В Четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю. На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии.
Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Предательство Иуды. XV — начало XVI века Новгород
Тайная Вечеря Средняя Русь. Первая половина XVI века Белозерск. Церковь Вознесения
Тайная Вечеря Икона Древней Руси XI-XVI веков Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г.
Симон Ушаков Икона «Тайная вечеря» 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря
Никола Пуссен Тайная Вечеря 1640 Масло на холсте Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания
Симон Вуэ Тайная Вечеря Масло, холст 1615-1620
Рафаэль Санти Тайная Вечеря 1518-1519 Фреска Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан
Козимо Россели Тайная Вечеря Фреска Сикстинской капеллы
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к «Библии в картинках»
Маттиас Шейтс Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1672
Альбрехт Дюрер Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1511
Каспар Луикен Тайная Вечеря Гравюра на меди 1712
Поль Густав Доре Тайная Вечеря Гравюра 1865
Тайная вечеря (неизвестный автор 17 века) копия фрески Леонардо да Винчи
Ге Н.Н. Тайная вечеря
Джотто ди Бондоне
Дирк Баутс Роспись алтаря
Овнатан Овнатанян Тайная Вечеря
Тайная Вечеря Гобелен 1520-1530
Эрколе де Роберти Святое Причастие (Тайная Вечеря)
Анжелико-Фра Тайная Вечеря 1450
Якопо Бассано Тайная Вечеря 1542
Андреа дель Сарто Тайная Вечеря 1520-1525 Фреска Монастырь Святого Сальви, Флоренция
Александр Иванов
Тинторетто
Омовение ног Симону Петру «Омовение ног». Федор Антонович Бруни 1841 г.
Омовение Ног. 1880 — Бакалович Степан Владиславович
Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.
Источник: http://www.pravmir.ru/tajnaya-vecherya-v-ikonax-i-kartinax/
Источник: https://ikons-allart.do.am/publ/pravoslavnye_prazdniki_v_kartinakh_i_ikonakh/tajnaja_vecherja_v_ikonakh_i_kartinakh/90-1-0-146
Якопо Тинторетто — картины
Якопо Тинторетто — мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения, который совершил удивительное открытие для своего зрителя в аспекте использования работ со светом для достижения необходимого эмоционально-образного эффекта в художественных произведениях. Его можно назвать предтечей художников стиля барокко по напряженности и динамике изображаемого. В 2018 году всеми почитателями творчества Тинторетто будет отмечаться круглая дата — 500 лет со дня рождения живописца.
Начало: художник эпохи Возрождения
Тинторетто — уроженец Венеции. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Сыну при рождении дал имя Якопо. Прозвище, под которым Якопо Робусти известен в истории искусства, дословно и означает «маленький красильщик».
Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов.
В качестве своих учителей называл своего первого реального учителя — Тициана, а также Леонардо да Винчи и Микеланджело, которых почитал за идеал художника.
Первые самостоятельные работы художник выполнил на мифологические темы. В 21 год Якопо стал хозяином художественной мастерской и на правах старшего получал наиболее выгодные заказы. Среди них — известное полотно Тинторетто «Тайная вечеря».
«Тайная вечеря»: описание первой версии
На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет.
Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней.
Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается.
С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью.
Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов — в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них — в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу.
Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его — перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.
Вторая версия картины
Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой.
Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.
По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.
Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.
На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.
В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен.
При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента.
И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..
Последняя версия
Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.
Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи — и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.
Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи.
Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда.
С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.
Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.
Тинторетто-портретист
Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Мастер выбирает форму поколенного портрета. При этом атрибуты почти исключает — в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Все его персонажи словно статуи — недвижно застыли на полотне. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо.
Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности.
Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.
Характеристика творчества
Ранним произведениям Тинторетто уже была свойственна классичность исполнительской манеры, но в дальнейшем художник нашел свой путь в живописи, совсем отличный от традиционного. Для его произведений характерны:
- широкий мазок;
- сложные ракурсы;
- высокий горизонт;
- богатый узор линий;
- сдержанный колорит;
- легкие и полупрозрачные образы на дальнем плане;
- использование сети легких мазков для создания дальнего плана;
- толстые, грубые линии;
- световые акценты;
- высокая динамика и энергетика;
- использование впечатлений и образов бытовой стороны жизни.
«Чудо святого Марка»
Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь.
Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо — тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо.
Постепенно толпа начинает бежать с площади.
Автор использует приемы, которые потом станут «визитной карточкой» его творчества: динамику поз и ракурсов.
За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов.
Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине — святой Марк, покровитель Венеции.
При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.
«Битва архангела Михаила с Сатаной»
Картины Тинторетто — это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Его работы — сплошной вихрь, водоворот, буйство! Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Особо интересно в этом плане полотно «Битва архангела Михаила с Сатаной».
Стремительно налетает небесное воинство, и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Падают с ними и поверженные ангелы.
И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части — Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке.
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи, исходящие от дланей Бога-Отца. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. И снова Тинторетто объединяет в своей технике материальность образов и призрачность свечения.
«Грехопадение Адама и Евы»
Это одно из ранних произведений Тинторетто. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).
Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей.
«Юдифь»
Для создания удивительного произведения «Юдифь» Тинторетто использовал сюжет, не менее популярный, чем «Тайная вечеря». Полное название картины соответствует названию библейской легенды — «Юдифь и Олоферн».
В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.
В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
Очень материально выписана текстура тканей, использован насыщенный, сочный колорит. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.
Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен.
Драматизма добавляет и сильно скрученная фигура служанки, прячущей голову Олоферна за спину в складки одежды.
Церковные заказы
Речь идет о картине «Поклонение Золотому тельцу», написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто.
Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне — Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.
Условно картина делится на две части — большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней — просветленный Моисей и те, кто пошел за ним.
Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной — темные облака и тенты над головами грешников.
Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.
«Страшный суд»
Произведение из ряда библейских, продолжающее в его творчестве историю существования мира. Свой «Страшный суд» Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Расположено произведение справа.
Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх — от темного к светлому.
Наверху на облаке — Деисус: в центре Иисус Христос, справа от него Дева Мария, слева — Иоанн Креститель. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Немного схоже с дантовскими «кругами». Чуть ниже — ангельское войско, исполняющее вердикт.
«Даная»
Еще один шедевр из мифологического творчества мастера — полотно «Даная». Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей.
Даная посвятила себя Зевсу. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Так сбылось предсказание оракула.
Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.
«Происхождение Млечного пути»
Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной.
Из капель, пролившихся на небо, и образовался Млечный путь. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей.
Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения.
В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны — в данном случае, как и в «Юдифи и Олоферне», наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.
Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи.
Источник: https://www.syl.ru/article/333501/yakopo-tintoretto—kartinyi-taynaya-vecherya-strashnyiy-sud-yudif-poklonenie-zolotomu-teltsu-hudojnik-epohi-vozrojdeniya
Якопо Бассано, Венецианский талант. | Вениамин Гайдпарков
Тайная Вечеря, 1542, Якопо Бассано, Last Supper 1542, by Jacopo Bassano(1510-1592)
Сегодня я должен был закончить про художницу Виже-Лебрён.
И у меня уже практически все картинки обработаны. Но на большой кусок работы мой организм не соглашается.
Не могу его победить.
Эту «Тайную Вечерю» я давно собирался показать. Я не буду расказывать и показывать этого художника.
Только пару слов для понятия. Это Венецианская школа позднего Ренессанса.
Когда умер Рафаэль(1520) сразу или чуть позже(по-разному относятся) наступил конец эпохи Высокого Возрождения и начался Маньеризм. Но Венеция сохраняла и развивала поздний Венецианский Ренессанс.
Начало школы идёт от Беллини и Джорджоне (жмите в метках Джорджоне), его ученик Тициан (в метках), великие, и главное интереснейщие таланты Веронезе и Тинторетто и примкнувший к ним всем, наш герой Якопо Бассано.
Западные историки искусства включают этого Бассано (большая династия художников)в главные имена основателей и создателей Венецианской школы. Вообще-то, этот Бассано (его отец был успешный художник и из четырёх сыновей-художников самого Якопо двое достигли серьёзной известности) был первым пейзажистом.
Пейзаж создали фламандцы в 15 веке. У них взяла Италия. Но Бассано был первым, кто писал очень много пейзажных работ. Давайте посмотрим. Я поместил эту картину, потому что мне на самом деле нравится. Бассано был интересной личностью. В 30-х годах он пожил несколько лет в Венеции и учился у известного художника.
Но в 1539 г. умер отец и Бассано вернулся в их городок Бассано-дель-Граппа, недалеко от Венеции, и прожил там до самой смерти больше чем 50 (пятьдесят) лет. Его не тянуло в столицы. Редкий характер. Он знакомился с живописью по эстампам. Но не забудьте, что эстампы (гравюры) были чёрно-белые.
Эту замечательную и такую оригинальную работу Бассано написал через три года после того как он вернулся домой. В этом определённо было преимущество. Родной город, семейная мастерская от отца и все в городе его знали. Спокойная, уверенная жизнь, которая позволяла заниматься живописью без особенных волнений.
На картине явно ощущается интерес Бассано к Маньеризму.
В дополнение к Маньеризму, нет сомнений, что на эту работу повлияли определённые гравюры (ксилография; есть в метках) Дюрера и понятно, что Бассано видел работы Рафаэля. Я не знаю кто будет столько читать. Теперь и вычеркнуть нечего.
Замечательный результат влияния Дюрера и Рафаэля мы видим в том, как Якопо написал участников драмы такими эмоционально заряжёнными. Вы чувствуете напряжение, которое Якопо подвесил в воздухе? Всё дрожит!
Почти что буквально. Эмоциональность участников художник соединил с динамикой сцены и с очень интересно стилизованными позициями фигур.
Переплетение ломаных линий в разных плоскостях, практически создаёт впечатление кубизма. Именно так, великая «Смерть пикадора» Гойи повлияла на Пикассо и на создание кубизма. Маньеризм придавал значение деталям.
Бассано очень удачно и наверное можно сказать творчески, использовал это.
Художник деталями и такой удачной, оригинальной композицией, заставил наше внимание двигаться от фигуры к фигуре, от одной сценки к другому островку из пары Апостолов.
Мы идём по кругу и не хочется отрываться. Бассано, живя почти что в деревне, умел использовать то что создавали великие предшественники, а также новые стили и направления. У него больше не будет такой удачи в многофигурной композиции. Но эта работа, на самом деле — настоящая удача. Здесь всё получилось. И кожа живая—тёплая, а?
Мышцы и сухожилия не картинные.
А посмотрите какую штуку Бассано сделал с босыми ногами под столом. Они почти что живут отдельно. Давайте немного посмотрим на участников. Кроме Христа, мне нравятся все.
Христос похож на Радзиховского, когда, давненько, (уже много лет ничего не смотрю)Радзиховский молчал несколько секунд, а потом отвечал на вопрос. Не надо делать тупые и пошлые замечания.
Общее сходство есть на самом деле. Но сам Христос какой-то непонятный. Не получился.
Он сказал Апостолам, что его сегодня предадут и уже не смотрит на них, а думает о том, что случится. Мы видим это на его лице. Именно так, часто, или нередко, писали Христа в «Тайной Вечере».. Видите как бывает. Всё было задумано абсолютно правильно, но что-то не получилось. Может быть это только я так вижу и чувствую?
Я вижу, что на лице Христа показаны его чувства о том, что с ним случится, но их, чувств нету. Они только показаны.
Иоанн, как всегда молоденький и спит. Здесь он не похож на женщину, но очень нежный юноша. Те идиоты, которые пытаются объявить что Леонардо да Винчи написал вместо Иоанна, Марию из Магдалы, просто идиоты! Есть более ранние работы «Тайная вечеря», 15-го века, где Иоанн ещё больше написан похожим на девушку, чем у да Винчи. Это была традиция. И больше ничего.
Длинными веками маленьких мальчиков одевали как девочек. С этим нет проблем, мудозвоны? Мудаки хотят продавать публике созданные ими самими тайны и с этого кушать белый хлеб с чёрной икрой. На этих работах почти всегда один Апостол с ножом. Я не могу назвать их всех. Но рядом с Христом всегда есть его брат Яков и Пётр.
Похоже, что лысый Апостол справа от Христа(смотрим от нас) это Пётр, который по воле художника предчувствует страшные, унизительные события, которые его ждут этой ночью.
Все остальные Апостолы, динамикой, эмоцией фигур и выразительными движениями рук активно участвуют в обсуждении того, что сказал Христос. Все, кроме одного. Тот что слева в тёмнозелёной одноцветной одежде, стоит один и не кричит, не размахивает и не вопрошает—КТО?
Наверное можно не сомневаться, что это и есть Иуда. Поставьте картину на экран (максимально большую), комфортно, без напряжения откиньтесь в кресле и медленно, по кругу, снова посмотрите на эту удачную, талантливую работу, на многократно повторенный сюжет в мировой живописи.
Вениамин.
Источник: https://maxpark.com/user/3661715701/content/1422245
Якопо Бассано: картины, биография
Автопортрет
Бассано в своем творчестве пережил смену многих художественных тенденций, по-своему преображая их. Будучи типичным представителем искусства венецианской Террафермы (такое название получила венецианская провинция), мастер живо реагировал на все новое, что происходило в живописи, и с немалой долей провинциальной наивности воплощал это в своих произведениях.
Якопо да Понте получил свое прозвище по месту рождения в городке Бассано дель Граппа, расположенном в долине реки Бренты у подножия Альп. Точная дата его рождения неизвестна. Один из первых биографов Бассано называет 1510 год, другие источники упоминают 1515 и 1517/18 годы.
Первые уроки живописи Якопо получил у своего отца Фран- ческо да Понте. Благодаря ему же Якопо получил хорошее образование — отец был человеком большой культуры, увлекался философией и литературой.
В «Бегстве в Египет», первой самостоятельной работе художника, написанной в 1534 году, проявились черты своеобразного таланта молодого мастера — непосредственность, искренность, тяготение к изображению конкретных жизненных явлений.
В 1535 году Бассано на несколько лет поселяется в Венеции и работает в мастерской Бонифацио Веронезе.
Художника привлекает пышный быт города, его захватывает ощущение вечного праздника, столь характерное для жизни Венеции того времени.
В венецианской живописи начинается возрождение традиций историко-религиозного жанра Беллини и Кар- паччо. Якопо отдает им дань в цикле картин, написанных для Зала приемов Палаццо Пубблико в Бассано.
После 1540 года, когда умирает отец, Якопо окончательно переселяется в Бассано.
В это время в его творчестве обнаруживается все более личностный подход к осмыслению классических ренессансных образцов, а часто и решительный отход от них.
Самое значительное произведение этого периода — «Битва Самсона с филистимлянами» (Дрезденская галерея). В ней силен диссонанс между внешне гармоническими формами и внутренней патетикой, проявившийся в неожиданных и резких ракурсах.
Более удачные художественные решения находит Бассано в тех случаях, когда динамика композиции приходит в гармонию с эмоциональным строем произведения.
Пример такого рода — прекрасное «Шествие на Голгофу» из музея Фитцуильям в Кембридже. Известно, что прототипом к картине послужила гравюра А. Венециано « Несение креста».
Но образец для мастера — всего лишь толчок к созданию своего собственного поэтического мира.
Апофеоза движения и внутренней динамики достигает Бассано в «Мученичестве св. Екатерины» (Бассано, Городской музей).
В этот период были у художника и иные настроения и увлечения. Так, он создает замечательную серию пасторальных сцен — ив первую очередь «Поклонение пастухов» (Хемптой Корт) и «Троицу» (Ангарано, церковь Санта Тринита).
Тут в полной мере перед нами предстает Бассано-лирик, воспринимающий природу в ее тихой поэтичной красоте. Именно природа венецианской Террафермы становится главным героем его картин. Простые крестьянские постройки, окруженные густой листвой деревьев, берег реки, уводящий взгляд в подернутую синей дымкой даль.
Да и персонажи картин — это деревенские типы, которых все чаще и чаще начинает изображать художник.
В картине «Тайная вечеря» (Рим, галерея Боргезе) Якопо переносит действие в крестьянскую среду. Поражает правдивость, с которой художник пишет апостолов-крестьян, их загорелые лица и мускулистые руки. В этом смысле картина представляет собой кульминационный момент творческого развития мастера. Нигде в последующих произведениях Бас- сано не будет столь близок реальной жизни.
Пожалуй, еще только великолепное «Поклонение пастухов», написанное около 1548 года (Каракас, коллекция Джусти), гармонически сочетает в себе полноту реализма и поразительную одухотворенность образов.
После этого Бассано, увлеченный, как почти все итальянские художники того времени, маньеристически- ми влияниями, будет двигаться по пути внутреннего надлома, субъективных исканий, преувеличенной экспрессии.
1550-е годы были переломными для многих художников Италии — достаточно назвать имена Тинторетто, Веронезе, Тициана. Сущность этого перелома заключалась в первую очередь в утрате того гармоничного мировоззрения, которое было создано эпохой Возрождения.
«Казнь Иоанна Крестителя» (около 1550, Копенгаген, Королевская галерея) стала воплощением маньеристических исканий Бассано. Спиритуализация образа достигла предела. Формы искажены.
Движение лишено реальности и служит выражением неких внутренних сил.
Изощренность поз, удлиненность пропорций, условность колорита, переходящего от зеленовато-фиолетовых к оранжево-желтым тонам — все это четкие стилевые признаки маньеризма.
Несколько раз в 1550-е годы Бассано возвращается к своей любимой теме — «Поклонению пастухов», а в 1558 году создает картину «Иоанн Креститель в пустыне» (Бассано, Городской музей).
Следующее десятилетие (1560-е годы) проходит для Якопо Бассано под знаком возвращения к традициям венецианской живописи позднего Возрождения.
Недаром посетивший в 1566 году Венецию Джорджо Вазари говорит, что картины Бассано «высоко ценятся главным образом за изображение обыденных вещей и животных». И действительно, его «Пастораль» (Лугано, коллекция Тиссен) — одна из лучших картин художника.
Бассано вновь достигает необычайной внутренней гармонии, заставляя вспоминать лучшие достижения венецианской живописи.
В 1570-е годы творческая активность Якопо Бассано возрастает. Он пишет огромные алтарные образы, украшает фресками капеллу дель Розарио в небольшой приходской церкви в Картильяно.
В это время складывается особая форма его сотрудничества со старшим сыном Франческо, породившая столько споров в отношении авторства многих картин.
Из мастерской Бассано выходят в основном большие многофигурные композиции, но художественное качество этих вещей значительно уступает тому, что делал художник в предыдущие годы.
Правда, в последние годы учеными было открыто несколько небольших живописных произведений, принадлежащих кисти самого мастера. Они (например «Сусанна и старцы», 1585, Ним, музей) свидетельствуют о неустаревающем мастерстве живописца, о его верности на протяжении четырех десятилетий традициям венецианской живописи.
Е. АКИМОВА
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1744-bassano.html
Почему на картинах с Тайной вечерей часто изображают котиков?
Поклонники котиков сочтут эту причину возмутительной: старые мастера были невысокого мнения об этих животных и сообщали с их помощью о неприятных вещах
Тайная вечеря — это один из эпизодов Страстей Христовых, то есть мучений Христа в последние дни его земной жизни. Страсти Христовы вспоминают на Страстной неделе, которая предшествует Пасхе, а конкретно Тайную вечерю — в четверг перед Пасхой.
Во время Тайной вечери Христос сообщает ученикам, что один из них предаст его. Мы знаем, что предатель — Иуда. Но всегда интересно найти на картине среди 12-ти апостолов именно его.
Агостино Карраччи (1557-1602). Тайная вечеря. Эрмитаж, Санкт-ПетербургФрагмент картины Агостино Карраччи.
Как узнать Иуду среди всех участников Тайной вечери?
Вот несколько примет:— Часто он сидит в отдалении от всех остальных — на противоположной стороне стола или у края.- Поза у Иуды обычно такая, что зритель не видит его лица. По крайней мере, не встречается с ним взглядом.- В руке он держит кошель (мешочек для денег).
Эта деталь может указывать не только на то, что Иуда предал Христа за 30 сребреников, но на то, что он был казначеем апостольской общины — заведовал деньгами. Кошель может висеть на поясе Иуды.- Иногда Иуда тянет руку к хлебу и даже пытается украсть его, припрятать. Или проливает вино — кровь Христа.
— Над Иудой нет нимба, а над другими участниками трапезы есть. Или над Иудой чёрный нимб, тогда как над остальными — желто-золотой. Сам Иуда обычно с тёмными волосами.- Если на картине есть кошка, она, скорее всего, будет сидеть рядом с Иудой.
Если на картине дерутся кошка с собакой — они наверняка будут делать это неподалёку от предателя, указывая на скверность его натуры.Козимо Росселли, Бьяджо д’Антонио. Тайная вечеря. 1482. Сикстинская капелла, Ватикан. Апостолы — за столом, а двое молодых людей слева — художники, авторы фрески.Фрагмент фрески из Сикстинской капеллы.
На этой фреске для полной ясности за плечами Иуды изображён ещё и крошечный сатана:
Что символизирует кошка в сценах с Тайной вечерей?
В религиозной живописи у кошек плохая репутация. Они могут символизировать лень, похоть и даже самого дьявола. В сюжете о Тайной вечере кошка — знак обмана, предательства, измены (и тогда собака в таких сценах выполняет роль антонима, символизируя верность, преданность).
Хайме Уге. Тайная вечеря. 1470. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона. Ищите котика под лавкой рядом с апостолом без нимба.
Ещё несколько произведений на тему Тайной вечери — попробуйте найти котиков и Иуду без подсказок:
Якопо да Понте Бассано. Тайная вечеря . 1542. Галерея Боргезе, РимФрагмент картины Якопо да Понте Бассано.Франческо Бассано. Тайная вечеря. 1886. Музей Прадо, МадридФрагмент картины Франческо Бассано.Джироламо Романино. Тайная вечеря. 1513. Базилика Санта Джустина, ПадуяФрагмент картины Джироламо Романино.Пьетро Лоренцети. Фреска «Тайная вечеря». ок. 1320. Церковь Сан-Франческо в Ассизи, ИталияКроме Иисуса и апостолов, художник изобразил ещё кухню и людей, которые обслуживают ужин. И котика с собачкой: пёс охотится за остатками еды, пока мужчины моют посуду, а котику ни до чего нет дела. Конечно, и здесь животные нагружены символизмом. Но всё же главная причина их появления на фреске — наличие у художника чувства юмора и его желание оживить религиозную сцену симпатичными бытовыми деталями.Фрагмент фрески Лоренцетти.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Что может символизировать котик на картинах с изображением ужина Христа в Эммаусе
Еще больше котиков – в Telegram-канале «Арт с котом» и на странице ВКонтакте. Присоединяйтесь – котики будут рады!:)
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/598d5f321410c3c13d0a22ff/5ac3d3c948c85e8db8ff0382
Якопо Бассано и его работы
Краткая биография и описание знаменитых работ мастера ренессанса.
Стиль Бассано
Якопо Бассано (около 1517, Бассано – 1592, Бассано), настоящее имя Джакомо да Понте, — выдающийся художник эпохи позднего Возрождения. Родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, позже в Венеции — у Бонифации Веронезе.
В 1540 вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 он был назначен консулом.
Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано удалось выработать свой стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности, жанровая трактовка религиозных композиций, в которые он включал сцены крестьянской жизни.
Его произведения отличают необычное освещение, которое словно исходит от полотен, высокая точность передачи деталей, а также естественность живописного повествования.
Основные произведения
- Усекновение головы Иоанна Предтечи, около 1550, Государственный музей искусств, Копенгаген;
- Пейзаж с притчей о сеятеле, 1560–1570, Музей Гиссеп-Борнемиса, Мадрид;
- Рай на Земле, около 1573, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Распятие, 1562. Холст, масло.
Бассано выразительно передает библейскую драму. Крест с распятым на нем Христом, написанный ясными серебристыми тонами, высится над людьми на фоне затянутого тучами неба, от которого исходит темный вибрирующий свет. Позы и жесты людей у ног Спасителя, насыщенные тона усиливают драматизм картины.
Крещение святого Лучиллы, около 1575. Холст, масло. Позднее полотно Бассано, написанное яркими красками, отличается подчеркнутой игрой света. Широкая палитра прохладных, светящихся тонов создает эффект наполненного светом пространства.
Тайная вечеря, около 1547. Холст, масло.
В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов. Бассано расширил традиционный религиозный сюжет и усилил жанровый мотив.
Однако это следует рассматривать не как отход от религиозного понимания темы, но скорее как изобразительный модус, поясняющий смысл картины и являющийся в некотором роде пророческим, опережающим свое время. На фрагменте отчетливо видна различная реакция апостолов на пророчество Христа о том, что один из них предаст его.
Апостол на переднем плане указывает на преломлённый хлеб и смотрит на Спасителя открытым взглядом. Так художник передает легенду об искупительной жертве Христа.
Поклонение пастухов, около 1562. Холст, масло.
Произведение является типичным примером самобытного творчества художника в период после 1550. Обращение к бытовому жанру свидетельствует об интересе Бассано к природе и сельской жизни.
Религиозная тема служит предлогом для изображения идиллической сцены. Современники Бассано особенно ценили его работы за их близость к реальной жизни, гармонично сочетающуюся с духовностью.
От ранних произведений эту картину отличает сдержанный колорит.
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/yakopo-bassano-i-ego-raboty.html