Паоло Калиари всемирно известный под именем Паоло Веронезе (Paolo Veronese) один из величайших художников венецианской школы живописи эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения или Ренессанса — период интеллектуального и художественного расцвета в Италии XV — XVI веков, оказавшая значительное влияние на всю европейскую культуру.
Паоло Веронезе, сын скульптора Габриеля Калиари из Вероны, родился в 1528 году и стал пятым ребенком в семье. Основы живописного мастерства Паоло постигал в мастерской веронского художника Антонио Бадиле. Так же важную роль в жизни Веронезе сыграл другой итальянский мастер, архитектор Микеле Санмикеле.
Правда, как отмечают специалисты, Антонио Бадиле, безусловно способный художник, не оказал на творческую манеру Веронезе сколько-нибудь существенного влияния. К 25-ти годам Паоло Веронезе уже был самостоятельным художником, крепко стоящим на ногах, мастером композиции и непревзойденным колористом, ему была подвластна монументальная живопись.
В начале XVI века художественная жизнь Вероны, входившей тогда в состав Венецианской Республики, развивалась самостоятельно и независимо от столицы. Главным средством выражения у художников из Вероны был цвет, и живопись Веронезе так же была основана на колорите. Паоло Веронезе много работал, главным образом в Венеции, а также исполнял заказы из Падуи, родной Вероны, Мантуи и Виченцы.
Ранний период творчестав Паоло Веронезе
Среди работ Веронезе раннего периода выделяется первое его обращение к христианскому сюжету «(Мистическое) Обручение Святой Екатерины». Святая Екатерина обменивается обручальными кольцами с младенцем Иисусом.
Картина была написана, предположительно, в связи или под влиянием состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте.
В последствии Веронезе будет еще не раз обращаться к этому сюжету.
В 1548 году Веронезе пишет алтарный образ для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре в Вероне. Композиция «Крещение Христа» для боковой стены капеллы другой веронской церкви скорее всего была написана в 1548-1549 годах.
В этот же период были созданы картина «Оплакивание Христа», заказанная аббатом Бернардо Торлиони для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация и полотно «Положение во гроб» , считающаяся обобщением художественного опыта Паоло Веронезе до венецианского периода.
К началу 1550 года Веронезе подходит в статусе зрелого мастер по меркам провинции и он готов к тому, чтобы заявить о себе в столице.
В 1551 году он пишет картины для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья — «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» и другие.
В целом они перекликаются с картинами на эти сюжеты, ранее написанными Тицианом, но в трактовке цвета, бликов на складках одеяний и изгибов фигур Веронезе остался верен своему собственному, уже сложившемуся стилю.
Сдав первый экзамен в Венеции, Веронезе расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле, построенную десятилетие назад его наставником Санмикеле.
Блестящий талант мастера проявился в росписях на мифологическую тематику по которым можно сказать, что на Веронезе оказали влияние произведения Рафаэля и Микеланджело.
Вилла не сохранилась, но небольшая часть росписей Веронезе дошла до нас во фрагментах.
Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Картина была вывезена французами и ныне находится в Музее изящных искусств города Кана.
Покорение Венеции Паоло Веронезе
В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции, и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Он создает цикл картин и расписывает плафоны в трех залах Совета Десяти в новом крыле дворца на протяжении трех лет работы.
Первым был закончен Зал Приемов. Для него, помимо нескольких одноцветных композиций, Веронезе создал четыре масштабных полотна. «Юпитер, изгоняющий Пороки» (вывезена французами, находится в Лувре), «Юнона, осыпающая дарами Венецию», «Юность и Старость» и «Свобода» и отдельно «Святой Марк венчающий христианские добродетели».
Это картины высочайшего художественного качества. Насыщенный цвет, исключительная яркость живых красок с эффектом мерцания, световые блики сообщающие фигурам на полотнах необыкновенную легкость и создают иллюзию глубины. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников.
В Зале Трех Дворца дожей главной темой оформления стали триумфы добродетельного правления. Веронезе украсил зал полотнами «Победа Добродетели над Злом» и «Победа Немезиды над Грехом».
По завершение работ во Дворце дожей Веронезе был приглашен для оформления грандиозной декорации в новой церкви Святого Себастьяна в районе Дорсудоро.
Росписи этой церкви Паоло Веронезе посвятил, с перерывами, более двух десятилетий своей жизни.
Кисти Веронезе в церкви Святого Себастьяна принадлежат картины, потолочные холсты и фрески в нефе и на алтарной стене, а так же часть росписи ризницы, хоров, органа и алтаря.
В 1555 году была расписана сакристия, кисти Веронезе принадлежат «Коронация Богоматери» и «Евангелисты». В 1556 году на потолочном нефе Веронезе завершил несколько картин с изображениями эпизодов из книги «Эсфирь» — «Изгнание царицы Астинь», «Коронация Эсфири», «Триумф Мардохея (Мордехая)». Затем были созданы картины позади хоров иллюстрирующие житие святого Себастьяна.
В 1560-м году Веронезе украсил створки органа — при закрытых ставнях органа мы видим «Сретение Господне», при открытых «Христос, исцеляющий больных».
Завершают декорацию органа сцена «Рождество», размещенная на внешней стороне балкона, а также два изображения Добродетелей и образы Святого Франциска и Святого Иеронима.
Подобную роспись Веронезе делал и для органа церкви Сан Джеминьяно, которая была разрушена, картины попали в Галерею «Эстенсе» в Модене.
Так же Веронезе написал на куполе церкви полотно «Успение Пресвятой Богородицы», но в XVIII веке роспись была уничтожена. Последней работой Веронезе для церкви Святого Себастьяна в 1570 году., стала картина позади высокого алтаря — «Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми». Картина заключена в цветную мраморную раму, выполненную самим художником.
Зрелые годы творчестав Паоло Веронезе
Сразу же после завершения росписи свода нефа церкви Святого Себастьяна Веронезе принимает участие в новом государственном заказе на роспись сводов «Золотого зала» Библиотеки Святого Марка. А параллельно возобновляет активную работу с фресковой живописью, к этому периоду относятся фрески Веронезе в палаццо «Тревизан» на острове Мурано.
Около 1558 года он исполняет три больших панно для плафона церкви Санта Мария Дзаттере ,со сценами «Благовещение», «Поклонение пастухов» и «Вознесение Богоматери», которые сейчас находятся в капелле Дель Розарио собора Санти Джованни э Паоло.
В 1560 году Веронезе посетил Рим, а затем расписывал церковь Святой Вероники в селении Мазер, близ Виченцы. В 1566 году Веронезе женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле.
Сложившаяся к этому времени художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи — легкий, артистический рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной цветовой гаммой из сложных сочетаний.
Веронезе стал одним из первых венецианских художников XVI века, который начал создавать декоративные ансамбли из росписей стен и потолков церквей, дворцов, вилл. Его работы органично вписываются в окружающую архитектуру.
Масштабные полотна в творчестве Паоло Веронезе
Что касается традиционной, станковой живописи, то к этому времени центральное положение в творчестве Веронезе начинают занимать монументальные холсты, как правило изображающие пиршества или другие многолюдные мероприятия, в которых евангельские сюжеты трактуются им слишком вольно.
Яркий пример тому «Пир в доме Левия» — самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года. Действие происходит в монументальной трехпролетной лоджии, детали которой выписаны настолько точно, что по ним можно строить.
Веронезе очень любил христианский сюжет «Мистическое обручение Святой Екатерины» и в середине 70-х им была написана очередная, самая выразительная версия этой картины как алтарный образ главного алтаря одноименной церкви. На картине в счастливой гармонии объединены религиозный сюжет и патрицианское великолепие венецианской жизни. Очевидно, что действие происходит не в египетской Александрии, а в типично венецианском окружении.
В серии из четырех холстов со Сценами из жизни Христа, исполненной для венецианского дворца семьи Куччина в 1572 году, ныне находящиеся в Картинной галерее в Дрездене, художник пошел еще дальше.
В одном из этих полотен «Мадонна с семейством Куччини» изображена Семья Куччини в полном составе Мадонна с младенцем, Иоан Креститель, святой Иероним и ангел в Венеции на фоне дворец Куччина на Большом Канале, для которого и были заказаны полотна.
Неудивительно, что в 1573 году Веронезе предстал перед судом инквизиции, но все обошлось лишь покаянием и принуждением исправить или исключить некоторые фигуры на некоторых из его картин.
Мифологические и античные сюжеты в творчестве Паоло Веронезе
Разумеется Веронезе писал не только на религиозные темы. Большим спросом у ценителей живописи тех лет, особенно после смерти Тициана, пользовались мифологические и античные сюжетыОколо 1575 года Веронезе написал серию из четырех композиций — «Аллегории любви» (Неверность, Презрение, Уважение и Счастливый союз), находящиеся сейчас в Лондонской Национальной галерее.
Еще одна серия из четырех картин на светскую тему, принадлежала императору Рудольфу II, а сейчас находится в частных коллекциях. Наряду с упомянутыми сериями Веронезе в эти годы написал несколько картин на тему любовных историй отдельных мифологических персонажей. Это «Марс, раздевающий Венеру», «Венера, обезоруживающая Амура», «Венера и Адонис», «Похищение Европы».
Последняя картина находится во Дворце дожей в Венеции. Там же можно полюбоваться на самую пышную декоративную композицию мастера — «Триумф Венеции» на плафоне зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585).
Мифологические и аллегорические персонажи здесь соседствуют с нарядными венецианцами.
Так же кисти Веронезе во Дворце дожей принадлежат росписи «Завоевание Смирны», «Дож Андреа Контарини возвращается из Кьоджи», «Осада Скутари» созданные в этот период.
Собрание герцога Бекингема Паоло Веронезе
Еще один крупный цикл произведений на религиозные темы был создан Паоло Веронезе в 80-е годы. Он состоит из десяти больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета и известен как собрание герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия.
Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
В этом цикле преобладают глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание сцен Священного Писания.
Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.
Правда художник не стремится к реалистичному изображению — пейзажем на картине «Погребение Христа» у него становится опушка густого и мрачного леса, а не пустынный берег реки Иордан.
Пейзажи в его картинах призваны усиливать драматизм сюжета и большинство из них мрачные, напряженные с мерцающим, неземным светом.
В восьмидесятые годы Веронезе вернулся к картинам на сюжеты «Жития» святых. Это направление деятельности было благосклонно принято и всячески поддерживалось церковью. XXV сессия Собора в Тренто отметила пользу изображения подобных историй для воспитательной и проповеднической работы.
Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 года в Венеции от воспаления лёгких и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.
После его смерти его сыновья Карлетто и Габриеле вместе с его братом Бенедетто образовали товарищество и выпускали из своей мастерской картины за подписью «наследников Паоло» , но, переняв его манеру, они не унаследовали его гения, и масса разбросанных по всему свету картин их работы, часто идущих под именем великого художника, все таки не дотягивают до его уровня.
Источник: http://www.allyestate.com/ourtravels/report-italy/749-venice-veroneze
Венеция
P.S. Чтобы увеличить фото или карту, достаточно кликнуть мышкой по картинке
ВЕРОНЕЗЕ
Автопортрет. Между 1558 и 1563.
В галерее знаменитых венецианских живописцев, как и в целом среди блестящих итальянских мастеров 16 века, Веронезе выделяется особой радостной и искрящейся атмосферой своих полотен, безмятежной гармонией. Его часто называли «легким освежающим бризом» среди монументальных и классических современников.
Паоло Кальяри родился в 1528 году в Вероне, втором по значимости городе Венецианской Республики. Отсюда и появилось его прозвище, с которым художник остался в веках, в переводе означающее просто «веронец».
В 1541 году молодой Паоло начал работать в мастерской местного живописца Антонио Бадиле, на дочери которого, Елене, он женился через несколько лет, когда приобрел известность. У них родилось пятеро детей.
«Аллегория музыки», 1556-1557, Библиотека Марциана, Венеция
Поработав немного в Мантуе и Кастельфранко, художник отправился в Серениссиму, где уже в 1551 году получил заказ на работу во дворце дожей и исполнил фрески в Зале Совета Десяти.
Затем последовал алтарный образ «Пала Джустиниани» для церкви Сан-Франческо-делла-Винья, К этому времени тридцатилетний Веронезе уже заслужил определенное признание и считался сложившимся живописцем, готовым к соперничеству с лучшими венецианскими мастерами, а ведь ими были не кто-нибудь, а Тициан и Тинторетто.
Для Зала Совета Десяти в течение трех лет были выполнены «Юпитер, мечущий молнии и пороки» (вывезена Наполеоном и хранится в Лувре), «Юность и Старость», «Юнона, осыпающая дарами Венецию» и пр.
Высочайшее живописное качество этих работ молодого мастера общепризнано, в них выражен индивидуальный стиль, краски же яркие и немного мерцают, когда смотришь на полотна снизу.
Ощущается стремление автора к декоративности, которая станет отличительной чертой его произведений.
«Евангелист Марк», 1555, Церковь Сан-Себастьян, Венеция
Вскоре Веронезе приступил к новой большой работе – украшению церкви Сан-Себастьяно в сестьере Дорсодуоро. Он трудился над ее оформлением в течение десяти лет и так прикипел к этой скромной снаружи церкви, что пожелал в последствии быть погребенным в ней.
Особое впечатление производит небольшая сакристия: в центре на потолке «Коронование Девы Марии», обрамленное изображениями четырех евангелистов и их символов – орла, льва, вола и ангела. В алтарной части – цикл «История Есфири», иудейской девушки, ставшей женой царя Артаксеркса и совместно с учителем Мардохеем спасшей свой народ от истребления.
Новым заказом для Веронезе стало декорирование библиотеки Марциана на площади Сан-Марко, спроектированной знаменитым архитектором Якопо Сансовино. Самым удачным признано тондо (сцена, помещенная в круг) «Аллегория музыки». За эту работу живописцу подарили золотую цепь (по свидетельству Вазари вручал ее сам Тициан).
Сан-Джорджио Маджоре
Веронезе написал несколько полотен с библейскими пирами. Самое известное из них, безусловно «Брак в Кане» («Le nozze di Cana»), выполненное художником для архитектурного комплекса Сан-Джорджо Маджоре в 1562-1563 годах.
Христос на брачном пиру в поселении Кана превратил воду в вино по просьбе Матери. Мастер трудился пятнадцать месяцев, гигантский шедевр имеет размер 666х990, и зритель, стоящий перед ней, ощущает себя как бы в гуще пиршества.
В трапезной монастыря работа висела 235 лет, пока не была вывезена Наполеоном в качестве военного трофея в Париж, где теперь занимает стену Лувра. Хотя Венеция сдалась французам без единого выстрела, Бонапарт посчитал себя вправе вывезти из города множество шедевров.
В последствии часть достояния итальянцам удалось вернуть путем переговоров, но не «Брак в Кане».
Паоло Веронезе «Брак в Кане», 1562-1563, Лувр, Париж
Веронезе на полотне изобразил около 130 персон, многие из которых идентифицированы. Это король Франции Франциск I с женой, королева Англии Мария, испанский император Карл V, султан Сулейман I и его визирь, представители семейств Барбаро, Гонзага, Колонна и прочие знаменитости того времени.
В центре нижнего ряда расположилась группа музыкантов, в которых художник воплотил себя и своих коллег: сам он в белых одеждах, за спиной Тинторетто, сбоку Тициан с виолончелью и Бассано с кларнетом. За ними можно опознать Пьетро Аретино и Андреа Палладио.
Так Веронезе с удивительной прозорливостью предугадал, кто из его современников-венецианцев останется в веках.
Другая знаменитая история связана с картиной «Пир в доме Левия», над которой живописец трудился с 1567 по 1573 год по заказу доминиканского монастыря Сан-Джованни э Паоло.
По началу картина называлась «Тайная Вечеря», но ярко выраженный гедонизм и множество нестандартных персонажей привели к тому, что художник оказался под судом инквизиции.
В 1573 году на допросе по обвинению в ереси Веронезе пришлось объясняться, что «германцев, пьяниц, шутов и прочих карликов» он изобразил вовсе не потому, что верит в их присутствие на тайной вечере Господа, а по причине того, что на картине оставалось много свободного места.
- «Пир в доме Левия», 1567-1573, Галерея Академии, Венеция
- Убежденность Веронезе в свободе творческой воли очевидна, но, не желая идти на дальнейший конфликт с инквизицией, он изменил название на «Пир в доме Левия»
Художник много работал над украшением вилл венецианской знати, занимался и портретами. Особенно стоит отметить виллу Мазер семейства Барбаро у подножия Азоланских холмов.
Эта резиденция стала триумфом сотрудничества трех выдающихся мастеров: архитектора Палладио, Веронезе и скульптора Алессандро Витториа (его портрет художник нарисовал в 1575 году).
В 1580-е году живописец посвятил себя в основном полотнам на мотивы античной мифологии: «Венера и Адонис», «Похищение Европы» и пр.
В 1577 году в Венеции произошло трагическое событие: пожар во дворце дожей, в котором погибли многие работы старых мастеров. Начались реставрационные работы, и Веронезе был приглашен декорировать зал Большого Совета.
«Триумф Венеции», 1579-1582, Дворец Дожей, Венеция
Тридцать пять полотен должны были аллегорически прославлять Королеву Адриатики, и художник взялся за «Триумф Венеции» (1579-1582).
Это, пожалуй, самое знаменитое панно Палаццо Дожей на протяжении нескольких веков получало разные отклики. Некоторые, признавая яркость, динамизм и эффектность картины, считали ее пустой.
Но изображение такого количества персонажей и сюжет были оговорены официальным заказом.
В последнее десятилетие жизни Веронезе создал большой религиозный цикл из десяти полотен, известный ныне как серия герцога Букингемского, но сейчас холсты раскиданы по разным музеям.
Его сыновья пытались пойти по стопам отца, однако, не обладая его талантами, успеха не добились.
Согласно последней воле художника, он был похоронен в венецианской церкви Сан-Себастьяно и «…скромная надгробная плита в полу составляет такой необходимый контраст рядом с блеском его живописи в сакристии».
«Евангелист Лука», 1555, Церковь Сан-Себастьян, Венеция
Источник: http://bellavenezia.ru/?p=772
Венеция — Паоло Веронезе (Паоло Калиари)
Творчество Паоло Веронезе (1528-1588)
Автопортрет, деталь «Брак в Кане Галилейской»
Венецианская школа живописи в итальянском искусстве XVI века дольше других сохраняла великие традиции эпохи Возрождения. В этом сказалось независимое положение Венеции — последнего города-республики, куда стекались лучшие художественные силы страны, привлеченные свободомыслием и относительной терпимостью нравов, здесь бытовавших.
Около 1553 года приехал в Венецию молодой художник из Вероны Паоло Кальяри, прозванный впоследствии Веронезе. В родном городе его первым учителем был живописец Антонио Бадиле.
Уже в ранних работах проявились блестящие задатки юноши как колориста и декоратора (фрески виллы Соранцо близ Кастельфранко).
Можно усмотреть в них влияние искусства таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо.
В Венеции Веронезе систематически работает во Дворце дожей, украшая его великолепными декоративными росписями. В них в аллегорической форме, с привлечением образов античной мифологии прославлялась республика Венеция, ее богатство и военные победы.
Плафоны и панно исполнялись на огромных холстах, в технике масляной живописи. В этих грандиозных композициях в полную силу проявились особенности жизнелюбивого таланта Веронезе.
С размахом и увлечением писал он здоровых красивых людей в роскошных одеяниях на фоне белюмрамарных дворцов, колоннад с просветами голубого неба и клубами облаков.
Краски богатейшей палитры ложились в ярких, светлых, праздничных сочетаниях, и, казалось, никакие сложности ракурсиронки и перспективных построений не смущают художника. Из росписей Дворца дожей, исполненных Веронезе, наиболее известен плафон «Триумф Венеции» (1580—1585).
Параллельно с этой работой, длящейся много лет, Паоло Веронезе создает фресковые циклы в вилле Коллеони в Тьене (1560), вилле Барбаро-Джакомелли в Мазере (1565), палаццо Маньядоле около Ла-мотта (1572).
Здесь художник дал волю своей неистощимой фантазии.
В сверкающих красками, словно искрящихся весельем, композициях аллегории и мифологические сюжеты перемежались с портретами хозяев вилл, жанровыми сценками, пейзажами.
Приходилось Веронезе писать религиозные картины, но и в них художник не изменял своим пристрастиям, придавая откровенно светскую трактовку как сюжету, так и персонажам («Мадонна со святыми и с семейством Куччина», около 1560 г.).
Особенно любил Веронезе изображать праздничные пиры. Его кисти принадлежит знаменитая серия «пиршеств»: «Пир в доме Симона Фарисея» (1570), «Пиршество Григория» (1572), «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» (1573). Последняя картина даже послужила причиной гонений на художника со стороны Римского папы и инквизиции, обвинявших его в неуважении к религии.
Веронезе не раз писал портреты, алтарные образы, но его никогда не интересовала психологическая глубина характеристик. Любопытно, что в некоторые свои картины он включал изображения исторических лиц.
Так, в огромном полотне «Брак в Кане» (1562) среди гостей, сидящих за столом, можно узнать императора Карла V, турецкого султана, английскую королеву и многих знатных венецианцев.
А под видом музыкантов художник изобразил самого себя и других венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано.
В некоторых поздних произведениях Веронезе нарастают чувства тревоги и беспокойства («Распятие», «Оплакивание Христа»). В то же время в монументальных полотнах бурная динамика и явная перегруженность композиций предвосхищают стилистические приемы барокко.
Непосредственными учениками Веронезе считаются Б. Дзелотти и Ф. Монтемеццано, помогавшие ему в создании ряда картин. Творчество прославленного венецианца имело широкий резонанс в европейском искусстве, в частности, влияние его испытали Рубенс и Тьеполо.
Смотрите также галерею: портреты Веронезе
ВЕРОНЕЗЕ, ПАОЛО (Veronese, Paolo) (1528–1588) – венецианский художник позднего Возрождения.
Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), по прозвищу Веронезе.
Мастер больших алтарных картин, монументальных росписей, многофигурных композиций, Веронезе изображает на своих полотнах Венецию, современников. Один из блестящих колористов венецианской школы.
Веронезе внес в искусство Венеции декоративный размах, в композиции – сложные ракурсы. Он писал работы на мифологические, аллегорические темы, портреты, пейзажи, его религиозные картины работы носили светский характер.
Веронезе родился в Вероне, был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле. Они дали ему первое художественное образование. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (нач. 1550-х). По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534).
Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе.
В 1553 Веронезе приехал в Венецию, куда его пригласили для участия в работах по украшению Дворца дожей. Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. Эти заказы принесли ему известность.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
До него для украшения интерьеров стены дворцов украшали станковые картины, причем часто живопись и архитектура не являлись декоративным дополнением друг друга. Веронезе же стал первым венецианским художником 16 в.
, который начал создавать декоративные ансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески.
Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру, изображенную на потолке, снизу вверх. Веронезе строил колорит на чередовании насыщенных цветовых пятен и нежных оттенков, предпочитая холодную серебристую красочную гамму.
Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555–1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. В 1557 Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Этот заказ был выполнен к 1560.
В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (ок. 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений.
1560-е – период расцвета творчества Веронезе. Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни; его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем.
Часто художник обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (Поклонение волхвов, ок. 1548.
СПб, Эрмитаж). В знаменитой картине Брак в Кане, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563.
Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Во многих произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: Пир у Симона Фарисея (1570. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Дрезден, Картинная галерея).
В первой половине 1560-х Веронезе выполнил фресковые росписи плафонов, сводов, стен на вилле Мазер для семьи Барбаро, заполняя стены и потолки изображениями архитектурных сооружений, пейзажей, богов и знатных персон того времени.
В 1580-х в творчестве Веронезе появляются новые черты. Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным: Распятие (1580-е. Париж, Лувр), Похищение Европы (1580, Венеция, Дворец дожей), Оплакивание Христа (1576–1582. СПб, Эрмитаж).
Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. Здесь обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко 17 в.
Скончался Веронезе в 1588 и был погребен в церкви Сан Себастьяно.
Творчество Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
См. также ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Нина Байор
Венеция — Паоло Веронезе (Паоло Калиари).
Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/iskusstvo/venetsiya-paolo-veroneze-paolo-kaliari.html
Паоло Веронезе: картины, биография
Творчество Паоло Веронезе (1528-1588)
Автопортрет, деталь «Брак в Кане Галилейской»
Венецианская школа живописи в итальянском искусстве XVI века дольше других сохраняла великие традиции эпохи Возрождения. В этом сказалось независимое положение Венеции — последнего города-республики, куда стекались лучшие художественные силы страны, привлеченные свободомыслием и относительной терпимостью нравов, здесь бытовавших.
Около 1553 года приехал в Венецию молодой художник из Вероны Паоло Кальяри, прозванный впоследствии Веронезе. В родном городе его первым учителем был живописец Антонио Бадиле.
Уже в ранних работах проявились блестящие задатки юноши как колориста и декоратора (фрески виллы Соранцо близ Кастельфранко).
Можно усмотреть в них влияние искусства таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо.
В Венеции Веронезе систематически работает во Дворце дожей, украшая его великолепными декоративными росписями. В них в аллегорической форме, с привлечением образов античной мифологии прославлялась республика Венеция, ее богатство и военные победы.
Плафоны и панно исполнялись на огромных холстах, в технике масляной живописи. В этих грандиозных композициях в полную силу проявились особенности жизнелюбивого таланта Веронезе.
С размахом и увлечением писал он здоровых красивых людей в роскошных одеяниях на фоне белюмрамарных дворцов, колоннад с просветами голубого неба и клубами облаков.
Краски богатейшей палитры ложились в ярких, светлых, праздничных сочетаниях, и, казалось, никакие сложности ракурсиронки и перспективных построений не смущают художника. Из росписей Дворца дожей, исполненных Веронезе, наиболее известен плафон «Триумф Венеции» (1580—1585).
Параллельно с этой работой, длящейся много лет, Паоло Веронезе создает фресковые циклы в вилле Коллеони в Тьене (1560), вилле Барбаро-Джакомелли в Мазере (1565), палаццо Маньядоле около Ла-мотта (1572).
Здесь художник дал волю своей неистощимой фантазии.
В сверкающих красками, словно искрящихся весельем, композициях аллегории и мифологические сюжеты перемежались с портретами хозяев вилл, жанровыми сценками, пейзажами.
Приходилось Веронезе писать религиозные картины, но и в них художник не изменял своим пристрастиям, придавая откровенно светскую трактовку как сюжету, так и персонажам («Мадонна со святыми и с семейством Куччина», около 1560 г.).
Особенно любил Веронезе изображать праздничные пиры. Его кисти принадлежит знаменитая серия «пиршеств»: «Пир в доме Симона Фарисея» (1570), «Пиршество Григория» (1572), «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» (1573). Последняя картина даже послужила причиной гонений на художника со стороны Римского папы и инквизиции, обвинявших его в неуважении к религии.
Веронезе не раз писал портреты, алтарные образы, но его никогда не интересовала психологическая глубина характеристик. Любопытно, что в некоторые свои картины он включал изображения исторических лиц.
Так, в огромном полотне «Брак в Кане» (1562) среди гостей, сидящих за столом, можно узнать императора Карла V, турецкого султана, английскую королеву и многих знатных венецианцев.
А под видом музыкантов художник изобразил самого себя и других венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано.
В некоторых поздних произведениях Веронезе нарастают чувства тревоги и беспокойства («Распятие», «Оплакивание Христа»). В то же время в монументальных полотнах бурная динамика и явная перегруженность композиций предвосхищают стилистические приемы барокко.
Непосредственными учениками Веронезе считаются Б. Дзелотти и Ф. Монтемеццано, помогавшие ему в создании ряда картин. Творчество прославленного венецианца имело широкий резонанс в европейском искусстве, в частности, влияние его испытали Рубенс и Тьеполо.
Смотрите также галерею: портреты Веронезе
Паоло Веронезе галерея картин
Полезная информация: Для комфортного и здорового сна люди, страдающие нарушениями опорно-двигательной системы, нуждаются в ортопедических матрасах.
Одними из лучших матрасов, учитывающих особенности человеческого тела, являются ортопедические матрасы Торис. На сайте интернет-магазина «Анатомия Сна» (www.anatomiyasna.ru) вы можете посмотреть, какая сейчас цена на матрасы Торис.
Ортопедические матрасы нужны и здоровым людям для терапии искривлений позвоночника.
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1149-paolo-veronese.html
Паоло Веронезе (Paolo Veronese)
Имя: Паоло Веронезе (Paolo Veronese)
Годы жизни: 1528-1588 годы
Направление: Возрождение
Биография: Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне, по названию родного города художник и взял себе псевдоним, хотя первые свои работы он подписывал фамилией Кальяри, но это вполне могла быть фамилия заказчика. Родился будущий художник в семье дробильщика камней Габриэле и его жены Катерины. Отец Паоло мог быть не только дробильщиком камней, но и каменотесом или скульптором, вероятно средних способностей. Однако занятие такого рода могло значить, что Габриэле вращался в художественных кругах Вероны и ему ничего не стоило рекомендовать своего сына в мастерскую известного веронского художника Антонио Бадиле, куда тот поступил в 1541 году. Вскоре Бадиле назначает Паоло своим первым помощником. И уже через три года, покидая мастерскую своего учителя молодой Веронезе считается сформировавшимся художником. За право заказать работу у него работу состоятельные горожане соперничали между собой.
Во второй половине 40-х годов Паоло поступает в мастерскую веронского архитектора Микеле Санмикеле, который к тому же был другом его отца. В 1551 году Санмикеле поручает Паоло оформление спроектированной им виллы Соранцо недалеко от Тревизо.
В 1552 году кардинал Эрколе Гонзага из Мантуи объявляет конкурс среди молодых живописцев на лучший алтарный образ для оформления одной из капелл в городском соборе.
Паоло Вероне представляет заказчику картину «Искушение святого Антония» и одерживает победу в конкурсе, наградой за которую стала поездка в Венецию за счет кардинала.
В Венеции Веронезе встречает Джамбаттисто Понкино, с которым работал на вилле Соранцо. Понкино было поручено руководить работами по оформлению трех залов Совета Десяти во Дворце дожей. Понкино приглашает Паоло принять участие в этом проекте. И в 1553 году Веронезе приступает к росписи сводов.
Приблизительно три года художник совмещает работу в Венеции и родном городе, однако в конец 1555 года он принимает решение перебраться в Венеции, где открывает собственную художественную мастерскую недалеко от площади Санти Апостоли.
По завершении работ во Дворце дожей художник приступает к работе над украшением росписями новой церкви Сан Себастьяне, принадлежавшей монахам ордена Святого Иеронима из соседнего монастыря. В 1556 году Веронезе было поручено расписать свод так называемого Золотого зала в Библиотеке Сан Марко.
Тициан восхищенный работой молодого художника самолично вручил ему Золотую цепь — награда, предназначенная для лучшего живописца. Примечательно, что Веронезе выполнял заказы и в церквях, и в светских учреждениях. В то время как в среде венецианских художников это было большой редкостью.
В условиях жесткой конкуренции художники предпочитали специализироваться на чем-то одном — либо на религиозной тематике, либо на светской.
В 1560 году Веронезе посещает Рим, где знакомится с работами Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Венецию он получает заказ на украшение виллы братьев Барбаро в местечке Мазер, расположенном на пути из Венеции в Тревизо. Художник создает фрески, которые в очередной раз демонстрируют его необыкновенный талант.
Триумф Венеции с аллегориями Мира и Справедливости 1575-1577
В 1562 году настоятель монастыря Сан Джорджо Маджоре заказывает художнику монументальную композицию для украшения интерьера трапезной. Веронезе создает работу под названием «Брак в Кане», которая станет самой известной работой мастера.
В 1566 году художник женится на дочери своего первого учителя Антонио Бадиле. У них родится четверо детей.
В 1572 году Веронез получает заказ на картину «Тайная вечеря» для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло. Закончив картину и передав ее монахам, художнику пришлось предстать перед трибуналом инквизиции, за искажение смысла евангельского текста в угоду Реформации. Инквизиция требовала исправить картину.
Однако художник всего лишь добавил подпись: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение», превратив таким образом «Тайную вечерю» в «Пир в доме Левия».
В 80-х годах художнику уже было за пятьдесят и он часто жаловался на слабое здоровье. В 1583 году в Сан Анжело он покупает небольшое поместье и поселяется там с женой и детьми.
19 апреля 1588 года Паоло Веронезе умирает от воспаления легких.
artwwworld.org.ua
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=803
Позднее Возрождение в Венеции. Творчество Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто
Позднее Возрождение(чинквеченто, точнее вторая половина 16 века).
Времена второй половины 16 столетия — сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций.
С усилением экономического кризиса в Венеции, нарастанием феодально-католической реакции во всей Италии в венецианской культуре осуществляется постепенный переход от художественных идеалов Высокого Возрождения к позднему Возрождению.
Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания.
Наряду с образами отдельных героев все чаще в произведениях выдающихся живописцев этого времени возникает образ толпы. Идеалы гуманизма, однако, продолжали жить в творчестве венецианских мастеров, представителей позднего Возрождения.
Творчество Веронезе. Младший современник великого Тициана, прирожденный живописец Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), автор блестящих по колориту, грандиозных по размаху алтарных картин и декоративных росписей. Веронезе обращается к более непосредственному отображению современной ему жизни.
В религиозных и аллегорических композициях Веронезе словно оживала праздничная, шумная аристократическая Венеция с любовью к расточительной роскоши. Жизнь для Веронезе — праздничное красочное зрелище. Человек запечатлевается в конкретной социальной среде.
Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью.
Жизненность росписей Веронезе, введение им в религиозные темы «посторонних персонажей» вызывали решительное неудовольствие инквизиции, но слава живописца была столь громкой, что заказов не убавлялось и он едва мог справляться с ними.
Уроженец Вероны, подвластной Венеции, Веронезе учился у Антонио Бадиле и рано начал работать самостоятельно. В 1553 году, получив приглашение принять участие в росписях дворца Дожей, которые должны были прославить могущество и благосостояние республики, он переехал в Венецию.
Художник спокойного темперамента, воспринявший воззрения патрицианских кругов, Веронезе не знал трагического разлада идеала и действительности. Под воздействием живописи Тициана его художественная манера приобрела широкий размах и свободу. Веронезе — величайший художник красочной «инструментовки» картины.
Веронезе строит колорит на чередовании насыщенных цветовых пятен и нежнейших оттенков, но при этом предпочитает холодную серебристую красочную гамму, в которой находит поразительное множество вариантов.
Некоторая театральная приподнятость и увлеченность решениями декоративных задач снижают значительность образов Веронезе, лишая их полноты и многогранности характеристик, того величия и духовной мощи, того героизма, которые были присущи созданиям титанов Высокого Возрождения.
Излюбленные темы его произведении — изображения искрящихся весельем торжественных пиров и празднеств, которыми славилась в то время аристократическая Венеция.
На фоне лазурного неба и декоративной беломраморной архитектуры венецианских палаццо развертывается пиршество, запечатленное в композиции Веронезе «Брак в Кане» (1563, Париж, Лувр) размером 6,6 X 9,9 м, включающей около ста тридцати фигур.
Среди пирующих, наряду с портретами европейских правителей, Веронезе изобразил в облике музыкантов крупнейших венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто и самого себя. Главное очарование этого полотна в его цельности, гармоничности, радостном, насыщенном колорите, объединенном серебристо-голубоватой дымкой, в переданном художником настроении веселого и пышного праздника, кипении жизни. Такой же светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, галерея Академии), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
В картине «Мадонна семьи Куччина» (1570, Дрезден, Картинная галерея), включающей портреты заказчиков, проявилось более сложное, драматическое чувство жизни.
С другой стороны, в росписях палаццо Дожей (1585), особенно в плафоне большого зала — «Триумф Венеции», обозначились черты парадной риторичности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность и бравурность, предвосхищающие искусство барокко 17 века.
Якопо Тинторетто (1518-1594). Настоящее имя Якопо Робусти. Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского Возрождения. Художник тяготел к живописным циклам сложного тематического характера, он использовал редкие сюжеты. Цикл о чудесах св.
Марка в Венецианской Академии и в миланской Брере представлен в формах, далеких от привычных изобразительных решений. Исторические хроники с Дворца дожей с изображением битв представляют обилие вариаций и смелость замысла.
В антично-мифологической тематике продолжил то поэтическое толкование, которое начал Тициан в своих «поэзиях».
Тинторетто неоднократно обращался к теме «Тайная вечеря». Ему принадлежат «Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария Маркуола, картина на эту же тему в церкви Санта-Травазо и полотно в Скуола ди Сан-Рокко и в церкви Сан-Джорджо Маджоре.
Если живописцы тяготеют к передаче времени, не имеющего начала и конца, то Тинторетто использует принцип передачи события. Специфика работ Тинторетто — суггестивность, динамика, пространственная многомерность.
Усиливающийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать в творчестве последнего великого художника эпохи Возрождения — Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518—1594). Созданные им произведения по глубине, значительности, мастерству по уступают самым крупным явлениям эпохи Возрождения.
Его бунтарское искусство, полное страстности, титанической мощи, пронизано необузданной фантазией, одухотворенностью, динамикой, выражающей эмоциональные порывы.
Тинторетто дерзко ниспровергал привычное для Возрождения обобщенно-идеальное восприятие мира, отойдя от традиционной трактовки религиозных тем, усилив жанровую и психологическую выразительность, которые сочетаются с экстатической приподнятостью. Жизнь воспринимается им во временном потоке, в движении.
Сын красильщика шелка («тинторетто» — «красильщик», отсюда его прозвище), Тинторетто на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства.
Человек высоких моральных качеств, бескорыстный и скромный, ои ценой громадного напряжения воли создавал грандиозные по размаху декоративные росписи и целые циклы фресок, алтарные картины, объединенные в ансамбли, портреты своих современников. Ранние произведения Тинторетто исполнены в традициях Высокого Возрождения, с его величием, героикой, оптимизмом.
Но уже в них ощущается повышенный интерес художника к динамике резко освещенной формы, необычным ракурсам, к изображению народной толпы, охваченной единым действием, настроением, состоянием.
Бурное движение пронизывает большую многофигурную композицию «Чудо святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии), где охваченная смятением толпа народа созерцает чудо — появление с иеба святого Марка, который останавливает казнь несправедливо осужденного человека. Но не отдельный герой, а вся толпа людей привлекает внимание художника.
Стремительное падение сверху фигуры святого, бурная жестикуляция присутствующих, мощная моделировка форм и, самое главное, словно горящие краски — алые и вишневые рядом с зелеными и золотом — сообщают сцене повышенно-эмоциональный характер. Еще большая взволнованность, подчеркнутый динамизм и пространственность решений знаменуют последующие фазы в творчестве Тинторетто.
По динамичной спиралевидной линии строится композиция «Введение Марии во храм» (около 1555, Венеция, церковь Санта-Мария дель Орто), в которой подчеркнуто развитие действия, ощущение высокого духовного подъема.
Изящная фигурка Марии, поднимающейся по лестнице, четким силуэтом выделяется па светлом фоне неба, а неожиданно сильные ракурсы второстепенных персонажей, вынесенных на передний план, смещают все представления о стройной логике построений.
Драматическое мировосприятие Тинторетто и мощная пластика форм нашли яркое выражение в «Тайной вечере» (около 1560, Венеция, церковь Сан-Тровазо). Порывая с традиционным решением этого сюжета, художник переносит действие в полуподвальное помещение таверны, располагая стол и сидящих за ним апостолов под углом к картинной плоскости.
Верхний боковой свет способствует выявлению объемов, беспорядочность движений создает впечатление случайно подмеченной сцены, а мелкие жанровые эпизоды лишь усиливают драматизм главного действия. Грандиозный размах дарования Тинторетто проявился в ансамбле Скуола ди Сан-Рокко.
По стенам и потолкам этого двухэтажного помещения размещены громадные многофигурные композиции, в которых ощущается подлинная народная основа творчества Тинторетто.
Среди них выделяется глубоким драматизмом и повышенной эмоциональностью «Распятие» (1565—1588) — монументальная композиция, изображающая толпы людей, смятенных и любопытствующих, скорбных и торжествующих при виде распятия. У самого подножия креста — группа близких, потрясенных видом открывшегося им страдания. И над всем этим морем людей, в фосфоресцирующем сиянии зари высится крест с распятым Христом, как будто простирающим руки, охватывающие волнующийся, беспокойный мир. Неисчислимая армия сражающихся воинов становится главным действующим лицом исторической картины «Битва при Заре» (около 1585, Венеция, дворец Дожей). Толпы людей наполняют другие монументальные росписи дворца Дожей и церкви Сан-Джорджо Маджоре. Эти поздние многоплановые по композиционным построениям произведения Тинторетто отличают сложная атмосфера взволнованного чувства, мечта о моральном возрождении человека, глубокое раздумье. В «Сборе манны» (1594, Венеция, церковь Сан-Джорджо Маджоре) религиозный сюжет развертывается на втором плане композиции. Сияющий серебристо-зеленоватый свет окутывает дали, скользит по фигурам, как бы способствуя раскрытию красоты людей, занятых трудом,— прачки и кузнеца, пряхи и крестьянина. И не мифологический сбор манны небесной, но реальный труд показывает художник в своем произведении, поэтизируя его. Гений Тинторетто в этих работах предвосхищает позднейшие достижения реалистов 17 века, и прежде всего Рембрандта, который глубоко чувствовал поэзию обыденного и сумел раскрыть нравственный мир обыкновенного человека.
Драматичное, полное эмоциональной силы искусство Тинторетто не только завершает этап позднего Возрождения, но намечает пути дальнейшего развития европейского искусства.
Источник: https://infopedia.su/9×10890.html
Работы художника П. Веронезе
Страна: | Италия |
Родился: | 1528 г. |
Умер: | 1588 г. |
Паоло Веронезе (Paolo Veronese) (1528–1588). Собственно, настоящее имя Паоло Кальяри (Caliari). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Учился у малозначительного веронского живописца Антонио Бадиле, которому приходился племянником. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. После этого продолжал работать главным образом в Венеции, а также исполнял заказы в Падуе, Вероне, Мантуе и Виченце. Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически — изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.
Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561, и др.).
Собственно, в творчестве зрелого Веронезе фрески виллы Барбаро, построенной Палладио на терраферме, неподалеку от Тревизо занимают достаточно важное место. Отличающаяся изяществом небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом.
Ее архитектурному образу соответствуют полные легкого движения и звонкой красочности фрески Веронезе.
В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например, изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (“Триумф Мардохея”, 1556, в церкви Сан-Себастьяно; “Триумф Венеции”, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита.
В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе.
Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни; его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем.
Часто живописец обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (“Поклонение волхвов”, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
В знаменитой картине “Брак в Кане”, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (“Брак в Кане”, 1563, Лувр, Париж; “Поклонение волхвов”, около 1571, Картинная галерея, Дрезден; “Пир в доме Левия”, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (“Обручение святой Екатерины”, около 1575, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем. Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: “Пир у Симона Фарисея” (1570, Милан, галерея Брера), “Пир в доме Левия” (1573, Венеция, Галерея Академии) и др.Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность (“Граф де Порто с сыном Адриано”, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (“Похищение Европы”, 1580, Дворец дожей, Венеция; “Оплакивание Христа”, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – “Триумф Венеции”, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными и праздными венецианцами. В этой работе художника обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко 17 столетия.
Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции.
Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
© http://smallbay.ru/veronese.html
Источник: https://fantlab.ru/art9769