Святое семейство с маленьким иоанном крестителем (мадонна строганова), аньоло бронзино

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
Бронзино Анджело
(1503–1572)

Бронзино Анджело или Аньоло (1503–1572), итальянский живописец флорентийской школы.
Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции. Бронзино был учеником и помощником Якопо Понтормо.

С 1540 придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи.

Виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма.
Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку.

Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо

 Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов.

Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1540 года. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572 года.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1542. Галерея Уффици, Флоренция.

 Сороковые годы 16 века, знаменующие начало следующего этапа феодально-католической реакции в Италии, отмечены стабилизацией в итальянских государствах феодально-монархического режима и активизацией деятельности папского Рима, который возглавляет организованное наступление правящих кругов на все ренессансное наследие в политической и духовной жизни страны. 

Папа Павел III Фарнезе вводит церковную цензуру, восстанавливает деятельность инквизиции; в конце 1530-х годов возникает орден иезуитов, который становится авангардом католической реакции. Она достигает своего апогея в 50—70-е годы, когда церковь, опираясь на инквизицию, становится на путь массового террора в борьбе со всеми прогрессивными силами общества. 

Господствующими жанрами в живописи становятся парадный портрет. Бронзино, будучи с 1539 года придворным художником, пишет портреты членов семьи Медичи, приближенных высокопоставленных особ, верхушку аристократии.

Портрет дочери Козимо Первого, написанный в 1542 году, поражает неподдельной искренностью, чистотой восприятия окружающего мира и трогательной нежностью юной принцессы.

Художник создал редкий для того времени, тонкий по восприятию психологический образ девочки-подростка.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1544-1545. Галерея Уффици, Флоренция.

 Тип официального парадного портрета окончательно складывается в творчестве Бронзино в 1540-е годы.

В многочисленных портретах 1540—1550-х годов исчезает оттенок тревожной неуверенности, усиливается внешняя репрезентативность и эффектность.

Стремясь подчеркнуть дистанцию между зрителем и портретным образом, художник избегает теперь намека на живые человеческие чувства и черты характера, прячет их под маской чопорной надменности, ледяного бесстрастия. 

В  знаменитом портрете супруги Козимо Первого Элеоноры Толедской с сыном, флорентийская герцогиня восседает с торжественной неподвижностью идола. 

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1540. Галерея Уффици, Флоренция.
  •  Мастер маньеризма, Бронзино умеет великолепно построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретное сходство. 
  • Но в портретах итальянского художника отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатлением официально-парадного облика человека, его сословного величия. 
  • Портрет Лукреции Панчиатики написан в 1540 году; представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием. 
  •  Поверхность лица Лукреции, написанная в слитной эмалевой манере, кажется неестественно гладкой, по тону она светлее жемчужного ожерелья и имеет сходство со слоновой костью, резко и жестко промоделированные складки рубиново-красного шелкового платья кажутся изваянными из камня, волосы приобретают металлический отсвет.
Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1538. Государственный музей, Берлин.

 Замкнутость, изолированность от действительности увеличивается в конце 1530-х — начале 1540-х годов.

Так, в портрете Уголино Мартелли художник подчеркивает нарочитую надменность позы и осанки юноши, эффектность нервной, острой линии силуэта, изысканность жестов тонких холеных рук, придает его некрасивому лицу непроницаемость, скучающе-презрительное выражение и тем сообщает образу не только утонченный аристократизм, но и оттенок холодной неприступности.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1540-1545. Национальная галерея. Лондон.

 Картина Анджело Бронзино «Аллегория триумфа Венеры». 

Венера тянется за поцелуем к Купидону, ласкающему ее грудь. Бородатый Сатурн раздвигает занавес над этой сценой. Ревность сжимает руками голову, а сверху на все это смотрит фигура в маске. Девушка с телом зверя держит в одной руке соты, в другой — свой хвост, заканчивающийся жалом.

Холодный свет, окутывающий эту странную сцену, и сглаженная красочная поверхность картины составляют характерные черты стиля художника. Его композициям свойственна также преувеличенная экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены.

Произведение Бронзино — замечательный пример маньеристического искусства.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1564. Галерея Уффици, Флоренция.

 Картина Анджело Бронзино «Аллегория Счастья». 

Иносказательным языком искусства раскрывает художник многогранность такого понятия, как счастье. Восседающая на троне молодая женщина, символизирующая счастье в центре картины в одной руке держит рог изобилия, в другой — кадуцей, являющийся знаком Гермеса, символом удачи в торговле, приносящий богатство и благополучие.

Слава также в широком понимании является синонимом счастья или его неотъемлемой составляющей; в верхней части картины один ангел держит лавровый венец победителя над головой, второй в прямом смысле «трубит Славу». Спокойно и доброжелательно взирает на все это Фортуна, придерживающая свое колесо — не обошлось и без ее участия.

Двуликая фигура слева напоминает о переменчивости судьбы, а справа женщина-воительница держит наготове меч, дабы охранять и защищать завоеванное счастье.

У ног аллегорической фигуры ползают в бессильной ярости олицетворяющие зло мерзкие существа, лежит пораженный враг; коленопреклоненный человек, символизирует одну из главных составляющих счастья — полновластие, всеобщее признание и поклонение.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1538. Государственный музей, Берлин.

 Аллегорический портрет Данте написан спустя много лет после его смерти и является символическим образом поэзии. Стилизованный портрет величайшего поэта целой эпохи написана гротескно и выразительно. Как и положено аллегорическому образу, он неоднозначен.

Отличительной чертой многих работ Бронзино является смысловая емкость: чем дольше смотришь на картину, тем больше раскрывается перед нами обозначенная, казалось бы, в незначительных деталях историческая панорама. Убегающая за горизонт река, синие горы вдали дополняют тематическую характеристику поэзии Данте.

Как будто из тьмы обращенное к свету лицо поэта вылеплено четко и рельефно, гордый профиль увенчан лавровым венцом славы.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1540-1550. Пинакотека Брера, Милан.

 Словно античная скульптура грозного владыки морских глубин предстает перед нами Андреа Дориа, современник художника. Мифологический образ довершает трезубец и скрученный в кольцо толстый канат справа от основной фигуры, немного морской атрибутики. 

О том, что это придворный портрет, напоминает нам лишь фамильная надпись над трезубцем и скучноватое лицо Андреа Дориа. 

Андреа Дориа

Генуэзский адмирал и государственный деятель, родился в древней аристократической семье. Он рано осиротел, стал солдатом, служил сначала в охране Папы римского Иннокентия VIII, затем у королей Неаполя Фердинанда I и Альфонса II и разных итальянских принцев.

В 1522 году перешёл на службу к французскому королю Франциску I и служил у него в 1522–25 и 1527–28 годы. От него он получил звание генерал-капитана. После истечения срока своего контракта перешёл на службу к императору Карлу V.

В звании адмирала он командовал несколькими экспедициями против турок, захватил Корони и Патры, в 1532 году, вместе с императором участвовал в захвате Туниса в 1535 году.

Карл V нашёл в лице Дориа неоценимого помощника в своей борьбе с Франциском I, через него он распространил влияние империи на всю Италию.

В 1541 году Дориа участвовал в неудачной военной кампании Карла V в Алжире. Он спас от окончательной гибели армию и флот императора, вопреки его совету предпринявшего поход в Алжир.

В течение следующих пяти лет Дориа продолжал служить у императора, участвовал в нескольких войнах.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино
1550-1555. Палаццо Веккио, Флоренция.

 Из блистательной череды аристократических портретов, созданных итальянским мастером, особой изысканностью отличается портрет Лауры: утонченный профиль надменного лица, грациозная шея в тончайших кружевах, холеные длинные пальцы, держащие книгу. 

 Один из лучших портретистов своего времени, Бронзино нередко изображает свои модели в странно неподвижных позах. В его портретах есть какая-то отчужденность, высокомерная замкнутость, которая невольно побуждает зрителя внимательно всматриваться в них

1546. Национальная галерея античного искусства, Рим.

 Портрет Андреа Дориа и Стефано Колонна, потомка древней итальянской фамилии, игравшей в средневековой истории Рима большую роль и особенно знаменитой постоянными распрями с домом Орсини. 

Родоначальником её считают герцога Стефана, пришедшего из Германии в Италию около 1037 года, который женился на графине Эмилии, владетельнице Палестрины.

Потомок герцога (и предок портретируемого) Пиетро делла Колонна получил, по преданию, своё название от колонны Траяна, рядом с которой он жил и владел огромными земельными владениями, в том числе городом Палестриной и неприступными замками. 

1545. Галерея Уффици, Флоренция.

 Портрете  сильного, волевого, уверенного в себе и в своей непогрешимости человека. 

Именно таким должен быть придворный портрет, написанный придворным художником. Ломаццо пишет: «Благоразумный художник, изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков». 

1542-1545. Палаццо Веккио, Флоренция.

Анджело Бронзино «Поклонение кресту с бронзовой змеей». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, стена у входа, деталь.

После 1540 Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккио во Флоренции, одна из них «Поклонение кресту с бронзовой змеей».

1543-1545. Палаццо Веккио, Флоренция.

 Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, левая стена, размер  деталь.

Измученные долгими скитаниями по пустыне, страдающие от жары и от жажды, они, наконец-то получили воду. Жадно прильнули пересохшими губами к живительной влаге, черпают плошками и пьют, пьют… 

Таким известный библейский сюжет увидел и запечатлел на фреске в Палаццо Веккио итальянский мастер.

В росписи нет ни манерности, ни экзальтированной восторженности от явленного чуда, только простые, понятные каждому человеку чувства радости и благодарности судьбе за спасение.

1540-1541. Палаццо Веккио, Флоренция.

 Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, роспись потолка, размер, деталь.

  Облик Архангела Михаила получился прекрасным и героическим, а образ коварного дьявола — злобным и карикатурным. Палитра, несмотря на эмоциональную напряженность сюжета, выдержана в светлых, голубовато-серых, радостных тонах.

1540-1541. Палаццо Веккио, Флоренция.

 Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, орнамент на потолке, размер, деталь. 

Гирлянда с ангелами является основным орнаментом в росписи купола капеллы, она делит на сектора рабочее пространство, заключая сюжетные фрагменты в общую смысловую композицию.

С изяществом маньериста щедро заполнил художник изобилием цветов и фруктов свод капеллы, где белые облака пушистыми сугробами громоздятся на голубом небосводе.

Изображение не статично, вся композиция подчинена круговому непрерывному движению по принципу карусели, а изображение орла на светло-голубом фоне неба является не только эффектным цветовым акцентом, но и вносит тревожное настроение, едва уловимое ощущение опасности. 

Читайте также:  Галерея искусств города львова, украина
1550. Музей истории искусства, Вена.

  Стремясь подчинить себе духовную жизнь страны, подавить всякий проблеск протеста в народе и кругах прогрессивной интеллигенции, папство, не ограничиваясь террором, вводит целую систему контроля над всеми областями идеологии, издается индекс запрещенных книг, накладывается вето на печатную продукцию. 

Жесткой регламентации подвергается и изобразительное искусство, церковь рьяно насаждает в нем аскетический дух.

В такой обстановке жесткого давления на свободу творчества, самовыражения, была написана одна из лучших картин итальянского художника.

Одухотворенные лица библейских персонажей светятся добротой и искренней святостью, они близкие, человечные. Особенно поразительно лицо маленького Христа, его взрослые, смотрящие как будто сквозь время, глаза.

Источник: https://utahch.blogspot.com/2012/02/blog-post_03.html

С рождеством!

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Пушкинском музее открылась выставка «Образ Мадонны», где представлены четыре картины художников Возрождения из крупнейших собраний Италии: Пьеро делла Франчески, Джованни Беллини, Карло Кривелли и Козимо Туры.

Этой небольшой, но важной выставке стоит посвятить время, рассмотреть картины в деталях, позволить глазу насладиться их гармоничным колоритом, почувствовать их внутреннюю жизнь, драматизм и экспрессию — картины итальянского Ренессанса, пожалуй, из немногих вещей, на которые можно смотреть бесконечно, как на огонь и воду.

Вдохновившись образами Мадонны, мы прошлись по залам основной экспозиции — неожиданным итогом неспешной прогулки стала эта «живописная история Рождества». 

«Рождество (Святая ночь)». Последователь Яна Юста Калькара, ок. 1520

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Ангелы, парящие над яслями, поют хвалу новорожденному Христу, от которого исходит свет, озаряющий все вокруг. Другой ангел, которого мы видим на заднем плане через двухарочное окно, приносит весть о рождении Спасителя вифлеемским пастухам. Картина, написанная последователем нидерландского художника Яна Юста Калькара, повторяет утраченную работу мастера — одно из первых в европейской живописи изображений ночи. Имя Калькара, жившего ок. 1450–1519, оставалось практически неизвестным до 1874 года, когда двое исследователей обнаружили сведения о художнике в архивах его родного, теперь уже немецкого, городка Калькара. Свои лучшие работы — алтарные сцены жизни Христа в церкви Святого Николая в Калькаре, где их можно увидеть до сих пор, — художник создал между 1505–1508 годами.

Ян Калькар, которого сравнивают с крупнейшими фигурами Северного Возрождения Гансом Мемлингом и Яном ван Скорелом, был великолепным колористом: его живопись словно светится изнутри.

«Поклонение пастухов». Гвидо Рени, ок. 1640

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Из всех евангелистов поклонение пастухов описывает только Лука. Узнав от ангела о рождении Мессии, они отправились в Вифлеемскую пещеру — «и, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях». Эта картина — одна из самых известных работ итальянского барочного живописца Гвидо Рени.

Он принадлежит к болонской школе живописи, направление, которое связывают с именами братьев Караччи, основавшими в Болонье в 80-х годах XVI века «Академию вступивших на правильный путь».

Она стала своеобразным прототипом будущих европейских Академий художеств, именно здесь формировались принципы академизма, который определит развитие живописи на два с лишним века вперед. «Поклонение пастухов», образец его поздней манеры, построена на градациях теплых золотистых и высветленных серебристых тонов.

Живший в XVII веке историк искусства Чезаре Мальвазия, известный как раз биографиями художников барокко, называет эту картину в своих сочинениях «знаменитым «Поклонением» восьмиугольной формы, находящимся во Франции».

«Рождество. Поклонение волхвов». Мастер Лихтенштейнского замка, XV–XVI веков

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло БронзиноЭти две композиции, часть большого многостворчатого алтаря для капеллы замка Зебенштейн, изображают две сцены евангельского сюжета — само Рождество и поклонение волхвов, пришедших к Христу с дарами. Художник, чье имя до нас не дошло, работал в Вене во второй трети XV века и остался в истории как Мастер Лихтенштейнского замка.
Место действия на первой створке выписано им во всех подробностях: хлев с шатким плетнем и дырявой соломенной крышей, ясли, в которых лежит спеленутый Младенец. Вдалеке виднеются крепостные стены Вифлеема, куда Мария и Иосиф пришли на перепись населения и где им не нашлось свободной гостиницы. Как и другие трактовки этого сюжета, изображение полно символизма: бык и осел здесь — воплощения побежденных христианством иудейства и язычества, а поддерживающая крышу каменная готическая конструкция — отсылка к разрушенному ветхозаветному храму царя Соломона, чье место заняла Церковь Христова. Золотой фон — тоже традиционный элемент в изображении рождественских сцен, который символизировал исходящий от Иисуса Божественный свет. Интересно, что если в «Рождестве» мастер противопоставляет лица простолюдинов-пастухов ангельским ликам Святого семейства, то в «Поклонении волхвов» этого контраста уже нет. Но во второй сцене гораздо сильнее неземное сияние вокруг Иисуса, отражающееся от дорогих одежд волхвов и их драгоценных ларцов и сосудов с дарами — золотом, ладаном и смирной.

«Рождество». Бастиано Майнарди, конец XV — начало XVI века

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло БронзиноЭта картина интересна как образец итальянской живописной традиции, возникшей в конце Средневековья, — изображения Девы Марии, поклоняющейся Младенцу Христу. Этот мотив в различных вариациях — в основном в трактовке пейзажа и лица Богоматери — повторяется в серии картин, находящихся сейчас в собраниях нескольких крупных европейских музеев. Появление этого сюжета в живописи в какой-то степени связано с Откровениями Святой Бригитты Шведской, жившей в XIV веке. Изображенный на заднем фоне «Рождества» пейзаж с видом на город и гавань и виднеющимся вдалеке восточным караваном, встречается, среди прочего, на знаменитой фреске флорентийской церкви Санта Тринита «Поклонение пастухов» Доменико Гирландайо, одного из ведущих художников кватроченто, мастерской которого и принадлежал Майнарди.

«Мадонна с младенцем в нише». Мастерская Тициана Вечеллио, 1488/89–1576

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло БронзиноСудьба этой картины вполне могла бы стать сюжетом искусство-ведческого детектива. В Россию она попала в XVIII веке и сначала находилась в собрании «Эрмитажа», где долгое время приписывалась раннему Тициану. В каталоге 1859 года появляется отметка — «копия с Джорджоне», а десятью годами спустя еще одна запись — «писана в стиле учителя Тициана, Джованни Беллини». Бенуа в 1910 году называл картину «вялой» и «монотонной» и сомневался в авторстве Тициана, равно как и в том, что она имела какое-то отношение к Джорджоне. Позже в XX веке известный итальянский историк искусства Адольфо Вентури приписывал ее кисти Франческо Вечеллио, брата Тициана. С ним был согласен и американец Бернард Бернсон, крупнейший в США специалист по итальянскому Ренессансу, считавший «Мадонну» копией с утерянной работы Джорджоне. В ГМИИ же она пока значится как картина Тициана, будучи стилистически близкой к ряду его ранних произведений, а споры могут быть разрешены только после ее реставрации.

«Младенец Христос». Франсиско де Сурбаран, 1635–1640 годы

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло БронзиноВ собрании Пушкинского музея находится одно из самых известных ранних полотен Франсиско де Сурбарана, «Младенец Христос», написанное во второй половине 30-х годов XVII века, на пике популярности и творческого расцвета художника. Сурбаран, испанский Караваджо, как его стали называть за мастерское владение кьяроскуро (создающей драматический эффект светотенью), писал картины в основном на религиозные сюжеты — его заказчиками были преимущественно религиозные братства и монастыри. Сурбаран прославился изображениями святых и монахов, его «Апофеоз св. Фомы Аквинского» 1631 года был признан шедевром еще современниками. Картинам Сурбарана присуща лаконичная композиция и скульптурность фигур. В такой манере написан и «Младенец Христос»: несмотря на то что на картине изображен ребенок — со свойственной детям непосредственностью и даже наивностью, — его облик монументален. Это достигается за счет изображения Христа в полный рост, низкого горизонта и светотени и отсутствия дополнительных деталей в композиции.

«Мадонна с младенцем» («Мадонна в винограднике»). Лукас Кранах Старший, ок. 1522–1523

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло БронзиноОтличительная черта живописи Лукаса Кранаха Старшего, одного из основателей «дунайской школы», придворного художника саксонского курфюрста Фридриха Мудрого — гармоничное сочетание фигур и пейзажа. Сторонник идей Реформации и друг Лютера, Кранах Старший — один из крупнейших художников немецкого Возрождения, соединивший в своем творчестве готические традиции с ренессансными принципами. «Мадонна с младенцем» дошла до нас в поврежденном виде: не сохранились нижняя и правая часть композиции, где изображена увитая виноградом беседка. Виноградная гроздь в руке у Девы Марии символизирует человеческое воплощение Христа, принявшего муки на кресте и умершего во имя искупления первородного греха, а виноградная лоза за спиной Богоматери означает «истинную церковь Христову». Водопад и горы на заднем плане, обычный для юго-восточный Германии ландшафт, тоже неслучайны: это символы живительной силы и твердости веры и возвышения над мирской суетой.

«Отдых Святого семейства на пути в Египет». Мастерская Веронезе, середина 1580-х годов

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Бегство Святого семейства в Египет описано в Евангелии от Матфея. После подношения даров волхвами Иосифу во сне пришел ангел, повелевший им покинуть Вифлеем: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Детали этого эпизода художники искали в апокрифических текстах, где и рассказывается о пальмовом дереве, укрывшем по дороге Святое семейство от зноя своими ветвями.

Этот сюжет проникает в западно-европейскую живопись в конце XIV века — первым известным изображением этой сцены является картина мастера Бертрама на Грабовском алтаре в Гамбурге, написанная около 1379 года.

На картине мастерской Веронезе из собрания Пушкинского музея легенда предстает в другой вариации: ангел наклоняет ветви дерева, чтобы путники могли восстановить силы его плодами. Пальма, как и виноградная лоза на предшествующей картине, тоже не просто элемент композиции: это символ христианского мученичества.

«Святое семейство». Джузеппе Мария Креспи. Алтарная композиция, ок. 1712

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло БронзиноКреспи написал «Святое семейство» около 1712 года в паре с другой картиной, «Успение Иосифа», которая сейчас находится в собрании «Эрмитажа». Они были заказаны ему папским легатом и крупным коллекционером кардиналом Пьетро Оттобони вслед за снискавшей большой успех живописной серией «Семь дел милосердия». «Святое семейство» и «Успение», по словам сына и биографа художника Луиджи Креспи, «также были встречены восторженно и хорошо вознаграждены». В дополнение к диптиху Креспи написал «Успение» небольшого размера, чтобы «Его Преосвященство держало его в головах над кроватью». И сам живописец, и художники не раз повторяли эту картину, реплики которой сейчас хранятся в нескольких музеях Италии. В этой работе художник уходит от барочной экспрессии, в ней появляется граничащая со строгостью сдержанность и даже мистицизм. «Ecce agnusdei («агнец Божий»)», — читает младенец Христос пророческую надпись на ленте, которую держит в руках Мария. Справа от Богоматери изображены ее родители Анна и Иоаким и отец Иоанна Крестителя Захария, а слева — сам Иоанн Креститель, его мать Елизавета и Иосиф.

Читайте также:  Биография и творчество якоба йорданса, картины

«Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» (Мадонна Строганова). Аньоло Бронзино, ок. 1545 

Считается, что картина написана Аньоло Бронзино для своего друга детства, Карло Герарди из Пистойи. Граф Александр Строганов, в собрание которого картина попала в начале XIX века, с восторгом писал о ней как о произведении, сочетающем в себе «красоты форм Рафаэля, благородство и точность рисунка Микеланджело, грацию Корреджо и колорит венецианской школы». Композиционно картина близка «Святому семейству Дони» Микеланджело из собрания галереи Уффици во Флоренции. В этом городе Бронзино провел почти всю свою жизнь в качестве придворного художника тосканского герцога Козимо I Медичи, собравшего вокруг себя мыслителей, литераторов и художников. Кстати, в образах Святого семейства угадываются черты членов семьи Медичи: святой Иосиф очень похож на самого Козимо I, Мадонна — на его жену, а Младенец Христос — на их первенца Джованни. 

Источник: http://elenapyyhtia.blogspot.com/2015/12/blog-post_997.html?_escaped_fragment_

Анджело Бронзино (1503-1572)

Итальянский живописец, представитель маньеризма. Холодно изящные, бесстрастные портреты

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Costanza da Sommaia

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Аллегория: Венера и Купидон

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Сошествие Христа в Чистилище (фрагмент)

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Святое семейство (фрагмент)

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Портрет Марии ди Медичи

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Пигмалион и Галатея 1529-1530

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Портрет Козимо I Медичи в латах, 1545

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

«Лукреция Панчиатики» 1540

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Гирлянда с ангелами 1540-1541

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Святое семейство 1540-1550

«Святое семейство с Анной и Иоанном Крестителем», 1550

Портрет Гвидобальдо II, герцога Урбинского, 1532

Портрет Стефано Колонна, 1546

Моисей иссекает воду из скалы, 1543-1545

Поклонение кресту с бронзовой змеёй, 1542

«Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I», 1542

Портрет Андреа Дориа в виде Нептуна, 1550

Изображения евангелистов Капеллы Каппони в Санта Фелициенции

Изображения евангелистов Капеллы Каппони в Санта Фелиция

Портрет молодого человека с лютней

Портрет молодого человека с лютней. Деталь

Портрет молодого человека с лютней. Деталь

Noli me tangere (не прикасайся ко мне)

Портрет Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбинского. Деталь: собака

Портрет Уголино Мартелли

Портрет Уголино Мартелли. Деталь: рука на раскрытой книге

Бартоломео Панчиатики

Бартоломео Панчиатики. Деталь

Бартоломео Панчиатики. Деталь

Бартоломео Панчиатики. Деталь

Лукреция Панчиатики. Деталь

Лукреция Панчиатики. Деталь

Святое семейство с Иоанном Крестителем

Святое семейство с Иоанном Крестителем. Деталь

Фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции

Моисей иссекает воду из скалы. Деталь

Фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции

Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста

Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста. Деталь

Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста. Деталь

Аллегория триумфа Венеры. Деталь

Аллегория триумфа Венеры. Деталь

Портрет Джованни Медичи ребёнком

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни

Элеонора Толедская с сыном Джованни. Деталь

Портрет Элеоноры Толедской

Портрет знатной дамы (Элеоноры Толедской?)

Портрет знатной дамы (Элеоноры Толедской?). Деталь одежды

Портрет Лауры Баттифери

Портрет Лауры Баттифери. Деталь: книга

Портрет Лодовико Каппони

Портрет неизвестного аристократа

Иоанн Креститель

Не тронь меня (Явление Христа Марии Магдалине)

Портрет скульптора

Источник: https://arts.in.ua/classics/angelo-bronzino/

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Несложно увлечь зрителей картиной-энигмой с множеством символических фигур. Другое дело парадные портреты: столкнувшись с ними в музее, мы пробегаем мимо, ведь это искусство на заказ, а всевозможные генералы или герцоги в орденах и богатых интерьерах могут быть интересны только специалистам. Это не так. W→O→S раскрывает тайны шедевра Аньоло Бронзино «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна», который, кстати, до 22 апреля можно увидеть в Пушкинском музее. Наведите на загадочные символы, чтобы узнать подробности.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзино

Аньоло Бронзино (1503–1572) — придворный художник Козимо Медичи, при котором Флоренция превратилась в Великое герцогство Тосканское. Бронзино известен как портретист — и рисовал он в основном семью Медичи.

Бронзино принадлежал к числу создателей нового типа маньеристского парадного портрета, сочетавшего официальность и внимание к статусу изображенного с правдоподобием в изображении возраста и физических недостатков модели.

Обычно Бронзино писал своих героев непринужденно сидящими в привычной обстановке, в костюмах, без лишних вольностей («Портрет Андреа Дориа» — редкое исключение). Бронзино достаточно мало известен в России, хотя в ГМИИ им.

Пушкина хранится его «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова)», а в Эрмитаже — целых четыре работы: «Состязание Аполлона и Марсия», «Святое семейство с Иоанном Крестителем» и два портрета: «Портрет Козимо I де'Медичи» и «Портрет герцога Алессандро де'Медичи».

Аньоло Бронзино «Аллегория триумфа Венеры». Ок. 1545

Джордано Бруно Сонет в честь осла Священная ослиность, святое отупенье, О, глупость пресвятая, блаженное незнанье. Одна ты нашим душам даруешь назиданье, Ведь не приносят пользы ни ум, ни обученье. Бесплоден труд познанья, бессильно вдохновенье, Философов мудрейших бесцельно созерцанье, И в небеса проникнуть напрасно их старанье — Там для тебя, ослиность, готово помещенье. Любители науки! А вам-то что за горе! Зачем вы знать стремитесь, каков закон вселенной, И есть ли в сфере звездной земля, огонь и море? Священная ослиность, в невежестве блаженна, Упавши на колени, с покорностью во взоре, Пришествия господня с молитвой ждет смиренной. Все в этой жизни тленно, Но вечный мир дарован блаженному покою, Чем бог нас награждает за гробовой доскою. Когда ты бьешься над костром, пастух, А он не хочет заниматься снова, Запомни: чтобы он от ветра злого, Как только что случилось, не потух, Оставь кремень в покое и огниво, — От лавра загорится он на диво. Но должен я тебя предостеречь:Себя недолго и отару сжечь. Джон Донн На раздевание возлюбленной Скорей, сударыня! Я весь дрожу, Как роженица, в муках я лежу; Нет хуже испытанья для солдата — Стоять без боя против супостата. Прочь поясок! Небесный обруч он, В который мир прекрасный заключен. Сними нагрудник, звездами расшитый, Что был от наглых глаз тебе защитой; Шнуровку распусти! Уже для нас Куранты пробили заветный час. Долой корсет! Он — как ревнивец старый Бессонно бдящий за влюбленной парой. Твои одежды, обнажая стан, Скользят, как тени с утренних полян. Сними с чела сей венчик золоченый — Украсься золотых волос короной, Скинь башмачки — и босиком ступай В святилище любви — альковный рай! В таком сиянье млечном серафимы На землю сходят, праведникам зримы. Хотя и духи адские порой Облечься могут лживой белизной, Но верная примета не обманет: От тех — власы, от этих плоть восстанет. Моим рукам-скитальцам дай патент Обследовать весь этот континент; Тебя я, как Америку, открою, Смирю и заселю одним собою. О мой трофей, награда из наград, Империя моя, бесценный клад! Я волен лишь в плену твоих объятий, И ты подвластна лишь моей печати. Явись же в наготе моим очам: Как душам — бремя тел, так и телам Необходимо сбросить груз одежды, Дабы вкусить блаженство. Лишь невежды Клюют на шелк, на брошь, на бахрому — Язычники по духу своему! Пусть молятся они на переплеты, Не видящие дальше позолоты Профаны! Только избранный проник В суть женщин — этих сокровенных книг, Ему доступна тайна. Не смущайся, Как повитухе, мне теперь предайся. Прочь это девственное полотно: Не к месту, не ко времени оно. Продрогнуть опасаешься? — Пустое!Не нужно покрывал: укройся мною.

Источник: http://w-o-s.ru/visual/3430?%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%83%D0%BD%22&a:0:%7B%7D%7D&arr=a:5:%7Bs:5:%22title%22&s:10:%22url_params%22&s:11:%22visual_name%22&s:13:%22/article/3430%22&s:3:%22url%22&s:4:%223430%22&s:4:%22lead%22&s:81:%22%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%20%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5%22&s:93:%22%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5:%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%20%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0

10 шедевров старых мастеров, которые нужно показать детям — 2do2go

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), Аньоло Бронзиноподборки15 октября 2015 г. в 09:28

Вспомнить вместе с детьми историю коварного похищения Европы, полюбоваться голландскими натюрмортами и узнать, что такое кермесса и зачем картины переводят с дерева на холст – все это в залах старых мастеров Пушкинского музея. Коллекция произведений старых мастеров (то есть художников, работавших до начала XVIII века) в Пушкинском музее – одна из наиболее интересных в России. Мы выбрали десять шедевров, которые сделают совместный поход с детьми в музей увлекательным и полезным. 

Сандро Боттичелли «Благовещение»

В самом начале вашего похода в музей с ребенком стоит объяснить, что многие живописцы далекого прошлого писали картины на религиозные темы. Благовещение – один из самых известных и любимых художниками евангельских сюжетов.

Расскажите ребятам историю о том, как к добродетельной девушке Марии спустился с небес ангел и сказал, что она вскоре родит сына, который станет великим и будет назван сыном Господа Бога. Несмотря на то, что изображения Девы Марии и ангела, несущего благую весть, объединены одним названием, они не являются единой сценой.

По замыслу одного из самых прославленных итальянских живописцев второй половины XV- начала XVI века Сандро Боттичелли – это две створки небольшого переносного алтаря, центральная часть которого утрачена.

Невероятно красивая, изысканная, нежная работа Аньоло Бронзино, на которой изображена Дева Мария, Иосиф, Иисус Христос и Иоанн Креститель. Художник написал ее почти 500 лет назад и за прошедшие века она довольно сильно изменилась.

Изначально картина была написана на доске и только в XIX веке переведена с дерева на холст.

Довольно странно звучит, да? На самом деле эта сложная технология известна давно – нередко дерево, на котором писали художники, начинало разрушаться и тогда возникала необходимость во вмешательстве реставраторов.

Как это происходит? На поверхность картины наклеивают несколько рядов бумаги, а поверх – холст. Таким образом краску фиксируют, не позволяя сдвинуться с места во время дальнейших процедур.

Затем доску состругивают, снимают специальным раствором грунт, на котором писал художник – так, что остается только красочный слой и можно увидеть картину как будто с изнанки.

При этом нередко открываются интересные подробности – время от времени художники в ходе работы меняют замысел: так, Бронзино изначально по-другому расположил руки младенца Христа и ноги Мадонны.

Затем на красочный слой накладывается новый грунт, несколько слоев клея и новый холст. После того как холст высыхает, остается только отмыть бумагу с лицевой стороны картины. Такую операцию пришлось пережить и картине Аньоло Бронзино.

Якоб Йорданс «Одиссей в пещере Полифема»

Сюжет картины знаменитого живописца XVII века Якоба Йорданса, работами которого восхищался сам Рубенс, позаимствован из «Одиссеи» Гомера. Скорее всего, ваши юные спутники уже слышали историю о Троянской войне и о деревянном коне, с помощью которого был взят неприступный город. Согласно легенде, именно Одиссей придумал построить троянского коня.

После войны, возвращаясь на родной остров Итака, Одиссей вместе со спутниками попал на остров циклопов – свирепых одноглазых великанов. Волею судьбы они оказались в плену у безжалостного и злобного циклопа по имени Полифем, который убил нескольких товарищей Одиссея и съел их.

Читайте также:  Музей киевской астрономической обсерватории, украина

Однажды ночью, дождавшись пока великан уснет, пленники взяли длинное острое бревно, обожгли его на костре и вонзили в глаз циклопу. Ослепший Полифем позвал на помощь других циклопов, но не смог объяснить им, что приключилось. Утром Одиссей с товарищами сбежал с острова, уведя с собой стадо Полифема – именно этот момент и изображен на картине Йорданса.

Поскольку циклоп ничего не видел и мог следить за стадом лишь на ощупь, Одиссей со спутниками спрятались под животами овец и баранов и направили их к своему кораблю. 

Рембрандт по праву считается одним из наиболее выдающихся живописцев за всю историю искусства, поэтому, рассказывая об этой работе, постарайтесь как можно чаще повторять его имя, чтобы ваши юные спутники запомнили его.

Скорее всего, дети уже слышали крылатое выражение «Фома неверующий», но могут не знать, как оно появилось.

Расскажите им библейскую историю об одном из учеников Иисуса Христа, который не поверил в то, что его учитель воскрес и во что бы то ни стало хотел рассмотреть и даже пощупать его раны.

В Евангелии написано, что Иисус обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим…».

Именно эту сцену изобразил Рембрандт. Рассматривая картину, обратите внимание ребят на то, как художник мастерски работает со светом и тенью: свет выявляет главное событие, оттеняет позы персонажей и мимику их лиц.

Иоахим Бекелар «На рынке»

Иоахим Бекелар жил в Голландии в XVI веке. Как и многие старые мастера, он обращался и к религиозным, и к мифологическим темам, но больше всего его интересовало жанровое искусство: его бытовые сценки из жизни простых людей пользовались заслуженной славой. Такова и работа «На рынке», героями которой стали торговцы. Картина довольно большая, герои ее выглядят значительными.

Рассматривая картину, поинтересуйтесь у ребят, что написано более тщательно – фигуры крестьян или же то, что они продают? Иными словами, что больше интересует художника: взаимоотношения героев картины или элементы натюрморта? Расскажите, что в XVI-XVII веках в Европе были популярны так называемые рыночные, или кухонные, натюрморты, настоящим мастером которых был признан Франс Снейдерс. 

Голландский художник Карел Фабрициус был учеником Рембрандта, причем считался одним из самых талантливых. Сегодня известно лишь 17 его картин, и одна из них хранится в Пушкинском музее.

Молодая женщина прилегла на берегу водоема, рядом брошен соломенный зонт… Казалось бы, ничего необычного в этой работе нет, но на самом деле – это иллюстрация одного из древнегреческих мифов. Женщина, изображенная на картине – богиня Гера, жена Зевса-громовержца. 

Когда Зевс вступил в борьбу со своим отцом Кроносом за власть над миром, Гера спряталась у титана по имени Океан и его жены Тефии – именно этот момент и запечатлел художник.

Одержав победу, Зевс забрал Геру с собой на Олимп, а благодарная богиня считала Океана и Тефию своими вторыми родителями и нередко мирила супругов, которые то и дело ссорились в своем дворце, расположенном на самом краю света.

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

Художник Франс Снейдерс, живший в конце XVI- первой половине XVII века, стал известен благодаря своим натюрмортам с изображением размещенных на столах фруктов, цветов, овощей и дичи.

На его картинах прилавки торговцев ломятся от изобилия, художник тщательно передает форму, фактуру и цвет предметов.

Интересно, что фигуры людей не особенно удавались художнику, поэтому нередко ему помогали другие живописцы, так что некоторые работы Снейдерса являются результатом коллективного творчества.

Обратите внимание, что, несмотря на безусловную реалистичность изображенных на натюрморте Снейдерса предметов, сама композиция картины выглядит несколько неестественной – чрезмерно пышной и декоративной, постановочной и какой-то неживой. 

Голландский живописец Хендрик Аверкамп был глухонемым от рождения, но особенно чутко воспринимал то, что открывалось его взору, подмечая малейшие детали. Это в полной мере можно увидеть на его картине «Катание на коньках».

В одной работе художник объединяет несколько сюжетов: катаются на коньках мальчишки, кавалер поправляет конек своей спутнице, рядом на льду играют в мяч, крестьяне едут по своим делам на санях, кто-то прогуливается с собакой, кто-то ловит рыбу, за порядком зорко наблюдает вооруженный стражник. Сравнительно небольшая картина вмещает целый мир, становясь своеобразным окном, через которое мы можем посмотреть на жизнь людей XVII века. 

Давайте-ка сначала разберемся, кто такие фламандцы. Так называют жителей Фландрии – исторической области, границы которой проходили по территории современных Франции, Бельгии и Нидерландов. 

Так вот, на картине Тенирса явно изображен какой-то праздник: люди закусывают, веселятся, танцуют. Лишь только странное для нашего уха название – «Кермесса» – наверняка вызовет вопрос ваших юных спутников.

Ответ достаточно прост: кермессами назывались крестьянские праздники, во время которых устраивались ярмарки, карнавалы, народные гулянья, а часть заработанных денег было принято отдавать на благотворительность.

Клод Лоррен (Клод Желле) «Похищение Европы»

Сюжетом картины французского художника Клода Лоррена стал древнегреческий миф. У царя по имени Агенор было три сына и прекрасная дочь, которую звали Европа. Как-то раз отправилась она вместе с подругами на прогулку к морскому берегу, где ее увидел бог Зевс.

Европа настолько ему понравилась, что он решил похитить ее, превратившись в быка со сверкающей, как золото, шерстью. На лбу у него горело серебряное пятно, подобно сиянию луны, а золотые рога были изогнуты, как молодой месяц. Необыкновенной красоты бык подошел к девушкам, которые стали ласково гладить его.

Бык лег у ног Европы, как бы прося ее сесть на него. Но как только девушка оказалась на широкой спине быка, он резко вскочил и помчался к морю. Бросившись в воду, он поплыл вдаль от берега и увез Европу на остров Крит, где у них родились три могучих сына.

Древние греки считали, что в знак любви к Европе Зевс поместил на небо божественного быка – созвездие Тельца.

Информация предоставлена нашим партнером – сайтом «Культура Москвы».

Источник фото на аватаре: cult.mos.ru

Источник: https://www.2do2go.ru/articles/4763/10-shedevrov-staryh-masterov-kotorye-nuzhno-pokazat-detyam

Биография и картины Аньоло Бронзино

Краткая биография и описание известных произведений художника.

Аллегория любви (Венера и Купидон), около 1543. Дерево, масло. На полотне представлены разные лики любви. Стрела и яблоко в руках Венеры символизируют соответственно любовь сладострастную и опасную.

Амур, рассыпающий розы, обещает радости любви обманчивой. Об этом свидетельствуют маски в правом нижнем углу.

Другие действующие лица олицетворяют Коварство, Ревность, Истину и Время как преграду любовному наслаждению.

Жизнь и творчество

Аньоло Бронзино (1503, Монтичелли близ Флоренции – 1572, Флоренция), настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Маньяно — известный мастер маньеризма во Флоренции. Известен также под именем Аньоло Тори. Ученик Раффеллино дель Гарбо и Якопо Понтормо.

Позднее увлекся творчеством Микеланджело, с произведениями которого мог познакомиться во время своей поездки в Рим в 1546–1547. С 1530 по 1533 выполнял заказы герцога Урбинского Гвидобальдо делла Ровере (1514–1574) и жил в Пезаро.

По возвращении во Флоренцию Бронзино быстро добился успеха и в 1540 стал придворным живописцем семьи Медичи.

На раннем этапе творчества находился под сильным влиянием Понтормо. Позднее Бронзино больше внимания уделяет технике изображения материальных объектов.

Благодаря особому подходу к колористическому решению картин, ему удалось достичь уравновешенности композиции и пластичности изображений человеческих фигур.

Наряду с произведениями на религиозные и аллегорические мотивы особое место в его творчестве занимают портреты.

Основные произведения

  • Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
  • Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
  • Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.

Снятие с креста, 1549. Дерево, темпера.

Бронзино сохранял возвышенный придворный стиль маньеризма и в своих религиозных произведениях. Такова алтарная икона для домовой церкви Элеоноры Толедской (1522–1562), находящейся в ее дворце Веккио. Однако вскоре после завершения икона была подарена Николасу де Гравалю.

В его склепе, расположенном в церкви монастыря кармелитов в Безансоне, она находилась вплоть до Французской революции.

Святое семейство Панчиатики, 1530–1548. Дерево, масло. Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей.

На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи.

Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики.

Пьета, около 1530. Дерево, масло. Это раннее произведение художника обнаруживает не только влияние Микеланджело, но и параллели с живописью Понтормо. Монументальность композиции и трагизм создаваемых образов проявляют истинное религиозное чувство автора картины. Художник проникновенно передает глубину страданий Богоматери и Марии Магдалины.

Портреты Бронзино

Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи, около 1545. Дерево, масло. Бронзино умело передавал определенную отстраненность персонажей своих портретов по отношению к внешнему миру.

Жена Козимо Медичи (1519–1574) и ее маленький сын изображены в торжественной обстановке, отдалены от окружающей их действительности замкнутым и подчеркнуто бесстрастным выражением лиц.

Фактура красок на портрете напоминает глазурь.

Портрет Бартоломео Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Бронзино достиг точной передачи индивидуальных черт портретируемых. Их образы художник воплощает в четких, почти геометрических формах.

На данной картине это впечатление усиливается наличием архитектурного ансамбля на дальнем плане, создающего единую вертикаль с человеческой фигурой.

Несмотря на пронизывающий зрителя взгляд, фигура Бартоломео Панчиатики (1507–1583) кажется застывшей.

Портрет Лукреции Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Перед нами супруга Бартоломео Панчиатики. Выражение ее лица строгое и несколько чопорное.

В 1528 Бартоломео Панчиатики женился на Лукреции ди Джисмондо Пуччи (1507–1572). Оба портрета написаны приблизительно в одно и то же время, но художник не ставил задачу создать пару.

Лукреция держит правую руку на открытой книге, что придает портрету более личностный характер.

Портрет Лауры Багтиферри, около 1555–1560. Холст, масло. Перед нами не просто гордая аристократка, поэтесса и жена скульптора Бартоломео Амманнаги (1511–1592). В трактовке образа присутствует философское начало.

Строгая осанка, одухотворенное лицо, книга в руке говорят о глубокой религиозности этой женщины и ее уверенности в себе.

Художник отражает идеи Контрреформации, оказывавшей определенное влияние на искусство того времени.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/anolo-bronzino.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector