Французский художник Эдуард Мане (1832— 1883) родился в престижном квартале Сен-Жермен де Пре в далеко не бедной семье. Его отец был главою департамента Министерства юстиции, а мать — дочерью французского дипломата. Неудивительно, что они прочили сыну карьеру юриста. Мане наперекор родителям выбрал живопись и вошел в историю как один из родоначальников импрессионизма
Как и любой художник, Мане стремился к успеху и признанию, но по иронии судьбы в начале своего творческого пути приобрел скандальную славу ниспровергателя основ, а многие его новаторские работы были освистаны.
Одной из первых картин, получившей всеобщую известность, стал знаменитый “Завтрак на траве” (1863), вызвавший волну негодования, как со стороны критиков, так и публики.
Славу скандального живописца закрепила и “Олимпия”(1865), названная современниками крайне непристойной и вульгарной.
Подлинный успех у публики художник получит только спустя 20 лет благодаря картине “За кружкой пива” (1873).
На ней изображен литограф Эмиль Белло, постоянный посетитель кафе Гербуа, где Мане также бывал частым гостем. Добродушный толстяк безропотно позировал художнику более 80 раз, как будто предчувствуя, что картина кардинально изменит его жизнь. В Салоне 1873 года картина “За кружкой пива” произвела настоящий фурор. Ее репродукции продавались буквально на каждом углу, и она даже украсила вывеску одной из пивных, расположенных в Латинском квартале.
“Сам Белло, озаренный успехом картины, успел войти в роль ее героя.
Кисть Мане навеки превратила литографа в любителя пива: в глазах публики он стал тонким знатоком таинственных операций с солодом и дрожжами, в результате которых получается забористый портер и крепкое пиво, почитавшееся еще фламандскими гезами.
Чему только не бывают обязаны судьбы человеческие! Основав художественно-литературное общество «Пивная кружка» с ежемесячными обедами, модель Мане закончила жизнь владельцем и директором корпоративной газеты «Эхо французских пивных”. Анри Перрюшо, “Жизнь Эдуарда Мане”(1959)
Кафе Гербуа, где позировал Эмиль Белло, было известно в конце XIX в как место встречи французской богемы. Именно здесь по воскресеньям и четвергам Эдуард Мане собирал своих друзей и единомышленников, среди которых были Эмиль Золя, Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Поль Сезанн и др.
Однажды Мане, взбешенный несправедливым отзывом о своем творчестве критика и журналиста Луи Эдмона Дюранти, дал ему в кафе публичную пощечину. Скандал замять не удалось, и в лесу Сент-Жермен состоялась дуэль на шпагах. Секундантом художника был Эмиль Золя.
Поль Алексис, писатель, журналист и драматург описал эту дуэль так:
“совершенно не умея фехтовать, Мане и Дюранти бросались друг на друга с таким ожесточением, что когда четверо потрясённых секундантов разняли их (Дюранти был слегка ранен), то их шпаги превратились в пару штопоров. В тот же вечер они снова стали лучшими в мире друзьями. А завсегдатаи кафе Гербуа, обрадованные и успокоенные, сочинили в их честь триолет из девяти строк…”.
Мане нравилась атмосфера парижских кафе и брассери, которые для многих художников того времени стали своеобразными клубами по интересам. “Гербуа”, “Тортони”, “Новые Афины” – эти кафе стали знаковыми в истории импрессионизма. Они были для Мане не только местом отдыха и встреч с друзьями, но и давали темы для многочисленных полотен.
Кабачок папаши Латюиля” – еще одно заведение, увековеченное Мане. Знаменитая картина была написана в 1879 году. На ней изображен сын хозяина Луи Готье-Латюиль и актриса Эллен Андре, излюбленная модель не только Мане, но и Ренуара, Дега и других художников. “Кабачок папаши Латюиля” был выведен в романе Золя “Творчество” под названием кафе Бодекен. Кафе также вписало яркую страницу в оборону Парижа от войск союзников 30 марта 1814 года. Хозяин заведения тогда широко распахнул двери для солдат Национальной гвардии, выставив для них все свои запасы. Его фраза “Ешьте и пейте, дети мои! Не оставляйте ничего врагу!” стала знаменитой и вошла в историю. Часть кафе была разрушена. Позднее стол, пробитый русской пулей, в качестве реликвии находился в кафе вплоть до 1860 года. Патриотический акт способствовал успеху заведения после восстановления мира, а его кухню по достоинству оценили парижские гурманы. Особо славились отбивная Монсея, названная в честь маршала Бон Адриена Жанно де Монсея, начальника штаба Национальной гвардии и цыпленок соте папаши Латюиля (с артишоками и картофелем). Цыпленок соте до сих пор пользуется популярностью у поклонников классической французской кухни.
Предлагаем один из вариантов рецепта «цыпленк соте папаши Латюиля, с шампиньонами и картофелем«.
Ингредиенты:
- 500 гр картофеля
- 4 куриных окорочка
- 20 гр масла
- 250 гр шампиньонов
- 3 веточки петрушки
- куриный бульон
- перец, соль
Очищенный картофель нарежьте тонкими ломтиками. Сотейник или форму для торта обмажьте маслом и заполните картофелем в 2-3 слоя внахлест, посолите каждый слой. Отправьте форму в духовку, разогретую до 210 °C на 30 мин., пока картофель не подрумяниться.
Нарежьте куриную мякоть крупными кубиками, шампиньоны разрежьте пополам. Шампиньоны и курицу поджарьте на масле, а затем добавьте в сковороду немного бульона и протушите до готовности, добавив в конце нарезанную петрушку. Посолите и поперчите по вкусу.
Переложите курицу и шампиньоны в форму с картофелем и готовьте еще 10 мин. Переверните готовое блюдо на тарелку, чтобы картофель оказался сверху и подавайте горячим.
Одним из излюбленных жанров в творчестве Мане были натюрморты. Их отличительной особенностью является упрощенная композиция, отказ от искусственной многосложности и, конечно же, колористическое богатство, способное передать тончайшие оттенки цвета.
В 1880 году меценат Шарль Эфрусси, один из первых крупнейших собирателей импрессионизма, заказал Эдуарду Мане картину за 800 франков.Темой полотна стал пучок спаржи.
Заказ был выполнен и восхищенный Эфрусси заплатил художнику тысячу.
Спустя некоторое время Мане отправил меценату еще одно полотно, на которой был изображен единственный стебель спаржи с припиской: “Он выпал из вашего пучка”.
На картине художник изобразил белую спаржу, которую выращивают, полностью окучивая почвой, чтобы избежать проникновения солнечного цвета. Такая спаржа обладает более нежным вкусом, чем традиционно выращенная зеленая, но и стоит недешево. Спаржа по праву считается самым “аристократическим” овощем, к тому же мощным афродизиаком.
Как правило, спаржу варят в воде вертикально, связав пучок ниткой.При такой обработку толстые стебли варятся в кипятке, а нежные верхушки готовятся на пару. Традиционно к спарже подают классический голландский соус.
Нежные стебли молодой зеленой спаржи можно полностью отварить в подсоленном кипятке не более 1 мин. Отварная спаржа должна сохранять легкую хрусткость внутри стебля.
Спаржу подают как отдельное блюдо или как гарнир, например к курице или лососю.
Рецепт спаржи под голландским соусом
Ингредиенты:
- 100г зеленой спаржи
- 2 куриных желтка
- 1 ст. ложка белого вина
- ломтик лимона
- 100г топленого сливочного масла
Для голландского соуса взбейте желтки с белым вином в густую пену. На водяной бане доведите смесь до состояния крема, постоянно помешивая. Снимите с водяной бани и постепенно добавляйте сливочное топленое масло небольшими порциями, постоянно помешивая. Когда крем загустеет, добавьте сок лимона и соль по вкусу.
Отварите спаржу как сказано выше. Выложите на блюду, полив голландским соусом.
Трудно сказать, какое блюдо было у Мане любимым, но то, что в числе его кулинарных фаворитов была бриошь – несомненно. Сладкую булку с кокетливым “помпоном” (парижскую бриошь) Мане рисовал неоднократно. На его натюрмортах бриошь украшена живой розой, что было традиционно для XIX века.
Сдобные сладкие булочки были известны еще с XVI века. Тесто для них готовили особым образом, помещая на ночь в холодное место, чтобы задержать рост. При возвращении в теплое место, оно поднималось необыкновенно быстро и становилось мягким и воздушным. Бриоши часто готовят с фруктами или шоколадной стружкой. Они прекрасное дополнение к чаю. Рецепт булочки бриошь можно найти здесь.
Мане прожил недолгую жизнь. Он умер на 52 году от гангрены, вызванной атаксией – болезнью, вызывающей нарушение координации движений.
Последним крупным полотном, написанным художником, был “Бар в Фоли-Бержер” — произведение поразительной живописной тонкости и необычайной смелости. Трудно поверить, что картина создавалась умирающим человеком.
В центре полотна изображена барменша Сьюзен, погруженная в свои мысли, а в зеркале отражается пространство роскошного сверкающего бара. Художнику удалось передать чувство невероятного одиночества на всеобщем “празднике жизни”.
Мане однажды сказал:
“Каждое произведение должно быть новым созданием духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз” Этому завету он остался верен до конца своих дней.
Источник: http://www.art-eda.info/eduard-mane-kulinarnaya-palitra.html
«Опасная» картина Клода Моне
?
vera_mysina (vera_mysina) wrote, 2014-04-14 20:41:00 vera_mysina vera_mysina 2014-04-14 20:41:00 Category: Когда сознание настоящего художника занято одной единственной мыслью писать только в определённом месте, то остановить его неподвластно никакой земной стихие. Так в октябре 1890 года художник клод Моне писал в своём дневнике: «…Меня всё сильнее захватывает необходимость выразить то, что я испытываю, и я молю Всевышнего, чтобы мне было отпущено ещё немного времени, ибо, по-моему, здесь я могу кое-чего добиться». В начале девяностых годов XIX столетия Клод Моне, покорённый красотой французского местечка Живерни, приобрёл часть луговины размером около 7500 квадратных метров. «Свершилось! Наконец-то, я взялся за серию с различными эффектами; работаю с усердием, но в это время года солнце садится столь внезапно, что угнаться за ним невозможно», — писал в октябре 1890 года художник.Живерни
С помощью небольшого канала, отведённого от своего дома, Клод превратил свой участок в роскошный водный сад, над прекрасным прудом которого был возведён небольшой арочный мостик, такой же, как на цветных японских гравюрах.
работ Моне «Кувшинки, пейзажи воды», была показана на выставке в парижской галерее Дюран-Рюэля в 1909 году. Критика восторженно приняла серию пейзажей с кувшинками, а Ромен Роллан даже написал Моне: «Искусство, подобное Вашему, составляет славу страны и времени». Затем последовали холсты большего формата и опять целая серия пейзажей с мотивами кувшинок и очаровательной природы. Пруд, с лёгкой рябью, окружённый бурно разросшимися ирисами, камышом, плакучими ивами и покрытый большими колониями белых кувшинок, переливающихся на солнце, стал основной темой картин Моне в последние тридцать лет его жизни. Небо в его работах в этот период появлялось лишь в отражении глади воды.
В дневнике Мопассана осталась запись: «Все эти дарованные миру краски пёстрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии.
Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового — тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам всё небо, всё пространство». Иметь работу, написанную рукой знаменитого автора, сегодня найдётся немало желающих. Картинами Моне восторгаются и критики, и коллекционеры, и самые простые люди.
Только вот одна работа известного художника «Водяные лилии» приобрела весьма дурную славу. «Ну, не всем же картинам быть шедеврами!» — Скажете Вы. Но, на самом деле всё обстоит далеко не так…
Водяные лилии
Дело в том, что за картиной «Водяные лилии» тянется длинный шлейф пожаров, а самый первый из которых случился в доме самого Клода Моне.
После того, как художник закончил работать над картиной, в мастерской художника случился пожар, в результате которого она почти полностью сгорела, однако несколько картин, в том числе и «Водяные лилии», удалось спасти. В скором времени на работу нашлись покупатели — хозяева известного кабаре на Монмартре.
Но не прошло и месяца, как они стали погорельцами. Увеселительное заведение сгорело дотла. А вот «лилии» вновь оказались в числе немногих спасённых. Затем картина «погостила» у известного меценатата Парижа Оскара Шмитца.
Оскару с «огненными лилиями» повезло чуть больше – его дом, прежде чем сгореть до основания, «прожил» с картиной в мире почти целый год. Удивительно, но очаг пожара пришелся как раз на то место, где висела картина — рабочий кабинет Оскара. Картина уцелела и на этот раз…
Следующим «домом» «Водяных лилий» стал Нью-Йоркский музей искусств, сгоревший ровно через 4 месяца после «знакомства» с картиной. Только в этот раз… Надеетесь, уж теперь-то она сгорела? 🙂 И да, и нет. Работа очень сильно пострадала, но специалисты из НАСА будут восстанавливать её с помощью специальных нанотехнологий.
Как говорится, один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность, а четыре… мистика? Для того, чтобы это проверить, думаю надо, после того как картину восстановят специалисты из НАСА, разместить её в Белом доме — официальной резиденции президента США… 😉
Источник: https://vera-mysina.livejournal.com/12886.html
Мане и Моне, Эдуард и Клод
- История знакомства и дружбы
- Эдуар Мане Автопортрет с палитрой 1879
- Пьер Огюст Ренуар Портрет Клода Моне 1875
- Два непохожих художника, с похожими фамилиями оказались в одном городе, в одновремя, на одной большой выставке и сначала рассорились, а потом стали близкими друзьями.
- История их знакомства началась как раз с путаницы.
Салон 1865 года стал одним из самых скандальных и эпохальных за все триста лет егосуществования. И виноват в этом был Эдуар Мане. Он искренне рассчитывал на признание,
медаль и славу, отправляя на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия».
Эдуар Мане. Олимпия, 1863
И проходя в день торжественного открытия по Дворцу промышленности, действительно слышалсо всех сторон поздравления и одобрительные отзывы. Но при чем тут, черт возьми,пейзажи! Почему его хвалят за какие-то марины? Мане в бешенстве. Оказывается, какой-товыскочка использовал похожую фамилию, явно для того, чтобы заработать денег на его,
- Мане, славе.
- Эдуар Мане Иисус, терзаемый солдатами (Поругание Христа)1865
- Рядом с его «Олимпией» и «Поруганием Христа» висели два пейзажа никому не известногоКлода Моне, который в этом году дебютировал в Салоне.
- Клод Моне. Устье Сены в Онфлёре, 1865
Причиной скандала в Салоне 1865 года стала «Олимпия» Эдуара Мане. Ее называли самкойгориллы, а ее руку, лежащую на бедре, окрестили отвратительной жабой. Гюстав Курбесравнивал фигуру Олимпии с дамой пик из колоды карт в морге, а критики искренне несоветовали беременным женщинам и юным девушкам смотреть на эту картину.
Если бынескольких крепких охранников не выставили перед полотном, разъяренная публика егобы точно уничтожила. Через несколько дней от греха подальше повесили эту непристойностьповыше, чтоб никто не достал, да и разглядеть было сложно. Так случился одни изсамых яростных скандалов, положивший начало современному искусству..
Абсолютно голая, на кровати, белая, как из морга, рука в неприличной судороге —
Олимпия услышала в свой адрес самые изысканные и вычурные ругательства и сравнения.
А 25-летний Клод Моне отлично усвоил уроки своего главного учителя Эжена Будена, писалобъемные, драматические облака и за границы традиции пока не выламывался. В его сторонуеще благосклонно кивают салонные судьи и критики.
История с фамильной путаницей — хрестоматийная. А научиться отличать художников попринципу «Мане — люди, Моне -пятна» можно хотя бы благодаря интернет-мемам.
Но дажезоркий и продвинутый завсегдатай музейных сайтов, железно запомнивший, кто написал
- «Олимпию», а кто «Мост в Аржантее»,
- Клод Моне Железнодорожный мост в Аржантее1873
- возьмет и растеряется, пытаясь определить, где же «Большой канал в Венеции» Моне,а где «Большой канал в Венеции» Мане.
- Клод Моне Большой канал в Венеции 1908
- Эдуар Мане Большой Канал в Венеции (Голубая Венеция) 1874
- Портрет месье и мадам Огюст Мане 1860
- Клод Моне. Адольф Моне читает в саду (фрагмент), 1866
- ***
Понятно, что ни один порядочный отец (если он сам не художник) не мечтает видетьхудожником своего сына. И в XIX веке все было так же. В этом отцы Клода Моне и
Эдуара Мане были похожи. Мужчина должен заниматься серьезным делом.
«Эдуар станет судьей», — был уверен один. «Клод станет бакалейщиком», — думал другой.8 поколений мужчин в роду Эдуара Мане были судьями и адвокатами, продолжая дело предкови сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия.
Каждый день, в одно и то жевремя, Огюст Мане выходит из дома, застегнутый на все пуговицы, серьезный, вежливыйи сдержанный.
Его младший сын Эдуар демонстрирует просто отвратительные знания по всемдисциплинам, кроме гимнастики и рисунка, повторно остается в пятом классе самогоаристократичного коллежа в Париже и рыдает дома от одного упоминания о карьере адвоката.Его увлекает только рисование и, возможно, немного манит море. Ну, пусть будет Мореходная
школа, только бы не богемная жизнь этих новомодных художников.
Когда судно «Гавр и Гваделупа» с 17-летним Эдуаром отплывает в Бразилию от береговпортового городка Гавр, 9-летний Клод Моне наверняка бродит босиком по берегу морясовсем рядом или наблюдает за отплытием корабля с какого-нибудь холма, где он любитваляться в траве и разглядывать облака. Его отец держит лавку здесь, в Гавре, снабжает продовольствием французский флот.
И Клод, когда вырастет и выучится в коллеже,конечно, возьмет на себя управление семейным бизнесом. Все надежды заботливого отцаидут прахом.В коллеже Клод «с грехом пополам освоил четыре арифметических действия и получил слабоепредставление о грамотном письме». И, не обращая внимания на угрозы отца лишить егокакого бы то ни было содержания, уезжает в Париж учиться живописи.
Две картины
- 28-летнего Эдуара Мане в этом году как раз впервые примут в Салоне.
- ***
Тут легко запутаться. Сегодня отцом импрессионизма, вождем, основателем, королем инеоспоримым лидером многие назовут Клода Моне. У него кувшинки, пленэр, «Впечатление.Восход солнца», соборы в тумане и стога во все времена суток — весь набор
стилеобразующих признаков и личных открытий. Но вначале все было совсем не так.
- Клод Моне Впечатление. Восход солнца 1872
- Эдуард Мане не был импрессионистом, не участвовал ни в одной из выставок Анонимногообщества живописцев, скульпторов и граверов, но именно его газетные критики и судьиСалона пренебрежительно называли «королем импрессионистов», а молодых художников-бунтарей,бросивших вызов официальным салоновским традициям, будущих импрессионистов, «бандой
Мане». Ох, сколько бы он отдал, чтобы избавиться от этого незавидного титула.
- Анри Фантен-Латур Ателье в Батиньоле 1870
Эдуар Мане жил в квартале Батиньоль и часто завтракал в кафе «Гербуа» неподалеку.Поговаривают, любил бифштекс с кресс-салатом и взбитые яйца. Благодаря ему прославилисьи квартал, и кафе.
Мане и всех его юных почитателей (Моне, Базиля, Ренуара) назовутвскоре «батиньольской группой», а в кафе «Гербуа» к Мане начинают присоединятьсяувлеченные идеей нового искусства художники, писатели, журналисты.
Но не для того,чтобы съесть бифштекс, а для того, чтобы разговаривать о судьбах искусства.На картине Фантен-Латура вокруг Мане в его мастерской собрались единомышленники —
- и молодой Моне еще неуверенно выглядывает из-за плеча высокого Базиля.
- Анри Фантен-Латур. Портрет Эдуара Мане, 1867
Жильбер де Северак. Портрет Клода Моне, 1865
- ***
- И дело, конечно, не в том, что Мане был белокурым красавцем с кудрявой шевелюрой,а Монетоже красавцем, но жгучим брюнетом с внешностью темпераментного мачо. Их вообще трудно
- было спутать: говорили, двигались, одевались, гуляли по-разному.
После «Завтрака на траве» и «Олимпии» об Эдуаре Мане всерьез думали как о шуте,которыйнамеренно забавляет публику чрезмерно вызывающими выходками. И скандалом зарабатываетна хлеб.Эмилю Золя пришлось написать длинную защитную статью, в которой он доказывал
читателям, что Мане — светский человек,«безукоризненно любезный и вежливый»:
«Художник признавался мне, что он любит бывать в свете, что он находит тайное наслаждениев благоуханном и ослепительном блеске званых вечеров. К ним влечет его, без сомнения, нетолько любовь к разнообразию и богатству красок, но и та свойственная ему внутренняя
потребность в изяществе и элегантности, которую я стараюсь вскрыть в его произведениях».
О да, Мане — истинный денди. На нем всегда тонкие кожаные перчатки, а в руках — неизменнаятрость. Его умение завязывать и носить галстуки вызывает восхищение. Каждый день онвыходит на особую прогулку, Мане фланирует.
Ольга Вайнштейн, автор книги «Денди: мода,литература, стиль жизни» рассказывает, что принципиально праздные, бесцельные прогулкифланера совсем особый смысл имели для писателя или художника: «Его маршрут сплошь ирядом выясняется только в пути, ибо фланера ведет случайная прихоть.
Городскоепространство — карта его желаний, непрерывная знаковая поверхность, топографическаяразвертка его потока сознания. Он читает карту собственным телом, размечая шагамипунктиры своих произвольных маршрутов».
По внешнему виду, походке, улыбке фланер-художникопределяет типажи прохожих и пытается понять, что собою представляет человек. Прогулка
- без цели превращается в поиск сюжетов и источник вдохновения.
- Эдуар Мане Музыка в саду Тюильри 1862
Еще до «Олимпии» и «Завтрака» на одной из светских прогулок Эдуар Мане задумал дерзость:написать обычных французов, которые гуляют рядом с ним по паркам и городским садам.Картину не примут в Салоне. А Огюст Ренуар только через 14 лет создаст «Бал в Мулен де
- ла Галетт», конечно, под впечатлением от этой картины Мане.
- Пьер Огюст Ренуар Бал в Мулен де ла Галетт 1876
Сын бакалейщика Клод Моне — простоват и не рожден для фланирования. В его городскихпрогулках всегда будет одна большая цель, которая мешает дендистской беззаботности,— он наматывает десятки километров между домами друзей, чтоб занять немного денег.
Но по его внешнему виду никогда не заподозришь, что он уже месяц ест мешок фасоли надвоих с Ренуаром и пишет портреты лавочников по 50 франков за штуку.
Моне умудряетсяносить костюмы из английской шерсти и рубашки с кружевными манжетами, но ему плеватьна моду и нарочито небрежные узлы на галстуках, которые вяжутся у зеркала в течение
нескольких часов. Моне сам законодатель моды, Моне — светский лев.
- Эдуар Мане Улица Монье с флагами 1878
- Клод Моне Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878
- ***
Бесценные музейные сокровища кисти Мане и Моне, раз и навсегда попавшие в историю,часто цитируют — и чтобы различить особенности взгляда на мир двух художников, необязательно заканчивать художественную академию. Но Большой канал в Венеции — неединственный сюжет, в котором легко потерять ориентиры.
Например, во время Всемирнойвыставки в 1878 года в Париже оба художника случайно выглянули каждый в свое в окно.Моне увлекает красочное буйство — он пишет красно-бело-синее праздничное великолепие.
Фланер Мане привык замечать на улицах людей — и этот одноногий, скорее всего, бывшийвояка, медленно идет по праздничной улице, уже не оставляя художнику шансов создатьоднозначно торжественную картину. «Я пишу только то, что вижу», — говорил Мане.
И вэтот день он увидел, что Франция пытается забыть о позорной войне, закончившейся 7 летназад, устраивая масштабные, великолепные действа. И что забыть все равно не получается.
- Потому что по праздничной улице бредет одноногий бывший солдат.
- Эдуард и Клод были друзьями до самой смерти Мане, смотрели из окна на один и тот жеПариж, гуляли по тем же улицами и берегам Сены, и, бывало, играли в художественные
- игры по правилам друг друга.
- Эдуар Мане Завтрак на траве 1863
В Салоне отверженных в 1863 году перед «Завтраком на траве» Мане зрители хохотали дослез и стыдливо перешептывались. «Непристойность», — выпалит император. Моне уже встарости вспоминал, какое впечатление произвела на него эта картина. Переворот,
- свобода, новое искусство, глоток свежего воздуха, сама жизнь.
- Клод Моне. Завтрак на траве, 1865
- Спустя два года, преклоняясь перед талантом Мане, восхищаясь его непреклонностью игением, Клод напишет свой «Завтрак на траве», в знак уважения.
- Эдуар Мане Берег Сены близ Аржантея 1874
- Клод Моне Аржантёй 1875
В 1874 году, после первой выставки импрессионистов, Моне нищенствует и однажды остаетсябез крыши над головой. Эдуар Мане находит другу домик на берегу Сены,в Аржантее, теперь,чтобы попасть друг к другу в гости, им достаточно переплыть реку.
Нет-нет, это ни вкоем случае не победа импрессионистов, просто Мане не может удержаться: эти чистые, светонасыщенные цвета на этюдах Моне, эти тени, полные богатых рефлексов. Так и быть,он поиграет в импрессионизм. И он ставит мольберт прямо у воды, пишет «Аржантей»и«В лодке», пишет Моне в его плавучей мастерской (он Рафаэль воды — восхищается Эдуар).
И все равно не идет с импрессионистами до конца: никогда он не отдастся чистозрительному восторгу, свет — слишком простой сюжет для картины, а импрессионистская
- незаконченность не дает Мане покоя.
Эдуар Мане. 1875. Фотограф — Феликс Надар
Клод Моне. 1914. Фотограф — Саша Гитри.
***
Моне-Мане — это история долгой дружбы, которая держалась на огромном взаимном уважениии… на деньгах. В самые сложные и отчаянные дни Моне шлет Эдуару письма: то, что выодолжили мне на прошлой неделе, уже закончилось, займите хотя бы франков 30, это меняспасет. И Мане никогда не отказывает, из года в год вкладывая в ответное письмо то 30,то 100 франков.
Когда он узнает о тяжелой болезни Камиллы Моне, первой жены художника,то просто спишет все многолетние долги.Через 6 лет после смерти Эдуара Мане в Париже появится американский коллекционер,который изъявит желание купить «Олимпию» за 20 тыс. франков.
Тогда Моне на полгодазабрасывает кисти и становится бухгалтером и пиар-специалистом — он организовывает
- сбор денег для выкупа картины и передачи ее в дар Франции.
Фото с сайта www.sothebys.com
В 2011 году на аукционе Sothebys за 134 тыс. долларов были проданы пять документов,написанных рукой Клода Моне.
Один из документов — список взносов, собранных для выкупакартины «Олимпия» — имена всех 34 жертвователей, среди которых Малларме,Мирбо, Сарджент,Кайботт, Дюран-Рюэль.
Стоимость этого аукционного лота приблизительно равна той сумме,которую Моне удалось насобирать за 8 месяцев титанической бумажной работы и за которуюбыла выкуплена в конце концов «Олимпия».Конечно, дружба Моне и Мане сложилась совсем не от созвучности фамилий, но кажется,
это то самое «совпадение, которое позволяет Богу сохранять инкогнито».
Анна СидельниковаИсточник: artchive.ru
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1578544.html
Семейная идиллия. Сочинение по картине Эдуарда Мане
Эдуард Мане «Семья Моне в их саду в Аржантее», 1874 год.
Эдуард Мане – ещё один выдающийся художник-импрессионист, был близким другом другого живописца в этом направлении – Клода Моне.
Можно утверждать, что именно Клод Моне вдохновил своего товарища на рисование живой природы, на изображение мимолётного и ускользающего, используя знакомую технику большого экспрессивного мазка.
Нередко они вместе ходили на пленэр и рисовали окружающие их объекты в естественных условиях, много практиковались в своём искусстве на свежем воздухе и достигли в своих пейзажах того понимания природы, которое стало общедоступным и близким для большинства людей спустя некоторое время.
На картине «Семья Моне в их саду» Эдуард Мане изобразил семью художника: жену Камиллу Моне, маленького сына Жана и собственно Клода Моне, работающего в своём цветущем садике.
Здесь Мане проявил себя, как художник-импрессионист, наилучшим образом: при всей «обобщённости» техники, он сумел передать атмосферу, царившую в тот момент в саду у художника.
Мане не прописывает скрупулёзно все детали, тем не менее, картина достаточно конкретна.
Семья Моне в их саду в Аржантее
Мы видим перед собой семейную идиллию, которая находится в гармонии с окружающей природой. Центральное место в картине отведено женщине и мальчику, которые удобно расположились под раскидистым деревом.
Они нарисованы весьма схематично, тем не менее, зритель может выделить и описать даже самые мелкие черты их одеяний и лиц.
И это при всём том, что художник не отступает от основной техники – изображения всего посредством большого мазка, не даёт детализированной картинки всего изображаемого.
Клод Моне, находящийся немного поодаль от своей семьи, также выполнен в этой манере.
Это может поразить даже самого искушённого ценителя изобразительного искусства – всего несколько мазков способны передать позу, дать точное представление об одежде человека и его роде деятельности.
Представители животного мира дополняют созданную импрессионистом картину, дав зрителю ощущение реально существующего времени.
Задний план написан так же, как и передний план, но не выделяется из общего настроения, служит естественным фоном для главных действующих лиц. В нём мы можем различить деревья, яркие алые цветы и другую зелёнеющую растительность.
В картине присутствует несколько ярких пятен – среди них цветы, петух, красный веер в руках женщины, но в основном преобладают различные оттенки зелёного цвета.
Также можно сказать, что на данном полотне доминируют мягкие, «молочные» краски, хотя, несомненно, картина при первом взгляде кажется сочной и красочной.
Творчество художников-импрессионистов в течение долгого времени оставалось за гранью понимания людей и не находило должного отклика в профессиональной среде. Но по прошествии времени их полотна не просто начали высоко цениться – они стали образцами новаторского направления в искусстве, примерами свежего, оригинального изображения действительности.
Автор сочинения: Анна Дорофеева
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/semejnaya-idilliya-sochinenie-po-kartine-eduarda-mane.html
Эдуард Мане – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа.
В работах конца 1850-х — начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” — оба 1863, Музей дОрсэ).
В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей дОрсэ, Париж — оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей дОрсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне).
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире — в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа.
В работах конца 1850-х — начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” — оба 1863, Музей дОрсэ).
В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей дОрсэ, Париж — оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей дОрсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне).
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире — в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/17.html
“Сливы” Эдуарда Мане и загадочное убийство
Эдуард Мане. Сливы.1880 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США.
Хочу рассказать об одной картине Эдуарда Мане “Сливы”. Что может быть интересного в каких-то сливах, спросите вы. Однако этот натюрморт был свидетелем невероятных событий в жизни своих владельцев и даже одного убийства.
Эдуард Мане больше известен как портретист. Однако его кисти принадлежит довольно много вот таких натюрмортов: небольших по размеру, с одним или несколькими объектами (парой яблок, одной дыней или булочкой бриошь) на тёмном однородном фоне. Я уже задавалась вопросом, почему Мане их создавал особенно под конец своей жизни, в посте “Зачем Мане написал натюрморт со стеблем спаржи”.
Утеряные “Сливы” Эдуарда Мане
Так же просто, без лишних деталей Мане изобразил и свои сливы. Но перед вами натюрморт, нарисованный повторно в 1880 году. Впервые же он их нарисовал в 60х годах 19 века и подарил своему другу Эдгару Дега.
Однако через некоторое время друзья поссорились из-за неблаговидного поступка Мане. Дега подарил ему картину “Портрет Эдуарда Мане с женой”, а вскоре обнаружил, что герой картины оторвал треть полотна. Об этом интересном случае я писала в статье “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Конечно, Дега был очень расстроен и в сердцах отправил своему другу его подарок “Сливы”, мол, раз вы так поступаете с моими картинами, то ваши мне тоже не нужны.
Когда друзья помирились, Дега, конечно, пожалел о том, что вернул картину “Сливы”. Он попросил её у Мане обратно. Но было поздно – художник видимо также на эмоциях, не подумав её быстро продал.
В результате картина была утеряна. Возможно, этого бы не случилось, если бы картина осталась у Дега. Ведь известно, что он был страстным поклонником таланта Мане и коллекционировал его картины. О том, какие картины Эдуарда Мане принадлежали Дега, я также писала в посте “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Видимо, картина была утеряна ещё при жизни Мане. Иначе как объяснить то, что Мане решил написать в 1880 году её копию, которая и сохранилась до наших дней.
“Сливы” Эдуарда Мане и Выстрел века
Сейчас “Сливы” 1880 года создания находятся в музее Хьюстона, штат Техас. Примечательно, что музею картину подарила Энн Вудворд (Ann Woodward) в 1974 г.
Сальвадор Дали. Портрет миссис Вудворд (Woodward). 1953 г. Мурохаши музей современного искусства, Фукусима, Япония.
Скорее всего, картина досталась ей в наследство от покойного мужа, представителя благородного и состоятельного семейства. Энн Вудворд была до замужества танцовщицей в ночном клубе и начинающей актрисой. Уже будучи в браке, вела активную светскую жизнь.
Но больше всего миссис Вудворд печально известна тем, что убила своего мужа Уильяма Вудворда в 1955 году. Она застрелила его из охотничьего ружья, приняв его по ошибке в темноте за грабителя.
Газеты назвали это происшествие Выстрелом века. А высший свет тут же отверг миссис Вудворд, не веря в случайность убийства. Поговаривали, что мистер Вудворд хотел развестись с ней. Якобы Энн так не хотела лишиться денег мужа, что была готова на все, вплоть до убийства.
Однако убийство было признано судом непреднамеренным, так как Энн смогла пройти проверку детектором лжи. Также был задержан человек, который признался, что действительно пытался залезть в дом Вудвордов с целью ограбления в тот роковой день. Но общество было непреклонно – родилась даже версия, что этого несостоявшегося грабителя подговорили адвокаты семейства Вудвордов, чтобы замять скандал.
Энн провела остаток жизни, путешествуя и крутя романы с мужчинами моложе себя. Будучи склонной к депрессиям, её подкосило очередное обвинение в преднамеренности убийства.
На этот раз со стороны знаменитого писателя Трумена Капоте, который в своём романе “Отвеченные молитвы” представил Энн Вудворд как циничного убийцу, ловко обманувшего правосудие и избежавшего наказания.
В 1975 году Энн Вудворд покончила жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.
История этой семьи ещё печальна тем, что оба сына супругов Вудвордов также ушли из жизни, совершив самоубийства. Один из них выбросился из окна в 1978 году, будучи зависимым от героина. Второй под гнётом неразрешенных личных проблем после развода с женой также выбросился из окна в 1999 году.
***
Картины иногда интересны не только сами по себе, но и благодаря своим владельцам. Хотя даже если бы “Сливы” не принадлежали семейству Вудворд, она все равно являлась бы ещё одним маленьким шедевром импрессиониста Мане, таким притягательным в своей простоте.
Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/slivy-eduard-mane/