Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!
Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Про барокко уже писалось ранее, по этому сегодня больше про рококо и его существенные отличия.
Барокко (уже рассматривался ранее)— стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.
Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.
Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.
Рококо — стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.
Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.
Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п.
различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей («мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись).
Первые памятники рококо — интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (на илл., не сохранился)
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Отбросив холодную парадность, строгую симметричность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.
Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков.
Архитектура рококо
- Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.
- Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.
- Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.
- Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.
- Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью.
Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу — узорный паркет и ковры-гобелены.
Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники.
Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.
Франсуа Буше. «Завтрак» (1739)
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые.
В тематике преобладают пасторали,буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Антуан Ватто. «Отплытие на остров Цитеру» (1721)
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.
Франсуа Буше. «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» (1757)Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала» (ок. 1730)
В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Джамбаттиста Тьеполо. Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции.Никола Ланкре. «Танцующая Камарго» (ок. 1730)
Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы.
Пьетро Лонги «Визит в библиотеку»
В эпоху Барокко всё подчиняется этикету. Характерна пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки); подчеркивание значительности и зрелости; вычурность и неестественность внешнего вида.
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователи даже называют XVIII век — «веком женщин»).
Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо.
Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».
Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.
Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу.
В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.
Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой.
Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати.
Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.
Источник: https://medium.com/eggheado-art/-9c2ed3400e59
XVIII столетие и скульптура рококо
Среди выдающихся европейских скульпторов и архитекторов на изломе века был Андреас Шлютер (около 1660-1714), который был родом из Данцига (ныне Гданьска). Искусству скульптора он обучался у Кристофа Саповия, в архитектуре же он был самоучкой.
В период между 1681 и 1694 годами он был занят в многочисленных проектах в Варшаве, но в 1694 году обосновался в Берлине и стал придворным скульптором курфюрста Бранденбурга. Свои основные скульптурные и архитектурные работы мастер выполнил в Берлине.
В 1707 году он был отстранен от должности придворного архитектора и уехал из Берлина в Санкт-Петербург по приглашению русского царя. Он умер там в 1714 году.
Самой знаменитой скульптурной работой Шлютера является монументальная конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма I
в Берлине (см. с. 337). Она была не только одной из самых знаменитых конных статуй барокко, но и первым в Германии конным памятником под открытым небом. Царственная поза курфюрста, который своей силой сдерживает энергию коня, прибавила славы правителю, олицетворявшему политическую силу и власть Бранденбурга.
Монумент первоначально был воздвигнут на оси главной городской магистрали на Длинном мосту, перспектива которой вела к Королевским воротам дворца в Берлине.
У подножья ее изображены четыре раба, символизирующие различные темпераменты, которые были выполнены в традиции позднего Ренессанса другими скульпторами.
Бальтазар Пермозер (1651-1732) из Химгау в течение четырнадцати лет (с 1675 по 1689) жил и работал в Италии, прежде чем стал придворным скульптором Дрезденского двора. В начале своего творческого пути он работал в Венеции, Риме и Флоренции.
На его творчество определяющее влияние оказал Бернини, однако многие скульптурные произведения Пермозера несут на себе элементы ренессансной строгости. В Дрездене при дворе курфюрста Иоганна Георга III он создал множество парковых скульптур, а также работал в области мелкой пластики, вырезая фигурки из слоновой кости.
Среди главных обязанностей скульптора было украшение Цвингера, и здесь он мог применить на родной почве приемы итальянских мастеров. Его последней замечательной работой был «Апофеоз принца Евгения» (см. справа), изображающий правителя, который избавил Европу от нашествия турок в 1697 году.
В полном вооружении, военачальник изображен поставившим правую ногу на поверженного турка. Принц Евгений в львиной шкуре и с палицей напоминает Геракла. Гений держит над его головой солнце славы, а Молва трубит о его доблести.
За фасадом великолепия барочного апофеоза Пермозер, тем не менее, сумел уловить и некоторые индивидуальные характеристики Евгения Савойского. В этом отношении творческая манера скульптора явно отличается от репрезентативного характера изображения в работах, например, Шлютера.
В Мюнстере (Вестфалия) работала на протяжении жизни нескольких поколений другая династия скульпторов.
В произведениях отца Иоганна Мауритца Грёнингера (1650-1707) — который обучался у Арта Квеллина в Антверпене и служил придворным скульптором в Мюнхене — и его сына Иоганна Вильгельма Грёнингера пышность итальянизирующего барокко стала значительно менее заметна, возможно, благодаря обучению отца во Фландрии (см. слева).
Братья Космас Дамиан Азам (1686-1739) и Эгид Квирин Азам (1692-1750) прошли первоначальное обучение у их отца Ганса Георга Азама, прежде чем отправиться для дальнейшего обучения в Рим (1712—1714).
Если Космас занимался в основном росписью плафонов и сводов, то Эгид по большей части был скульптором и мастером художественной лепнины, при этом и первый, и второй выступали и как архитекторы.
Они удачно дополняли друг друга и работали совместно над многими проектами. На скульптурные работы
Бальтазар Пермозер Апофеоз принца Евгения, 1718-1721 Мрамор, высота 230 см Австрийская галерея, Вена
Святой Георгий, побеждающий змея, 1721 Гипс, золото и серебро. Церковь бенедиктинского аббатства, Вельтенбург
Эгид Квирин Азам
Успение Богородицы, 1723. Гипс, вставки золота. Церковь аббатства августинцев Pop (Бавария)
340
Иоганн Пауль Эгелль Снятие со креста, около 1740-1750 Липа, высота 45 см, ширина 28 см Либигхаус, Франкфурт
Иоганн Франц Шванталер Св. Маргарита, около 1750. Дерево, роспись, позолота. Приходская церковь, Виппенхам близ Рида
- Георг Рафаэль Доннер Фонтан у Нового рынка, 1737—1739 Свинец, высота 337 см. Австрийская галерея, Вена
- Река Марх в образе юной девушки (внизу слева)
- Река Эннс в образе старика (внизу справа)
Эгида сильнейшее влияние оказал Бернини; в собственном творчестве он объединил римские мотивы с местными элементами и создал стилистическую манеру, которая стала основой развития рококо в Южной Германии.
Их первой масштабной работой стало внутреннее оформление бенедиктинской церкви святых Георгия и Мартина в Вельтенбурге, для которой Эгид создал «Святого Георгия, побеждающего змея» в гипсе, покрытого серебром и золотом (см. с. 340). В «Успении Девы» над алтарем монастырской церкви в Pope (см. с.
341) декорация алтаря в стиле позднего барокко превратилась в театральную сцену, связывающую архитектуру и «парящую» скульптуру; отчаянно жестикулирующие ученики, участвующие в сцене внизу, представляют только одну часть общего иллюзионистического действа (см. фронтиспис).
Неповторимым зданием является и церковь святого Иоанна Непомука на Зендлингерштрас- се в Мюнхене, известная как «церковь Азам». Она была воздвигнута на собственные средства архитекторов, и это определило то, что здесь они не были зависимы от вкусов и мнений заказчиков в отношении внутреннего убранства (см. с. 234).
Иоганн Франц Шванталер (1683-1762) был самым младшим сыном Томаса Шванталера (см. с. 332); в своих произведениях Иоганн стремился сохранить художественные принципы отца. Получив по наследству его мастерскую в 1710 году, скульптор вскоре оказался под тяжелым бременем долгов, которые не смогла устранить и последовавшая затем женитьба.
Под постоянным финансовым давлением Шванталер неуклонно продвигался вперед в своем творчестве и заслужил репутацию выдающегося мастера. Он оставил множество работ. Постепенно мастер преобразовал современную ему стилистическую манеру, создавая более лиричные по сравнению с работами отца, поражающие глубиной произведения (см. внизу).
Иоганн Пауль Эгелль обучался у Бальтазара Пермозера (1691-1752) и по возвращении в свой родной город Маннгейм около 1720 года стал придворным скульптором курфюрста; он работал над убранством дворца Шветцинг и его парка. Небольшое произведение «Снятие со креста» (см.
вверху) обнаруживает богатые способности мастера в различных аспектах художественной деятельности: скульптора, мастера по лепнине, резчика по слоновой кости и художника-графика.
Это одна работа из целой серии небольших деревянных рельефов, задуманных как образы для поклонения, указывающих на очевидную органическую связь между присутствующими в них графическими и живописными элементами формы и скульптуры — особенность, которая заставила Клауса Ланкхайта определить их как «живопись из липы».
Художественное очарование кроется здесь в напряженности между плоской поверхностью, которая служит простой основой для рисунка, и головами мужчин, выполненными в технике горельефа или даже в виде объемных изображений.
Георг Рафаэль Доннер (1693—1741) принадлежит к выдающимся скульпторам австрийского барокко. За время своей творческой деятельности он прошел много стадий, посетил Дрезден и Италию. Его
Георг Рафаэль Доннер Пьета, 1740-1741. Свинец, высота 220 см, ширина 280 см Гурк, Кафедральный собор
Иоганн Йозеф Кристиан Пророк Иезекииль, 1752-1756. Гипс, натуральная величина. Церковь бенедиктинского аббатства Цвифальген
Йозеф Антон Фойхтмайр Св. Иоаким, 1749 Гипс, натуральная величина Паломническая церковь, Бирнау
Иоганн Баптист Штрауб Св. Варвара, около 1762. Дерево белая краска и позолота Монастырская церковь, Этталь
излюбленным материалом была бронза и другие металлы. Самой известной его работой был фонтан на Новом рынке (см. справа), созданный в период между 1737 и 1739 годами по заказу города Вены, этот проект создал ему славу скульптора мирового уровня.
Бронзовая фигура Провидения изображена сидящей у основания фонтана в окружении путти, здесь они представляют аллегории человеческих качеств, а не божественного провидения. По четырем концам изображены четыре фигуры в образах юности и зрелости, девушки и женщины, которые символизируют четыре главных притока Дуная — Траун и Эннс, Марх и Иббс.
Дунай представлен не фигурой, а самой водой фонтана. Среди поздних работ Доннера — «Пьета» в Кафедральном соборе в Гурке (см. слева), которая изображает внутреннее отчаяние Богоматери, сидящей в глубокой скорби над телом Христа в окружении ангелов. Трудно дать определение творческого почерка Доннера.
Его искусство развивается в направлении стилистики рококо, избегая сильного барочного пафоса и обнаруживая присутствие классических элементов, которые опережают свое время.
Источник: https://architecturallife.com/xviii-stoletie-i-skulptura-rokoko/
Что такое Рококо
Рококо — это стиль в дизайне интерьера, архитектуры, живописи, скульптуры, а также декоративного искусства. Зародился он в начале 18 века, в Париже, очень быстро распространился по всей Франции, а дальше и в других странах. Особенно этот стиль полюбили в Австрии и Германии.
Слово «рококо» произошло от французского слова rocaille, которое обозначало наскальное произведение искусства, выполненное ракушками. Они использовались для украшения искусственных гротов.
Главные характеристики стиля рококо
Церковь Сан Франсиску де Ассис в Оуру Прету (Бразилия),
живописец Мануэль да Коста Атаиде (1804)
Рококо характеризуется лёгкостью, элегантностью, обильным использованием изгибов и естественных форм в орнаменте. Главная палитра стиля состояла из светлых тонов — золотой, белый, серебристо-голубоватый и пастельные оттенки голубого, зелёного, жёлтого, а также розового. Для фонов использовали пастельные тона: кремовые или белые, зелёные, розовые и т. д.
- Рококо свойственно обилие динамичных асимметричных форм и деталей, орнамент в виде цветов, китайские мотивы и с каким-нибудь золотым элементом.
- В декоративно-прикладном искусстве присутствовало причудливое изящество отделки и повторение неординарных тем китайского искусства.
- В скульптуре и живописи характерны мифологические, эротические, а также пасторальные сюжеты.
- Легкомыслие, игривость, эротичность и причудливые завитушки в архитектуре и литературе, живописи и скульптуре, интерьере и не только пленили сердца аристократии.
Рококо и барокко
Легкомысленность рококо заменила громоздкость барокко. Однако стиль рококо превратился одновременно и развитием барокко и его такой тогда необходимой эстетической противоположностью.
Рококо и барочный стиль оба любят завершённость форм. Но если барокко не может существовать без грандиозной торжественности, то рококо всё-таки ставит превыше всего изящность, грацию и невесомость.
Рококо свойственно множество белых деталей, светлые тона, равно как и розовые, голубые, зелёные. В то время как барочному декору присущи намного более тёмные оттенки, тяжёлая, роскошная, но и громоздкая позолота.
У рококо, главным образом, орнаментальная тенденция. Термин произошёл от сочетания «барокко» и «рокайль».
Рокайль
Это витиеватая декоративная отделка гротов и фонтанов камешками, кораллами и ракушками.
Рококо в архитектуре
Церковь в Фирценхайлигене, Архитектор Нёйман
Архитектор Нёйман в своём творении — церкви в Фирценхайлигене (1743–1772 гг.), сочетал объёмную структуру, помпезность барокко, которая блистательно гармонирует с типичным рококо, грациозным скульптурным внутренним интерьером. Таким образом, создаётся эффект лёгкости, но вместе с тем волшебной роскоши.
Архитектурные строения в стиле рококо, которые распространялись в других европейских странах, зачастую выглядели как местная разновидность позднего барокко и воздвигались они такими архитекторами как Георг фон Кнобельсдорф (фридерицианский рококо) или Иоганн Бальтазар Нейман (барокко и рококо).
Стиль рококо в интерьере
Живопись, конечно напрямую связана с интерьером. И рококо нашло своё развитие в декоративных и в станковых камерных формах. Художники расписывали пастушеские сцены (пасторальный жанр), жизнь аристократов и идеализированные портреты людей в образе мифологических героев.
Творчество их рождалось росписью плафонов и наддверных витражей (дессюдепорт). На стенах, на гобеленах (шпалеры) присутствовали преимущественно пейзажи, современные и мифологические светские темы. Образ человека терял самостоятельность и превращался в деталь украшения интерьера.
Вместе с процветанием живописи рококо укреплялась и значимость реалистического направления: достигли процветания натюрморт, пейзаж, портрет и бытовой жанр.
Художникам было характерно умение создавать свои произведения неотделимыми живописными пятнами. Общей грации они добивались использованием светлой палитры, отдавая своё предпочтение блёклым, золотистым тонам, серебристо-голубоватым, а также розовым.
Лепной или резной узор, замысловатая асимметрия, витиеватые завитки внутреннего убранства, составляли контраст со строением, которое внешне выглядело довольно серьёзно. Примером этому можно назвать небольшой дворец Малый Трианон, что находится в Версале, был построен архитектором по имени Анж-Жак Габриэль, по приказу Людовика XV для маркизы де Помпадур.
Малый Трианон в Версале, архитектор Анж-Жак Габриэль
В Англии рококо вдохновил больше прикладные искусства. Например, инкрустацию мебели, изготовление и обработку серебряных изделий. Рококо оказало некоторое влияние на творчество мастеров, таких как художник Уильям Хогарт и живописец Томас Гейнсборо.
Рокайльному декоративно-прикладному искусству характерна своенравная изысканность отделки и подражание диковинным темам китайского искусства.
Рококо в искусстве
Cкульптуре, живописи и графике свойственны пасторальные, эротические и эротико-мифологические мотивы.
Рококо в живописи
Первый заметный художник и один из основоположников стиля рококо был живописец Антуан Ватто, который дал наиболее идеальное олицетворение основам этого стиля.
Ближайшие последователи Ватто, кто превратил его творческий почерк в утончённое повальное увлечение, стали художники Пьер-Антуан Кийар, Никола Ланкре и Жан-Батист Патер. После Антуана Ватто стиль развивался уже от кисти таких художников, как Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Джованни Пеллегрини, Никола Ланкре.
Картина «Закат солнца», художник Франсуа Буше, 1752 г.
Живопись этого стиля имела в основном декоративную направленность, а также была полна тонкими переливами цвета и в тоже время была немного неяркой по колориту.
Искусство Буше диктовало правила огромному количеству художников, таких как братья ван Лоо, Шарль-Жозеф Натуар. Также оно оказало воздействие и на творчество Элизабет Виже-Лебрен и других мастеров. Это влияние длилось до самой Великой французской революции 1789 года.
Среди заметных мастеров рококо были самые разные художники, которые работали в самых разных жанрах живописи: Морис Кантен де Латур, Луи-Мишель ван Лоо, Жан-Марк Натье, Жан-Батист Перронно, Франсуа-Юбер Друэ и другие.
Последним значимым живописцем стиля рококо стал Жан-Оноре Фрагонар. Этот пейзажист, портретист и гравёр, также как и Антуан Ватто, не вписывался в рамки лишь «модного стиля».
Рококо в скульптуре
«Интоксикация вином» («The Intoxication of Wine»), скульптор Клод Мишель (Клодион), 1780–1790 гг.
Во Франции скульптура в стиле рококо, по сравнению с живописью, не такая грандиозная и оригинальная. В искусстве рококо больше были распространены портретные бюсты, скульптурные группы или статуи купальщиц и амуров.
Самые знаменитые скульпторы рококо: Жан-Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Клод Мишель (Клодион).
Фальконе считается одним из самых ярких представителей этого стиля в скульптуре Франции. Однако его творчество состояло больше из статуй, рассчитанных для декорирования интерьеров и бюстов, среди которых были и статуи из терракоты.
В других европейских странах в создании скульптур рококо тоже первенствовали рассчитанные для декорирования интерьеров рельефы и статуи, небольшого размера статуэтки, в частности из терракоты и фарфора .
Например, немецкий скульптор, мастер мейсенской фарфоровой скульптуры Иоганн Иоахим Кендлер.
Стиль рококо в литературе
Уже в XIX веке слово «рококо» использовали как синоним чего-то отжившего и несовременного:
“Признаюсь в рококо моего вкуса…”
Александр Сергеевич Пушкин
Искусство будто отвергало всю серьёзность и самозабвенно бросалось к «безделушкам». Поэты стали украшать грациозными стихотворными узорами свои творения.
Супружеская любовь, такая громоздкая и принудительная, естественно, отталкивалась. Любовь превратилась в беззаботное развлечение, мимолётную прихоть.
Прекрасно показал нравственное настроение рококо поэт Эварист Дезире де Форж Парни:
- “Давайте петь и веселиться,
- Давайте жизнию играть,
- Пусть чернь слепая суетится:
- Не нам безумной подражать.”
Естественно, в то время рококо двигалось в сторону господствующего класса — дворянства.
Легкомысленные, игривые стихи, поэмы в эротической манере, картины Франсуа Буше и замысловатые архитектурные завитушки забавляли сердца современной аристократии. Однако их просветители отталкивали это искусство как что-то лишь развлекательное и даже порочное.
Французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро в своей книге «Салоны» строго критиковал популярного тогда художника Франсуа Буше за его эротические творения («Туалет Венеры», «Купанье Дианы» и другие).
Пьер де Мариво, французский драматург и прозаик, был важен для того времени. Писатель стиля рококо (также чувствовались в его творчестве некие нотки просветительского классицизма, чувствительности и сентиментализма) показывает себя как тонкий психолог и жанровый экспериментатор.
В написании романа «Жизнь Марианны» Мариво пользуется приёмами мемуаров и романов-псевдомемуаров, которые были популярны в начале века. Его героиня обращается к своей подруге, и этим писатель создаёт тонкое и психологически достоверное повествование истории её жизни, от лица самой героини.
- Появилась особая манера изложения, которая получила название «мариводаж», воспроизводит светскую устную болтовню, также замедляет движение сюжета, заостряя внимание читателя на различных оттенках психологии героев.
- Тем самым существенно переосмысливаются «романические» клише, входящие в историю Марианны (нападение разбойников, ребёнок-найдёныш, «верный» любовник, «коварный» соблазнитель).
- Искусство Мариво повлияло и на его современников (Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн, Пьер Шодерло де Лакло), и на писателей следующих поколений (Альфред де Мюссе, Александр Сергеевич Пушкин).
Мода в стиле рококо
В том же 18-м веке, когда на смену одежды в стиле помпезного барокко пришли не менее великолепные, но более спокойные наряды. В цветовой гамме нарядов присутствовало то же самое «спокойствие».
Стиль рококо в гардеробе — это обычно предметы сдержанных, пастельных тонов.
Одежда рококо лёгкая и элегантная. Это шикарный дворцовый стиль, женственность и элегантность, со своими особенностями:
Идеальная талия
Тонкая талия издавна была эталоном красоты, однако не каждая дама могла такой похвастаться. В таких случаях у женщин эпохи рококо был свой маленький трюк — корсет!
Ведь непрерывное использование корсета являлось причиной не только дискомфортных ощущений, но и сильно деформировало скелет.
Перчатки, веер и чулки
Веер был украшен по-разному: кружевом, бахромой или же рюшами, и считался факультативным атрибутом всего образа. А обязательными предметами наряда стиля рококо были перчатки, сшитые из светлого шёлка и чулки.
Цветы
Сначала шёлком вышивали искусственные цветы. Наравне с ними причёски и платья дам были декорированы настоящими цветами. Со временем дам начали украшать и ювелирные изделия в виде цветов или разные диадемы в виде букетов, созданных с применением драгоценных камней и металлов.
Платья и юбки
К пышным рококо платьям одевали ещё и не менее пышные юбки. Они, также как и платья, были декорированы всеми характерными для рококо элементами: цветами, рюшами, бантами и лентами. А обручи в платье пришли во второй половине 18-го века. С ними юбка начала принимать овальную форму вместо привычной круглой.
Искажение фигуры
Для рококо характерно некоторое искажение естественности фигуры. Это видно по затянутой в корсет тонкой талии, субтильным плечам, круглому лицу и резкому переходу от тонкой талии к широким бёдрам (от пышной юбки).
Цвета
Основные цвета гардероба рококо были бледных тонов: светло-жёлтый, нежно-розовый или бледно-голубой.
Асимметрия
Асимметрия была типична для мужчин и женщин и присутствовала в предметах гардероба, в причёсках или аксессуарах.
Нижнее бельё
Нижнее бельё той эпохи делалось очень роскошным. Платье того времени позволяло белью «виднеться» из-под одеяния, из-за этого вышито оно было роскошно: золото и серебро, шёлк, кружева… А лиф был вытянутой треугольной формы.
Рукава
Сам рукав отличался сужением в локте, их также щедро украшали лентами и кружевом.
Рококо в России
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне город Пушкин, Санкт-Петербург),
Бартоломео Франческо Растрелли, 1752–1756 годы
Рококо в России стало входить в моду, главным образом, в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). Европейское воспитание императрицы способствовало внедрению в России французского влияния. Уже потом, во время царствования Екатерины Великой, мода на рококо получила своё развитие.
Когда Елизавета Петровна пришла к власти, в середине 18 века, началось строительство в Петербурге, Петергофе и Царском Селе, под руководством графа Бартоломео Франческо Растрелли (русский архитектор итальянского происхождения).
В России направление рококо проявлялось главным образом в отделке интерьеров дворцов. Самые знаменитые архитекторы были граф Бартоломео Франческо Растрелли, Дмитрий Васильевич Ухтомский и Савва Иванович Чевакинский.
Также рококо было заметно в лепном декоре строений и в декоративно-прикладном искусстве (например, резьба по дереву, мебель, серебряные, фарфоровые и ювелирные изделия).
Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/rokoko/
Рококо
Декоративная Рококо — это архитектурный и декоративный стиль, который получил развитие во Французской архитектуре 1730 г. и оттуда распространился по всей Европе охватив также скульптуру и живопись. Его название возникло от шутливого изменения французского термина rocaille («искусственная скала»), применявшегося в садово-парковом искусстве.
Характеризуется тенденцией к отказу от архитектонической формы с вуалированием ее прихотливой и легкой «игрой» стукковой лепнины, золоченых карнизов, фестонов, причудливо переплетающихся волют.
С одной стороны, рококо противостоял весомому пластицизму барокко, с другой — выступает его непосредственным преемником, выделяя из него динамику ритма, трактованного грациозно и напыщенно.
Резко отвергаемый представителями классицизирующих и позднебарочных тенденций, этот стиль рассматривался в негативном ключе на протяжении всего XVIII в.
Стиль рококо был художественным выражением космополитически настроенной аристократий на исходе ее исторической роли: осознание упадка культуры маскировалось уходом от реальности и созданием иллюзорного мира, расположенного в царстве вечной молодости и непринужденного веселья.
Эстетическая революция рококо осуществилась в гармоничной взаимосвязи всех элементов оформления, в котором участвовали на равных все виды искусства (и «малые» ценились не ниже традиционных «высоких»), направленные на создание среды, где архитектура и декоративное оформление активно взаимодействовали между собой.
Развитие и распространение Рококо
Сколь бы запутанными ни были исторические условия последних лет XVII в., обстоятельством, послужившим толчком к сложению стиля рококо, был перенос места пребывания королевского двора из Версаля в Париж в 1715 г., после смерти Людовика XIV.
Это перемещение вынудило знать заняться переоборудованием своих дворцов в столице, куда владельцы в течение долгого времени наведывались лишь изредка.
В качестве лекарства от недовольства тесными помещениями быстро устоялся вкус на светлые стены, «расширяемые» зеркалами и легкой стукковой лепниной, на мебель небольших размеров и ткани пастельных тонов, на картины, тоже решенные в светлом колорите, и на скульптуру мелких форм и фривольных сюжетов.
Рококо во Франции
Во Франции в наружной отделке зданий, сохранявших классические формы, рококо нашло сравнительно малое применение. Французское рококо достигло непревзойденной высоты в изысканности и неповторимости декора и оформления внутренних пространств.
Франсуа Антуан Вассе (1681—1736) и Жиль Мари Оппернорд (1672—1742), крупные мастера стиля Регентства, а позже Никола Пино (1684-1754), Жюст Орель Мейссонье (1695—1750), Франсуа Буше (1703—1770), Франсуа де Кювийе (1695-1768) представляют своим творчеством кульминационный период в формировании стиля рококо.
Декоративное оформление интерьеров
Особое место занимает творчество Жана Антуана Ватто (1684-1721), глубоко переработавшего опыт фламандской и голландской живописи, писавшего картины со сценами из жизни солдат, затем на галантные и театральные сюжеты (Жиль, 1717, Лувр, Париж; Суд Париса, 1720, там же; Вывеска Жерсена, 1720, Шарлоттенбург, Берлин).
К более позднему поколению принадлежит Жан Оноре Фрагонар (1732—1806), с большим разнообразием интерпретировавший культуру рококо в своих картинах как историко-мифологического характера (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж), так и, в основном, эротико-галантного жанра (Качели, 1767; Похищенная рубашка).
Жан Оноре Фрагонар — Качели 1767г.
В 1730—1740-е гг.
французские художники и мастера художественного ремесла находили быстрый путь ко всем европейским дворам, дав старт такому явлению, как интернационализация художественной культуры, что прежде всего и отличает культуру второй половины XVIII в. Апогеем этого процесса можно считать появление такой фигуры, как странствующий художник, деятельность которых и повлияла в первую очередь на развитие художественного ремесла по общеевропейским канонам.
Венеция: последний взлет рококо
В Венеции происходило автономное развитие, обусловленное в основном заказчиками-иностранцами, и живопись определялась модой рококо на такие сюжеты, как каприччо, пейзаж-фантазия и сценка из жизни.
Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793; Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785; Крестьянские сцены, Ка’Редзонико, Венеция; Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция); Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития, и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо; Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры; Риччи, Каналетто и Тьеполо.
Источник: https://evivid.ru/rokoko.html
Рококо: что это такое, стиль в интерьере, архитектуре, одежде, живописи, мебели, орнаменте, музыке, эпоха Rococo, картины, мода
Рококо – самый загадочный, уникальный стиль, господствовавший во времена французской аристократии.
Это не просто стиль, а образ жизни и мышления высшего класса, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии. Рококо – порождение исключительно светской культуры и, прежде всего, королевского двора.
Причудливый и кокетливый, стиль рококо живёт и сейчас в интерьерах современных европейцев, довольствующихся роскошью и богатством.
История возникновения
Французское слово rococo произошло от rocaille – т.е. «осколки раковины». Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г.г.).
Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии.
Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника.
Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.
Изначально rocaille – это способ декорирования интерьера садовых гротов, фронтальных чаш, а «рокайльщиком» называли мастера, работающего в этой сфере. Постепенно термин просочился во все виды искусства, однако в большей мере стиль рококо выразился в интерьере.
Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как декоративное панно. Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.
Музыкальный стиль рококо в чистом виде проявил себя в творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Рамо. В этой манере работают сейчас современные музыканты: Андре Кампра, Марин Маре и др.
Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше – в Италии, Англии (роскошный викторианский стиль), Испании.
В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.
Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики.
Главные черты и особенности стиля рококо:
- камерная декоративность;
- изящество и лёгкость;
- пастельные тона;
- деталь как основной художественный приём;
- сюжеты из мифов и пасторалей;
- лепнина, орнамент, позолота (для интерьера)
Современное направление
Сегодня стилистика рококо проявляется главным образом в дизайне интерьеров. В нынешних условиях завитки и рокайли, присущие рококо, слегка упразднены; сейчас они присутствуют в основном на мебели, зеркалах и аксессуарах. Современную версию этого искусства можно смело называть минималистической, а скудность украшений сегодня – это дань моде, имеющей урбанистическую направленность.
Сегодня дизайнеры интерьеров в основном используют стиль рококо не в чистом виде, а в комбинации с другими стилями, главным образом мешая с барокко и классицизмом. Искусство рококо в основном представлено только в деталях.
В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. Нынешние интерьерные решения – это более яркие стены, на фоне которых контрастирует светлая мебель.
Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку.
Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). На древесном ламинате интересно смотрятся мягкие шкуры животных, что тоже является комбинацией классики и рококо.
Главное для современного рококо – это атрибуты и аксессуары: торшер с подвесками из хрусталя, зеркала, канделябры, которые подчеркнут настроение той эпохи.
Смешение стилей можно наблюдать сегодня и в моде. Экстравагантные наряды подобной направленности впервые в XX веке продемонстрировали мастера одежды Dolce & Gabbana. Отличительной чертой их нарядов стали многообразность покроя одежды, применение всевозможных аксессуаров, преобладание красных, серых, золотых оттенков.
В наши дни модельеры успешно внедряют стиль рококо, используя красивые платья, украшенные стразами, бантами, бисером, золотом, кружевами и вышивкой.
Бусы, ожерелья, массивные серьги, новые технологии вышивки металлической нитью, сложные манжеты, веера, шляпки с перьями – всё это в тренде сегодняшнего дня.
Наряды в стиле рококо, очень пышные, помпезные и в то же время изящные и привлекательные, пользуются сегодня большим спросом.
Архитектура
Центром формирования новой культуры XVII столетия становятся не дворцы и грандиозные ансамбли, а небольшие нарядные салоны рококо. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности.
Архитектура стремится стать лёгкой, игривой, красочной, приветливой. На смену усадебному замку приходит небольшой городской особняк, утопающий в зелени пышных садов.
Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать.
Планировка зданий отличается ассиметричностью; помещения в них круглые, овальные, восьмиугольные. Попытка избежать резких прямых углов бросается сразу же в глаза. Даже линия соединения стен маскируется орнаментом. Плоскость стены зачастую дробится, углубляется, и комнаты тем самым получают причудливую форму.
Национальный оперный театр в Париже
В целом стиль рококо не так сложен, как флорентийская мозаика, и не привнёс никаких новых конструктивных элементов в архитектуру, а только украсил старые образцы своей декоративностью и нарядностью.
Китайские домики, скрытые павильоны, укромные гроты, салоны и будуары, уютные нарядные помещения – это то новое, чем отличилась архитектура эпохи рококо.
А главное внимание стиль рококо сосредоточил на декорировании интерьеров.
Интерьер
Стиль рококо прежде всего ориентирован на комфорт и уют интерьера. В убранстве комнат лежит печать доведённой до предела утончённости. Характерные черты интерьера помещений:
- изогнутые линии и ассиметричные формы;
- большая декоративная нагруженность;
- грациозная орнаментальность;
- большое внимание к мифологии;
- множество миниатюрных предметов прикладного искусства.
Цветовая гамма
Приоритетные цвета – приглушённые, пастельные: жемчужный, серебристый, перламутровый, бледно-охристый, пастельно-розовый, зеленоватый и бледно-голубой. На фоне прозрачных, светлых красок интересно и причудливо смотрятся ажурные формы и сложный орнамент рококо. Всё вместе рождает праздничное, феерическое зрелище.
Материалы
Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк.
Фарфор, керамика, золото – эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Полы и стены
Потолок в стиле рококо – это произведение искусства. Он светлый, однотонный, но обязательно с лепниной, которая может быть украшена позолотой. Потолочные фрески смотрятся богато и удивительно красиво. Дополнением к декору потолка служит большая хрустальная люстра с большим количеством плафонов.
Оригинальность стен проявляется в том, что они не имеют углов. Вместо них – изощрённые изогнутые линии, украшенные орнаментом и элементами лепнины. Для отделки стен используются китайские обои различной фактуры с цветочным орнаментом. Возможны и крашеные стены, с добавлением шёлка и глянца.
В качестве напольного покрытия применяются дерево и мрамор, а также плитка и керамика. Характерная деталь полов в стиле рококо – это блеск, который должен бросаться в глаза. Яркие, красочные ковры сделают интерьер ещё уютнее.
Оконные, дверные проёмы, декоративные панно над ними – закруглённой формы.
Мебель
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Волнообразный декор, изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской.
Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль.
Декор и аксессуары
Камерность – это главное для стиля рококо. Никаких пугающих трофеев, алебард, шпаг и мушкетов. В обстановке должно быть всё, что приятно глазу, что вызывает удовольствие. Легкомысленная эпоха рококо утопала в иллюзии вечного праздника, рассматривая себя в венецианских зеркалах будуаров. Их размещали повсюду: на стенах и потолках, ставнях и створках комодов.
Мода рококо оставила самый заметный след в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эту эпоху возникает идея целостного ансамбля в оформлении интерьера: стилевого единства здания, декора стен, потолков и мебели. Рокайль (завиток) и картель (композиция из рокайлей) – основные черты стиля.
Обязательный атрибут интерьера рококо – камин, отделанный натуральным камнем. Он должен быть заставлен различными вещицами: часами, канделябрами, фарфоровыми безделушками. Обычно над камином расположено зеркало в богатой позолоченной раме или картина.
Изобилие аксессуаров – неотъемлемая часть рококо. Здесь и различные фарфоровые статуэтки, и гобелены, картины и зеркала, подушечки и пуфы, расшитые шёлком, ширмы. Все эти приятные мелочи придают уют и комфорт помещению. Новшество дизайна – аквариум с рыбками.
Рококо в интерьере: видео
В чем особенности дизайна для спальни девочки-подростка?
Как оформить дизайн кабинета в квартире читайте в этой статье.
Дизайн ванной, совмещенной с туалетом: https://trendsdesign.ru/home/vannaya-komnata/osobennosti-dizajna-vannoj.html
Выводы
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой.
Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая.
А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно.
Минимализм, как отдельный стиль интерьера, также имеет и этнические особенности в зависимости от страны, в котором он развивается (скандинавский стиль в интерьере, японский минимализм, китайский). Также и стиль рококо под влиянием разных культур имеет свои особенности, как пример, американские интерьеры.
Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/histiric/rokoko/zatejlivost-izyashhestvo-stilya-rokoko.html