Вид в окрестностях ораниенбаума, саврасов, 1854

24 мая 1830 года родился русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели» Саврасов Алексей Кондратьевич. В день рождения знаменитого русского художника представляем вам его самые знаменитые работы вкупе с интересными фактами из биографии.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Сам Алексей Кондратьевич. 1870-е годы

Способности к живописи у будущего художника обнаружились в ранней юности. Отец мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», но маленький Алексей в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И.

Рабуса. Во время обучения, в 1849 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции.

В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Камень в лесу у Разлива — Алексей Кондратьевич Саврасов. 1849. Холст, масло.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Третьяковым в 1858 году.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Вид в окрестностях Ораниенбаума

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Морской берег в окрестностях Ораниенбаума

Вместе с русским живописцем Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Сельский вид

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Лосиный остров в Сокольниках

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Домик в провинции

В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках.

В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье.

В этот период появилась его самая знаменитая — «Грачи прилетели», а также «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и другие.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Грачи прилетели

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

  • Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода
  • Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
  • В конце 1870-х годов Саврасов начал страдать алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы, и в 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.
  • Село Волынское

«В последние годы, когда Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает русский писатель Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды».

Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 8 октября 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

Источник: https://diletant.media/articles/29024022/

Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова

Представляем вам самые знаменитые работы вкупе с интересными фактами из биографии знаменитого русского художника, автора ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели» Саврасова Алексея Кондратьевича.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Сам Алексей Кондратьевич. 1870-е годы Способности к живописи у будущего художника обнаружились в ранней юности. Отец мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», но маленький Алексей в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, в 1849 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Камень в лесу у Разлива — Алексей Кондратьевич Саврасов. 1849. Холст, масло. Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Третьяковым в 1858 году.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Вид в окрестностях Ораниенбаума

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Морской берег в окрестностях Ораниенбаума Вместе с русским живописцем Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Сельский вид

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Лосиный остров в Сокольниках

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Домик в провинции В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появилась его самая знаменитая — «Грачи прилетели», а также «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и другие.

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Грачи прилетели

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году. В конце 1870-х годов Саврасов начал страдать алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы, и в 1882 году он был уволен из Московского училища живописи. Село Волынское «В последние годы, когда Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает русский писатель Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды».

Читайте также:  Воздвижение креста, питер пауль рубенс - описание картины

Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 8 октября 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник: http://interesno.cc/article/265/maslom-na-holste-kultovye-kartiny-alekseja-savrasova

Вид в окрестностях Ораниенбаума | Великие художники

17.06.2015

  • Алексей Саврасов «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Реализм

В 1854 году ряд картин Алексея Саврасова демонстрировался на выставке в Московском училище живописи и ваяния. Эту выставку посетила великая княгиня Мария Николаевна, которая в то время была президентом Императорской Академии художеств. Ей понравились работы Саврасова, и она пригласила его в свою загородную резиденцию, которая находилась между Петергофом и Ораниенбаумом.

Там же, в районе дачи Марии Николаевны, Алексей Саврасов написал «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и ряд других картин, которые осенью 1854 года демонстрировались на выставке Императорской Академии художеств. За две картины из этой серии — «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» — 24-летнему художнику было присвоено звание академика.

Картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» была приобретена Павлом Третьяковым в 1858 году. Она была первой картиной Саврасова, приобретённой Третьяковым, и относится к его самым ранним приобретениям.

Искусствовед Николай Новоуспенский так писал об этой картине:

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

  • Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854 Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне
  • Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854 Автопортрет
  • Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854 Море
  • Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854 Осенние стога

Источник: https://greatartists.ru/vid-v-okrestnostyah-oranienbauma/

Описание картины Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Описание картины Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

На художественной выставке в Москве, которая проходила в 1854 году, побывала княгиня Мария Николаевна. Ей тогда приглянулись некоторые работы юного Алексея Саврасова. И тогда княгиня на правах президента Императорской Академии художеств объявила художнику приглашение в свою резиденцию.

Располагалось загородное представительство меж Петергофом и Ораниенбаумом. Именно в этом живописном месте, на границе между Россией и Финляндией, роДились новые уникальные полотна Алексея Кондратьевича. Среди них можно выделить работу «Вид в окрестностях Ораниенбаума».

Перед зрителем предстает пейзаж. Захваченный вниманием художника уголок природы кажется знакомым, но все же таится в этих очертаниях некоторая тайна.

Приглушенные, даже мрачноватые оттенки полотна создают атмосферу загадочности. Кажется, будто именно здесь зарождались древние мифы и происходили сказочные события.

Финская природа – суровая, величавая, таинственная. Живописец точно передал ее уникальную атмосферу.

https://www.youtube.com/watch?v=SODzT2CaY0s

На переднем плане – два огромных вековых валуна. По прошествии столетий поросли они мхом и травой. Над валунами высятся ветви раскидистого старого дуба. Его покрывает густая светло-зеленая листва. В левой части картины – большущий пень. Остается лишь догадываться, сама природа или властвующий над ней человек срубил когда-то цветущее на его месте дерево.

В центре картины – на поляне – угадывается женская фигура. Еще дальше – на горизонте – простирается морская гладь, с белеющем в ее пучинах белым парусником. Синее небо почти целиком запятнано облаками и серыми тучками. Но солнечный свет еще пробивается через них, заливая теплым светом представшую перед зрителем картину.

Пейзаж Ораниенбаума приобрел Третьяков, и поместил в свою московскую галерею. Это полотно подарило Саврасову звание академика.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-savrasova-vid-v-okrestnostyax-oranienbauma/

Описание картины Вид в окрестностях Ораниенбаума – Алексей Саврасов

Очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в МУЖВ, привлекла внимание и “августейших” любителей искусства. Великая княгиня Мария Николаевна приобрела его картину “Степь с чумаками вечером” и предложила отправиться “для написания видов с натуры” в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом.

Исполненные там картины “Морской берег в окрестностях Ораниенбаума” и “Вид в окрестностях Ораниенбаума” оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. В этих работах нашли развитие открытия, сделанные Саврасовым в картине “Камень у Разлива”.

Так, сочетая в картине Вид в окрестностях Ораниенбаума изображения морских далей и нагретой солнцем уютной полянки, он позволяет ощутить бесконечность пространства и в то же время прелесть и многообразие жизни рядом с нами: подробно запечатлены листва деревьев, формы и сложная окраска покрытых мхом камней, папоротники, лопухи, виднеющиеся среди травы грибы. Между прочим, эта картина двумя годами позже была куплена Павлом Третьяковым и, таким образом, стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции.

Сурова, скромна и загадочна финская природа. Зрителю представлен обычный облачный день, древний дуб, два огромных валуна, живописный пень. Вдали едва угадывается женская фигура, а еще дальше, по морю бежит белоснежная яхта. У зрителя создается странное ощущение, словно за всем пейзажем наблюдают седые валуны под дубом.

Фантазия превращает безжизненные камни в огромных фантастических зверей, укрытых ветвями векового дерева.

Довершают сказочную атмосферу облака, практически полностью застилающие голубое небо. Невольно задумываешься над тем, что произойдет, когда женщина добредет до валунов. На ум приходят многочисленные мифологические сюжеты о похищениях.

Цветовая гамма картины сдержанна и приглушенна. Серые валуны, светло-зеленая листва, желтая дорожка. Свет, которого еще предостаточно, заливает поляну, пытается осветить и валуны.

Коричневый глинистый берег, островки травы, два красных цветка… А может быть глаза лешего, хитро поглядывающие на зрителя. В этой работе каждый может увидеть нечто свое, особенное, невидимое другими.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Морской берег в окрестностях Ораниенбаума – Саврасов Работа была заказана великой княжной автору в ту пору, когда он еще мало кому был известен. В распоряжение мастера была……
  2. Разлив Волги под Ярославлем – Алексей Саврасов Саврасов – истинный певец весны, и в своем ощущении ее первоначальной поры он очень близок к лучшим русским поэтам –……
  3. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду – Алексей Саврасов Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей……
  4. У ворот монастыря – Алексей Саврасов Картина входит в саврасовский цикл “радуг”. Впрочем, в этой работе радуга не играет первой скрипки, будучи “задвинутой” к правому краю……
  5. Лосиный остров в Сокольниках – Алексей Саврасов В давние времена Сокольники представляли собой не тронутый человеком лесистый уголок природы. Здесь любили отдыхать бояре и великие князья, главным……
  6. Пейзаж с избушкой – Алексей Саврасов К этапным произведениям 1960 – ых относится картина “Пейзаж с избушкой”. На первый взгляд разработанный в ней мотив может показаться……
  7. Проселок – Алексей Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич – один из известных русских художников-пейзажистов, автор хрестоматийного пейзажа и учредитель Товарищества передвижников. В 1873 году он……
  8. Печерский монастырь под Нижним Новгородом – Алексей Саврасов Некоторые из его картин, связанных с образом Волги, имеют поистине масштабный, эпический характер. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на……
  9. Оттепель. Ярославль – Алексей Саврасов Зима с ее холодными долгими днями всегда кажется бескрайней. И вот, тихо, боясь привлечь излишнее внимание, приближается весна. Первыми признаками……
  10. Распутица – Алексей Саврасов Термин “распутица” обозначает тот период, когда дороги становятся труднопроходимыми. Чаще всего это происходит в осенний и весенний период, последний из……
  11. Рожь – Алексей Саврасов Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена. Художник изображает ржаное поле перед бурей, он……
  12. Зимний пейзаж (Оттепель) – Алексей Саврасов Глядя на зимние пейзажи Алексея Саврасова не перестаешь удивляться как богато можно представить однообразный белый цвет, который и предусматривает зима…….
  13. Дубы на берегу – Алексей Саврасов Саврасов был прекрасным, рисовальщиком. Виртуозному владению рисунком его учили в московском Училище живописи и ваяния, без точного, следующего натуре рисунка……
  14. Акробаты на празднике в окрестностях Парижа – Виктор Васнецов В марте 1876г. Васнецов, заручившись заказом на иллюстрации книги Е. Н. Водовозовой “Жизнь европейских народов”, выехал во Францию. Поселившись в……
  15. Полдень. В окрестностях Москвы – Иван Шишкин В истории русского искусства эта картина обойдена вниманием исследователей, а между тем она стала вехой в истории русского пейзажа. Надо……
  16. Ранняя весна. Оттепель – Саврасов Наверное, нет более художника в истории русского искусства, который мог бы разглядеть красоту родной природы в любую погоду и в……
  17. Заросший пруд – Василий Поленов Объектом изображения В. Поленова стал тихий пруд. Произведение получилось тихим, лиричным, наполненным светом. Картина Поленова притягивает своей родственностью, близостью. Действительно,……
  18. Пейзаж с радугой – Саврасов Необычная картина. Она словно была создана другим художником, такое складывается ощущение у всякого, кто видит ее впервые. Мастер пейзажа неоднократно……
  19. Берег Вико – Алексей Боголюбов Без всякого сомнения, Боголюбов – один из первых талантливейших маринистов своего времени. С 1854 года, оставив морскую службу, Алексей Петрович……
  20. Зима – Алексей Степанов Зима. Снег засыпал деревню, избы. По дороге в путь отправилась упряжка лошадей с санями. В сторону с дороги отступили две……
Читайте также:  Дом, радуга, мельница, джон констебл

Описание картины Вид в окрестностях Ораниенбаума – Алексей Саврасов.

Источник: https://art.goldsoch.info/vid-v-okrestnostyax-oranienbauma-aleksej-savrasov/

Читать

О. М. Добровольский

Саврасов

У ТИХИХ БЕРЕГОВ МОСКВЫ-РЕКИ

В небе над Яузой яичным желтком разливалась утренняя заря. Гончарная слобода на Вшивой горке1 еще спала. Ворота купеческих владений на прочных засовах. Улицы и проулки пустынны.

Дурманно пахло черемухой, расцветавшей за деревянными заборами. В садах на яблонях вздулись, набухли мокрые от росы бутоны, вот-вот распустятся. Была весна. Месяц май.

Над Москвой-рекой с ее песчаными берегами, у подножия холма, поднимался легкий пар.

Всходило красное солнце. Все еще кричали в слободе петухи. Скрипели калитки, громыхали ведра. Дворники подметали улицу перед хозяйскими подворьями.

Будочник, в сером суконном мундире, в кивере, прислонив к полосатой будке свою алебарду, засунул в обе ноздри по щепотке нюхательного табака и громко чихнул. Нищие, неизвестно откуда взявшиеся, брели к своим церковным папертям. Слышался колокольный звон.

Звонили к заутрене с церквей Николы в Болвановке, Успения и Никиты-мученика на Вшивой горке, с огромной колокольни церкви Троицы в Серебрянической слободе, расположенной на правом, пологом берегу Яузы.

В доме с мезонином купца Пылаева, в душных комнатушках, где проживал со своим малым семейством Кондратий Артемьев Соврасов,2 торговавший глазетом, шпуром и кистями, не было привычного покоя.

В этот весенний день в Гончарной слободе, в приходе великомученика Никиты, у подножия Вшивой горки, вблизи Таганки, у мещанина Соврасова родился мальчик, которого вскоре нарекли Алексеем, и под таким именем он был занесен в метрическую книгу церквей Ивановского сорока за 1830 год.

Прибавление семейства заставило Кондратия Артемьевича задуматься над тем, как собрать хотя бы немного деньжат, упрочить и расширить свою торговлю. Был Соврасов человек пришлый, со стороны, родичей у него в Москве не было, и надеяться он мог только на себя.

Повезет, придет удача — и все устроится, будет просторная лавка, солидное дело, заживут они вольготно, в собственном доме. А не повезет — придется всю жизнь маяться, терпеть нужду, не зная, как свести концы с концами.

Войти бы в купеческое сословие! Пускай третьей гильдии, а все равно купец, и отношение к нему уважительное. Не то что какой-нибудь горемыка, занимающийся жалкой торговлишкой.

Читайте также:  Пейзаж с полифемом, никола пуссен, 1649

Сколько в Москве этих «коммерсантов» из мещан, вольноотпущенных — мелких лавочников, разносчиков, торгующих кто серными спичками, кто рыбой, наловленной в реке, кто певчими птицами, кто медовыми пряниками, кто яблочным квасом, собирающих с трудом медяки и гривенники. Срамота одна, да и только!

Младенец Алеша Соврасов, ничего не ведая, безмятежно качался в люльке, когда в тот год, по осени, в Москве открылась холера. Шла она от Астрахани, куда была занесена из Персии, потом поднялась вверх по Волге, через Саратов, и пришла в Белокаменную.

Лето выдалось до невозможности жаркое, но вот наступили ласковые сентябрьские деньки, и на тебе — такое бедствие! За что такая напасть? Страх и уныние поселились в каждом доме. Уехать, бежать из города? Но куда? Это знать московская может укатить в свои поместья и вотчины. А простому народу бежать некуда.

Сиди дома и жди эту окаянную холеру. И уж коль придет она, тогда все, амба.

Закрылись общественные места, университет, пансионы, училища, театры, увеселительные заведения. Город был оцеплен. По улицам разъезжали патрули. Появились первые холерные кареты с больными, их сопровождали конные жандармы. Ужас охватывал редких на улицах прохожих при виде зеленых фур — длинных телег, на которых тряслись трупы, покрытые рогожей. Умерших везли на холерные кладбища.

День и ночь во дворах жгли навоз. Он тлел и курился, распространяя дымную вонючую гарь. Многие бросились в аптеку Енброга покупать хлорку. Ее насыпали в тарелки и ставили на подоконники, комнаты наполнялись испарениями. Опрыскивали хлорной водой пол и стены. Так и жили в этом едком больничном запахе.

Но чего только не сделаешь ради того, чтобы попытаться оградить себя от эпидемии!

Много позже, читая любимого Пушкина, его «Пир во время чумы», узнает художник Саврасов, что первые месяцы его жизни будут связаны не только со страшной холерой в Москве, но и со знаменитой Болдинской осенью поэта. Именно в эти осенние месяцы 1830 года поэт не смог выехать из Болдина в оцепленную Москву, в которой оставалась его невеста.

Ни в сентябре, ни в октябре, ни в ноябре ему так и не удалось прорваться «сквозь пять карантинов», и он пытался хоть как-то уберечь Гончарову, полушутя-полусерьезно советуя: «…одна молодая женщина из Константинополя говорила мне когда-то, что от чумы умирает только простонародье — все это прекрасно, но все же порядочные люди тоже должны принимать меры предосторожности, так как именно это спасает их, а не их изящество и хороший тон».

Родители Саврасова принадлежали к тому самому простонародью, которое холера в Москве и впрямь косила в первую очередь.

Больше всего заболело холерой в квартале Замоскворечья, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, или канавой, как его попросту называли, у Болотной площади. Эту низину, где в деревянных домишках ютилась беднота, почти ежегодно заливало при весенних паводках, тут было сыро, грязно, пахло плесенью, и холера разгулялась.

На Вшивой горке заболевших оказалось гораздо меньше. Семейство Соврасовых по-затворнически жило в низеньких комнатах дома купца Пылаева.

Лишь один Кондратий Артемьевич покидал иногда подворье, ходил по своим делам или в лавку за провизией, предварительно позавтракав и выпив стаканчик сладкой анисовой водки, хотя и был трезвенник: считалось, что она тоже может отвести болезнь.

Он возвращался домой, принося все более жуткие слухи о холере, которая косит людей. Боялись за себя и особенно за старшего Мишутку и младшего Алешу — мальчонке было всего лишь четыре месяца. Не заразились бы, не заболели бы!

Все молили бога о помощи. Возле церквей — крестные Ходы. Купцы несли большие образа и чудотворные иконы.

За ними шел священник в золотой ризе, окропляя святой водой собравшийся народ. В конце шествия развевались хоругви…

Градоначальник Москвы князь Дмитрий Голицын поручил обер-полицмейстеру Муханову устроить «для медицинских действий относительно холеры» баню при больнице у Крымского моста и анатомический театр за Калужской заставой, чуть дальше Мухаммеданского кладбища.

И вдруг (не ждали, не чаяли) в Москву прибыл государь император Николай Павлович. В одиннадцать часов утра въехал в открытой коляске, запряженной шестеркой вороных лошадей, в Иверские ворота. Коляска остановилась, и царь вышел из нее — театрально-величественный спаситель первопрестольной.

Он действительно обладал определенным драматическим даром, знал, как заставить толпу кричать патетическое «ура!». Он тоже был первым, не Петром, так Николаем, но ему так хотелось походить на Петра.

А теперь вдруг представился случай совершить нечто великое: войти в холерные палаты, как когда-то (современники помнили!) это сделал Наполеон…

Пушкин также отметит приезд Николая в холерную Москву и даже (в письме к П. А.

Вяземскому от 5 ноября) воскликнет: «Каков государь? молодец! того и гляди, что наших каторжников простит…» И фраза эта имеет определенный подтекст: современники слишком хорошо знали, как струсил Николай в день восшествия на престол, и вдруг такая смелость? Уж коли возможны такие невероятные превращения, то… того и гляди декабристов простит? Не простил…

Весть о том, что государь явился в Москву в столь трудное и опасное время, разлетелась по городу. Новость обсуждали. Говорили об этом и в Гончарной слободе, на Вшивой горке…

Были приняты нужные меры. В окрестностях Москвы созданы карантины: в Петровском дворце, в его боковых полуциркульных корпусах — особые помещения для едущих из Москвы в Санкт-Петербург и для прибывающих оттуда; а также на Воробьевых горах и за Покровской заставой.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=241284&p=59

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector