморт из частной коллекции в Штатах.
- И в конце с сайта Амстердамского музея, который сообщает, что не зря художник писал и писал китайский фарфор: во второй части своей жизни он «перестал рисовать и стал антикварным дилером».
и натюрморт-trompe l'oeil из ГентаПри условии, что этой действительно его работа: База данных указывает года творения как XVIII в.
Источник: https://koukhto.livejournal.com/776952.html
Читать
Галина Витальевна Дятлева
Мастера натюрморта
История натюрморта
Натюрморт — жанр изобразительного искусства, а также произведение этого жанра, показывающее неодушевленные предметы (посуду и другую домашнюю утварь, фрукты и овощи, различную снедь, битую дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. п.). В переводе с французского nature morte означает «мертвая натура».
Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, где изображенные вещи имели ритуальный смысл. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.
Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного, из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.
Художники добивались такого иллюзорного сходства изображения с натурой, что подобные картины и в самом деле могли обмануть публику. Одно из древних сочинений свидетельствует: живописец Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды.
Однажды знаменитый мастер сам попался на удочку своего коллеги Паррасия, изобразившего занавеску, которую Зевксис попытался отдернуть.
Не уступали грекам в мастерстве и древние римляне. Так, на стене дома древнеримского города Геркуланума, разрушенного в I веке н. э. извержением вулкана Везувий, была найдена фреска, представляющая собой самый настоящий натюрморт. С большим мастерством изобразил художник веточку с фруктами и стеклянный сосуд с водой, на тонких стенках которого играют световые блики.
В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Одна из них, относящаяся к рубежу I–II веков н. э., была найдена в 1740-е годы недалеко от Аветинского холма в Риме. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
Эмблема, выполненная из разноцветных кусочков мрамора с добавлением смальты, показывает атрибуты Геракла — палицу, чашу для вина и маску героя, сделанную из темных камешков. В нижней части композиции изображена пара кабанов, впряженных в повозку с ярко-красным ковром.
На передке повозки — три яблока. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея.
Кабан же являлся посвятительным животным греческого героя, занявшего свое место в римском искусстве.
Натюрморт. Фрагмент фрески из Геркуланума, середина I в. н. э.
Создавая мозаику, римский мастер, скорее всего, ориентировался на какой-то живописный образец, возможно, стенную роспись, представлявшую собой натюрморт, составленный из предметов домашней утвари и снеди.
Такие композиции были распространены в древнеримской живописи того времени. Имели место и фрески, показывающие повозки с атрибутами богов.
Например, в доме Веттиев в Помпеях найдены росписи с изображениями двух козлов, везущих тележку с атрибутами Диониса, и барана с атрибутами Гермеса.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. В композиции показан маленький босоногий мальчик, олицетворявший в Древнем Риме этот летний месяц. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Ученый Марк Теренций Варон, живший в I веке до н. э.
, писал: «От дыхания наших дедов и прадедов разило чесноком и луком, но их дух был духом мужества и силы».
В левой руке мальчик-июнь держит поднос с фруктами. Плоды сложены и в большую корзину возле стола. На невысоком столике справа лежат две большие рыбины, третья упала к ногам ребенка.
Дары моря можно увидеть и в левой части полотна.
Римляне очень любили морепродукты, и знаменитый философ Сенека писал, что из-за своего чревоугодия они постоянно были готовы «рыскать по морским глубинам и вырывать раковины на неведомом берегу отдаленнейшего моря».
Красочное богатство мозаики уже много веков восхищает зрителей. Не потеряли свою свежесть и яркость красные яблоки, лежащие на голубом подносе, чешуя рыб переливается желтыми, коричневыми, красными, синими и зелеными оттенками. Фигура мальчика в охристо-оранжевой тунике и все предметы натюрморта выразительно выделяются на светло-желтом фоне.
В XV–XVI веках натюрморт имел распространение в основном как часть живописной композиции. Как самостоятельный жанр он окончательно сформировался в XVII столетии в Голландии.
Здесь натюрморт был особенно любим и почитаем. Голландцы называли его не nature morte («мертвая природа»), а stilleven, что означает «тихая жизнь».
В таком названии отразилось любовное и трепетное отношение голландских художников к чудесному миру вещей.
Мозаика «Июнь». Фрагмент, Эрмитаж, Санкт-Петербург, III в.
И. ван Клеве. «Мадонна с младенцем и Иосифом», Эрмитаж, Санкт-Петербург
Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.
1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
И если такая деталь, как гвоздика в руках Богоматери, имеет символический смысл, то другие предметы представлены на полотне с единственной целью — украсить картину.
Многие голландские художники XV–XVI веков, стремясь сделать изображение более убедительным, уделяли большое внимание вещам, окружавшим человека.
Например, известный голландский живописец Квинтен Массейс (1465–1530), исполнивший в 1514 году свою знаменитую картину «Меняла с женой» (Лувр, Париж), тщательно выписал предметы, разложенные на столе перед менялой и его супругой: маленькое зеркало, серебряные монеты, молитвенник с яркими миниатюрами и другие вещи.
Подобные картины, героями которых были менялы и сборщики податей, широко распространены и в творчестве последователей Массейса. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. 1493 — ок.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
Зритель видит монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает запись, нож и печать. На полке стоят подсвечник с оплывшим огарком, коробка и разнообразные профессиональные атрибуты.
М. ван Реймерсвале. «Сборщики податей», Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник круга П. Артсена. «Рыбная лавка», Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тем не менее подобные натюрморты в произведениях художников XV–XVI веков не играют самостоятельной роли. Они подчинены бытовым сюжетам и служат в качестве дополнений к изображениям человеческих фигур.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=178583&p=14