Левитан мало говорил о живописи, как и все остальные. Ему было скучно, когда другие говорили о ней. Любая картина, которая была сделана сама по себе, а не от природы, не интересовала его. Ему не понравился жанр. Увидев нечто похожее на природу, он сказал: «Есть правда».
Левитан всегда искал «мотив и настроение», у него было что-то из литературы — анабандированная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, мрачная закатная печаль, одинокая хижина у дороги, но он не подчеркивал это литературное искусство в своей прекрасной картина.
1882 год был драматичным для МУЖВЗ — ученики лишились сразу двух любимых педагогов умер Перов и ушел в никуда уволенный спивающийся Саврасов. Это повергло некоторых в состояние отчаяния, побудило к бегству в Императорскую Академию художеств (ИАХ) — туда уехали К. А. Коровин, С. И. Светославский, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, М. В. Нестеров, А. С. Янов, И. В. Волков. Левитан тоже подумывал о переходе в Академию, уже подал «прошение» о досрочной сдаче экзаменов по общеобразовательным предметам. Вскоре началось возвращение «беглецов», не выдержавших кто рутины в преподавании, кто — непривычного климата, кто —одиночества в великолепной и холодной столице, а кому-то не захотелось проходить курс по научным предметам наравне с начинающими учениками ИАХ. Саврасов проживет еще полтора десятилетия, но русская живопись и его любимые ученики будут развиваться уже без него, но постоянно помня его уроки. Большое влияние на учеников имели беседы этого широко образованного человека. По воспоминаниям К. Коровина, он рассказал воспитанникам о современном европейском искусстве, о поисках импрессионистов, первым заговорил о самоценной красоте и музыке красок. Собственное творчество Поленова, казалось, противоречило «магистральному пути» передового искусства с его упором на актуальный бытовой жанр и психологический портрет, шло вразрез и с поисками импрессионистов, своим творчеством боровшихся с литературностью, отказавшихся от исторических сюжетов. Поленов был романтически увлечен мотивами из жизни Христа, пытаясь решить в пленэрных композициях нравственные проблемы, волновавшие современных русских интеллектуалов внутри Абрамцевского художественного кружка и за его пределами. Смелость и напряженность работы его мысли, новизна интерпретации им высоких идей играли важную роль в духовном формировании юных художников. У нового педагога сразу сложились близкие отношения с Левитаном и К. Коровиным, которым он показал «восточные» этюды, познакомился с их работами. Поленовувидел живопись, видимо, столь «стихийно» новаторскую, что удивленно спросил у Коровина: «Вы импрессионист? Вы знаете их?». Хотя импрессионисты в Париже уже устроили седьмую, предпоследнюю, выставку и были в зените своих поисков, ученики МУЖВЗ, как большинство отечественных художников и любителей живописи, о существовании импрессионизма не подозревали.
Большое влияние на учеников имели беседы Поленова этого широко образованного человека.
Натюрморт в медным кувшином. 1880-е
С 1880 года, чтобы свести концы с концами, Левитан, подобно другим малообеспеченным ученикам, подрабатывал уроками, писал портреты по фотографиям.
Уже в 1870-х пейзажная мастерская Саврасова в училище была островком лирического художества в море позитивистского отношения к задачам искусства.
Со смертью Перова Саврасов лишился понимания и поддержки, коллеги, давно уже косо поглядывавшие на пейзажный класс, сделали все, чтобы скорее избавиться и от старого художника, и от его детища. Критик В. В.
Стасов, как и народники, имел на жанр пейзажа утилитарный и противоречивый взгляд.
На этой «волне» появился неожиданный для Левитана холст «Бульвар зимой» (1883) с мотивом сумерек. Решенный в серо—зеленой гамме тонов, он навеян жизнью Москвы. Его эскизное письмо передает свет уличных фонарей и окон домов вдали, поэтически преобразивший тихий уголок в центре большого города. Несколько позже создан рисунок «Тверская улица в Москве»», изображающий перспективу освещенной огнями фонарей, окон и витрин улицы с фигурами на тротуарах и экипажами. Появившийся задолго до коровинской серии «парижских огней» он свидетельствует о чуткости Левитана к красоте родного города, к световой феерии его вечерней жизни.
Пример Поленова побуждая учеников решать сложные колористические задачи.
Левитан был поэтом русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглотила всю свою чувствительную душу, а его зарисовки были очаровательны и тонки. Странно, что он избегал человека в пейзаже.
Сейчас я работаю меньше. В это время лета, как обычно, у меня какая-то апатия, большая часть дня тратила в лесу, на озеро, читала книгу. Устанет от чтения, вы посмотрите на воду, которая почти всегда интересна; Устали от воды — берут книгу и т. Д. В течение нескольких дней.
Чем старше вы, тем меньше и меньше общества вам нужно, хотя иногда это чувствует нехватку людей. Одиночество — это добро и страдание.
Еврейка в восточном покрывале. 1884
Влиянию Поленова живопись Москвы обязана появлением импрессионистических работ в творчестве его подопечных. В 1883 году созданы «Портрет хористки» К. Коровина и холст «Первая зелень. Май» Левитана.
Свежий по колориту, пронизанный светом и воздухом, написанный мелкими подвижными мазками светлых красок, передающих прозрачность первой листвы, игру бликов на серо-коричневом плетне, на дорожке он полон пульсации жизни, юного восторга перед красотой и мощью вечной живой обновляющийся природы.
Холст «Вечер на пашне» (1883) мотивом перекликается с известной работой М. К.
Клодта «На пашне» (1872), но рассказ здесь вытеснен эмоциональным переживанием мотива —— спокойной шири полей с пятнышком церкви вдали и фигурой пахаря на верху пологого холма. Как и у Т.
Руссо в картине «Пейзаж с пахарем», крестьянин за плугом изображен силуэтом на фоне неба, а весь первый план занимает масса вспаханной земли.
Низкого горизонта холст близок пейзажу М. К. Клодта «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874). Используя ракурс и лаконичность формы, Левитан достиг в картине значительной степени обобщения, создав образ, воспринимающийся почти как символ родной страны.
Изучение проблем воздуха и света не стало для молодого художника самодовлеющим, а было инструментом в его постижении мира.
Между тем, пока Левитан работал в Саввинской слободе, 23 апреля 1884 года педагогический совет училища решил исключить его за непосещение занятий и выдать Диплом неклассного художника. Об этом Левитан узнал по возвращении в Москву.
В письме в совет преподавателей от 23 августа 1884 года он просит восстановить его в училище и разрешить работать на большую серебряную медаль. 24 августа его просьбу удовлетворили.
Старинные русские города и Москва, прежде всего, как бы спаяны в одно целое с окружающей природой.
В Москве и ее окрестностях как бы сконцентрировано, что так широко разлито в исконно русских подмосковных и приволжских губерниях, то, что в нашем укладе жизни, в архитектурном строительстве так издавна гармонировало с природой и климатом».
Столь же важную роль, как историко—культурная среда, в формировании,; Левитана—художника сыграли оба его педагога по МУЖВЗ.
Сергей Глаголь верно писал: «Саврасов развил в нем способность не только видеть, но и чувствовать природу, научил схватывать в природе поэтический мотив, Поленов научил краскам, научил; подмечать красочную красоту природы и в самих красках находить стройный музыкальный аккорд». В 1884 году, покинув стены МУЖВЗ, Левитан вступил на самостоятельного творчества. Судьба ему отмерила всего немногим более полутора десятилетий жизни.
Русского крестьянского мира„ ибо, подобно своим учителям и большинству сверстников, Левитан формировался как художник сельской природы, еще не затронутой болезнями современной городской цивилизации.
Саввинская слобода под Звенигородом. 1884
Работа в Саввинской слободе началась в 1884 году, когда Левитан приехал туда вместе со своим давним другом Переплетчиковым. Результатом плодотворной работы художника был целый цикл живописных произведений автора, одним из которых стала картина «Саввинская Слобода под Звенигородом».
Подводя итог ученическому периоду жизни Левитана, А. А. Ростиславов, автор первой крупной монографии о мастере, писал: «Как ни кошмарны эти годы в высшей степени важно, что они прошли в Москве и около Москвы где исключительно на всю жизнь складывались впечатления художника.
Источник: http://levitanart.ru/
Левитана вдохновляли окрестности усадьбы Зенино
Почти сто лет от широкой публики была скрыта картина Исаака Левитана «Сумерки над водой», которую представят на аукционе «Старые мастера и полотна XIX века» («Alte Meister und Gemaelde des 19. Jahrhunderts») 2 декабря 2014 года в аукционном доме Auctionata в Берлине.
Из сумерек прошлого
История происхождения картины поразительна. После смерти Левитана это произведение, как и все его работы, перешло по наследству его родному брату Адольфу Левитану, который организовал вместе с Сергеем Дягилевым несколько посмертных выставок Левитана в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве.
Участие этой картины в выставках также документировано до 1913-го года, в том числе и в одной из первых монографий о творчестве И.И.Левитана, написанной в 1913 году художником и историком искусства С. Глаголем.
Позже картина Левитана пополнила Берлинскую частную коллекцию, где ее хранили десятилетиями несколько поколений.
Формат полотна — 76 на 108 сантиметров, в нижнем правом углу находится автограф художника. Это произведение написано маслом и является поистине знаковым примером позднего периода творчества художника, когда типичный для него реалистический характер передачи природы стал меняться в сторону более свободного и раскованного стиля.
Левитан поистине мастер эффектного контраста света и цвета — с помощью немногих размашистых мазков он очаровывает нас поэтической атмосферой предрассветного полумрака над водой. По мнению русского эксперта Левитана Л.И.
Захаренковой, эта картина «имеет высокое художественное и музейное значение, а также представляет значительный интерес для специалистов и любителей искусства».
- Стартовая аукционная стоимость картины — 140 тысяч евро, эксперты, однако, считают, что ее реальная стоимость — около 280 тысяч евро.
- В числе других лотов аукциона «Старые мастера и полотна 19 века» будет картина Айвазовского 1895 года, женский портрет работы Маковского, зимние пейзажи Клевера и другие произведения русского и зарубежного искусства.
-
И. Левитан «Сумерки над водой»
- Подмосковные дачи для интеллигенции
- Любопытно, что имя Левитана связано и с Международным институтом антиквариата, если говорить точнее, то с одной из усадеб, которую реставрирует компания ASG.
Пантелеймон Дурилин в 1918 году в своей книге «Московские пригороды и дачные поселки в связи с развитием городской жизни» пишет про имение «Зенино» князя Шаховского. Автор живописует картины природы усадьбы – «с веселыми березовыми рощицами и ярко зелеными лугами, с чудным пестрым ковром из цветов.
Это имение представляет скромный, но изящный уголок барской жизни средней руки». Также Пантелеймон Дурилин упоминает о том, что «в этой же местности находится имение графа Салтыкова (Салтыковка) с вековым прекрасным липовым парком. В нем находятся «серебряный» и «золотой» пруды».
Оказывается, эта великолепная природа вдохновляла Исаака Левитана, который жил там.
Салтыковка в конце XIX – начале XX веков была популярным местом для отдыха московской интеллигенции. Красивые пейзажи, пруды, плюс доступные цены привлекали многих.
В частности, там любили отдыхать поэт Андрей Белый и режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой актрисой Зинаидой Райх (которая, кстати, была супругой Сергея Есенина и родила дочь и сына, которых, после ее развода с поэтом, усыновил Мейерхольд).
Дача, где разместилось семейство Левитанов, предположительно находилась в конце нынешней Пионерской улицы, на границе с Никольским, где раньше был переезд через железную дорогу.
Художник и летний зной
2 апреля 1879 года вышел царский указ, запрещающий евреям жить в Москве. Появление указа связано с мерами царского правительства, последовавшими вслед за покушением народовольца А.К. Соловьева на Александра II. Восемнадцатилетнему Исааку Левитану с сестрой и братом Авелем пришлось уехать из Москвы в подмосковную Салтыковку.
Лето выдалось тогда сухое и знойное. Левитан вспоминал потом это время как самое трудное в жизни. Каждое утро Исаак Левитан брал этюдник. Он рисовал на природе до позднего вечера.
Исследователи творчества художника полагают, что картина «Березовая роща» написана в Салтыковке. На полотне много солнца, тепла, да и само место походе на природу в окрестностях Салтыковки.
И. Левитан «Березовая роща»
Поезда из прошлого
В Салтыковке Левитан жил недалеко от Никольской платформы. Здесь было шумно и весело. Сюда по вечерам собиралась на прогулку вся дачная публика.
В девять вечера проходил последний поезд из Москвы, дачники дожидались и его. Художник наблюдал за происходящим из кустов, выйти к роскошной публике он боялся.
Как-то в августе увидел вечернюю платформу после ливня, и родилась первая большая картина Левитана «Вечер после дождя».
И. Левитан «Вечер после дождя»
Эта картина «Вечер после дождя» (другое название «Салтыковская платформа») сейчас вроде бы считается пропавшей (единственное ее известное воспроизведение было опубликовано в журнале «Радуга» в 1980-х годах). В Третьяковке обнаружен рисунок пером «Платформа. Приближающийся поезд», который можно считать эскизом несохранившейся картины.
И. Левитан. Эскиз.
Алина ЕРШОВА Источники:
glasnarod.ru
ria.ru livejournal.com lesreflets.burtai.ru
Источник: http://int-ant.ru/news/foreign-museums-and-auctions/levitan-was-inspired-by-the-surrounding-countryside-tenino/
Картина Левитана «Весна. Большая вода»: краткое описание и сочинение
После зимы приходит долгожданная весна. Она вдохновляет многих художников на создание шедевров. Посвящена этому времени года и картина Левитана «Весна. Большая вода».
О художнике
Исаак Ильич Левитан родился в Литве, в местечке Кибарты, в 1861 году, 18 августа. Когда мальчику было 14 лет, он потерял мать. В это время тяжело заболел отец, поэтому ему было сложно содержать своих четверых детей. Семья начала испытывать бедность. Материальное положение еще больше ухудшилось после кончины отца, который ушел из жизни в 1877 году.
Тогда Исаак Левитан учился в 4-м классе у живописца Василия Перова. В марте 1877 года на выставке были представлены две работы юного художника, за которые он получил премию в 220 рублей и малую серебряную медаль.
Хоть юноша и был талантливым, но упорно трудился. Это дало результаты. Продав картину «Вечер после дождя», на вырученные деньги Исаак снял комнату, где жил и творил.
В 1885 году художник окончил профильное училище, но ему не выдали диплома по национальным соображениям. Вновь напомнило о себе тяжелое материальное положение, поэтому какое-то время Левитан был вынужден жить в глухой деревне.
Трудное детство привело к болезни сердца. Лечение в Крыму помогало поправить здоровье, но художник рано ушел из жизни ― в возрасте 39 лет.
Путешествуя по России и за ее пределами, он подмечал неповторимость природы того или иного уголка, на основе этого создавал свои знаменитые полотна. Так появилась и картина Левитана «Весна. Большая вода».
Что изображено на полотне?
Достаточно одного взгляда на холст, чтобы увидеть – художник запечатлел весенний день. Снег сошел, лед на реке уже растаял, теперь в ней много воды. Она вышла из берегов, затопила часть деревьев, растущих по соседству.
Но не только их: на заднем плане мы видим два дома, их нижняя часть покрыта водой. Строения, которые возвышаются на пригорке, остались невредимыми. Конечно, в таких местах нужно возводить дома именно там, так как каждую весну есть вероятность, что вода затопит небольшие здания.
Такие мысли навевает картина Левитана «Весна. Большая вода».
Стройные березки пытаются противостоять природной стихии, но это им удается с трудом. Видно, как изогнуты их стволы. Ведь непросто расти, когда после зимы корни и нижняя часть деревьев оказываются в воде. Так наклониться они могли и в борьбе за свет, конкурируя с большим деревом, которое растет по соседству.
У березок, расположенных на берегу, более комфортные условия, поэтому их стан практически прямой. Всё это передаёт картина Левитана «Весна. Большая вода».
Краски
Творческая работа выполнена в очень удачных тонах. Синеву неба оттеняет река, она почти такого же цвета, ведь в ее водах отражается небо.
Прекрасно сочетается с синей расцветкой золотистая крона деревьев. Она довольно редкая, ведь это оставшиеся с прошлого года одинокие листья притаились на деревьях. Но и их хватает, чтобы наполнить полотно солнечным светом.
А он – повсюду, не только на березках, расположенных спереди, но и на отдаленных деревьях. Великолепие данной задумки выдают не только желтые, но и оранжевые краски. Ими тоже наполнена картина Левитана «Весна. Большая вода».
Кроны деревьев отражаются в воде. Самого солнца на холсте нет, но полотно не страдает от его отсутствия. Ведь ближний берег также состоит из оранжево-желтых тонов. Такова картина Левитана «Весна. Большая вода».
Описание ее можно завершить деталями. Приглядевшись к левому заднему плану, замечаешь, что и там царит буйство солнечных красок, которых порой не хватает весенней природе. Даже дно лодки выполнено в таких тонах.
Картина Левитана «Весна. Большая вода»: сочинение
Если школьнику зададут написать сочинение по данной картине, он может составить свой план или воспользоваться предложенным. Начать работу можно с того, что полотно великого художника И.И.
Левитана было создано в 1897 году. Далее рассказать, какое время года и что именно запечатлела картина Левитана «Весна. Большая вода». Описание, представленное выше, поможет в этом.
После этого можно дать своё видение сюжета.
Завершить сочинение можно, написав, что картина Левитана «Весна. Большая вода» (фото которой прилагается) притягательна, гармонична и вызывает у зрителя позитивное настроение.
Источник: https://autogear.ru/market/article.php?post=/article/181153/kartina-levitana-vesna-bolshaya-voda-opisanie-i-sochinenie
И.Левитан (1860-1900). Картины раннего творчества
Автопортрет. 1880.ГТГ
Исаак Левитан родился 18(30} августа I860 года в местечке Кибарты близ станции Вержболово Сувалкской губернии у западной границы России в бедной еврейской семье. Отец художника был образованным человеком — он преподавал в школе, знал немецкий и французский языки, работал переводчиком.
В поисках заработка отец Левитана приезжает в Москву, а затем перевозит сюда и всю свою семью, состоящую из жены и троих детей (два сына и дочь).После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить и молиться за родителей Левитана, этих безымянных героев, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни. Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу». В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище. По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало. В самом деле, хотя занятия с Саврасовым были благотворны для многих, именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива». Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина «Солнечный день. Весна» (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.
Солнечный день.Весна. 1876- 1877 Частное собрание.
Деревня.Зима.1877-1878 Тульский областной художественный музей
Облако. 1878
Перед грозой. 1879 Нижегородский художественный музей
Дорожка 1877
Березовая роща 1878
Другие ранние работы Левитана —
«Вечер» (1877), ГТГ.
«Осень. Дорога в деревне» (1877), ГТГ.
«Ветряные мельницы». Поздние сумерки . (конец 1870-х) ГТГ.
— имеют грустный, сумеречный характер и напоминают пейзажные фоны перовских картин и произведения «элегической» линии творчества Саврасова — изображения болот, забытых сельских погостов. Но работы Левитана не производят впечатления «вторичности». В них ощутим подлинный драматизм, заставляющий вспомнить, что юного художника постигла горечь сиротства.
Вскоре проявились и новаторские для русской живописи той поры качества таланта и стремлений Исаака. Нестеров вспоминал, что в 1879 году на ученической выставке как настоящее откровение воспринимался пейзаж Левитана «Симонов монастырь», в котором был прекрасно передан тихий покой летнего вечера на Москве-реке. К сожалению, местонахождение этого пейзажа ныне неизвестно, но сохранилась другая работа юного Левитана — «Пасмурный день на Москве-реке» (1877), где на дальнем плане также виднеется Симонов монастырь.Пасмурный день на Москве-реке. 1877
Совсем небольшой, этот этюд отличается живописной цельностью и интересен тем, что в нем предчувствуются композиционные решения некоторых зрелых шедевров художника.
В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились. «Левитану было восемнадцать лет. Но он столько перевидел в жизни неприятного и тяжелого, что чувствовал себя старше. Годы бедствия закалили его. При любых капризах судьбы молодой художник не утрачивал своей огромной энергии и в нем не погасал, а лишь разгорался жар художественного трудолюбия . (Евдокимов И. Левитан. — М., 1959)В 1879 году после покушения Соловьева на императора Александра II евреев начали выселять из Москвы, и Левитан оказался вместе с зятем, сестрой и братом в Салтыковке.. Писатель К. Паустовский, тоже живший некоторое время в Салтыковке, так описывает пребывание здесь И. Левитана:«… Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый День небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповое стекло. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию. А позже вечером женский голос пел в саду печальный романс «Мой голос для тебя и ласковый и томный…».
Так все лето Левитан встречал и провожал поезда.
Он привык к их внезапному и одновременное неожиданному появлению, и в то же время каждая встреча наполнялась каким-то сильным и глубоким чувством, что несла она — надежду, веру? Художник вдруг по-новому увидел и эти ослепительные фонари вдали, и мокрые блестящие рельсы, и лужи с отраженными в них огнями… Поезд промчался, но как оказалось позднее, он остался здесь навсегда. Навсегда застыли бегущие вагоны, платформа, рассеянный свет, фонари — родилась картина.
Вечер после дождя. 1879г
Картина «Вечер после дождя» была закончена художником уже через три недели. Эта первая большая работа Левитана, благодаря которой сам художник пережил исключительный душевный подъем. Он возмужал. Его уже не беспокоили шаркающие неуклюжие опорки, бахрома на брюках, драная рубаха — у него был «Вечер…», который казался ему совершенством.
Но не все было так просто. Когда Левитан ушел на этюды, его сестра решила продать картину богатому меценату за крупную сумму. Как будто предчувствуя беду, Левитан вернулся домой раньше обычного и тут же обнаружил пропажу. Сестру он догнал на платформе и, прилюдно устроив скандал, забрал «Вечер…» назад.
Несколько дней родственники не разговаривали и держали обиду друг на друга.
Однако позже художник сам разочаровался в картине и увидел в ней много недостатков. Одновременно до его сознания дошла необходимость ее продажи, чтобы получить хотя немного денег для проживания. Через несколько дней на семейном совете было решено продать «Вечер после дождя». Судьба картины была предрешена.И он впервые ощутил себя настоящим профессионалом: вскоре продал бесценную вещицу на Покровке лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра за 40 рублей серебром. Это были огромные деньги – первый гонорар, на который рано осиротевший юноша не только смог сводить концы с концами, но и снять себе меблированную комнату не в центре, но уже не приходилось ходить пешком на занятия.Ранняя продажа картины «Вечер после дождя», которая из-за нужды автора так и не экспонировалась ни на одной выставке, предопределила её дальнейшую судьбу. Вот уже 130 лет шедевр находится исключительно в частных коллекциях, а одно время даже считался утерянным. К счастью, это не так.В начале 1990-х годов очередной владелец приносил картину в Третьяковскую галерею на экспертизу. Набросок картины 1879, ГТГ
Таинственная судьба и у раннего левитановского этюда «Полустанок», который, по мнению эксперта, мог быть предварительным наброском к главному сюжету.
Полустанок 1879-1880.
Картина поступила в тихий городок Плёс на Волге, куда любил приезжать живописец, в 1984 году в качестве дара от министерства культуры РСФСР. Где находился этюд почти 85 лет и почему был скрыт от глаз публики, неизвестно. Однако на холсте есть пометка брата художника Авеля, свидетельствующая о подлинности работы..
В своей работе Левитан запечатлел необычайную поэзию железной дороги. На то время для русской живописи такого направления в принципе не существовало, поэтому Левитана можно считать первооткрывателем .И это не удивительно, ведь не зря его считали художником-новатором.
Он постоянно находил новые оригинальные сюжеты и композиции для картин, которые прекрасно могли отражать красоты российской природы.
В работе «Полустанок» автор запечатлел железнодорожную станцию и рельсы, проносящиеся вглубь леса. Картинка достаточно динамична, у любого зрителя создается впечатление, будто бы дороге несется быстрый поезд, который вот-вот прибудет на станцию. Да и в самом деле вдали виднеются его красные глаза и белый дым.Одинокая станция, ожидая его прибытия, словно замерла посреди зеленого поля. На картине не души. Только спокойствие и равновесие зеленого леса, и сумрак опускающегося на землю вечера.Погода спокойная, ровная, но не жаркая, небо чистое-чистое, но при этом очень холодное. По полю будто бы гуляет осеней ветерок. На станции одиноко стоит темный столб, притягивающий к себе все внимание зрителя.Картина до августа 2014 года находилась в Плёсе в доме-музее И.И. Левитана.
Весь 1879 год Левитан вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину «Осенний день. Сокольники» (1879).
Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя Антона Чехова), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества.Осенний день.Сокольники 1879. ГТГСохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине — «Осенние листья». С сосредоточенностью благоговейного священнодействия и почтения, нежными, тихими и бережными касаниями переданы здесь красота опавших листьев, переливы их золотистых, опаловых, почти лиловых и лимонно-желтых красок. Этюд осенние листья 1879 ГТГ
Картина «Осенний день. Сокольники» была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценок — приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим не «красоты природы», но душу, единство поэзии и правды.
В последствии Третьяков уже не выпускал Левитана из поля своего зрения, и редкий год не приобретал у него новых работ для своего собрания.
Закончить хочу двумя работами И.И.Левитана на тему –«мотивов железнодорожного полотна».
Картины созданы в более позднее время.Мотивы загадочного интереса Левитана к железной дороге, вероятно, надо искать в его детстве, прошедшем на станции Кибартай линии Ковно – Кенигсберг в Литве, на границе с Пруссией (ныне с Калининградской областью). Там Левитаны всей семьёй жили на маленьком железнодорожном полустанке, мимо которого днём и ночью проносились составы. Отец художника был станционным служащим, с флажком в руке встречал и провожал поезда, а спустя годы даже работал переводчиком при французской компании, сооружавшей железнодорожный мост в Ковно (ныне Каунасе). Поезд в пути 1890 г. Одесский художественный музейПолотно железной дороги. 1898-1899 Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
Иточники:
http://isaak-levitan.ru/bio…
http://stopstamp.ru/statty/… Загадка полустанка
http://gallerix.ru/album/Le… Картины ЛевитанаЕвдокимов И. «Левитан». Москва. 1959. ( Иван Васильевич Евдокимов (1887-Кронштадт, -1941-Москва) — писатель, искусствовед и краевед.)
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43199674965