Святое семейство на лестнице, пуссен, 1648

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Гвидо Рени Святой Себастьян 1620

Гвидо Рени Рождество

Рубенс Снятие с креста 1612

Триптих в соборе Антверпенской богоматери

Поклонение пастухов

Святое семейство с корзиной 1616

Рубенс Прикованный Прометей 1611

Святой Георгий 1606

Рубенс Похищение дочерей Левкиппа 1620

Рубенс Голова Медузы

Караваджо Медуза Горгона

Лоренцо Бернини Медуза Горгона

Рембрандт Ослепление Самсона

Рембрандт Пир Валтасара «мене, текел, фарес» 1636 -38

Рембрандт Ночной дозор «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» 1642

Франц Хальс Офицеры и сержанты рот св. Георгия 1633

Рембрандт Старик в красном 1654

Рембрандт Возвращение блудного сына 1668

Веласкес В кузнице Вулкана 1630

Пряхи или миф об Арахне 1657

Веласкес портрет инфанта Балтазара Карлоса 1634 -35

Веласкес портрет герцога Оливареса

Портрет Филиппа IV

Веласкес Папа Иннокентий Х

Веласкес Менины 1656

Веласкес Труанес

Веласкес Труанес

Ван Дейк Принц Уильям II и Мария Стюарт

Ван Дейк Портрет Карла 1

Франс Хальс Молодой человек с перчаткой

Хальс Цыганка

Андреа дель Поццо Святой Игнасий Лойолла в раю

• • • Эстетический идеал барокко 1. «Вакхическая радость жизни» и отсутствие страха перед смертью (гедонизм + героизм) 2. Эстетическая формула — «Благородная сложность и беспокойное величие» (Винкельман) 3. Культ богатства и роскоши, культ движения и борьбы 4.

«бурно вздымаются волны моря и складки почвы, громоздятся скалы и камни, холмы и горы, извиваются стволы деревьев» — во всем чувствуется грандиозное напряжение героических стихийных сил. 5.

Буйство линий и форм, буйство света и тени, красок (цвет важнее линии, краска может разрушать форму)

• 6. Прямая перспектива, стереоскопичность изображения • 7. Неустойчивое равновесие композиции: асимметрия, часто диагональное построение, некоторая смутность, недосказанность, принцип драматического контраста. В архитектуре: — Грандиозность замысла, ансамблевость — Сложное построение пространственной композиции — Обилие скульптурного декора — Игра в «живое-неживое»

Франческо Баррромини Церковь Сант Аньезе на пьяца Нуово в Риме

Модерна, Барромини, Бернини Собор святого Петра в Риме

Бернини Площадь перед собором святого Петра

Во Ле Виконт 1658 -61 арх. Ленотр, Лево

Версаль Ленотр, Лево

Растрелли Екатерининский дворец в Царском Селе

Растрелли Петергоф

РОКОКО. Деламер отель Субиз 1705 -09

Жермен Боффран Овальный зал в отеле Субиз

Жак-Анж Габриэль Малый Трианон в Версале 1760 -е

Ватто Савояр 1717

РОКОКО Антуан Ватто Отплытие на остров Киферу 1717

Ватто Общество в парке

Ватто Затруднительное предложение 1716

Ватто Актеры итальянской комедии

Ватто Жиль 1719 -20

Франсуа Буше Портрет маркизы де Помпадур 1756

Буше Портрет мадам Помпадур 1742

Буше Плененный Амур 1850 -е

Буше Собиратели вишен 1740 -е

Фрагонар Поцелуй украдкой 1760

Фрагонар Качели 1770

Каравакк Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны

— Только гедонистический компонент: нега и роскошь, культ приятных ощущений — Rocaille – завиток, винтовая линия, символизирующая лёгкое головокружение от опьяняющих удовольствий. — Фривольные сюжеты, изысканная чувственность на грани приличий — Изысканность цветовой гаммы, изящество рисунка

КЛАССЦИЗМ. Палладио Вилла Фоскари в Виченце 1560 -е гг.

Вилла Фоскари (термальное окно)

Вилла Ротонда в Виченце 1561 г

Камерон Дворец в Павловске

Камеронова галерея в Царском Селе

Росси Михайловский дворец 1819

Карло Росси Здание Главного штаба 1819 (ампир)

Суфло Пантеон в Париже 1789

Пуссен Святое семейство на лестнице 1648

Пуссен Царство Флоры 1641

Давид Клятва Горациев 1784

Давид Ликторы приносят Бруту тела его сыновей 1789

Давид Смерть Сократа

Давид Смерть Марата

Давид Мадам Рекамье

Купальщица Вальпинсона 1808

Энгр Источник

Энгр Эдип и сфинкс 1808

Энгр Портет Наполеона 1806

Энгр портрет мадам де Сеннон

Энгр Портрет Луи Франсуа Бертена Старшего 1832

Эстетический идеал классицизма • Героическое начало, вера в торжество разума и разумное устройство мира, чувства под контролем разума, отказ от личного счастья во имя гражданского долга (часто конфликт между всеобщим и личным), служение высшей идее • Эстетическая формула – «благородная простота и спокойное величие» • Античные и библейские сюжеты, в основе которых героическое действие • Превращение античного искусства в канон, пример для подражания • Величаво-спокойные движения и лица или регламентированность поз, жестов, мимики • Культ красоты и совершенства человеческого тела

• Приоритет линии над краской • Цвет подчинен линии и форме, служит выявлению ее • Идеализация форм. Гармония и красота, не совпадающая с естественной логикой • Прямая перспектива • Строгое построение композиции: трехплановость, кулисность, главные герои в центре

• «Что прекрасно? Прямые деревья, красивые перспективы, лазурная атмосфера, изящные фонтаны, великолепные дворцы в выдержанном стиле, прекрасно сложенные люди, сытые коровы и овцы.

Что уродливо? Кривые, старые и полусгнившие деревья, неровная почва, отсутствие дорог, крутые холмы или слишком высокие горы, неуклюжие или разрушенные постройки, развалины, топь, низкие тяжелые облака, а на полях тощий скот и безобразные бродяги» (Лересс Цит. По Мутер Р. История живописи в XIX в. Т. 2. С. 180).

РОМАНТИЗМ Жерико Плот «Медузы» 1816

Романтизм. Делакруа Данте и Виргилий в аду 1822

Делакруа Охота на львов

Гойа Портрет семьи Карла 1801

Гойа Колосс

Гойа Расстрел повстанцев в мае 1808

Гейнсборо Мальчик в голубом

Гейнсборо портрет Сары Сиддонс

Рейнольдс портрет Сары Сиддонс

Тернер Дождь, пар и скорость

Тернер Пожар в Параменте

Тернер Пароход в снежной буре 1844

Фридрих Скалистое ущелье

Фридрих Двое, созерцающие восход луны

• • Эстетический идеал романтизма Стремление освободиться от банальности повседневности: сильные страсти, экзотические мотивы, гибельные сюжеты.

Движение и борьба Ощущение пространственно-временной бесконечности и затерянности человека в ней Буйство красок, краска важнее линии, цветовые контрасты, сложная система полутонов и рефлексов Нечеткость (размытость рисунка) Прямая перспектива приобретает символическое звучание, выражает идею бесконечности, сознание власти судьбы, уходящего времени Асимметрия и недосказанность в композиции

Источник: https://present5.com/osnovnye-etapy-istorii-iskusstv-17-per-pol/

СОШ 8 Подольск, творчество Пуссена

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Автопортреты Пуссена

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 16481649 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 16481650

Пуссен Никола (Nicolas Poussin) (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у Варена и других французских художников; с 1624 года жил в Риме, в 1640-42 годах — в Париже.

�спытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.

С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи («Смерть Германика»), композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Ринальдо и Армида», «Танкред и Эрминия», «Парнас»). Господствующий в произведениях Пуссена ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека («Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея»). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», «Великодушие Сципиона»).

Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности («Пейзаж с Полифемом», «Аполлон и Дафна»).

Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

Картины Пуссена на мифологические и античные сюжеты:

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648Р—РёРјР° (Девкалионов потоп), 1662 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648РўСЂРёСѓРјС„ Нептуна, 1634
Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648Юпитера вскармливает РєРѕР·Р° Амалфея, 1637 Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648Юпитера вскармливает РєРѕР·Р° Амалфея
Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648Ахилл среди дочерей Ликомеда, 1656, первый вариант Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648Ахилл среди дочерей Ликомеда, 1656, второй вариант
Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648Юпитер Рё Каллисто Селена Рё Р­РЅРґРёРјРёРѕРЅ, 1630
Парнас, 1635 Аполлон и Дафна, 1627
Нарцисс и Эхо Нарцисс и Эхо, 1626
Марс и Венера, 1629 Венера и Адонис, 1625
Кормление Бахуса, 1635 Вакханалия, 1631
Тезей находит меч своего отца, 1634 Аркадские пастухи
Триумф Флоры, 1627 Царство Флоры
Ацис и Галатея, 1630 Танец под музыку Времени, 1638
Мидас и Бахус, 1629 Поклонение золотому тельцу, 1634
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1651 Пейзаж с Полифемом
Великодушие Сципиона Смерть Германика, 1625

Картина «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского».

Сципион Африканский — римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.

В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в �спании. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники.

Последних Сципион отпустил по домам без выкупа.

�сторик Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее коленопреклоненному жениху.

Похищение сабинянок, 1634, первый вариант Похищение сабинянок, 1634, второй вариант

Картины Пуссена на библейские сюжеты:

Нахождение Моисея, первый вариант Нахождение Моисея, второй вариант
Нахождение Моисея, третий вариант Моисей высекает воду из скалы, 1649
Елеазар и Ревекка, 1648 Суд Соломона, 1649
Разрушение храма в �ерусалиме, 1637 Триумф Давида, 1627
Святое семейство на ступенях, 1648 Отдых на пути в Египет, 1658
Благовещение, 1657 Поклонение волхвов, 1633
Поклонение пастухов Святое семейство со святой Елизаветой и �оанном Крестителем Вознесение Марии, 1650
Тайная вечеря, 1647 Крещение, 1642
Христос и блудница, 1653 Христос исцеляющий слепого, 1650
Елеазар и Ревекка, 1648, фрагмент Экстаз апостола Павла, 1650 Святая Цецилия, 1628

Другие картины Пуссена:

Римская дорога, 1648 Чума в Азофе
Танкред и Эрминия, 1630 Ринальдо и Армида, 1625

Танкред и Эрминия — герои поэмы «Освобожденный �ерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо.

Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом �ерусалима и установлением христианского царства.

Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Танкред — христианский рыцарь — был тяжело ранен во время штурма �ерусалима.

Читайте также:  Биография и картины леонардо да винчи

Эрминия — дочь бывшего царя сарацинов Антиоха, предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, сердцем почувствовала, что ее возлюбленный ранен и отправилась на его поиски.
На пути ей встретился старый пастух и трое его сыновей, плетущие корзины. Поскольку Эрминия облачилась в воинские доспехи воительницы Клоринды, пастух полагал, что та участвует в идущей недалеко войне, и стал расхваливать ей радости уединенной мирной жизни. Встретив оруженосца рыцаря Танкреда, она была приведена на место боя и увидела смертельно раненного героя. Обезумевшая от горя девушка снимает с Танкреда доспехи и, отрезав мечом свои волшебные волосы, обладавшие силой исцеления, перевязывает ими раны возлюбленного.

Одна из историй поэмы повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.

Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров. У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.

Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.

Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Poussin.htm

Читать онлайн Кливлендский Музей искусства страница 7. Большая и бесплатная библиотека

Франсиско де Сурбаран (1598–1664) Христос и Мария в доме в Назарете. Около 1640. Холст, масло. 201×256

Франсиско де Сурбаран — выдающийся мастер XVII века, эпохи расцвета испанского искусства. Однако его произведения редко встречаются в европейских, а тем более в американских музеях.

Написанная на религиозный сюжет картина «Христос и Мария в доме в Назарете» посвящена детству Спасителя. В скромном помещении фигуры Марии и юного Иисуса рельефно выступают на темном фоне яркими цветовыми пятнами.

Подперев голову рукой, неподвижная, оставившая свою вышивку Богоматерь грустно смотрит на порезавшегося о терновый венец златокудрого Сына, таким образом подразумевается Ее бессилие в попытке спасти Его от предстоящих страданий. Тяжким мыслям Девы Марии вторит грозовое небо, которое видно в окне позади нее.

Предметы быта, рассредоточенные по помещению, принимают символическое значение: стол олицетворяет алтарь, плод инжира указывает на Евхаристию или искупление грехов, горшочек с водой — купель, пара белых голубей — спасенные души верующих, нашедших укрытие во Христе, семейное счастье и любовь.

Цветы в вазе, лилии и розы, являются традиционными символами Марии. Уравновешенность композиции соответствует характеру действия, передающего не только атмосферу царящего здесь благочестия, но и ощущение тяжело и медленно текущего времени.

Сцена сохраняет жанровый характер и в то же время обретает новое звучание благодаря введению в обыденную обстановку элементов возвышенного и необычного.

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Никола Пуссен (1594–1665) Святое семейство на лестнице 1648. Холст, масло. 73,3 х105,8

Основоположник классицизма во французской живописи XVII столетия Никола Пуссен вдохновлялся античностью, искусством Рафаэля и Тициана.

Своими произведениями он старался привнести в господствовавший тогда парадный барочный стиль классическую строгую сдержанность и упорядоченность.

«Святое семейство на лестнице» — одна из самых светлых и совершенных работ мастера, излучающая гармонию и спокойную созерцательную красоту.

В самом центре композиции — акцент на яблоке, протянутом Младенцу Иисусу юным Иоанном, плод символизирует грехопадение и является аллюзией будущей миссии Христа как искупителя.

Мария поддерживает Сына, одновременно демонстрируя и оберегая его, Она — священная опора и преграда. Спаситель тянется к двоюродному брату, маленькому Иоанну Крестителю, мать которого, святая Елизавета, созерцает Иисуса.

Фигуру Мадонны уравновешивает сидящий в тени святой Иосиф, который циркулем — атрибут творца — что-то задумчиво вымеряет на деревянной дощечке. В картине много иносказательных элементов, на первый взгляд кажущихся случайными: корзина с фруктами — символ земного плодородия, апельсиновые деревца означают начало новой жизни.

Рядом с Иосифом — классическая ваза, напоминающая об античной Греции, ларец — намек на драгоценные дары восточных волхвов. Композиция устремляется ввысь благодаря настойчивым вертикалям и подчеркнутым горизонталям каменных ступеней.

Лестница, на которой расположилось Святое семейство, нереальна, она существует в другом, вневременном пространстве. От первых ступеней взгляд зрителя поднимается вверх, к колоннам и балюстраде портика, открытому в вечное бесконечное небо.

Лестница означает жизнь, ступени которой проходит человек, от самой нижней к самой верхней, постепенно поднимаясь к Богу. Классические здания с портиками на заднем плане, без сомнения, возникли на полотне Пуссена как впечатление от пребывания в Риме, здесь они олицетворяют небесный град.

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Джованни Баттиста Пьяцетта (1682–1754) Ужин в Эммаусе. Около 1720. Холст, масло. 133,4×167

Итальянский художник и гравер Джованни Баттиста Пьяцетта — яркий представитель венецианской школы живописи блестящего XVIII столетия, один из наиболее заметных и достойных предшественников Тьеполо. Он родился и обучался в Венеции, затем у Джузеппе Креспи в Болонье.

Философски насыщенное, сложное мировосприятие Креспи не могло не привлечь Пьяцетту, мастера впечатлительного, тонкого, восприимчивого. Пьяцетта перенял у своего наставника интерес к особому типу жанровой картины.

В произведении «Ужин в Эммаусе», в силу намеренной нераскрытости сюжетной ситуации, у зрителей возникает острое ощущение возможности двойного толкования смысла изображенного.

В этой работе ощущается некоторое влияние Караваджо и его последователей, Пьяцетте оказалась чрезвычайно близка и своеобразная манера Джузеппе Креспи: недоговоренность, загадочность, таинственность образов.

Живопись Пьяцетты отличается богатством оттенков, виртуозностью в передаче светотеневой игры, мастерством фактуры мазка, создающего красивый артистический эффект словно разорванного текучего цветового пятна.

В трактовке религиозного сюжета — явления Христа ученикам на третий день после распятия — сохраняется патетический характер, евангельская сцена подвергается неожиданной модернизации, художник как бы воочию видит ее. Демократизм и духовная сила образов Пьяцетты не имеют ничего общего с поверхностными произведениями, характерными для живописцев, связанных с аристократическими кругами Венеции.

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Жозеф Мари Вьен Старший (1716–1809) Сладкая задумчивость 1756. Холст, масло. 86,4×76,2

Жозеф Мари Вьен Старший, французский художник XVIII века, известен больше как учитель прославленного живописца Давида, однако именно с его именем связан резкий перелом во французском искусстве в середине XVIII столетия, когда началась волна увлечения античностью, и Вьен одним из первых решительно перешел к новому стилю. Его картина «Продавщица амуров» (1763, музей Фонтенбло, Иль-де-Франс), выставленная в Салоне 1763, была воспринята как манифест антикизирующего направления, философ Дени Дидро встретил ее восторженно.

Полотно «Сладкая задумчивость» продолжает эту линию, в нем присутствуют все характерные черты французского классицизма: барельефная композиция, ясное пространство, строгая линейность и скульптурность форм.

Изящный столик, стул, курильница — обстановка говорит об увлеченности художника археологическими раскопками в Италии. Однако изысканная палитра, гармоничные цветовые соотношения целиком принадлежат XVIII веку французской живописи.

Молодая дама застыла в задумчивости, она не замечает ничего вокруг, ведь ее мысли заняты образом отсутствующего возлюбленного, которого олицетворяет белый голубь, расположившийся на коленях героини.

Традиция изображать женщин в интерьерах, распечатывающих письма и с печалью смотрящих в окно в ожидании суженого, происходит из искусства Нидерландов XVI–XVII веков.

Искусство XIX–XX веков

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Амедео Модильяни. Женский портрет. 1917–1918

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Жак-Луи Давид (1748–1825) Амур и Психея 1817. Холст, масло. 221×282

Французский живописец Жак-Луи Давид, основоположник неоклассицизма, по примеру греческих мастеров воспевал красоту обнаженного человеческого тела. Художник одним из первых обратился к изучению античных образцов, но, в сущности, усвоил только внешние черты памятников древнего искусства.

Вместо действительных чувств в картинах Давида усматриваются статичность и театральность, а фигуры персонажей принимают утрированные позы. Колористическая гамма не отличается разнообразием и лишена нюансов.

Однако рисунок Давида старательно проработан, формы благородны, изящны, особенно в изображении женских фигур, как, например, в позднем полотне «Амур и Психея», написанном им в Брюсселе, где мастер провел свои последние годы, отказавшись возвратиться в родную Францию после падения Наполеона.

Художник использует историю Амура, сына богини любви Венеры, и царевны Психеи, чтобы показать конфликт между идеализированной любовью и реальностью.

Амур, полюбивший прекрасную смертную, посетил ее ночью при условии, что девушка не увидит его лица.

Как правило, бог изображался как идеальный и трепетный возлюбленный, но Давид отошел от этого канона, представив его немного неуклюжим подростком, который, покидая избранницу на рассвете, ухмыляется совершенному «подвигу».

В качестве модели для Амура живописцу позировал Джеймс Галлатин (1796–1876) — девятнадцатилетний сын американского посла во Франции. Возможно, поэтому юный бог кажется таким живым и земным.

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Источник: https://dom-knig.com/read_188658-7

Пуссен

Основоположником классицизма в живописи был Никола Пуссен (1594—1665). Вся жизнь его была посвящена искусству большой идеи, глубокой мысли и чувства, искусству, призванному неустанно напоминать человеку «о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы».

В рамках сюжетов, почерпнутых из античной мифологии и древней истории, в Библии, евангельских легендах и поэтических творениях античности и Ренессанса, Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В них он черпал примеры гражданской доблести, высокой морали, поэтических чувств, дающих могучее средство воспитания и совершенствования личности.

Читайте также:  Слива, эдуард мане - описание картины

В своих произведениях Пуссен стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, к гармоничной согласованности и равновесию, но он видел жизнь в ее сложности и понимал, что человек зависит от общих законов природы и общества, подчас враждебных ему.

Его идеал — герой, сохраняющий в жизненных испытаниях чувство невозмутимого спокойствия духа, достоинства, полагающийся только на себя, способный совершить подвиг. Пуссена вдохновляло искусство Возрождения и античности.

«Жизнь Пуссена отражена в его произведениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для тех, кто решил себя посвятить искусству»,— писал о Пуссене глава французских романтиков Делакруа.
Пуссен родился около небольшого нормандского городка Ле Андели. После обучения у художника Варена и странствий он поселился в Риме. В 1640 г. по настоянию Людовика XIII прибыл в Париж, но, прожив там два года, покинул столицу. Двор с его деспотизмом и интригами, с его пристрастием к льстивому и пустому искусству был чужд художнику-гуманисту. Он вернулся в Рим, где формировался как художник, по сути дела, самостоятельно. Постоянно углубляясь в размышления об искусстве, он жил замкнуто, богатство и успех не прельщали его.

Работы Пуссена раннего римского периода (1620-е гг.) отмечены ощущением полноты жизни. Исполненные энергии и действия, его герои сами решают свою судьбу, определяют ход исторических событий. От его «Битвы» (Москва, ГМИИ) веет героикой легендарных войн.

В нагромождении фигур, л хаосе движений прокладывает путь организующее, четкое, ритмическое начало. Разум и воля побеждают стихию страстей.
Пуссена привлекали пасторали и вакханалии, воплощающие представления о гармоничном мире и счастье, о «золотом веке» — светлой мечте мыслителей-утопистов 16—17 вв.

Ощущение полноты бытия, влюбленность в красоту жизни пленяют в «Спящей Венере» (1620-е гг., Дрезден, Картинная галерея). В свободно раскинувшейся под сенью дерева богине все исполнено грации, свежести, жизнелюбия. Однако сон ее тревожен, поза беспокойна.

Темные, оливковое золотистые, красные, оранжевые краски предгрозового летнего вечера передают чувство напряженной жизни природы. Венера Пуссена земная, однако она остается недосягаемым идеалом.

Светлый тон тела богини, четкий силуэт выделяют ее в пейзаже, отдаляют от пастухов, вместе с тем ритм движений связывает ее фигуру е поэтическим образом природы. Насыщенность сочного горячего колорита, свобода и широта письма на крупнозернистом холсте, внимание к передаче света сближают Пуссена с Тицианом.

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Пуссен. Смерть Германика

Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) — программное произведение классицизма. В нем угадывается отклик на распространявшиеся но Франции того времени тираноборческие идеи. Художник утверждал мерилом человеческой ценности личные достоинства, заслуги героя перед страной. Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита.

Изображен момент прощания семьи и легионеров с исполненным душевного благородства полководцем Германиком, отравленным завистливым императором Тиберием. Яркий верхний свет и красная тога акцентируют обессилевшее тело и побледневшее, но стоически мужественное лицо Германика, сохраняющего невозмутимое спокойствие духа. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.

Личные переживания приглушены и выражены в тихой скорби небольшой группы женщин и детей у изголовья Германика, Единодушно устремленные к ложу полководца легионеры исполнены готовности совершить подвиг во имя справедливости; бурно проявляющие свои чувства, она выступают воплощением коллективной воли.

Строгий ритм, подчеркнутый первоплановыма фигурами воинов и четким архитектурным членением композиции, вносит организующее начало в движение. Показывая различные характеры и судьбы людей, слагая композицию из самостоятельных элементов, Пуссен подчиняет их строгому гармоничному порядку, который, о точки зрения классицизма, царит в жизни.

Расположение предметов и фигур в картинах Пуссена приобрело первостепенное значение, оно как бы создавало особый мир, подчиненный своему ритму, темпу и звучанию.

В картине «Смерть Германика» выступили основные черты классицизма: ясность действия, противопоставление группировок, архитектоничность композиции. По примеру античных рельефов Пуссен располагал действующих лиц в неглубоком пространстве, расчленяя его на ряд планов. Замкнутость композиции усиливала сосредоточенность действия.

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Пуссен. Танкред и Эрминия

В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Художник воспел здесь чувство амазонки Эрминии, внезапно охваченной любовью к недавнему ненавистному врагу — раненому рыцарю Танкреду. Образ Эрминии сложен, она нежна и мужественна, взволнованна и решительна, в ее лице и страх и надежда.

Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Страстной порывистой Эрминии, отсекающей прядь своих длинных волос, противопоставлены теряющий силы Тапкред и сосредоточенный оруженосец.

Сверкающие серебристо-синие одежды развеваются и вторят движению героини, усиливая настроение тревоги. Красные отсветы заката воспринимаются как отзвуки минувших грозных событий, пламенных страстей.

Умение передать в движении, в жесте, в ритмах внутренний мир человека — одна из характерных черт Пуссена. Он называл движение «языком тела» и достигал поразительной очищенности его от всего случайного. Не меньшее значение в его произведениях имеет колорит.

Контраст холодных сине-стальных и напряженных красно-золотых тонов в «Танкреде и Эрминии» подчеркивает глубокую трагичность образов.
В 1630-х гг. в творчестве Пуссена утвердился идеал человека ясного разума и сильной воли.

В то же время углублялось чувство трагического, все чаще встречалась в его произведениях тревожащая современников проблема быстротечности земной жизни. В «Аркадских пастухах» (между 1632 и 1635 гг.

, Чезуорт, частное собрание; вариант 1650, Париж, Лувр) Пуссен обратился к древнеримской легенде о счастливой стране Аркадии, придав ей философский смысл.

Лаконичная надпись, найденная на мраморной гробнице «И я был в Аркадии», наводит юных пастухов на грустную мысль, что в жизни все преходяще и находит завершение в смерти.

Отношение к смерти, пробудившиеся чувства и мысли прослеживаются художником в их градации и кульминации, в тонкой нюансировке характеров. Трагическое напряжение гармонично разрешается в образе молодой женщины. Погруженная в печальное раздумье, она понимает смысл изречения как неизбежный закон жизни.

Глубокая философская мысль, лежащая в основе этого произведения, выражена в классически строгой форме, в цельности замысла.

В картине «Великодушие Сципиона» (1643, Москва, ГМИИ) побеждает разум, царит сдержанность чувств и жестов. Каждая фигура обладает самостоятельностью и свободой, но в то же время все приведено к гармоничному единству.

Большую роль играет теперь не цвет, а четкий рисунок, контур, выделяющий грани, замыкающий скульптурно-пластическую форму. Строгая организованность композиции подчеркнута ритмическими соответствиями и повторами, сопоставлением больших планов, локальных цветов.
В 1750—1760-х гг. Пуссен чаще обращался к пейзажу.

Подобно писателям-утопистам и мыслителям-пантеистам своего века с их проникновенными гимнами природе, Пуссен преклонялся перед ее величием.

Вдохновляясь поэтическими образами Римской Кампаньи и описаниями Древней Эллады Вергилием, он создал синтетический образ природы как могущественного, организованного целого — рождался героический пейзаж. Жизнь природы исполнена в пейзажах художника драматического напряжения, оно, однако, всегда приходит к гармоническому разрешению.

Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств, их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ).

Он выбирал обычно средний горизонт, на уровне стоящего на земле человека, и тяготел к местностям, где взгляд может охватить обширные пространства — равнины, горные массивы и скалы, морские просторы.

Сохраняя в пейзаже более свободную живописную манеру, чем в фигурах композиции, уделяя внимание передаче освещения, Пуссен выявлял ясные чередования планов, гармоничные соответствия форм, линий, ритмов. Прозрачный воздух в его пейзажах сообщает объему каждого предмета кристальную чистоту, массы строго уравновешены.

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Пуссен. Пейзаж с Полифемом

Природа у Пуссена — арена действия легендарных героев, олицетворяющих стихийные начала. В «Пейзаже с Полифемом» (1649, Ленинград, Эрмитаж) образ Полифема, играющего на свирели, как бы возникает из скалы и главенствует над долинами и морями. Пленительная песнь любви зачаровывает природу.

В покое застыли могучие скалы, деревья, облака. В глубине — стада, фигуры пахарей, пастухов, с ними в согласии живут фавны, наяды и лесные боги. По мысли Пуссена в слиянии с могущественной природой, в ее созерцании человек обретает свою истинную сущность.

Впечатление гармонии и величия целого определяется общим приглушенным тоном картины, построенной на сочетании серебристо-зеленого, пепельно-серого, голубого.
Призыв к самопознанию и духовному совершенствованию личности нашел воплощение в «Автопортрете» Пуссена (1650, Париж, Лувр). Патетике парадных портретов 17 в.

противопоставлен идеал совершенной мыслящей личности. Здесь все дышит спокойствием. Величественна фигура художника. Мужественное лицо выражает внутреннее достоинство, решительный поворот головы — самоутверждение. Напряженный сосредоточенный взгляд свидетельствует о внутренних конфликтах.

Гармония героев Пуссена — результат огромных усилий разума и воли. Большую ценность представляют рисунки Пуссена — композиционные и исполненные с натуры (перо, кисть, бистр) в свободной, живописной манере.

Последователи Пуссена не поняли глубины его творчества, проникнутого мечтой о прекрасном. Живое творческое преломление античности сменилось у них стремлением исправить несовершенную натуру, подчинить ее классическим нормам античного искусства. Лишь в пейзаже традиция Пуссена получила плодотворное развитие.

Источник: https://artiques.ru/node/147

Читать

Л. Пуликова

Кливлендский Музей искусства

Официальный сайт музея: www.clevelandart.org

Адрес музея: 11150 East Boulevard, Кливленд.

Телефон: 216 421 7350,1 877 262 4748.

Проезд: Regional Transit Authority (RTA), красная линия, «University Circle», остановка «Windermere», далее выйти из поезда, перейти на правую сторону к бесплатному автобусу «Circlelink». The Healthline Rapid Transit Buses, остановка «Stokes Boulevard» или «Adelbert Road/Severance Hall», далее пешком до музея 5–7 минут.

  • Часы работы: Вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10:00–17:00.
  • Среда, пятница: 10:00–21:00.
  • По понедельникам музей закрыт.
  • Посещение музея бесплатное.

Фото- и видеосъемка: Фотосъемка в галереях постоянной коллекции музея разрешена для личного использования, без вспышки или треноги. Работы, не принадлежащие музею, созданные после 1900 и экспонирующиеся на специальных выставках, фотографировать запрещено.

Информация для посетителей: Сумки, рюкзаки, переноски и зонты размером больше 11х15×6 дюймов должны быть оставлены в гардеробе. Рисование карандашных эскизов разрешено только в галереях постоянных коллекций.

Читайте также:  Распятие, или гиперкубическое тело, сальвадор дали, 1954

Музейное кафе предлагает своим посетителям широкий выбор бутербродов, салатов, закусок, десертов и напитков. Магазин в главном лобби располагает большим ассортиментом художественных альбомов, каталогов, плакатов и подарков, а также драгоценностей, аксессуаров и других товаров от местных художников.

Здание музея

Географическое расположение Кливленда — на берегу реки Эри, входящей в систему Великих озер, — стало ключевым фактором роста города. Развитое железнодорожное сообщение помогло ему превратиться в индустриальный центр с металлургическими и машиностроительными заводами, сетью железных дорог, стать в начале XX века городом миллионеров.

Экспонат из коллекции музея

Основание музея стало возможным как раз благодаря финансовой помощи крупных промышленников и жителей города — Хинмана Б. Харлбата, Джона Хантингтона и Горация Келли, завещавших деньги специально для этого художественного учреждения.

Музейный комплекс, открывший свои двери для публики 6 июня 1916, находится в Университетском районе. Его постройка обошлась в сумму $ 1,25 млн, было возведено здание из белого мрамора в неоклассическом стиле с колоннами, фронтоном и масштабной лестницей, а также разбит живописный парк на 75 акров (300 000 м2).

Зеленая зона, в которой сейчас располагается музей, ранее находилась в частной собственности. Филантроп Джефта Уэйд II пожертвовал свои земли городу, часть из них была использована под строительство музея и прилегающей к нему территории. Сегодня этот парк со многими прекрасными скульптурами вокруг здания носит имя благотворителя — Уэйд-парк.

Здесь можно увидеть оригинальные работы: «Фонтан вод» (1927) Честера Бича, памятник участнику американской войны за независимость, польскому герою Тадеушу Костюшко, бронзовые солнечные часы Фрэнка Жиру «Ночь переходит в день», недалеко от входа в парк установлено изваяние, изображающее Оливера Хазарда Перри — морского офицера, героя сражения на реке Эри, произошедшего в начале XIX века.

Однако внимание зрителей притягивает знаменитая скульптура «Мыслитель» Огюста Родена, располагающаяся на парадной лестнице музея. У нее уникальная и беспокойная история. Одна из двадцати оригинальных отливок французского мастера, работа благополучно существовала в Кливленде до 1970, когда была взорвана одной из радикальных американских группировок левого толка.

Акт вандализма серьезно повредил постамент и ноги «Мыслителя», но в то же время скульптура неожиданно приобрела черты иного характера — как будто к созданию шедевра подключился Сальвадор Дали с его текучими и одновременно разорванными формами.

После непродолжительных дискуссий руководство музея решило оставить статую в новом виде и не предпринимать попыток восстановить ее первоначальное состояние.

Фредерик Аллен Уайтинг был назначен первым директором музея, он рассматривал учреждение, прежде всего, как учебное заведение. Уайтинг придумал и впервые провел в 1919 «Ежегодную выставку художников и мастеров Кливленда», это мероприятие проходит до сих пор и продолжает демонстрировать работы местных умельцев.

Щедрые денежные пожертвования музею, а также в виде художественных произведений от коллекционеров способствовали увеличению количества предметов искусства в экспозиции и фондах.

Вторая мировая война внесла свои коррективы: состоятельные американцы покупали в разрушенной Европе ставшие доступными первоклассные картины и предметы декоративно-прикладного искусства в свои собрания, многие из которых затем были переданы в музей Кливленда, что способствовало его процветанию.

Тогда же были приобретены значимые произведения, укреплявшие международные позиции и репутацию одной из лучших американских коллекций.

В 1940-х и 1950-х финансовые возможности музея резко возросли благодаря крупным завещаниям имущества, значительным наследствам от финансовых фондов, собрание увеличилось в два раза. Была создана азиатская коллекция — одна из самых значительных и больших в мире, куплены произведения средневекового искусства.

Экспонат из коллекции музея

Музей несколько раз расширялся, в 1971 по проекту венгерского архитектора Марселя Брейера было добавлено северное крыло. В 2005 утвердили проект реконструкции комплекса стоимостью $ 350 млн.

Цель — поддержать престиж и высокий научный уровень музея, не дав ему стать обычным провинциальным собранием произведений искусства.

При этом из ансамбля построек остался только основной корпус 1916-го, восстановлена первоначальная симметрия по оси север — юг, подчеркнуто главенство неоклассического фасада здания начала XX века.

Коллекция кливлендского Музея искусств на сегодняшний день насчитывает более 65 000 произведений со всего мира.

Здесь хранятся выдающиеся живописные полотна Сандро Боттичелли, Микеланджело Меризи да Караваджо, Эль Греко, Николя Пуссена, Питера Пауля Рубенса, Франса Халса, Герарда Давида, Уильяма Тернера, Сальвадора Дали, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Камиля Коро, Клода Моне, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Анри Матисса.

Активно приобретается и искусство второй половины XX века, в собрание добавилось несколько важных произведений художников Энди Уорхола, Джексона Поллока, Христо Явашева, Франческо Клементе, Роберта Мангольда, Марка Танси.

Коллекция музея представлена в отделах китайского, индийского, африканского, исламского искусства, рисунка, гравюры, европейской живописи и скульптуры, современного европейского искусства, искусства Древней Америки и Океании, Греции и Рима, американской живописи и скульптуры и современного американского искусства.

В дополнение к обширному художественному собранию в музее располагается одна из крупнейших библиотек по искусству в США. Еще в 1913 было подготовлено 10 000 томов, включающих фотографии и архивные материалы. На сегодняшний день библиотека насчитывает 431 000 томов и 500 000 оцифрованных слайдов.

В зале музея

Искусство III–XIII веков

Иона выбрасывает кита на сушу. 280–290

Бюст аристократа 270–280. Мрамор. 35, 2×21,5

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=548047&p=7

Никола Пуссен Poussin, Nicolas (1594-1665)

[more]

Нормандец по происхождению, Никола Пуссен (1594-1665 гг.) родился в Лез-Андели, небольшом городке на берегу Сены. Юному Пуссену было обеспечено хорошее образование и возможность изучить начальные этапы искусства художника.

Более подробное знакомство с секретами мастерства он узнал уже после переезда в Париж, где учился у мастеров. На автопортрете  Никола Пуссен изобразил себя мыслителем и творцом. Рядом с ним профиль Музы, словно олицетворяющей власть над ним античности. И в то же время это образ яркой личности, человека своего времени. В портрете воплощена программа классицизма с его приверженностью натуре и идеализации, стремлением к выражению высоких гражданских идеалов, которым служило искусство Пуссена.

[more]  Никола Пуссен — французский художник, основатель стиля «классицизм». Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, он раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

  [iflash=607,360,http://vk.com/video_ext.php?oid=125477538&id=168526091&hash=1150e39fffa72971&hd=1]

  Никола Пуссен родился 5 мая 1594 года в Нормандии, около городка Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610), дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию.

В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636).

Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников.

В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия (не сохранились).

  В 1624 Николя Пуссен отправился в Рим. Там он изучал искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения. В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима» (не сохранилась), позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств).

  В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. 

Нарцисс и Эхо, около 1629

Ринальдо и Армида. 1635

  Сюжет картины заимствован из поэмы итальянского поэта ХVI века Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Она хочет убить юношу, но, покоренная его красотой, влюбляется в Ринальдо и уносит его в свои зачарованные сады.

Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. Завершенность композиции, единство ритмического построения — главные особенности искусства Пуссена. В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы.

Картина является парной к «Танкреду и Эрминии», хранящейся в Государственном Эрмитаже.

Танкред и Эрминия. 1630 — 40

  Предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, находит его раненым после поединка с великаном Аргантом. Оруженосец Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело Танкреда, а Эрминия, в безудержном порыве любви и сострадания, отсекает мечом свои волосы, чтобы перевязать ими раны рыцаря. Почти все на полотне спокойно — бессильно лежит на земле Танкред, застыл над ним Вафрин, неподвижны кони, тело Арганта распростерто в отдалении, пустынен и безлюден пейзаж. Но в это застывшее безмолвие врывается патетическое движение Эрминии, и все вокруг загорается отраженным светом ее неудержимого душевного взлета. Неподвижность делается напряженной, сильные и глубокие красочные пятна сталкиваются друг с другом в резких контрастах, проблески оранжевого заката на небе становятся угрожающими и тревожными. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику.

В 1640

популярность Пуссена привлекла внимание Людовика XIII (1601–1643) и по его настойчивому приглашению Пуссен приехал работать в Париж, там он получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

  Осенью 1642 Пуссен снова уезжает в Рим. Темами картин этого периода стали добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев.

Великодушие Сципиона. 1643

  Во второй половине 40-х Пуссен создал цикл «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств).

Источник: https://terrao.livejournal.com/8022640.html

Ссылка на основную публикацию