«спящая венера», джорджоне — описание картины

17 февраля 2011, Vision

     У этой картины была нелегкая судьба, а ее создание вызывало немало споров и ошибочных суждений.

Вплоть до XIX века ее авторство приписывалось перу итальянского художника XVII века Сассоферрато и считалось, что это копия одного из полотен Тициана.

Только найденные в XIX веке «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, жившим в первой половине XVI века, позволили расставить все по своим местам.

     Об этом художнике нам известно до странности мало. В сохранившихся до наших дней документах можно найти лишь краткую биографическую справку и упоминание двух десятков работ, которые однозначно принадлежат перу Джорджоне.

Странно это потому, что при жизни, судя по всему, Джорджоне был достаточно известным человеком: он содержал собственную мастерскую, много работал, выполняя портретные заказы от знатных горожан, занимался живописной росписью фасадов домов, ларцов и сундучков. Среди его учеников были такие выдающиеся личности, как Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Тициан.

Его творчество оказало такое широкое влияние на культурную жизнь Венеции, что впоследствии у него появилось много подражателей, открыто копирующих его манеру письма. Среди них такие имена, как Парис Бордоне, Пеннаки, Лоренцо Лотто, Джованни Кариани и другие.

Зачастую работы этих художников принимались за картины Джорджоне, что вносило много путаницы в и без того малоинформативную творческую биографию художника. На сегодняшний день Джорджоне остается одним из самых загадочных живописцев Эпохи Возрождения.

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

     Картина «Спящая Венера» – вершина его живописного мастерства. Это своего рода итог размышлений художника о красоте человеческой духовной природы и единении человека с окружающим его миром. Эта картина писалась по заказу патрицианской семьи Марчелло и находилась в их коллекции до конца XVII века. Закончить картину Джорджоне не успел.

Пронесшаяся по Венеции в 1510 году эпидемия чумы унесла жизнь художника. Не законченную работу дописывал Тициан, которому впоследствии (так же как и Сассоферрато) долго приписывалось авторство «Спящей Венеры». Кисти самого Джорджоне на этом полотне принадлежит Венера и возможно скала, расположенная за ней. Небо, покрывало, на котором лежит Венера, пейзаж дорисовывал уже Тициан.

Так же его перу принадлежит Купидон, расположившийся у ног Венеры с правой стороны картины. Однако до наших дней эта деталь композиции не сохранилась – во время реставрации XIX века правая часть картины была почти полностью переписана.

Только современные исследования рентгеновскими лучами позволили обнаружить фигуру Купидона под толстым слоем краски, что стало еще одним свидетельством в пользу авторства Джорджоне.

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

     «Спящая Венера» на этой картине изображена в полном соответствии с пониманием красоты и духовности в Эпоху Возрождения.

Богиня Любви лишена каких-либо проявлений эротизма, ее поза спокойна, черты лица – мягки и одухотворенны. Погруженная в глубокий сон, она полностью отстраненна от зрителя, окружающего ее мира, от того, что происходит вокруг.

Отчужденная от всего мирского, самодостаточная красота, созвучная музыке окружающей ее природы.

     Впоследствие влияние этого шедевра прослеживалось в работах таких известных авторов, как Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Дюрер и Кранах Старший, а так же Мане, Делакруа и Гоген.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Источник: http://www.artinheart.ru/post/vision/111.shtml

Джорджоне, Спящая Венера, ок. 1508

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

Джорджоне, Спящая Венера, ок. 1508, Галерея старых мастеров, Дрезден.

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477-1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.

Джорджоне — художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Музыка, меланхолия, созерцательное настроение — естественное содержание его картин, в которых как будто нет сюжета, нет и активного действия, но присутствует порой сложный подтекст.

Вместе с тем творчество Джорджоне человечно, полно пленительной красоты, сохраняет вечную волнующую привлекательность. Главную роль в его живописи играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир.

Его полные жизни произведения светского характера навеяны античной мифологией, аллегориями или литературными произведениями (renessans.jimdo.com).

Современники называли имя Джорджоне рядом с именами Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, но сведений о его жизни почти нет. Нет и картин, подписанных им. Работ, чьим автором признаётся Джорджоне, меньше десятка.

Его авторство определяется на основе сочинения Маркантонио Микиеля, который в XVI в. составил каталог картин, хранившихся в коллекциях венецианских патрициев.

В нем указано шестьдесят произведений Джорджоне (rushist).

  • Подробнее о Джорджоне:
  • wikiart
  • flourishing.ru
  • bibliotekar.ru

Мотив Венеры, спящей в саду, где вечная весна, присутствует ещё в римских свадебных поэмах. Богиня любви обычно спала в окружении путти, а Купидон будил её. После этого Венера отправлялась на свадебное торжество к паре, которой была посвящена поэма.

«Спящая Венера» Джорджоне была написана им незадолго до смерти. Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног.

Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки.

Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру, однако нельзя со всей точностью утверждать, что именно таким был первоначальный замысел Джорджоне (wiki).

А меня эта картина с Венерой невероятно умиротворяет. Распечатаю и повешу на стену, буду любоваться и расслабляться!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/winged-friend/97909

Джорджоне «Спящая Венера»

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего. Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена.

Между тем письменные свидетельства о ней крайне скудны, а сам Джорджоне не оставил никакого эпистолярного наследия и нигде не проронил о своих картинах ни слова.
И вообще никого из представителей классического итальянского искусства время не заволокло туманом в такой степени, как Джорджоне.

Современники считали его очень большим мастером, и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало.

Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне.

Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Многие из них оставались почти совершенно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам.

В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.

К тому же Джорджоне не подписывал свои произведения, и все это затрудняло изучение его творчества.

Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века), и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

Вот так сложилась судьба великого живописца, хотя теперь вряд ли найдется любитель искусства, которому не было бы знакомо это имя. Однако и сегодня Джорджоне остается одним из самых загадочных мастеров прошлого, а среди живописцев Высокого Возрождения — самым необычным.

Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.

Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М. Микиэль писал о ней:

  • «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написанная Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».
  • «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Несмотря на свой светский характер, искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия, и изображение обнаженного женского тела было очень редким.

В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Совсем иное представление о женской красоте — плоть от плоти прекрасной действительности и в то же время возвышенной и целомудренной — раскрывается в картине Джорджоне.

«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.

От времени она сильно пострадала, и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи.

В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии Oбнаруженный с помощью рентгеновских лучей.

Как уже говорилось выше, свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты.

Он представил ее в облике прекраcной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий, и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии.

За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком’и синяя полоска озера.

Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако, и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой.

Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна.

Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.

Нагота богинь у последователей и подражателей Джорджоне была оправдана ожиданием любовных утех, вакхическим опьянением, любованием собственной красотой во время туалета. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне

У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения.

«Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему . Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения.

Читайте также:  Рыбаки в море, уильям тернер - описание картины

Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей.

(А.С. Пушкин)

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/dzhordzhone-spyashhaya-venera/

Джорджоне «Спящая Венера»

«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины

  •                                                                                                                        Все в ней гармония, все диво,                                                                                                                       Все выше мира и страстей,                                                                                                                       Она покоится стыдливо
  •                                                                                                                        В красе торжественной своей.

                                                                                                                                                                              А.С.Пушкин

        Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего.

Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена.

 Между тем письменные свидетельства о ней крайне скудны, а сам Джорджоне не оставил никакого эпистолярного наследия и нигде не проронил о своих картинах ни слова.

        И вообще никого из представителей классического итальянского искусства время не заволокло туманом в такой степени, как Джорджоне. Современники считали его очень большим мастером, и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало.

Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне.

         Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных.

Многие из них оставались почти совершенно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам.

        В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. К тому же Джорджоне не подписывал свои произведения, и все это затрудняло изучение его творчества.

Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века), и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Вот так сложилась судьба великого живописца, хотя теперь вряд ли найдется любитель искусства, которому не было бы знакомо это имя.

Однако и сегодня Джорджоне остается одним из самых загадочных мастеров прошлого, а среди живописцев Высокого Возрождения — самым необычным.  

        Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая  Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М.

Микиэль писал о ней:        «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написанная Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».

«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо.  

        К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Несмотря на свой светский характер, искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия, и изображение обнаженного женского тела было очень редким.

В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

        Совсем иное представление о женской красоте — плоть от плоти прекрасной действительности и в то же время возвышенной и целомудренной — раскрывается в картине Джорджоне.

 «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.

От времени она сильно пострадала, и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи.

        В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии Oбнаруженный с помощью рентгеновских лучей.

 Как уже говорилось выше, свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты.

Он представил ее в облике прекраcной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветам.

        Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий, и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии.

        За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком'и синяя полоска озера.

Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако, и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры

        Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой.  Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна.

        Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.

Нагота богинь у последователей и подражателей Джорджоне была оправдана ожиданием любовных утех, вакхическим опьянением, любованием собственной красотой во время туалета. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.

        У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения. 

      «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.

Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения.

Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. 

Источник: http://sl-space.ru/index.php/iskusstvo/zhivopis/i-drugie/3664-spyashchaya-venera

(ок. 1477-1510 гг.) Джорджоне, «Спящая Венера»

В жизни и творчестве итальянского живописца Джорджоне еще многое остается под покровом тайны. Исследователи до сих пор не могут установить точное количество созданных им картин. Кроме того, еще не составлена достоверная биография художника. С полной уверенностью можно говорить только о дате его смерти. Джорджоне умер в возрасте 32-33 лет от чумы.

Однако искусствоведы все же располагают некоторыми сведениями о художнике. Джорджоне – один из основоположников Высокого Возрождения, представитель венецианской школы итальянской живописи и, вероятнее всего, ученик Джованни Беллини.

Признаками принадлежности живописца к венецианской школе являются высокий уровень мастерства при передаче цвето-световой гармонии и гуманизм полотен. Джорджоне совершил в этой области настоящий прорыв. Все его произведения отмечены органическим единством человеческого тела и окружающего пейзажа.

Художник умеет передавать тончайшие эмоциональные переживания персонажа.

Сохраняя ясность объемов и четкость контуров, т.е.

черт, свойственных Раннему Возрождению, Джорджоне добился путем использования прозрачной светотени эффекта зрительного слияния человека с окружающей его природой, причем пейзаж подчеркивал оттенки внутреннего состояния персонажа. Влюбленность в человека, земное бытие, появившиеся в картинах живописца, впоследствии станут главной темой всего Возрождения.

Никто до сих пор не смог ответить на вопрос о количестве картин, написанных художником.

Одни исследователи его творчества считают, что живописец создал не менее 60 произведений, другие утверждают, что число картин, написанных им, колеблется от 4 до 6, что лишь немногие полотна можно с уверенностью приписать кисти Джорджоне.

Бесспорно одно: все творения Джорджоне – и «Юдифь», и «Спящая Венера», и «Поклонение волхвов», и «Гроза» – несут на себе печать тихой меланхолии, поэтического восприятия жизни и природы.

«Спящая Венера» – одна из известнейших картин этого художника. Образ, ставший олицетворением гармонии духовного и физического, слияния божественного и телесного начал в единую красоту. Но зритель забывает о том, что смотрит на бессмертную богиню.

Он видит только красоту обнаженного человеческого тела, которое создает у смотрящего ощущение нравственной чистоты и непогрешимости Венеры.

Его взгляд приковывают правильные линии тела молодой женщины, и безмятежность, сквозящая во всем облике богини, постепенно передается и смотрящему.

Читайте также:  Дом-музей альбрехта дюрера в нюрнберге, адрес, фото

Вся природа, окружающая Венеру, передана художником в том же ритме и эмоциональном настрое, что и портрет богини: то же спокойствие и умиротворение, та же созвучность частей. Прекрасный мир соответствует красоте женщины. Их неповторимое очарование есть проявление божественной воли; все земное и все небесное является результатом одного творческого акта.

В картине нет внешнего движения, но на самом деле оно пронизывает собой все полотно. Зритель видит Венеру во сне, т. е. в состоянии, когда человек не совершает никаких действий.

Лицо спящей богини прекрасно и не омрачено ни одной тревожной мыслью. Природа тоже находится в статичном состоянии.

Но зритель, внимательно присмотревшись и поймав ритм образа, начинает замечать, как мерно и едва слышно дышит богиня во сне, чувствовать тепло ее тела. Все вокруг оказывается наполненным жизнью.

Джорджоне органически соединяет человека и окружающий мир в единое целое, но при этом картина не создает у зрителя ощущения законченности. Джорджоне выводит пейзаж за рамки холста, тем самым подчеркивая, что изображенное – это всего лишь часть огромного целого, постичь которое невозможно, как невозможно и отразить его полностью. И человек находится в нерасторжимой связи с этим миром.

Normanrut 08/06/2017

Хочу вам предложить свои услуги по созданию продающих сайтов (landing page) и посадочных страниц. Как все это делается? Делаю всё на wordpress, поэтому одностраничник может перерасти в полноценный информационный сайт. Примеры работ tv102.ru, cosmetologufa.ru, remont102.ru , atmosferaufa.ru

Если вы хотите сотрудничать пишите в ВК https://vk.com/seobuild

Источник: http://jivopis.org/dzhordzhone—spyashaya-venera/

Джорджоне «Спящая Венера»

Вэтом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.

Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает.

Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий, и в то же время, Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал.

Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии.

За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком'и синяя полоска озера.

Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако, и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры.

Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой.

Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Как и иные творения Высокого Возрождения, Венера кисти Джорджоне замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от созвучной ее красоте музыки окружающей ее природы. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.

Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные вежды и прекрасный строгий рот создают образ непередаваемой словами прозрачной чистоты.

Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в совершенном теле.

Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы.

Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Под впечатлением этой картины свои произведения на сходные сюжеты создали Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане.

Источник: https://studwood.ru/743281/kulturologiya/dzhordzhone_spyaschaya_venera

Описание картины Спящая Венера – Джорджоне

Картина “Спящая Венера” венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 108 x 175 см, холст, масло. Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями – дрезденской “Спящей Венерой” и луврским “Концертом”.

Эти картины остались незаконченными, и пейзажный фон в них был дописан младшим другом и учеником Джорджоне – великим Тицианом.

Картина “Спящая Венера”, кроме того, утратила некоторые свои живописные качества вследствие ряда повреждений и неудачных реставраций.

Но как бы то ни было, именно в этом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека.

Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, “Спящая Венера” является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.

Погруженная в спокойную дрему нагая Венера изображена на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом.

Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм.

Как и иные творения Высокого Возрождения, джорджоневская Венера замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от созвучной ее красоте музыки окружающей ее природы.

Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.

Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур.

Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные вежды и прекрасный строгий рот создают образ непередаваемой словами прозрачной чистоты.

Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в совершенном теле.

Картина художника Джорджоне “Спящая Венера” один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения.

Под впечатлением этой картины свои произведения на сходные сюжеты создали Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане.

Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале безмятежно спит, предаваясь во сне своим мечтам и фантазиям прекрасная античная богиня любви и красоты Венера.

За спиной Венеры на горизонте – просторное небо с облаками, невысокая гряда голубых гор, пологая тропа, ведущая на поросший растительностью холм. Отвесная скала, причудливый профиль холма вторят очертаниям фигуры богини. “Спящая Венера” осталась незаконченной. Пейзаж, как сказано выше, в ней написал Тициан, также на картине Тицианом был изображен купидон, записанный в 18 столетии.

(No Ratings Yet)

  1. Сатир и спящая нимфа – Якопо Амигони Темы античной мифологии, повествующие об амурных похождениях богов, ожили с новой силой в искусстве европейского рококо, направления, пропитанного духом эротики……
  2. Портрет юноши – Джорджоне Картина “Портрет юноши” создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в середине первого десятилетия. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло…….
  3. Сельский концерт – Джорджоне Картина “Сельский концерт” или “Концерт под открытым небом” венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 110 x 138 см, холст, масло…….
  4. Автопортрет – Джорджоне Автопортрет Джорджоне, картина написана художником в достаточно зрелом возрасте. Размер портрета 52 x 43 см, холст, масло. Точная дата создания……
  5. Закат – Джорджоне Пейзаж “Закат” создан итальянским художником Джорджоне после 1506 года. Размер картины 73 x 91,5 см, холст, масло. С 1505 года……
  6. Венера с зеркалом – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Венера с зеркалом”. Размер картины 124 x 105 см, холст, масло. Венера, в римской мифологии богиня……
  7. Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа – Джорджоне Картина “Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа” написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века, ориентировочной датой создания……
  8. Мадонна да Кастельфранко – Джорджоне Алтарная работа “Мадонна на троне со святым Франциском и святым Либералом из Тревизо” или “Мадонна да Кастельфранко” написана венецианским художником……
  9. Три возраста жизни – Джорджоне Картина “Три возраста жизни” итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 62 x 77 см, дерево, темпера. Точная дата создания этой,……
  10. Венера перед зеркалом – Диего Веласкес Представленная работа – единственная картина Диего Веласкеса, на которой запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви……
  11. Старуха – Джорджоне Картина “Старуха” или “Портрет пожилой женщины” венецианского художника Джорджоне. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Картина написана предположительно……
  12. Церера – Джорджоне Картина “Церера” венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Картина написана предположительно……
  13. Марс, Венера и Амур – Бартоломеус Шпрангер Картина фламандского художника Бартоломеуса Шпрангера “Марс, Венера и Амур”. Размер картины 95 х 60 см, холст, масло. Картина написана по……
  14. Спящая нимфа и пастух – Ангелика Кауфман Картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман “Спящая нимфа и пастух”. Размер картины 46 х 52 см, медь, масло. Картина мифологической тематики,……
  15. Венера, завязывающая Амуру глаза – Тициан Вечеллио В поздний период творчества Тициан был захвачен созданием наполненных драматизмом картин на христианские сюжеты, но и античность по-прежнему привлекала его…….
  16. Портрет Антонио Броккардо – Джорджоне Портрет “Антонио Броккардо” создан художником Джорджоне предположительно после 1508 года. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Портреты Джорджоне……
  17. Читающая мадонна – Джорджоне Картина “Читающая мадонна” итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 76 x 60 см, дерево, масло. Точная дата создания этого образа……
  18. Венера Урбинская – Тициан Вечеллио Античная тема, нередко возникавшая в творчестве Тициана, позволяла этому жизнелюбивому венецианцу выплеснуть на полотно все свое восхищение миром и умение……
  19. Обиженный Амур и Венера – Лукас Кранах Картина “Обиженный Амур и Венера”, размер 81,3 x 54,6 см, дерево, масло. Мифологические и исторические сюжеты в картинах позднего периода……
  20. Меркурий, Венера и Марс – Бартоломеус Шпрангер Картина фламандского художника Бартоломеуса Шпрангера “Меркурий, Венера и Марс”. Размер картины 108 x 80 см, медь, масло. Картина написана по……

Источник: https://art.goldsoch.info/spyashhaya-venera-dzhordzhone/

Две Венеры

  • Две Венеры
  • Сравнение картин «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера»  Джорджоне
  • Наталья Никифорова
  •   Конец пятнадцатого века ознаменован в  искусстве живописи появлением на свет великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер.

  Два величайших мастера эпохи венецианского  Возрождения: Тициан и Джорджоне вышли из мастерской Джованни Беллини .  Два таких похожих и таких разных мастера. Об авторстве многих их картин до сих пор идут споры, чьей рукой написан тот или иной шедевр, Джорджоне или Тициана? Сюжеты многих их картин очень схожи, но на этом, как мне кажется, и заканчивается их схожесть, дальше идут различия. Различия во всем: в судьбе, в творчестве, в манере письма.

     Итак, Тициан родился в Пьеве ди Кадоре, маленьком селении в горах провинции Беллуна. Он был вторым сыном Грегорио  Вечеллио, происходящего из известного рода адвокатов.

Неполных десяти лет от роду он покинул родину, чтобы добраться до Венеции и изучить искусство живописи.

С первых шагов по стезе живописи Тициан проявил себя как необычайно талантливый художник, умеющий соединить беллиниевское величие и степенность с натурализмом заальпийских художников, к которым он испытывал величайшее почтение.

   О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход  к управлению собственной школой.

Документов, освещающих все эти аспекты жизни художника, которые еще при жизни его начали создавать вокруг него настоящий миф, существует великое множество.

Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет,  фактами.

Читайте также:  «бегство григория отрепьева из корчмы на литовской границе», мясоедов — описание картины

Запись о смерти 1576 г. гласит, что художник скончался в возрасте « ста и трех лет», таким образом, годом рождения должен быть 1473 год.

Однако, биографы его времени, Людовико Дольче и Джордже Вазари, которые, похоже, наоборот, стремятся превознести раннее становление художника,  относят дату его рождения к периоду между 1488 и 1490 годами.

Именно эта датировка принята в настоящее время большинством ученых. И это единственное темное место в его биографии.

«Божественный» Джорджоне (1477 – 1510), так назвал художника Сальвадор Дали. В отличие от Тициана в биографии этого художника, как и в сюжетах его картин, остается много неясного. Джорджоне прожил очень недолго, и еще при жизни был признан гением.

Он коренным образом изменил представление о самой живописи, и о месте художника в обществе. Джорджоне родился близ Венеции, обучался в мастерской Беллини. Родом из бедной семьи, он был наделен острым умом, музыкальностью и пользовался успехом у женщин.

Сравним две картины  этих художников, картины очень похожие по сюжету. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.

  Эта Венера – богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную  наготу.  В руке она держит букет роз – традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт.

Однако, черты лица богини совершенно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию.

Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца,  со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи.

На картине Джорджоне царит таинственность далекая от обыденной жизни. Созданию атмосферы таинственности, окутывающей полотно, способствует пустынный город на заднем плане. этот мотив возник сначала в его знаменитой «Грозе».

Когда наш взгляд скользит от фигуры к пейзажу и обратно, открывается своеобразие метода Джорджоне.

Художник мыслил природу, человека и его создания в единстве, охватывал единым взором непрерывную целостность земли и ее растительного покрова, световоздушной среды, облаков, людей, мостов и городских построек. Такое восприятие было не менее важным завоеванием нового искусства, чем открытие перспективы.

Глаза богини закрыты, она спит или грезит, не подозревая, что за ней наблюдают. Нашему взору предстает богиня загадочная и прекрасная, мечтательный идеал, недостижимый в своей законченности.

Тициановская Венера воспринимается не как мифологический персонаж, а как дивный этюд реально существовавшей обнаженной женщины. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.

Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой. Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир совершенной гармонии и высшей красоты.

Создавая богатейшую колористическую гамму, построенную на соотношении звучных и глубоких тонов, Тициан своим мастерством приподнял реальность до уровня идеала.

Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью  одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной средой и главным образом проблемами колорита.

От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 году  завершил работы учителя.

Своей «Венерой Урбино» Тициан разрушил границы традиционной мифологической картины, приблизил миф к своему времени, заставляя его служить вполне определенным целям: свидетельствовать о важности эротического аспекта брака.

Совместная работа над фресками фасада здания Немецкого подворья положила начало расхождению в живописной манере этих величайших художников. Контраст между «Справедливостью» Тициана и фрагментом фрески «Обнаженной» Джорджоне наглядно демонстрирует это различие.

Оба художника, без сомнения, талантливейшие мастера, но с моей точки зрения Венера Джорджоне вызывает большее восхищение. В женщине должна быть загадка. А здесь эта загадка присутствует.

Почему обнаженная богиня лежит на фоне дикого пейзажа? Спит она или грезит? Отдыхает или ждет кого­ то? От прекрасного тела богини веет таинственностью, а загадка всегда притягивает больше, чем открытость и понятность.

В ноябре  2001 года тициановскую «Венеру Урбино» привозили в Москву, К сожалению, мне не удалось попасть на выставку и увидеть оригинал.

Но на меня эта картина произвела глубокое впечатление (хотя, думаю, репродукция или фотография не способна передать всё мастерство автора), мне кажется, от джорджоновской Венеры впечатление было бы большее.

У меня  дома висит очень хорошая копия Венеры Джорджоне. И даже от копии впечатление очень  сильное.

Считается, что смерть помешала Джорджоне закончить картину, и для завершения работы был приглашен Тициан. Действительно, пейзаж, как бы расслаивающийся по мере удаления, и синеватые горы на заднем плане напоминают манеру Тициана. Ранняя смерть Джорджоне способствовала тому, что звезда Тициана вспыхнула с необыкновенной яркостью.

Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина, изображенная Тицианом, представлена величавой, исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.

Позднее Тициан написал для Филиппа   Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю, известному религиозному фанатику. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса.

за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности. Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты.

В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин «Поэзией», и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.

Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и  просветленность этого мира красоты.

Источник: https://biatris7.livejournal.com/227051.html

Спящая Венера. Джорджоне. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не гов..

Спящая Венера. Джорджоне.

Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена.

Между тем письменные свидетельства о ней крайне скудны, а сам Джорджоне не оставил никакого эпистолярного наследия и нигде не проронил о своих картинах ни слова.

И вообще никого из представителей классического итальянского искусства время не заволокло туманом в такой степени, как Джорджоне.

Современники считали его очень большим мастером, и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне.

Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Многие из них оставались почти совершенно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам.

В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. К тому же Джорджоне не подписывал свои произведения, и все это затрудняло изучение его творчества.

Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века), и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

Вот так сложилась судьба великого живописца, хотя теперь вряд ли найдется любитель искусства, которому не было бы знакомо это имя. Однако и сегодня Джорджоне остается одним из самых загадочных мастеров прошлого, а среди живописцев Высокого Возрождения — самым необычным.

Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.

Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М.

Микиэль писал о ней: «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».

«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.

Несмотря на свой светский характер, искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия, и изображение обнаженного женского тела было очень редким.

В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Совсем иное представление о женской красоте — плоть от плоти прекрасной действительности и в то же время возвышенной и целомудренной — раскрывается в картине Джорджоне.

«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. От времени она сильно пострадала, и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи.

В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей.

Как уже говорилось выше, свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты. Он представил ее в облике прекрасной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами.

Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает.

Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий, и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал.

Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии.

За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком и синяя полоска озера.

Плавные линии тела Венеры, безупречные по своей красоте, как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако, и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры. Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой.

Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна.

Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.

Нагота богинь у последователей и подражателей Джорджоне была оправдана ожиданием любовных утех, вакхическим опьянением, любованием собственной красотой во время туалета. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.

У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения.

«Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.

  • Все в ней гармония, все диво,
  • Все выше мира и страстей,
  • Она покоится стыдливо
  • В красе торжественной своей.

Источник: https://www.inpearls.ru/542944

Ссылка на основную публикацию