Вид толедо, эль греко, около 1600

Открытие в Толедо самой крупной выставки работ Эль Греко, приуроченной к 400-летию со дня смерти критского живописца, влечет в город множество поклонников его творчества. Уже в первый день работы выставки Толедо посетили более 4 тысяч человек.

Переехав в 1576 году из Италии в Испанию на службу к королю Филиппу II, Доменикос Теотокопулос (таково настоящее имя известного ныне художника Эль Греко) поселился в Толедо — древней столице Испании, центре искусств и просвещения того времени. Именно в Толедо живописец обратил свой взор на портретное искусство, которое принесло ему славу и огромное количество заказов. Эль Греко искренне любил Толедо и прожил здесь до конца дней своих.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600Вид Толедо, Эль Греко, около 1600Вид Толедо, Эль Греко, около 1600Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

И вот 400 лет спустя главный город сообщества Кастилия-Ла-Манча чтит память великого мастера и приглашает побродить по лабиринтам узких мощеных улочек, пропитанных глубоким средневековьем, где многие архитектурные памятники из ансамбля нетронутого временем исторического центра Толедо бережно хранят полотна Эль Греко.

Прежде всего, почитателям творчества живописца следует обратить свой взор на дом-музей Эль Греко, открытого в 1911 году маркизом де Валье-Инклан, который стремился популяризировать фигуру художника и его работы.

Музей уютно разместился в еврейском квартале старого Толедо и представляет полотна финального периода творчества Эль Греко: «Искупитель», «Сан Бернардино», «Слезы Сан-Педро».

Здесь же выставлена и знаменитая «Панорама Толедо» — визитная карточка города.

Миновав пару улиц в еврейском квартале, остановимся у скромной церкви Санто-Томе. Несмотря на свой неприметный вид, церковь манит всех туристов, прибывающих в Толедо.

А все потому, что именно здесь хранится полотно «Погребение графа Оргаса», которое расценивается как священная реликвия храма.

На картине, кроме графа Оргаса, одного из богатейших горожан Толедо, прославившегося своей благотворительностью и постоянными пожертвованиями на храм, художник запечатлел себя и своего сына.

Среди множества архитектурных достопримечательностей Толедо выделяется монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, возведенный в 12 веке цистерцианцами под началом Альфонса VI в честь захвата города и победы над маврами. Однако нынешний облик монастырь приобрел только в XVI столетии. Эль Греко занимался росписью алтаря, а после смерти был похоронен в монастырском склепе.

Еще десять минут прогулочным шагом, и маршрут «Эль Греко» приведет нас на Ратушную площадь с величественным Кафедральным собором и его богатым внутренним убранством. Собор владеет холстами Караваджо, Тициана, Гойи. И, конечно, Эль Греко.

Проследуем далее по лабиринту узких улочек и окажемся около капеллы Сан-Хосе, центральный алтарь которой также расписан кистью Эль Греко.

И, наконец, городской музей Санта-Крус, где с 14 марта по 14 июня 2014 года открыта выставка под названием «Грек из Толедо», представляющая 125 полотен мастера, собранных из музеев и частных коллекций со всего мира. А с 8 сентября по 9 декабря 2014 года в здании музея пройдет выставка «Ремесло и искусство» 75 работ Эль Греко, никогда прежде не выставлявшихся на обозрение публики.

Заказать индивидуальный тур

В чествовании Эль Греко принимают участие не только музеи и архитектурные памятники Толедо. Более пятидесяти ресторанов города предлагают туристам истинную кухню Кастилии-Ла-Манча, которая вобрала в себя кулинарные традиции христиан и мусульман.

А гостям Толедо, прибывающим на несколько дней, окажут гостеприимство отели, удобно расположенные в стенах старого города:

  • Отель «Casona de la Reyna» (www.casonadelareyna.com) – у подножия крепостной стены, в пяти минутах ходьбы от еврейского квартала;
  • Отель-бутик «Palacio Eugenia de Montijo» – рядом с музеем Эль Греко;
  • Отель «Pintor El Greco» (www.hotelpintorelgreco.com) – располагается всего в 200 метрах от Кафедрального собора в здании бывшей пекарни XVII века.
  • Вид Толедо, Эль Греко, около 1600Вид Толедо, Эль Греко, около 1600Вид Толедо, Эль Греко, около 1600Вид Толедо, Эль Греко, около 1600
  • Вид Толедо, Эль Греко, около 1600Вид Толедо, Эль Греко, около 1600
  • Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» организует для вас экскурсии в любом регионе страны, по самым интересным и необычным маршрутам.

 

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, info@espanarusa.com

Статья оказалась полезной?

Да

(1) (0)

Источник: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/498999

Эль Греко в музее Прадо. Мадрид, Испания

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос).(1541,Крит г.Кандия-1614, Толедо) Dominico el Greco.

  • В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.
  • О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны.
  • Мы не знаем ни одного его достоверного автопортрета, ибо все его изображения предположительны.
  • Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению вплоть до начала XX века.
  • Время не только стерло имя Эль Греко из истории искусств на несколько столетий, но и уничтожило напоминания о нем в городе, где прошла большая часть жизни художника: могила с прахом Эль Греко исчезла, дворец маркиза де Вильены, где он жил, был разрушен.
  • Но осталось самое прекрасное — его картины.
  • Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Христос несущий крест. Около 1602 г.Холст,масло, 108-78 см,Из музея Троицы

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Троица.1577-1579гг. Холст, масло. Размеры:300-179 см.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Плат с ликом Христа.1586-1595 гг.Холст, масло.71-54 см.,Приобретена в 1944 г.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Крещение Христа.1597-1600гг.Холст, масло.350-144 cм.Поступила из монастыря Святой Троицы.

«Крещение Христа» было предназначено для ретабло большого алтаря церкви августинцев доньи Марии де Арагон в Мадриде. Это единственный заказ, выполненный Эль Греко для Мадрида.

  1. Филипп II недостаточно ценил художника из-за его неестественного и далекого от религиозных целей, провозглашенных Контрреформацией, стиля.
  2. Для создания масштабных полотен на религиозные темы художник предпочитал холсты в форме вытянутого прямоугольника, в котором высота почти в два раза превышает ширину.
  3. Подобные пропорции усиливали вертикальность фигур и позволяли писать сцены в двух уровнях.
  4. В нижней части этой работы фигуры более телесные, земные, а в верхней, отведенной для божественных явлений и ангельских хоров, сияющий свет почти растворяет образы.
  5. Все действие словно охвачено бурным, непреодолимым движением.
  6. Иоанн Креститель льет на голову Христа святую воду, которая словно исходит из сияющего света, дарованного Богом Отцом и Святым Духом, символом которого является голубь.
  7. От всей композиции исходит ощущение возвышенной духовности.

Художник жил в Венеции ,учился у Тициана;испытал влияние Тинторетто и Я.Бассано, с 1570г. работал в Риме, где изучал произведения Микеланджело. Ок.1576г. переехал в Испанию, обосновался в Толедо. Писал картины на религиозные сюжеты, а также портреты и пейзажи.

В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.

Его трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Распятие.1597-1600 гг.Холст, масло.312-169 см.Из музея Троицы в 1872 г.

  • Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопулоса Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства.
  • Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего.
  • Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего таланта.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Воскресение Христово.1597-1600 гг.Холст, масло.275-127 см.Из музея Троицы в 1872 г.

Большую часть жизни художник провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии.

Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры.

Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей.

В созданных образах он синтезировал свои представления о человеческих характерах.

Возвышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближает искусство Эль Греко с маньеризмом и выражает кризисное состояние художественной культуры позднего Возрождения.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Сошествие Святого Духа.Ок.1600г.Холст, масло.275-127 см.

Происходит из монастыря Святой Троицы.

К началу ХVII в. композиции Эль Греко становились все более вертикальными, подвергаясь почти ирреальной деформации, насыщенной мистическим напряжением и фосфоресцирующим светом.

Это полотно (некоторые исследователи датируют его последним десятилетием деятельности художника)- характерный пример его позднего творчества и является наиболее выразительным доказательством его поисков.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Благовещение.1597-1600гг.Холст, масло.315-174см. Главный алтарь Коллегии Доньи Марии де Арагон.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Благовещение.Ок.1570-1572гг.Дерево, масло.26,7-20 см.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Поклонение пастухов.1612-1614гг.Холст, масло.319-180 см.

Святая семья со святыми Анной и Иоанном Крестителем.Около 1600 г.Холст, масло.107-69 Из музея Троицы

Святой Иоанн Евангелист.1605 г.Холст, масло. 99,7-78 см.,Подарена в 1921

Святые Андрей и Франциск.1595 г.Холст, масло. 167-113 см.,в музее с 1942

Портрет монаха.1600-1650 гг.Холст, масло. 35-26 см.,В коллекциях музея с 1916 г.

Рыцарь, прижавший руку к груди.Ок.1580г. Холст, масло. 81-66 см. Происходит из коллекции герцога Арко.

Искусство художника позволило превратить этот портрет в настоящий шедевр. Перед нами знатный испанец ХVI в., поза которого одновременно свидетельствует и о его вере, и о его положении, и о желании защищать и то, и другое с мечом в руках.

Несмотря на плохую сохранность картины (левая рука полностью утрачена), это один из лучших портретов Эль Греко, написанный им в Толедо в начале его пребывания в Испании. Острый взгляд и удлиненная форма лица портретируемого, возможно, напоминает о Греции и византийском влиянии, что будет ощущаться во всех работах Эль Греко.

  1. Среди многочисленных предположений о личности модели есть и упоминание о Сервантесе, с которым художник мог общаться, так как писатель жил в Толедо в те же годы, что и он.
  2. Рукоять меча-еще одна деталь, свидетельствующая о знатном положении портретируемого.
  3. Это изысканное произведение ремесленников напоминает о том, что Толедо славился производством холодного оружия, поскольку здесь находились лучшие в Испании мастерские.

Портрет неизвестного.Ок.1600г.Холст, масло. 46-43 см. Из королевских собраний

Это произведение принадлежит к шедеврам портретного искусства мастера. Все скрыто, погашено в поблекшем благородном лице, и лишь прекрасные скорбные глаза полны влажного блеска, и взгляд их, удивительный по своей проникновенной взволнованности, словно отражает сложное душевное движение.

Читайте также:  «девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», кипренский — описание картины

В облике неизвестного все намеренно заострено: костистая структура головы, тонкие черты худого лица, очертания фигуры с покатыми плечами.

Написанный наиболее пастозно высокий гофрированный воротник служит как бы пьедесталом для головы, контрастируя своей материальностью и белизной с плоским пятном черной одежды. Необычный, близкий к квадрату формат портрета создает вокруг фигуры широкий пространственный фон, построенный на прозрачных лессировках.

Образ как бы живет в воздушной среде, пронизанной серо-золотистыми тонами, которым вторит изменчивый тон светлых глаз портретируемого. Лицо с легкими серебристыми тенями, редкие мягкие пряди седеющих волос написаны свободно, вдохновенно, с безупречным чувством живописной формы. Оба отмеченных нами портрета находятся в музее Прадо.

  • В одном зале собрано немало удачных портретных работ Эль Греко.
  • Однако ни одно произведение не достигает той захватывающей человечности, которая присуща скромному образу неизвестного стареющего испанского идальго.

Портрет врача.1582-1585 гг. Холст, масло. 96-82,3 см.Из королевских собраний

Портрет мужчины.1600-1605 гг.Холст, масло.64-51 см.Из королевских собраний

Портрет молодого джентльмена.1600-1605 гг.Холст, масло.65-49 см,Из королевских собраний

Херонимо де Чеваллос.1613 г.Холст, масло. 64-54 см,Из королевских собраний

Портрет джентльмена. Около 1586 г.Холст, масло.67-55 см,Из королевских собраний

Святой Антоний падуанский.1580 г.Холст, масло.104-79 см,Из музея Троицы в 1872 г.

Святой Бернард.1603 г.Холст, масло. 269-144 см,Приобретена в 1902 г.

Святой Бенито.1577-1579 гг.Холст, масло. 116-81 см.,Из музея Троицы в 1872

ПРАДО. МАДРИД

И решила добавить четыре картины из музея Метрополитен ,Нью-Йорк

Видение святого Иоанна.(Снятие пятой печати)1609-1614гг.Холст, масло,224,8-199,4 см.

В коллекциях музея с 1956г.

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

В его картинах грани между землей и небом стираются; пропорции человеческих фигур неестественно вытягиваются. Эль Греко отошел использовал для своей картины нетрадиционный сюжет — из Книги Откровения, написанного Апостолом Иоанном на острове Патмос.

Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т.е. Иисусом Христом пятой из семи печатей.

Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, до самого конца света.

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

  1. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
  2. Откровение 6:9-17
  3. Чудо исцеления слепого 1574-1578гг.
  4. Св.Иероним, как кардинал 1600
  5. Эль Греко -Вид Толедо- 1604-1614
  6. Источник

Источник: https://obiskusstve.com/1500215543927147243/el-greko-v-muzee-prado-madridispaniya/

Толедо в грозу

эль Греко

добро, — говорит он, сверкающим грунтом питая зерна холста, —
она, — говорит он, — должна быть легка.и более ничего. только рука
скользит по холсту.

  • он берет голландскую умбру и просто умбру как она есть,
    сиенскую зелень, красную охру и желтую охру тоже —
    это будет земля, это будут холмы и деревья на них,
    крепостные стены и башни, рио тахо струй круговерть,
  • по мосту перетекающая дорога.
  1. она, — шепчет он, — должна быть светла, —
    выбирая из той же сиены лазурь,
  2. выбирая сиянье ультрамарина.

и более ничего. только отзвук мазка
вслед за кистью скользит по контурам мира.

невесомы ложатся слои и почти невидны,
но за ними встают крепостные стены и башни,
но поет на холмах листва и звучат огни,
рио тахо струй круговерть
разбивает о камни моста вчерашний

день и жар от земли.

и упругим ударом упоенная цветом кисть вершит
глубину потемневшего неба.
и к окну он подходит — оживающий свет за ним
рвет облака. улыбается он:

  • идет гроза на толедо.
  • Таля Большакова
    Вид Толедо, Эль Греко, около 1600
  • Эль Греко Вид Толедо. 1596—1600

Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами, изображён испанский город Толедо, показанный с севера. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.

Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью.

Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Использован фантасмагорический свет.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесенные художником пространственные искривления — в частности, в реальности не видна высокая колокольня Толедского собора.

Но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как если бы смотрел на неё с восточной стороны города.

Хотя на левом берегу правдоподобно изображен замок Сан Сервандо, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

«Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на котором рукой Эль Греко написано объяснение, почему на картине он поставил некоторые из зданий не туда, где они стоят в реальности

Второй пейзаж «Вид и план Толедо» был призван стать документом города с использованием картографического языка, в то время как первый создает образ города путём избранного выбора его наиболее характерных черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

“Справа изображен молодой человек с развернутым планом города в руках. На этом же плане Греко поручил своему сыну написать те самые слова, которые нас здесь интересуют:

«… Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом.

Поэтому он оказался размещенным здесь, как модель, и перевернутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…»

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

«Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога, несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно оно, является одним из двух пейзажей, перечисленных сыном мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца.

Предполагают, что до конца XVII веканаходился в семейном владении толедских графов де Аковер, в XVIII и XIX вв. следы полотна теряются. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. В 1907—09 гг. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.

В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

(википедия)

“Вид Толедо” – это город после второго пришествия, город апокалипсиса, когда воет ветер и срываются крыши. Это город Судного дня. Отчего так черно и низко осело небо, а синь прорывается только в разрывах между туч? Откуда в Испании, над которой всегда чистое небо, где синева прописана навсегда, эти его черные облака?

Ван Гог писал бы Испанию раскаленным желтым и синее небо. Небо Грека – это иное небо. Метафизическое небо совести и вины.

Мистическую поэму “Темная ночь души” написал в 1578 году в монастырской тюрьме Толедо босоногий монах ордена кармелитов святой Хуан де ла Крус, Иоанн Креста.

“В ночи неизреченной,
сжигаема любовью и тоскою –
о жребий мой блаженный!
Я вышла стороною,
Когда мой дом исполнился покоя.
Во тьме благословенной
Я лестницей спешила потайною –
О жребий мой блаженный! –
Окутанная тьмою,
когда мой дом исполнился покоя”.

И сам разъясняет:

“Чтобы описать и помочь понять эту Темную ночь, через которую проходит душа, чтобы прийти к Божьему свету и наиполнейшему любовному единению с Богом, каковое только возможно в этой жизни, необходим был иной свет – свет знаний и опыта, больших, чем мои…”

“Ночь состоит из трех частей, как всякая ночь. Первая часть, то есть Ночь чувств, соответствует началу ночи и прекращает все чувственные устремления; вторая, Ночь веры, подобна полуночи и абсолютно темна; а третья – при участии Бога. Уже близка к свету дня”**.

  1. Большой почитатель Иоанна Креста (Томпсон) заметил:
  2. “Художники, изображавшие ночные сцены, знали, что, когда все погружено во тьму, немногие освещенные точки обретают первоочередную важность, потому что позволяют увидеть весь образ… Вспомним, например, чудесную игру света и тени в картине Эль Греко “Поклонение пастухов”… Техника святого Хуана де ла Круса по сути дела та же”***.
  3. Почти современный нам мистик, поэт, провидец, визионер и пророк Даниил Андреев писал: “Живопись пейзажная, несмотря на ее колоссальное значение – культурное и психологическое, приобретает трансфизическое значение очень редко. Это происходит либо в тех случаях, когда художнику удается заразить зрителя своим ощущением миров стихиалей, сквозящих сквозь природу Энрофа, либо намекнуть своеобразными сочетаниями линий и красок на ландшафты какого-нибудь другого слоя…”****
  4. Здесь не место разъяснять про стихиали и Энроф, но, я думаю, к Греку прямо относится размышление Андреева.
  5. Разные уровни мира, разные слои сущего, разные плотности и иерархии стихий, известных еще Гомеру.
Читайте также:  «волны», архип иванович куинджи — описание картины

Все сделано с почти топографической точностью, даже в современной фотографии Толедо сразу узнаешь картину Грека.

И мост, и ворота Сан Мартин, и замок Алькасар, и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец, и Собор, и силуэт Санто Доминго эль Антигу, и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус… Текучие воды, излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами… Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка!), – это джорджониевская “Гроза”.

А у него (это если будет время и возможность всмотреться, наклонившись над самой картиною, если не прогонят чуткие сторожа) всадник на белом коне (не первая ли Печать?!) пересекает вброд обмелевшую Тахо, рыбаки наклонили удочки, женщины полощут белье в бурой воде, сильный ветер треплет, выворачивает серебром листву на деревьях по левому долу картины и кладет наземь высокие травы…

А в правом нижнем углу, на проблесках света, надпись по-гречески “Доменикос Теотокопулос сделал это”. А было ему под шестьдесят.

Есть в музее Эль Греко в Толедо довольно поздний (1610 года) “Вид и план города Толедо” с облачным, но голубеющим, разорванным иными стихиями небом, и Пренепорочная, несомая сонмом ангелов, над крышами.

Еще в одной картине (она была на выставке) он написал этот город землистых крыш, скал и таких же стен под раскаленным солнцем новой Кастилии… сравнив его с Иллионом, Троей, страшную сцену гибели Лаокоона с сыновьями написал он на фоне Толедо… повторив не столько даже земной, сколько небесный пейзаж – грозовое небо в разрывах плотных облаков. Лаокоон-прорицатель был удушен, чтобы не узнали троянцы его прорицаний.

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Эль Греко Лаокоон

Он прославил город оружейников (толедская сталь) и ткачей. Во времена Греко было в Толедо, как пишет Ф.Бродель в “Истории Средиземноморья”, около пятидесяти тысяч ткачей, хотя качеством испанские ткани уступали нидерландским. Древний, Римских еще времен, город через триста лет одарил его почетом.

Виктор Ярошенко , из статьи Пятая Печать или Доменик Грек

Источник: http://blog.arthistoryonline.ru/lyalya-chandra/toledo-v-grozu/

Сочинение по картине Вид и план Толедо — Эль Греко

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

Особого внимания заслуживает пейзаж из Дома-музея Эль Греко «Вид и план Толедо» , последнее значительное произведение мастера. Панорамное изображение города, широко и плавно раскинувшегося на пологом холме, написано «дымом» в очень светлой тональности голубоватых, серых, розово-сиреневых, оливково-зеленых красок.

Мазки положены так легко, что просвечивают нити холста. Такого Толедо, умиротворенного, окутанного серебристым ясным светом, мы не знаем в творчестве Эль Греко. В его приемах появилась какая-то наивность, словно художник стремится вернуться к чему-то утраченному в своей душе, в своем восприятии жизни.

Желая доставить удовольствие заказчику — госпиталю Сан Хуан де Афуэра,- он пишет это здание на переднем плане в виде макета, причем с наиболее выгодной стороны, освобождает его от окружающей застройки, помещая на фоне рыжевато-сиреневого срытого склона.

Художник, который в этот период разрушает какие-либо нормы в искусстве, здесь боится быть не понятым не только заказчиком, но и зрителем, ибо в пространной надписи, исполненной на плане Хорхе Мануэлем, он объясняет, почему госпиталь представлен в виде макета, и что поместив в небе группу «Облачение Богоматерью Св. Идельфонса» — он заботился больше о декоративном впечатлении нежели об изображении самих фигур. План, который демонстрирует юноша справа, нужен для того, чтобы определить отношение госпиталя к другим постройкам города, о чем опять же говорится в надписи.

Город, в котором, кажется, переданы все дома, все известные памятники, представляет собой как бы спаенное воедино хрупкое драгоценное изделие.

С большой тщательностью переданы особенности Толедо — «стекающие» к реке кварталы и башни опоясывающих его стен, ясно различимы ворота Бисагра Нуэва, мост Алькантара, собор и огромный блок Алькасара в самой возвышенной точке.

Достоверно запечатлен и рельеф местности, круто спускающийся к Тахо и более пологий к северо-востоку, откуда Эль Греко почти как правило изображал Толедо.

Такое обилие подробностей и такая многословность кажутся неожиданными. Тем более что в тот же период мастер создает пейзаж «Вид Толедо», нередко известный под названием «Толедо в грозу» — образ философского обобщения и захватывающей трагической силы.

«Вид и план Толедо» заключает в себе немало интересных находок. Картина по-своему очень сложна. Внешние приметы правдоподобия не исключают сильного отпечатка ирреального.

Выдвинутый на авансцену бледный юноша, написанный размыто, в тусклых зеленоватых тонах, в такой же степени условен, как и туманно-золотистая аллегорическая фигура с опрокинутым сосудом слева, символизирующая реку Тахо,- реминисценция античного речного божества. Природа и город лишены ощущения устойчивой опоры, земной тверди.

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/greko-el/vid-i-plan-toledo-el-greko/

«Вид Толедо» Эль Греко

Вид Толедо, Эль Греко, около 1600

«Вид Толедо» Эль Греко

«Вид Толедо» Эль Греко — это как раз та картина, которая моментально всплывает в памяти, когда говорят «испанский пейзаж».

В те времена, когда она была написана (между 1604 и 1614 годами; наверное, ближе к 1614) она была, скорее всего, ещё и единственным испанским пейзажем.

Рисовать картины просто ради изображения природы, ландшафта или построек тогда было не принято (нигде, кроме Нидерландов).

Но Эль Греко был оригиналом. Хотя, может и не был. Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком.

Некий студент даже здорово над этим подшутил — после Первой мировой войны один итальянский искусствовед заявил, что его ученик нашел в архивах письмо покровителя Эль Греко (впрочем Эль Греко тогда ещё Эль Греко не был).

 В письме оный покровитель описывал, как художник отказывался прекрасным солнечным днём не то что выходить на улицу, но даже открыть ставни у себя в студии — мол, солнечный свет гасит внутренний огонь благочестивых размышлений.

Эль Греко, возможно, был греком и — абсолютно точно — был критянином. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании.

И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем.

Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион); предположительно, там же он обучился и ремеслу художника; около 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана); после Венеции он отправился в Рим.

И начал совершать поступки, совершенно не вяжущиеся с образом погруженного в глубины собственной души мистика.

Для начала он оценил конъюнктуру рынка, решил, что в его бизнесе конкуренция слишком высока и отправился в Испанию — владычицу мира, страну с большим количеством золота и малым количеством художников.

Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». План не удался, Филипп II в меценаты не стремился; и с безошибочным чутьем Эль Греко выбирает следующую цель — Толедо с его архиепископством, по сути второй по значению и богатству двор в Испании. Там карьера сложилась — сперва пошли заказы от местной аристократии, а потом и от самого выгодного заказчика в Испании — от католической церкви.

Художник развернулся во всю ширь своих дарований… и потребностей. А потребности были немалые — выходец со сказочного Востока любил жить с истинно восточной роскошью. А роскошь требовала денег. Много денег.

Поэтому почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой. Решимость критянина получить своё была столь непреклонна, что он не побоялся предъявить иск даже церкви со всеми её отлучениями и инквизиторами.

Получалось не всегда, но Эль Греко знал, как себя утешить: «Правда, я получил за эту картину меньше, чем она стоит. Но правда и то, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план.

Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу. Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать.

Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал. Во многом из-за того, что стиль Эль Греко, вобравший в себя влияния Византии, Италии, Испании и античного Рима, настолько характерен и оригинален, что производит впечатление даже в девятой копии, нарисованной после обильного возлияния.

Читайте также:  Картина густава климта "смерть и жизнь", описание

На самом деле его картины довольно просто оценить неправильно — мы их видим в музеях, а они были предназначены для темных помещений, освещаемых мерцающим светом свечей; и эти чрезмерно резкие и глубокие тени, большие цветовые пятна, перспективные и анатомические искажения, ломанные линии и холодные, землистые краски должны производить эффект именно в определенных условиях.

«Вид Толедо» Эль Греко — это не очень точное изображение Толедо. Но зато эта картина позволяет ощутить те восхищение и легкую тревогу, которые появляются где-то у нас внутри при виде надвигающейся грозы.

Странно, но полотно выглядит на удивление современно; чем-то напоминает Сезанна — Сезанн, кстати, восхищался Эль Греко, правда с его работами был знаком только по гравюрам.

 Зато видел эти картины Пикассо — и они оказали немалое влияние как на его цветовую гамму, так и на рисунок (особенно «голубого периода»).

Кстати, надо заметить, что популярность Эль Греко практически испарилась после его смерти (хоть в сонете его памяти художника и сравнивали с Апеллесом) и возродилась как раз во времена Сезанна и Пикассо.

И обязательно рассмотрите картину ближе (кликните по ней мышкой и перейдите к изображению с высоким разрешением): во-первых, вы найдете на ней массу деталей, а во-вторых — и это удивительно — вы обнаружите, что она совсем не так груба и эскизна, как кажется на первый взгляд.

Источник: https://tempora.club/vid-toledo-el-greko/

Вид Толедо, c.1599 — Эль Греко — WikiArt.org

«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Другое название полотна — «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве.

Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи. На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами.

На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.

Вид на город дан в нижнем ракурсе, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесённые художником пространственные искривления.

Например, высокая колокольня Толедского собора с севера не видна, но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как она выглядит с восточной стороны города. Замок Сан Сервандо на левом берегу изображён правдоподобно, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

Пейзажная живопись была редкостью среди картин испанских художников Возрождения и эпохи барокко. Запрет Тридентского собора на изображение пейзажей даёт основания считать картину первым образцом испанской пейзажной живописи.

Считается, что загадочная символика картины передаёт мистицизм, свойственный общественному сознанию горожан того времени.

Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме,неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко. В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты. На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа: Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно, оно является одним из двух пейзажей, перечисленных Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Предполагают, что до конца XVII века полотно находилось в семейном владении толедских графов де Аковер, а в XVIII и XIX веках его следы теряются. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Источник: https://www.wikiart.org/ru/el-greko/vid-toledo-1599

Эль Греко – биография и картины художника в жанре Маньеризм – Art Challenge

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.

Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.

Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/34.html

Ссылка на основную публикацию