Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

В древнем искусстве Греции и Кипра была эпоха, когда статуи улыбались, а древний скульптор изображал на лицах юных красавиц и богинь лёгкую, «условную» улыбку, чуть подернув уголки губ на бесстрастном лице.

Боги и герои, женщины, дети, мужчины, на смертном одре или за чашей вина на пиру, убивая или умирая – они неизменно улыбались, удерживая лёгкую улыбку в уголках своих губ.

Что кроется за этой таинственной улыбкой с точки зрения искусствоведов, историков? Спокойствие и уверенность? Одобрение и утешение? Сожаление и презрение? Что означает эта улыбка — конкретные эмоции или просто стилистический приём древнего мастера?…Скульптура архаики: коры и куросы, описание
Чаще всего улыбалась молодость! Юные девушки и юноши, не скрывающие радости бытия, герои легенд древней Греции, стран востока. Мудрая, загадочная улыбка играет на губах буддийских богов и йога тут.Скульптура архаики: коры и куросы, описание
Для того, чтобы каменная скульптура казалась живой древнегреческие скульпторы второй четверти VI в. до н. э. изображали особый тип блуждающей на лице улыбки, которую искусствоведы называют архаической улыбкой.Скульптура архаики: коры и куросы, описание
Юная Кора (др.-греч. κόρη — «девушка», мн. ч. κοραι) — такое наименование получила древнегреческая скульптура всегда улыбающейся молодой женщины, периода архаики — примерно от 660 г. до н.э. до 480 г. до н.э. Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Кора не богиня, а юная женщина, она всегда изображалась в человеческий рост, или немногим меньше. Кора всегда изображена с прекрасной прической и элегантной одежде — это ионический хитон, или более плотный аттический и дорийский пеплос.

Складки тканей красиво задрапированы, но не скрывают её движения — одна нога Коры слегка выдвинутой вперед. Скульптура архаики: коры и куросы, описаниеКору никогда не изображали обнажённой. Во всем древнегреческом искусстве скульптура Коры оставаласьСкульптура архаики: коры и куросы, описание практически неизменной, но со временем изображение становилось более реалистичным и пропорциональным.

Мимика лица Коры в течение веков изменялась от наивного и беззаботного лица (в начале VII века до н.э.), до более строгого выражения лица в скульптурах поздней архаики и ранней классики (VI века до н. э.). Коллекция скульптуры Коры, созданных в разные века, собрана в афинском Акрополе (VI в.

до н.э.)
Мужской аналог Коры – молодой Курос (др.-греч. κυρος , kuros, (мн.ч. kouroi) — «юноша».) – статуя обнажённого юноши-атлета, периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.). С 650 года до н. э. словом Курос называли подростков, но не детей, молодых безбородых мужчин.

Курос – это «архаический Аполлон» — характерный образец древнегреческой пластики идеального тела юного Аполлона, лицо его озаряет архаическая улыбка.Скульптура архаики: коры и куросы, описание Курос изображался в момент начала движения, готовности шагнуть вперёд, руки его тесно прижаты к бедрам, и вытянуты вдоль туловища, или согнуты в локтях, пальцы согнуты. Раненый курос в падении продолжает улыбаться.Скульптура архаики: коры и куросы, описание
В VI в. до н. э. Куросы ставились на могилах и в святилищах, превращаясь в культовые образы, Куросы становились выше ростом. В храме богини Земли Геры на острове Самос был установлен Курос высотой 5 метров. В самый ранний период истории древние греки, возможно, приписывали куросам магические способности.Скульптура архаики: коры и куросы, описание
Период в истории древнегреческого искусства Кипра, когда кипрские статуи улыбались, был не слишком долог. Небольшая статуэтка девушки, всего 16 см.

Время не пощадило статуэтку из известняка, одежда, лоб, шея девушки покрыты «оспинами», отняло каменный цветок, который 2500 лет назад вложил в ее руку древний скульптор. Но время не посмело стереть лёгкую улыбку с её юного лица. Кто она? Галатея, созданная искусными руками мастера Пигмалиона?

Именно, Кипр был местом действия этой чудесной сказки. Может быть, это сама богиня любви и продолжения рода Афродита Кипрская, рождённая из морской пены у берегов кипрского Лимассола?
Живший 5000 лет назад скульптор лишь слегка обозначил резцом на камне женские черты, создавая небольшую статуэтку, высотой 5 сантиметров.

Каменная статуэтка спокойно улыбающейся женщины, широко раскинувшей руки навстречу, словно, стремясь обнять весь мир.

Археологи нашли много таких статуэток на Кипре и никому, пока, не известно какой народ их создал, каким ветром — европейским, африканским или азиатским, были занесены на Кипр первые ростки культуры и на каком языке пели гимны каменным Афродитам.

Возможно, архаическая улыбка, играющая на губах юных красавиц, египетского фараона, богов древности – это послание из глубины веков, напоминающее нам, современным людям: «Живи с улыбкой! Не забывай улыбаться Миру и Мир ответит тебе улыбкой!»
Рано утром я проснусь,
Богу Солнца улыбнусь.
Улыбнётся Бог в ответ –

Темноту рассеет свет.

Источник: http://www.evpatori.ru/sekret-arxaicheskoj-ulybki.html

Задумчивая кора (Кора № 674) Ок 500 г. до нэ

  • Скульптура периода архаики: особенности художественно-образной программы женского образа (на примере развёрнутого описания и сравнения «Дамы из Оксерра» и кор с Афинского акрополя («Кора в пеплосе», «Задумчивая кора», кора мастера Антенора)
  • Искусство Древней Греции делят на три периода:
  • 1) «Иск темных веков» (Гомеровский период: XI (IX) – 3 четверть VIII века до нэ;
  • 2) Иск периода архаики : VIII – VI века до нэ;
  • 3) Иск периода классики : V – IV века до нэ.

Период архаики: 3 четверть VIII века до нэ – по 500 гг. (для архитектуры), по 490 гг. (для вазописи, пластики)

В это время происходит рост городов и превращение их в экономические и культурные центры. Окончательное сложение государственных институтов. Тирания и постепенная замена её на полисное устройство. Олигархия и демократия.

Специализация ремёсел и рост производства керамики. Начало греческой колонизации и усиление культурных контактов с Востоком. Сложение понятия “ойкумены”.

Расширение в результате колонизации товарного производства и упрочение взаимосвязей внутри государства, сплочённость «эллинов» в противоположность «варварам».

Возрастание общественной, воспитательной функции греческого искусства.

Выработка иерархии ценностных ориентаций и их влияние на специфику художественного образа. Усиление ориентации на натурный образ при сохранении мифологического содержания как постепенный отказ от условно-символических форм в художественном языке.

Появление дидактического эпоса (Гесиод). Гомеровские гимны как важнейшие культовые сказания. Поэзия эпохи архаики и её основные жанры. Сложение древнегреческой трагедии.

Формирование древнегреческой философии как особой формы общественного сознания.

Сложение системы греческих празднеств. Религиозная жизнь в эпоху архаики.

  1. Период архаики в свою очередь делят на три подпериода:
  2. 1) Ранняя: 3 четверть VIII века до нэ – 580 г (пластика) /570 г. (для архитектуры)
  3. / 560 г. (вазопись)

2) Зрелая: с 570 до 530 (для архитектуры); с 580 до 530 – для пластики; с 560 до 530 (520) для вазописи.

3) Поздняя: с 530 (520) до 500 (490) гг. до нэ.

Для скульптуры архаики характерно. Более сложный эволюционный путь, по сравнению с ближневосточной скульптурой. Образ человека как центральная тема греческой пластики.

Специфика формально-содержательной программы мужских и женских образов (куросы и коры). Курос – юноша, шагающий, обнаженный; в это время научаться передавать конкретность шага.

Кора – девушка, задрапированное, стоящее тело, взятое от образцов – адорантов.

Эволюция пластики архаики по пути освоения пространства за счёт освобождения от приоритета фронтальности, по пути отказа от схематичности в передаче частей тела к их пластическому соотнесению, переданному в объёме. Определённая бессюжетность архаической пластики.

Проблема архаической улыбки. Роль цвета в скульптуре архаики.

Аттическое и ионийское направления в скульптуре и их отличительные особенности (дорика — интерес к передаче объема и структуры тела, ионика — интерес к живописно-декоративным композициям и к мягким, округлым поверхностям).

1) Ранняя архаика:

Во время Ранней архаики основная цель Гр Иск – рождение скульптуры. Скульптура архаики – скульптура территориальных школ.

Сохранение традиций геометрической пластики в статуэтках нач. VII в. до н.э. «Аполлон, дар Мантикла» — как показательный пример художественных процессов, характерных для начальных этапов формирования архаической пластики.

Критская (или дедалическая) школа. Постепенный шаг к гармоническому равновесию в передаче элементов пластической формы при сохранении фронтальности позы и монументальности пропорций, а также плоскостности и условности в передаче черт лица, мускулатуры.

«Дама из Оксерра»(работа критского мастера, в ближневосточной традиции); первый вариант коры.

Крайняя условность в передаче одежды (одежда лишь «процарапана» на теле), принципиальная двухмерность образа, маскообразность лица (на лице намечены лишь глаза, нос и рот, моделировки переходов нет), применение принципа центральной симметрии, условность гипертрофированного жеста (молитвенная поза с гипертрофированным молитвенным жестом), приоритет плоскостного решения (все формы сильно распластаны, лицо трактовано плоскостно); выделение основных зон телесной конструкции.

Признаки ближневосточной традиции:

1) четкая квадратн. форма пьедестала, что создает эффект обрубленных граней и нет желания обойти статую, т.о. принципиально важен только фас (с боков она плоская, со спины практ. не проработана) – «фасадность», акцент только на одну точку зрения;

2) обыгрывание материала – камня: ноги, волосы – как бы выточены на токарном станке;

3) каменность (монументальность) и статика: ось, проходящая через все тело, которая постоянно подчеркивается (зона пояса; трактовка волос очень схематична, симметричность расположения прямоугольных прядей от центра лица);

Богатство костюма, он сложносоставной: браслеты, накидка, пояс, платье. Платье расшито и декорировано, но в камне это не видно.

  • Раскраска скульптуры в яркие локальные тона.
  • Признаки греческих мотивов – точное деление тулова на тектонические зоны (ноги, тулово, голова) и обозначение пропорциональной взаимосвязи — интерес к работе человеческого тела как конструкции.
  • Скульптура архаики: коры и куросы, описание Скульптура архаики: коры и куросы, описание
  • Дама из Оксерра. Реконструкция

(Начало) Середина 7 в до нэ. Известняк. Высота 65 см без базы.

Скульптура архаики: коры и куросы, описание Скульптура архаики: коры и куросы, описание Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики (580-530 гг. до н.э.).

Скульптура архаики: коры и куросы, описание Кора с птицей. Ок 540 г. до нэ.

Приобретение аттической школой главенствующего значения в греческой пластике во второй половине VI в. до нэ.

Поздняя архаика (530–500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя.

«Кора в пеплосе» как пример работы аттического мастера: лаконизм и сдержанность пластического решения одежды и раскраски; при сохранении определённой плоскосткости — больший интерес к передаче телесной конструкции и пропорциональной взаимосвязи отдельных частей тела друг с другом.

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Кора в пеплосе. Ок 520 г. до нэ. Мрамор. Высота 1,20 м.

Относиться к ранним работам периода. Здесь видны традиции Берлинской коры: мастера не интересует пластика драпировок, а интересует выделение объема тела (пластика тела) и важно показать, что покой – частный случай движения.

Здесь начинается ассиметрия в скульптуре: разбросанные по плечам пряди волос и вперед вдвинутая левая нога: желание сделать шаг или попытка остановиться.

Все коры Афинского акрополя – адорантки, несущие дары своей богине Афине. У всех – яркая, локальная раскраска.

Читайте также:  Музей киевской астрономической обсерватории, украина

Ионическая традиция на примере т.н. Коры № 670: преувеличенно удлинённые пропорции, изысканность жеста, большая детализация и орнаментальная выразительность складок, нарядная изысканность полихромного решения. Ассиметрия в волосах. Эффект движения создают складки пеплоса; тонкие льющиеся вдоль тела одежды. Теперь у каждой детали одежды своя пластическая жизнь.

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Кора № 670. Ок 520-510 гг до нэ.

Изменение в последней трети VI в. до н.э.

концепции пластической формы в женском облике под влиянием стилистики ионийских мастеров: стремление передать удлинённые и стройные пропорции женского тела; лица удлинённой овальной формы; применение лёгких, волнообразных линий при передаче одежды; новые пластические взаимоотношения между телом и одеждой (интерес к пластике складок снимает интерес к телу, его объему), утончённая обработка мрамора и изменение принципа полихромии.

Различия в трактовке ионической традиции на примере коры мастера Антенора, и т.н. Задумчивой коры.

Скульптура архаики: коры и куросы, описание Скульптура архаики: коры и куросы, описание Кора мастера Антенора(есть сигнатура). Ок. 520 г. до нэ.

В отличии от Задумчивой коры нет таких удлинённых и стройных пропорций женского тела; лицо не удлинённое. Больше статики и тяжести в фигуре.

Задумчивая кора (Кора № 674) Ок 500 г. до нэ.

Ассиметрия ярко выражена: разбросанные волосы, складки одежды. Складки одежды в виде ласточкиного хвоста – идущие по диагонали.

Памятники: «Аполлон, дар Мантикла»,“Дама из Оксерра”, голова Геры из Герайона в Олимпии, «Гермес Криофор», голова, найденная у Дипилонских ворот, курос с мыса Сунион, т. наз.

Кора с гранатом из Аттики, статуэтки «Бегун» и «Бегунья»,ансамбль Дидимейона, статуя Артемиды Делосской,Гера с о-ва Самоса, богиня с зайцем с о-ва Самоса, Аполлон Тенейский, скульптура фасада храма А в Принии,рельеф с изображением умерших из Спарты, Клеобис и Битон, Ника Архерма, коры с Афинского Акрополя (Кора в пеплосе, кора мастера Антенора , т. наз. Кора № 670, “Задумчивая кора”), надгробие Кройса из Анависа, Аполлон из Пирея, т. наз. Голова Сабурова, стела Аристиона, Мосхофор, западный фронтон храма Артемиды на Корфу, фронтоны храма Гекатомпедон в Афинах, деталь фронтонной композиции старого Парфенона, метопы храма “С” и храма «малых метоп» в Селинунте, метопы сокровищницы в святилище Геры близ Пестума,метопы сокровищницы и храма Геры на р. Села,фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.

Аполлон, дар Мантикла. Начало VII в до нэ.   как показательный пример художественных процессов, характерных для начальных этапов формирования архаической пластики
Дама из Оксерра. и Реконструкция Середина 7 в до нэ. Известняк. Критская (дедалическая) школа. Ранняя архаика
Голова Геры из Герайона в Олимпии Ок 600 г до нэ. пример спартанской (лаконской) школы: плоскостная трактовка головы, отсутствие моделировки черт лица и удлинённость его пропорций Ранняя архаика
Курос с мыса Сунион. Колосс. Найден в храм. зоне Посейдона. Ок 620 г до нэ. пример аттической концепции мужского обнажённого тела: упрощённый силуэт, монументальная трактовка тела широкими, обобщающими плоскостями. Орнаментальная точность в рисунке деталей лица и волос; постановка оси статуи наискось по отношению к передней плоскости Ранняя архаика
Скульптурная группа «Клеобис и Битон»скульптораПолимеда Аргосского (сигнатура на пьедестале) Аргосская школа Ранняя архаика
Ника Архерма сходство с пластической программой спартанской школы, использование «схемы коленопреклонённого бега», плоскостное, орнаментальное решение отдельных частей тела Ранняя архаика
Статуя Геры с острова Самос (Богиня с птицей). Ок. 570-560 гг до нэ. Мрамор Популярность типа, представленного статуей Герой Самосской в пластике первой трети VI в. до н.э. Ранняя архаика
Богиня с зайцем с о-ва Самоса (Статуя Геры Самосской) Ок. 570-560 гг до нэ. Мрамор Ранняя архаика
Т.н. Кора с гранатом из Аттики («Берлинская кора») Ок. 580-560 гг до нэ. Мрамор Ранняя архаика
Аполлон Тенейский (считается произведением коринфского мастера): использование сикионских пропорций, мягкая трактовка деталей тела при сохранении условности в передаче движения Ранняя архаика
Коры с Афинского Акрополя (поздняя архаика)
Кора в пеплосе. Ок 520 г. до нэ. Мрамор. Высота 1,20 м. «Кора в пеплосе» пример работы аттического мастера: лаконизм и сдержанность пластического решения одежды и раскраски; при сохранении определённой плоскосткости — больший интерес к передаче телесной конструкции и пропорциональной взаимосвязи отдельных частей тела друг с другом Поздняя архаика
Кора № 670. Ок 520-510 гг до нэ. Поздняя архаика
Задумчивая кора (Кора № 674) Ок 500 г. до нэ. Поздняя архаика  
Кора мастера Антенора(есть сигнатура). Ок. 520 г. до нэ. Поздняя архаика
Курос (Аполлон) из Пирея пример позднеархаического куроса: активная роль жеста, утрата приоритетности фронтальной точки зрения, попытка передать положение тела в пространстве при сохранении условности в передаче объёма  
Надгробие Аристиона мастера Аристокла Ок 510 г. до нэ Мрамор. Зрелая архаика
Надгробие Кройса из Анависоса (Курос из Анависоса (надгробие Кройса) большая правильность и достоверность в передаче пропорций, исчезновение условного и орнаментального показа мускулатуры, использование приёмов хиазма, уникальный союз орнаментальной декоративности и стремления к реальному подобию
Мосхофор от moschos — «теленок, телец» и phoros — «несущий») Ок 570 г. до нэ Очень объемные, пышные руки. Относят к аттической школе
Деталь скульптурного фриза храма А в Принии
Западный фронтон храма Артемиды на Корфу Ок 585 г. до нэ
Западный фронтон храма Артемиды на о. Корфу Ок 585 г. до нэ
фронтоны храма Гекатомпедон в Афинах
Остатки фигур двух львов, терзающих быка – оформление фронтона первой фазы строительства старого храмы Афины (Гекатомпедона)
Фронтон со сценой сражения Геракла с Тритоном
Афин и гигант- деталь сцены гигантомахии с мраморного фронтона последней фазы строительства старого храмы Афины (Гекатомпедона)
Метопы храма “С” в Селинунте со сценой убийства Персеем Медузы Горгоны
Сохранившиеся метопы храма “С” в Селинунте
Метопа храма “малых метоп” в Селинунте. Деметра и Кора на колеснице
Метопа храма “малых метоп” в Селинунте. Сфинкс. Ок 550 г до нэ
автор фото: Fingalo Фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах Ок. 525 г. до н.э. как итог художественных поисков в области скульптурного оформления храма в эпоху архаики
Фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах Ок. 525 г. до н.э. Гигатомахия
Фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах Ок. 525 г. до нэ. Суд Париса
Фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах Ок. 525 г. до н.э. «Спор о треножнике»

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17102t3.html

Древние скульптуры Греции: от куросов до Бельведерского торса

Древние скульптуры Греции сделали вместе с храмами, поэмами Гомера, трагедиями афинских драматургов и комедиографов культуру эллинов великой. Но история пластического искусства Греции не была статичной, а прошла несколько этапов в развитии.

Скульптура Архаики Древней Греции

В темные века греки делали культовые изображения богов из дерева. Они назывались ксоаны. О них известно из сочинений античных писателей, образцы ксоанов не сохранились.

Кроме них в XII-VIII веках греки делали примитивные статуэтки из терракоты, бронзы или слоновой кости. Монументальная скульптура появилась в Греции в начале VII века. Статуи, которые использовались для украшения фризов и фронтонов древних храмов, деланы из камня. Отдельные скульптуры делались из бронзы.

Самые ранние скульптуры Архаики Древней Греции найдены на Крите. Их материал – известняк, и в фигурах чувствуется влияние Востока. Но к этому региону относится бронзовая статуя «Криофор», изображающая юношу с бараном на плечах.

Скульптура архаики древней Греции

Выделяют два основных вида статуй эпохи Архаики – куросы и коры. Курос (переводится с греческого как «юноша») представлял собой стоящего обнаженного юношу. Одна нога статуи выдвигалась вперед. Уголки губ куросов часто делали немного приподнятыми. Это создавало так называемую «архаическую улыбку».

Кора (переводится с греческого как «дева», «девушка») – скульптура женская. Древняя Греция VIII-VI веков оставила изображения кор в длинных хитонах. Мастера Аргоса, Сикиона, Кикладских островов предпочитали делать куросов. Скульпторы Ионии и Афин – кор. Куросы не были портретами конкретных людей, а представляли обобщенный образ.

Скульптура архаики: коры и куросы, описаниеСкульптура женская древняя Греция

Архитектура и скульптура Древней Греции начали взаимодействовать в эпоху Архаики. В начале VI века в Афинах существовал храм Гекатомпедон. Фронтон культового здания украшало изображения поединка Геракла с Тритоном.

На акрополе Афин найдена статуя Мосхофора (человека, несущего теленка), сделанная из мрамора. Она была выполнена около 570 года. Посвятительная надпись сообщает, что она – дар богам от афинянина Ронба. Другая афинская статуя – курос на могиле афинского воина Кроисоса. Надпись под статуей говорит, что он поставлен в память о юном воине, погибшем в первых рядах.

Скульптура архаики: коры и куросы, описаниеКурос, Древняя Греция

Классическая эпоха

В начале V века в греческой пластике растет реалистичность фигур. Мастера тщательнее воспроизводят пропорции человеческого тела и его анатомию. Скульптуры изображают человека в движении. Преемники прежних куросов – статуи атлетов.

Скульптуры первой половины V столетия иногда относят к «суровому» стилю. Самый яркий пример работ этого времени – скульптуры в храме Зевса в Олимпии. Фигуры там реалистичнее, чем куросы Архаики. Скульпторы пытались изобразить эмоции на лицах фигур.

Скульптура архаики: коры и куросы, описаниеАрхитектура и скульптура древней Греции

Скульптуры сурового стиля изображают людей в более расслабленных позах. Это удалось сделать за счет «контрапоста», когда тело слегка повернуто в одну сторону, а его вес лежит она одной ноге.

Голову статуи делали немного повернутой в отличие от смотрящих вперед куросов. Пример такой статуи – «Мальчик Крития».

Одежда женских фигур в первой половине V века делается проще по сравнению со сложными одеждами кор эпохи Архаики.

Вторую половину V века называют эпохой Высокой Классики для скульптуры. В эту эпоху продолжали взаимодействовать пластика и архитектура. Скульптуры Древней Греции украшают храмы, созданные в V веке.

В это время в Афинах был построен величественный храм Парфенон, для украшения которого использовали десятки статуй. Фидий при создании скульптур Парфенона отказывался от прежних традиций.

Человеческие тела на скульптурных группах храма Афины более совершенны, лица людей – бесстрастнее, одежды изображаются более реалистичными.

Мастера V века уделяли основное внимание фигурам, но не эмоциям героев скульптур.

Скульптура архаики: коры и куросы, описаниеДорифор, Древняя Греция

В 440-е годы аргосский мастер Поликлет написал трактат, в котором изложил свои эстетические принципы. Он описал цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела. Своеобразной иллюстрацией к нему стала статуя «Дорифор» («Копьеносец»).

Скульптура архаики: коры и куросы, описаниеСкульптуры древней Греции

В скульптуре IV века шло развитие прежних традиций и создание новых. Статуи стали более натуралистичными. Скульпторы старались изображать на лицах фигур настроение и эмоции.

Некоторые статуи могли служить персонификациями понятий или эмоций. Пример, статуя богини мира Эйрены.

Скульптор Кефисодот создал ее для афинского государства в 374 году вскоре после заключения очередного мира со Спартой.

Читайте также:  Порыв ветра, 1873-1876, уинслоу хомер

Раньше мастера не изображали богинь обнаженными. Первым, кто это сделал, стал скульптор IV века Пракситель, создавший статую «Афродиты Книдской». Работа Праксителя погибла, но сохранились ее поздние копии и изображения на монетах. Чтобы объяснить наготу богини, скульптор говорил, что изобразил ее купающейся.

В IV веке творили три скульптора, работы которых были признаны величайшими – Пракситель, Скопас и Лисипп. С именем Скопаса, уроженца острова Парос, античная традиция связывала изображение на лицах фигур душевных переживаний.

Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии. Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими.

Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй.

Скульптуры Древней Греции, названия которых известны всему миру, относятся к Классической и Эллинистической эпохам. Большинство из них погибли, но сохранились их копии, созданные в эпоху Римской империи.

Скульптуры древней Греции: названия в эллинистическую эпоху

В эпоху Эллинизма развивается изображение эмоций и состояний человека – старость, сон, тревога, опьянение. Темой скульптуры может быть даже уродство. Появились статуи усталых борцов, охваченных яростью гигантов, дряхлых стариков. Одновременно развивался жанр скульптурного портрета. Новым был тип – «портрет философа».

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей. Они могли иметь религиозные или политические функции. Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев.

В источниках сохранились упоминания о статуях, которые жители городов воздвигали в честь спартанского полководца, победителя Афин Лисандра. Позднее афиняне и граждане других полисов воздвигали фигуры стратегов Конона, Хабрия и Тимофея в честь их военных побед.

В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло.

Одна из самых известных работ эпохи Эллинизма – Ника Самофракийская. Ее создание относят ко II веку до н.э. Статуя, как предполагают исследователи, прославляла одну из морских побед царей Македонии. В какой-то мере, в эпоху Эллинизма скульптура Древней Греции – презентация силы и влияния правителей.

Скульптура архаики: коры и куросы, описаниеДревняя Греция скульптура: фото

Среди монументальных скульптурных групп Эллинизма можно вспомнить Пергамскую школу. В III и II веках до н.э. цари этого государства вели долгие войны против племен галатов. Около 180 года до н.э. в Пергаме был завершен алтарь Зевса. Победа над варварами была представлена там аллегорически в виде скульптурной группы сражающихся богов-олимпийцев и гигантов.

Древние скульптуры Греции создавались для разных целей. Но, начиная с эпохи Возрождения, они привлекают людей своей красотой и реалистичностью.

  • Скульптуры древней Греции: презентация

Источник: http://drevniy-egipet.ru/drevnie-skulptury-grecii-ot-kurosov-do-belvederskogo-torsa/

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада

УРОК 13

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ

Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада

Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в мoнyмeнтальной скульптуре. Ее отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.

В период архаики ведущее место занимали куросы и коры. Статуя куроса – обнаженного шагающего юноши – тpaктовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой нaгoты.

Юное тело куроса из Аттики (530 г. до н. э.) С широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Eгo мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза – и не движение, и не покой – весьма условна.

А лицо, овеянное блаженной, «архаической улыбкой, которую нельзя назвать ни веселой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле – здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы.

Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.

Подстать куросам безмятежные коры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.

Они охраняли вход в дpeнпий храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость.

Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

Скульптура архаики: коры и куросы, описание49. Курос из Аттики. 530 г. до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 50. Кора в пеплосе. 530 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины. 51. Высокая мраморная кора. 520 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины

Сравнивая кору в пеплосе (530 г. до н. э.)ивысокую мраморную кору (520 г. до н. э.), можно легко в этом убедиться. Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон.

Простая накидка из плотного мaтериала скрывает ее плечи, и весь наряд дает ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без тoгo пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гaммa в раскраске скульптуры.

В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелеными.

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

ПОЛИКЛЕТ. Дорифор. Начало V в. до н. э. Римская копия. Национальный археологический музей. Неаполь

Скульптура архаики: коры и куросы, описание

53. ФИДИЙ. Торс богини с западногo фронтона Парфенона.

438 г. до н. э. Британский музей. Лондон.  54. Скопас.

Менада. IV в. до н. э. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден

Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в pocкошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, coхранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зеленой каймой по краю.

Весь этот каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко  обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры гoвoрят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой.

Мерцающее в волосах золото, черные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют ее внешнему облику Игривость и легкомыслие.

Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения cкpытoгo движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. до н. э.

), преодолев архаическую манеру распределять массу тела статуи равномерно на обе ноги. он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму eгo тела.

Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца) (начало V в. до н. э.).

Во-первых, это хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую нoгy влечет за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру coответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру — правое опущенное плечо.

Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Bo-втopыx, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и четкие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бедрами.

Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.

В то же время разработанный Поликлетом геомемрический канон* стал причиной внешней бесстрастности eгo героев, соответствующей призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из мeгap: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».

Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своем нынешнем состоянии без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма.

* Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.

Характерным выpaжением этой силы и законченности служит торс богипи с заnадпого фроптопа (438 г. до н. э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь.

Поза богини, ее широкий шаг указывают на движение вперед, которое подчеркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся ткань на груди, животе, правой нoгe словно прибита к телу потоком воздуха.

Некоторая условность в распределении складок по фигуре – при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе – порождает ощущение легкости ткaни, не стесняющей движения.

А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с ее кaмeннoгo ocнoвания, и создается впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена тoгo же порыва, что и фигура в целом.

Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н. э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с eгo простым, ясным, гармоничным восприятием бытия. Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность гpeкoв.

Трагичес кое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нoвoгo лика красоты, исполненного динамизма и внyтpeннeгo накала. Скопас (380–330 гг. до н. э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Мепаду (IV в. до н. э.

) в момент принесения жертвы. 3aдавшись целью передать экстатический надрыв, Скопас выбирает тип лица, далекий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.

Тело также показано в состоянии оргиастичеcкoгo экстаза, когда движения не мoгут быть ни выверенными, ни разумно продуманными.

Чтобы отобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приемы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор.

Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжелой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти.

Вo-втopыx, новое coотношение ткани и плоти ткань здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела»,- обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

Вопросы и задания1. В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа? 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение гpeкoв в эпоху ранней, высокой, поздней классики?

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Читайте также:  Аллегория благоразумия (аллегория веры), давид тенирс младший

Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по исскуству, рефераты и конспекты уроков по исскуству для 10 класса скачать

Содержание урока
конспект урока
опорный каркас презентация урока
акселеративные методы интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные
словарь терминов прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BE%D1%82_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B4%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8._%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8B._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82._%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80._%D0%A4%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B9._%D0%A2%D0%BE%D1%80%D1%81_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B8._%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81._%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0

Скульптура Урок МХК 10 класс. Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. — презентация

  • 1 Скульптура Урок МХК 10 класс
  • 2 Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений это куросы и коры, созданные в эпоху архаики.
  • 3 Мужские фигуры куросов (юношей), достигавшие значительных размеров (до 3 м), устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов.
  • 4 Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.

5 Фигуры кор (девушек) воплощение изысканности и утонченности.

Их позы однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях!

6 И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.

7 В период классики скульптура достигла новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.

8 Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V B. ДОН. Э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве. «Афина и Марсий»

9 Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.

10 «Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена «Дискобол» (копия) в Британском музее.

11 Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера стройный юноша атлетического телосложения

12 Юношам Поликлета присущи «все добродетели». Духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик.

13 Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок гг. до н. э.), Лисиппа ( гг. до н. э.) и Леохара (середи­на IV в. до н. э.).

  1. 14 Мелеагр
  2. 15 Афродита Книдская
  3. 16 Отдыхающий Гермес. Геракл, борющийся со львом
  4. 17 Аполлон Бельведерский Диана-охотница

18 На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание, обостренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий.

19 Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милосскую» Агесандра

20 скульптурные группы, выполненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.

21 Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака.

22 Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа «Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимствован из легендарных сказаний о падении Трои.

23

Источник: http://www.myshared.ru/slide/844993

Греческая архаика. Архаическая скульптура (куросы и коры)

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 26Следующая ⇒

Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.

Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. (ранняя архаика — около 650 — 580 гг. до н. э.; высокая — 580 — 530 гг.; поздняя — 530 — 500/480 гг.).

Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской и женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксера»). Серединой VII в. до н. э.

датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией — фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом.

Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы.

Среди знаменитых памятников архаической круглой скульптуры — голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др.

Последняя статуя демонстрирует архаическую схему так называемого «коленопреклоненного бега», использовавшегося для изображения летящей или бегущей фигуры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей — например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.

В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек — куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Раннее греческое искусство создает образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте (см. Приложение 1-4).

В ту эпоху духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности.

Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии, поэзии и искусства архаической Греции*.

Подобно тому как философия, тогда еще близкая к поэзии, проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность человеческих страстей, изобразительное искусство создало обобщенный человеческий облик. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов».

Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета. qh изображал Человека. Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению.

Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний.

И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке.

Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции; женские статуи — коры — главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля.

Прекрасные женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке до н. э., когда там правил Писистрат, и разрушенного во время войны с персами.

Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования.

Возможно, некоторые из них исполнялись ионийскими мастерами, приглашенными Писи-стратом в Афины; их искусство повлияло на аттическую пластику, которая отныне соединяет в себе черты дорийской строгости с ионийской грацией. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте.

Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.

Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски.

Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми.

На фоне безоблачного неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было.

Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе,— очень важный момент в эстетике греков.

Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии сфер».

Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела и «тела» архитектуры В этом уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-37257.html

Ссылка на основную публикацию