19 декабря православный мир отмечает день Святого Николая — Чудотворца и Заступника, Скорого Послушника и Великого Божьего Угодника. Этот святой стал самым любимым и почитаемым на Руси, и мы вспоминаем о главных чудесах из жизни святого Николая на самых известных иконах, картинах, фресках и мозаиках.
Фра Анджелико, Репин, Рерих и неизвестные мастера из давних времен — встречаем Святого Николая!
Святой Николай считается покровителем моряков, юных девушек и детей. В отличие от Западного мира, где образ святого Николая постепенно перевоплощался, и, наконец, превратился в Санта-Клауса, на Руси его образ не изменялся на протяжении многих веков.
Как выглядел святой на наших землях узнали еще в ХІ веке, когда греческие мастера по приглашению Ярослава Мудрого прибыли из Константинополя в Киев для оформления Софийского собора. Они создали необыкновенной красоты мозаики — сегодня единственные из самых ранних, сохранившихся в Восточной Европе. В святительском чине среди других святых видим Святого Николая. Киевская Русь от Византии приняла не только христианскую веру, но и почитание главных христианских подвижников.
«Святой Николай», ХІ век, мозаика в Софийском соборе, Киев
Начиная с ХІ века Святого Николая изображают на фресках многих церквей, и среди наиболее известных — в росписях Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область).
В иконописи в изображении образа Святого Николая сложился определенный канон и его лик легко узнаваем.
Святого обычно изображали поясно, в левой руке он держит Евангелие, а правой благословляет. Позже появились небольшие изображения Иисуса и Богородицы над плечами святого, как на древнейшей иконе ХІІІ в. из монастыря Святой Екатерины на Синае (Египет).
Появление Иисуса и Богородицы в иконах святого связано с важных событием в жизни Николая. На Вселенском соборе в Никее в 325 г. было предано проклятию лжеучение Ария (арианство). Николай присутствовал на соборе как архиерей города Мир и ударил по щеке Ария, смутьяна и основателя еретического учения.
Так эта сцена изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Турции. Церковь осудила Николая за его поступок, лишила святительского сана и посадила в темницу. Но после видения отцам церкви, в котором Сам Господь вручает ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одевает на него омофор, Николаю вернули сан и воздали честь как великому Божьему угоднику.
Начиная с XIV века на иконах Святого Николая изображают клейма, в которых описывается житие святого.
- «Святой Николай Мирликийский с 16-ю клеймами о жизни святого»
В работах европейских художников Святой Николай как особо почитаемый святой часто изображен рядом с Мадонной.Что же известно о жизни святого?Родился Николай во ІІ половине ІІІ ст. в г. Патары в Ликии (современная Турция) и с самого рождения удивлял всех своим благочестием. Юношей он изучал богословие, постился, стал священником, затем епископом, и, наконец архиереем в городе Мир. Еще когда Николай был епископом в родном городе Патары, он совершил свое первое чудо.
В городе жил один купец, который разорился и находился в крайней нужде с тремя дочерьми. Отец не мог выдать замуж девушек и задумал сделать их блудницами. Николай, узнав о помыслах этого человека и желая избавить семью от греха и позора, ночью принес мешок золота на приданое сестрам и бросил в окно.
С тех пор Николая считают покровителем незамужних девушек. А этот эпизод стал популярен среди западных художников.
Амброджио Лоренцетти «Милосердие Святого Николая Мирликийского»
На картине Фра Анджелико изображены три сцены из жизни Николая: его рождение, проповедь перед горожанами и чудо с тремя девами.Второе известное чудо — спасение жителей города Мир от голода.Николай явился во сне богатому итальянскому купцу, который отплывал с кораблем пшеницы в другую страну, и повелел ему плыть в Миры. Купец проснулся утром с золотыми монетами в руках, и, вспомнив свой сон, поспешно привез свой драгоценный груз в Миры и спас город. Эта сцена показана на одной из самых лучших картин Амброджо Лоренцетти.Чудо Святого Николая — освобождение трех невинных мужей от казни вдохновило И. Репина на создание двух картин.Художник изобразил эту сцену, как она описана в житие святого. Согласно преданию, Николай явился в последний момент, когда меч палача уже был занесен над головами осужденных. Он вырвал меч и освободил от пут юношей, и никто не посмел ему воспротивиться, ибо «он был велик пред Богом и всеми людьми».
А вот эта же сцена в исполнении итальянского художника — Фра Анджелико, на его картине изображена еще смерть Святого Николая. Этот же сюжет — на фреске дивной красоты в сербском монастыре.
Мощи святого Николая еще в ХІ веке были перенесены из Мир в город Бар (Италия), что рассматривалось как «спасение» их из мусульманской страны.После смерти Николая его святые мощи продолжали совершать чудеса, многие направлялись в Миры преклониться перед ними. Однажды путешественники из далекой страны отправились морем на поклонение мощам и никак не могли доплыть, — то шторм, то буря, то болезни мешали им в дороге. И когда они отчаялись и готовы были повернуть назад, им явился Николай. Он сказал, что на корабле есть бочонок с елеем, полученный от бесов, когда они выльют елей в море, то благополучно доплывут до Мир. Так и случилось.Есть еще много картин со святым, но среди них есть одна особенная — это «Николай Чудотворец» кисти Н. Рериха. К его образу художник неоднократно обращается на протяжении всей своей жизни и этот святой для Николая Рериха — не только Небесный Покровитель.Художник наполнил картину глубоким духовным и философским смыслом. На зеленых крутых холмах, за стенами виднеющегося белокаменного города, стоит маленькая приземистая церквушка с одним куполом, на переднем плане — прямо на нас идет Святой Николай, рука его поднята в благословляющем жесте. Это древнерусский пейзаж — Николай только что проповедовал в городе и направляется в другой город Руси, он благословляет эту землю, благословляет нас и продолжает совершать чудеса.Н .К. Рерих в статье «Семь Святых» причислил Чудотворца к славной седмице святых:«Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости… Они трудились бесконечно. Они были здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем».
Великое почитание Святого Николая продолжается, и как говорит церковь, к заступничеству святого можно обращаться в самых безнадежных ситуациях. Вспомним самые необычайные свидетельства о чудесах святого, упомянутые в древних летописях.
В «Чуде о половце» рассказывается, как один киевлянин отпустил пленника-половца, которого заставил поклясться перед иконой Николая в том, что он заплатит за себя выкуп.
Половец нарушил клятву и ему несколько раз являлся Никола, наказывая за невыполненное обещание. Под впечатлением от видений святого и под влиянием родственников, считающих Николу «русским богом», половец принес выкуп.
Это поверье напоминает о древней византийской традиции принесения клятвы перед почитаемой иконой.
Алекса Петров. Икона «Никола Липенский» из храма Николы на Липне, Новгород, 1294, Новгородский музей-заповедник.
Сегодня, глядя на работы художников с изображением Святого Николая, мы говорим о канонах, смысле различных деталей, сюжетах и красках. Что ж, времена меняются. Но вера в чудеса — остается.В публикации использованы избранные материалы и фото сайта rossiyanavsegdaГлавная иллюстрация новости — Св. Николай, Франческо Гварди
Источник: https://artchive.ru/publications/1453~Chudesa_Svjatogo_Nikolaja_istorii_ikony_i_kartiny
Николай Чудотворец, отец-сутенер и говорящие деревья (энты)
?
Categories: Рождество близится!Поэтому изучаем житие Санта-Клауса с помощью картин и традиционной рубрики «омерзительное искусствоведение».
СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И ЭНТЫ
Однажды Святой Николай, он же Угодник, он же Чудотворец, он же Мирликийский, он же Барийский, он же Саруман Белый, он же Санта-Клаус шел по лесу.
Ему рассказали, что в этом лесу — говорящие деревья, и он решил на них посмотреть.
Потому что не дело это, когда ты волшебник епископ целой области, а у тебя там деревья разговаривают без спроса.
Мало ли к чему это может привести. Бывали уже случаи, проф. вон в курсе.
И действительно, оказался непорядок — деревья были одушевленными (населенными демонами). И росли около храма богини Артемиды (то есть в деревьях просто были дриады наверняка).
4 век от Рождества Христова на дворе, а богомерзкие олимпийцы со своими порнографическими подвигами (читайте предыдущие выпуски «омерзительного искусствоведения»!) все никак не отпускали людское воображение, все люди продолжали им поклоняться и приносить жертвы.
Конкуренция!А Николай же у нас пассионнарный проповедник христианства, у такого перед носом после вопроса «Здравствуйте, вы верите в Иисуса Христа?» дверь не захлопнешь — выломает вместе с косяком, дверным полотном из цельного металлического листа, коробкой, замковой зоной и запирающими механизмами.И дверной звонок оборвет, чтобы проводочки так висели печально: спасибо, если в глотку их не запихает.Поэтому это поклонение нехристям его, естественно, очень раздражало.Со святилищем Артемиды и деревьями надо было бороться!
Икона св. Николая, 13 век, Синай
Статуя Артемиды Эфесской (со множеством кормящих грудей — в том регионе явно ей не как девственной богине охоты поклонялись)
Поэтому Николай решил эти деревья, населенные демонами, изничтожить.А поскольку он был чудотворец с офигительной аурой святости, то половина демонов при его приближении сами с воплями сбежали.Прочие были упрямые (или деревья у них были самые кондовые), и сбегать не стали.
Паоло де Маттеис. Святой Николай рубит дерево, обитаемое демоном. Ок. 1727
Святой Николай достал топор и начал эти мерзкие языческие чардрева в богорощах рубить.Из павших деревьев демоны с воплями эвакуировались (в Европу — Францию и Англию, край друидов короче. Когда туда хлынула волна беженцев из Малой Азии, традиционные кельтские верования сильно активизировались, что в итоге привело к появлению на свет Мерлина).
Леонардо Кортона. Святой Николай и рубка почитаемых язычниками деревьев. 17 век.(Обратите внимание на рожицы демонов)
Когда кругом остались одни пни, Николай переключился на храм Артемиды неподалеку (прекрасный памятник древнегреческой архитектуры ионического ордера, 3 век до нашей эры, рельефы в позднеэллинистическом стиле, предположительно выполненные мастером «Лакоона»).И разнес его в мраморную крошку (у него как раз экскаватор в кустах случайно стоял, армяне из Сочи пригнали после окончания олимпийской стройки — девать было некуда).Осталось от этого храма даже меньше, чем от Пальмиры после предыдущего визита туда ИГИЛ (организации, запрещенной в РФ).
Святой Николай уничтожает храм Артемиды (сербская фреска 17 века)(Кукла в платье на постаменте — как раз статуя богини. Что за кирка у святого, как правильно называется?)
Автор его жития Симеон Метафраст (10 век) пишет про этот храм Артемиды:»Капище это, чудное своей красотой и величиной превосходящее остальные, было любимым прибежищем демонов. Потому-то святого охватила великая ненависть к тому капищу, и он смело восстал и разрушил не только все, что возвышалось над землей, но и стер его до самого основания: части, находящиеся высоко над землей, он обрушил, те же, что располагались ниже или под землей, рассеял по воздуху. Злые демоны дрогнули при приближении святого и, испуская вопль, бежали, жалуясь, что он их жестоко теснит и они принуждены покинуть свое убежище. Так святой сражался с демонами, и война эта с ними кончилась победой».А потом Николай радостный вернулся домой, в г. Миры Ликийские, и прекрасно пообедал.
Мораль: если живешь на Ближнем Востоке и в регионе появился явный дистабилизирующий фактор (и это не Шойгу), об финансовой подушке для эмиграции стоит задуматься заранее.
Статуя «Диана Версальская» (1-2 вв. н.э.). Вариант «как задумано автором» и вариант «после средневековых гопников».
СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И СУТЕНЕР СВОИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДОЧЕРЕЙ
До того как стать суперкрутым святым и прокачать харизму до 10 левела («харизма» от греч.
«дар от Бога», в религии — содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям; а не то, что есть у Ельцина и Навального, но нет у Хиллари Клинтон), так вот, до того, как стать прославленным чудотворцем, Николай был совершенно обычным юношей, жил себе в родном городе Патара (это в турецкой Анталье ныне), учил богословие и практиковал идейное вегетарианство, то есть постничество. Чудес совершать еще не умел.
И вот он узнал, что один человек из его города решил открыть бордель.Это был вдовец с тремя юными красивыми дочерьми, оказавшийся пороге нищеты.
Корнелис де Вос. Благодеяние св. Николая. 1640
Вообще, мысль о том, что «хорошо бы извлечь хоть какую-нибудь прибыль из этого бабьего царства» мелькает в головах и современных мужчин, имеющих явный перевес членов бесполезного пола в составе семьи (теряя подобие правдоподобия при раздумьях о том, в чем бы нишевом занять тещу).
А в ту эпоху, когда христианство лишь недавно перестало считаться «модной ересью», императоры сражались на арене в костюмах гладиаторов ради фана, а врагов убивали, засыпая их тоннами лепестков роз, с этим делом было намного проще. Женщина была имуществом, и точка.
Л. Альма-Тадема.
Розы Гелиогабала. 1888
Ситуация усугублялась тем, что этот сосед будущего святого Николая (наверняка соседа, городок маленький-то) был из знатного рода и прежде очень богат. Теперь ему попросту нечего стало есть и нечего стало надеть. Психологическое состояние этого банкрота вы представить можете.
Автор жития Николая св. Димитрий Ростовский пишет прямым текстом: «он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда, чтобы таким образом добывать себе средства к жизни и приобретать и себе и дочерям одежду и пищу».
Если бы о том, что в городе планируется новый публичный дом, да с молоденькими девушками, узнал бы Илья Варламов, он бы устроил себе туда пресс-тур и написал бы обзорный пост на свой стэндэлоун. Но девушкам повезло — Варламов о них не узнал, а узнал святой Николай.
Герар Давид.
Благодеяние св. Николая. 1500-е
Впрочем, сначала ситуация развивалась примерно так же, как было бы в случае и с Варламовым: когда стемнело, Николай выложил документы, взял много денег, обул удобную обувь, сказал маме, что идет пить пиво с друзьями, а сам отправился в Тот Самый Дом.
Как бордель он еще не начал функционировать: слухи, дошедшие до Николая, были очевидно промо-акцией.На некоторых картинах отец-сутенер изображается лежащим на одре болезни — видно, именно немощь не дала ему воплотить этот офигительный бизнес-план.
Неизвестный художник.
Благодеяние св. Николая. 18-19 вв. ?
Николай взял захваченный из дома кошель с золотом (его родители были богатыми) и бросил его в окно комнаты, где спали три девушки с отцом.Подобная нецелевая передача денежных средств обычно чревата осложнениями, однако в данном случае за развитием ситуации присматривал Господь Б-г, поэтому вышло все ок.(Рифма. Свежая и оригинальная.
Экспромт).Почему Николай дал денег таким нелепым способом?А) из скромности. Он не хотел, чтобы пошла слава о его благородном поступке.Б) из милосердия. Он знал, что чем выше позицию занимал человек в местном списке Forbes, тем стыднее ему будет принимать подаяние.
Мастер легенды св. Люсии. Благодеяние св. Николая.
1480-е
Наутро героический папашка проснулся, нашел золото, пришел в ужас, заплясал от счастья.Надеюсь, послал кого-нибудь из баб за едой и антибиотиками.Дальше нелогично (если по житию идти): вместо того, чтобы потратить эти деньги как-то разумно, рассредоточить, он вложил их в один-единственный проект.
Сделал приданым своей старшей дочери и быстренько выдал ее замуж. Несправедливость!Две остальные дочки принялись кусать локти, думать о том, как задушить папочку подушкой и т.п. Отсрочилась ли угроза стать проститутками ведь не ясно.
Кстати, почему я считаю, что дочери были несовершеннолетними? Потому что они оставались незамужними при всей своей красоте (а человек явно недавно разорился), и потому что у них не хватало смекалки встать раньше папы и забрать денег. Лет 11-14 где-нибудь.Николай идею выдать девушек замуж одобрил.
Житие гласит: «Святой Николай, узнав о том, что муж сей поступил по его желанию, возлюбил его и решил сотворить такую же милость и второй дочери, намереваясь законным браком оградить и ее от греха».Типа он изначально хотел, чтобы эти деньги пошли на приданое.Не верю: он бы сразу бросил три кошелька.
Наверняка это была просто гуманитарная помощь, на хлебушек.
Мазаччо. Благодеяние св. Николая. 1426
У меня подозрение: налицо откровенная манипуляция, которую провернул папашка над психикой неизвестного благодетеля.
Наверняка слух о золоте с неба и последовавшей свадьбе широко разошелся по ихнему селу, а мысль о двух оставшихся обездоленных девицах гвоздем должна засесть в таком советливом подателе милостыни.
И план сработал: наступила новая ночь, Николай, чувствовший свою ответственность за эту семью, взял новый кошелек и опять запундюрил его в окно того дома.
Дж. Маккети. Благодеяние св. Николая. 1556
Наутро отец проснулся —> подобрал деньги —> выдал на них замуж вторую дочь.Третья приободрилась — замаячила перспектива, что и ей повезет.
И начала молиться, чтобы неизвестного благодетеля по пути где-нибудь инфаркт не свалил, или пацаны в парадном не встретили с ломиком.Но Николай был молод и бодр!Он пришел в третий раз и снова бросил деньги в окно.
Тут-то его отец девушек и подстерег.
Амброджо Лоренцетти. Благодеяние св. Николая. 1330-е
Папа вполне резонно рассудил, что в четвертый раз, на приданое ему самому, денег уже никто не принесет, и решил узнать, кто благодетель на самом деле, может, что еще срубить можно.
Выбежал на улицу, увидел Николая, побежал за ним, упал в ноги, целовал испачканные дорожной пылью кеды (те самые, удобные, бесшумные, ТУТМОГЛАБЫ БЫТЬ ВАШАРЕКЛАМА), рыдал и благодарил.Николай его поднял с асфальта, сказал «пожалуйста, это все равно мои карманные, на ланч».
И взял слово, что никому этот человек о его благодеянии никогда-никогда ни за что никому-никому не расскажет.Разумеется, тот тслово сдержал, иначе откуда бы мы эту историю узнали?
Отличный штрих от bruxelloise_ru: в Брюсселе народ считает, что Св.
Николай не только деньгами помог, но и девственнось этим дочкам вернул, поэтому в Брюсселе он «отвечает» за девственность невест.
Так что, может, тот бордель и поработать успел немного…
Мораль: Никогда не пытайтесь понять, почему сёстры поссорились — все равно не поймете, что случилось-то серьёзного. И мирить их тоже не лезтьте.
Мастер Уттенхейма. Св. Мартин Турский и св. Николай. Ок. 1475
Если святой изображен держащим три желтых теннисных мячика — то это Николай, и в руках у него те самые кошельки с золотом.Дополнительная амуниция — остроконечная шапка (католическая епископская митра) и крутой посох с закручивающимся набалдашником. КСТАТИв одну из ночей, когда Николай кидался деньгами, он не рассчитал бросок. И кошель залетел слишком далеко, пролетев через всю комнату.А там на камине одна из дочерей как раз повесила постиранные папины носки сушиться (хорошая девочка).Мешочек с деньгами в этот носок и попал. (Наутро обыскались, очень перенервничали).Именно из этого сюжетапро несостоявшийся бордель и неудачную карьеру проститутоки ведет свою историюмилая традиция вешать на камин чулок для подарков Санта-Клауса.
- Счастливого вам наступающего Рождества!
- Предыдущие выпуски читайте по тэгу «омерзительное искусствоведение».
- трансляция вконтакте
Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/981122.html
Святой Николай Чудотворец и Николай Угодник: в чём разница?
Великий молитвенник и чудотворец. Славный подвижник и аскет. Защитник и ревнитель веры христовой.
Сокровищница добродетелей — Святитель Николай Мир Ликийских – один из самых почитаемых в нашей стране святых.
Его светлый образ, хорошо известный всякому христианину, можно найти в иконостасе каждой православной семьи. Сегодня нас совсем не удивляет тот факт, что самый почитаемый русский святой жил в Римской империи.
Житие Святителя
Согласно житию, святитель жил в 4 веке и был епископом при императорах Диоклитиане и Константине Великом в малазийском городе Мир Ликийском. Самые ранние редакции его жития датируется 8 веком.
Будущий епископ был единственным сыном родителей-христиан Феофана и Нонны, дарованным им по усердной молитве. Ему дали христианское имя Николай.
Уже с первых дней рождения святой показывал, что его путь – служение Богу. Так, согласно преданию, будучи младенцем, он по средам и пятницам вкушал материнское молоко единожды вечером. С детского возраста благочестивые родители внушали сыну христианские истины и закладывали основы богоугодной жизни.
Богатые природные дарования и добродетельная жизнь были явлены уже в отроческом возрасте. Юноша быстро освоил книжную мудрость, не участвовал в пустых беседах со сверстниками, греховных развлечениях, отличался целомудрием. Как строгий подвижник, молодой Николай проводил много времени за изучением Священного Писания, участвуя в церковных богослужениях.
Его дядя, епископ города Патары, провидя великого угодника Божьего, возвел молодого племянника в степень чтеца, а спустя время посвятил в священный сан. Молодой священнослужитель стал вести еще более аскетичную жизнь.
Когда при императоре Диоклетиане поднялись гонения на христиан, священник Николай был только возведен в сан епископа. Однако эта участь не минула и его. Он и другие прихожане Ликийской епархии были посажены в темницу.
Но и там святой Николай не оставлял своего пастырского служения: он морально поддерживал и утешал других заключенных, которые подвергались тяжелейшим пыткам или был осужден на смертную казнь. Господь сохранил в живых своего угодника, который после окончания гонений вернулся в свой приход в город Миры.
После смерти великого архиепископа в 1087 году мощи Николая Чудотворца были похищены из Мир Ликийских и перевезены в южный итальянский город Бари.
Вы можете прочитать полное житие Николая Чудотворца на нашем сайте.
В чём разница между николаем чудотворцем и николаем угодником
Строгому подвижнику и чудотворцу в земной жизни и в Царствие Небесном дано послушание приходить людям на помощь в их земных нуждах.
Своей быстрой отзывчивостью на любую беду, скорой помощью он снискал настоящую народную любовь. Так Великий Угодник Божий стал великим угодником среди русского народа.
В Святцах он указан как святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. В народе же его величают Никола Угодник.
Один и тот же святой
Народная память очень бережно хранит великое множество чудесных историй о помощи святого праведника. На Руси всегда говорили: «Трудно тебе, скажи Николе Милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому». Мирликийский Чудотворец – великий заступник перед Богом, защитник, который приходит на помощь в любую минуту. Его единственного так и величают, любя, Никола Угодник. Немудрено, что в нашей стране Никольские часовни и храмы можно встретить чаще других . В народе до сих пор верят, что именно по России ходит этот святой и в наше время.
Чудеса святителя при жизни и после неё
Весь земной путь святителя Николая был сопряжен с чудесами. Чудом является его рождение у престарелых родителей и трехчасовое самостоятельное стояние младенца в купели во время крещения. Чудесным было избрание его архиепископом города Миры в Ликии. Благодаря его усердной молитве происходило множество чудес. И все это совершалось по Промыслу Божьему.
Господь творит чудо через Своих великих угодников, которых мы называем Чудотворцами. «Дивен Бог во святых Своих», – сказано еще в Ветхом Завете (Пс.67:36). И в новозаветном откровении находим: Неудивительно, что святого называют Чудотворцем. Его молитвы и при земной жизни и после смерти сильны перед Богом.
В древнейших дошедших до нас списках на греческом, латинском и сирийском языках, рассказывается о различных событиях, случавшихся в жизни святого Николая. Все они характеризуют его как сокровищницу добродетелей и раскрывают его пламенную и отзывчивую на людские горести душу.
Из жития святого известно, что он спасал бедствующих на море. Во время паломнического путешествия на корабле к Святой Земле, священник Николай явил дар пророчества.
Он видел, как на морское судно взошел нечистый дух, который хотел погубить всех находящихся там людей. Поднялась морская буря. Святитель встал с остальными мореплавателями на молитву, и очень скоро наступила тишина.
После того, как буря утихла, в результате несчастного случая погиб молодой матрос. По горячей молитве Николая ко Господу, моряк воскрес.
Более того, практически любая остановка в каждом порту сопровождалась чудесами: проповеди, исцеление больных и изгнание бесов, утешение страждующих.
Епископ Николай явился во сне императору и тем самым спас троих невинных граждан от неминуемой смерти. В последний момент он своей властной рукой остановил палача. Ни один из присутствующих не посмел препятствовать ему. Всем было понятно, что на то воля Божья. Этот сюжет запечатлели в своих работах иконописец Дионисий и живописец Илья Репин.
Но, пожалуй, наиболее известный эпизод жизнеописания святого — спасение трех дочерей одного жителя г. Патары, оказавшихся у края голодной смерти.
Три раза крайняя материальная нужда могла заставить пойти каждую из дочерей по пути греха. Но в последнюю ночь на окне их дома удивительным образом появлялся мешочек с серебром, который подбрасывал тайный добродетель.
Позднее стало известно, что это был святитель Николай. Так, святой спас семью от голода, греха и позора.
Интересно, что именно эта история в западных странах породила мифического Санта Клауса, который тайком приносит на Рождество детям подарки, а также может исполнить все желания, если его очень просят. Прообразом Санты является именно Чудотворец Николай.
Уже после его блаженной кончины у его мощей в соборе Мир Ликийских стали происходить чудеса исцеления. Много случаев чудесной помощи расскажут в нашей стране и не только, когда святитель приходил на помощь в самую трудную минуту даже неверующим людям.
Это случилось в начале 20 века в Китае. В те годы город Харбин был обжит русскими эмигрантами, которые даже в железнодорожном вокзале поместили икону Николая Чудотворца. И вот одной весной на вокзал буквально влетел весь мокрый пожилой китаец, упал ниц перед образом святителя и со слезами что-то бормотал.
Как выяснилось, этот мужчина переходил реку по тонкому льду и провалился.
Несчастного уже затягивало ко дну, как он неожиданно вспомнил, что русские в сложных ситуациях просят о помощи того неизвестного старика, чье изображение он видел на вокзале.
Из последних сил несчастный взмолился: «Старик с вокзала, старик с вокзала, спаси меня!». Мужчина потерял осознание, а когда очнулся на берегу моря, то сразу побежал благодарить «старика с вокзала» за свое удивительное спасение.
Из подобных рассказов можно создать летопись его чудес в наши дни .
Еще одно явное чудо – это мироточение честных останков святого, которое началось практически сразу после кончины святителя и не прекращается вот уже больше полутора тысячи лет . Ежегодно в крипте барийской Базилики Сан Никола в престоле открывается специальное оконце и через него достают святое миро.
Итальянцы называют это миро манной. Как правило, миро не очень много – всего 200-300 граммов, реже – около литра. Впоследствии миро разбавляется святой водой и уже в церковной лавке все паломники могут его приобрести.
Так, великий православный святой своими мощами как бы связал христианский восток и запад , ведь почти 1000 лет город Бари является местом, где поочередно молятся то католики, то православные.
Почитание святителя на Руси
Святитель Николай играет огромную роль не только в жизни простых людей, но и в судьбах целых народов. Его имя так и переводится с греческого «победитель народов».
В жизнь нашего народа он вошел еще до христианизации Руси, после того, как первый русский князь Аскольд принял православие и крестился с именем Николай.
Святая равноапостольная княгиня Ольга над княжеской могилой возвела первый на нашей земле Никольский храм. В Корсуни в храме Николая Чудотворца крестился равноапостольный князь Владимир.
Это имя впоследствии носили многие правители России, в том числе два императора.
Сколько «имён» у народного святого?
В православном календаре память греческого чудотворца чтят два раза в год. Декабрьский праздник – 6/19 декабря – день его блаженной кончины. На Руси он имеет еще другое название – Никола Зимний. Иной раз так называли еще и икону, где святой изображен в митре, объясняя так: «Зимой же холодно, поэтому он и в шапке».
9/22 мая у христиан Никола Вешний (или Весенний). Этот праздник в календаре именуется Днем перенесения святых мощей из Мир Ликийских в Барград.
Резное изображение святого Николая Чудотворца
О чем молятся святому
Святитель для православных христиан – всегда верный помощник и защитник. Молитвы Николаю чудотворцу возносят в различных житейских нуждах:
- о спасении своей души;
- о крепком и благополучном браке;
- о помощи в поисках своей второй половинки;
- об увеличении заработка;
- о материальном благополучии;
- о даровании исцеления от болезней;
- его почитают как покровителя мореплавателей и всех путешествующих.
Для нас чудотворец и угодник Николай остается таким же скорым и добрым помощником, каким он был на протяжении веков для многих христиан. Поэтому, в случае беды, несчастья, болезни или других трудных житейских обстоятельствах, мы молимся любимому святому в надежде на скорую помощь.
Екатерина Маликова
Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatoj-nikolaj-chudotvorec-i-nikolaj-ugodnik-v-chjom-raznica.html
Николай Чудотворец
К СОДЕРЖАНИЮ
Изображение с сайта http://rossasia.sibro.ru/
Николай Чудотворец (Николай Угодник, Святитель Николай) (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.
_______________________
СПИРИНА Н.Д.
ВОПЛОЩЁННАЯ ПОМОЩЬ
Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»).
О значении великого понятия ПОМОЩИ Учение Живой Этики говорит: «Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничений пространства является трудом на соединение миров» (1).
«Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! …Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. (…) Так поймём, что каждый час, отнятый у себя, отнесён будет в будущее. (…) Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце» (2).
«Нужно помогать везде и во всём. Если препятствия к помощи будут заключаться в разделении политическом, или национальном, или кружковщине, или в веровании, то такие препятствия недостойны человечества. Помощь во всех видах оказывается нуждающимся.
Нельзя смотреть на цвет волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о веровании, когда нужно спасать от пожара. Все Заветы указывают насущность безусловной помощи. Ту помощь можно считать вдохновением истинным»(3). «…
Помощь утверждается в действиях»(4).
Святой Николай воспринимается как воплощённая Помощь, олицетворённая в одном человеке, который стал земным ангелом для людей.
«У всякой бабы свой сказ про Николу», — пишет в своей книге «Звенигород окликанный» Алексей Ремизов. И не только у бабы.
Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах.
Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания.
Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве. Предельно кратко выражено это отношение к Николе Милостивому в диалоге двух простых мужичков, приведённом у Ремизова: «А що буде, як Бог помре?» «А Микола святый на що?» — Здесь выражена непоколебимая убеждённость, что даже в таком невообразимом случае, как «Бог помре», Никола всё равно останется и не оставит.
Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества.
Святой Николай был предназначен Свыше для этого подвига, и когда однажды он захотел уединиться в монастыре и подвизаться там в молитве и безмолвии, глас Божий повелел ему идти в мир «на служение людям для их спасения». И, совершая подвиги милосердия, он при этом так избегал человеческой славы, что старался где только возможно «утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал».
Старинное Житие святителя Николая заканчивается такими словами: «Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник.
Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобождённых домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым — прозрение, хромым — хождение, глухим — слух, немым — дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, тёплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает и восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения».
Но святой Николай не только милостивый заступник, но и грозный «наказатель» обижающих, «обличитель всякой неправды». Он — «очень строгий святой», — говорят о нём иконописцы.
Где только мог, он восстанавливал справедливость, являлся в снах и вразумлял тех, кто допускал несправедливые приговоры. Так, один богач заподозрил своего слугу в том, что тот присвоил его золото, велел бить его и заковать в оковы. Слуга горько плакал и молил святого Николая помочь ему.
И святой явился ему во сне и обещал избавление, и оковы спали с его ног. В ту же ночь святой явился к его господину, указал, где лежало золото, и велел освободить слугу, что тот и сделал. Также спас он от казни трёх невинных людей, вырвав занесённый над их головами меч из руки палача.
От нападений врагов спасает чудотворец и людей, и города. Так спас он в древности город Можайск, и в память об этом чудесном заступничестве был создан особый образ «Николы Можайского» с мечом в правой руке и подобием города — в левой.
Многократно прекращал он губительные бури на море и спасал тонущие корабли. В Житии красочно описывается подобный чудесный случай.
«Однажды путники, плывя на корабле из Египта в Ликийскую страну, подверглись сильному морскому волнению и буре. Паруса были уже изорваны вихрем, корабль содрогался от ударов волн, и все отчаялись в своём спасении.
В это время они вспомнили о великом архиерее Николае, которого они никогда не видели и только слышали о нём, что он — скорый помощник всем, призывающим его в бедах. Они обратились к нему с молитвою и стали призывать его на помощь.
Святитель тотчас явился перед ними, вошёл на корабль и сказал: «Вы призывали меня, и я пришёл на помощь к вам; не бойтесь!» Все видели, что он взял кормило и стал управлять кораблём.
Подобно тому, как некогда Господь наш Иисус Христос запретил ветрам и морю, святитель тотчас повелел буре прекратиться, памятуя слова Господа: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит». Так верный слуга Господа повелевал и морем, и ветром, и они были ему послушны».
Там же, в Житии, рассказывается, как святой Николай вернул родителям утонувшего ребёнка. Однажды некий киевлянин плыл в ладье по Днепру с женой, которая держала на руках их ребёнка. По дороге она задремала, уронила ребёнка в воду, и тот утонул. Отчаянию родителей не было предела.
Отец решил, что это наказание за его грехи и горько в них каялся перед Богом и святым Николаем. Святитель откликнулся на горе безутешных родителей и совершил дивное чудо.
«Ночью он взял из реки утонувшее дитя и положил на хорах храма святой Софии живым и невредимым», где его утром и нашли.
В древнерусских народных духовных стихах святитель Николай именуется «кормитель-поитель нищей братии» и призывается сойти «с небесных высот на сыру нашу землю грешную». «Твои велики чудеса — у нас на святой Руси. В бедах и напастях ты сохраняешь, по морю плаваешь, врагов прогоняешь, в лесе заблудящиих на путь наставляешь. Во тюрьмы сидящих всегда посещаешь, в болезни лежащих ты исцеляешь».
Ремизов пишет: «Русский народ сказкой сказал о Николе: свою веру, свои чаяния, свою правду. Мудрый разделитель доли, заступник даже перед неумолимой Судиной, помощник в беде — ведь не всякий может вынести свою долю! — и в трудах: ведь не всякий может поднять назначенное судьбой!»
В одной из притч рассказывается, как явился Николе на коне с серпами в руках Ангел Господен.
«Время жатвы пришло, пробудись, стань и иди на свою землю!» «В страхе проснулся Никола, поклонился гробу Господню, где неустанно молился за род христианский, и, по морю ходящий, яко по суху, отошёл на Русскую землю. Не узнал Никола свою Русскую землю.
Вырублена, выжжена, развоёвана, стоит она пуста-пустёхонька, и лишь ветры веют по глухим степям — и не найти на ней правды. Уязвился сердцем Святитель, поднял посох и, скорый на помощь, пошёл по Руси.
Шёл из города в город, из деревни в деревню, с Волги-реки на Москву-реку, с Днепра на Поморье — заушал нечестивцев ариев — беззаконных правителей, забывших слово Божие, карал лежебок-тунеядцев и расточителей, не радеющих о своей родине, освобождал невинно заключённых в темницы, останавливал меч, занесённый над головою напрасно осуждённых на казнь, воскресил двух разрубленных отроков, одарил нищих детей погремушками, обошёл полевые межи, вывел к солнцу буйное жито, поправил яровые зелёные всходы, покрыл травой обогретую землю; и где вымокло, там подсушит, и где высохло, там дождём польёт; надоело коням стоять во дворе — выгнал в поле, в ночное — городи городьбу! А осень настала, загнал Угодник с поля коней и пошёл под дождём по трудным дорогам: там телега увязнет, там лошадь не вытащишь, — на всё надо помощь! Без него как без рук — не поднять мужику полевые работы. Всё, что сиро и слепо, одному ему видно. Попроси — выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь — живи не тужи!
В лапотках, седенький, с посохом, ходит так Угодник по Русской земле с вешнего Николы всю весну, лето и осень до самой Никольщины» (5).
От III века нашей эры и до сего дня не иссякает поток животворной помощи, исходящей от святителя Николая. И она не прекратится до тех пор, пока люди будут призывать её.
В одной из газет 1992 года («Литературный Иркутск», сентябрь) врач-хирург рассказывает, что во время одной из производимых им операций у больной произошло сильное кровотечение, которое не могли остановить, и она истекала кровью. В отчаянии хирург воскликнул: «Николай Угодник, помоги!» И внезапно кровотечение прекратилось. С тех пор он никогда не приступает к операции, не помолясь святому Николаю, и приучил к этому же всех своих ассистентов и сестёр.
Для Николы нет ни больших, ни малых дел помощи. Он не мерит малое и великое действо. Там, где нужда, там и помощь нужна. Великое сердце откликается на всё.
В этой же газете рассказывается, как во время войны в 1941 году он помог больной женщине донести до дома, где находились её голодные дети, мешок картошки в момент наступления врагов на деревню, явившись ей в виде незнакомого старика, когда она в отчаянии призвала его; оказав помощь, он тут же мгновенно исчез.
Навсегда врезался в память очевидцев случай, происшедший в городе Харбине (Китай) в мою бытность там. На харбинском вокзале находилась в зале ожидания большая прекрасная икона святого Николая; перед ней всегда горели свечи, которые ставили путешественники, прося благословить их на поездку.
Свечи продавали монах или монашенка из местных монастырей. И вот однажды пришёл к иконе простой китаец, стал покупать свечи в большом количестве, ставить их перед образом и класть земные поклоны. Люди заинтересовались и стали расспрашивать китайца о причине такого почитания.
На ломаном русском языке он поведал, что незадолго до того он переплывал во время бури реку Сунгари, на которой стоит город, лодка перевернулась и он стал тонуть.
И тут он вспомнил, что когда-то был на вокзале и видел там изображение чудного старца, перед которым молились люди, и в порыве отчаяния воскликнул: «Старика вокзала, помогай!» И тут же ощутил под ногами дно. И вот пришёл возблагодарить «старика с вокзала» и воздать ему поклонение.
Николай Рерих в книге «Врата в будущее» пишет: «Малыш тянется опустить в почтовый ящик письмо. Прохожий хочет помочь ему и видит на домодельном конверте каракули: «Николе Чудотворцу». Спрашивает:
- «Что это?»
- «Мама помирает, а никто не хочет помочь».
- И таким путём сердце малыша молит Николу Чудотворца, который и помог» (6).
- И вот такой молитвой кончаются «Николины притчи» в книге Алексея Ремизова «Звенигород окликанный». Закончим ею наш рассказ и мы:
- Милостивый наш Никола,
- где бы Ты ни был,
- явись к нам!
Скажи Спасу о нашей тяжкой страде…
- заступи, защити русскую землю!
- Благослови русский народ великим
- благословеньем своим
- на новую грядущую жизнь!
- 19 декабря 1993 г.
- _______________________
1. Община. 137.
2. Иерархия. 434.
3. Аум. 452.
4. Агни Йога. 625.
5. Ремизов A.M. Сочинения: В 2 кн. Кн. 1: Звенигород окликанный. М., 1993.
6. Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 60.
Источник: http://academy.facets.ru/nikolai.htm
Святой Николай Угодник Среднее время прочтения:
На юго-западе Малой Азии, на территории современной Турции, некогда существовало богатое государство Ликия.
Персы, Александр Македонский, династии Птолемеев — кто только не имел отношения к её истории… Но одна из самых ярких её страниц связана не с войнами и смертями, а с человеческой добротой и благородством.
Здесь, на берегах Средиземного моря, в III веке родился человек, которого мир знает сегодня как святого Николая Чудотворца и даже как «Рождественского Отца».
…Во второй половине III века на берегу Средиземного моря, в городе Патара, в богатой семье родился сын Николас (Николай). Он рано посвятил себя служению Богу.
Юноша был посвящён в духовный сан и много занимался благотворительностью, совершил паломничество в Палестину. По пути Николай обнаружил в себе дар творить чудеса: укротил бурю на море, воскресил разбившегося матроса.
По возвращении он поселился в родном городе Мира и вскоре его назначили архиепископом.
— Salik.biz
Много чудесных дел совершил Николай. Он спас Миру от голода, явившись во сне купцу, вёзшему морем хлеб для продажи, и уговорив его пожертвовать зерно — груз целого корабля — умирающим от голода жителям Миры.
Николай помог морякам на море во время шторма, уберёг от разврата девиц, помог усмирить восстание в одной из областей Фригии.
Во времена правления римского императора Константина Николай, явившись на место казни трёх невинно осуждённых горожан Миры, выхватил меч из рук палача и всенародно обличил подкупленного судью.
Получивший от родителей большое состояние, Николай всегда помогал бедным и несчастным. Слава о нём разнеслась по другим странам. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: всегда находил их и возвращал к жизни.
Существует предание о трёх сёстрах. Неподалёку от церкви епископа Николая жили три сестры, отец которых был очень беден и не мог дать своим дочерям никакого приданого. А без него они не могли выйти замуж. Однажды холодным рождественским вечером сёстры завели разговор о том, как же им выйти замуж.
Старшая решила продаться в рабство, а на вырученные деньги дать приданое любимым сёстрам. Но те не соглашались. Их разговор через открытое окно услышал проходящий мимо Николай. Он сходил в церковь, взял кошелёк с золотом и подкинул в окно дома, где жили сёстры. Приданого хватило для одной из них. Через год в тот же день св.
Николай подкинул кошелёк, и средняя сестра вышла замуж.
На третий год Рождество выдалось очень холодным, окна во всех домах были закрыты, и Николай забрался на крышу дома и кинул кошелёк в дымовую трубу.
Младшая сестра только что постирала чулки и развесила на верёвке у очага. Кошелёк угодил прямо в чулок. С тех пор так и повелось.
Каждый год рождественским утром бедные семьи Миры находили у порога яблоки, сладости и игрушки, положенные в яркие чулки.
Между тем в городе никто не догадывался: кто же этот загадочный человек, помогающий бедным и сиротам. И придумали образ доброго старика с мешком подарков, который спускается с горы Бейдалары и помогает жителям Миры. Моряки видели в святом Николае покровителя и защитника, крестьяне — участливого помощника.
Существует немало описаний внешности Николая — высокий лоб, заботливый взгляд пастыря, в котором преобладает то мягкость, то строгая проницательность.
Рекламное видео:
Николай умер в глубокой старости в Мире и был похоронен в местном соборе. После смерти он был причислен клику святых, а его мощи — одна из самых чтимых христианских святынь.
В XI веке Мира страдала от турецких набегов. Всё христианское осквернялось или предавалось огню. И тогда христиане тайно вывезли мощи чудотворца в итальянский город Бар (ныне Бари). Произошло это 9 (22) мая 1087 года.
Этот день на Руси отмечается как праздник Перемещения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Существует предание: когда саркофаг св.
Николая открыли, чтобы увезти его мощи, оттуда исходило такое благоухание, что несколько дней весь город был окутан дивным запахом.
Некоторые учёные, в основном турецкие, высказывают предположение, что мощи, вывезенные в Италию, не принадлежали св. Николаю. Они объясняют это тем, что во время многовековой исламизации страны значительная часть ценностей из церкви была спрятана христианами в разных местах.
И скорее всего саркофаг св. Николая мог быть указан ими неверно с намерением сохранить святыню от возможного осквернения. Учёные не исключают и такой версии: мощи св. Николая до сих пор находятся здесь, в церкви, но скрыты глубоко под грунтом.
Ведь церковь многократно перестраивалась.
Во время арабских набегов IX века церковь Св. Николая в Мирах была сильно разрушена, но два века спустя её практически восстановили — фрески и мозаики вновь засверкали на её стенах. Однако с годами церковь заносило песком, и она погружалась в забвение.
В 1853 году представители Российской империи, среди которых была княгиня Анна Голицына, выкупили участок земли вокруг церкви, чтобы основать русскую колонию в монастыре Св. Николая. Договор о продаже земли с представителями Османской империи был подписан, и начались раскопки церкви.
Однако вскоре началась Крымская война, и турецкие власти подписанное соглашение отозвали.
Лишь в 1951 году учёные из Университета Анкары приступили к восстановительным работам. Сегодня уже можно любоваться небольшой, но величественной частью воссозданной церкви.
Несмотря на то что разрушения были значительные, всё же удалось реконструировать главное: мощные колонны, поддерживающие массивный купол. Сохранился и саркофаг, где был похоронен св. Николай. (Хотя споры о его подлинности продолжаются.) На желтоватом мраморе выбиты рисунки, похожие на причудливые цветы.
Искусные византийские мастера передали красоту жизни и бессмертия, создав для святого изысканную по красоте последнюю обитель.
Долгие годы учёные не могли прийти к единому мнению: тот ли это саркофаг или более позднего периода, действительно ли в нём находились мощи св. Николая?!
Совсем недавно, проведя кропотливую работу по изучению саркофага, всё же установили: крышка его несомненно относится ко времени жизни св. Николая. Отверстие на верхней стороне имеет воронкообразную форму, которую можно встретить только на саркофагах византийского периода. Напротив воронки в полу саркофага имеется отверстие.
В давние времена внутрь заливали церковное вино и масло. Масло скапливалось внутри и потом использовалось для заполнения специальных сосудов, приносимых паломниками. Крышку саркофага украшают мастерски вырезанные в камне листья аканта — ещё одно из доказательств, потому что в дальнейшем крышки имели другую форму («клине»).
В церкви с двух разных сторон находятся часовни. В одной из них чудом сохранилось захоронение под арочным сводом. На крышке саркофага — надписи на церковнославянском языке. Учёные датируют их XIX веком.
Известно, что эта плита была пожертвована церкви русским царём Александром II. Он принимал участие в финансировании реставрации церкви в 1863 году.
Текст на крышке саркофага гласит: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал смиренном высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спаситеся душам нашим».
К сожалению, резчик, делавший надпись, не был знаком с кириллическим алфавитом, и оттого сделал немало ошибок и неверно изобразил некоторые буквы. Но всё же смысл написанного вполне можно понять.
Культ Николая проник на Русь очень рано. В 882 году в Киеве уже существовала купеческая церковь в честь св. Николая. День перенесения мощей чудотворца в Бари на Руси стал весенним праздником, который в народе называют Никола вешний, весенний Николин день, Никола травяной, тёплый.
Вешний Никола известен и как «лошадиный праздник». Никола — покровитель урожая, земледелия, безотказный помощник в делах и заботах крестьянских.
Праздник отмечали так: лошадей выгоняли в поле, священник служил специальный молебен, после чего конюхи и лошади окроплялись святой водой. Парни в первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров справляли свой нехитрый пир.
После заката солнца прибегали и девушки. Надзора со стороны старших не полагалось, и молодёжь на полной свободе водила хороводы, пела песни и плясала до утра.
В это время устанавливалось лето и определялся сев яровых хлебов. О предстоящем урожае судили по поведению лягушек. Если на Николу заквакают лягушки — хороший будет овёс. «В Николу лягушка квачет — овёс скачет», «Если ольха зацвела — сей гречиху», «До вешнею Николы не следует купаться».
Великая милость, если в Николин день дождь польёт.
- Батюшка Николай!
- Давай дождя большого!
- На нашу рожь,
- На бабий лён
- Поливай ведром!
В Древней Руси Николай Чудотворец почитался и как небесный покровитель в делах военных, как неустанный защитник в борьбе с врагами Отечества.
На некоторых иконах Николай изображается с грозно поднятым мечом в правой руке. Но самый распространённый культ этого святого — его морское, водное покровительство.
Строилось много церквей любимому и чтимому святому Николаю и назывались они «Николами Мокрыми».
Редко в каком доме не стояла икона св. Николая в красном углу рядом с иконой Спасителя и Богоматери. Русские люди всегда верили: «Нет за нас поборника супротив Николы», «Попроси Николу, и он скажет Спасу».
Потому и говорили о нём: «Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит доле», «Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому — один в четыре года», «Николай — второй после Бога заступник. Покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от всех бед и несчастий».
Русский народ сложил не только множество пословиц и поговорок, связанных с именем Николая, но и легенд. Например, о купце Садко и Николае Можайском, о соперничестве св. Николая с Ильёй-пророком…
День смерти Чудотворца — 19 декабря — дал рождение другому русскому празднику: Николы зимнего, холодного. В эпоху крепостного права день зимнего Николы являлся сроком уплаты оброка и других податей. По санному пути отвозили крестьяне хлеб, мясо, молоко, а также вносили оброчные деньги. До наших дней дошла поговорка: «Николин обоз для боярской казны дороже золота».
В Николин день заканчивались все работы на поле, урожай получен, крестьянин подсчитывал — хватит ли его до нового урожая. В деревнях в этот праздник священники ходили по домам с молебнами.
В западных губерниях России существовал обычай сучить большую — 15–20 килограммов — мирскую свечу Николаю. В зимний Николин день полагалось есть мёд в сотах. Воск, оставшийся от трапезы, собирали по домам, чтобы получилась большая мирская свеча. Затем её приносили в церковь и ставили перед иконой святого.
В урожайные годы праздновалась Никольщина: из зерна нового урожая варили пиво, пекли пироги и 3–4 дня шло общее веселье. «В Николин день во всяком доме пиво», «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзьями», «Никольскую брагу пьют, а Никольское похмелье — бьют», «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор».
С зимнего Николы начиналось время сватовства. Служили молебны те, кто думает женить или жениться.
В этот важный в жизни молодого человека момент старики их учили народной мудрости: «Выбирай не невесту, а сваху», «Одна только сваха за чужую жизнь божится», «Не заламывай рябинку не вызревшу, не сватай девку, не вызнавши», «Один женился — свет увидел, другой женился — с головой пропал», «Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись», «Доброю женою и муж честен».
На Николу вечером не работают. Молодые собирались на посиделки. Молодцы просили девушек спеть песенку, особую. После того как она заканчивалась, парни предлагали целоваться, и девушкам отказываться нельзя было: «Сама спевала, сама и целовала».
В народе сложено много примет на Николин день: «Хвали зиму после Николина дня», «Первые морозы — Никольские», «Перед Николой иней — овсы хороши будут», «Иней на Николу — к урожаю».
Из книги: «100 великих праздников». Елена Олеговна Чекулаева
Источник: https://salik.biz/articles/35674-svjatoi-nikolai-ugodnik.html