Эдуард Мане ( 1832-1883, Manet, Édouard ), – всемирно известный французский художник: живописец и график.
Эдуард Мане и импрессионисты
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. В картинах импрессионистов, и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком, иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Особенности творчества Эдуарда Мане
В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Мане стремиться наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи( «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон»)
Живописная манера Мане постепенно на протяжении 1860-х годов освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего при восприятии возникает некоторая плоскостность изображения; живопись становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, всё чаще живописная ткань обогащается прозрачными рефлексами и валёрами .
Обновляя бытовой жанр 19 века, Эдуард Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Жанр многих произведений Мане трудно даже определить. Художник в одной картине мог объединить жанровые сценки и пейзаж. Картина «Завтрак в мастерской», например, удачно сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену.
В 1870-е годы Мане много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника.
Самые знаменитые картины: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар «Фоли-Бержер»», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана», «Букет сирени», «Кабачок».
Фотография Эдуарда Мане
Биография Эдуарда Мане
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце концов победила его приверженность к искусству.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный «историзм» Тома Кутюра.
Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард Мане приобщился к классическому наследию. Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии.
Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы — Веласкес и Гойя. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи.
В начале 60-х годов художник порой близко «пересказывает» в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей («Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет»).
Однако, несмотря на свою репутацию «парижского испанца» и перекличку с другими старыми мастерами, Эдуард Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени.
Так, одно из самых ранних его произведений — «Любитель абсента» (1859 –кажется прямой иллюстрацией к «Цветам зла» Бодлера. Первой подлинно масштабной работой Мане явился «Завтрак на траве» (1862).
Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины «Концерт» Джорджоне. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами.
Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня».
Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей.
Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной «законченности» изображения.
Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого.
Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему «Завтрака на траве». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции — стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере.
Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Начиная с «Завтрака на траве», отвергнутого официальным «Салоном», и выставленного в только что открывшемся «Салоне отверженных», берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины «Олимпия».
Так же как в предыдущем полотне, художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом.
Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, «изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной».
Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами «Завтрака», но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с образами в поэзии Бодлера.
Как и обнаженная в «Завтраке», «Олимпия» (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении «Олимпия» — одна из вершин творчества художника.
В ее утонченной и смелой цветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто совершенно новое.
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал «Олимпию» с «игральными картами»), добивается особой интенсивности цвета. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени, из ренессансного «окна в мир» в поэтический «образ мира». В художественных принципах картины «Олимпия» лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а «идолообразность» женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Другие крупные произведения Мане 60-х годов — «Завтрак в мастерской» (1868) и «Балкон» (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Художника не случайно называли «живописцем современной жизни».
«Глаз Мане, — писал Пруст, — был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу», Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.
Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов.
Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы — «батиньольская». Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением.
Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами — большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».
Картина эта — подлинная фантасмагория света и цвета.
Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового, , желтого, серебристо-сиреневого — а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер.
Но в центре всего — пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ — вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного, и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.
Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые Эдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком.
Олимпия. 1863
Завтрак на траве. 1863.
У папаши Латюиля
Нана
- Бал в Фоли-Бержер
-
- Портрет родителей.
Портрет Жанны Дюваль
В лодке
- Флейтист.
- Гитарреро
- Кружка пива
- Уголок кафешантана
- Железная дорога
- Клод Моне в лодке
- В оранжерее
- дама с веерами
- Портрет Эмиля Золя
- Бал-маскарад в Опере
- Скачки в Лоншане
- Отдых. Портрет Берты Моризо
- Балкон
- Завтрак в Мастерсокй
- Уличная певица
- Бой быков в Мадриде
- В саду
- Лола из Валенсии
- Викторина Меран в костюме эспады
- Музыка в Тюильри
- Викторина Меран
- Дорожные рабочие на улице Монье
- Мыльные пузыри
- Большой канал в Венеции
- Ласточки
http://www.artcontext.info/
http://impressionnisme.narod.ru/MANE/biograph_mane.htm
Источник: https://obiskusstve.com/103256603089701275/impressionizmch3eduard-mane/
Национальная галерея искусств (Вашингтон) — Лучшие картины известных художников 15-20 века
Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Национальная галерея искусств (Вашингтон) ~ Мане, Эдуард — Старый музыкант
Описание: 1862. Холст, масло, 187.4 x 248.2 см, вес с рамой: 275 lb. Эдуард Мане (Франция, 1832 — 1883). Полный размер: 3000 х 2279 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Национальной галереи искусств»:
Мане, Эдуард — Трагический актер (Рувьер в роли Гамлета)
Мане, Эдуард — У железной дороги
Мане, Эдуард — Цветы в хрустальной вазе
Мантенья, Андреа (или последователь, возможно, Джулио Кампаньола) — Юдифь с головой Олоферна
Мантенья, Андреа (круг, возможно, Корреджо) — Мадонна с Младенцем
Мантенья, Андреа (Последователь) — Святой Иероним
Мантенья, Андреа — Младенец Спаситель
Мантенья, Андреа — Юдифь и Олоферн
Маньяско, Алессандро — Христос на Галилейском море
Мартин, Джон — Иисус Навин, останавливающий солнце над Гаваоном
Маршалл, Бенджамин — Джей Джи Шаддик, известый охотник
Мас, Николас — Женский портрет
Количество просмотров: 76 Количество комментариев: 0
© Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/national/21783/
Эдуард Мане
Эдуард Мане (фр. Édouard Manet [edwaʁ manɛ]; 23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) — французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.
Юность
Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане, 1860, музей Орсе,Париж
Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен де Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге.
Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане.
В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе был переведён отцом «на полный пансион» в колле́ж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов.
Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, прочивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал.
Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь.
Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.
Путешествие в Бразилию
В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником.
Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году, однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане).
Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».
Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству — из поездки Эдуард привез большое количество рисунков, набросков и этюдов. В качестве моделей он часто использовал членов команды.
От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин.
С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрациюмонархии во Франции.
Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.
Становление
В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу.
На этот раз отец, оценив многочисленные рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств.
Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Именно тогда начинает назревать конфликт Мане и классико-романтической традиции живописи, господствовавшей в то время во Франции.
Резкое неприятие буржуазной направленности господствовавшего стиля, в конечном итоге, вылилось в явный разрыв Мане с Кутюром — молодой художник покинул мастерскую учителя.
Однако, по настоянию отца Мане был вынужден принести извинения и вернуться, хотя своё неприятие строгого академизма Кутюра он сохранил.
Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на голубом диване, Лувр, Париж.
Положение юного художника усугублялось нежелательной беременностью его давней возлюбленной Сюзанны Леенхоф. Отцовство ребёнка, во избежание дурной славы и гнева отца Эдуарда, было приписано вымышленному Коэлла, и то лишь для мэрии. Распространялась и иная версия, что новорождённый является не сыном, а братом Сюзанны.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию иФлоренцию.
Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Возможно, именно его поздние произведения, в особенности знаменитыебодегоны, оказали огромное влияние на становление движения импрессионизма.
Обратный путь во Францию был долгим — Мане много ездил по Центральной Европе, посещая музеи в Дрездене,Праге, Вене и Мюнхене.
В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером.
Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье.
Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет.
Мане протестует против портретов, озарённых бенгальскими огнями, на лбу которых горят звёзды поддельных драгоценностей, в руках — серебряный жезл. Де Банвиль, отзыв на картину Мане «Le Bon Bock» (перевод с французского Т. М. Пахомовой).
Салон
Прежде, чем я начну завоёвывать официальные салоны, я должен отдать дань старым мастерам. Эдуард Мане.
«Любитель абсента», 1858—1859,Новая глиптотека Карлсберга
Источник: https://nekropole.info/ru/Eduard-Mane-23.01.1832
Мане Эдуард, “Музыка в саду Тюильри”. Ключ к разгадке: кто изображен на картине, описание
На одной из первых картин в стиле “импрессионизм” — “Музыка в саду Тюильри” — запечатлены лица и силуэты выдающихся современников Эдуарда Мане: это поэт Шарль Бодлер, композитор Жак Оффенбах, художник Анри Фантен-Латур и многие другие. Описание.
Сад Тюильри – место, где проводило досуг светское общество Парижа. Лаконичными и выразительными импрессионистическими мазками Эдуард Мане запечатлел в саду Тюильри своих выдающихся современников – расшифровка картины приведена ниже. Мане не собирал их для группового портрета, а сделал с натуры набросок сада и наброски некоторых лиц и силуэтов — поэтов, художников, композиторов. Присутствует на картине «Музыка в саду Тюильри» и сам Эдуард Мане – крайний справа.
Эдуард Мане, “Музыка в саду Тюильри”, 1862, холст, масло, 76,2 х 118,1 см., Национальная Галерея, Лондон. Передано в дар музею Сэром Hugh Lane в 1917 году.
[Edouard Manet, “Music in the Tuileries Gardens’”, 1862, Oil on canvas, 76,2 x 118,1 cm., the National Gallery, London. SirHughLaneBequest, 1917.]
Ряд искусствоведов считает, что “Музыка в саду Тюильри” является первой картиной в стиле “импрессионизм”. И техническое исполнение, – картина написана стремительными мазками, в ней интересно и нестандартно использованы черно-белые цвета, — и её содержание — изображена сценка из реальной жизни, где люди застыли в сиюминутных движениях и позах, кто в пол оборота к зрителю, кто спиной — всё это было вне рамок академической живописи и непривычно резало глаз зрителя. Критика разнесла картину “в пух и прах”, назвав лица на картине “плохо различимыми пятнами”, да и многие персонажи картины не смогли оценить прогрессивность Мане и понять зарождающийся импрессионизм. Итак, кто есть кто в светском обществе на картине Эдуарда Мане “Музыка в саду Тюильри”:
1. Эдуард Мане (1832-1883). 2. Шамфлери [Champfleury] (1820-1889) – писатель, критик, приверженец направления “реализм” в литературе и искусстве. Одним из первых встал на защиту Мане от критики. 3. Albert de Balleroy (1828–1872) –художник, специализировался на жанровых сценах. Эдуард Мане и Баллерои делили одну мастерскую по адресу: 4 Rue Lavoisier, c 1856 по 1859 г.г. 4. Eugène-CyrilleBrunet (1828–1921) – скульптор, Мане посещал его во Флоренции в 1857 году. 5. Предположительно — Август Мане [AugusteManet] (1797–1862) – отец Эдуарда Мане. 6. Caroline Brunet, née de Pène – жена скульптора Eugène-CyrilleBrunet, Эдуард Мане написал её портрет около 1860-1863 гг. 7. Захария Аструк [Zacharie Astruc] (1833–1907) – художник, журналист, скульптор, композитор и поэт, Мане написал его портрет. 8. Анри Фантен-Латур [Henri Fantin-Latour] (1836–1904) –художник и литограф, стиль — близок к реализму. Совместно с Теофилем Готье, Мане и другими участвовал в Société Nationale des Beaux-Arts – объединении художников для проведения выставок. 9. Valentine Thérèse Lejosne, née Cazalis-Allut – жена HippolyteLejosne, в их доме Эдуард Мане познакомился с Шарлем Бодлером и Фредериком Базилем. 10. Шарль Бодлер [Charles Baudelaire] (1821–1867) – поэт, писатель, критик. Познакомился с Эдуардом Мане в 1858 году. Во время написания картины “Музыка в саду Тюильри” Мане и Бодлер большинство времени проводили вместе. Они обязались создать новое искусство и литературу, в которых бы совмещались одномоментные и незыблемые аспекты современной жизни. 11. Теофиль Готье [Théophile Gautier] (1811–1872) – поэт, журналист и критик романтической школы. Был одним и критиков, поддержавших работы Мане в Салоне 1861 года. 12. Исидор Жюстен Северин Тейлор [Baron Isidore Justin Séverin Taylor] (1789–1879) – драматург, художник. 13. Марианн Оффенбах [Marianne Offenbach, née Rindskopf] – жена композитора Жака Оффенбаха. 14. Фредерик Базиль [Frédéric Bazille] (1841–1870) – живописец, один из основателей импрессионизма. 15. Предположительно — Сюзанна Мане [Suzanne Manet, née Leenhoff] (1829–1906) – пианистка, жена Эдуарда Мане. 16. Леон Леенхофф [Léon Koëlla Leenhoff] (1852–1927) – сын Сюзанны Мане, был моделью на многих полотнах Эдуарда Мане. 17. Эжен Мане [Eugénie-Désirée Manet, née Fournier] (1811–1895) – мать Эдуарда Мане. 18. Юджин Мане [Eugène Manet] (1833–1892) – младший брат Эдуарда Мане. 19. Жак Оффенбах [Jacques Offenbach] (1819–1880) – композитор и музыкант, основоположник французской оперетты. 20. Шарль Монжино [Charles Monginot] (1825–1900) – художник, обучался живописи вместе с Тома Кутюр, учителем Эдуарда Мане. Выставлялся в Салоне с 1850 года.
автор: Елизавета Мельниченко
http://www.2queens.ru
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2016/07/blog-post_60.html
Что не так с детьми на картине Эдуарда Мане "Старый музыкант"
Картину 1862 года «Старый музыкант» Эдуард Мане никогда не показывал на публике при своей жизни. И это довольно странно, ведь Мане выставлял на широкий обзор другие свои известные картины, которые шокировали публику и были более скандальными по содержанию, чем «Старый музыкант».
Старый музыкант, Эдуард Мане , 1862
Те же «Олимпия» и «Завтрак на траве» даже и в наше время кажутся немного неприличными, а вот со «Старым музыкантом» вроде бы все нормально – все традиционно и приемлемо. Однако, если изучить эту работу с точки зрения документальности и соотнести со временем, в которое она была создана, можно понять, почему Эдуард Мане не показал ее Франции.
Техника старой школы
В отличие от других известных работ Мане «Старый музыкант» создан в технике классической живописи, где изображение очень напоминает реальность, не видны мазки и рука художника.
Если присмотреться, то каждый персонаж картины как бы принесен Мане с различных полотен. Здесь нет ощущения того, что мы непосредственно смотрим на сцену, изображенной на полотне. Именно это ощущение связывает работы Мане с фотографией. Но в «Старом художнике» трудно себе представить, что Мане сидел перед такой сценой и рисовал каждого персонажа, наблюдая его в реальности.
«Музыка в Тюильри» напоминает документальную фотографию. Мы как будто сами находимся на месте событий. Со «Старым музыкантом» эффекта присутствия не ощущается.
Дети и странный мир
В левой части картины изображена девочка в рваной одежде с ребенком на руках. Можно предположить, что она держит своего брата или сестру, так как выглядит слишком юной для того, чтобы быть матерью. Если же она держит своего ребенка, то возникает закономерный вопрос – в каком странном и жестоком мире существует эта картина.
Цитирование Антуана Ватто
Пару мальчиков, один из которых изображен в круглой шляпе, также как и их соседку нельзя назвать детьми из благополучной семьи. Один из мальчиков одет в белое и смотрит в сторону зрителя, второй мальчик одет в темную одежду.
Мальчик в белой одежде – это цитирование Мане другого великого художника Антуана Ватто и его картины «Жиль в костюме Пьеро» (1721).
Жиль в костюме Пьеро, Антуан Ватто , 1721
Но в отличие от Ватто, на картине Мане изображен маленький мальчик, который вовсе не играет в Пьеро. Он не выбирал себе эту роль несчастного клоуна, жизнь заставила его быть таким. Этот бедный мальчик скорее всего попрошайничает и живет на улице.
Рядом с ним стоит другой мальчик в темной одежде и с немного косым взглядом. Он обнимает своего напарника в светлом не только потому, что они друзья, а и потому, что он плохо видит или не видит вообще. Скорее всего, мальчик в белом содержит и кормит своим попрошайничеством побратима по детству.
Старый музыкант в «Старом музыканте»
В центре картины изображен старый мужчина с черной, но седеющей бородой, и со скрипкой. Он смотрит прямо на зрителя и отделен от других фигур на картине. Можно предположить, что это бродячий бездомный музыкант.
Музыкант выделен на картине композиционно, он главный центр полотна и даже расположен на плоскости картины по классической компоновке правила третей. Но нельзя сказать точно, что он главный смысловой центр картины.
Пытливый зритель никак не сможет отдать главный фокус картины этому музыканту, когда рядом с ним находятся такие странные дети.
Обычный пьяница
Мужчина в высокой шляпе, который стоит рядом с музыкантом, спрятал свои руки под темным плащем. Плащ старый и порванный, сам мужчина не брит, а его шляпа ему явно не по размеру. Возможно, он ее украл, а возможно он получил ее в качестве платы. Ботинки этого персонажа кажутся разными, и они наверняка были сняты с разных ног.
Этот персонаж уже встречался в работах Мане, когда художник изображал пьяницу. Лично у меня нет к этому объекту никакой симпатии, потому что в отличие от детей, он явно в силах изменить свой быт и жизнь.
К тому же, спрятанные руки этого пьяницы могут говорить о том, что он прячет оружие или что-то замышляет, или уже что-то украл. Но, возможно, это мои субъективные суждения.
Главная подсказка или кто такой Вечный жид
Мужчина в правой части картины может дать разгадку значения всей картины. Это изображение легендарного Вечного жида. Образ Вечного жида был популярен в европейской литературе того времени.
Согласно легенде, во время шествия на распятие Иисус Христос попросил у одного ремесленника прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть.
Ремесленник оттолкнул Христа и за это был обречен скитаться по земле до второго пришествия. Чтобы как-то искупить свой грех Вечный жид постоянно раздает милостыню.
И этот человек, по замыслу Мане, возможно должен раздать деньги каждому персонажу картины.
Вечный вопрос
Картина не была показана публике, потому что Париж и Франция были не готовы посмотреть на себя со стороны. Мане поднял в своей работы социальный вопрос милостыни и нищих людей, и этот вопрос никак не вписывался в мировоззрение не только парижан 1860-х годов, но и современного общества.
Почему рядом с прогрессом цивилизации и роскошью есть такие обреченные люди, как на картине Мане? Если пьяницу и самого музыканта мы еще можем не жалеть, потому что они взрослые, то как быть с четырьмя детьми на картине, один из которых еще младенец?
Эта работа Мане, хотя и кажется менее скромной, была намного скандальней и взрывоопасней, чем его картины с обнаженной Викториной Меран, хотя и они показывали далеко не простые проблемы.
Вот только и Олимпия, и незнакомая парижанка на картине «Завтрак на траве», вызывают не сочувствие, а скорее воспитанный стыд, тогда как дети на картине «Старый музыкант» просто ставят в тупик каждого думающего человека. Бьют кувалдой во время прогулки по парку, так сказать.
Источник: https://www.kirilltigai.com/chto-ne-tak-s-detmi-na-kartine-mane-staryj-muzykant/