«святая инесса», хосе де рибера — описание картины

16.07.2008

Публикации

Рибере, уроженцу Валенсии, ученику известного валенсийского художника Ф. Рибальты, было чуть больше двадцати лет, когда он навсегда уехал в Италию.

Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи.

Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Но всегда и во всем он оставался испанцем. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Его произведения посылались в Испанию, в королевские собрания и частные коллекции и были хорошо известны в испанских художественных кругах.

Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. О жизни Риберы в Неаполе сложено немало противоречивых, сбивчивых и просто выдуманных историй. В той или иной мере они связаны с непростой личностью этого независимого, гордого, резкого и страстного человека, умевшего вместе с тем располагать к себе людей.

Появившись в Неаполе, художник выставил на балконе одну из своих ранних картин, которая вызвала огромное скопление народа. Проезжавший мимо испанский вице-король герцог Осуна заинтересовался картиной и, узнав, что к тому же ее автор — испанец, сделал его придворным живописцем.

Интересен разговор Риберы с испанским художником Хусепе Мартинесом, посетившим Неаполь в 1625 году. Рибера, уже знавший себе цену, с внутренней горечью отверг возможность вернуться на родину, ибо «Испания — добрая мать для иностранцев и жесточайшая мачеха для своих собственных уроженцев». По его словам, он был «очень хорошо принят и очень высоко ценим в этом городе».

Шли годы, в Неаполе сменялись испанские наместники, и не со всеми у Риберы складывались ровные отношения. Он создал множество произведений для неаполитанских церквей, обращался к мифологическим сюжетам, портрету. Немногочисленные гравюры позволяют отнести Риберу к крупнейшим мастерам западноевропейского офорта XVII века.

Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье.

Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло антииспанское восстание Мазаньелло, для его подавления прибыл испанский флот во главе с внебрачным сыном Филиппа IV, молодым принцем Хуаном Австрийским. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо.

Родившаяся от этой связи Маргарита Австрийская, внучка испанского живописца и испанского короля, в шестилетнем возрасте была отдана в мадридский монастырь и затем пострижена в монахини.

В жизни Риберы эта романтическая история осталась бы печальным эпизодом, если бы не одно обстоятельство: моделью для прославленных и самых прелестных женских образов художника послужила одна из его дочерей, и традиция прочно связала ее с той, которую соблазнил Хуан Австрийский.

Представление о Рибере как о «кровавом», «жестоком» испанском живописце принадлежит к литературным домыслам эпохи романтизма.

Между тем то, что изображал художник — мученичества и казни святых, покаяния и экстазы, небесные видения, отшельников и аскетов, Марию Магдалину в пустыне и раненого Святого Себастьяна, — составляло арсенал самых распространенных образов итальянского барокко. Испанский живописец нашел для них особые средства выразительности.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Оплакивание. 1637

Рибера не только стремится к достоверной трактовке религиозных сюжета. Он — художник яркого драматического плана, страстных глубоких эмоций, торжества человеческого духа над страданием и смертью.

«Чудовищная сила кроется в картинах Риберы, — писал Александр Бенуа, — …это не слезливая сентиментальность, не игра в аскетизм, это и не красивая поза, губящая содержание большинства итальянских картин XVI и XVII веков».

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Мученичество Святого Филиппа. 1639

Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды.

На основании тщательного иконографического анализа в настоящее время установлено, что изображенный мученик — это Святой Филипп, в честь которого был назван король Филипп IV, заказчик картины, а не Варфоломей, как считалось ранее.

Напряженное мускулистое тело, маленькая бритая голова, грубое скуластое лицо с низким лбом, стонущим ртом и глубоко запавшими глазами написаны с конкретностью реальной модели.

Захватывающая своим драматизмом картина отличается мощной живописной красотой. Художнику удалось преодолеть здесь влияние караваджизма, столь заметное в его ранних работах. Казнь происходит при солнечном освещении, на фоне синеющего неба с белыми облаками. Композиция построена на крупных массах и насыщенных пятнах цвета, пронизана напряженным движением.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Нищий, или Хромоножка. 1642

Для изображения святых, апостолов или философов древности, составлявших целые серии, ныне разрозненные по различным музеям, художнику служили рыбаки, крестьяне, нищие, бродяги. Их опаленные солнцем лица то выразительны в своей суровой простоте, то погружены в глубокие мысли, то умудрены тяжким жизненным опытом.

Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. Таков знаменитый «Нищий», или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты.

Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Она занимает почти весь холст, подчеркнуто выделяясь на фоне неба благодаря очень низкой линии горизонта.

Строгая обобщенность силуэта, сдержанное и благородное сочетание красок, пейзажный фон с его спокойным величием природы — все подчеркивает широту и смелость замысла Риберы.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Пьяный Силен. 1626

Наряду с Веласкесом Рибера был единственным испанским живописцем, который создавал станковые композиции на античные сюжеты.

Языческое начало было ему враждебно, и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте).

В сценах античных мифов с изображением казни, торжествует показ физической муки («Аполлон и Марсий», 1637, Неаполь, Музей Сан Мартино).

Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов («Венера и Адонис», Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. Искусство Риберы в целом лишено чувственного оттенка, и все же оно в большей степени, чем у других испанских мастеров, проникнуто ощущением земной красоты. Это естественно для живописца, жившего в Италии.

С годами, в пору творческого расцвета, в суровых образах Риберы нарастают сдержанность, большая тонкость в передаче чувств, и одновременно художник обращается к сценам, полным светлого, лирического настроения.

Картины обогащаются достижениями тональной живописи, передачей световоздушной среды, переливами изысканных цветовых оттенков.

К числу возвышенных религиозных произведений Риберы принадлежит «Троица» (1632—1636, Мадрид, Прадо).

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Троица. 1632—1636

Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах.

Хрупкая красота словно опадающего тела Христа, руки которого раскинуты, как крылья мертвой птицы, далека от классических канонов. Впечатлению зыбкости, ломкости противостоит божественная мудрость Бога-Отца, его спокойная безграничная нежность.

Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства.

Необычна картина «Святая Инесса» (Дрезден, Картинная галерея). Согласно легенде, юная христианка была обнаженной осуждена на поругание.

В ответ на горячую молитву девушки совершилось чудо: с неба слетел ангел, бросивший ей покрывало, а распущенные волосы скрыли ее наготу.

Моделью для Инессы, воплощения целомудренно чистой, трогательной и светлой юности, Рибере послужила одна из его дочерей, как принято считать, Мария Роза.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Кающаяся Мария Магдалина. 1645

Спустя несколько лет она же позировала отцу для «Кающейся Марии Магдалины» (ок. 1645, Мадрид, Прадо). Прекрасная грешница стоит на коленях перед входом в пещеру, слева, на фоне ее темного скалистого массива, открывается вид вольной природы.

Рибера, запечатлевая свою повзрослевшую дочь в расцвете ее красоты и победительной женственности, оказался более близок итальянской традиции в создании внешне запоминающегося образа, в эффектной, следующей классическим правилам композиции, в свободной позе, мягкой плавности силуэта, но сильнее всего — в удивительно красивом цветовом решении. Серо-серебристое, мерцающее оттенками платье оттенено огромным, охватывающим фигуру шелковым покрывалом великолепного красного тона со световыми бликами. Подобны драгоценностям нежное лицо девушки, ее шея, открытое плечо, тонкие кисти рук, маленькие ступни босых ног, словно светящиеся матовой белизной.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Сон Иакова. 1639

Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Библия рассказывает о ветхозаветном патриархе Иакове, который по дороге в Месопотамию уснул в пустыне и видел вещий сон.

Иакову приснилась лестница, одним концом касавшаяся земли, а другим уходившая в небо, по ней восходили и нисходили ангелы. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля».

Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Рибера решил его по-своему, смело и просто.

Святой — молодой усталый путник крестьянского типа — спит на каменистой земле среди выжженного солнцем пейзажа. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. Почти две трети композиции занимает небо в движении облаков, набежавшей тучи, прорывов синевы.

Над самой головой Иакова через небо по диагонали протягивается светлая, сияющая полоса, и в ней тают, еле различимые, словно сгустки того же сияния, фигурки ангелов. Путника не просто сморило знойное марево дня, идущего к закату. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы. 1626

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Архимед

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=554

Хосе де Рибера: жизнь и творчество художника

Хосе или Хусепе де Рибе́ра (исп. José de Ribera) по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»); 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в испанском Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Хосе де Рибера
  • Библиография

Испанский живописец, рисовальщик и гравер, известный представитель барокко в живописи Хусепе де Рибера родился 12 января 1591.

Был учеником Рибальты из Валенсии, совершенствовал своё художественное мастерство в Италии под влиянием Караваджо. Он изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Однако в конечном итоге обосновался в Неаполе, где стал придворным художником герцога Осуна.

Во второй половине 1620-х г.г. к Хосе де Рибере пришла известность. В 1626 г. он был избран членом Римской академии Св. Луки.

Читайте также:  Мужской портрет, франс хальс — описание

В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Хосепе де Рибере привилегированное положение придворного живописца. А после посещения его мастерской великим Веласкесом его заказчиком становится Филипп IV.

Для творчества Хосепе де Риберы 1620—30 г.г. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. Хусепе де Рибера считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в.

Большую часть жизни художник провел на юге Италии, в Неаполе — столице государства, подчинённого испанскому королю.

С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи. Тематика его произведений разно образна: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Cвятых.

Умер Хусепе де Рибера в 1652г.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

ТВОРЧЕСТВО

Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо.

Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием.

В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.

Как отмечено в БСЭ, приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками».

Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти. Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя. Одним из лучших произведений художника считается картина «Св.

Инесса» (1641; Дрезден, Картинная галерея)

«СВЯТАЯ ИНЕССА»

«Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом». Основу наиболее выдающихся творений Хосе де Риберы составляет глубина человеческого переживания. Такова «Святая Инесса» (1641; Дрезденская галерея).

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

По преданию, юная христианка Инесса должна была быть выставлена обнажённой перед толпой за отказ поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало.

У Риберы образ Инессы, её тонкая фигура подростка, исполненное прелести лицо с большими сияющими глазами, волнистые пряди волос, кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света — воплощение чистой, трогательной и светлой юности.

Считается, что этот образ написан с дочери художника.

«ЖЕНСКАЯ ДУЭЛЬ»

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие — две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола.

  1. Эта история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риберу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра — полотна «Женская дуэль», которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.
  2. «Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины
  3. Сцена дуэли изображена в великолепном классическом духе, в стиле «Барокко».

Все персонажи разбиты на две группы, резко различающиеся друг от друга. На переднем плане — две сражающиеся насмерть дамы, вооруженные мечами и щитами.

Мы видим кульминационный момент поединка. Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Другая держит в боевой готовности свой меч, которым она только что ранила соперницу, и которым она собирается нанести решающий удар.

Лежащая дама, ослабленная раной, постепенно выпускает из рук свой меч, который виден на картине только частично, что по-видимому должно означать, что она уже не сможет его использовать.

Тем не менее, она держит наготове перед собой щит, надеясь отразить следующий неизбежный удар соперницы.

Поверженная дама вызывает глубокие симпатии — она женствена и прекрасна. Ее врагиня, хладнокровно взирающая на раненую соперницу, выглядит менее женственной и более массивной.

И все-таки, в отличие от множества полотен батального жанра, эта дуэль не выглядит слишком свирепо, даже несмотря на кровавую рану. Две фигуры изображены в ярких красках, выпукло, в них пожалуй даже больше от скульптуры, нежели от картины.

Мягкие и округлые силуэты несут на себе налет эротизма. Сцена на картине сочетает в себе женственность, ярость и страсть. Одежда сражающихся напоминает древнеримскую, что несомненно делает эту пару похожей на классических античных амазонок.

Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Доминирующая фигура потенциальной победительницы уравновешена фигурой мрачного мужчины, стоящего прямо позади поверженной дамы и оттеняющего ее женственность.

Он сосредоточенно наблюдает за борьбой, не выказывая никаких намерений остановить смертоубийство. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.

Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.

Как и другие картины Хосе Риверы, полотно содержит некую загадку: почему маркиз согласился играть роль секунданта, и почему он и остальные зрители (включая старца) спокойно наблюдают за смертным боем двух молодых дам, хотя причина их спора – сугубо личая. Не ясно также, что делают среди зрителей вооруженные люди.

«ПОРТРЕТ БОРОДАТОЙ ЖЕНЩИНЫ»

  • Это семейный портрет «Магдалена Вентура с мужем и сыном», написанный приблизительно в 1631 году по заказу Фердинанда II, графа Алкала, вице-короля Неаполитанского королевства, находившегося в XVII веке под властью Испании.
  • «Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины
  • Узнав об удивительной внешности Магдалены Вентуры, вице-король поселил ее вместе с мужем в своем дворце в Неаполе, чтобы Рибера, придворный художник, смог написать ее портрет, увековечив это «чудо природы».
  • Пространная подпись в правом нижнем углу сообщает о том, что на картине изображена 52-летняя Магдалена Вентура из Абруцци, мать троих детей, у которой с 37-летнего возраста начала расти густая длинная борода.
  • Рядом с ней стоит ее супруг, Феличе де Амичи.

Рибера был удивлен и восхищен не меньше, чем вице-король.

Сходство портретируемой с мужчиной, переодетым в женское платье, так велико, что художник, чтобы подчеркнуть женскую природу, написал ее кормящей грудью младенца и добавил аллегорические предметы: моток шерсти и раковину.

Сюжет картины Риберы не уникален. К примеру, за несколько десятилетий до него, в 1603 году, художник Хуан Котан написал портрет другой бородатой женщины — Бригиды Санчес дель Рио, известной как Бородатая из Пеньяранды.

Портрет Магдалены Вентуры позднее перешел к внуку Фердинанда II Хуану Франсиско, восьмому герцогу Мединасели, который был собирателем разнообразных диковин и редкостей вроде головы быка с тремя рогами.

Интересные факты из жизни художника

Получив признание при неаполитанском дворе, Хусепе де Рибера в то же время стал героем жутких легенд и сплетен. Причиной тому послужили его странные творческие пристрастия: многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками.

Этот опыт отразился в его ранних графических работах. «Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Main source: Scholz-Hänsel, Michael. (2000). Jusepe de Ribera, 1591-1652. Cologne: Könemann

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, иspanishrenaissance.jimdo.com, nearyou.ru, theartnewspaper.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Хосе де Рибера: картины художника

Хосе де Рибера — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Хосе де Рибера: жизнь и творчество художника

3.8 (75%) 4 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/ribera-hose-de.html

Женские образы: святая инесса хосе риберы | на чаек к друзьям

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

         В 1641 г Хосе Рибера написал в образе святой Инессы одну из своих дочерей Марию-Розу. Этот сюжет часто использовался в искусстве. Святая Инесса обычно изображалась в светлых одеждах с агнцем на руках : такой её увидели верующие на восьмой день после казни. Но Рибера выбрал другой момент — молитва Инессы в темнице…

       Как рассказывает легенда, в III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.

         Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта.

Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж: за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.

        Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель.

Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво…

         Картина вызвала в Неаполе общий восторг и была приобретена вице-королем.

         В 1647 году в Неаполе произошло восстание Мазаньелло. В город для борьбы против восставших прибыл с испанским флотом принц Хуан Австрийский, незаконнорожденный сын Филиппа IV и актрисы Марии Кальдерон. Ему было тогда 19 лет.

Вскоре он нанес визит в мастерскую Риберы. Принц попросил Риберу написать его портрет. Художник охотно согласился.

Эту просьбу Хуан Австрийский сопроводил еще одной — переселиться на время со всей семьей во дворец в связи с тем, что в городе оставаться для испанца небезопасно.

        Такая забота о его семье тронула Риберу. Он выполнил свое обещание и перевез семью. В свободные для принца часы начал писать его портрет. В это время и состоялось знакомство Хуана Австрийского с красавицами-дочерьми художника.

        Рибера не знал, что принц мечтал об этом с той минуты, как увидел во дворце вице-короля знаменитую картину «Святая Инесса», о которой был много наслышан еще в Испании. Одухотворенная красота Инессы пленила его, и он с нетерпением ожидал знакомства с девушкой, послужившей моделью для этой картины. С момента ее написания прошло несколько лет, и Мария-Роза повзрослела, превратившись из очаровательного подростка во взрослую девушку. Жизнь Марии-Розы в доме отца была достаточно замкнутой. Попав во дворец вице-короля, она с удовольствием начала принимать участие во всех его забавах и увеселениях. Подчеркнутое внимание франтоватого и кокетливого принца вскружило Марии-Розе голову, а отсутствие опыта в дворцовых флиртах и интригах привело к тому, что она всерьез восприняла любовные притязания девятнадцатилетнего хлыща…
       Рибера не замечал, что происходит за порогом мастерской. Написанный им конный портрет Хуана Австрийского принцу понравился: покидая Неаполь, он увез его с собой.

Читайте также:  Актриса пелагея стрепетова, репин, 1882

        Портрет дона Хуана Австрийского. Х. Рибера.:

 

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

         Но не ограничился портретом. Он похитил Марию-Розу и увез ее в Палермо. Рибера тяжело пережил бесчестье, постигшее его семью: бросил мастерскую, оставив должность придворного живописца, переселился в предместье города. Он полностью ушел от прежней жизни, почти перестал писать картины и вскоре, больной и нуждающийся, был всеми забыт. Это, вероятно, и породило легенду о том, что после несчастья с дочерью Рибера ночью скрылся из дома и пропал без вести…

        Через некоторое время, обесчещенная и брошенная принцем, Мария-Роза вернулась к родителям. В родном доме она родила дочь, отцом которой был Хуан Австрийский.

17 декабря 1651 года в доме Риберы в Позилиппо состоялся акт крещения девочки, которую назвали Маргаритой.

В возрасте 6 лет она была отдана в монастырь Лас-Дескальсас, пострижена в монахини в 1666 году, умерла в 1686 году 36 лет от роду.

По привычке открыла массу вкладок, чтобы составить представление о художнике, картине, истории. Но нашла среди всего прекрасный материал. Лучше все равно не получилось бы. Источник.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Источник: http://maxpark.com/community/5858/content/3630982

Святая Инесса Хосе Де Рибера

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Один из самых романтических образов этого времени – кающаяся Мария Магдалина. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера.

Мы видим кульминационный момент поединка. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

В ней все привлекательно и все правдиво. Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. Расцвет творчества Риберы относится к 30—40-м годам.

Яркий луч света, как бы внезапно врывающийся в мрак кельи, обостряет драматизм сцены и ощущение неожиданности события вместе с тем он концентрирует внимание на фигуре старца, его судорожных движениях.

Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы. Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых.

Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого.

Так называемый «крест св. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.

Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Апостол Андрей был распят на двух столбах, соединенных в форме буквы «Х».

Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Хосе де Рибера: жизнь и творчество художника

Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво.

В 1616 году Рибера обосновался в Неаполе его стиль заложил основу великой традиции неаполитанской живописи, в которой особенно подчеркнуто то, что один критик назвал «поэзией отталкивающего».

Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. Сохранилось также несколько портретов художника.

Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Заполучить огонь Прометею помогла Афина. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор.

Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения – прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него снова отрастала (ведь он был бессмертным). Эти муки длились очень долго, в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.

Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты.

Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет. Апостол Андрей изображен в молчаливом споре со священником.

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Вид искусства картины святая инесса автор хусепе де рибера

Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно.

Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. На картине Риберы он изображен стариком истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.

Подвиг мученицы Агнии – обет, превышающий законы возраста

Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Прометей – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков.

Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) трогательная хрупкость и угловатость юности сочетаются с грацией, целомудрие — с внутренней силой.

Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами и пламенными взглядами. Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Картина Хусепе Риберы «Отшельник святой Павел».

На каменном полу стоит юная Инесса.

Она изображена в тёмной пещере с обращенным к Богу взором. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был художник, график, рисовальщик и гравер Хосе Рибера (Jose de Ribera) (около 1591—1652), по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец.

Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Но праздная жизнь не понравилась Рибере и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. К этому времени несколько меняется его манера.

Искусство Риберы взывает к испанскому спиритуализму XVII века, который выражен здесь и драматической трактовке светотени (кьяроскуро), ведущей свое происхождение от итальянского художника Караваджо.

В ней все привлекательно и все правдиво. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом.

Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю бренность человеческого существования (картины Мучение святого Варфоломея, Прометей, прикованный к скале Кавказа, Святая Люция, несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). На каменном полу стоит юная Инесса. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок.

В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) художник Хусепе Рибера сочетает элементы парадного портрета и жанра. В 1640-е годы композиции Риберы становятся спокойными и уравновешенными.

Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. Композиция на полотне превосходно сбалансирована.

К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу.

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/svyataya-inessa-hose-de-ribera/

Святая инесса хусепе рибера

«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины

Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений.

Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим.

Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования.

Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика.

Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие).

Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас.

Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.

Читайте также:  Караульня, давид тенирс младший, 1642

Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.

Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием.

Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво…

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую.

Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей.

А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера.

Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом.

Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание.

Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос… Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса.

Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос.

На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг.

Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха.

Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха.

Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

Источник: https://historylib.org/historybooks/Nadezhda—Ionina_100-velikikh-kartin/32

Описание картины «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом»

Главная » Описание картин » Описание картины «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом»

Хусепе де Рибера (1591 – 1652), по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) , испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии, с 1616 года до самой смерти. 2 сентября 1652 года жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

Картины Хусепе де Рибера написаны в стиле барокко с сочетанием реализма и динамизма, идеального и реального, телесного и аскетичного.
Хусепе Рибера первым из испанских живописцев эпохи расцвета создал образы, замечательные по силе реалистического мастерства. Произведение Риберы вызывали удивление его современников.

Творчество этого художника отличается изображением сильных и разнообразных характеров людей, сложных душевных переживаний.

Он писал главным образом , как и все художники той эпохи, религиозные заказные картины, но зачастую моделями для его героев  служили нищие, бродяги, грузчики порта. Основу наиболее выдающихся творений Хосе де Риберы составляет глубина человеческого переживания. Такова «Святая Инесса». По высказываниям многих авторов, считается, что этот образ написан с дочери художника.

Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом

Поэтический образ испанской девушки создан в картине « Св. Инеса» . Картина «Святая Инесса» создана в 1641 году, в качестве модели художник использвал свою дочь Марию-Розу. 

Девочка, брошенная в темницу, стоит одна на каменных плитах пола. Холодный камень и темный провал подземелья подчеркивают хрупкость и юность Инесы. Поток света, льющегося слева, освещает ее гибкую фигурку, Фон картины коричневый, но коричневые тона объединены в световой  среде с неуловимыми переливами сероватых ,розовых, зеленоватых тонов

У Риберы образ Инессы, её тонкая фигура подростка, исполненное прелести лицо с большими сияющими глазами, волнистые пряди волос, кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света — воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Кажется , что само полотно излучает сияние.

Оно написано  переливами тончайших оттенков, воздушными, мерцающими красками, которые мягкими линиями моделируют хрупкое , несформировавшееся тело юной христианки.

Ее жест проникнут трогательной беспомощностью, а в невинном, почти детском личике читается печаль и грустное торжество добродетели.

По преданию, юная христианка Инесса  должна была быть выставлена обнажённой перед толпой за отказ поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало.

Вся картина пронизана светом, какого не было до сих пор ни в одном из полотен Риберы, – так велика сила красок, создающих впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, свет придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха.

Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, только сильнее подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы – входа в подземелье. От полотна, как из темного подвала, веет могильным холодом, и сама изображенная на картине христианка, казалось, тоже чувствует приближение смерти – так тонко сумел передать Рибера старинное предание.

В 1745 году картина была куплена для Дрезденской галереи

Статью прислала:  Alevtina Iva

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/opisanie-kartiny-svyataya-inessa-i-angel-ukryvayushhij-eyo-pokryvalom.html

Картины, описание картин — Св. Агнеcса в темнице и ангел, одевающий ее полотном. 1641 — Музей Арт-Рисунок

Жизнь Хусепе Риберы (Хосе де Риберы) полна приключений, взлетов и падений. Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим.

Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо.

Рибера, изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения (подобно Караваджо), словно хотел показать всю бренность человеческого существования.

Страшный и мрачный выбор сюжетов, необычные композиции, поразительное противопоставле ние света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру.

«Святая Инесса» стоит особняком среди произведений Риберы. В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица Инесса, которая втайне от родных приняла христианство. За веру ее приговорили к обезглавливанию . Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычни к Прокопий, сын римского префекта.

Префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения юная христианка отвергла, ибо не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель.

Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими.

Последним вошел Прокопий, и только он коснулся к Инессы, как упал замертво…

Эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественник а о своих полотнах. И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

В центре большого полотна была изображена коленопреклонен ная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера.

Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра.

Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера ее чувства.

Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца.

В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса.

Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте.

На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг. Вся картина пронизана светом. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок.

Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/719-ribera-husepe-de/detail/5687-ribera-husepe-de47

Ссылка на основную публикацию