Ужин, лев самойлович бакст, 1902

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Автопортрет, 1893, Русский музей

Бакст Лев Самойлович (подлинное имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич), русский художник, один из лидеров искусства модерна, выдающийся мастер-оформитель балетных спектаклей. Родился 27 апреля 1866 года в Гродно в семье раввина. В 1883 поступил по совету М.М. Антокольского вольнослушателем в Академию художеств, где учился до 1887 года.

  • Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  • Портрет Вальтера Федоровича Нувеля, 1895, Русский музей
  • Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  • Молодой дагомеец, 1895, Русский музей
  • Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  • Эскиз костюма к балету Жар-птица, 1910, собрание де Беарн, Париж

В 1890 году изучал технику акварели в мастерской Альберта Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром Бенуа и его окружением. Путешествовал по ряду стран Европы, в 1893-1899 годах брал уроки в частных академиях Парижа. Был одним из основателей общества «Мир искусства».

Работая в самых различных техниках, — легким мазком, гибкими, экспрессивными линиями, то блеклыми, то, напротив, яркими, контрастными тонами, — Бакст проявил себя и как замечательный живописец, в том числе как мастер портрета.

Побывав в 1907 году вместе с Валентином Серовым в Греции, Бакст создал ряд средиземноморских пейзажей, а также панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии.

  1. Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  2. Портрет Александра Николаевича Бенуа, 1898, Русский музей
  3. Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  4. Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника, конец 1890-х
  5. Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  6. Портрет графини Келлер, 1902, музей Зарайский кремль, Зарайск
  7. Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  8. Ужин, 1902, Русский музей
  9. Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  10. Афиша-реклама изданий в пользу Общины святой Евгении, 1904,
  11. Собрание Лобановых-Ростовских
  12. Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  13. Иллюстрация к повести Гоголя «Нос», 1904, Третьяковская галерея

С 1902 года Лев Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 году Бакст был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов». В 1911-1913 годах принимал также участие в постановках И.Л. Рубинштейн и А.П. Павловой.

Бакстовские эскизы (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» Аренского, «Жар-птица» Стравинского и других) выражали образную суть спектакля в феерических, экзотически-сказочных зрелищах; романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин.

К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой — пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз.

  • Древний ужас, 1908, Русский музей
  • Портрет Андрея Белого, 1905, частное собрание
  • Модель, 1905, частное собрание
  • Портрет Дмитрия Философова, 1897, музей изобр. искусств, Махачкала
  • Ваза, 1906, Русский музей, Санкт-Петербург
  • Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906, Третьяковская галерея

С 1910 года Бакст жил в основном в Париже. Рассорившись в 1917 с Дягилевым, несколько лет работал самостоятельно, а в 1921, возобновив свою старую дружбу, оформил для него балет «Спящая красавица» П.И.

Чайковского, последнюю свою крупную постановку, которую многие считают лучшим его театральным проектом. Под впечатлением этого спектакля финансист Д.

Ротшильд заказал ему для своего особняка в Лондоне цикл панно на тот же сюжет (семья Ротшильдов выступает в этих панно в качестве героев сказки). Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже.

  1. Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней, 1906, Русский музей
  2. Элизиум. Декоративная панель, 1906, Третьяковская галерея
  3. Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной, 1907
  4. Фронтиспис для сборника стихов Блока Снежная маска, 1907
  5. Портрет мадам Т, 1918
  6. Портрет Исаака Левитана, 1899

Портрет Айседоры Дункан, 1908,ГМИИ имени А.С. Пушкина

  • Портрет Жана Кокто, 1911, Собрание Дюнуайе де Сегонзака
  • Портрет танцовщицы М. Казати,1912, частное собрание, Париж

Источник: https://mylove.ru/groups/vasha-kartinnaya-galereya/2-54-nemnogo-istorii-drevnerusskoe-zodchestvo/?navigate=prev

Лев Бакст — краткая биография, факты, личная жизнь

Лев Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866, Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016 г.

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Самуил Розенберг, пользовался авторитетом знатока Талмуда.

Не обладая большими средствами, он женился на единственной дочери гродненского коммерсанта Бакстера, поставщика сукна для русской армии, который вскоре усыновил зятя и содержал всю его семью.

По коммерческим соображениям дед Бакста переехал в Петербург и перевез туда семью своей единственной дочери. В Петербурге Бакстер оформил развод с первой женой и женился вторично.

Не окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, Леон поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую посещал 4 года и также не окончил. Подрабатывал книжной иллюстрацией.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — производную от девичьей фамилии матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899),Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко.

Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом.

Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына, Андрея.. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал.

В 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства.

С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада», «Жар-птица» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс», «Видение розы» 1911, «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» 1912).

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку.

  • Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др.
  • Большое влияние Бакст оказал на моду того времени, создавая рисунки тканей и модели костюмов.
  • 27 декабря 1924 года умер в Рюэй-Мальмезон от отёка лёгких.
  • Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред.
  • Сын — Андрей Львович Бакст (1907—1972), художник театра и кино.
  • Имя Льва Бакста носит одна из улиц в Гродно.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1897—1899 — Невский проспект, 55;
  • 1899—1903 — Звенигородская улица, 22;
  • 1903—1906 — Спасская улица, 2:
  • 1906—1910 — Кирочная улица, 24.

Наиболее известные работы

Картины

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Ужин, 1902Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Древний ужас, 1908

Театральные работы

Особую славу Бакста составили его работы для Русских сезонов (антреприза С. Дягилева), а также для труппы Иды Рубинштейн.

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Сценография для балета «Ориенталии», 1910Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Жар-птица (балет Игоря Стравинского)Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Нарцисс (балет Николая Черепнина)Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Вацлав Нижинский, эскиз костюма для «Ориенталий»

Наследие

В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис.

Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь).

В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета „Спящая красавица“» (1922).

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902«Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”» (1922)

На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2015 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации). В 2016 году в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста» . В том же году прошла выставка Бакста в Санкт-Петербурге в Русском музее.

Библиография

  • Alexandre A., Cocteau J. L’art decoratif de Leon Bakst. — P., 1913.
  • Lewinson A. The story of Leon Bakst’s life. — B., 1922.
  • Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. — Л., 1975.
  • Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. — Л., 1981.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — СПб., Азбука, 2000.
  • Léon Bakst, Serov et moi en Grèce, traduction et introduction d’Olga Medvedkova, préface de Véronique Schiltz, TriArtis Editions, 2015, 128 p., 24 illustrations ()
  • Счастный В. Г. Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы. — Минск, Четыре четверти, 2016.
  • Бакст Л. Моя душа открыта. — Москва, Искусство XXI век, 2016.

Фильмография

  • «Лев Бакст. Мастер линии», документальный фильм Олега Лукашевича (2014).

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/lev-bakst

Лев Бакст — художник с "золотыми руками"

Leonsija — 10.05.2011

О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно.
Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие
стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не
только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только
реалист, но и большой фантазер и сказочник. Александр Николаевич
Бенуа в своем труде «Русская живопись в XIX веке» дал вот такую,
несколько ироничную, характеристику Баксту: «У Бакста В«золотые
рукиВ», удивительная техническая способность, много вкуса,
пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать.
Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят
и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не
желает понять круга своих весьма выдающихся способностей. На таких
художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности
пагубно сказывается современное положение искусства и
художественной критики. В былое время В«золотые рукиВ» Бакста нашли
бы применение. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в
сущности, призван. Бакст был бы декоратором, ювелиром, быть может,
миниатюристом — мелким, но интересным и истинным
художником.» И все же Лев Бакст — художник! Хороший и
интересный художник, художник эпохи модерна, художник эпохи
«Русских балетов» и «Мира искусства»…

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к балету «Спящая красавица»

Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения.
Но перебрав множество источников, любопытный читатель так и не
узнает доподлинно точной даты рождения Льва Бакста.

Одни источники
(такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале,
другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май
месяц.

Остановимся на последнем варианте и тогда получится, что 10
мая этого года Льву Самойловичу Баксту исполнилось бы 145 лет, ибо
рожден он был на свет в 1866 году. Место рождения — город Гродно,
имя при рождении — Лев Самойлович Розенберг.

Бакст Л.С. Руины. Средиземноморский пейзаж

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Дорога к храму

В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в
Петербурге. Не имея материальной поддержки, Л.Бакст вынужден был во
время учебы подрабатывать, в связи с чем он вынужден был освоить
профессию иллюстратора книг, что и давало возможность продолжать
учебу.

 Но проучившись в Академии четыре года и разочаровавшись
в академических методах преподавания, он в 1887 году оставил учебу.
В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв
псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии —
Бакстер. В 1890 году Бакст поступил в мастерскую Альберта
Николаевич Бенуа, изучая там рисование акварелью.

Читайте также:  Картина вакх, микеланджело караваджо

В 1891 году Бакст
отправился в путешествие по странам Европы, где брал уроки живописи
в частных академиях.

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Дама, сидящая на диване

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Портрет графини М.А. Келлер 1902

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Портрет мужчины 1907

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Бакст Л.С. Африканка

Бакст много времени проводит в Париже и там
знакомится с  А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П.
Дягилевым. Результатом становится создание объединения «Мир
искусства» (1898). В этот период он занимается живописью  в
парижской студии Ж.-Л.Жерома, в академии Р.Жюльена, учится у
А.Эдельфельда.

Одновременно Бакст не отходит и от портретной
живописи — им исполнены отличные графические портреты И. И.
Левитана, Ф. А. Малявина (1899),  и А. Белого (1905) и 3. Н.
Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П.
Дягилева с няней (1906).

 А картина «Ужин» (1902) стала
своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в
русском искусстве.

Бакст Л.С. Ужин 1902

Бакст Л.С. Портрет герцогини с собакой 1924

Бакст Л.С. Осень (ваза) 1906

Бакст Л.С. Портрет Вальтера Федоровича Нувеля

Бакст Л.С. Портрет литератора Дмитрия Владимировича
Философова

Бакст Л.С. Кошка 

В 1907 году совместно с Валентином Серовым Бакст совершил
путешествие по Греции, где он создал серию пейзажей и масштабное
декоративное панно «Древний ужас», считающееся вершиной его
творчества (только вот почему???).  В 1910 году Бакст
поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил
Петербург.

Бакст Л.С. Портрет Л.П. Гриценко, жены художника 1903

Бакст Л.С. Андрюшенька, портрет сына художника  

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по
другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было
отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать
черту оседлости.

(Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная
с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после
того, как развелся со своей женой Л.П.Гриценко (урожденной
Третьяковой) и за это был примерно «наказан».).

 Тем не менее
в мае 1914 года Лев Бакст был избран академиком Императорской
Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по
стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во
Франции.

Бакст Л.С. Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»

Бакст работал и в области книжной графики, иллюстрируя,
например, Н.В.Гоголя или же А.Блока. Но все же самые
значительные его достижения относятся к театру.

Бакст Л.С. Декорации к балету «Шехерезада» 1910

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету «Шехерезада» 1910

Бакст Л.С. Декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна»
1912

Бакст Л.С. Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902

Бакст Л.С. Пробуждение

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету «Клеопатра» 1909

Бакст Л.С. Менаде 1916

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к постановке «Магазин
фантазий»

Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов»,
а затем «Русского балета С. П. Дягилева».

Это и «Клеопатра»
(1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), это «Нарцисс»
(1911), «Синий бог»,  и «Дафнис и Хлоя» и еще многие довольно
экзотические театральные постановки, о которых мы сейчас даже уже и
не вспоминаем.

Это был просто сказочный мир балета, театральных
фантазий и сказок… До сих пор эскизы к этим постановкам вызывают
живейший интерес у любителей живописи и коллекционеров.

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету «Нарцисс» 1911

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к разным балетам

Лев Самойлович Бакст

Могила Льва Бакста на кладбище Батиньоль (фото с сайта
Findgrave.com)

Первая мировая война окончательно отрезала художника от
России.  В 1918 году Лев Бакст покинул труппу
С.Дягилева. А смерть от отека легких в 27 декабря 1924 года в
Париже, в больнице Риэль-Мальмезон поставила точку на его
блистательной карьере. Последнее место упокоения
художника — парижское кладбище Батиньоль.

Архив записей в блогах:

Неприятная особенность женщин, которые станут плохими женами

Хороший мальчик Саня однажды женился. Жил-жил, радовал маму, а потом хоп! – и оказался в ЗАГСЕ. В белом кустюме. Хороший мальчик Саня едва успел понять, как это получилось, но я сейчас вам расскажу, почему Принцесса, которую он встретил, была крутая. С пирсингом во всех потащенных мес …

мебельный гарнитур в детскую + комп стол —ПОДМОСКОВЬЕ

обещано goldklyaksa в хорошем состоянии.часть шкафов разбирается пополам.Очень …

Сами знаете какой сегодня день. Но поздравлять никого не собираюсь. Позавчера забежал я в какой-то продуктовый магазин. А там продают уже куличи да яйца. Но самое интересное, это было объявление в том же магазине. К сожалению сфотографировать …

Печальная и трагичная история об одном из самых известных убийц Франции. О человеке, жившем 18 лет во лжи, ведущем двойную жизнь, и идеально выстроившим цепочку лжи.         Начало конца 4 часа утра …

что мы все неправильно жили до этого вот момента? Оказывается так можно было! чой-то в шоке …

Источник: https://yablor.ru/blogs/lev-bakst-hudojnik-s-zolotimi-rukami/1531261

Государственный Русский музей (fb2)

— Государственный Русский музей (и.с. Великие музеи мира-10)

6.32 Мб, 50с.

(скачать fb2) — М. Чижмак

Настройки текста:

Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый

Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный

Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px

Насыщенность шрифта
жирный

Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px

Показывать меню
Убрать меню
женственности, почти призрачного видения. Изобразивший себя лишь наполовину художник будто намеренно обрезает «кадр», выхваченный из подернутого туманом забвения прошлого. Представленные словно духами опустевших дворянских гнезд, они навевают идеальные воспоминания об усадебной культуре XIX века, по которым уже начала ностальгировать эпоха 1890-х.

Парный портрет Борисовых-Мусатовых созвучен тютчевским строкам: «Душа моя — элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных». Герои замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) Великий постриг 1898. Холст, масло. 178×195

Творчество Михаила Васильевича Нестерова отражает глубинные духовно-религиозные искания своей эпохи.

Автор многочисленных полотен и монументальных храмовых росписей (в частности, Марфо-Мариинской обители в Москве), Нестеров заслужил высокую оценку еще у своих современников. Философ Н. А.

Розанов написал о художнике, что тот «изменил характер „православной русской живописи“ внес в ее эпические тихие воды струю музыки, лирики и личного начала».

Картина «Великий постриг» является одной из работ задуманного живописцем цикла. Еще будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Нестеров увлекся романами П. И.

Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (чей сын, кстати, был сокурсником художника).

Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы, женской доли.

Трагическая любовь и не нашедшие сочувствия порывы мечтательной души героини становятся причиной ее ухода в монастырь. По сюжету романа не получившая утешения в монастырском служении девушка должна была броситься в Волгу, но Нестеров этого довершающего историю сюжета так и не написал.

Остановившись на полной смирения теме «Великого пострига», художник не смог пойти против христианских заповедей и нарушить духовный путь православного человека. Девушка в черном облачении, поддерживаемая двумя монахинями, в этой разворачивающейся печальной процессии завершает свое пребывание «в миру». Вскоре она станет одной из монахинь.

Идущая впереди девушка-послушница со свечой в руке олицетворяет собой образ неумирающей надежды на будущее спасение души в молитвах.

Одной из характерных черт нестеровского творчества являются его пейзажные фоны, полные тонкой поэзии и созвучия нотам внутренних состояний героев.

За работу «Великий постриг» Нестеров получил звание академика.

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Лев Самойлович Бакст (1866–1924) Ужин 1902. Холст, масло. 150×100

Мастер, творивший в начале XX века, Лев Самойлович Бакст (настоящая фамилия — Розенберг) вошел в историю русского искусства скорее как театральный художник, нежели станковист. Оформив несколько десятков спектаклей для «Русских сезонов» С. П.

Дягилева в Париже, Бакст придал театрально-декорационному искусству свое самостоятельное звучание на сцене.

Феерия красок и роскошь костюмов, созданных художником, заставили французскую прессу 1900-1910-х воскликнуть: «Париж был подлинно пьян Бакстом!»

Станковое творчество мастера в основном посвящено жанру портрета и запечатлевает круг близких и знакомых художника. В работе «Ужин» изображена жена выдающегося художника, критика и учредителя объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа — Анна Карловна Кинд (прозванная домашними и друзьями просто Атя).

Силуэтность и подчеркнутая графичность линий, контраст белого интерьера, черного наряда молодой женщины и рыжих акцентов на волосах и апельсинах создают стиль начала XX века.

Мода на лаконизм изобразительных средств во многом сформировалась благодаря получившей распространение и популярной книжной графике и рекламе.

Бакст стал одним из выразителей вкусов своего времени.

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Валентин Александрович Серов (1865–1911) Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой 1903. Холст, масло. 89×71,5

Валентин Александрович Серов — выдающийся мастер портрета рубежа XIX–XX веков. Как и его учитель — И. Е. Репин, он в своих портретах стремился отобразить прежде всего внутреннюю суть героев, тем самым по праву заслужив звание мастера психологического портрета.

Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, представитель известного клана Юсуповых, в 1916 станет инициатором убийства Григория Распутина в их фамильном доме на Фонтанке.

А пока перед зрителем — юный аристократ, изображенный в родном подмосковном имении Архангельское, куда для создания портрета был приглашен художник.

Молодой человек с маленькой собачкой написан на фоне гипсовой собаки, стоящей в вестибюле дворца, так, что его лицо неожиданно и странно соседствует с двумя собачьими мордами. «Серов настоял на

Источник: https://coollib.com/b/346737/readp?p=16

Лев Самойлович Бакст

(1866-1924)

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

Харизматичная фигура деда — коммерсанта, сибарита и благотворителя — оказала большое влияние на маленького Лёвушку, который в 90-х годах даже взял дедовскую фамилию. Дед фактически содержал своего зятя и перевез все семейство от мала до велика в Петербург.

В отроческие годы Лев с удовольствием играл в домашних спектаклях, разыгрывая перед сестрами целые представления. 12 лет отроду Лев, нарисовав портрет поэта-романтика Василия Жуковского, победил в гимназическом конкурсе. Его отец, знаток талмуда, ортодоксальный еврей, вместо того, чтобы порадоваться за сына, запретил ему думать о карьере художника.

Строптивый мальчик, вооружившись фонариком, по ночам увлеченно рисовал картины.

И только сдержанная, но обнадеживающая оценка Марка Андреевича Антокольского, русского скульптора-реалиста, помогла решить вечную проблему «отцов и детей».

С родительского благословения Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую вскоре покинул в знак протеста из-за обидного проигрыша в художественном конкурсе. Жизнь не закончилась на этом досадном инциденте: Лев коротко сошелся с русскими художниками Альбертом Бенуа и Валентином Серовым.

К этому времени можно отнести акварельные портреты — «Боярыня», «Испанец», «Украинка», «Кармен», которые появились не без влияния новых знакомых.

Предпочитая «полевые исследования» «стационарным», Бакст переехал в Париж, где брал уроки у маститых художников: представителя академизма Жерома, представителя реализма Жульена и финского живописца Эдельфельта, предпочитающего писать на бытовые и исторические сюжеты.

Во Франции Лев Бакст был потрясен картинами импрессионистов и романтиков. И по следам Эжена Делакруа отправился в Алжир. После восточного приключения в творчестве молодого мастера наметилась тенденция к декоративному стилю.

В 90-х годах Бакст присоединился к художественному объединению «Мир искусства», который возглавлял Александр Бенуа.

«Мирискусники» призывали оценивать картины через призму личности творца.  Они отрицали искусство ради искусства и искусство ради достижения каких-либо целей. Художники были вовлечены в культурную жизнь: они посещали музыкальные вечера, уважали североевропейскую художественную школу и организовывали выставки.

Так, выставка русских и финляндских художников привлекла внимание публики, которая еще долго обсуждала представленные работы.

«Мирискусники» также выпускали одноименный журнал. За литературные статьи отвечал секретарь четы Мережсковский-Гиппиус — Дмитрий Философов, за освещение музыкальных событий — Вальтер Нувель, а за иллюстрации — Лев Бакст.

Лев часто использовал античные орнаменты, мифологические элементы и барочные завитушки. Искусные, стилизованные рисунки отлично подходили к статьям журнала.

  • Бакст, в свободное время изучая творчество английского графика, декоратора и иллюстратора Обри Бёрдслея, создавал картины в угоду собственному воображению.
  • «Женский портрет», портрет Левитана,  картина «Голова старухи» — пожалуй, лучшие произведения этого времени.
  • За твердую руку, четкий контур и использование разных стилей Льва Бакста наградили прозвищем «дерзкого графика».

В портретах Александра Бенуа, профессора Розанова, а также в работах «Ужин», где художник изобразил влекущий, чарующий образ женщины, без сомнения уже можно разглядеть руку крупного мастера. Решая последнюю картину в контрасных цветах, художник добился элегантной загадочности, которую отметил русский философ Розанов.

Читайте также:  «пьета», сандро боттичелли — описание картины

Помимо картин Лев занимался оформлением выставок и салонов, сегодня за подобную деятельность его бы назвали интерьерным дизайнером.

Заметив увлечение художника, Сергей Дягилев, один из основоположников группы «Мир искусства», предложил Баксту декорировать его театр. Позже Дягилев и Бакст продолжили сотрудничество в Париже, где художник создавал превосходные декорации для русских балетных сезонов. Эскизы декораций и костюмов вызвали неподдельный восторг парижан.

Услугами художника Льва Бакста также пользовались многие сатирические журналы, которые, как грибы, выросли после 1905 года.

Впрочем, многосторонний Лев Бакст запомнился своим современникам и как отличный педагог, который помогал ученикам найти собственный путь. Ему довелось работать в художественной школе Елизаветы Званцевой, где его жесткий, но вовсе не жестокий стиль преподавания помог становлению Марка Шагала.

1907 год Бакст провел в путешествиях, вместе с Валентином Серовым он исследовал остров Крит и Грецию.

Художник восхищался античной культурой и многое перенял у древних греков. Картина «Древний ужас» насыщена символами грядущей катастрофы. Статуя богини любви Афродиты с загадочной улыбкой на устах стоит посреди разламывающейся земной платформы в эпицентре грозы с голубем мира на руках, воплощая собой рок.

Греческое путешествие помогло Баксту декорировать драмы: «Эдип в Колоне» и «Ипполит».

Период жизни с 1909 по 1914 год был полностью посвящен спектаклям Сергея Дягилева.

Восхитительные костюмы персонажей, красочные декорации создавали театральные пейзажи, на фоне которых артисты жили, любили и умирали.

Поверить в драму Клеопатры и Нарцисса зрителям помог именно Лев Бакст, создавший потрясающий художественный образ, который ни на минуту не позволял усомнится в том, что происходящее реально.

  1. Декорации балета «Послеполуденный отдых фавна» Бакст создал на основе визуального эффекта — сочетания и противопоставления крупных цветовых пятен.
  2. Вацлав Нижинский, поставивший балет на музыку Клода Дебюсси, благодаря Льву Баксту придал консервативному искусству балета новое направление для развития.
  3. Романтические балетные постановки «Карнавал», «Бабочки», «Видение розы» были оформлены с той же чуткостью, детальностью и экспрессией.
  4. Сотрудничая с домом моды Пакена, Лев Бакст оказал влияние на моду начала XX века.
  5. Последние годы жизни Лев работал за океаном, в Америке, где создавал декорации для элитных театров, таких как: «Гранд-опера» и «Мишель».
  6. Специально для Иды Рубинштейн художник разработал удивительные сценические костюмы и декорации для ее постановок.

В 1921 году состоялась последняя совместная работа с Дягилевым — балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Пресыщенные критики невысоко оценили работу художника.

В конце жизни Лев не оставил творческих занятий: он писал портреты, читал лекции о современном искусстве, создавал декоративные панно, декорировал театральные постановки. Нервный срыв, случивший во время работы над спектаклем красавицы Иды Рубинштейн, буквально вогнал художника в могилу. В канун нового 1925 года Лев Бакст скоропостижно скончался.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Источник: https://musicseasons.org/lev-samojlovich-bakst/

Искусство и архитектура русского зарубежья — БАКСТ Лев Самойлович (собств. Розенберг Лейб-Хаим Израилевич)

Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902

27 апреля / 9 мая 1866 (Гродно) – 27 декабря 1924 (Париж). Живописец, график, художник театра, модный дизайнер, критик и литератор.

Третий сын почетного гражданина Израиля-Самуила-Баруха Хаймовича Рабиновича (? – 1890) и Баси Пинхусовны, урожд. Розенберг (? – 1896). Дед Пинхус Хаимович Розенберг (1809–1881), содержатель магазина военной одежды в С.-Петербурге, купец 2-й гильдии.

В 1870 он с высочайшего разрешения усыновил зятя, и молодая семья получила возможность проживать в С.-Петербурге, приняв фамилию Розенберг.

В семье было шестеро сыновей и три (по другим данным четыре) дочери, в том числе Исайя Розенберг, ставший популярным журналистом; Рашель (Роза), мать будущего советского историка Альберта Манфреда; Сара (София), в замужестве Клячко (теща художника Андрея Барсака).

Второй дед по матери – Бакстер или Бакст, был известным портным, долго прожил в Париже, имел свой дом в С.-Петербурге, обставленный по парижской моде. По всей вероятности, профессиональные занятия дедов и их петербургские связи повлияли на становление будущего художника.

Детство и юность провел в С.-Петербурге. В 1883 окончил 6-ю классическую гимназию и по совету М.М. Антокольского поступил вольнослушателем в ИАХ. В 1887 покинул ИАХ. В 1887–1890 работал в мастерской учебных пособий, организованной писателем и педагогом А.Н. Канаевым. Иллюстрировал детские книги для издательств А.А.

Холмушина и А.Ф. Девриена. С 1889 подписывал свои работы: Бакст. В 1890–1893 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ» (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом».

В 1890 начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н. Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением. В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже.

В 1893 вновь приехал в Париж, где проработал с перерывами до 1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. По заказу вел. кн.

Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro».

В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890–1895; М., 1897), Санкт-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896–1897).

В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902–1905).

Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А.А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М.А. Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А.Н. Бенуа и К.А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов. Занимался разработкой модной одежды, создавал рисунки для тканей.

В живописи и станковой графике использовал опыт различных европейских школ и направлений – от салонного академизма до импрессионизма. В начале 1900-х исполнял портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно: портреты И.И. Левитана, Ф.А. Малявина, З.Н. Гиппиус (литографии; 1899–1901), В.В. Розанова (пастель, гуашь; 1901), Андрея Белого (цв. кар., мел; 1905), К.А. Сомова (цв.

кар., мел; 1906), и «Портрет С.П. Дягилева с няней» (масло; 1906), картины «Сиамский священный танец» (1901) и «Ужин» (1902), панно «Элизиум» (1906). В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В.А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror Antiquus)», которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909).

Участвовал в выставках: Русских и финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (СПб., 1899–1903; М., 1902), СРХ (М., СПб., 1903–1910), Общества им. Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С.К.

Маковского (СПб., 1909), «Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/1912), общества «Мир искусства» (СПб., М.

, Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907) и Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за границей.

В 1906 осуществил общее оформление выставки «Два века русской живописи и скульптуры», организованной С.П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона и стал кавалером ордена Почетного легиона.

В 1906–1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в С.-Петербурге. В 1910 состоялась анонимная выставка работ учеников школы, сопровождавшаяся каталогом с его вступительной статьей. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта. Написал роман «Жестокая первая любовь», сочинял либретто к балетам.

В 1910 поселился в Париже. Накануне отъезда развелся с женой – Любовью Павловной Гриценко (1870‒1928, Сан-Ремо; дочь коллекционера П.М. Третьякова, вдова в первом браке художника Н.Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. Вернувшись после развода в иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. Во время пребывания в С.

-Петербурге в конце 1912 получил предписание покинуть столицу, как иудей. Ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное вел. кнг. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). Последний раз посетил Петербург в январе 1914.

В мае 1914 был избран академиком, что давало право на свободное проживание в российских городах, но этим правом уже не воспользовался.

В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и драматическое представление «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Л.Б. Яворской.

Наибольший успех в этой области связан с дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909. Наряду с А.Н. Бенуа и М.М. Фокиным был ближайшим сотрудником С.П. Дягилева и с 1911 – художественным директором антрепризы. Осуществил вмести с Фокиным постановки балетов: «Клеопатра» (1909, театр Шатле, муз. музыку А.С. Аренского), «Шехеразада» (1910, Гранд-опера, муз. Н.А.

Римского-Корсакова), «Жар-птица» (1910, Гранд-опера, муз. И.Ф. Стравинского), «Видение розы» (1911, Монте Карло, Казино, муз. К.М. Вебера), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино, муз. Н.Н. Черепнина), «Дафнис и Хлоя» (1912, театр Шатле, муз. М. Равеля), «Синий Бог» (1912, театр Шатле, муз. Р. Гана), «Легенда об Иосифе» (1914, Гранд-опера, муз. Р. Штрауса). Оформил в хореографии В.Ф.

Нижинского балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912, театр Шатле, муз. К. Дебюсси), в хореографии Л.Ф. Мясина – балет «Шутницы» (1917, Рим, театр Констанци, муз. Д. Скарлатти) и др. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мученичество св. Себастьяна» на музыку К. Дебюсси – 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака – 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М.М.

Ипполитова-Иванова и М.П. Мусоргского, 1913).

В 1917 из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для парижских театров.

Оформил по собственным сценариям мимодраму «Подлость», водевиль «Старая Москва» (оба – театр «Fémina», 1922), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922–1923).

В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского (Лондон, театр Альгамбра, хореография Н. Сергеева) – свою последнюю крупную постановку.

Продолжал заниматься станковой живописью и графикой. Исполнил портреты многих знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. Кокто, М. Казатти, Л.Ф. Мясин, В.Ф. Нижинский, К. Дебюсси, А. Павлова, И.А. Бунин, Б. Сандрар).

В 1922 исполнил семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая красавица» для замка Ротшильдов Waddesdon Manor, в графстве Бекингемшир недалеко от Лондона, с изображениями членов их семьи, друзей, прислуги и домашних животных (заказаны еще в 1913 в год свадьбы Джеймса и Дороти Ротшильдов; с 1993 доступны для обзора).

Провел персональные выставки в Париже (1911), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917), Берлине (1913), Стокгольме (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922), Бостоне (1914), Филадельфии (1914), Чикаго (1914, 1923), Лос-Анджелесе (1924) и Балтиморе (1924).

Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (галереи La Boёtie и Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924). Выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства и костюма в европейских городах и совершил лекционный тур по США (1923).

Публиковал статьи в парижской газете «Comoedia Illustré». В 1922–1924 выполнил рисунки в русском стиле для производства текстиля в Америке.

Умер в больнице Рюаль-Мальмезона от последствий нервного припадка, случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д’Энди для труппы Иды Рубинштейн. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже рядом с сестрой Софией и семейством Барсаков.

Мемориальные выставки состоялись в Париже (J. Charpentier, 1925 и 1928), Брюсселе (1926), Льеже (1926), Лондоне (1927) и Берлине (1927). В 1966 в связи со столетием со дня рождения художника мемориальная выставка прошла в Театральном музее в Ленинграде. В 1992 и 2016 выставки состоялись в ГРМ.

Библиография: * РГИА Ф. 789. Оп. 11. Д. 138; Балет; ЕЭ 3/698; Лобанов-Ростовский; ХН СССР 1/264–265; ХРЗ; AI 1/147, 2/145, 3/158, 4/147, 5/102, 8/147, 9/101, 10/101, 11/91, 12/109, 14/117, 15/117, 16/45, 17/66, 18/78, 19/110–111, 20/105, 22/82, 25/99, 27/104, 28/113. Лукомский Г. Искусство Л. С. Бакста // Театр и жизнь (Берлин). 1921. № 4. С. 14. Лиссим С. Леон Бакст и балет // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 9. С. 6. Добужинский М. В. О Баксте: (Из моих воспоминаний) // Сегодня (Рига). 1925. 6 янв. Жарновский И. Посмертная выставка Бакста // Последние новости. 1925. 19 ноября. Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–начала XX в. М., 1970. (Указ.). Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII–начала ХХ в. М., 1974. Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975 (библиогр. и список работ). Лапшина Н. П. «Мир искусства»: Очерки истории и художественной критики. М., 1977. Борисовская Н. Леон Бакст. М., 1979. Голынец С. В. Л. С. Бакст. Л., 1981. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.). Власова Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Л., 1984. Дедюлин С. 60 лет со дня смерти Льва Бакста // Русская мысль. 1984. 27 дек. (№ 3549). С. 15. Добужинский М. В. Воспоминания / Подгот. Г. И. Чугунов. М., 1987. (Указ.). Лев Бакст: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство / Авт.-сост. С. В. Голынец. Л., 1992. Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420. М. Генкина. Дар Берты М. Ципкевич (Париж). (О коллекции Л. Бакста в Музее Израиля, Иерусалим) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 451-464. Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993. (Указ.). Беспалова Е. Бакст в Америке // Наше наследие. 1997. № 39-40. С. 132-139. Александр Бенуа и Лев Бакст на вилле Фаворита / Публ. Е. Вязовой // Пинакотека. 1999. № 8-9. С. 140 – 141. Таиров О. Мясин и Бакст // Антик Respect. 2003. Май – июнь. С. 44 – 45. Беспалова Е. Настенная живопись Бакста для дома Ротшильдов в музее «Уодесдон» // Русское искусство. 2004. № 3. С. 34-47. Беспалова Е. Бакст в Чикаго // Русское искусство. 2004. № 1. С. 38-45. Байгузина Е.Н. Интерпретация античного наследия в театрально-декорационном творчестве Л.С. Бакста: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2006. Теркель Е. Лев Бакст. Семья и творчество // Третьяковская галерея. 2008. № 1. С. 62-77. Байгузина Е. Н. Л. С. Бакст: В поисках античности. – СПб.: Нестор–История. 2009. L'art decoratif de Léon Bakst / Essai critique par A. Alexandre; notes sur les ballets par Jean Cocteau. Paris: M. de Brunoff, 1913. Levinson A. Léon Bakst. Berlin: Ernst Wasmuth, 1922. The decorative art of Léon Bakst / Appreciation by A. Alexandre; Notes on the ballets by Jean Cocteau; Translated from the French by Harry Melvill. New York: B. Blom, 1971. Levinson A. Bakst. The story of the artist's life. New York: B. Blom, 1971. Spencer C. Léon Bakst. New York: St. Martin's Press, 1973; London: Academy Editions, 1973 (bibliogr.). Bakst: centenary 1876–1976: [Catalogue]. London: The Society, 1976. Léon Bakst: Set and Costume Designs. Book Illustrations. Painting and Graphic Works / Text by I. Pruzhan. Leningrad, 1986 (bibliogr.). Schouvaloff A. Léon Bakst: the theatre art. London: Sotheby's Publications, 1991. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 2/3. [Вступ. ст. к каталогу] Выставка работ учениц и учеников Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (школа Зван-цевой). СПб., 1910. Нагота на сцене // С.-Петерб. газета. 1911. 20 янв. Костюм женщины будущего // Биржевые ведомости. 1913. 20 марта. О современном театре: Никто больше не хочет слушать, а хочет видеть // С.-Петерб. газета. 1914. 21 янв. Мода // С.-Петерб. газета. 1914. 20 февр. Об искусстве сегодняшнего дня // Столица и усадьба. 1914. № 8. Футуризм или классицизм? // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 7. С. 10. Серов и я в Греции: Дорожные записки. Берлин: Слово, 1923.
Библиотекасайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения: Могила Л. С. Бакста. Кладбище Батиньоль. Париж. Надгробие на могиле Л. С. Бакста. Обложка каталога выставки Л. Бакста в гал. Jean Charpentier, 1928.
Связи: БЕНУА Александр Николаевич СОМОВ Константин Андреевич МИР ИСКУССТВА. Художественное объединение. Париж. 1921– начало 1930-х ЖАР-ПТИЦА. Литературно-художественный журнал. Берлин, Париж. 1921–1926 СПОЛОХИ. Литературно-художественный журнал. Берлин. 1921–1923
География:
Составители:
Дата ввода:
Читайте также:  Лувр в париже: описание, адрес, карта. смотреть картины лувра

Источник: https://artrz.ru/1804782140.html

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Ужин: Описание произведения

На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане». На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал.

Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?

Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив.

Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью.

«…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея».

Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать.

При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки.

Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность).

А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина.

Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!

Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита. Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение. При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты.

Чего стоят складки скатерти!

Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки.

То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей.

Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/leonbakst/works/374655~Uzhin

Леон Бакст Ужин

Леон БакстУжин, 1902На пятой выставке «Мира искусства» вокруг картины разразился скандал. Дескать, дама ужинает в одиночестве, что неприлично, и слишком чувственная. Но и это не главная претензия:)

  • Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Ужин
  • 1902, 150 x 100 см • Масло, Холст
  • Описание картины «Ужин»

На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане». 

На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина? 

Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив. Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью.

«…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея». 

Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать.

При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки.

Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан! 

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность).

А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина.

Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях! 

Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита.

Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение.

При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти! 

Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки.

То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей.

Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали. 

  1. Алена Эсаулова
  2. https://artchive.ru
  3. Леон Бакст «Ужин» (1902) Холст, масло. 39 x 48 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия 

Мастер, творивший в начале ХХ века, Лев Самойлович Бакст вошел в историю русского искусства скорее как театральный художник, нежели станковист. Оформив несколько десятков спектаклей для «Русских сезонов» С. П.

Дягилева в Париже, Бакст придал театрально-декорационному искусству свое самостоятельное звучание на сцене.

Феерия красок и роскошь костюмов, созданных художником, заставили французскую прессу 1900-1910-х воскликнуть: «Париж был подлинно пьян Бакстом!» 

Станковое творчество мастера в основном посвящено жанру портрета и запечатлевает круг близких и знакомых художника. В работе «Ужин» изображена жена выдающегося художника, критика и учредителя объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа — Анна Карловна Кинд (прозванная домашними и друзьями просто Атя).

Силуэтность и подчеркнутая графичность линий, контраст белого интерьера, черного наряда молодой женщины и рыжих акцентов на волосах и апельсинах создают стиль начала ХХ века. Мода на лаконизм изобразительных средств во многом сформировалась благодаря получившей распространение и популярной книжной графике и рекламе.

Бакст стал одним из выразителей вкусов своего времени.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Leon_Bakst_Ujin/

Ссылка на основную публикацию