Святой христофор, ганс мемлинг, 1484

natabeluПост о «Страстях» мне до сих пор выходит боком: один товарищ, его прочитавший, решил, что упомянутый мной Святой Христофор Псеглавец — ужасное порождение моего кощунствующего умища. И мне было откровение: возможно, не он один так подумал про Христофора. Мол, мало ли что я там болтаю.Святой Христофор — это мой любимый святой. Неудобно как-то такое говорить — «любимый святой» — ведь в Бога я, хм, не верую, в святых, соответственно, тоже, и ко всем божественным историям отношусь как к литературе. Этот мир для меня существует, как существует, например, мир Анны Карениной и прочие фантомы. Не могу сказать, что божественное так же сильно меня занимает. Но с удивлением замечаю, что нынче мало-мальское (как в моём случае) знание предмета в сознании окружающих почему-то связывается именно с истовой верой. Я даже не рассказываю, что интересуюсь религиозной живописью, потому что пришлось бы вдаваться в подробности о том, что этот интерес не следствие религиозности. Но поди объясни. Человек желает поставить штамп на другого человека — иначе он его при встрече не узнает. Все ярлыки, которые навесили на одну только бедную меня, не поместятся на могильной плите. В этих дурацких условиях у меня язык не поворачивается говорить о каких-то «любимых святых». Так вот, возвращаясь к «Страстям».  Не в порядке продолжения дискуссии, а исключительно от невозможности сдержать огорчение: не могу не сказать, что этот комментарий уважаемой френдессы, — «То, что «страсти по» не ассоциируются у населения со страданиями Христа — это факт. И, скорее, позитивный. Значит, еще не совсем оболванила нас РПЦ» — меня просто прибил к полу и так до сих пор и не отпускает. Ведь в таком случае если кто-то вдруг не вспомнит, какой нынче год от Рождества Христова, или не сможет продолжить фразу «в начале было…» — это тоже будет победа над РПЦ; глупея, мы не просто так глупеем, а противостоим, оказывается, оболваниванию. Между тем нынешняя РПЦ — это всего лишь небольшая бородавка на морде нашей жизни по сравнению с христианской культурой, с которой — я про культуру, не про бородавку — мы все  (ну, многие, многие) связаны, даже если не чувствуем этого, и сводить какие-то мелкие счёты с церковью посредством целенаправленного отупения по меньшей мере недальновидно.Это было долгое предисловие к короткому рассказу о Святом Христофоре — чтобы к нему отнеслись с должным уважением, если не с должным интересом.Христофор потому мой любимый святой, что мне его жалко: он самый неудачливый неудачник. Изображаемый православными с собачьей головой, Христофор был чем-то вроде досадного, неуместного привета от язычников, и потому иконы с Христофором изгонялись из церквей, записывались (иногда собачью голову записывали человеческой) или уничтожались. И Ватикану он не пришёлся по душе: его понизили в звании, вычеркнули из календаря и почитают только «на местах». Их Христофор тоже страшен. По одной версии он сам попросил зверскую голову, потому что был слишком хорош лицом и этим вводил в соблазн, по другой был представителем песьеголового племени людоедов. Зато та приятная часть его путаной легенды, где Христофор представлен именно как «Несущий Христа» (он переносит Младенца через водный поток), дала прекрасную возможность, забыв о пёсьеголовости, изображать этого молодца в самом симпатичном виде: матёрым человечищем с дитём на плечах. Очень забавно, что среди других святых Христофора и узнаешь-то иногда только по маленькому Иисусу (Мадонна, между прочим, доверяла Младенца не всякому, их можно по пальцам пересчитать). Христофор был очень сильным, но Младенца тащил на себе с трудом, потому что к Младенцу прилагались все тяготы мира.Я собирала «картинки» с Христофором и Христом, когда мне надоедало тасовать бесчисленных Мадонн. Посмотрите, какой прекрасный! Христофор неизвестного испанского мастера 14 века: Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Христофор неизвестного фламандского мастера:

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484 Святые неизвестного немецкого мастера (видите — два младенца): Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Таддео Гадди (1290-1366): Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Христофор Конрада Вица (1400-1446):

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484 

Христофор Босха (1450-1516) — с рыбой!

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

  • Фламандская миниатюра, 1438: Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484
  • Бартоломео делла Гатта (1448-1502), Мадонна и святые: Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484
  • Ханс Мемлинг (1440-1494):

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484 

Козимо Тура (1430-1495):

  Маттиас Грюневальд (1470-1528) — найди Христофора:

Для разнообразия — деревянная скульптура. Алонсо Берругетте (1488-1561):

Иоахим Патинир (1480-1524):

Лукас Кранах Старший (1475-1553):

Квентин Массейс (1465-1530):

 Ханс Бальдунг Грин (ок. 1484-1545):

 

Джованни Беллини (1430-1516):

Другой Христофор Беллини:

  1. Весь полиптих для красоты:
  2. Якоб Корнелис ван Остзанен (1472-1533):
  3. Пинтуриккьо (1454-1513):

Мастер H.L., ок. 1505-20:

Дирк Баутс Младший (1448-1491):

А в триптихе оно так:

Джованни Антонио Порденоне (1484-1539):

Христофоры Альбрехта Дюрера (1471-1528):

  • Чима да Конельяно (1459-1518):

Ян Мостарт (1474-1556): В стиле Мастера Женских Полуфигур, ок. 1525-50:

Крупный план, кракелюрчики:

Доменико Беккафуми (1484-1551):

 

Лоренцо Лотто (1480-1556):

Тициан (1490-1576):

  Крупный план:  

Рубенс (1577-1640):

  1. Орацио Джентилески (1562-1639):
  2. Хосе де Рибера (1591-1652):
  3. Адам Эльсхеймер (1578-1610):

Неизвестный немецкий художник, 17 век:

Крупный план:

Источник: https://natabelu.livejournal.com/316729.html

Православный рыцарь с картины Мемлинга

Светлой памяти протоиерея Игнатия Пекштадта 7 мая, в Светлую субботу, отошел ко Господу протоиерей Игнатий Пекштадт – достойный служитель Церкви, фламандский священник, который доказал, что Православие может существовать в Западной Европе не как культурный атавизм национальных диаспор, а как слово о Христе, внятное и органичное и всякому коренному бельгийцу с живой совестью. Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Отец Игнатий Пекштадт, Дмитрий Гасак, отец Георгий Кочетков. Гент, 2002 год

Read this in English

«Сначала не веришь, что такие люди есть, а потом – что их нет». Так сказала моя подруга Ксения, когда мы узнали о кончине отца Игнатия. Нам посчастливилось навестить его прошлым летом, во время путешествия по Бельгии с деканом нашего богословского факультета Зоей Михайловной Дашевской. Она называла отца Игнатия не иначе как рыцарем и непременно настаивала, чтобы мы заехали в Гент.

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Так выглядят кварталы бегинок в Генте. По улице Черного кота мы вышли к храму Св. апостола Андрея

Именно здесь в 1973 году успешный юрист, которого общение с представителями русской эмиграции вдохновило стать православным священником, арендовал под храм помещение в каменном доме XVII века, некогда принадлежавшем бегинкам (благочестивым мирянкам, жившим при монастырях), а позже – ордену розенкрейцеров.

Сегодня основанный отцом Игнатием приход – один из старейших в Бельгии и известен далеко за ее пределами.

Его нынешний настоятель – зять отца Игнатия протоиерей Доминик Вербек с супругой Мартин принимали нас очень радушно, после вечерни пригласили к себе домой на ужин, а на ночлег разместили в гостевой комнате, расположенной здесь же, непосредственно над храмом, в доме розенкрейцеров.

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Вход в дом, где отец Игнатий основал свой приход

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Отец Доминик рассказывает, как все начиналось

Одна из особенностей прихода Святого апостола Андрея – что богослужение здесь с самого начала велось на фламандском языке, благодаря чему приход собирал самых разных людей и стал уникальным духовным центром в Западной Европе.

В традиционно католических или протестантских странах православные приходы разных юрисдикций чаще всего собираются по национальному принципу: румынские, греческие, русские. Богослужение ведется на языке диаспоры и церковная жизнь, сводясь к общению на культурной и национальной почве и нередко замыкаясь внутри прихода, теряет какое-то важное измерение.

Поэтому интерес к богослужению на местном языке (в данном случае фламандском) и вообще внимание к литургической проблематике, внятности и осмысленности молитвы означает определенное понимание христианства – не как культурного или национального атрибута, не как религиозного фона жизни или наследия предков, но как определенного способа жить, не закрытого ни для одного человека, то есть собственно евангельское понимание. И в этом нет ни пренебрежения к национальным или культурным особенностям, ни ухода от ответственности за свою поместную церковь. Скорее, наоборот.

Отец Игнатий принимал активное участие в деятельности Православного братства Западной Европы (долгое время его возглавлял известный французский богослов Оливье Клеман).

Одной из задач братства было объединение православных христиан разных национальностей и церковных юрисдикций, содействие общению и духовному единству между ними.

Причем для отца Игнатия в этом стремлении к единству на первом месте всегда были не какие-то внешние, скажем, юрисдикционные, вопросы, но сама проповедь Христа и полнокровная христианская жизнь как то, что способно объединять людей на глубине.

Благодаря Западно-Европейскому братству с отцом Игнатием познакомился наш духовный попечитель, ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков.

«Отец Игнатий – выдающаяся, замечательная личность, человек, который не мог не вызвать восхищения просто от того, что и как он делал, как он жил, – вспоминает отец Георгий.

– Прежде всего, конечно, вспоминается его благородство и рыцарство, его самоотверженность, его жертвенность, его какая-то очень деликатная сдержанность и в то же время щедрость в общении.

Он принимал у себя дома, принимал у себя на приходе, он делал все, что нужно было, для паломников, для прихожан. Да, с западным акцентом, конечно.

С западным акцентом – это значит экономно, сосредоточенно, без суеты, с человеческим достоинством, то есть он действительно мог бы быть примером для любого западного человека, он был таким, каким должен быть западный человек, современный западный человек, ведь многие западные люди сейчас совсем другие. Он и матушка Митта всегда были в этом смысле образцом.

Дело его жизни – воплощение православной веры в западном контексте, внутреннем и внешнем.

Он был человек западного происхождения, совершенно западный по культуре, по жизни, по своим корням, и для него было принципиально важно осуществить этот синтез вселенского христианства: в отдельно взятом человеке, в отдельно взятом приходе, в отдельно взятой стране – Бельгии – и в отдельно взятой епархии.

Для него дело Православия было самое личное его дело, самое внутреннее, можно даже сказать, интимное дело – не в том смысле, что он что-то скрывал, а в том смысле, что он к этому относился трепетно и очень глубоко. Он был очень активен, он ничего важного не пропускал.

Если приезжал целый автобус на какой-нибудь съезд Русского студенческого христианского движения или особенно Православного братства Западной Европы, то можно было сказать наверняка, что этот автобус с прихожанами отца Игнатия. Много православных приходов в Западной Европе, но такого, как у него, не было. Это был действительно один из центров вот этой православной церкви, которая народилась в Центральной и Западной Европе прежде всего благодаря трудам первой волны русской эмиграции».

В тот день, когда мы видели в Генте 89-летнего отца Игнатия, их с матушкой Миттой привезла на литургию из соседнего городка Экло дочь Мартин. Она рассказала, что родители по-прежнему стараются не пропускать ни одной литургии.

Читайте также:  «весна», джузеппе арчимбольдо — описание картины

Мы передали отцу Игнатию поклон от отца Георгия (в последний раз они встречались в 2002 году, когда в Бельгию приезжало братство «Сретение»), а также пару книг, в том числе сборник переводов православного богослужения на русский язык.

Отец Игнатий попросил нас подписать, что это подарок от отца Георгия, и слабым радостным голосом продиктовал нам на диктофон такие слова: «Дорогой отец Георгий, я всегда помню наши общие встречи и отдельные моменты особенно.

Мы молимся и просим Бога благословить ваше Братство и Русскую православную церковь и надеемся, что мы будем встречаться на святой Литургии каждый день».

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Протоиерей Игнатий Пекштадт и Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Матушка Митта нашла в альбоме отца Игнатия фотографии из храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, где служил в 1990-е годы отец Георгий

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Записные книжки отца Игнатия

После литургии отец Игнатий с супругой пригласили нас к себе домой. Матушка Митта усадила нас пить кофе. Рядом на диване отдыхал отец Игнатий, которого она заботливо укрыла пледом. А нам принесла огромные стопки его дневников и фотоальбомов.

Мы сидели в светлой комнате и разглядывали записи отца Игнатия о событиях его жизни, о самых разных людях, с которыми он встречался, читали, насколько хватало нашего знания немецкого и французского, его впечатления и наблюдения.

Матушка нашла записи о встречах с отцом Георгием и фотографии из поездок отца Игнатия в Москву.

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Дома у отца Игнатия и матушки Митты. В центре – их дочь Мартин. 26 июля 2015 года

Их дом в Экло находится ровно посредине между Гентом и Брюгге. Отец Георгий говорит, что это не случайно, так же как в Генте не случаен «Гентский алтарь», а в Брюгге – музей Мемлинга, что «в отце Игнатии есть что-то от замечательных образов братьев ван Эйков и Ганса Мемлинга».

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Ганс Мемлинг. Святой Христофор. Центральная часть триптиха алтаря часовни в церкви Св. Иакова в Брюгге. 1484

Ганс Мемлинг. Диптих Мартина ван Ньювенхове. Госпиталь св. Иоанна, Брюгге. 1487

Все документы

  • Вестник СФИ
  • Каталог библиотеки
  • Абитуриенту

Источник: https://sfi.ru/sfi-today/article/pravoslavnyi-rytsar-s-kartiny-miemlingha.html

Ганс Мемлинг: Страсти Христовы — Православный журнал "Фома"

– Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Страстная неделя – время, которое для каждого христианина является, наверное, самым важным в году.

Ничего удивительного нет в том, что к теме Страстей Христовых очень часто обращаются самые разные художники, композиторы, режиссеры – словом, люди-артисты. Так было всегда.

Есть масса полотен, посвященных Страстям Христовым, авторы которых – средневековые художники. В эпоху Возрождения это тоже одна из самых значимых тем в живописи, в скульптуре.

Очень яркий пример – «Страсти Христовы» Ганса Мемлинга. Большое, многособытийное полотно. И все события Страстной недели на этом полотне разворачиваются в декорациях типичного фламандского города XV века.

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

С одной стороны, это очень странный шаг, ведь когда мы говорим о Страстях Христовых, мы имеем в виду Иерусалим первого века нашей эры.

С другой стороны, это вполне типично и для средневековья, и для эпохи Возрождения, когда Евангельские события переносятся в декорации того времени, когда живет сам художник.

Ведь он рассказывает об этом, прежде всего, для своих современников и таким образом актуализирует события и подчеркивает, что они имеют самое прямое отношение к нам, живущим здесь и сейчас людям.

О том, как появилось это полотно, какую роль оно сыграло в судьбе Мемлинга, кто такой сам Мемлинг и почему в связи с ним говорят о Северном Возрождении, фламандском Возрождении – обо всем этом мы говорим с Тимофеем Китнисом, историком, богословом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе. Здравствуйте!

– Здравствуйте.

– С чего начнем? С Мемлинга?

– Думаю, да. Сам Ганс Мемлинг – немец по национальности. Считается, что как художник он сформировался в Кельне, под влиянием другого очень известного немецкого художника Стефана Лохнера. До сих пор те, кто посещает Кельнский собор во имя Пресвятой Богородицы и апостола Петра, могут увидеть замечательную работу Лохнера «Поклонение волхвов».

– А где она там расположена?

– Она находится с правой стороны, там есть отдельный придел, посвященный Божией Матери и двум Кельнским святым, покровителям города – святому Гериону и мученице Урсуле. И уже там можно увидеть то, о чем вы говорили.

Все они – и святой Герион, и Урсула, и волхвы изображены в одеждах современников Лохнера и Мемлинга.

Это одна из черт, которая характерна для раннего Северного Ренессанса, для художников Германии и Нидерландов в первую очередь.

– О каком периоде времени идет речь?

– Это первая половина XV века. Более известным Мемлинг становится тогда, когда он уже гражданин Брюгге – с 1465 года. Брюгге в то время – политическая столица Великого герцогства Бургундского. И конечно, Брюгге – это самый богатый город того времени. Его называли «северными воротами Европы». В то время там правил знаменитый Карл Смелый.

Это последний герцог великой Бургундии. В то время там расцветали ремесла и художества. Достаточно вспомнить свадьбу Карла Смелого, которая была устроена в Брюгге. Представьте себе картину: Карл сидит вместе со своей невестой, а вокруг феерия.

Мастера Брюгге сделали такой огромный двенадцатиметровый металлический стержень, из него выезжали время от времени искусно изготовленные козлы, которые танцевали, волки играли там на флейтах. Вокруг гигантского стержня обвивался гигантский дракон, из пасти которого вылетали живые птицы. Их тут же подстреливали и подавали к столу.

А этого дракона поражал гигантский Геракл. В каналы Брюгге заходили суда, были фейерверки… В течение недели все, кто был в городе, могли просто есть и пить за счет щедрости Великого герцога.

– Фантастика!

– Да. И вот в это время, когда Брюгге – самый богатый город Европы, здесь процветает живопись.

В это время здесь работал другой великий фламандец, Ян ван Эйк, отец масляной живописи (масляная живопись рождается здесь, в Нидерландах). И в 1465 году сюда приезжает Мемлинг, становится гражданином города.

Он поступает художником в Гильдию святого Луки, творит, пишет свои произведения. Он очень долго работает здесь в госпитале и монастыре во имя святого Иоанна.

Сам по себе Мемлинг был очень скромным человеком. Многие свои работы он подписывал специфически, по-немецки это звучало «Wie kann ich», что можно перевести как «Простите, как смог, так и написал». Так сказать, простите автору его ошибки, как говорили средневековые испанские драматурги.

– А именем своим он подписывался при этом?

– Иногда подписывался, иногда нет. Но благодаря тому, что Брюгге был в то время по сути столичным городом, одним из известнейших на то время в Европе, работы Мемлинга стали быстро расходиться, его заметили.

Никуда из города он потом уже не уезжал, там он прожил всю жизнь, там он и похоронен. Кстати, в том госпитале и монастыре сейчас находится его музей, где можно видеть его картины.

В Брюгге он женился, вырастил троих детей…

Внешне он прожил жизнь довольно незаметную. Про него, правда, несколько позднее, когда его имя стало известным, стали складывать легенды. О том, например, что он якобы участвовал в известной битве 1477 года при Нанси, где погибли и Карл Смелый, и само Герцогство Бургундское.

Та картина, о которой мы говорим, «Страсти Христовы», была написана Мемлингом в 1470 году. Это время творческого расцвета художника. Ему 40 лет, он находится, возможно, на пике своей известности. И сама эта работа чрезвычайно любопытна.

Во-первых, что касается Мемлинга, то он первым из авторов Северного Возрождения стал писать пейзаж в своих работах. Во-вторых, как вы уже заметили, действие Страстей Господних проходит непосредственно в городской среде. Это не Иерусалим – это Брюгге.

И в принципе, в нем можно узнать любой нидерландский город.

Вообще, что такое «Страсти Христовы» как жанр в искусстве? Кстати, не только в живописи, но и в музыке – «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» Баха… А сегодня и в кинематографе есть, например, знаменитая работа Мэла Гибсона «Страсти Христовы».

Все это в точности соответствует жанру, который сформировался в позднее средневековье и был очень популярен в период раннего Возрождения.

Он породил такие мистерии, когда в Страстную пятницу вспоминалось несение Господом Креста, когда для поклонения и почитания выносили святыни, которые были в городе.

Так вот, Мемлинг пишет события Страстной пятницы. Они начинаются в Гефсиманском саду и заканчиваются распятием и смертью Христа. Причем что интересно – здесь мы видим, как соблюдается очень характерный для немецкого и, соответственно, нидерландского раннего Ренессанса иконографический принцип, когда на одном пространстве картины совмещаются сразу несколько событий.

У Мемлинга мы видим слева взятие под стражу в Гефсиманском саду, далее видим воина, которому апостол Петр отсек ухо, и вот сейчас Спаситель его исцелит. Мы видим, как далее стремительно начинают развиваться события, причем художник передает динамику этих событий за счет движения. Мы видим, как происходит бичевание Христа, и как Ему уже готовят крест.

Тут есть очень интересный момент. Ведь Пилат, когда отдал приказ бичевать Христа, таким образом пытался Его спасти. Ведь согласно римским законам, за одно преступление нельзя было наказывать дважды. Пилат говорил: итак, наказав Его, отпущу. И вот он отдает приказ о бичевании. Это страшная пытка.

Но потом, как мы помним, Пилат вывел Христа к иудеям, показав на Него, сказал: «Се Человек» и снова предложил Его отпустить.

– Но столкнулся с реакцией разъяренной толпы, которая кричала: «Распни Его».

– Он столкнулся с очень твердой позицией. Как мы помним, Пилат хотел досадить старейшинам синедриона. Но он понимал важную вещь. Все эти события происходили вокруг Пасхи иудейской, в Иерусалиме было огромное количество паломников.

При таком скоплении людей, в этой ситуации стоит только бросить искру – и, что называется, возгорится пламя.

И, конечно, Пилат не мог настоять на своем, потому что понимал, что если начнутся крупные беспорядки, то он не сможет объяснить в Риме, что они вызваны его желанием отпустить Узника, Которого иудеи не хотели отпускать.

И вот мы видим на картине, как готовят крест. И после этого события начинают развиваться еще стремительнее. После того, как Христа берут под стражу в Гефсиманском саду, Его вводят в город. Центральный момент картины – это бичевание и несение Креста.

И вот Спаситель сразу же – и здесь мы говорим о динамике картины – выходит с Крестом из города в сопровождении толпы и римских воинов и следует к Голгофе. На полотне очень грамотно распределена перспектива. Пейзаж тоже типично нидерландский. Ничего из ландшафта Палестины здесь и близко нет. Далее происходит распятие.

Читайте также:  Красные виноградники в арле. монмажор, ван гог, 1888

И, согласно событиям Страстной пятницы, мы видим уже справа на полотне положение во гроб.

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Уже совсем вдалеке, на периферии картины, – Воскресение Христово. Тему дальнейшей Пасхальной радости все же нельзя обойти. Да, Христос уже сошел во ад, Он уже воскрес. Но узнают об этом все-таки несколько позже. А сейчас, в этот момент времени – в центре внимания Страсти Христовы.

Это замечательная, потрясающая картина. И я считаю, что не случайно она сейчас находится в музее в Турине.

– Турин – город в Италии, где находится Плащаница, в которую было завернуто Тело Христово при положении во гроб. Плащаница – это фактически документальное свидетельство тех страстей, страданий, которые Христос претерпел. На ней есть следы от всех Его ран.

– Да, эту святыню не зря называют «пятым Евангелием», потому что это наиболее яркое свидетельство не только Страстей Господних, но и Его Воскресения. Так что эти, можно сказать, два шедевра – один из области святых реликвий, другой из области живописи, – находятся в одном городе.

– Спасибо вам за разговор! И до встречи на радио «Фома».

– До свидания!

Источник: https://foma.ru/gans-memling-strasti-xristovyi.html

Искусство. Национальные школы живописи. — ханс мемлинг

  • ХАНС МЕМЛИНГ (
  • ок.
  • 1435-1494) HANS MEMLING

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484

Ханс Мемлинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени. До нас не дошло никаких достоверных сведений о жизни Мемлинга до 1465. Вазари считает его учеником Рогира из Брюгге,имя, которым он называет Рогира ван дер Вейдена. Однако этот факт не является бесспорным, хотя многие исследователи действительно считаю Мемлинга учеником Рогира. Самым ранним известным произведением художника считается триптих «Распятие» (центральная часть — «Распятие»,Виченца, музей; внутренняя сторона створок — «Святые и донаторы», Нью-Йорк, библиотека Пьерпонт Морган; внешняя сторона створок — «Благовещение», Брюгге,музей), в котором влияние Рогира столь сильно, что проявляется даже в композиции этой работы, которая повторяет композицию триптиха великого мастера из Музея истории искусств в Вене. Еще отчетливее эти черты заметны в небольшом диптихе (Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением Мадонны в окружении грациозных музицирующих ангелов с характерной сдержанной улыбкой на левой створке и «Св.Георгия с донатором» на правой; в доспехах святого выражено стремление Мемлинга подражать ван Эйку. Панно «Страсти Христовы» (Турин, гал. Сабауда), возможно,созданное для флорентийского купца Портинари около 1470, демонстрирует пленительный дар рассказчика: картина превращается в грандиозный образ с яркими, живыми цветами, а глаз зрителя вовлекается в последовательное прочтение многочисленных сцен.»АлтарьДонна» (центральная часть — «Мадонна с младенцем и святыми, ангелами и донаторами»; внутренняя сторона створок — два «Св. Иоанна»; внешняя сторона створок — «Св. Христофор» и «Св. Антоний») — это первый шедевр Мемлинга, исполненный, вероятно, по заказу сэра Джона Донна из Кидвелли (Лондон, Нац.гал.). В его строго симметричной композиции сочетаются воспоминания о Рогире и точность ван Эйка, трактованная в гораздо более сухой живописной манере. «Алтарю Донна» стилистически близка «Мадонна с младенцем, св. Антонием и донатором»(1472, Оттава, Нац. гал.). В 1473 художник создает одно из самых значительных своих произведений — триптих «Страшный суд» (Гданьск, Поморский музей), на внешней стороне створок которого изображены донаторы и статуи Мадонны и архангела Михаила. Написанный по заказу флорентийского купца Якопо Тани, он во время перевозки был украден польским каперским судном и передан в дар собору св. Марии в Гданьске. Его композиция вдохновлена полиптихом Рогира ван дер Вейдена из капеллы госпиталя в Боне, но отличается повествовательной интерпретацией воскрешения душ и их судеб. Этим же периодом следует датировать и триптих «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо),также созданный под влиянием Рогира (левая створка — «Рождество»; правая створка -«Принесение во храм»). Эта композиция была повторена в 1479 для Яна Флоренса (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга).Последующее творчество художника не изобилует датированными произведениями. В 1479 был создан триптих «Обручение св.Екатерины» (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга); в 1480 -«Портрет женщины в виде сивиллы» (там же) и панно «Сцены из жизни Христа»(Мюнхен, Старая пинакотека); в 1484 -«Алтарь Мореля со св. Христофором и святыми» (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга); в 1487 — «Алтарь Мартина ван Ньювенхове» (там же), створки триптиха «Донатор» и «Св. Бенедикт»(Флоренция, Уффици), центральной частью которого, несомненно, является «Мадонна»(Берлин-Далем, музей); в 1489 — знаменитая «Рака св. Урсулы» (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга). В последней картине проявляются качества Мемлинга-миниатюриста, характерные также для небольших «Алтаря Воскресения» (Париж, Лувр), «Алтаря Богоматери» (Вена,Музей истории искусств) и «Алтаря Девы среди дев» (Париж, Лувр). В больших алтарных образах («Алтарь Страстей», 1491,Любек, музей) Мемлинг стремится обрести величие композиций Рогира, но вкус к деталям и живость повествования не позволяют достичь его монументальности. Это особенно чувствуется в «Алтаре Мадонны с двумя св. Иоаннами» (Брюгге, госпиталь св. Иоанна, музей Ганса Мемлинга), одном из лучших произведений художника. Даже в больших створках органа с изображением «Христа с музицирующими ангелами» (Антверпен, Кор. музей изящных искусств) мастер не может достичь пластической мощи «Поклонения агнцу» и остается на уровне декорации.Свои лучшие качества художник демонстрирует в портретном жанре. Он повторяет модели художников старшего поколения в форме диптихов, излюбленных Рогиром («Алтарь Мартина ван Ньювенхове») или создает почти фронтальные «обманки»,подражая ван Эйку («Портрет женщины в виде сивиллы»), или включает персонажей в группы («Алтарь Флоренса», Париж,Лувр), но всегда изображает свои модели с точностью, делающей их почти живыми. К лучшим портретам Мемлинга относятся портреты Томмазо Портинари и его жены Марии Барончелли (Нью-Йорк, музей Метрополитен), Виллема ван Вландерберга и его жены (Брюссель, Кор. музей изящных искусств), «Портрет старика» (Берлин-Далем, музей) и его супруги (Париж, Лувр), «Портрет юноши» (Лондон, Нац. гал.), «Человек с медалью» (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), «Портрет юноши» с изображением вазы с цветами на обороте (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса),»Портрет мужчины за молитвой» (Гаага,Маурицхёйс). Искусство Мемлинга было очень популярно в конце XIX в., когда оно считалось лучшим образцом живописи XV столетия. Сегодня, когда известны шедевры Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, он считается их блестящим последователем.

  • музей антверпен
  • ханс мемлинг
  • худож.музей базель
  • ханс мемлинг
  • старая пинакотека мюнхен
  • ханс мемлинг
  • музей истории искусства.вена
  • ханс мемлинг
  • берлинская картинная галерея
  • ханс мемлинг
  • штеделевский художественный институт
  • мемлинг
  • музей изобразительных искусств будапешт
  • мемлинг
  • музей тиссена-борнемисы
  • ханс мемлинг
  • национальная галерея.лондон
  • ханс мемлинг
  • галерея академии. венеция
  • ханс мемлинг
  • бостонский музей изящных искусств
  • ханс мемлинг
  • метрополитен-музей
  • ханс мемлинг
  • нац. галерея вашингтон
  • ханс мемлинг
  • коллекция фрика нью-йорк
  • ханс мемлинг
  • чикагский институт искусств
  • ханс мемлинг

VIII(13)

Источник: http://eguarwr.ru/index/hans_memling/0-3096

Ганс Мемлинг и Герард Давид

Две картины художника объединяет один и тот же сюжет, почерпнутый из сочинений Геродота, который рассказывает нам о правосудии персидского царя Камбиза. На левой картине изображен момент ареста судьи Сизамнеса, обвиненного в несправедливых решениях. Царь Камбиз представляет их судье, отсчитывая по пальцам .

Один из солдат схватил Сизамнеса за руку. За ним стоит юноша Отан, сын судьи и его будущий преемник. Над судейским креслом видны дата «1498» и гербы Филиппа Красивого и Хуаны Арагонской. Путти поддерживают гирлянды над креслом. В окно просматриваются улицы и площадь с домами, которые сохранились до сих пор в Брюгге.

На крыльце можно видеть человека, протягивающего судье кошелек с деньгами.

На второй картине первый план занят сценой казни неправедного судьи, с которого живьем сдирают кожу в присутствии царя и его придворных. Направо, в глубине, в галерее на судейском кресле, покрытом ободранной кожей казненного, сидит сам Отан, сын Сизамнеса. При входе в здание суда над дверью висят гербы Фландрии и Брюгге.

Существует гипотеза, согласно которой картины содержат определенный намек на казнь эшевенов Брюгге в 1488 году во время восстания города против правления Максимилиана. Сцена ареста напоминает композицию Дирка Боутса «Испытание огнем», выполненную для ратуши в Лувене, ныне находящуюся в  Музее изящных искусств в Брюсселе.

Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484Другая значительная работа Давида в музее — «Крещение Христа» (1507—1508), представляющая собой большой трехчастный складень, где на первом плане средней части изображены фигуры ангела, Христа и Иоанна Крестителя, а на боковой — портреты донаторов. Ангел облачен в роскошную парчовую мантию, написанную с мастерством, достойным ван Эйка. Полуобнаженная фигура Христа великолепно нарисована, построена и моделирована. Особенно примечательно изображение отражения его ног, стоящих по колена в воде, от которых расходятся водяные круги, — первое известное в истории живописи. Взгляд Христа, прямо направленный на зрителя, преследует его, где бы он ни находился возле картины, и обладает странным гипнотизирующим свойством. Но особенно примечателен пейзаж, естественно объединяющий три створки в одно целое, органически образующий единое место действия, увиденное в целостности.

В картине Герарда Давида большого формата он занимает весьма важное положение. Растения на переднем плане оказываются натуральной величины, они сплошь заполняют часть луга около реки. Река Иордан покрыта мелкой рябью, что создает иллюзию действительного течения воды.

Легко и последовательно Давид вводит вас на опушку леса, где беседуют апостолы, стоя вполоборота, в профиль и даже спиной. Тем самым Давид утверждает не только важное значение сцены, там происходящей, но и самоценность конкретного пространства глубины.

Фигуры дальнего плана нарисованы в правильных пропорциональных соотношениях с деревьями и с точным пространственным масштабом к фигурам первого плана. Они стоят в лесу, загораживаемые деревом. Природа перестает быть просто отвлеченным местом действия, а становится конкретной средой.

Это обстоятельство подчеркивается также обилием разнообразной растительности и еще больше тем, что человеческие фигуры изображены в почти правильной соразмерности и соотнесенности с конкретной местностью.

Читайте также:  Национальный морской музей, амстердам, голландия

Пристальный интерес к природе естественно привел к тому, что художник написал два первых самостоятельных пейзажа, ныне находящиеся в Маурицхёйс в Гааге. Но самое поразительное в картине — это необыкновенно свежее восприятие природы, непосредственность, чувственность которого хочет передать художник. Он словно зовет насладиться красотой, свежестью всех этих полян, лесов, трав, цветов и деревьев.

Триптих был заказан Герарду Давиду Яном де Тромпом, который изображен вместе со своей семьей на боковых створках, на внешних же створках мы видим богоматерь с младенцем и вторую жену донатора.

Продолжение

Источник: http://belgium-art.org/bruges/bruges-groninge/bruges-groninge3

Великие художники, Часть 52, Ханс Мёмлинг, 2003

Книги и учебники → Книги по искусствоведению

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Великие художники, Часть 52, Ханс Мёмлинг, 2003.    Бесконечно влюбленный в искусство и видевший в служении ему смысл своей жизни, Мёмлинг в юном возрасте покидает родной городок, расположенный в долине реки Майн, и отправляется в Брюссель, где учится живописи у Рогира ван дер Вейдена. Позже Мёмлинг переезжает в Брюгге — именно там раскрылся в полной мере и получил признание его талант.Святой Христофор, Ганс Мемлинг, 1484 Первое официальное упоминание о Хансе Мемлинге, датированное 1466 годом, представляет собой следующую запись в реестре граждан Брюгге: „Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghеnstadt», и это означает, что художник был выходцем из Германии, из города Зелигенштадт на Майне. Точная дата его рождения не известна, однако, исходя из той же записи, можно предположил», что Мёмлинг родился в период между 1435 и 1440 годами. Современные исследователи уточняют, что местом рождения мастера, очевидно, был пригород Зелигенштадта под названием Мёмлинген — в пользу этой версии свидетельствует фамилия, доставшаяся Хансу от отца — ремесленника Германа Мёмлинга.Стремительно распространяющаяся в 1451 году по всей территории Европы эпидемия чумы лишает Ханса родителей. Мальчик попадает под опеку монахов из ближайшего монастыря. Богатые интеллектуальные и культурные традиции ордена бенедиктинцев, уникальные древние манускрипты и бесценные произведения изобразительного и ювелирного искусства — все это производило на юного Мёмлинга огромное впечатление, развивало его художественный вкус и, и конечном счете, сформировало его как творческую личность.

СОДЕРЖАНИЕ

ЖИЗНЬ МЁМЛИНГА стр.3ТВОРЧЕСТВО стр. 6„Триптих из Гданьска» — 1466—1473 стр. 6„Страсти Господни» — 1470—1471 стр. 8„Мученичество святого Себастьяна»— ок. 1475 стр. 10„Алтарь святых Иоаннов» — 1479 стр. 12„Святой Христофор» — 1484 стр. 14„Портрет Мартина ван Ньювенховена» — 1487 стр. 16„Мадонна с Младенцем на троне»— 1485—1490 стр. 18„Вирсавия после купания» — ок. 1485—1490 стр.

20„Реликварий святой Урсулы» — 1489 стр. 22„Мадонна с Младенцем» — 1492—1494 стр. 24„Диптих из Гренады» — 1492— 1494 стр. 26МЁМЛИНГ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ стр. 28МЁМЛИНГ В МУЗЕЯХ МИРА стр.31
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Великие художники, Часть 52, Ханс Мёмлинг, 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Великие художники, Часть 52, Ханс Мёмлинг, 2003 — Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Великие художники, Часть 52, Ханс Мёмлинг, 2003 — depositfiles.

26.06.2012 08:32 UTC

Источник: https://nashol.com/2012062665774/velikie-hudojniki-chast-52-hans-memling-2003.html

Самый загадочный из всех святых, его иконы запрещены церковью

Святой Христофор — самый загадочный из всех святых, изображается в иконах с собачьей головой и запрещен в церкви.

Этот образ выглядит как богохульство, однако авторы иконы, не думали кого либо оскорбить.

Почему так выглядит?

Есть версия, что Христофор выходец из племени киноцефалов.

В житие апостола Андрея Первозванного, говорится, как он на северо — востоке Пакистана повстречал племя киноцефалов (людей с ужасающей внешностью).

О них так же упоминал путешественник Марко Поло, говорил будто их лица выглядят как собачьи морды породы мастиф. Такой внешности они добивались тем, что резали себе щеки, точили зубы и уши.

Свои детям они стягивали черепа, дабы придать устрашающую вытянутую форму.

По другой версии, он был очень красивой внешности и не было ему отбоя от женщин, что бы избежать соблазна, Христофор просил бога, дать ему отвратную внешность.

Святой Христофор.

Как ему удалось стать святым?

Легенды говорят, что Репрев («отверженный» так его звали до крещения), при власти императора Дация Трояна (250 е годы) был разбойником гигантского роста, терроризировавшим Палестину.

Он хотел поклониться и служить лишь тому, кто могущественнее и ужаснее его самого, таковых среди смертных не было, кроме императора.

Однако, когда Репрев понял, что император боится дьявола, то пошел служить к нему, но после узнал, что сам дьявол боится Иисуса и трепещет перед крестом.

Тогда Репрев отправился на поиски Иисуса. Он спрашивал одинокого отшельника, есть ли способ служить Иисусу, тот отвел великана к реке, где он должен был переносить путников через опасный брод.

Однажды маленький мальчик попросил Репрева перенести его через реку и великан очень удивлялся его тяжести, встал посреди реки и едва ли не утонул. Ребенок ответил, что имя его Иисус и на своих плечах он несет все тяготы мира.

Тогда Репрев понял, что сын божий и вправду самый могущественный, кто есть на свете и лишь его, гордо можно назвать господином. Христос крестил Репрева в той реке, после чего он получил имя Христофор (несущий Христа).

Репрев с маленьким Иисусом на плечах.

И стал он служить сыну божьему и распространять христианство во множестве народов.

Когда император Даций Троян, узнал об этом, то приказал привести крестителя и вот, увидев его, ужаснулся и свалился с трона. Даций хитростью хотел отречь Христофора от бога, приказал двум блудницам склонить святого на грех.

Но те вернулись с заявлением, что отныне они христианки, за что были казнены, а Христофора бросили в тюрьму, где его долго мучили до смерти.

Церковь чтит святого великомученика, но образ с собачьей головой у них в опале до сих пор.

Ганс Мемлинг «Святой Христофор». 1484

Существование псоглавого святого было опровергнуто множество раз. Его называли «большим мучеником» и авторы легенды приняли это буквально (сделали великаном). И был тот разбойник «свирепым как собака», таким и изобразили его в иконах.

Напоминает ляп с переводом про «рогатого пророка Моисея».

Поддержи лайком уважаемый читатель и узнавай много интересного на канале «Preference»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a924f2a581669c3154fe071/5ac639220422b4ef011c642d

«Страшный суд» Мемлинга

Историческая справка о триптихе фламандского мастера.

Введение

В XV веке в искусстве начался оживленный обмен между территориями севернее и южнее Альп. Художники путешествуют, чтобы учиться, произведения искусства обмениваются, а влиятельные люди из соображений престижа заказывают себе представительные произведения в центрах искусства.

В 1467 году живущий в Брюгге художник Ханс Мемлинг (около 1438-1494) получает от флорентийского банкира Анджело ди Якопо Тани (1415-1492) заказ на изготовление монументального Алтаря Страшного суда с изображением архангела Михаила, взвешивающего человеческие души.

По всей вероятности, алтарь предназначался для капеллы святого Михаила церкви Бадиа Фиезолана во Флоренции.

Примерно в 1450 году Тани работает в филиале банка Медичи города Брюгге, где знакомится со старонидерландским искусством и начинает ценить его. С 1455 года влиятельный банк находится уже под его руководством.

Алтарь «Страшный суд»

Триптих, размеры которого в сложенном состоянии и без рамы составляют 22.3 на 305 см, получается просто огромным по сравнению с предполагавшимися изначально размерами, когда он был определен как «продукт для экспорта».

Через шесть лет после начала работ произведение было готово к транспортировке.

Страшный суд вместе с другими товарами (тканями, мехами, коврами, приправами), погруженными на корабль «Сан Маттео», покидает порт Брюгге и берет курс сперва на Лондон, чтобы затем отправиться в Италию. Но туда он так и не попадает.

Война, разразившаяся между Англией и Ганзой, стала причиной того, что 27 апреля 1473 года судно, хотя и шло под нейтральным флагом Бургундии, было атаковано недалеко от английского берега каравеллой «Петер Данцигский».

После ожесточенной борьбы корабль захватили в плен, а добычу разделили в местечке Штале недалеко от Бремена в Северной Германии. Алтарь передали церкви святой Марии в Гданьске и установили в капелле святого Георгия.

Несмотря на вмешательства семьи Медичи, папы Сикста IV (1471-1484) и герцога Бургундского, которые были специально подключены влиятельными дарителями, все переговоры о возврате и обмене остались безрезультатными.

Таким образом следующие 300 лет алтарь находится в главной церкви Гданьска. В 1807 году он отправляется в Париж, в Лувр по распоряжению Наполеона (1769-1821). После его поражения державы-победительницы, занимающиеся возвратом похищенных Наполеоном по всей Европе сокровищ искусства, конфискуют произведение.

В 1815-1816 годах алтарь можно было видеть в Берлине, власти которого прилагали большие усилия, чтобы оставить его у себя. Решительная позиция гданьских городских властей приводит к тому, что в 1817 году алтарь снова попадает в церковь святой Марии в Гданьске.

Сегодня там находится копия работы, оригиналом можно полюбоваться в Национальном музее города с 1960 года.

Влияние

В середине 70-х годов XV века, т.е.

через относительно небольшое время после написания Страшного суда, Томмазо Портинари (около 1428-1501) из Флоренции (он, как и Анджело ди Якопо Тани, работал представителем банкирского дома Медичи в Брюгге) заказывает у Гуго ван дер Гуса (около 1448-1482) в Генте аналогичный монументальный створчатый алтарь с изображением Рождества на центральной доске. Алтарь создан в годы расцвета таланта художника. Это произведение, которое является религиозным пожертвованием, должно было обеспечить спасение души Портинари и его родственников. Но помимо этого оно служило целям самоутверждения влиятельной семьи.

Алтарь Портинари. Гуго ван дер Гус.

В противоположность алтарю Мемлинга, алтарь Гуго ван дер Гуса беспрепятственно попадает в Италию. По морскому пути его доставляют из Брюгге в Пизу, затем вверх по Арно — во Флоренцию, куда он прибывает 28 мая 1488 года.

Согласно источникам того времени, доску от порта до церкви Сан Эджидио госпиталя Санта Мария Нуова несли не менее 16 человек. Присутствие во Флоренции нидерландского шедевра, совершившего такой большой путь, имеет огромное значение для развития итальянской живописи конца XV века.

Несколько резкий, детальный реализм творца был с воодушевлением принят эмансипированными, полностью обращенными к земному миру художниками и учеными эпохи Возрождения. Алтарь превосходит все имевшиеся до того произведения Флоренции не только размерами, но и непревзойденным мастерством стилистического решения.

Шедевр покорял современников художника сияющими, блестящими, как глазурь, красками. В 1900 алтарь поступил в галерею Уффици.

Источник: https://artrue.ru/style/strashnyj-sud-memlinga.html

Ссылка на основную публикацию