Долго думала писать ли статью о художнике Арнольде Бёклине.? Сомнения не из-за картин Бёклина,а из -за того,что он был любимым художником Гитлера.Но тем не менее.Его имя хорошо знали в России.
Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», — признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».
Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский.
Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг.
в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).
Швейцарский живописец Арнольд Бёклин был одним из заметных мастеров XIX века. Романтик и символист одновременно, он воспринимал современность сквозь призму классического наследия.
В европейской культурной жизни не было другого художника, вызвавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем буквально всеми обожествленного, а вскоре после смерти почти мгновенно преданного забвению.
Автопортрет. 1877—1876
НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ
Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.
Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.
Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах художник рисует вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами.
- Сегодня поговорим оглавной картине- «ОСТРОВЕ МЁРТВЫХ»
- Что интересно,что художник создал 5 вариантов этой картины.
- ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ.
- 1880, май Художественный музей, Базель
- Заказчиком картины был меценат Александр Гюнтер
- 1880, июнь Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Первое полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»).
- Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго.
- Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.
- 1883 Старая национальная галерея, Берлин
- Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г
ФОТО. 1884г Уничтожена в Роттердаме во время Второй мировой войны Финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).
1886 Музей изобразительных искусств, Лейпциг
В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.
- К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма.
- Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.
- ОСНОВА СЮЖЕТА.
В основе сюжета картины — античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове.
Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших. Капри. Фаральони.
Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.
Остро Сан Микеле.Венеция.
Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.
Лодка приближается к крошечному острову, скалы которого как бы образуют естественную стену для внутреннего пространства, поросшего тёмными кипарисами. Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы.
В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Гребца часто ассоциировали с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Интересно, что в Южной Европе кипарисы ассоциируются со смертью и часто высаживаются на кладбищах
- Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», — неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.
- Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы;
- создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции
- БЁКЛИН И ГИТЛЕР.
- У картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.
- Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он отметил Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как философа Ницше и композитора Вагнера.
- В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.
В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.
- ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.
-
- Идиллия.
- Игры наяд.
- Атака пиратов.
- Битва Кентавров.
- Портрет Анджелы Бёклин.
- Мария Магдалена, оплакивающая Христа 1867
- Анжелика, охраняемая драконом 1873
- ВОПРОСЫ.
- Как вы оцениваете работы художника?
- Чем привлекала современников картина ОСТРОВ МЁРТВЫХ?
- Почему эта тема так интересовала людей?
- Источники.
http://www.maranat.de/agr_02_10.htm
http://www.proza.ru/2009/12/22/1038
http://art-assorty.ru/5251-arnold-beklin-ostrov-mertvyh.html
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3025310
Не самый удачный день для Christie’s
Вчерашние торги импрессионистов и модернистов Christie’s принесли наименьшую выручку за последние два года в этой категории: 140 миллионов долларов при эстимейте 211,9–304,4 миллиона долларов
Вчерашние нью-йоркские вечерние торги импрессионистов и модернистов Christie’s принесли наименьшую выручку за последние два года в этой категории: 140 миллионов долларов при эстимейте 211,9–304,4 миллиона долларов. Многие топ-лоты остались без покупателей: не были проданы 38 процентов от предложенных 82 лотов.
«Никогда качество не было столь посредственным, а эстимейты такими завышенными. Результат подобного сочетания факторов налицо», — полагает нью-йоркский дилер и коллекционер Альберто Муграби.
Среди непроданных лотов оказались бронзовая скульптура маленькой балерины работы Дега (оценивалась в 35 миллионов долларов) и портрет Мари-Терез Вальтер кисти Пикассо (эстимейт 12-18 миллионов). Ни та, ни другой впечатления на коллекционеров не произвели.
В последний раз балерина Дега сменила владельца на открытых торгах в 2000 году: тогда за нее заплатили 7,7 миллиона фунтов (11,6 миллиона долларов). Работа была отлита уже после смерти художника. А пока что самая высокая цена на бронзовый слепок, выполненный после смерти Дега, составляет 13,3 миллиона долларов (февраль 2009).
«Эстимейты были слишком агрессивными. Хотелось бы мне взвалить вину за это на финансовые рынки», — сказал международный глава отдела импрессионистов и модернистов Christie’s Томас Сейду.
Вчерашняя неудача Christie’s была немногим легче, чем на аналогичных торгах 6 ноября 2008 года: тогда, через семь недель после коллапса Lehman Brothers, без покупателей остались 44 процента лотов.
Никому не приглянулась даже картина Анри Матисса «Фигура у окна в сиреневом восточном халате» за 4–6 миллиона долларов из коллекции голливудского киноолигарха Лью Вассермана. Без нового владельца осталась и бугристая скульптура Джакометти «Венецианка» за 10–15 миллионов долларов.
Самой удачной сделкой вечера стала продажа сюрреалистического полотна Макса Эрнста «Украденное зеркало» 1941 года: цена молотка достигла 16,3 миллиона долларов при верхнем эстимейте 6 миллионов. Этот фантасмагорический пейзаж с центральной композицией из змеи, птиц, мышей, опутывающих женскую фигуру, стал самой дорогой работой Эрнста, проданной на открытых торгах.
Всего же работы сюрреалистов достигли четырех из десяти лучших результатов на вчерашних торгах Christie’s.
Картина «Руки» (1941) кисти бельгийского сюрреалиста Поля Дельво принесла выставившему ее музею МоМА 6,6 миллиона долларов (немногим больше нижнего эстимейта 6 миллионов).
А работа Рене Магритта с балансирующим на открытом зонтике стаканом воды ушла с молотка за 10,2 миллиона долларов (нижний эстимейт составлял 9 миллионов).
Три скульптуры Аристида Майоля из коллекции миллиардера Джона Клюге принесли 3,4 миллиона долларов (эстимейт 2,5–3,6 миллиона). Выручка от продажи пойдет Колумбийскому Университету.
«Рынок теперь более вдумчив относительно цен и стоимости работ, но выдающиеся произведения всегда готов принять», — полагает нью-йоркский арт-дилер Филлис Хаттис (Phyllis Hattis).
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Источник: https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111102_chrisites_impressionists.html
Макс Эрнст Украденное Зеркало
Топ-лотом аукциона стал шедевр Макса Эрнста под названием «Украденное зеркало». Топ-лотом аукциона является шедевр Макса Эрнста под названием Украденное зеркало. Шедевр Макса Эрнста «Украденное зеркало оценивается в 7-10 миллионов фунтов, что составляет порядка 10-14, 4 миллионов долларов.
Интерьерная картина Эрнст Макс Художники, картина Украденное зеркало, 25×20 см, на бумаге. Интерьерная картина Эрнст Макс Украденное зеркало, 25×20 см, на бумаге.
Украденное зеркало, Макс Эрнст – описание картины
Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник— каталонец Хуан Миро. Продажи в Китае растут, хотя не так быстро, как надеялись раньше. В результате работы Серова смогли увидеть 485 788 человек. За дирижерским пультом – инициатор этого проекта Валерий Гергиев.
После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль. В Лондоне прошли традиционные аукционы «Импрессионисты и современное искусство». (Моряки на берегу.
) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы.
К одному из наиболее знаковых этапов творчества Фернана Леже (18811955) относится его картина «Мотор», написанная в мае 1918 года, спустя всего несколько месяцев после того, как художник вернулся к живописи после службы в армии (оценка: 46 млн). Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством.
Эрнст Макс «Украденное зеркало»
Среди топ-лотов – Рене Магритт, работы Сальвадора Дали, Ман Рея и Поля Дельво. Совсем плохо чувствует себя категория «Живопись старых мастеров искусство XIX века и русское искусство» (спад на 41, до 237, 6 млн). Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно.
Главным героем февральских торгов Christies в Лондоне является Макс Эрнст.
Описание картины «Украденное зеркало»
Здесь фавориты известны и очевидны: это Фрэнсис Бэкон (продаются его «Две фигуры» за 5 – 7 млн) и Люсьен Фрейд (портреты двух его дочерей оценены в 2, 5 – 3, 5 млн каждый).
«Урок фортепиано» (1923) Анри Матисса – насыщенная композиция раннего периода мастера – представляет Генриетту Дарикарэр (любимую модель художника в то время) играющую на музыкальном инструменте и двух ее младших братьев, расположившихся неподалеку от нее.
Уже через неделю тут стартует мощный блок торгов Christies. Не достигнув нижнего эстимейта в 12 млн, работа была приобретена за 10, 7 млн фунтов.
Много денег, но мало свежих идей.
Написанная в 1882 году картина Поля Сезанна (18391906) «Ферма в Нормандии летом» выставляется впервые за 20 лет после того, как она была приобретена настоящим владельцем в 1997 году. Не беда.
Аукционные дома единодушно отмечают, что их русские клиенты расширили сферу интересов, вот таким образом к результатам торгов работами импрессионистов (пользующимися в России уважением со времен Щукина и Морозова), сюрреалистов и современных авторов стоит присмотреться внимательнее.
Эрнст Макс, картина Украденное зеркало, 2520 см, на бумаге
И Верди лишь спустя четверть века после премьеры решил все-таки переделать оперу. В рамках вечернего аукциона Christies «Искусство сюрреализма», который пройдет 2 февраля 2016 года, на продажу будет выставлено 42 работы 16 художников.
Топ-лотом аукциона является работа Макса Эрнста (1891-1976) под названием «Украденное зеркало» (оценка: 7–10 млн). 3 февраля с вечерних торгов, посвященных сюрреалистам, стартовал Sothebys. Это – море», – рассказывает режиссер.
Миро остановился где-то на границе абстракции.
В погоне за шедеврами (кроме Миро, оцененного в 35 млн, на грядущем аукционе будут Дали, Магритт, Пикассо и другие авторы первой величины) любые варианты хороши.
Именно этои картине принадлежит текущии ценовои рекорд на произведения художника (в 2011 году она была продана на торгах Christies за 10 283 175 / 16 322 500).
Ажиотаж был столь велик, что вечером 24 января посетители сломали входную дверь после закрытия музея.
Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали. Весна», оцененная в 10–15 млн фунтов, так и осталась непроданной. Картина последнего под названием «Зеркало» (1936) оказалась здесь самой дорогой и заодно установила личный аукционный рекорд художника.
Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой. На второй строчке оказался Клод Моне с пейзажной работой 1908 года «Вид на палаццо Дукале с Сан-Джорджо Маджоре».
Написанная в марте 1968 года картина Хуана Миро (18931983) «Женщина и птицы в ночи» является одним из наиболее масштабных произведении художника, на котором изображены ключевые для его творчества мотивы (оценка: 35 млн).
Топ-лотом аукциона сюрреализма будет «Украденное зеркало» Макса Эрнста (эстимейт 7 – 10 млн). За создание соответствующей атмосферы в спектакле отвечают видеопроекции, созданные на основе реальных пейзажей морского побережья Генуи. Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной.
Кроме того, сюрреализм— это не только живопись/кино, но и литература. Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах. Суммарная оценка всех лотов, выставляемых на вечерние торги Christies «Искусство импрессионизма и модернизма» и «Искусство сюрреализма» составляет от 87, 3 млн до 129, 1 млн.
Эрнст Макс, картина Украденное зеркало
Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле».
Его пейзаж «Украденное зеркало», в 2011 году уже появлявшийся на аукционе Дома и установивший рекорд стоимости на работы художника (тогда он ушел почти за 10, 3 млн), в этом году заявлен как топ-лот с оценочной стоимостью от 7 до 10 млн. Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше.
Начнется по обычаю импрессионистами и модернистами: продаются «Автопортрет» Эгона Шиле (эстимейт 6 – 8 млн) и большое довольно раннее полотно Марка Шагала «Влюбленные и Эйфелева башня» 1920-х годов (эстимейт 4, 8 – 6, 8 млн).
Впрочем, свергнуть «Послевоенное и современное искусство» с пьедестала все равно не удалось: в этой категории, хоть и наблюдается спад на 20, общий оборот все равно составил рекордные 2, 2 млрд.
На дворе были 1930-е и нравы в Америке царили куда как более чопорные: с сегрегацией, пристальным слежением за моралью, набожностью, семейными ценностями и непогрешимым поцреотизмом. Этот аукцион Sothebys стал самым прибыльным – выручка составила почти 79 млн фунтов.
Продажи в Северной, Центральной и Южной Америке, напротив, возросли (на 11, до 3, 6 млрд). Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали. Бексиньский никогда не рисовал обложки для метал-команд— но это не помешало ему стать немаленьким культом среди металистов, мрачных блэкарей и депрессивных думеров, ругулярно ворующих картины автора для своих обложек и буклетов.
В постановке задействованы солисты оперной труппы Мариинского театра. Изобразив на картине The Fleets In.
Онлайн-продажи увеличиваются, хотя тоже не так стремительно, как мечталось многим пару лет назад, когда предсказывали, что к 2025 году чуть ли не весь арт-рынок уйдет в Интернет.
Несмотря на то, что многие сюрреалисты пытались освоить эту технику, лишь Эрнсту удалось успешно приспособить ее для масляной живописи.
Украденное зеркало, 2520 см, на бумаге
Кстати, другая, ранняя работа Моне 1872 года «Гора Рибуде в Руане. На российскую сцену спектакль перенес режиссер Андреа Де Роза. Выставка произведении миро в Испании, проходившая впервые за 50 лет, оказала важное историческое значение и привела к открытию Фонда Миро семь лет спустя. Звучало оно незамысловато «Панкс нот дэд» – «Панк жив».
Завершит блок лондонских торгов «Послевоенное и современное искусство». «Симон Бокканегра» – совместная постановка итальянских театров «Карло Феличе» и «Ла Фениче», на сцене которого, собственно и состоялась премьера этой оперы 160 лет назад.
Впрочем, во всех этих категориях спрос на шедевры по-прежнему высокий и все зависит от предложения: если аукционному дому посчастливится найти, например, Рафаэля для продажи, его с руками оторвут и цифры сразу пойдут вверх.
Интересно, что общая выручка аукциона составила 15 млн фунтов стерлингов, а продажа этой картины Дельво принесла почти половину этой суммы – 7, 3 млн фунтов. Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок.
Художники, картина Украденное зеркало, 2520 см, на бумаге
Именно этой картине принадлежит текущий ценовой рекорд на произведения художника (в 2011 году она была продана на торгах Christies за 10 283 175). Сюр постигла участь первого варианта.
Интересно, что спектакль тогда не вызвал большого интереса у публики. Сновидения, галлюцинации, бред— они знали толк в поисках годного источника вдохновения. Этого явно не случится (к счастью), но интернет-аукционы остаются хорошим средством для привлечения новых покупателей: из общего числа новых клиентов 20 начинают именно с покупок на них.
- Макс Эрнст: «Искусство не имеет ничего общего со вкусом»
- 2 февраля стартует серия торгов
- Аукционный дом за год продал искусства на 7, 4 млрд
- В Лондоне прошли аукционы современного искусства импрессионистов и сюрреалистов
Аукционы в категории «Искусство импрессионизма и модернизма» принесли 2 млрд, что на 47 больше, чем в прошлом году. Что касается аукциона «Искусство сюрреализма», то топ-лотом является работа Макса Эрнста (18911976) музеиного уровня под названием «Украденное зеркало», написанная в 1941 году, на пике творческои карьеры художника (оценка: 710 млн).
Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/maks-ernst-ukradennoe-zerkalo/
Рене Магритт: умножение видимостей и игра символами
В Ярославле впервые открылась выставка работ знаменитого бельгийского сюрреалиста XX века Рене Магритта. Вдохновленный творчеством Джорджа де Кирико и поэзией дадистов, художник создал свой собственный стиль, объединив лаконичность форм и неоднозначность содержания. Его считают классиком сюрреализма, однако сам художник не относил себя к этому направлению: он предпочитал ему термин «магический реализм», соединяя в своих работах обыденные вещи с символами и знаками.
Он был проникнут очевидной, но концептуально важной идеей, вектор которой проходит сквозь всё его творчество: всё видимое всегда прячет за собой ещё одно видимое – столь часто ускользающее от поверхностного взгляда.
Так, на полотнах Магритта пальцы ног прорастают сквозь обувь, отрицая плотность кожи туфель, женская грудь обнажена, несмотря на ткань сорочки, и преодолевая пустоту, пространство распадается на лоскуты, подменяющие друг друга в ритмичном – но на первый взгляд произвольном порядке.
Такова картина «Преодолевая пустоту», где мы видим (и в то же время не видим) девушку на лошади, частично скрытую стволами деревьев.
Рене Магритт, «Преодолевая пустоту»
С 18 июля по 2 сентября, посетив Выставочный зал имени Николая Нужина, ярославцы впервые смогут погрузиться в мир знаменитого сюрреалиста.
В этом мире зеркала лгут, отражая вместо лица затылок, божественное покинуло мир, оставив после себя лишь символ – библейское яблоко, – прикрывающее лицо среднестатистического индивида в шляпе-котелке, подверженного, однако, бесчисленным соблазнам, подобно библейским прародителям человеческого рода.
В отличие от других известных представителей сюрреализма, Магритт не слишком увлекался деформацией изображаемых предметов реальности, вроде стекающих с веток циферблатов Сальвадора Дали или абстрактных фантасмагорий Макса Эрнста. Магритт чаще всего изображает предметы такими, какими их видит человеческий глаз, не искажая, но значительно упрощая их форму.
Доминанта его творческой манеры заключается в следующем: художник расщепляет реальность на множество слоев видимого, а затем вновь соединяет их на холсте, как бы обнажая этот мыслительный процесс.
Он накладывает пласты реальности друг на друга, словно детали коллажа, умножая видимости, подобно тому, как читатель разрезает ножиком для резки бумаги страницы старой, однако никем не прочитанной ранее книги.
Идея множества видимостей не нова, но вряд ли кто-нибудь мог бы виртуозней воплотить её в изобразительном искусстве.
Буквы под тщательно выписанной курительной трубкой на картине «Вероломство образов» гласит «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского значит «это не трубка».
Рене Магритт, «Вероломство образов»
Картина показывает, как тонкая ложь образа подменяет собой реальность, подвергая всех не слишком наблюдательных иллюзии отсутствия границы между предметом и проекцией сознания.
Это созвучно идее польского философа Альфреда Коржибски, утверждающего, что карта не есть территория, а описание предмета не есть сам предмет.
Или, если взглянуть на идею несколько радикальней и шире, представление о реальности не является реальностью, и, вопреки воспринимающему сознанию, мир остается «вещью в себе», поверхностно отраженной «фальшивыми зеркалами».
Рене Магритт, «Фальшивое зеркало»
Так, картина «Фальшивое зеркало» изображает человеческий глаз. Его радужная оболочка отражает небо с белыми барашками облаков, подчеркивая, что сознание человека порой обитает в пространстве образов и абстракций, игнорируя наличие весомой и несравнимо более живой реальности.
Многие знакомы с Магриттом благодаря одной из самых известных его работ, которая носит название «Сын человеческий». На холсте запечатлен мужчина в шляпе-котелке, лицо которого перекрыто изображением яблока.
Яблоко, подчеркнуто прямолинейно заслоняющее собой человеческое лицо, на первый взгляд, шокирует своей неуместностью, как лишняя деталь коллажа.
Но эта кажущаяся неуместность – особенность многих работ Магритта, который хотел научить зрителя преодолевать мыслью рамки банального, видеть неповторимое сквозь пласт обыденного.
По словам самого художника, на картине «Сын человеческий» воплощен образ современного бизнесмена, которому тоже не чужды искушения этого мира.
«Типичный индивид» стал героем-символом многих картин художника, воплощая в себе идею человека вообще, а не конкретную персону, концентрирующую в себе характер, убеждения и прочие признаки индивидуальности. На картине «Голконда» мы видим множество «невесомых» горожан, невозмутимо парящих в воздухе в костюмах и котелках.
«Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности», – был уверен Рене Магритт, и тоже носил котелок, играя видимостями и в жизни, и на холсте. Скрывая свой внутренний мир за самым посредственным из предметов одежды, он никогда не желал выделяться из толпы.
Ещё одна особенность работ Рене Магритта – сочетание в едином образе элементов части и целого, конечного и изначального. Так, картина «Последний крик» изображает лист, готовый упасть вниз, и внутри листа покоится дерево, как память об утраченной цельности, неком совершенном прошлом, связь с которым нарушена, но не разорвана.
Сходной логикой обладает и малоизвестная картина художника «Родство душ», изображающая яйцо в птичьей клетке.
Рене Магритт говорил о том, что птица в клетке – это привычный для нас образ. Поместить в клетку рыбу или башмак было бы интереснее, но такие образы представляют собой лишь произвольную игру предметами. Однако можно создать такой образ, который выдержит и это испытание, будучи точным и окончательным: это образ яйца в птичьей клетке.
Экспозицию «Рене Магритт. Вероломство образов» можно посетить с 18 июля по 2 сентября в Городском выставочном зале имени Нужина. На выставке представлено около пятидесяти литографий из частных коллекций. Она работает ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 19 часов.
- Адрес: улица Свободы, дом 15.
- Телефон: 32-83-83
- Елена Кузьмичёва
Источник: https://imenno.ru/2013/07/21/22154/
Малевичу и не снилось…
Мы не претендуем на звание ценителей современного искусства, но согласитесь, порой, глядя на работы, о которых известно, что их продали за миллионы, невольно поражаешься — что в них такого потрясающего, чтобы стоить таких денег?! Посмотрите эту подборку дорогостоящих коллекционных работ — возможно, вам удастся найти в них какой-то потрясающий скрытый смысл, которого мы так и не обнаружили…
Если вы считаете, что вокруг «Черного квадрата» Малевича слишком много незаслуженного шума, то вы еще не видели куда более дорогих и абсурдных картин. Чтобы было от чего отталкиваться: «Черный квадрат» обошелся российскому миллиардеру Владимиру Потанину всего в 1 млн долларов, хотя многие специалисты утверждают, что попади картина сегодня на аукцион, за нее бы отдали намного больше.
- Но “если бы да кабы”… Мы же сегодня поговорим о других столь же абсурдных (или, как любят говорить искусствоведы, «полных скрытого символизма» или даже «отражающих идею супрематической обрядности») работах, которые тоже обошлись их владельцам в, как минимум, один миллион долларов.
- «Пространственная концепция» Лучо Фонтана за $1 500 000
Прославленный мастер Лучо Фонтана, итальянский живописец и скульптор. Собственно, это он положил начало когда-то модному течению «резаных» картин — так же, как и Малевич, вдохновил других на отражение идеи супрематической обрядности через создание однотонных полотен. Вот и эта работа Фонтаны, проданная в 2010 году за 1,5 млн долларов, действительно изрезана.
«Кроваво-красное зеркало» Герхардта Рихтера за $1 100 000
Картина Blood Red Mirror («Кроваво-красное зеркало») знаменитейшего немецкого художника Герхарда Рихтера была продана в 2009 году за 1,1 млн долларов. Она и в самом деле нарисована кроваво-красной краской и, честное слово, — на зеркале. В чем смысл? Вероятно, ее покупатель просто хотел увидеть в зеркале немного цвета. Кроваво-красного.
«Зелёно-белый» Элсворта Келли за $1 600 000
Когда ваш племянник рисует на квадратном листе бумаги зеленый круг, вы умиляетесь и даете ему конфетку. Когда это делает знаменитый американский художник — например, Эльсуорт Келли — вы покупаете его картину за 1,6 млн долларов и называете ее идеальным примером живописи цветового поля.
Глядя на творения Келли, сложно представить, что эти картины вообще можно продать за пару долларов на гаражной распродаже. Ещё более невероятным кажется, что кто-то отдал огромные деньги, на которые можно купить небольшой тайский остров, за холст с зелёным пятном посередине.
«Без названия» Марка Ротко за $28 000 000
Картина Ротко была продана с аукциона более чем за 28 млн долларов. На «ужасную» картина не тянет, но «скучной» её точно можно назвать. Неужели, чтобы выдавать такие «шедевры», нужно пять лет учиться в художественном университете?
Полотно “Без названия” или «Стофбилд» Блинки Палермо за $1 700 000
Все картины немецкого художника-абстракциониста Блинки Палермо называются «Без названия» и практически все они выглядят примерно вот так, но только эта была продана за 1,7 млн долларов. Даже потратив несколько часов на созерцания картины, найти в ней что-либо вдохновляющее весьма затруднительно.
- Впрочем, критики видят творчество художника так: “Холсты Блинки представляют множество вариантов цветов, которые характеризуют внутренний мир творца. Некоторые из его работ позволяют зрителю получить чисто оптическое переживание через наблюдение за чистым, неразбавленным цветом…”
- Способность критиков глубокомысленно описать отсутствие содержания полотен Палермо изумляет.
- «Живопись» («Собака») Хоан Миро за $2 200 000
Перед нами творение истинного мастера — известного испанского художника Жоана Миро под названием Peinture (Le Chien). Чувствуете руку мастера? Между прочим, практически все его работы похожи на детские рисунки и эта — не исключение.
Справедливости ради — пожалуй, именно эта картина, за которую кто-то заплатил 2,2 млн долларов, более других из нашего списка похожа именно на картину. Пусть и не очень отличающуюся от того, что рисуют наши дети.
Но похоже, что даже поклонники художника не смогли бы однозначно оценить это произведение. Возможно, коллекционер, который приобрёл картину, просто хотел добавить немного Миро в свою жизнь.
«Белый огонь» Барнетта Ньюмена за $3 800 000
Как правило, картины покупают очень богатые люди. Обычно богатые люди, если они заработали богатство сами — умные и интеллигентные. И как мог умный, интеллигентный человек заплатить 3,8 млн долларов за пару линий, которые сопровождает следующее описание:
«Название «Белый огонь» — это мистический термин, который связан прямо с Торой. В таком качестве он явно вызывает глубокое чувство мистического, которое Ньюман насаждает в тех, кто смотрит на его картины».
- В общем, у кого ничего не насадилось — не бывать тому богатым, интеллигентным человеком.
- Полотно “Без названия” Сая Твомбли за $2 300 000
Если ваш ребенок тоже учится писать букву «е», сохраните его мазню, вдруг удастся продать за 2,3 млн долларов — за такую же сумму, которую кто-то купил картину американского художника Сая Твомбли.
Картину, что характерно, без названия. Держим пари, что на этом настоял агент художника, подсказавший, что лучше назвать работу «Без названия”, чем «Как я учился писать букву “е” и мне это нравилось».
- Ещё несколько примеров картин художника:
- Критики:
“…Его работы не оставляют равнодушными никого. То, что мы видим, обращается первобытным инстинктам и чувствам. В них отражаются собственные страхи и фантазии. И все это достигается лишь самым малым, лишь небольшими касаниями кисти по холсту, оставляя его практически пустым…”
“…Именно созерцание, чувство того, что не вы смотрите на картину, а картина смотрит на вас — корень его работ. В холстах каждый находит что-то свое. Тут и всевозможные аллегории, и сакральные символы, и строки священных текстов…”
«Ковбой» Элсворта Келли за $1 700 000
Думаете, что зеленый неровный круг — это лучшее, что может предложить уже знакомый вам американец Келли? Прежде чем определиться со стилистикой и жанром своих работ, Келли проучился четыре года в двух музеях изящных искусств в Бостоне и Париже, а затем пришёл к выводу, что непонятные геометрические фигуры и линии — как раз то, что нужно этому миру. Для неопытного глаза может показаться, что выбор неудачный, но, учитывая суммы, которые люди отдают за его работы, кажется, что это не самый плохой вариант.
Какую часть ковбоя изобразил живописец? Ну, это очевидно — приглядитесь, это ковбой с массивной челюстью смотрит справа налево, чуть не падает — и над кем-то смеется. Даже не знаем, над кем…
«Голубой дурак» Кристофера Вула за $5 000 000
Как ни странно, до этого места мы радовались если не художественному, то финансовому успеху по-настоящему видных художников (если вы их не знаете — это не их проблемы). Но на сей раз речь пойдет об относительно малоизвестном мастере, и поныне живущем в Нью-Йорке и специализирующемся на картинах, состоящих из надписей.
Жаль, что те 5 млн долларов, которые кто-то заплатил за холст, на котором написано «Дурак» голубыми буквами — не самая дорогая покупка в нашем списке, ведь она бы идеально его завершила. Истинная, так сказать, квинтэссенция всего того, что мы пытались сказать. Можно представить, как долго художник смеялся, когда его картину купили за такие деньги…
- Еще работы мастера:
- «Оранжевый, красный, желтый» Марка Ротко за $86,8 миллионов
Очень точное название картины, будто художник специально подсказывает критикам и искусствоведам (которые всегда считают, что видят гораздо больше), что именно он изобразил на полотне. Мы далеки от направления в живописи, когда можно размазать на полотне несколько красок, пусть даже очень качественно. Поэтому, почти 90 миллионов за эту картину, звучит весьма шокирующие.
- Кстати, почти все картины Марка Ротко выглядят аналогично. Итак, почему «оранжевый, красный, желтый» утер нос “оранжевым и черным” или “фиолетовым и желтым”, остается загадкой…
- Из прошлого:
- «От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и все силился понять, что на ней нарисовано.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают.
Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно.
Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают.
Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать.
«Незнайка на Луне».
Источник: https://www.softmixer.com/2014/04/blog-post_4.html
События
2 февраля 2016 года в Лондоне на вечерних торгах аукциона Christie’s «Искусство сюрреализма» будут представлены 42 работы 16 художников. Это самое большое количество лотов произведений сюрреалистического искусства за всю историю торгов Christie’s.
На продажу выставляются произведения Макса Эрнста (Max Ernst, 1891–1976), Пабло Пикассо (Pablo Ruiz Picasso, 1881–1973), Вифредо Лама (Wifredo Óscar de la Concepción Lam y Castilla, 1902–1982), Рене Магритта (René François Ghislain Magritte, 1898–1967), Хуана Миро (Joan Miró i Ferrà, 1893–1983), Сальвадора Дали (Salvador Felipe Jacinto Dalí, 1904–1989).
Суммарная оценка всех арт-объектов на февральских торгах Christie’s по разделам «Искусство импрессионизма и модернизма» и «Искусство сюрреализма» составляет от £87,3 до £129,1 миллионов.
Топ-лот аукциона, с эстимейтом £7–10 миллионов, – «Украденное зеркало» Макса Эрнста. Он создал работу музейного уровня – фантасмагорический пейзаж в технике спонтанной декалькомании, которую «позаимствовал» у Оскара Домингеса.
Домингес «внедрил» декалькоманию как новую графическую технику: на половину бумажного листа наносилось пятно гуаши, затем лист складывался вдвое, так получалось новое изображение.
Сюрреалисты неоднократно пытались использовать этот прием, но лишь Макс Эрнст смог успешно адаптировать декалькоманию для живописи маслом.
В настоящее время «Украденное зеркало» – самое дорогостоящее произведение художника: в 2011 году на торгах Christie’s его продали за £10 283 175.
Картину «Арлекин» (экспертная оценка – £1,5-2,5 миллионов) Пабло Пикассо написал в 1926 году. «Арлекин» относится к серии так называемых биоморфных работ (биоморфизм – прием моделирования художественных образов с помощью объектов живой природы).
Пейзаж «Лесная песнь» (эстимейт £1,3-1,8 миллионов) кубинский художник Вифредо Лам написал в 1946 году, возвратившись на Кубу после двадцатилетнего пребывания в Европе. Он мастерски изобразил местную природу, талантливо сопрягая геометрические формы и растительные мотивы. Визуально композиция «Лесной песни» вызывает, поочередно, ассоциации то с растением, то с животным.
Картина Дали «Рыбаки под солнцем» (оценка – £700000-£1 000000) относится к редкой серии из шести работ, четыре из которых в наше время находятся в крупнейших музейных собраниях мира.
Живописное полотно «Девушки острова Адам», (оценка – £2-3 миллиона) Рене Магритт написал 1942 году. Работа долго хранилось в его личном собрании. Десять лет спустя картину приобрел друг художника Жюстен Раковски, а затем – Густав Неллен, владелец знаменитого казино в Бельгии.
Картина Хуана Миро «Женщина и птицы в ночи» (1968) по праву считается одним из шедевров художника. Ее оценивают в: £3–5 миллионов. Работа была написана для ретроспективных выставок Миро, проходивших в 1968-1969 годах в Барселоне и Мюнхене.
Уникальность работ и масштабы экспозиций получили огромный резонанс, и в июне 1975 года в Барселоне открыли музей современного искусства Хуана Миро.
В музейном собрании находятся 217 картин, 178 скульптур, 8000 рисунков, керамика и гобелены, созданные Хуаном Миро.
На февральские торги также будут выставлены работы Андре Массона (André Masson, 1896–1987), Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico, 1888–1978), Ханса Беллмера (Hans Bellmer, 1902–1975), Мана Рэя (Man Ray, 1890–1976, французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр), Оскара Домингеса (Óscar Domínguez 1906–1957), Пауля Клее (Paul Klee, 1879–1940), Ива Танги (Yves Tanguy, 1900–1955) и других авторов.
Источник: http://www.bulengrin.com/events/christies-surreal-art