Тропический лес с обезьянами, анри руссо, 1910

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Cон (1910)

Первым заявил о своих рисунках как о живописи и был принят всерьез французский «таможенник-пенсионер» Анри Руссо (1844—1910 гг.). В отличие от своих последователей художник действительно верил в то, что он занимается не чем иным, как изобразительным искусством.

На рисунках Руссо можно увидеть сцены из повседневной жизни, в которых он, как мог, выражал свои чувства и впечатления. На других картинах изображены дальние страны, полные вымысла ландшафты тропиков и пустынь.

Несмотря на свою безграмотность в области изобразительного искусства, Руссо Довольно гармонично сочетал цветовую палитру и так просто и непосредственно изображал своих персонажей, что они вызывают исключительно положительные эмоции.

Первыми поддержали Анри Руссо кубисты, которым пришлись по вкусу незамысловатые картины художника.

Картины Анри Руссо

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Эйфелева башня (1898)

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Автопортрет (1900)

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Анри Руссо, как дирижер оркестра

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Букет цветов (1909)

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Война (1893)

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Ева (1906 — 1907)

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Карнавальный вечер (1885 — 1886)

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Люксембургский сад памятник Шопену (1909)

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Мальчик на скалах (1895)

Муза вдохновляющая поэта (1909)

Нападение ягуара на лошадь (1910)

Нападение ягуара на негра в джунглях (1910)

Натюрморт с чайником и фруктами (1910)

Обезьяны в джунглях (1909)

Обнаженная с медведем (1901)

Охота на тигра (1895 — 1896)

Севрский мост (1895)

Спящая цыганка (1897, Нью-Йоркский музей современного искусства)

Футболисты (1908)

Источник: https://evivid.ru/zhivopis-anri-russo.html

Художник Руссо Анри: биография, фото, произведения :

Анри Руссо — известный французский художник-примитивист, получивший прозвище «Таможенник». Он начал писать картины достаточно поздно — в 42 года, не имея никакого художественного образования. Однако его работы в стиле примитивизма и сюрреализма получили высокую оценку публики и специалистов благодаря оригинальному видению мира и его выражению в живописи.

Биографические данные

Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало.

Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог.

Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.

По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар.

Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г.

стала Жозефина Нури.

В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.

Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых».

Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен.

Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.

Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.

Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.

В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Оригинальный метод живописи

Постепенно А. Руссо стал совершенствовать свое мастерство и своеобразный художественный метод рисования. Вначале специалисты причислили его картины к направлению примитивизма. Однако после овладения в полной мере техникой написания живописных полотен художника стали оценивать как представителя постимпрессионизма и сюрреализма.

Основные черты его стиля: оригинальная цветовая гамма, изображение реальных и выдуманных растений, отсутствие в композиции перспективы.

Большинство живописных произведений Анри Руссо посвящено теме тропического леса и происшествиям в экзотических джунглях, где он никогда не бывал. Он рисовал только то, что придумывал сам, за что его называли романтичным и странным чудаком.

Многие зрители специально приглашали своих друзей, чтобы повеселиться и посмеяться над буйными красками и примитивными сюжетами картин.

Специалисты назвали его работы новым направлением в искусстве живописи. Его произведения наделены магической силой, которая подчинена фантастическому воображению мастера.

Он смог создать атмосферу таинственности и наполнил свои композиции выдуманными историями, животными и растениями.

Единственным местом, где Руссо мог увидеть природу, был Парижский Ботанический сад, который стал для него источником неуемной фантазии.

Его друзья Ф. Клеман и Ж. Л. Жером были художниками и помогли ему оформить карту копииста. По ней он мог бесплатно входить в залы Лувра, Версаля и Люксембургского дворца, где и познакомился с работами классиков живописи и современных мастеров.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Первые работы

Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.

Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.

Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна.

Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм.

Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Анри Руссо «Нападение в джунглях»

Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз».

На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.

Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства.

На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А.

Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.

К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).

Городские сценки

Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:

  • «Мебельная фабрика в Альфортвиле» (1897) – одна из самых известных картин, где художник применил правильную перспективу, хотя все дома и объекты выглядят условно и неестественно, на берегу реки стоит небольшая фигурка рыбака, которая (по мнению Руссо) позволила ему воплотить идею вечности;
  • «Вид с моста в Севре» (1908) – представляет мост между берегами Сены, покрытыми густым лесом; по реке плывет пароход, а над ним летают современные летательные аппараты (самолет, дирижабль, воздушный шар), которые принадлежат надвигающемуся на природу техническому прогрессу.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Анри Руссо «Спящая цыганка»

Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену).

Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает.

Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).

Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения.

Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой.

В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.

За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.

Читайте также:  Эдгар дега - биография и картины художника

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Жанровые работы

Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:

  • «Столетие независимости» (Le Centenaire de l'indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

  • «Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Автопортреты

Картина «Портрет-пейзаж» (1890) была выставлена в марте в Париже и вызвала много насмешек критиков и эмоций у публики. По мнению Руссо сочетание черного и белого цветов было каноном для живописи, поэтому все его герои на портретах были одеты в черные одежды.

Художник несколько лет подряд дописывал детали, меняя свою внешность (добавлял седину), имя жены на палитре и т. д. Работа выставлена в Национальной галерее Праги (Чехия).

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Портретные работы

Анри Руссо писал также портреты своих друзей и других людей, часто на заказ. Себя он считал создателем жанра ландшафтного портрета, хотя такой стиль на самом деле существовал и у старых мастеров.

Два женских портрета, похожие по композиции, были написаны им с интервалом в 2 года. Это «Портрет госпожи М.» (1896) и «Портрет женщины» (1891). Персонажи и их расположение на полотне очень похожи, однако сведений о том, кто позировал, нет. По неподтвержденным сведениям на ней изображена полька Ядвига, к которой художник воспылал страстными чувствами, считая ее олицетворением женственности.

Госпожа М. — элегантная женщина среднего класса, одетая в черное платье с пышными рукавами, на руках — браслеты, на шее — тонкий шарф, в руке держит зонт. У ее ног расположилась кошка, играющая с клубком, фоном служат стилизованные кусты и цветы.

В другом портрете женщина в черном драматическом платье держит в руке ветвь, символизирующую смерть. Это подтверждает легенду, ведь модель уже умерла к тому времени. В 1908 г. картину купил П. Пикассо, выразив свое восхищение и устроив в честь покупки торжественный прием в собственной мастерской.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Картина «Портрет Пьера Лоти» (Portrait de Pierre Loti, 1906) оказывает на зрителя завораживающее действие, ведь на ней высказаны все мечты и желания художника. Моделью был писатель и морской офицер П.

Лоти, который часто путешествовал в дальние страны, описывая их затем в своих книгах.

На заднем плане портрета представлены приметы эпохи: дымящиеся трубы заводов, дома, а полосатый кот символизирует спутника человека и сильно похож на тигра из джунглей.

Работа «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) относится к известным полотнам Руссо, написанным в период его творческого вдохновения. На ней изображен его друг Гийом Аполлингер, поэт-символист, стоящий со своей подругой-музой, художницей М. Лорансен. Она была куплена коммерсантом А. Волларом, который часто приобретал работы Руссо, за 300 франков.

Завещание художника

Считается, что для полотна «Сон» (The Dream, 1910), которая сейчас находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), моделью была также Ядвига.

Эта картина стала одной из последних работ Анри Руссо (фото в мастерской сделано в 1910 г.), и была с восторгом принята друзьями и коллегами.

После ее демонстрации они заговорили о создании ориентира для последующих поколений в искусстве сюрреализма.

На полотне изображен фантастический мир тропиков, традиционный для Руссо и совсем не похожий на реальные джунгли. Многие зрители посчитали, что картина показывает загадочную часть Рая. В центре композиции лежит Ева, пребывая в неге и истоме и видя волшебный сон.

Картину «Сон» некоторые называют завещанием художника, т. к. она была написана за несколько месяцев до его смерти. Картина была выставлена на 26-м аукционе Салона независимых.

Заключение

Творчество Анри Руссо (1844-1910) стало примером для многих художников, послужило образцом стиля примитивизма и его эстетической ценности для изобразительного искусства. Кропотливая работа мастера и уникальное фантастическое видение природы и взаимоотношений ее с человеком привели в восхищение многих его поклонников, среди которых был Пабло Пикассо и другие знаменитости.

Современные поэты выразили свое восхищение художником, сочинив стихи с рифмой Пикассо-Руссо следующего содержания: «Подари мне, Анри Руссо, детское колесо! Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо…».

Источник: https://www.syl.ru/article/420955/hudojnik-russo-anri-biografiya-foto-proizvedeniya

Фантастические джунгли таможенника Руссо

Художник Анри Руссо (1844 – 1910) по прозвищу Таможенник является первым примитивистом в истории европейской живописи, а самые известные работы художника – картины, изображающие экзотическую природу джунглей.

Впрочем, многие художники XIX века в поисках сюжетов для картин оправлялись в дальние страны. Почему же картины Руссо такие необычные и даже неправдоподобные?

Так вот, Таможенник никогда не видел настоящие джунгли, а все его путешествия заканчивались в парижском зоопарке и ботаническом саду. Но он был большим фантазером, причем не только в живописи.

Известно, что художник мистифицировал свою биографию, и в несчетных фантастических байках выступал настоящим авантюристом.

Одна из таких историй повествует о невероятных приключениях Руссо в мексиканских джунглях…

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 год.Известно, что Руссо написал ее под впечатлением от рассказа матери художника Роберта Делоне о путешествии в Индию.

Получается, джунгли на картинах художника тоже своеобразная мистификация: экзотическая флора в большинстве случаев имеет европейское происхождение, а животные скопированы с фотографий настоящих путешественников и даже с иллюстраций детских книжек.

Поскольку Руссо не получил художественного образования, перспектива и люди давались ему нелегко. Эти и прочие трудности заставили художника придумать собственные законы и приемы письма. Так самоучка превратился в новатора и предвосхитил своим творчеством кубизм, абстракционизм и сюрреализм.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Тропическая буря. 1891.Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Джунгли со львом. 1904.Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Ева и змей. 1905.Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Проголодавшийся лев. 1905 год.Картина была выставлена на Осеннем салоне в Париже и сопровождалась таким пояснением: «Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает ее; пантера с нетерпением ждет, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники вырвали кусок плоти из несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит».Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Веселые шутники. 1906.Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Фламинго. 1907.Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Трапеза льва. 1907.Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Экзотический пейзаж. 1908.Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Анри Руссо. Битва между тигром и быком. 1908.Анри Руссо. Схватка тигра с быком. 1908 – 1909.Анри Руссо. Джунгли. 1909.Анри Руссо. Тропический пейзаж. Американский индеец сражается с гориллой. 1910.Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910.Анри Руссо. Нападение ягуара. 1910.Анри Руссо. Водопад. 1910.

Источник: https://volynska.livejournal.com/34435.html

Руссо Анри

Другие известные художники

Анри-Жюльен-Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в Лавале, главном городе департамента Майенн. Анри исполнилось семь лет, когда их дом был продан с торгов для оплаты долгов отца. Семья покинула Лаваль, но Анри оставили жить при школе, где он занимался в то время. Мальчик не был вундеркиндом, но по пению и по арифметике заслужил награды. 

Будучи освобожденным от воинской обязанности как ученик лицея, он тем не менее пошел в армию добровольцем. Руссо зачислили в 1864 году в 52-й пехотный полк. Согласно учетной карточке Военного министерства, Руссо отслужил четыре с половиной года и демобилизовался 15 июля 1868 года. 

В 1869 году Руссо женился в Париже на Клеманс Буатар. Семеро из девяти их детей умерли в младенчестве. 

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

А. Руссо. Автопортрет, 1890 год, Национальная галерея, Прага

Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище — «Таможенник». В налоговом управлении Руссо доверяли лишь самые несложные поручения, вроде несения караульной службы на сторожевых постах оборонительных сооружений. 

Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. В 1885 году Руссо выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре, и свои первые работы — «Итальянский танец» и «Заход солнца». 

В картине 1886 года «Карнавальный вечер» уже присутствуют будущие черты индивидуального стиля Руссо чередование планов, размен фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка элементов композиции. Картина вызвала насмешки публики, но настоящие знатоки.

Когда один из друзей подвел Писсарро к полотнам Руссо, думая позабавить, он удивил своего спутника тем, что пришел в восторг от этого искусства, точности валеров, богатства тонов, а затем он принялся нахваливать творчество Таможенника своим знакомым.

Очень скоро Руссо стал своего рода знаменитостью, вернее, знаменитым чудаком. 

В Салоне Независимых Руссо впервые выставился в 1886 году. Отныне он будет ежегодно, за исключением 1899 и 1900 годов, экспонировать там свои работы. Его наивно-непосредственные пейзажи, виды Парижа и пригородов, жанровые сцены, портреты отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. 

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Карнавальный вечер, 1886

В 1888 году скончалась жена Руссо. В 1893 году Руссо вышел в отставку. Теперь он смог полностью посвятить себя искусству. 

В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Критик «Меркюр де Франс» Л.

Руа писал о картине «Война, или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Он обладает редким по нынешним временам качеством — совершенной самобытностью.

Он устремлен навстречу новому искусству. Несмотря на ряд недостатков, его творчество очень интересно и свидетельствует о его многосторонних дарованиях». 

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Прогулка по лесу, 1886-1890

Никогда больше Руссо не писал таких больших полотен. В 1897 году появляются картины «Я сам, портрет-пейзаж» и знаменитая «Спящая цыганка».

Читайте также:  Охота, аннибале карраччи

Художник был так доволен последней работой, что даже предложил купить ее мэру Лаваля «Я уступлю вам картину за сумму от 2000 до 1800 франков, потому что был бы счастлив, если бы в городе Лавале осталась память об одном из его сыновей».

Предложение, конечно, отклонили. В 1946 году это полотно поступило в Лувр и было оценено в 315000 новых франков. 

На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Но однажды он сам — кто бы мог подумать! — попался на удочку.

Они встретились на какой-то выставке, и Дега воскликнул «А, это вы, господин Руссо! Я знаю вашу живопись», и, как рассказывает Серюзье, «выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум.

Но Руссо вдруг спросил «А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы» Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». 

История жизни Анри Руссо

2 сентября 1899 года Руссо сочетался законным браком с Жозефиной Нури. Нужда заставила его вместе с женой открыть небольшую лавочку канцелярских товаров. Художник постоянно выставлял в ней кое-что из своих полотен в надежде найти покупателей. Он стал также инспектором-распространителем газеты «Ля пти паризьен». 

После двухлетнего перерыва в 1901 году он выставил в Салоне Независимых картину «Неприятный сюрприз», вызвавшую восхищение Ренуара. «Любопытно, насколько это отталкивает людей, — сказал однажды Ренуар Воллару, — когда они обнаруживают в живописной работе качества живописца.

И больше всего их, наверное, бесит один художник — Таможенник Руссо! Это сцена из доисторических времен, и в самом центре — охотник, одетый в костюм, как из «Прекрасной садовницы», и вдобавок с ружьем.

Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте Так ли уж необходимо понимать сюжет А какой прекрасный тон на полотне Руссо! Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина.. Уверен, что это понравилось бы даже самому Энгру!» 

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Муза, вдохновляющая поэта, 1909

В 1891 году художник написал свое первое экзотическое полотно «Буря в джунглях», а в 1903 году скончалась Жозефина Нури, и Руссо овдовел во второй раз. 

Фантазией живописца в парижской мастерской рождается необычный мир «Охота на тигра» и «Голодный лев» (обе 1904-1905), «Заклинательница змей» (1907), «Обезьяны и апельсины» (1908), «Тропики» (1910), «Сон Ядвиги» (1910).

Последняя картина стала одной из самых известных в творчестве Руссо художнику удалось с помощью яркого колорита передать волшебную атмосферу мира сновидений.

Чтобы изобразить листву, ему понадобилось более 50 оттенков зеленой краски. 

Таможенник знакомится с Морисом Рейналем, Пикассо, Максом Жакобом, Вламинком, Гийомом Аполлинером, Андре Сальмоном, Максом Вебером. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира».

«Когда я написал Единение народов, в котором представители иностранных держав присягают Республике в знак мира, я не мог выйти с выставки, так много было желающих пожать мне руку и поздравить. Отчего все это Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал.

Однако это случилось!» — писал художник. 

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Нападение в джунглях, 1891

В 1908 году Руссо выставил у «независимых» четыре холста, в том числе и картину «Игроки в футбол». Эта картина — свидетельство того, что в последние годы жизни художник обратился к проблемам передачи движения.

Руссо обладал не только талантом живописца. В 1886 году его наградили почетным дипломом Литературной и Музыкальной академии Франции за сочиненный им вальс, который автор исполнил в Бетховенском зале. В 1889 году Руссо написал водевиль в трех актах и десяти сценах «Посещение Всемирной выставки», а в 1899 году создает драму в 5 актах и 19 сценах «Месть русской сироты». 

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Спящая цыганка, 1897

В конце августа 1910 года художник поранил себе ногу, но не придал этому значения, между тем рана нагноилась, и началась гангрена. Руссо умер 2 сентября 1910 года. 

У Руссо не было учеников, но он стал родоначальником нового направления в искусстве. Его последователей стали называть «примитивистами». 

Источник: https://tunnel.ru/post-russo-anri

Анри Руссо (1844 — 1910)

05.10.2008

Публикации

Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль. Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.

Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком.

Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери своих выставок для всех желающих.

Над картинами Руссо, представшими в Салонах независимых, потешались, хохотали до упаду, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с хорошо обученными профессионалами.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Я. Портрет-пейзаж. 1890

Сам Руссо как будто не замечал в своей живописи отклонений от академической нормы. Он преклонялся перед Бугро и Жеромом, тогдашними кумирами официальных Салонов, и, искренне полагая, что продолжает эту традицию, называл себя «национальным достоянием Франции». Он оказался прав, хотя история предписала ему иную и, пожалуй, более существенную роль, нежели ту, на которую он претендовал.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Заклинательница змей. 1907

К тому времени в европейском искусстве проявилась тенденция примитивизма — ориентации на народное творчество, на канонические формы первобытных цивилизаций.

Люди из литературно-артистической среды подшучивали над простодушием «Таможенника», разыгрывали фарсы его официального признания, но в их насмешках проступал и неподдельный интерес к свободному от школьных предписаний самоучке, решившемуся начать с нуля, с чистой доски.

Живопись Руссо и в самом деле достойна самого пристального внимания. Она отличается необычной для «примитивов» энергетикой формы, ее волевой, уверенной организацией.

По-видимому, художников авангарда пленяли и непреднамеренные смысловые сдвиги, расхождения видимого и подразумеваемого.

Ведь, стараясь воспроизвести жанры и формы академического искусства, Руссо невольно создавал пародии на них.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Муза, вдохновляющая поэта (Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен). 1909

Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен.

Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки.

В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Позы этих коренастых фигур неустойчивы, а жесты неуверенны, как будто им навязали не свойственные им роли.

Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья, и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909

Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Он писал портреты, семейные празднества и официальные церемонии, виды Парижа и его окрестностей, натюрморты, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии.

Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи — густые тропические леса с гуляющими по ним хищниками и аборигенами. В связи с этим родились слухи, будто в молодости Руссо участвовал в мексиканской экспедиции французской армии.

Но, по-видимому, он никогда не покидал пределов Франции и в своих картинах передавал лишь всем знакомые детские мечты о заморских странах.

Поразительно умение Руссо заполнить пространство растительными переплетениями, оставив где-то в глубине некие полости, убежища для затаившихся зверей.

Его тигры и ягуары с горящими глазами, сказочные птахи, хитрые обезьяны, изворотливые рептилии, темнокожие заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей.

Как будто художник обучался у дикой природы, наблюдая ее уловки — прятаться в укрытиях, таиться в темноте, исподтишка выглядывать, пугать внезапным появлением.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

Сон. 1910

По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей? Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов.

На самом деле мы видим нечто другое — женщина будто только что очнулась и, приподнявшись, с изумлением вглядывается в фантастические заросли. Тигры, потрясенные ее внезапным появлением, таращатся круглыми глазами, испуганно припав на задние лапы, а диковинная жар-птица встрепенулась, забив пестрыми крыльями.

Скрывающийся в тени темнокожий обитатель тропиков играет на дудочке, то ли заклиная уползающую змею, то ли исполняя серенаду вдруг очутившейся здесь красавице.

В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе, и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу.

«Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти.

Ведь в то время на такое совмещение несовместимых художественных программ мог отважиться только наивный самоучка.

Мастера авангарда, забавляясь над «Таможенником», удивлялись его необычным ходам и неосознанно учились, получая уроки незашоренного и потому способного на подлинные открытия восприятия. Пример Руссо стимулировал интерес к стихии любительского творчества, которое отныне стало подпитывать течение примитивизма в профессиональном искусстве.

Валентина Крючкова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=652

«Нападение ягуара на лошадь» Руссо — История одного шедевра

Сюжет

В самом сердце джунглей ягуар напал на лошадь. И хотя жертва выказывает попытку сопротивления, очевидно, что ей не спастись. Животные больше напоминают людей. Поединок хищника с травоядным похож на противостояние мужчины и женщины.

Читайте также:  Описание картины "лунная ночь. купальня в феодосии", айвазовский, 1853

Грациозные ноги лошади напоминают женские, а грива — локоны. Растения огромны. Для их изображения живописец использовал более 20 оттенков зеленого, чем очень гордился. Кажется, что художник спрятал в таинственной глубине леса волшебных существ.

Но что на самом деле там, за этими зарослями, известно было лишь Руссо.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910 «Нападение ягуара на лошадь» Руссо

Непосредственность, с которой изображена атака ягуара на лошадь, усиливает ощущение тревоги. Очевидно, что лошадь — звено пищевой цепи, и в дикой природе ее убийство — естественная вещь. Но все же мы стараемся не смотреть на подобные сцены. Руссо же изобразил ее по-детски просто, в ярких красках, крупно. И это обескураживает.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910 Нападение в джунглях, 1891

Контекст

Руссо был уже зрелым мужчиной, когда начал всерьез заниматься живописью. Он никогда ни у кого не учился, как следствие, пропорции на его картинах искажены, формы упрощены, перспектива и тени отсутствуют.

Когда в 1885 году он арендовал помещение, чтобы открыть мастерскую, его поддерживали советом и делом некоторые из художников. Примерно тогда же он впервые выставил свои работы в Салоне Отверженных. И был осмеян. Но Анри Руссо верил в себя и ждал, что другие поймут его.

Он собирал публикации о картинах, надеясь на признание. Но, увы, публика похихикивала и сравнивала его полотна с детскими рисовашками. Друг живописца художник Робер Делоне говорил: «В другую эпоху он расписывал бы стены дворцов по заказу меценатов.

В нашу же вынужден быть шутом для обывателей, он — такой серьёзный, такой спокойный. Что за бессмысленная ирония судьбы!»

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910 Заклинательница змей, 1907

Если бы Руссо получил образование художника, вероятно, мы никогда не увидели бы его магические работы. Именно оторванность от правил по причине их банального незнания позволила ему в полную силу показать образы из своих снов и фантазий. Современное искусство не было бы таким, каким мы его знаем, если бы Руссо на рубеже веков не разрушил стену между реальным и фантазийным.

Судьба художника

Судьба Руссо была непростой. В адвокатском бюро, где он работал после обучения, молодой человек совершил ошибку — украл из бухгалтерии небольшую сумму денег. Естественно, его уволили и отправили под суд.

Пытаясь избежать тюрьмы, Руссо согласился на 7 лет службы в армии. После смерти отца его отпустили со службы как единственного кормильца осиротевшей семьи. Руссо вышел в отставку и стал чиновником в таможенном департаменте.

Свободное и даже не свободное от работы время он начал посвящать рисованию.

Через несколько лет уволившись со службы по выслуге лет, Руссо, чтобы хоть как-то поддерживать себя и семью, был вынужден давать уроки игры на скрипке и рисовать картины на заказ, продавая их за гроши. Редкий человек признавал талант Руссо и принимал его прогрессивное видение.

Одним из таких ценителей оказался Пабло Пикассо. Однажды он встретил Руссо на улице — тот продавал свою картину как холст, который другой художник мог использовать для работы. Молодой Пикассо, узнав Руссо, пригласил мастера на банкет в его честь. Однако такие примеры единичны.

Чаще все же Руссо высмеивали в глаза.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910 Автопортрет, 1890 год

На его картинах реальные объекты перемешаны с вымышленными. Выглядит это точно так же, как, например, во сне, когда нереальное кажется нам вполне осязаемым. При этом Руссо не покидал Франции даже на сутки.

Но за ним закрепился имидж знатока мексиканских просторов. Виноват в этом друг художника поэт Гийом Аполлинер. Он посвятил Руссо одно из своих произведений, в котором описывал поездку Анри в Мексику.

Художник как отъявленный мистификатор ничего не подтверждал, но и не опровергал.

Незадолго до смерти — к 1910 году — Анри Руссо постепенно начали признавать. Но живописца уже подводило здоровье. Незаживающие раны на ногах вызвали гангрену, от которой он и скончался в итоге. На похоронах присутствовали лишь 7 близких друзей, с которыми Руссо мог разделить свои фантазии, будучи уверенным, что эти люди не обманут его наивного и доверчивого сердца.

Источник: https://diletant.media/articles/37246366/

Высокое качество масляной живописи Холст репродукции тропический лес с обезьянами и змеей (1910 от Анри Руссо живопись ручная роспись — AliExpress — 11.11_Double 11_Singles Day

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910 Катсушика Хокусай был блестящим художником, ukiyo-e painter и печатным производителем, наиболее известным для его деревянных блоков печати серии 336 видов горы Fuji, которая содержит принты большая волна и Fuji в ясную погоду. Эти принты являются известными как в Японии, так и за рубежом и оставляют прочное изображение во всем мире искусства. Hokusai начала Рисование в возрасте 6 лет, и к 18 году он был принят в школу катсукава шуншо, в которой он специализируется на древесных блоках и рисунках. После смерти шуншо, Hokusai был выслан из школы противником, унизительный опыт, который он позже приписал его созданное развитие и художественный рост. Он начинал рисунок пейзаж и изображения повседневной жизни. В конце концов он сломал все другие школы живописи и стал обучать других студентов, более пятидесяти в своей жизни.

В возрасте 88 лет, на своей мертвой кровати, он утверждал, что ему нужно всего пять лет жизни, чтобы стать настоящим художником.

Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910Тропический лес с обезьянами, Анри Руссо, 1910

 

Масло Картины descripitions:

  • 100% живопись на холсте, не принт, не плакат. Все репродукции высокого качества.
  • Только холст, без растяжек или в рамке. Свяжитесь с нами за дополнительную плату, если вы хотите рамку или растянуть.
  • 100% гарантия возврата денег. Легкая политика возврата.
  • Оптовая цена, большой заказ, большая скидка.
  • Все водяные печати или имя художника на картинке не будут показаны на завершенной живописи. Пожалуйста, отметьте на вашем заказе, если вы хотите подписывать имя художника
  • Международный стандарт размеров: 20×24 «(50×60 см), 24» x 36 «(60×90 см), 30» x 40 «(75×100 см), 36 «x 48» (90×120 см), 40 «x 60» (100×150 см), 48 «x 72» (120×180 см), все индивидуальные размеры доступны.

Пользовательские картины (фото на холсте, изображение на холсте):

  • Вам просто нужно отправить нам ваше изображение или фото, которое вы хотите нарисовать и сообщить нам размер, который вы хотели бы.
  • Мы отправим вам цену, включая стоимость доставки до двери.
  • Заказ подтвержден. Оставьте нам правильный адрес доставки и контактный телефонный номер.
  • Мы вышлем вам заполненное фото картины по электронной почте для подтверждения перед отправкой. Изменения могут быть сделаны, если вы не удовлетворены некоторыми частями на рисунке.
  • Отгрузите посылку, сообщите вам номер отслеживания.
  • Когда вы получили картину, если есть какие-либо проблемы, дайте нам знать свободно, мы ответим вам через 12 часов.

Источник: https://ru.aliexpress.com/i/32903681610.html

Волшебник и фантазёр Анри Руссо

Руссо был самоучкой, полностью посвятить себя живописи смог только в зрелом возрасте,когда ушёл со службы в отставку в 1885 году, тогда ему было уже более 40лет.Источником вдохновения мастера в ранний период его творчества были

народные картинки, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей.

 Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, —это экзотические пейзажи,фантастические изображения джунглей.

Период работы над циклом «Джунгли» в течение 15 лет стал для художника самым плодотворным

.В его картине «Сон » из этого цикла (1910,Нью-Йорк, коллекция Дженис)сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Начав писать пейзажи, художник дает волю своей безграничной фантазии.Львиная трапеза Самое удивительное,что никогда художник не был в дебрях Африки и джунглях Мексики,все его таинственные картины создавались силой воображения и фантазии. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал.

Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас – его картины.

Экзотический пейзаж

Правда ходили легенды,которые сам художник не опровергал ,будто ему пришлось

однажды побывать в Мексике, когда он  был  солдатом  французскойармии, которую Наполеон III послал воевать в далекую Мексику.Не потому ли в его «тропических» картинах тигры, обезьяны и фламингоживут в окружении растений, удивительно похожих то на американскую

агаву, то на стебли мексиканской кукурузы.

 Среди многих его экзотических, просто завораживающих полотен  особо выделяется  колдовская картина «Заклинательница змей»,ставшая знаменитой и хранящаяся в музее Орсэ в Париже.

Заклинательница змей 1907

Руссо как художника отличала  особая работа с цветом. Художник тщательно

прорабатывал тона картины и детали пейзажа. Чтобы изобразить,например,листву, ему иногда требовалось более 50 оттенков зеленой краски.Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании,сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры,что имелоогромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент,когда произошел отказ от импрессионизма.Сон  (Сон Ядвиги) 1910«Сон» — последняя и главная картина последнего периода творчества Анри Руссо,

написанная за несколько месяцев до внезапной смерти художника.

Она получила широкое признание и критиков, и публики сразу после выставки«Салона Независимых». Как объяснял сам Руссо, на полотне изображен сон,который видит лежащая девушка.

Обнаженная на диване – излюбленный идаже традиционный сюжет салонной живописи — на этой картине оказываетсяпосреди джунглей.»Тут, задолго до опытов сюрреализма, смешиваются сон и явь,демонстрируя реальность воображаемого.

» Руссо удивительно ярко и сочно

изображает тропическую растительность. И хотя его травы и цветы не имеют

соответствий в атласах растений и являются плодом богатого

воображения художника, они выписаны с предельной тщательностью.

«Определить границы плоскости, передать трехмерное пространство, придатькомпозиции глубину, — все это для него было непостижимым.»Так и не освоив законы перспективы, Руссо добивался реалистичного объема

 своих джунглей за счет цветовых нюансов и сложного переплетения растений,

например, только для изображения листвы он использовал здесь больше 20-ти оттенков зелёного,

что создавало ощущение зрительной удалённости.

«Не знаю, нравится ли это Вам, как мне, однако когда я попадаю в оранжерею и вижу там редкие растения из экзотических стран, то думаю, что мне снится сон.И я начинаю чувствовать себя другим человеком…»Анри РуссоСпящая цыганка 1897

  • Кроме живописи Руссо создал и несколько литературных произведений —
  • Умер Анри Руссо в Париже 4 сентября 1910.
  • чтоб на святом досуге ты писал портреты звезд».

мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна,а также занимался музыкой,за свой вальс,например он был награждён.Причиной его смерти стала гангрена, которая развилась после травмы ноги.А Гийом Аполлинер напишет на его надгробии сочиненную им эпитафию: «Прощаемся с тобою, наш добрый друг Руссо! Услышь нас — Делоне с женой,Кеваля и меня. Мы принести тебе в подарок кисти, краски, холст,Коляска папаши ЖюньеКорабль,попавший в штормИгра в мячКрестьянская свадьба

    Карнавальный вечерСчастливый квартетНападение тигра на буйволаМебельная фабрикаНападение в джунглях 1891

    «Тигр во время тропической грозы» (так буквально переводится французское название картины) —это первое произведение Руссо, посвящённое джунглям

    Столетие свободы (Карманьола)

    • О художнике :http://gallerix.ru/read/anri-russo/

    Источник: https://agent-40.livejournal.com/43325.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector