Классицизм XVIII столетия, который называют также неоклассицизмом, памятуя о классических тенденциях XVI и XVII вв.
, был художественным движением, развивавшимся в Европе во второй половине XVIII и первых десятилетиях XIX в.
, более конкретно — в рамках, обозначенных началом Французской революции (1789) и падением Наполеона (1815). Наибольшее распространение этого стиля связано как раз с наполеоновской фортуной.
Скульптура классицизма
В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера.
Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры.
Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.
Архитектура классицизма
Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.
Архитектура классицизма Франции
Уникальный опыт в тематическом и функциональном аспектах архитектуры нарабатывают французские зодчие.
Сколь бы утопичной ни была урбанистика Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), теснейшим образом связанная с просветительской идеологией и идеями Французской революции, их проекты носят строго рациональный характер, а теоретическая мысль последовательно развивает представление о том, что из архитектурного объекта можно получить не только образец, но и «тип», то есть «схему».
Триумфальная арка на площади Звезды — архитектор Жан Франсу Шальгрен
В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.
Архитектура классицизма Италии
В Италии архитектурные теории классицизма нашли необычное средство распространения через сборники гравюр Джованни Баттисты Пиранези Роль гравюр (Мормильяно, Венето, 1720 — Рим, 1778).
В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични; Виды Рима, 1745-1748).
И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).
По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы.
Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778).
Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841), и с разработкой первого регулярного плана города (1807), абсолютно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.
Королевский дворец (1770-1778) — реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)
Не столь бурно, как в Милане, но неуклонно классицизм проникал в другие итальянские области. В классицистическом ключе проводится расширение Турина, осуществляются неоклассические «вторжения» Джузеппе Валадьера (1762-1839) в Риме, получив удачное, эффектное воплощение в перепланировке Пьяцца дель Пополо и Пинчо.
Архитектура классицизма Англии, Соединенных Штатов и Германии
Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии).
На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса.
Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей; в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь; Риджент-стрит).
Однако стоит помнить, что в Англии неоклассика не имела характера доминирующего стиля, как в других странах, и спокойно сосуществовала с интересами типично предромантическими, особенно часто заявлявшими о себе в живописном сочетании разнородных акцентов, например в садово-парковом искусстве.
Трафальгарская площадьв Лондоне — архитектор Джон Нэш (1752—1835)
Образцы в духе английского неоклассицизма получили широкое распространение в Соединенных Штатах, особенно благодаря деятельности архитектора, которому покровительствовал государственный деятель Томас Джефферсон (1743—1826).
Именно тогда было «сказано» веское слово в пользу классицизма как официального стиля молодой нации: идеологический и символический аспекты, бесспорно, учитывались при разработке плана новой столицы, Вашингтона, над которым трудился француз Пьер Шарль Л’Анфан (1754-1825).
Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона
Классицизм нашел горячий отклик в Германии, где определил облик целых городов.
Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма.
В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль».
Зал освобождения. Кельхайм, Германия — архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)
Живопись классицизма
В сравнении со скульптурой живопись классицизма ярко передает сложность и разнообразие культуры этого времени, тем более что она была тесно связана с процессами, происходившими в поэзии предромантизма. Деятельность Ж.Л.
Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы; интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей; совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний; и абсолютно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма.
Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)
Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)
Франсиско Гойя — Похороны Сардинки (1814)
Маха обнаженная (1800)
Развитие живописи классицизма в России
В русском изобразительном искусстве развитие классицизма относится к последней трети XVIII — первой трети XIX в.. Наиболее ярко русский классицизм проявил себя в произведениях, посвященных исторической и мифологической тематике. Об этом свидетельствуют полотна многих художников того времени, в том числе и одного из основоположников : национальной исторической живописи — А. И. Иванова.
Явление Христа народу — А. И. Иванова (1837 – 1857)
Упадок классицизма
Во вторую треть XIX столетия Западная Европа вступила под аккомпанемент пушечной и ружейной канонады, начавшейся в июле 1830 г. на улицах и площадях Парижа. Во Франции был свергнут последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов — Карл X.
Занимая к этому времени в искусстве авангардную роль, классицизм как направление утрачивает свое революционное содержание. Течение все больше и больше приобретает апологию официального статуса, а в определении задач побеждает дух меркантилизма.
Классицизм откровенно переходит на позиции выражения вкусов буржуазного общества.
В центре внимания большинства художников (исключение составляет, пожалуй, только Франсиско Гойя) — пышность и парадность императорского Рима. Героическая тематика сюжетов уходит на второй план, уступая место изображению одних лишь любовных сцен и отвлеченных аллегорий.
Утратился высокий гражданский пафос, который мастера классицизма черпали из героических примеров прошлого.
Теперь в этом далеком прошлом художники-классицисты предпочитают брать в качестве идеалов только внешнюю красивость, а искусство живописи начинает искать новые пути выражения.
Источник: https://evivid.ru/klassicizm-v-skulpture-arkhitekture.html
Классицизм в архитектуре, скульптуре, живописи
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Презентация по художественной культуре на тему: «Эпоха классицизма в архитектуре, скульптуре, живописи» ученицы 10-А класса Донецкой ОШ №69 Лободиной Лидии
2 слайд Описание слайда:
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.
Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества; конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
3 слайд Описание слайда:
Архитектура классицизма на территории Украины несет на себе явный отпечаток провинциальности. Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства.
В то время как в Санкт-Петербурге начала 19 в. работают лучшие зодчие мира — блистательные Кваренги, Росси, Монферан, в Украине по типовым проектам строятся скромные кирпичные церковки и усадьбы помещиков.
И хотя сооружений этого времени сохранилось довольно много, ценными памятниками архитектуры являются лишь отдельные из них.
4 слайд Описание слайда:
Первый этап, екатерининский, или ранний классицизм, послужил переходом от позднего барокко к собственно классицизму на закате эпохи Екатерины II (прав. 1762-1796 гг.) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг.).
Второй этап — ампир, или александровский классицизм, пришелся на правление Александра I (прав. 1801-1825 гг.) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции. Наконец, третий этап — «образцовый стиль», или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав. 1825-1855 гг.
) к унификации всех областей общественной жизни, избавлению архитектуры от каких-либо излишеств.
5 слайд Описание слайда:
Екатерининский классицизм В последние десятилетия 18 в. вкусы высшего света определялись литературой сентиментализма и философией французских демократов — Вольтера, Руссо, Дидро.
Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью. В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки.
Излюбленным цветом становится белый: он символизирует чистоту помыслов и свободу от излишеств.
6 слайд Описание слайда:
Старый корпус Императорского университета (г. Харьков), 1770-1777 гг.
7 слайд Описание слайда:
Дворцовый комплекс в Качановке (Черниговская обл.), кон. 18 — нач. 19 в.
8 слайд Описание слайда:
Екатерининский собор (г. Херсон), 1781 -1786 гг.
9 слайд Описание слайда:
Александровский классицизм В начале 19 в. в эстетике классицизма произошел перелом, связанный с приходом к власти Наполеона Бонапарта. Франция стала империей, и демократичная строгость раннего классицизма уступила место имперскому величию.
Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. «империя»), и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры.
Стены зданий покрывались древнеримскими рельефами: оружием, доспехами, ликторскими связками, гирляндами, сюжетными композициями. В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах.
В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось. Однако даже самые скромные сооружения того времени испытали его влияние: их пропорции стали монументальнее, пластика — насыщеннее, декор — богаче.
10 слайд Описание слайда:
Дворец Разумовского (г. Батурин, Черниговская обл.), 1799-1803 гг.
11 слайд Описание слайда:
Рождественская церковь (г. Киев), 1809-1814 гг.
12 слайд Описание слайда:
Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг.) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»). В облике зданий этого времени преобладает безупречная пропорциональность, сдержанный декор, лаконизм геометрических форм. От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами.
Даже колонны — непременный атрибут классицизма — все чаще заменяются плоскими пилястрами. В архитектуре наступает период застоя.
Возможности классицистических мотивов уже исчерпаны, а поиск новых форм и нестандартные решения не одобряются — в полицейском государстве Николая, где каждый служащий носит мундир, даже строительство храмов ведется по типовым проектам.
13 слайд Описание слайда:
Спасо-Преображенский собор (г. Днепропетровск), 1835 г.
14 слайд Описание слайда:
Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании. Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм. Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности.
15 слайд Описание слайда:
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости.
16 слайд Описание слайда:
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний — зеленым, а дальний — голубым.
17 слайд Описание слайда:
Формировались новые жанры живописи: пейзажный и бытовой. Наибольшее развитие получил портретный жанр. В условиях имперской действительности классицизм постепенно терял свои положительные черты, перерождаясь в холодный, оторванный от жизни официальный стиль.
18 слайд Описание слайда:
Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка.
Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение жанров на “высокие” и “низкие”.
К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” — портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/klassicizm-v-arhitekture-skulpture-zhivopisi-809077.html
Презентация на тему: Скульптура классицизма
Презентация на тему: Скульптура классицизма
Скачать эту презентацию
Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Скульптура классицизмаВыполнила: Преснова Оксана 21КП
№ слайда 2
Описание слайда:
Надгробие папы Климента XIII . 1792
№ слайда 3
Описание слайда:
Антонио Канова «Амур и Психея»
№ слайда 4
Описание слайда:
Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы
№ слайда 5
Описание слайда:
Антонио Канова «Геба»
№ слайда 6
Описание слайда:
«Персей с головой Медузы»
№ слайда 7
Описание слайда:
Пьетро Стаджи. «Пигмалион и Галатея»
№ слайда 8
Описание слайда:
Антонио Канова «Персей с головой медузы»
№ слайда 9
Описание слайда:
Бертель Торвальдсен «Венера с яблоком»
№ слайда 10
Описание слайда:
Антонио Канова «Тесей и кентавр»
№ слайда 11
Описание слайда:
Бертель Торвальдсен «Ганимед, кормящий орла Зевса»
№ слайда 12
Описание слайда:
Антонио Канова «Три грации»
№ слайда 13
Описание слайда:
Бертель Торвальдсен «Геба»
№ слайда 14
Описание слайда:
Антонио Канова «Эвридика»
№ слайда 15
Описание слайда:
Бертель Торвальдсен «Парис»
№ слайда 16
Описание слайда:
«Вольтер»
№ слайда 17
Описание слайда:
Бертель Торвальдсен «Ясон»
№ слайда 18
Описание слайда:
ЖАН БАТИСТ ПИГАЛЬ. «ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА»
№ слайда 19
Описание слайда:
Канова, «Амур и Психея»
№ слайда 20
Описание слайда:
квадрига на Бранденбургских воротах в Берлине
№ слайда 21
Описание слайда:
Н. С. Пименов. «Парень, играющий в бабки»
№ слайда 22
Описание слайда:
Пажу, «Психея покинутая»
№ слайда 23
Описание слайда:
Торвальдсен «Пастух»
№ слайда 24
Описание слайда:
Шадов – «Принцессы Луиза и Фредерика»
№ слайда 25
Описание слайда:
И. П. Мартос. Надгробие М. П. Собакиной.
№ слайда 26
Описание слайда:
"Святой Андрей Первозванный" скульпторов И.П.Прокофьева
№ слайда 27
Описание слайда:
И.П.Прокофьев «Портрет А.Е. Лабзиной»
№ слайда 28
Описание слайда:
Ф. Г. Гордеев. Надгробие Д. М. Голицына
№ слайда 29
Описание слайда:
Ф. Г. Гордеев. Прометей
№ слайда 30
Описание слайда:
В.И.Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины
№ слайда 31
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/mkhk/skulptura-klassicizma.html
Классицизм в живописи
Классицизм — стиль живописи, который стал развиваться в эпоху Возрождения. В переводе с латинского «classicus» означает — «образцовый».
Простыми словами, классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи.
Художественный стиль развился в XVII веке и стал постепенно исчезать в XIX веке, уступая таким направлениям, как романтизм, академизм (сочетание классицизма и романтизма) и реализм.
Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты. Античное искусство Греции и Рима в эпоху Возрождения произвело настоящий всплеск интереса к произведениям искусства и творчества.
Авторы Возрождения, которые сегодня считаются одними из самых величайших творцов в истории, обратились к античным мотивам, сюжетам, а главное — формам изображения человеческих фигур, животных, окружения, композиции и так далее.
Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать — преувеличенно-неестественно. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах.
Позы людей в классицизме сами за себя говорят, что происходит в данный момент и какие эмоции испытывает тот или иной персонаж — героизм, поражение, горе и так далее. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере.
Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме.
Поэтому в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.
Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.
Также классицизм нередко прибегал к античной мифологии.
При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее).
Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение.
Картины в стиле классицизм
Гро Антуан Жан — Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту
Джованни Тьеполо — Пир Клеопатры
Жак-Луи Давид — Клятва Горациев
Грёз Жан Батист — Избалованное дитя
Карл Брюллов — Девушка, собирающая виноград
Никола Пуссен — Танец под музыку времени
Хотите украсить интерьер дома настоящими произведениями искусства? Обратите своё внимание на художественное литье от мастерской «A-Элит». Скульптуры, статуэтки, изделия из бронзы и многое-многое другое.
???? Блинцов | 2015-09-26, 13:12 | ???? 5 314
Источник: https://art-assorty.ru/9239-klassicizm-v-zhivopisi.html
Роль скульптуры в оформлении зданий эпохи классицизма. Изучение и копирование памятников античности
Наши встречи, посвященные этой теме, помогут обладателям загородных домов, убранство и, отчасти, архитектура которых выполнена в дворцовом стиле, участвовать в организации пространства помещений, будучи «подкованными» в этой области, и взглядом специалиста смотреть на вопросы размещения в доме скульптур.
По традиции в разговоре примет непосредственное участие научная работа (диссертация) кандидата искусствоведения Софьи Сергеевны Морозовой «Образ античности в русской скульптуре конца XVIII — первой трети XIX века».
В эпоху классицизма, согласно источнику, «соотношение скульптуры и архитектуры зиждется… не на блестящей декоративной импровизации, а на рациональной, строго продуманной тектонике.
Скульптура начинает играть новую роль в оформлении зданий, отныне она, по мысли классицистов, должна была не только украшать фасад, но активно участвовать в формировании идейной концепции сооружения, утверждать в наглядной форме нравственные идеалы эпохи…» Предвидим вопрос: о нравственных идеалах какой эпохи пойдет речь, если скульптура станет украшать фасад современного дома, пусть даже стилизованного под классицизм? Отвечаем: если в архитектуре загородного дома отражена стилизация под классицистический характер здания, то и нравственные идеалы будут носить черты, с одной стороны, стилизации а, с другой, – реального отношения к нравственным принципам той эпохи. И тут возникает еще один вопрос: а чем нравственность XVIII века отличается от нравственности XIX века? Понятие «нравственность» находится вне времени. Другой вопрос – какие «формы» присущи нравственным принципам в различные временные периоды? Если в XVIII веке безнравственным считалось отсутствие у мужчины головного убора, то сегодня далеко не всегда осуждается отсутствие у обеих полов элементарных предметов одежды. Вот и получается, что стилизованный под классицизм дом «имеет право» отстаивать нечто вечное, духовное, но при этом, «живя» в другом времени, непременно будет «говорить» об отражении стиля – именно стиля, а не нравственных норм.
Итак, в XVIII-XIX веках копии античных скульптур врываются в городскую жизнь.
«Изучение и копирование памятников античности, — говорится в источнике, — введение их в контекст современного архитектурного сооружения и городского ансамбля должно было, по мысли современников, придать мифу о возрождении античности характер исторической достоверности.
Здесь встает вопрос о подражании, копировании и интерпретации античных сюжетов и произведений. Согласно определению, данному Катрмером де Кэнси (французским писателем-искусствоведом – прим. А. К.
), «художник, сохраняя в рисунке существовавшие некогда здания (читай — произведения искусства) от забвения с помощью уцелевших остатков и других данных, с возможною верностию изображает его или таким, каким оно было (приблизительно), без малейшего сочувствия к изображаемому предмету, или, плененный и проникнутый духом и гармонией частей его, он, как бы угадывая смысл целого, силою поэтического настроения души и гипотез, стремится передать его, не только с археологической верностию, но с тем возвышенным чувством, которое движет самого зодчего в минуты создания и налагает на его произведения печать истинной красоты и творчества. В первом случае мы назовем реставрацию восстановлением; в другом — воссозданием».
Фраза французского писателя заслуживает того, чтобы ее «перевести» на более доступный язык.
Писатель говорит о том, что художник, копирующий «объект» без изучения его «внутреннего мира», лишь восстанавливает этот «объект», а тот мастер, который видит в «объекте» нечто одушевленное и проникается к его «душе», воссоздает его.
Разница между словами «восстанавливает» и «воссоздает» огромная. «Введение в современный художественный обиход античных форм и сюжетов, — пишет в своем труде С. С. Морозова, — может восприниматься как воссоздание образа античности.
Художник, скульптор, архитектор в некоторой степени берут на себя роль «переводчика» на современный для человека своего времени художественный язык, посредника между современниками и древними, поскольку только им в силу творческой природы доступен в полной мере язык античности.
Подобное отношение к античности неизбежно влекло за собой особое восприятие пространства города.
Архитектурные ансамбли классицизма формируют городскую среду, которая должна прочитываться как текст, с расставленными при этом новыми акцентами… Именно в этот момент скульптура приобретает особое значение, выступая в качестве связующего элемента архитектурных комплексов, зданий и пространства города…»
В случае с индивидуальным загородным строительством дело обстоит иначе. Для того, чтобы скульптура была связующим звеном между пространством населенного пункта и рядом строений, необходим общий характер деревни, села, и т.д. Но такое возможно далеко не всегда. Конечно, в элитном поселке, где строения представляют собой коттеджи, вполне реально создать классицистический дух и использовать скульптуры в качестве связующего элемента. Но в поселке, где находятся, преимущественно, деревянные избы, построенный в дворцовом стиле дом не «впишется» в ансамбль строений. И в данном случае античная скульптура будет бессильна «связать» пространство населенного пункта с комплексом домов. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Есть, и с разговора об этом мы начнем нашу следующую встречу.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: dom.amur, business.promoserver, gallerix, turbina, stihi
Источник: http://www.dkd.ru/design/book/1178/
Особенности скульптур и фонтанов в стиле классицизм
На первый взгляд классицизм не отличается от эпохи Возрождения, но при тщательном изучении стиля можно понять, что в первом случае делается акцент на декоративных элементах.
С помощью изделий в стиле классицизма во все времена богато и изысканно украшали городские здания, также хорошо обеспеченные люди могли позволить себе облагородить интерьер дома скульптурами или фонтанами в классическом стиле.
Но для наиболее верного использования подобного направления стоит знать основные его особенности.
Классический стиль еще известный как регулярный и сегодня он широко используется в садово-парковом ландшафтном дизайне.
Основные особенности классицизма выражаются в следующем:
- Скульптурные сюжеты чаще всего насыщены мифологией Рима и Греции, что подтверждается выразительными творениями античных мастеров, которые нередко отдавали предпочтение эпохе эллинизма.
- Большая часть скульптур, как и уличные каменные фонтаны, свидетельствует о высоком предназначении людей, дорожащих военной честью и отличающихся своею отвагой, доблестью и преданностью долгу.
- Можно встретить классические скульптуры, которые отличались аллегоричностью и чем-то сходны с Барокко
- Скульптуры античной эпохи часто создавались обнаженными, тогда как в 18 веке, когда буйствовал классицизм, подобное не допускалось действующей моралью. В результате скульптурные работы были облечены в туники и военные доспехи, что добавило элемент роскоши к и так богатому стилю.
- Распространение классицизма привело к тому, что скульптуры под этот стиль начали изготавливаться под стать надгробным памятникам. Основные черты подобных изделий — эмоциональная скудность и статичность.
- Классицизм был распространен по всей Европе, поэтому в России скульпторы создавали свои творения также под стать принятого направления.
Самым известным скульптором в стиле классицизма является итальянец Антонио Канова
Работы мастера установлены в Лувре, Эрмитаже, также являются частью известных площадей в Италии. Наиболее известная скульптура Антонио — известного военачальника Наполеона Бонапарта. Несмотря на шедевральность его работ много возникло критики относительно чрезмерной красивости скульптур, что не совсем свойственно для классицизма.
Классицизм может быть поздним и в эту эпоху скульптуры создавались с выразительной декоративностью и сентиментальностью. Подобные и другие виды скульптур и фонтанов в стиле классицизм предлагается на сайте http://www.sadymira.ru.
Источник: http://socratstroy.ru/osobennosti-skulptur-i-fontanov-v-stile-klassicizm/
Классицизм: что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего
Определение классицизма (от лат. сlassicus – образцовый) – это художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков.
В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца, чем и похож на модернизм . В качестве такого примера послужила культура античного мира.
Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.
Определение классики
Классицизм, как стиль, пришёл на смену пышному и помпезному стилю рококо в интерьере и экстерьере.
Европейское общество к концу XVII века прониклось идеями просвещения, что нашло своё отображение в культуре искусстве.
Внимание архитекторов, скульпторов привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры, в частности древнегреческой. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования.
Как направление, классицизм охватил все виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру.
История возникновения классического стиля: от античности до эпохи Возрождения
Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Новый стиль – классицизм – унаследовал, возродил и трансформировал идеи стиля готики, а также развил архитектурное искусство эпохи Возрождения.
про модернизм.
Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным стилю авангард, который отрицал все правила и являл собою бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.
Провинциальный классицизм в России
Это направление, характерное только для русского зодчества. Большинство исторических построек Санкт-Петербурга и Москвы, Ярославля, Пскова выполнены в провинциальном классицизме. Своим зарождением относится к периоду Золотого века. Классические представители сооружений архитектуры, выполненные в стиле классицизма: Казанский собор, Никольский казачий собор и пр.
Периоды: ранний, средний, поздний (высокий)
В своём развитии классицизм прошёл 3 периода, которые можно так перечислить:
- Ранний (1760-е – начало 1780-х) – расцвет направления, принятие понятия нового стиля, определение причин, и по каким чертам стиль будет принадлежать именно к классицизму;
- Строгий или средний (1780-е – 1790-е) – укоренение стиля, описание во многих литературных и изобразительных произведениях, строительство зданий;
- Поздний или высокий, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).
На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.
Характеристика и черты мирового стиля
Характеристика классики во всех направлениях творчества:
- чёткие геометрические формы,
- высококачественные материалы,
- благородная отделка и сдержанность.
Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. Эти черты позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.
Характерные особенности классицизма в современном интерьере
Существенные особенности стиля:
- гладкие стены с мягкими цветочными мотивами;
- элементы античности: дворцы и колонны;
- лепнина;
- изысканный паркет;
- тканевые обои на стенах;
- изящная, грациозная мебель.
Особенностью русского классицистического стиля стали спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время многообразное декоративное оформление, выверенные пропорции, достойный вид, гармоничность и вкус.
Интерьер в стиле классицизма
Экстерьер направления классики: сооружения
Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.
- Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
- Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
- Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
Источник: https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/histiric/klassicizm/roskosh-i-strogost.html
Классицизм
Классицизм — это художественный стиль в литературе и искусстве 17-го — начала 19го веков. В переводе с латинского «классицизм» — значит «образцовый». Зародился во Франции в 17 веке. В основе классицизма лежат традиции искусства эпохи Возрождения и античности. Это последний великий стиль в архитектуре, скульптуре и живописи.
Европейский классицизм
Классицизм провозглашал идею гражданского долга, согласно которой каждый сознательный член общества должен был полностью подчинять свои интересы интересам нации и государства.
Искусство классицизма должно возывышать героическое, оно должно было поучать, восхвалять достоинства человека, осуждать пороки.
Художники, скульпторы и архитекторы в своих произведениях опирались на образцы шедевров античного искусства.
Интерьер в стиле классицизма
Архитекторы использовали в своих постройках элементы античности: фронтоны. колонны, портики, П-образную планировку зданий. Большое внимание архитекторы уделяли на соотношение дворца и парка.
В отличие от пышной, роскошной архитектуры барокко, здания в стиле классицизма отличаются строгостью, гармоничностью, четкостью линий, в них все соразмерно и ничего лишнего. Они выглядят внушительно, величественно.
Большое значение приобретает планомерная застройка городов.
Таврический дворец. С.-Петербург. Классицизм.
В живописи и скульптуре художники брали за идеал античные скульптуры. Фигуры в произведениях художников и скульпторов часто похожи на греческие и римские статуи. Сюжеты выбирались поучительные, а поступки героев были призваны служить примером для подражания. Сюжеты из античной литературы, однако, часто переплетается с современностью.
Памятник Суворову. М.Козловский. Классицизм.
Лица героев редко выражают страсти, они выразительны, но спокойны и уверенны. Краски на полотнах художников приглушенные. Скульптура в основном является декоративным дополнением к архитектурным сооружениям.
Танкред и Эрминия. Н.Пуссен. Классицизм.
Следует сказать, что как и в барокко, в России классицизм имеет свои особенности, наложенные русской природой, древнерусской архитектурой. В произведениях художников больше теплоты, душевности.
Здание Сената. Москва. арх.Козловский. Классицизм.
Источник: http://cvetamira.ru/klassicizm