Илья Репин: религиозная живопись
Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Его портреты и жанровые картины всегда занимают на выставках первые места, широко используются для иллюстраций литературных произведений. Казалось бы мы знаем о Репине все, но на самом деле это не так.
Есть в его творчестве одна грань, которую не принято даже сейчас особо афишировать, тем более, что большая часть живописных работ и рисунков художника на эту тему недоступна большинству ценителей его таланта. Речь идет о его религиозной живописи. Это картины маслом, акварели, многочисленные рисунки.
В свободном доступе сейчас можно увидеть порядка 30-50 вариантов, остальное же в коллекциях, запасниках или же вообще утеряно. Репин и религия? Вспоминая его самые знаменитые картины, трудно поверить, что было и такое в его жизни.
Однако это так и тему продолжит небольшая статья как раз об этом, представленная сразу на нескольких сайтах, но к сожалению без иллюстраций и указания авторства. Чуть-чуть ее подсократив и проиллюстрировав, я предлагаю ее ко всеобщему вниманию…
Репин И.Е. Христос с чашей 1894
____
Все знают: Илья Ефимович Репин — крупнейший представитель критического реализма в русской живописи 19 века.
Но скажите, не кажется ли при первом взгляде на его «Голгофу», написанную в 1869 году, что перед нами кадр из кинофильма или эскиз к нему? Знаем ли мы, какое место в творчестве Репина занимала религиозная тема? За время долгой жизни Репина (а скончался он в 1930 г.
) сменилось много периодов в искусстве. Он примерял на себя и импрессионизм, и символизм, выступал и как бытописатель, и как парадный живописец. Его кисть бывала и сухой, и размашисто-роскошной…
В течение двух первых десятилетий творчества Репин создал картины, за которые был признан первым живописцем России. «Бурлаки». «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски…
. За пределами нашего знания о Репине оказался огромный последний период длиною в целую жизнь; раннее творчество (до поступления в Академию), а также заказы императорского двора и наиболее сокровенные произведения, созданные главным образом для себя — евангельские этюды и эскизы.
Репин И.Е. Тайная вечеря 1903
Когда в 1916 году была подготовлена к изданию книга воспоминаний Репина, названная «Далекое близкое», автор поначалу хотел дать ей название одной из прежних своих публикаций «Мои восторги». И в самом деле: Репин изображал только то, что приводило его в восторг, вызывало душевный трепет.
Краски, карандаши, бумага и холст, папиросный окурок, ламповая копоть вызывали его восхищение, когда открывалась выразительная возможность техники…. Обратимся к восторгам раннего детства: «Новый дом..
Просторно! Светло! Мне особенно нравится полог над большой кроватью… В большой горнице повесили новые образа — хоть и не в ризах, как у бабеньки, но очень хорошие… Сколько окон! И какие большие!… На некоторых окнах в глиняных горшках стояли цветы красная герань, фуксия и еще — ну совсем как из воску! — белые цветики со сладкими капельками по утрам, нежные и прозрачные!.. Маменька все устраивает и покупает новые картины… Выбрала без красок — Христос в терновом венце, с тростью в руках и глаза подняты вверх; а как руки нарисованы!»
Эстетические восторги сочетаются с нравственными переживаниями: «Маменька читает очень хорошо, ясно. И церковный язык так понятен, а непонятное слово сейчас же объясняет.
Такой приятный голос у маменьки! Я задумал сделаться святым я стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит.
И здесь я подолгу молился, глядя в небо».
Репин И.Е. Моление о чаше 1860
Репин И.Е. Иов и его друзья 1869
«…Самым важным в моем искусстве, — считал Репин в старости. — было писание писанок к великдню… На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами «ХЛ». На другой можно было рисовать или сцену преображения, или цветы — все. что подходило к великдню».
Репин И.Е. Христос 1884
Репин И.Е.Благословление детей 1890
Репин И.Е. Богоматерь с младенцем 1896
Он всегда стремился, поучить всестороннее образование, и даже в последние годы жизни ездил в Петербург слушать лекции по всем областям древней и современной культуры, брал уроки французского языка. В 1870-80-е гг.
живопись жанровая, историческая и портретная заняли ведущее место в творчестве Репина, но священная история постоянно волновала его воображение.
От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его.
Но замыслы рождаются трудно. Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем.
В те годы влияние Крамского усиливалось впечатлениями от живописи Н. Ге и К. Флавицкого. Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее.
Репин И.Е. Голгофа (Распятие Христа) 1869
«Я долго собирался. И вот — наконец-то передо мною холст. День был пасмурный, ноябрьский, в комнате моей был полумрак, и я все живее и живее чувствовал себя во власти вдохновения. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там.
Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Близкие Христу — мать, ученики и друзья — долго, только издали, трепетали, онемев от отчаяния и горя. Страха ради, они не смели подойти ближе. Мать упала от изнеможения.
С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Солнечное затмение. Тьма… И церковная завеса разорвалась, и все внутри у меня рвалось… Как музыки, хотелось рыданий… Благодетельная темнота затмения. В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста…
Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. Он им обрадовался… Он им говорил и успокаивал их: «Не горюй, мать. Иоанн тебе заменит сына…
Лицо его едва можно было узнать: терновые колючки, крепко прикрученные к голове, все более впивались в голову и шею: он был страшен в своем кровяном покрове; местами потоки струились, блестя от факелов. «Боже, Боже, за что же Ты меня оставил!».
Репин И.Е. Воскрешение дочери Иаира 1870
Репин И.Е. Воскрешение дочери Иаира 1871
Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. И вот в 1871 г., после мучительных месяцев работы над замыслом, вдруг открывается Репину единственный убедительный вариант решения картины. «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира».
Более месяца сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятен и классических форм в массах.
В то же время, под влиянием разговоров с Крамским, я все более устанавливался в отрицании и классического направления и академической школы живописи во имя нашей русской реальной самобытности в искусстве….
Вдруг я осеняюсь мыслью: да нельзя ли эту же тему- — «Смерть дочери Иаира» — на этом же большом холсте начать по-новому, по-живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом, и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.
Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном… К вечеру картина моя уже была так впечатлительна, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине… Всякий исполненный до полной реальности предмет в картине уже ослаблял общее впечатление, которое было почти музыкально…»
Репин И.Е. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима 1870
Репин И.Е. Иисус в терновом венце 1913
В 1886-1888 гг. появляется графический цикл «Евангельские сюжеты», выполненный карандашом на бумаге.
Лишь в одной композиции «Шествие на Голгофу» применяется сепия, усиливающая эффект трагического освещения, в котором словно растворяется мощная фигура Христа, несущего крест.
Репин выбирает самые драматичные эпизоды: «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду», «Христос среди учеников после Воскресения».
Репин И.Е. Христос и Никодим 1887
Репин И.Е. Пророк (иллюстрация к стихотворения М.Ю.Лермонтова)
«Евангельские сюжеты» предшествовали созданию картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Правда, картину трудно назвать удачной: образы, доведенные до натурализма, «снимают» общее впечатление.
Репин И.Е. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных 1888
Репин И.Е. Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных 1890
В 1898 г. Репин совершил паломничество в Иерусалим. «Я почти ничего не писал там — некогда, хотелось больше видеть. Впрочем, написал образ в русскую церковь — голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…» В частном собрании в Хельсинки хранится исполненный карандашом небольшой композиционный рисунок к иконе, на котором явно выражено страдание и отрешенность Христа.
Репин И.Е. Искушение 1891
В последние десятилетия Репин все чаще обращается к евангельским сюжетам и в живописи, и в графике. На последней прижизненной выставке 1927 г.
в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни.
Непривычная композиция — два разбойника на крестах, третий крест на земле, зияющая вдали открытая могила, собаки, обнюхивающие кровавые следы,— заставила одного из финских критиков искать в произведении редкие для Репина символические значения.
Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа).1895
Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа) 1901-1903
Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа) 1901-1903
В 1920-е гг. Репин почти постоянно работал в «Пенатах» над какой-нибудь евангельской композицией: «Утро Воскресения», «Неверие Фомы», «Отречение Святого Петра», «Отрок Христос в храме», «Христос в пустыне». Главным объектом внимания и восторгов Репина всегда был человек. Священное же писание помогало разобраться в его духовной сущности.
Репин И.Е. Рождество Христово 1890
Репин И.Е. Если все, то не я… 1896
Репин И.Е. Христос в Гефсиманском саду 1880-е
Репин И.Е. Взятие Христа стражею 1886
Оказавшись почти в полной изоляции в 1920-е гг.
, он писал одному из своих корреспондентов: «Когда наша церковь отлучила Льва Толстого, я дал слово не переступать порога церкви, но, когда чернь грабительски стала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, оскверняя церкви, я пошел в церковь… И теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа, и никто никогда не соберет так народ, как церковь».
Репин И.Е. Голгофа 1927-1929
В последние годы у Репина бывало мало гостей. Один из них описывает, как в начале мая 1929 года художник показывал дорогие ему предметы и картины. Несколько раз он указывал из окна на холм, где будет его могила, показал два завешенных покрывалом огромных полотна.
Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. В картину мастер вложил глубокую грусть по родным местам, по Украине, по своей родине и ее народу».
Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. За другим покрывалом была «Голгофа».
_____
Оригинал статьи можно найти вот здесь: [url=http://www.knls.net/rus/transcripts/repin.htm]Илья Ефимович Репин[/url]
Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2012/04/10/ilya-repin-religioznaya-zhivopis
Тайная вечеря
На евангельский сюжет (Мф. 26:20–29; Мк. 14:17–25; Лк. 22:14–38; Ин. 13:1-17)
Перед тайной вечерей Иисус омыл ноги апостолам. Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна.
Согласно его рассказу, в начале тайной вечери: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан».
К.В. Лебедев
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
- Собрание Кристофа Болльмана, Женева
- ***
- Словарь русских иконописцев XI–XVII веков
- ***
- Алтарь Казанского собора в Санкт-Петербурге
- ***
- Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
- ***
- Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
- ***
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Тайная вечеря. В. К. Шебуев. 1838–1839 гг. Холст, масло. 80,6×152 Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Государственный Русский музей
Тайная вечеря. В. К. Шебуев. 1838 г. Холст, масло. 318×509
«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». Евангелие от Марка 14:17-25
***
Тайная вечеря. Ф. А. Бруни. 1839 г. Холст, масло, 200×200.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- ***
Тайная вечеря. С. А. Живаго. 1845–46 г. Дерево, масло. 44,5×71,9. Государственная Третьяковская галерея Картина, послужившая эскизом композиции, исполненной позднее в мозаике в Мозаическом заведении ИАХ и установленной в 1883 над Царскими вратами главного иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Мозаика над Царскими вратами главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г. По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863).
Исполнили И. А. Пелевин, И. И. Кудрин, Н. Ю. Силиванович, И. А. Лаверецкий, В. А. Колосов, Ф. Ф. Гартунг, Н. М. Голубцов и М. П. Муравьев. В этой композиции очень достоверно передана глубина пространства оригинала, его хорошо разработанная цветовая гамма, мастерски использован эффект смешения цвета (плащ Иуды).
***
Тайная вечеря. А. А. Иванов. 1850 г.
Тайная вечеря.
А. А. Иванов. 1850 г.
***
Тайная вечеря. Александр Егорович (Георгиевич) Бейдеман. 1860-е гг. Бумага, акварель, 33,9×55,5. Эскиз росписи церкви в Ливадии. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- ***
Тайная вечеря. Александр Бейдеман. 1860-е гг. Бумага, акварель, графитный карандаш, золото. 27,4×52,8. Эскиз росписи церкви в Ливадии.
Тайная вечеря. Н. Н. Ге. 1863 г. Холст, масло. 283×382
Государственный Русский музей
Не без влияния А. А. Иванова, Николай Николаевич Ге обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится,,Тайная вечеря» (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ).
Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех.
Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М. Е. Салтыковым-Щедриным.
Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый «материализм», картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию. Шумова М. Н. Русская живопись середины XIX века. М., Искусство. 1984
Голова Иуды. Н. Н. Ге. 1863 г. Холст, масло. 48,5×38,2. Этюд для картины «Тайная вечеря» (1863, ГРМ)
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- ***
Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г. Холст на картоне, масло. 45×46,6.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- ***
Тайная вечеря. Мозаика по оригиналу К. Дузи (1808-1859). Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Фото Юлии Чагиной
****
Тайная вечеря. И. Е. Репин. 1876 г.
- Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород
- ***
«Если все, то не я…». И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 52×76. Эскиз Ивановское объединение художественных музеев Тайная вечеря. И. Е. Репин. 1903 г. Холст, масло. 63,2×103,7
Тайная вечеря. В. Д. Поленов. 1890-1900-е. Холст на картоне, масло. 54,5×38
- Тюменский музей изобразительных искусств
- ***
Тайная вечеря. И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44×60.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Айвазовский был знаком с творчеством многих художников, раскрывающих библейскую тему, — от Леонардо да Винчи (1452-1519) до Н. Н. Ге (1831-1894) и Н. И. Крамского (1837-1887).
Маринист не ставил перед собой задачу создать глубоко психологические произведения или выразить современные взгляды передовой интеллигенции, с которыми, конечно, был знаком. Небольших размеров строгая академическая композиция «Тайной вечери» является подтверждением сказанному.
Традиционно, за столом размещены фигуры Христа и апостолов, а темный силуэт Иуды — по другую сторону стола. Крымская картинная галерея
***
Тайная вечеря. Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1887–1895 гг. Фреска в южном корабле храма
Владимирский собор, Киев
В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками — братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык.
Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал.
Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой.
В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.
***
Тайная вечеря. В. Спасский. Графика. Кон. XIX в. Бумага, акварель. Из собрания Государственного музея истории религии
***
Тайная вечеря. Святослав Воинов (1890-1920). 1918 г. Холст, масло, 102×109.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- ***
Последний ужин. Павел Филонов. 1920 г. Акварель, тушь, кисть на бумаге. 16?49,1. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Starat.narod.ru
***
Тайная вечеря. Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920) http://www.museum.ru/N30078
Иуда уходит совершать предательство. Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920) http://www.museum.ru/N30078
Ещё по теме:
Источник: https://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/str/tv
Журнал — Интернет-журнал "Филолог" — 1571776691
Главная > Выпуск № 10 > Евангельские сюжеты в зеркале искусства: Тайная вечеря
Галина Толова
Евангельские сюжеты в зеркале искусства
Ты вечно новой, век за веком, За годом год, за мигом миг, Встаешь – алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
В.Я.Брюсов
Тайная Вечеря — традиционное название последней трапезы Христа с учениками. В связи с угрозой со стороны Синедриона (иудейской верховной коллегии, куда входили первосвященники, старейшины и книжники) встреча происходила тайно.
Во время трапезы произошло важнейшее событие – установление Нового Завета и таинство евхаристии (Причастия), которое с тех пор совершается Церковью в память о Спасителе.
Сведения о Тайной Вечере содержатся во всех Евангелиях и в общих чертах совпадают.
Символика Тайной Вечери и евхаристии связана с традициями Ветхого Завета и древними языческими ритуальными обычаями (жертвоприношениями), существовавшими у самых разных народов: братские трапезы, символизировавшие единение людей как друг с другом, так и с Божеством. В Ветхом Завете жертвенная кровь, которой окропляли себя члены общины, символизировала «единокровие», то есть делала участников обряда единокровными братьями, жизнь которых принадлежит только Богу.
В Новом Завете добровольной жертвой становится сам Господь, отдающий свою кровь и плоть людям, тем самым объединяя их. Церковь подчеркивает, что для укрепления веры необходимо повторение обряда Евхаристии.
Подобно тому, как принятие пищи укрепляет физические силы человека и приобщает его к природе, Евхаристия придает духовные силы через тело и душу Христа. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». (Мф. 26:23); (Мк. 14:22-24).
Установление Евхаристии – литургическая составляющая Тайной Вечери. Однако в ней есть еще две сюжетные линии – омовение ног (урок безграничной любви и смирения, преподанный Христом) и предательство Учителя (Христа) учеником (Иудой).
Три главные темы — таинство Причастия, пример смирения и любви, грех предательства и обманутого доверия – формируют основные типы изображения Тайной Вечери в искусстве.
Первые изображения сюжета Тайной Вечери относятся к VI – VII векам и, по сути, являются иллюстрациями к евангельским текстам.
Алтарный фронтон из монастыря Суригуэрола. 12 век.
Итало-византийский мастер. Роспись.
Джотто. Тайная Вечеря.
Обычные атрибуты трапезы – вино (кровь Христа), хлеб (тело Христа); в ранних изображениях встречается рыба (древнейший символ Христа).
Трапезный стол. Фрагмент.
Участники трапезы могут возлежать или сидеть за округлым или прямоугольным столом.
Неизвестный художник школы Лоренцетти. 14 век
Фра Беато Анжелико. 15 век.
Дирк Боутс. Центральная часть триптиха. 15 век.
Количество участвующих в трапезе может быть различным, что вызывает порой недоумение зрителей, знающих, что учеников Христа было двенадцать. Объяснение разночтений кроется, во-первых, в непроясненности вопроса присутствия Иуды при таинстве Евхаристии.
Одни толкователи считают, что он принимал участие в вечере от начала и до конца. Другие утверждают, что Иуда присутствовал при омовении ног, а после обращенных к нему слов Иисуса «Что делаешь, делай скорее» удалился и таинств Причастия из рук Христа не принимал.
Вот почему одни художники изображали, не считая Христа, одиннадцать, а другие двенадцать действующих лиц Тайной вечери.
![]() |
Эрколе де Роберти. 15 век |
![]() |
Лукас Кранах.16 век |
Во-вторых, учитывая, что вечеря – это застолье, не должно удивлять присутствие в некоторых изображениях дополнительных персонажей: слуг, женщин (Марии, Марии-Магдалины). В поздней исторической иконографии сюжета «причитываются» портреты современников художников, детей, животных.
На протяжении средневековья живописцы не стремились особо дифференцировать персонажей, исключением были Христос и Иуда. Атрибут последнего – неизменный кошель, ассоциирующий его с тридцатью сребрениками и предательством Учителя.
В отличие от других учеников, Иуда изображался без нимба либо с черным нимбом, либо с фигуркой черта за плечами – все это символизировало идею предательства.
В приведенных ниже работах Кастаньо и Росселли обращает на себя внимание композиционный прием выделения Иуды (выдвижение на первый план) и тем самым – обособления его от всех остальных участников сцены.
Андреа дель Кастаньо. 15 век. Фрагмент
Козимо Росселли. 15 век
С эпохи Возрождения возникает интерес к индивидуальности, и художники стремятся создать в рамках канонического сюжета психологически достоверные человеческие характеры.
Они отходят от строгой каноничности в трактовке сюжета, их новаторство реализует гуманистические идеи, нивелируя религиозную семантику живописи.
Естественным образом литургическая составляющая сюжета отходит на второй план, уступив место исторически правдивому изображению кульминационного эпизода Тайной Вечери, когда Христос произнес: «Один из вас предаст меня». Потрясенные апостолы по-разному (позами, жестами, мимикой) реагируют на слова учителя.
В искусстве Кватроченто тема «Тайной вечери» возникала довольно часто, к ней обращались, пожалуй, все знаменитые художники. Мастерство ренессансных живописцев проявлялось в разнообразии и выразительности создаваемых образов, в точной и тщательной, до мельчайших деталей, передаче природных явлений, в умелом использовании открытий линейной перспективы. По справедливому замечанию И.Е.Даниловой, «стремясь изобразить мир не умопостигаемый, но видимый (теоретики Возрождения настаивали на том, что художник должен изображать лишь то, что видит глаз), то есть нечто материальное, конкретное на уровне предмета изображения – художники стремились добиться зрительной иллюзии»1.
Андреа дель Сарто. 16 век.
Искусно выстроенная, гармонично уравновешенная по композиции ренессансная картина предъявляется зрителю для внимательного рассматривания и оценки: правильно или неправильно выстроена, похоже или непохоже нарисована и т.п.
Произведения с евангельским сюжетом становились не просто иллюстрациями канонических текстов, а всякий раз демонстрировали авторское прочтение, индивидуальный взгляд (художника или заказчика).
Многочисленные вариации на тему Тайной Вечери различаются не только техническими приемами, художественным языком, но, что особенно важно, смысловыми акцентами.
Вершиной Высокого Ренессанса и одновременно важным этапом в эволюции европейской живописи стала «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.
Это произведение до сих пор можно рассматривать как классический образец, прежде всего потому, что сам Леонардо (ученый-исследователь, гуманист, писатель) – личность яркая, неординарная, воплощает во всей полноте свою эпоху, ее идеальные порывы и утопические иллюзии. «Тайная Вечеря» Леонардо – гениальное воплощение духа времени, его философское осмысление.
Леонардо да Винчи. 15 век
На первый взгляд, работа лежит в русле традиции: Христос и двенадцать апостолов сидят за фронтально вытянутым столом. Внимательно рассматривая представленную сцену, мы начинаем замечать, насколько математически точна композиция, мастерски скомпонованы фигуры, выверен каждый жест, поворот головы.
Композиционный центр (точка схода перспективных линий) и смысловой центр – спокойная фигура Иисуса с разведенными руками. Взгляд зрителя, скользя по рукам, мысленно чертит треугольник, вершиной которого является голова Христа, четко выделяющаяся на фоне освещенного окна.
За ним – райская голубизна, счастливый простор земной или неведомой вечной жизни.
Геометрически выстроены фигуры по сторонам от центра: две группы по шесть персонажей с каждой стороны, но разбитые еще на подгруппы по трое.
Вскочившие с мест ученики бурно жестикулируют, выражают самые разные чувства: недоумение, горечь, страх, возмущение, подавленность и т.п.
Фигуры динамичны и одновременно сдержанны, нет никакой суеты, однако создается ощущение движения. Так мог сработать только великий мастер.
Схематическое изображение наглядно выявляет волнообразность движения, подчеркивающего экспрессию драматической ситуации. Свето-теневая моделировка фигур тщательно продумана и подчинена замыслу.
Леонардо помещает Иуду среди других учеников, но так, что свет не попадает на его лицо, и оно оказывается темным. Вспоминаются размышления Леонардо о том, что у художника две цели: человек и проявления его души.
Первая проста, вторая трудна и таинственна. Она как будто говорит: «Внемли – и ты услышишь меня!»
Глубина и многозначность созданных художником образов, использование новых приемов и технологий сделали его «Тайную Вечерю» семантически неисчерпаемой, таинственной в своей самопогруженности и самодостаточности, породив многочисленные религиозно-символические толкования и светские интерпретации. При всех различиях они содержат общую составляющую – право выбора человека и нравственный смысл этого выбора. Рудольф Штейнер называл «Тайную Вечерю» Леонардо «ключом к смыслу земного бытия».
Произведения позднего Возрождения утрачивают строгость и гармоничность. Уже у Веронезе на первый план выступают чисто живописные, декоративные задачи.
Паоло Веронезе. 16 век
Тайная Вечеря перестает быть тайной и исполненной сакральных и нравственных смыслов. В картинах Веронезе мы видим венецианскую жизнь во всей ее карнавальной красоте и пиршественной плоти: множество персонажей, часто второстепенных, мешающих традиционному прочтению содержания. Чувственные удовольствия и впечатления являются самоценными и создают зрелищный эффект пышности и декоративности.
Иное философское осмысление и художественное решение демонстрирует Тинторетто.
Якопо Тинторетто. 16 век
Уже ранний вариант «Тайной Вечери» Тинторетто свидетельствует о своеобразной манере художника: высокая линия горизонта, сложные ракурсы, сдержанный колорит, легкость прозрачных мазков вносят особую одухотворенность в известный сюжет.
Последний вариант Вечери, написанный в год смерти художника, демонстрирует на уровне формы увлечение Тинторетто маньеризмом. Это проявляется в орнаментальности композиции, резких контрастах света и тени, винтообразном, взвихренном движении.
- Ощущение неустойчивости мира, неприкаянности человека в земных пределах заставляет Тинторетто, как многих барочных авторов, искать смыслы в воплощении высших, мистических моментов, таких, как таинство Причастия.
- Новое время продолжило разрабатывать сюжет Тайной Вечери, все более акцентируя внимание на индивидуально-авторском прочтении евангельской истории.
- В качестве примера можно привести классицистический вариант Пуссена и барочно-рокайльный вариант Тьеполо.
Никола Пуссен. 17 век
Джованни Тьеполо 18 век
Особый интерес представляет живопись русских художников XIX века, которые акцентировали внимание на социальных и нравственных проблемах своего времени. Даже евангельские сюжеты они разрабатывали не столько в религиозном, сколько в философско-этическом ключе, поднимая тему ответственности личности, неизбежной жертвенности во имя будущего.
Наиболее яркий пример – «Тайная Вечеря» Н. Ге. Картина была воспринята публикой столь злободневно, что происходящее Салтыков-Щедрин назвал тайной сходкой, на которой обнаружились серьезные политические расхождения.
Николай Ге. Тайная Вечеря. 19 век
Особую актуальность в глазах зрителей работе придавал тот факт, что голову Христа Ге писал с Герцена, запрещенного в России и жившего в эмиграции. Драма разрыва Учителя с учеником некоторыми знатоками интерпретировалась в свете идейных разногласий и разрыва Герцена со своим другом и единомышленником Грановским.
Обращаясь к евангельскому сюжету, Ге пытается через прошлое понять современность, но современность, опрокинутая на исторический сюжет, привносит в него новые краски и смыслы.
Авторское название картины «Отшествие Иуды» явственно акцентирует ее смысл. Иуда в понимании Ге – не банальный предатель, а значительная, достойная интереса личность. Его фигура определяет композиционную асимметрию картины, резкие световые контрасты привлекают к ней внимание зрителя, усиливая драматическую напряженность сцены.
Работу Ге современники встретили неоднозначно: от похвал и восторгов до критики и обвинений художника в фальши и предвзятости. Своего рода черту в спорах подвел И. Гончаров: «…Но никакая картина никогда и не изображала и не изобразит всей «Тайной вечери», то есть целого вечера и всей трапезы Спасителя, с начала до конца…»
Становится очевидным, что, создавая картину на библейский сюжет, но не стремясь к догматической интерпретации текста, художник оказывается в сфере гуманитарного толкования его, допускающего субъективизм, волюнтаризм и прочие «вольности».
Искусство XX века обозначило водораздел между традиционной, академической религиозной живописью и новой, живущей по иным законам, даже если она обращается к «вечным» библейским сюжетам.
На протяжении всего столетия искусство долго и мучительно борется с историей, музейным отношением к прошлому, расшатывает устоявшиеся традиции и колеи. Для этого порой вступает в прямой или опосредованный диалог с мастерами классической эпохи.
Игровой прием художественного цитирования, парафраз узнаваемых картин, интерпретации и реинтерпретации известных сюжетов, свободное манипулирование любым материалом получают широкое распространение в живописи.
Показательным примером является знаменитая картина Сальвадора Дали.
Сальвадор Дали. Тайная Вечеря. XXвек
Большое эпическое полотно Дали передает не только мистико-религиозные настроения художника, но определенную космичность его мироощущения.
Колористически сдержанная, в цветовом отношении построенная на контрасте теплых золотисто-охристых и холодных голубовато-серых тонов картина излучает свечение и завораживает зрителя.
Композиция явно отсылает к работе Леонардо, но она более рационалистична и геометрически выверена. Создается впечатление жесткости и холодности совершенной формы, в которую так верил Дали и в сакральной силе которой не сомневался.
Свободная трактовка художником евангельского текста: отсутствие бытовых реалий и религиозных атрибутов, погружение Христа по пояс в воду (символ крещения), присутствие в верхней части картины призрачной фигуры порождает семантическую многозначность и множественность интерпретаций произведения Дали.
Художников привлекают самые разные слои сюжета и смыслового контекста библейской Вечери. Они продолжают обращаться к «вечной истории». Одни воплощают ее в соответствии с религиозными канонами и классическими подходами.
Другие, пропуская сквозь призму субъективно-личностного восприятия, рассматривают сюжет Вечери как жизненную проблему современного общества, как предупреждение, как драму предательства и жертвенной любви.
А иные воспринимают сюжет как абстрактную точку отсчета для собственного самовыражения. Смотреть, судить и выбирать – зрителю.
Наталья Царькова. XX век
Мария Мицкевичюс. XXвек
Стенли Спенсер. Тайная Вечеря XX век
Густав ван Фёстин. XX век
Александр Алексеев-Свинкин. XX век
Фараон Мирзоян. XX век
Зураб Церетели. XX век
Иван Акимов. XX век
Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_190
Уильям Блейк «Тайная вечеря» (1799г.)
Творчество Уильяма Блейка исследователи относят к романтическому направлению. Рассматриваемая картина выполнена темперой на холсте и имеет размеры 30.5 x 48.2 см.
В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. Круг – символ божественности, и предатель Искариот неслучайно его разрывает.
Иисус помещен выше всех персонажей, яркое свечение его нимба освещает всех возлежащих за столом — кроме Иуды, развернувшегося против божественного света. Это заостряет внимание на божественности, святости Иисуса и низменности предателя Искариота.
Прямоугольный стол покрыт белой скатертью, на нем стоят круглые чаши с вином и подносы с хлебом, в центре над ним оказывается Иисус – все это складывается в символ жертвенного алтаря, святой евхаристии и жертвы Христа.
В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Белый символизирует святость, чистоту, очищение от грехов – поэтому одежды Иисуса белые, белая же и скатерть на столе-алтаре. Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Сине-голубой – символ Божественной вертикали.
Он также является цветом божественной тайны. Удивительно, что в колористическом решении отсутствует красный, символизирующий жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение.
Иисус, апостолы, стол – все это выписано чистыми, божественными белым, сине-голубым и золотым и складывается в подобие треугольника, где вершина – сияющая нимбом голова Христа.
Этот треугольник словно выступает из мрачного темного прямоугольника фона, клубящегося из разных оттенков коричневого, серого и черного. Это прочитывается как символ божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном.
Символика светотеневой композиции утверждает идею божественного в человеческом, света божественного учения и сопротивления Искариота божественному свету.
Единственный источник света на картине – яркий нимб над головой Иисуса, озаряющий золотым божественным светом апостолов и стол, выхватывая все собрание из темноты фона.
Иуда Искариот отворачивается от света, он против света и против Христа, что изобличает в нем отступника и предателя.
В отношениях персонажей внимание в первую очередь приковано к Христу, его кроткому лицу и благословляющим рукам. Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса; ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне.
Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Художник отделил Искариота от Иисуса и апостолов за счет пространственной структуры, светотени, символики.
Иуда воплощает низменные черты: алчность, корысть, предательство, чуждость святому, божественному, возвышенному.
Илья Репин «Тайная вечеря» (1903 г)
Творчество Ильи Ефимовича Репина относят к направлению реализма. Данная картина выполнена маслом на холсте, ее размеры составляют 63 на 104 см.
Внимание зрителя в первую очередь привлекает правая часть картины, где на переднем плане сидит Иисус в белых одеждах, положив левую руку возле чаши с красным вином. Стол оказывается за его спиной. Апостолы вместе с Христом образуют круг.
Белый прямоугольник стола символизирует жертвенный алтарь, на котором уже стоят золотые чаши и блюда с вином и хлебом как кровью и плотью Христовой, и возле которого сидит сам Иисус – безгрешная жертва во искупление грехов человечества. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость.
Перед столом размещены три широких прямоугольных сидения, которые здесь символизируют модель земного, дольнего мира. Перед ними установлены два высоких зажженных светильника.
Их огни освещают верхнюю часть помещения и позволяют увидеть колонны – символ устремленности в небо — и уходящие вдаль по диагонали полукруглые арки – символ небесной сферы, высшего мира.
У дальней правой стены стоят две темных фигуры второстепенных персонажей – они не участвуют в происходящем таинстве евхаристии, и потому находятся в глубокой тени, они не освещены божественным светом. За спинами Иисуса и апостолов расположены канделябры со гроздьями огней – канделябры и свет от них явно образуют треугольники. Символика треугольника – двойственность мироустройства, соединение божественного с человеческим, небесного с земным, духовного с материальным.
Основу цветовой композиции составляют черный, красный, золотой, белый и синий – цвета спектра божественного огня, воплощающего идею восхождения как воскресения и вознесения Христа..
Белые одеяния Иисуса — будущей жертвы и белая скатерть стола-жертвенника символизруют чистоту, божественность, очищение от грехов. Красное вино, красные сидения, красные одежды двух апостолов – этот цвет символизирует жертвенную кровь Христа и его грядущее воскресение.
Золотая посуда на столе подчеркивает священность евхаристии в христианстве. Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа.
Кроме того, черный цвет выделяет Искариота из апостолов, указывает на его обособленное, отчужденное положение.
На картине есть несколько источников света. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Это символично указывает на божественный свет его учения.
Светом канделябров освещены лица и руки апостолов – они причастны к священному таинству евхаристии, на них снизошел свет божественного учения Иисуса.
Лишь Иуда Искариот отвернулся от светильников и опустил голову, оказавшись в тени – это выделяет его среди апостолов, сообщает ему инфернальность, указывает на него как на предателя и отступника.
Два высоких светильника на переднем плане и льющийся из верхней центральной части свет помогают увидеть высокие потолки с полукруглыми арками, наводящими на мысль о небесных сферах. Свет, исходящий из окна на левой стене , позволяет оценить глубину изображенного помещения и различить темные фигуры второстепенных персонажей.
На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Его лицо выражает смирение и страдание. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг.
Петр гневно указывает на Иуду Искариота, изобличая предателя. Но Иуда остается невозмутимым. Он не понимает всей глубины своего преступления.
Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения.
Предыдущая1234567Следующая
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/9x9c90.html
Тайная вечеря
Елена ГЕРАСИМОВА
НИКОЛАЙ ГЕ Тайная вечеря 1863. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Наиболее пространное описание Тайной вечери содержит Евангелие от Иоанна (гл. 13), любимое Евангелие Ге. Именно этот текст детально совпадает с изображенным на картине.
Иисус встал с вечери… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем… Когда же умыл им ноги… то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? … если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…
…Иисус возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это… он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана.
Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
Амфора с водой, умывальница с полотенцем в «Тайной вечере» Ге — тема жертвенной любви Христа. После ухода Иуды были произнесены знаменитые слова, обращенные к апостолам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Новой и оригинальной была трактовка сюжета, хорошо известного в истории европейского искусства.
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Христос, Иуда, Иоанн, Петр… Кто главный герой картины Ге? Художник сосредоточивает внимание зрителя на черном силуэте на краю холста. Поднятый локоть, ниспадающий плащ.
Легкая крылатая фигура, медленно, как во сне, скользящая мимо, напоминает демона, покидающего рай. Иоанн, Петр — как стражи по сторонам от Христа, Иуда — вершина треугольника, устремленного вовне.
Он — главный герой «Тайной вечери».
Картина Ге открывает период исследования темных сторон человеческой души. Иуда, Родион Раскольников, Демон…
Г.П. Кондратьев. Рисунок для картины «Тайная вечеря». 1863
Апостола Петра Ге написал с себя. Апостол Петр тревожно вглядывается в уходящего Иуду. Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня — эти слова Христос скажет Петру.
Кто имеет право осуждать Иуду?
Картина производила сильное впечатление на зрителя. Точно найденный эффект освещения создавал иллюзию реальности. Художник незаметно разрушал границу между зрителем и картиной.
Ввести зрителя в картину, сделать его участником события — для Ге это способ растревожить человека, пробудить его от нравственной спячки. Это было ново и оригинально. Это была новая интонация в разговоре со зрителем.
В «Тайной вечере» Ге сумел прочесть евангельский текст как послание, обращенное к каждому, живущему сейчас.
П.М. Грибовский (Гробовский). Рисунок для картины «Тайная вечеря». 1863
М.Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии так написал об этом открытии Ге: «Внешняя обстановка драмы кончилась, но не кончился ее поучительный смысл для нас. С помощью ясного созерцания художника мы убеждаемся, что таинство, которое собственно и заключает в себе ядро драмы, имеет свою преемственность, что оно не только не окончилось, но всегда стоит перед нами, как бы вчера совершившееся».
А Илья Репин считал, что «с «Тайной вечери» Ге уже неузнаваем: у него образовался собственный стиль, оригинальный, страстный и в высшей степени художественный».
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200902008
Непостижимая «Тайная вечеря» да Винчи и ее секреты
Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом.
История создания фрески
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.
Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками.
Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни.
Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты.
А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.
Тайная вечеря в трапезной.
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см.
Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх.
Яичная темпра, которой пользовался Леонардо при написании картины, впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины.
Идея произведения:
Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.
Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии — причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Однако в последнее время все чаще звучит другая версия.
О ней ниже.
Эскиз Тайной вечери.
Интересные факты:
Особенности, скрытые в произведении великого автора, и сегодня вызывают многочисленные версии и споры.
1. Иисус и Иуда
Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей.
Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери».
Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше.
На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.
Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.
Иисус и Мария Магдалина.
2. Иоанн или Мария Магдалина
Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой.
Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи — буква «V».
В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена.
Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.
3. Астрология в религиозной картине
Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.
4. История и картина
Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски.
В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб.
А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники.
Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.
Фреска Тайная вечеря.
5. Символы на картине
Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.
Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна.
Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление).
В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.
Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43329846822/Nepostizhimaya-%C2%ABTaynaya-vecherya%C2%BB-da-Vinchi-i-ee-sekretyi