Сотворение адама, микеланджело буонарроти, 1511

«Сотворение Адама»

La creazione di Adamo

Фреска иллюстрирует эпизод

И сотворил Бог человека по образу Своему.

Фреска Микеланджело Буонарроти, которую написал около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия.

Перед тем, как рассказать вам про эту чудесную фреску, давайте немного узнаем про самого художника Микеланджело.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.

Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации.

За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве – свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи.

Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Дата и место рождения –  6 марта 1475 г., Капрезе-Микеланджело, близ Ареццо.

Дата и место смерти – 18 февраля 1564 г. (88 лет), Рим.

Родился в семье подеста. Микеланджело учился у живописца Гирландайо (1488-89 г.) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90 г.), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика.

В 1488 г. по совету лучшего друга Франческо Граначчи, Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую художника Доменико Гирландайо и занимается там в течение года.

Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.

В 1494—1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».

В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня.

В 1499 г. Микеланджело снова появляется в родной Флоренции и создает для неё колоссальную статую Давида, а также картины в зале Совета.

Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

Сикстинская капелла

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Бывшая домовая церковь в Ватикане. Была построена в 1473-1481 годах. Архитектором церкви был Джордже де Дольчи. Капелла была построена по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Сейчас капелла – музей, выдающийся памятник Возрождения.

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения.

Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер выполнил в рекордные сроки.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

А фреска «Сотворение Адама» является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама»

Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело между 1508 и 1512 годами, является одним из самых известных произведений Высокого Возрождения. «Сотворение Адама» является одной из самых известных картин всех времен.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело.

Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования.

Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия — от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа».

О чем фреска 

В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни.

Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.

В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела.

Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как “Оплакивание Христа” и “Давид”. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет.

По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.

Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову.

При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль.

Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения.

Гёте писал: “Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек”.

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.

Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом.

Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Удивительным является тот факт, что эта фреска должна быть ортодоксальной, поскольку изображена внутри папской капеллы, но в ней нашло воплощение идеи и каноны Высокого Возрождения.

Идея человека сотворенного по образу и подобию Сущего, вознесение божественного и великого в человеческом творении и даже равенства земного человека Господу в творчестве и духовных стремления – весьма смелая концепция после средневекового мировоззрения. Человек здесь — существо, рожденное для познания, вдохновения, подвигов и великих свершений. Зрителей впечатляет масштабность и монументальность фрески. Это творение стало шедевром и даже символом западноевропейского искусства.

«Сотворение Адама» – история фрески – Микеланджело Буонарроти обновлено: Ноябрь 10, 2017 автором: interesno-vse.ru

Источник: https://interesno-vse.ru/?p=20517

Раскрыта тайна фрески Микеланджело ‘Сотворении Адама’: топ-9 символов

Фрагмент фрески Сикстинской капеллы, что в Ватикане, тянущиеся друг к другу руки является без преувеличения самым известным в мире творением. Если даже кто-то и не слышал о «Сотворении Адама» Микеланджело, то обязательно хотя бы видел заставку телефонов Nokia. Но в этой знаменитой художественной работе эпохи Возрождения важнее не руки, а… мозг.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Фреска «Сотворение Адама» 280 х 570 см. Годы создания: 1511–1512 Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники.

И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления».

И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них.

Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением.

Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально — в виде мозга.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

1 Адам. Его поза зеркально почти повторяет позу Творца — Адам подобен Богу, — только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2 Мозг. Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов.

Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил…» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума.

Читайте также:  Дубы в лесу фонтенбло, теодор руссо, 1855

Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр.

3 Борозды, разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

4 Варолиев мост. Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания Варолиева моста изобразил похоже.

5 Гипофиз. Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6 Две позвоночные артерии. Они такие же извилистые, как развевающаяся ткань на фреске.

7 Средняя лобная извилина. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз.

У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1).

Согласно христианской традиции, эти слова пророка — об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8 Надкраевая извилина. Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9 Угловая извилина. Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, — младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

Художник Микеланджело Буонарроти

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

  • 1475 — Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
  • 1488–1489 — Учился живописи у Доменико Гирландайо.
  • 1489–1492 — Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
  • 1498–1499 — Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
  • 1501 — около 1504 — Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
  • 1508–1512 — Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
  • 1534 — Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
  • 1536–1541 — Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

1564 — Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Только в нашем Instagram вы узнаете все секреты Винника!

Источник: https://www.obozrevatel.com/travel/digest/20975-9-simvolov-zashifrovannyih-v-sotvorenii-adama.htm

История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей. «Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы.

Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку. Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша.

Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев.

Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся.

По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого.

Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

До росписи Сикстинской капеллы Микеланджело не занимался фресками

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Из-за нехватки денег оте отдал Микеланджело на воспитание крестьянам

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело.

Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились.

Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)

Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах.

То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик. Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен.

Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел. На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы.

Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Микеланджело научился работать с глиной раньше, чем читать и писать

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.

На старости лет Микеланджело писал страстные сонеты своей 40-летней музе

Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/29919137/

Микеланджело сотворение адама 1511. Микеланджело буонарроти

Флоренция. Гробницы Медичи.
1516-1534 |
Рим. Поздние работы. «Страшный суд».
1534-1541 |
Архитектура. Собор Св. Петра.

1538-1564 |
карта сайта
|
главная страница

«И подобным же образом следует далее сотворение Адама с изображением Бога, опирающегося на группу обнаженных ангелов нежного возраста, которые несут будто не одну только фигуру, а всю тяжесть мира, что показано вызывающим величайшее благоговение величием Господа и характером его движения: одной рукой он обнимает ангелов, будто на них опираясь, десницу же он простирает к Адаму, написанному таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он снова сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека»
Вазари.

Один из самых прекрасных образов росписи Сикстинской капеллы – пробуждающийся к жизни Первый человек Адам.
Это атлетически сложенный юноша с безвольно протянутой рукой, в которую могучая рука творца словно вливает жизненную энергию.

Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его Богу. Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека.
Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей — декоративных фигурках, обрамляющих малые поля.

В них Микеланджело показывает внутреннюю жизнь человека через разнообразные движения прекрасного обнаженного тела.

С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как «дуб», из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.

Наряду с «Джокондой» Леонардо да Винче, это одно из известнейших изображений в мире, с второй половины XX в. стал всемирным символом. Человек, как прекраснейшее из творений Божьих, созданный по образу и подобию Господа, одно из лучших воплощений человеческого образа эпохи гуманизма.

Предполагают, что в фресках Сикстины Микеланджело оставил множество тайных аллегорий, так, мантия, покрывающая Бога и поддерживающих его ангелов, напоминает очертания человеческого мозга.

Известно, что Микеланджело во время учебы тайно занимался вскрытием трупов, для того, чтобы досконально изучить физиологию, вполне возможно, что он знал, как выглядит мозг.

На плафоне Сикстины — рождение первого человека, сотворение Богом Адама. Крупнейший искусствовед В. Н. Лазарев дает очень точное описание микеланджеловского шедевра: «Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.

Читайте также:  Резня на хиосе, эжен делакруа, 1824

Позади него развевается огромный, надутый как парус плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение.

Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство.

И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого.

Прав был немецкий живописец Корнелиус, который утверждал, что с эпохи Фидия не было создано более совершенной фигуры»
.

Взгляните на фигуру Адама, которая пробуждается к жизни. Она еще беспомощна, покорна, как бы безвольна, а между тем чувствуется, что в ней заложена грандиозная сила, которая только и ждет вот-вот наступающей возможности развернуться во всей своей славе.

А какой красоты лицо Адама с устремленными к Богу глазами, в которых тот же зов и то же ожидание, что и в руке!
Как замечает Лазарев, Бог-Отец подобен ваятелю, извлекающему фигуру из хаотической глыбы камня.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»
Бытие 1:27.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»
Бытие 2:7.

Однажды мне пришлось ехать в скоростном поезде.Там всё время крутили ролик о фресках Сикстинской капеллы, особенно часто повторялась эта фреска «Сотворение Адама.»Она очень знаменита и популярна,мне захотелось о ней рассказать.

  • Микеланджело» Сотворение Адама»Она одна из самых сильных,эмоциональных и прекрасных композиций росписи Сикстинской капеллы.
  • Очам моим открылась благодать, Когда они узрели огнь нетленный И лик божественный и вдохновенный Того, с Кем горд в родстве я состоять.
    Не будь мы Господу душой под стать, Погрязли бы в никчемности презренной, А нас пленяет красота Вселенной,
  • И тщимся тайну вечности познать.

Эти стихотворные строки, написанные самим Микеланджело, как нельзя лучше отражают строй его мыслей при создании сюжета «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы. Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных.

Это атлетически сложенный юноша с безвольно протянутой рукой, в которую могучая рука творца словно вливает жизненную энергию. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его Богу.

Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека. Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей — декоративных фигурках, обрамляющих малые поля. В них Микеланджело показывает внутреннюю жизнь человека через разнообразные движения прекрасного обнаженного тела.

С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как «дуб», из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.

Светлый и сильный взор Творца встречает взгляд человека, ждущего и жаждущего, и от вытянутого пальца его правой руки пробегает к Адаму божественная искра. Микеланджело не показывает нам сотворение человека, он передает момент, в который тот получает душу, свое страстное искание божественного. Под левой рукой Бога, в сонме ангелов остается Ева, еще не созданная во плоти.

Крупнейший искусствовед В. Н. Лазарев дает очень точное описание микеланджеловского шедевра: «Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами.

Позади него развевается огромный, надутый как парус плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение.

Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление.

В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство.

И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого.

Прав был немецкий живописец Корнелиус, который утверждал, что с эпохи Фидия не было создано более совершенной фигуры».

Впервые с такой ясностью звучит мысль о самодостаточности и всесилии человека.

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты выбрал по собственному желанию, согласно твоей воле и решению», — так обращается Творец к Адаму в трактате Пико делла Мирандолы; «Если с помощью морали страсти будут напряжены до разумных пределов, если с помощью диалектики мы будем развивать разум, то, возбужденные пылом Муз, мы будем упиваться небесной гармонией… И тогда, подобно окружающим нас пылким серафимам, мы, полные божеством, станем тем, кто нас создал».

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие)

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие)

В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

Текст с иллюстрациями. http://maxpark.com/community/6782/content/2420185

Рецензии

Учитывая что это фреска, а делать ее совсем не простая задача… Взята, конечно, сопоставлением динамик движения и покоя.

Если пошутить, то Адаму бог мог бы и приличнее размер одной части дать, а то ведь за весь род мужской обидно, да и Ева-этакая красавица смотрит с каким-то укором… Если серьезно, то можно увидеть что и у великих тоже случается что-нибудь этакое.

Бог-то смотрите с какой длинной левой рукой и чтобы сие значило?- обнять Еву, да еще досталась ангелу. На мысль нехорошую наталкивает…

Не оттуда ли тянется эта неудовлетворенность полов: одни ищут одно, другие не могут вынуть и положить что надо и сколько следует?

Это вечная неудовлетворённость.Всегда ищут острые ощущения на стороне. С опытом жизни,пришла к выводу,что это от недостатка полового и сексуального воспитания.
Тем более наше советское поколение…

Можно с Вами согласится по этому поводу, но я бы еще добавил, что это бывает от недостаточной загруженности черепной коробки и какой-то процент можно отнести к биологии

Мне кажется в этом плане мы недобрали от жизни. Даже жители Помпей нас опередили.Это одна из моих статей о сексуальной жизни в Помпеях.Вам будет интересно.Это фото из археологического музея.

«Сотворение Адама» — одна из 9 фресок, написанных по библейским сюжетам и составляющих композиционный центр Сикстинской капеллы. Ее автором является Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Предыстория

Микеланджело — прославленный живописец и скульптор эпохи Возрождения. Он прожил долгую и плодотворную жизнь.

Родившись в 1475 году, уже в конце 80-х годов XV века он начал учиться скульптуре и изобразительному искусству, а в начале 90-х создал свои первые самостоятельные произведения.

Даже в этих юношеских работах (автору 15-17 лет) заметны задатки будущего гения. К началу XVI века Микеланджело был уже довольно

В 1505 года пригласил его для создания собственной гробницы, работа над которой продолжалась почти 40 лет.

А вот роспись сводов Сикстинской капеллы, сделать которую поручил тот же Юлий II, Микеланджело закончил в рекордно короткие сроки.

Всего 4 года понадобилось ему, чтобы создать десятки фресок общей площадью 600 м², на которых изображены более 300 фигур. Фреска «Сотворение Адама» — одна из центральных во всей композиции.

Искусствоведы отмечают, что за роспись сводов Микеланджело взялся с большой неохотой. Он предлагал поручить это дело Рафаэлю, но Юлий II был непреклонен. Постепенно работа увлекла художника, так был создан шедевр монументального искусства.

Сикстинская капелла

Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.

По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени.

Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. «Сотворение Адама» — фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.

Своды Сикстинской капеллы

На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Первый сюжет — «Отделение света от тьмы», последний — «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.

Читайте также:  Портрет марии барончелли, ханс мемлинг

Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.

Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.

«Сотворение Адама» (Микеланджело). Описание

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511

Сюжет был взят из В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.

Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.

Особенности росписи

Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии — души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.

Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.

До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок.

Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная великим Микеланджело Буаноротти в Сикстинской Капелле, конечно же, в первую очередь — выдающееся произведение искусства. В том числе — фреска «Сотворение Адама» с двумя главными героями: Богом-Отцом и только что сотворённым Адамом.

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Источник: https://pippins.ru/mikelandzhelo-sotvorenie-adama-1511-mikelandzhelo-buonarroti.html

Картина Микеланджело "Сотворение Адама": описание фрески, фото

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане.

Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла.

Центральная фреска величественного сооружения — Сотворение Адама.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511Сикстинская капелла

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины — Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер —3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой.

Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны.

Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего — символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину.

 Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа — ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.

Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти, 1511Касание

Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы.

Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека — худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы.

Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций.

Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ.

Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации — основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров.

Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна.

Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти — Джотто и Мазаччо.

Источник: http://surzhyk.org/kartina-sotvorenie-adama/

Какой смысл вложил Микеланджело в свою знаменитую фреску (А вы видите женщину на картине?)

  • 17 доказательств того, что мы не заслуживаем собак
  • Почему с каждым днем становится все меньше нормальных людей
  • 20+ человек, для которых тату — это целая история жизни
  • Папа взрослой дочери с юмором описал, как развлекается современная молодежь
  • «Я не сильная, ты просто не оставил мне выбора». Откровенное признание женщины своему мужу
  • 10 психологических приемов, которые помогут вам дать отпор манипулятору
  • Как выглядели 20+ российских актеров в своем первом фильме и сейчас
  • У каждого есть свой путь. История о том, как одно спонтанное решение изменило жизнь к лучшему
  • 10 маркетинговых секретов бренда Crocs, который обул весь мир в пластиковые тапочки
  • 20 примеров дизайна, который оказался милым и функциональным одновременно
  • 9 фактов о Генри Форде, который был под каблуком у жены, но стал миллионером
  • 13 произведений русской классики, которые успешно были экранизированы как в России, так и за рубежом
  • 16 фактов об Андрее Миронове — актере, таланту которого не суждено было раскрыться полностью
  • 16 человек рассказали, чем обернулись для них первые свидания с людьми, с которыми они познакомились в интернете
  • Почему белый чаще носят летом, чем зимой (Спойлер: виноваты жены состоятельных американцев)
  • 15 звезд старого Голливуда, чьи настоящие профессии способны вас удивить

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/kak-mikelandzhelo-v-svoej-znamenitoj-freske-oproverg-biblejskuyu-traktovku-o-sotvorenii-adama-2159765/

Фреска «Сотворение Адама»

Описание знаковой фрески великого художника.

Анализ и интерпретация Сотворения Адама

Знаменитая фреска основывается на библейском сюжете из книги Бытия, и создавалась по заказу папы Юлия II, на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Знаковая работа является ключевой как для религиозного искусства, так и для эпохи Возрождения.

Первоначальная концепция здания включала в себя лишь изображение двенадцати апостолов, однако, когда Микеланджело начал работу, расширил изначальную задумку, и к моменту завершения сумел изобразить более 300 фигур из классической мифологии, Ветхого Завета и книги Бытия, в которой Сотворение Адама является центральной фреской этой работы.

Созданная в 1511 году, работа иллюстрирует историю о том, как Бог наделяет жизнью Адама, первого мужчину на земле. Мощные образы показывают искру жизни, передаваемую из от пальца к пальцу, а непревзойденная графика наполняет композицию духовной и физической энергией.

Картина располагается в прямоугольнике размером примерно 3 на 6 метров. Слева мускулистая фигура Адама объединяет в себе все черты мужской красоты, а цветовая передача демонстрирует гармонию в человеческих пропорциях. Он медленно и лениво протягивает вялую левую руку к Богу — пожилому бородатому человеку, окруженному группой ангелов.

Его лицо наполняет апатия, а энергии не хватает даже для того, чтобы полностью выпрямить руку. Жизненный заряд Господь передает своей правой рукой. Пальцы героев изображены на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга, что превосходно видно на нейтральном фоне.

Стоит отметить, что в истории искусств это первый случай, когда Бог был расположен на картине горизонтально.

Символизм

Настолько популярная работа породила массу интерпретаций и трактовок. Некоторые историки и искусствоведы утверждают, что фигуры вокруг Бога олицетворяют человеческий мозг, в котором с анатомической точностью изображены его части. Другие предполагают, что красная ткань, окружающая Господа, символизирует человеческую матку, в то время как зеленый шарф внизу — свежесрезанную пуповину.

Однако, не на все вопросы, связанные с фреской, есть точные ответы. Масса теорий посвящена инициализации женщины по левую руку от Всевышнего.

Возможно, она представляет еще не созданную Еву, что хоть и противоречит первоисточнику, все же имеет право на существование. Загадочная символика предполагает массу разрешений, но при этом порождает еще больше вопросов.

Существует теория, что очертания Бога, в форме ровного овала, связанно с неполным эллипсом, который образует его творение.

Влияние на искусство

Сотворение Адама демонстрирует всю силу жеста в изобразительном искусстве, повлиявшего на многие современные произведения.

Через четверть века после завершения потолочных шедевров Микеланджело был призван Климентом VII для создания фрески Страшный суд на алтарной стене. Вкупе с другими работами, она делает мастера не только одним из самых влиятельных художников своего времени, но и одним из самых известных живописцев за всю историю изобразительного искусства.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/michelangelo/freska-sotvorenie-adama.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector