Скульптура 18 века в россии

Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России Скульптура 18 века в России

Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723— 1729), образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б. -К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве — для военного корабля, другой — из позолоченного свинца. Много лет работал Растрелли ли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора. При участии его сына, архитектора Ф. -Б. Растрелли, статую отлили в бронзе.

В 1741 году скульптор закончил работу над статуей «Анна Иоанновна с арапчонком», в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение.

Если в образе Петра и его сподвижников — порыв и горение, то в названном произведении — олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России. Портретные работы—не единственное, что оставил Растрелли.

Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России.

Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра «столп в память Северной войны» должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи.

Но после смерти Петра колонну стали называть «Столп памяти Петра I и Северной войны». Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Tриумфальный столп так и не поставили ни при Петре I. ни при его преемниках.

Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже. Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей «художествам и ремеслам».

Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий, но все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками. Умер Растрелли в 1744 году.

Этьенн-Морис Фальконе (1716– 1791; в России – с 1766 по 1778) Вместе с отечественными мастерами в России работал французский скульптор Этьенн-Морис Фальконе (1716– 1791; в России – с 1766 по 1778), который в памятнике Петру I на Сенатской площади в Петербурге выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбах России. Фальконе работал над памятником 12 лет.

Первый эскиз был исполнен в 1765 г. , в 1770 г. – модель в натуральную величину, а в 1775– 1777 гг. происходила отливка бронзовой статуи и готовился постамент из каменной скалы, которая после обрубки весила около 275 т. В работе над головой Петра Фальконе помогала Мари-анн Колло. Открытие памятника состоялось в 1782 г.

, когда Фальконе уже не было в России, и завершал установку памятника Гордеев.

Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя, как сам писал в письме к Дидро. Скульптор категорически восставал против холодных аллегорий, говоря, что «это убогое обилие, всегда обличающее рутину и редко гений» . Он оставил лишь змею, имеющую не только смысловое, но и композиционное значение.

Так возник образ-символ при всей естественности движения и позы коня и всадника. Вынесенный на одну из красивейших площадей столицы, на ее общественный форум, памятник этот стал пластическим образом целой эпохи. Конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника.

Заложенное в общем решении единство мгновенного и вечного прослеживается и в постаменте, построенном на плавном подъеме к вершине и резком обрыве вниз. Художественный образ слагается из совокупности разных ракурсов, аспектов, точек обзора фигуры.

«Кумир на бронзовом коне» предстает во всей своей мощи прежде, чем можно заглянуть ему в лицо, как верно заметил некогда Д. Е. Аркин, он воздействует сразу же своим силуэтом, жестом, мощью пластических масс, и в этом проявляются незыблемые законы монументального искусства.

Отсюда и свободная импровизация в одежде ( «Это одеяние героическое» , – писал скульптор), отсутствие седла и стремян, что позволяет единым силуэтом воспринимать всадника и коня. «Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра» (Дидро).

Голова всадника –это также совершенно новый образ в иконографии Петра, отличный от гениального портрета Растрелли и от вполне ординарного бюста, исполненного Колло.

В образе Фальконе господствует не философская созерцательность и задумчивость Марка Аврелия, не наступательная сила кондотьера Коллеони, а торжество ясного разума и действенной воли. В использовании естественной скалы в качестве постамента нашел выражение основополагающий эстетический принцип просветительства XVIII в. – верности природе.

«В основе этого произведения монументальной скульптуры лежит высокая идея России, ее юной мощи, ее победного восхождения по дорогам и кручам истории.

Вот почему памятник порождает в зрителе множество чувств и мыслей, близких и отдаленных ассоциаций, множество новых образов, среди которых неизменно главенствует возвышенный образ героического человека и народа-героя, образ родины, ее мощи, ее славы, великого исторического призвания» (Аркин Д. Е. Э. -М. Фальконе//История русского искусства. М. , 1961. Т. VI. С. 38).

Расцветом русской скульптуры по праву можно считать 18 век, он подарил России множество великих мастеров. В дальнейшем значительный вклад в развитие скульптурного портрета внесли М. И. Козловский (1753 -1802), Ф. Ф. Щедрин (1751 – 1825), И. П. Мартос (1752 – 1835) и Б. И. Орловский (1793 – 1837). Спасибо за внимание!

Источник: https://present5.com/rascvet-russkoj-skulptury-v-18-veke-vypolnili-uchenicy/

Скульптура 18 века в России » Умурзак Шанов — официальный сайт скульптора

01 Декабрь 2014

Скульптура 18 века в России

Каждый новый век рождает новые направления в искусстве, раскрывает таланты еще совсем неизвестных художников, скульпторов и архитекторов. Одним из самых выдающихся периодов расцвета скульптуры в России стало 18 столетие. С приходом к власти последнего царя всея Руси искусство начинает переживать совершенно новый этап. Перед человеком распахнулась дверь в мир европейских творцов.

В этот период времени в России стало разворачиваться масштабное строительство парков, усадеб, совершенно новой столицы —  все это вызвало потребность в пластике, которая должна была быть ориентирована на европейские образцы. Взгляд на скульптуры стал совершенно иным. Из-за границы начинают завозиться новые образцы, например, статуя Венеры Таврической. Петр Первый даже издал специальный указ покупать и привозить скульптуры дальних стран.

Но, несмотря на то, что перед нашими скульпторами были открыты новые возможности, требовалось еще некоторое время, чтобы отойти от древнерусской скульптуры. Именно поэтому в начале 18 века многая пластика была сделана руками иностранных мастеров.

Памятник Петру I

Приехавший из-за границы мастер пластического искусства Бартоломео Карло Растрелли создал уникальную скульптуру – бюст Петра Великого.

В величественном повороте головы, в суровом взгляде Растрелли смог полностью передать пылкий и решительный характер российского императора. Работа была выполнена в 1723 году.

Воедино слились два стиля – классицизм и барокко, что с точностью показало непреклонность характера и величественный облик государя.

Первый конный памятник. Памятник Петру I у Михайловского замка

Еще один шедевр скульптора Карло Растрелли.  Этот памятник был сделан по задумке самого императора после победы в битве под Полтавой. Но увидеть его царю так и не удалось: скульптура была отлита только во время правления Павла Первого.

Установлен он был в Петербурге, рядом с Михайловским замком. Создавался он в духе европейских монарших конных статуй.  Гордая посадка, античное одеяние, несомненно, подчеркивают властность и божественность царя непоколебимой державы.

Нам представлен не просто образ живого человека, а сила и нравственность, которые присущи только великим.

Портрет Александра Меньшикова

Еще одно произведение искусства итальянского скульптора. Обратите внимание на множественные награды, которые украшают бюст сподвижника и военного деятеля Петра Великого, и на его роскошный парик. Автор сделал это неспроста. Этот образ передает значимость Меньшикова и его безмерную любовь к дорогому убранству и роскоши.

Анна Иоанновна с арапчонком

Перед нами предстает величественная фигура императрицы, изображенная в полный рост, и еще совсем хрупкая и детская “фигурка” юного слуги. Выполненная Растрелли в духе барокко скульптура таким противопоставлением передает царственность и величие Российской империи.

Алтарь Петропавловского собора в Петербурге

Самым выдающимся российским скульптором начала XVIII столетия был Иван Зарудный. Он сочетал традиции русской архитектуры и пластики с европейским духом.

Алтарь Петропавловского собора в Петербурге стал одним из самых выдающихся его творений. Но Зарудный был, скорее, больше архитектором, чем мастером пластичного искусства.

Он сделал огромный вклад в развитие архитектуры, нежели скульптуры.

Во второй половине 18-го столетия все больше стали появляться работы уже наших, российских скульпторов. Созданная академия художеств (создатель — Петр Великий) выпустила таких известных авторов как Козловский, Шубин, Гордеев, Щедрин, Мартос. Роль иностранных мастеров еще была достаточно значительной, но мы уже делали первые шаги к завоеванию мира культуры.

Екатерина II — Законодательница

Шубин Федор Иванович сделал эту мраморную скульптуру специально к празднику, устроенному графом Потемкиным в честь императрицы. Реалистичная трактовка образа подчеркивает парадность и торжественность в сочетании с неповторимыми чертами самой Екатерины.

Все работы этого автора отличаются некой пластичностью, своеобразным темпераментом и подлинной реалистичностью. Мраморные бюсты Е.М. Чулкова, Павла Первого, М.В. Ломоносова, князя Голицына, Екатерины II передают их нрав и показывают, какими они были на самом деле.

На протяжении 18-го столетия российское искусство подверглось заметным переменам. Мы смогли выйти на более новый уровень — проделали путь от традиций русской скульптуры, ориентированной церковью, освоили стиль Барокко и перешли на совершенно новый стиль в искусстве — коассицизм.

Источник: http://www.sculptor-shanov.com/skuljjptura-18-veka-v-rossii.html

Русская скульптура

С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная резьба по дереву, так и украшение резным декором бытовых предметов. В языческой Руси в центре храмов ставили идолов, сделанных схематично из камня, дерева, иногда из металла. После крещения Руси, как и в Византии, статуи в христианских храмах не допускались. Известное распространение получил лишь скульптурный рельеф.

  • Развитие русская пластика получает лишь в первой половине 18 века. Слабое развитие обусловлено:
  • · Не имелось значительных традиций и школ;
  • · Сказывалось ограниченное запретами православной церкви развитие древнерусской скульптуры.
  • Достижения начала 18 века связаны с декоративной скульптурой, украшением дворцов, других сооружений, народная деревянная скульптура.

Важнейшие государственные и культурные преобразования, происшедшие при Петре Первом, открыли перед русской скульптурой возможности ее развития. В это время появляется большой интерес к круглой скульптуре и к портретному бюсту.

Не дожидаясь, когда сложатся свои кадры, Петр дал приказ покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. При его содействии была приобретена «Венера Таврическая» (ныне в Эрмитаже) Заказывались разнообразные статуи и скульптурные композиции для дворцов и парков Петербурга, Летнего сада, приглашались иноземные ваятели.

Наиболее выдающимся из них был Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию в 1716 году и оставшийся здесь до конца жизни. Его работа в России была обширна и разнообразна. Он участвовал в создании многих декоративно-скульптурных комплексов, в том числе в украшении Петербургского Большого каскада.

Особенно он известен как автор замечательного бюста Петра Первого, исполненного и отлитого из бронзы. Еще при жизни Петра, скульптор снял с него маску и тогда же создал восковый бюст Петра.

Созданный образ отличается реалистичностью в передаче портретных черт, вместе с тем необычайной торжественностью.

В облике Петра ясно подчеркнут ум, воля, неукротимая энергия, он предстает государственным деятелем исключительного масштаба.

В течение многих лет Растрелли работал над конным монументом Петра, который отливался уже после смерти автора. Памятник был воздвигнут перед Михайловским замком лишь при Павле Первом — в 1800 Тогда же были созданы под руководством М.И.Козловского рельефы постамента.

Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью.

Особенность решения Растрелли чувствуется в сдержанно-суровом стиле монумента, в подчеркнутой без излишней пышности значительности образа Петра, а так же в великолепной пространственной ориентировке памятника.

Значительным произведением Растрелли является портрет Анны Ивановны с арапченком (1741) бронза. Эта торжественная, монументальная группа на первый взгляд воспринимаются парадная, но одновременно с этим правдивостью и острой индивидуальной выразительности изображает непривлекательное лицо Анны.

Объективное, исторически правдивое раскрытие образа императрицы. В этом произведении поражает с одной стороны — непревзойденная правдивость портретиста, с другой — пышная парадность решения и монументализация образа.

Читайте также:  Музей одной улицы (андреевского спуска) в киеве, украина

Подавляющая своей тяжеловесностью, облаченная в драгоценные одеяния и мантию, фигура императрицы воспринимается еще более внушительной и грозной рядом с маленькой фигурой мальчика-арапченка

Растрелли был типичный западноевропейский мастер позднего барроко. Но в условиях Петровской России наибольшее развитие получила реалистическая сторона его таланта.

Во второй половине 18 века русская скульптура завоевала видное место среди других видов искусства. Это время высокого развития искусства портрета. Широкое развитие приобретают статуя и портретный бюст как самостоятельные виды скульптуры.

Федор Иванович Шубин — мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов. При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим).

Возвратившись в 1773 г в Петербург, Шубин создает гипсовый бюст Голицына, который прославил имя молодого автора. В портрете воссоздан типичный образ представителя высшей аристократии екатерининской эпохи. За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. Его засыпают заказами.

Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера. Бюст Паниной близок к Голицыну — образ аристократа, но усталого, пресыщенного. Шубин умел создать образ человека во многих аспектах, многогранно, что позволяло глубже проникнуть в сущность модели и понять психологию портретируемого.

Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица человека, передать мимику, взгляд поворот головы. Разнообразные оттенки выражения лица мастер раскрывает с разных точек зрения, дает почувствовать добродушие или холодную жестокость, чопорность или простоватость, внутреннюю содержательность или самодовольную пустоту человека.

Шубин мастерски изображал как живой трепет и теплоту человеческого лица, столь же убедительно изображал и аксессуары: легкую и тяжелую ткань, мех, кружево, ордена.

Однако всегда главным для него оставалось — человеческие лица, образы, характеры. С годами Шубин глубже передает психологическую характеристику образов. Самая поразительная работа — бюст Павла 1 (1790). В нем смелая правдивость граничит с гротеском. Бюст Ломоносова проникнут человеческой теплотой.

Будучи в основном портретистом Шубин работал и в других областях скульптуры, создавал аллегорические статуи, монументально-декоративные рельефы для интерьеров Петергофа. (Бронзовая статуя Пандоры).

Творчество Шубина пришлось на период развития классического стиля в искусстве. Это отразилось в творческом наследии скульптора, который в своих портретах наметил смелые реалистические тенденции и в то же время выступал в качестве строгого классика в разработках исторических сюжетов.

Во второй половине 18 века в России работал один из видных французских мастеров Этьен Морис Фальконе (1716-1791), который оказал значительное влияние на развитие русской скульптуры. Цель его приезда в Россию была создание конного памятника Петру Первому, над которым он работал в течение 12 лет. Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира.

Если Растрелли в своем памятнике Петра представил своего героя как императора — грозного и властного, то Фальконе сделал упор на воссоздание образа Петра как величайшего представителя своего времени, дерзновенного и смелого государственного деятеля.

Петр представлен в момент стремительного взлета на скалу — естественную глыбу камня, обтесанную наподобие поднявшейся огромной морской волны. Останавливая на всем скаку коня, Петр простирает вперед правую руку. В зависимости от точки зрения этот жест Петра — воплощает то жесткую непреклонность, то мудрое повеление, то спокойное умиротворение.

  1. · Целостность и пластическое совершенство;
  2. · Свежесть и оригинальность замысла;
  3. · Выразительность и содержательность образа;
  4. · Крепкая органическая связь конной фигуры и постамента;
  5. · Прекрасное понимание пространственной постановки памятника.
  6. Все эти достоинства делают создание Фальконе подлинным шедевром монументальной скульптуры.

В конце 18 века русская скульптура вступает в период блестящего расцвета. В эти годы в искусство приходит целая плеяда выдающихся скульпторов, воспитанников Академии художеств в Петербурге.

Дальнейшее развитие классические тенденции монументальной скульптуры получили в творчестве Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Младший современник Шубина увековечил свое имя памятником А.В.Суворову — великому русскому полководцу. Это один из лучших памятников России 18-19 веков.

Скульптор считал своей задачей не просто создать портретную статую, а обобщающий образ прославленного полководца. Сначала он хотел в образе античного героя, но в результате появилась полная движения и энергии, стремительная и легкая фигура устремлена вперед с неукротимой бесстрашием и быстротой.

  • · Великолепное пространственное решение
  • · Полная характеристика
  • · Грациозность и легкость
  • · Связь с постаментом.

Скульптору удалось создать памятник немеркнущей военной славы русского народа. Памятник Суворову, в котором с замечательной силой дан идеализированный образ национального героя, принадлежит к наиболее совершенным достижениям классицизма в русской скульптуре. Этот памятник можно увидеть в Санкт-Петербурге на Марсовом поле.

Важное значение в скульптурном наследии Козловского также имеет группа «Самсон, разрывающий пасть льва».

Мощная фигура Самсона, олицетворяющего грозную силу русского оружия, передана в сильном движении, его образ близок к античным статуям Геракла и титаническим творениям Микеланджело.

Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизировал побежденную Россией Швецию. Так средствами аллегории скульптор воспел славные победы отечественной армии.

В русской скульптуре второй половины 18 века осуществляются принципы синтеза искусств. Если раньше скульптура занимала подчиненное положение по отношению к архитектуре, была большей частью дополнением к ней.

Впоследствии скульпторы не только «украшают» здания пластическими группами, отдельными фигурами и полосами рельефа, но средствами своего художественного языка продолжают, развивают идеи, определяющие существо архитектурного образа.

События войны 18 года предопределили темы героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы над врагом. Важным достижением начала 19 века в области синтеза скульптуры и архитектуры.

Мастера монументально-декоративной скульптуры конца 18 — начала 19 века Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов, П.К.Клодт украшали своими произведениями улицы города и архитектурные сооружения старого Петербурга, прославляя в своих статуях строительство флота, горное дело и победу русского оружия в дни Отечественной войны 1812 года. (Здание Главного штаба, Горного института, Адмиралтейства).

Другой знаменитый скульптор той же поры И.П.Мартос является автором стоящего на Красной площади памятника освободителям Москвы Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Опираясь рукой на щит, Пожарский поднимается со своего ложа, на котором возлежит после полученных ранений.

Скульптор сумел передать огромную внутреннюю стойкость обоих героев и их непоколебимую решимость встать на защиту родной земли.

Скульптор Б.И.Орловский создал памятник русскому полководцу, победителю Наполеона, Кутузову.

Во второй половине 19 века, когда в русском искусстве утверждались демократические принципы реализма, скульпторы Е.А.Лансере Ф.Ф.Каменский стали изображать жизнь простого народа, создавать бытовые сценки из крестьянской жизни. Скульпторы — реалисты нового времени, обращаясь к народной жизни, достигают большой силы в выражении социальных противоречий эпохи.

  1. Особенности скульптуры второй половины 19 века:
  2. · Приближение к реальной жизни;
  3. · Использование народной тематики;
  4. · Стремление увековечить образы прогрессивных деятелей русской истории;
  5. · Утверждение новых этических ценностей.
  6. Самым последовательным и убежденным скульптором-реалистом был Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902).

Образы деятелей русской истории Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Петра Первого, созданные М.М.Антокольским, самым крупным из скульпторов этого времени, поражают своей психологической выразительностью, глубиной раскрытия характера, реалистичностью.

А.М. Опекуншин увековечил свое имя памятником А.С. Пушкину, воздвигнутом в1880 году в Москве. Ему принадлежат статуя Петра Первого, памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске.

Таким образом, лучшие произведения скульптуры выполняют благородную роль пропаганды патриотических идей, прославляют славных сыновей своего отечества и украшают города.

В конце 19 начале 20 веков в русской скульптуре наблюдается дальнейшее развитие прогрессивных реалистических тенденций. Из всех жанров успешнее всего развивается портрет. Существенную роль продолжает играть Академия художеств, где работают такие мастера как С. М. Волнухин, П.П. Трубецкой, С.Т. Коненков, Н.А. Андреев, А.С. Голубкина.

В первые же месяцы революции в соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представляющие ни исторического, ни художественного интереса ( как считалось) и стали создаваться памятники ( бюсты фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам.

Первые памятники были разными по трактовке образов и формы: от традиционных до формалистических, о портретных до обобщенно- символических.

В 1917 году был создан творческий союз скульпторов-художников, его первым председателем стал С.Т.Коненков.

Произведения овеянные революционной романтикой, создал в 20-х годах Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941). Сеятель.

Одним из классических произведений советской скульптуры явилась его работа «Булыжник — оружие пролетариата». Она исполнена в лучших традициях мирового и русского искусства, овеяна пафосом современности.

В 1926 создается Общество русских скульпторов (ОРС, просуществовал до 1932 года), куда вошли мастера различных художественных школ: А. Голубкина, Н.Андреев, И.Шадр, В.Мухина и многие другие. Их объединял интерес к современности.

В 30х годах во всех видах и жанрах скульптуры — в портрете статуарных композициях, рельефе — стало заметно тяготение к идеализации натуры.

Ведущим мастером советской скульптуры балы Вера Игнатьевна Мухина (1889- 1953). Получила образование в Париже. На протяжении всего творчества остается верной классическим традициям.

Большое значение для развития современной монументальной скульптуры имело участие ССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь, устроенная в Париже в 1937 году. Здание советского павильона завершалось гигантским, поднятым ввысь на 33 метра, пилоном, который венчала скульптурная группа В.Мухиной «Рабочий и колхозница».

В этот период продолжают активное творчество Сергея Коненкова. Портрет Достоевского, многочисленные портреты.

В 1930х годах интересно развивается анималистическая скульптура. Скульптор-анималист В.Ватагин прекрасно раскрывает особенности и психологию животных, работает в дереве, в бронзе.

С первых дней Великой отечественной войны скульпторы активно работали, участвовали в передвижных выставках.

В скульптуре военных лет ощутим приоритет портретного жанра, скульпторы стремятся запечатлеть правдивый образ героя войны.

В это время в скульптурном портрете над индивидуально-конкретным берет верх идеально-правдивое, возвышенно- героическое. Во время войны не было возможности сооружать памятники., но именно в это время рождаются новые замыслы.

  • Евгений Викторович Вучетич (1908-1974) после войны была исполнена 13 метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечем в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине.
  • В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы (на Пискаревском кладбище) и бюсты героев войны, архитектурно-скульптурные комплексы, которые воздвигаются на месте лагерей смерти, в честь героической обороны города (мамаев курган).
  • Во всех мемориалах в соответствии с замыслом и талантом художников разработаны проблемы синтеза, взаимосвязи скульптуры и архитектуры.
  • Мемориальная скульптура имела разные стилевые концепции:
  • · Символический образ;
  • · Схематично-отвлеченный;
  • · Экспрессивно-напряженный.

В 1960-80 годах значительное место в современной скульптуре занимает тема космоса. Оригинальное развитие получила декоративно—парковая скульптура. Скульптура вновь вышла на открытый воздух, в городские ансамбли, сады, парки.

В 70 возникает новая концепция пространства» — физическое пространство осмысливается как эстетическая категория, равнозначная скульптурному объему. Осознание роли пространства в формировании художественного образа — новый этап в развитии скульптуры.

Наряду с официальной линией развития скульптуры в 1960-80 годах развивается нонконформистское направление. Самый яркий представитель «второго авангарда» в скульптуре — Эрнст Иосифович Неизвестный. Техногенный мотивы «Роботы и Полуроботы».

Памятник монумент 3-х поколений находится на площади «50-летия Октября», в центре города Пласт. Автор памятника Н.И. Кондратьев, монумент сооружен в честь 50-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции.

Открытие памятника состоялось 7 ноября 1967 года в торжественной обстановке.

Монумент состоит из трех фигур, размер 7,5х5,5,материал бетон с гранитной крошкой.

К 30-летию Победы в 1975 году памятник был реставрирован, высечены мраморные ордена, сделаны мраморные ступеньки, надпись «Вечная память в сердцах поколений грядущих», вечный огонь. Все мраморные работы дополнились скульптором г. Пласт В.К.Забалуевым.

Источник: https://studbooks.net/1032734/kulturologiya/russkaya_skulptura

Живопись. Скульптура. Театр

Живопись. В середине XVIII в. и второй его половине успешно развивались и другие виды искусства. В курсе русской литературы вы узнаете о появлении новых поэтов и писателей. Об одном из самых замечательных из них — Александре Радищеве вы прочтете в следующем параграфе. Значительное развитие наблюдалось и в русское живописи. Особенно выросло мастерство портрета.

Портретная живопись раньше была скована религиозным влиянием иконописи. Портретное сходство с живым человеком достигалось слабо и считалось греховным. Но время брало свое, и теперь появились мастера, которые сумели пробить дорогу реалистическому изображению.

Читайте также:  Розы в творчестве ренуара

2. Художник Д. Г. Левицкий 

XVIII в. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) был крупнейшим русским портретистом.

Как и многие великие художники того времени, он рисовал портреты вельмож.  Знаменитый портрет П. Демидова,в котором воссоздан образ богатого человека.

Богача вельможи, занятого своим любимым развлечением — разведением редких растений. Накинув на шелковый костюм богатый атласный халат, вельможа опирается на садовую лейку и с довольным выражением лица показывает рукой зрителю любимые редкостные кустики, только что расцветшие.

Около лейки луковица тюльпана и небрежно отодвинутая раскрытая книга, вероятно трактат по ботанике. Это уже не обычный парадный портрет, тут хозяин дан со множеством индивидуальных черт.

Две торжественные колонны заднего плана и виднеющийся в перспективе дворец напоминают о важности и богатстве хозяина.

Кроме парадных портретов представителей знати и самой императрицы Екатерины II, Левицкий с вдохновением писал портреты близких ему людей — дочери Агаши в русском народном костюме, отца.

С большой теплотой и выразительностью художник написал портрет Н. И. Новикова — знаменитого русского просветителя, издателя популярных тогда сатирических журналов, в которых подвергались критике и осмеянию крепостнические порядки, произвол и самодурство помещиков. (См. цветную иллюстрацию 6.)

В творчестве Д. Г. Левицкого шла борьба между условной парадностью дворянского искусства и реалистическими вкусами правдивого мастера кисти, стремящегося к точному и верному воспроизведению действительных черт натуры.

Левицкий обладал большим чувством композиции: он знал, что поставить в центр, чему дать подчиненное значение, он умел уловить характерный жест человека, поворот головы, выражение лица. Он замечательно владел всей палитрой красок и умело сочетал их, был мастером колорита, как говорят художники. Много лет он преподавал в Академии художеств, руководя портретным классом.

3. В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов

Учеником Левицкого был выдающийся русский художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Родом он с Украины, сын казака. Живопись была у них семейной традицией. Талантливый юноша сумел отойти от церковной живописи, которая некоторое время держала его в плену, и стать на путь реалистического искусства. Он писал парадные портреты вельмож (см. цветную иллюстрацию 7), но не это было основным в его творчестве. Он стремился изобразить человека в простой, будничной обстановке, ловил его простое, естественное выражение. Даже царицу Екатерину II он изобразил в домашнем платье, во время ее ежедневной прогулки с собачкой по саду.

Хотя поэт Г. Р.

Державин нарисован им в парадном мундире со звездой и орденами, у него совсем не торжественное, а простое выражение лица; груда рукописей на столе и ряды книг, из которых часть только что вынута для работы, говорят не о его вельможной жизни, а о повседневном труде. Художник имел пристрастие к идиллическим сюжетам, тихим, сентиментальным настроениям, мягкому, нежному колориту.

Художники Аргуновы — это целая семья талантливых русских мастеров из крепостных крестьян графов Шереметевых. Особенно знаменит Иван Петрович Аргунов (1727- 1802). И ему пришлось писать парадные портреты тогдашней знати и даже самой царицы Екатерины II. Он обнаружил тут незаурядное мастерство, выписывая вельможные лица, кружевные воротники, шелк, атлас и бархат одежды. Но портреты простых русских людей, передача их чувств, их внутреннего мира были его призванием.

Знаменита его «Девушка в кокошнике» — портрет крепостной крестьянки. В портрете художнику дорог сам человек, а не окружающие его предметы. Простота и достоинство русской женщины глядят на нас с полотна Аргунова. Он нарисовал не крепостную, подневольную рабыню, а красивую, гордую женщину. Высокий кокошник и крупные красные бусы оттеняют ее красоту, но не в них дело, а в ее спокойном, полном достоинства выражении, во взгляде умных и зорких глаз. (См. цветную иллюстрацию 8.)

4. Русская скульптура. Ф. И. Шубин

Развитие русской скульптуры шло примерно по тем же путям, что и развитие русской живописи. От парадной торжественности вельможного дворянского мира искусство шло к реальной жизни, правдивой простоте и изображению внутреннего мира героя.

Представителем этого вида искусства в скульптуре был гениальный русский скульптор Федот Иванович Шубин (1740-1805). Родом он был из «черносошных» крестьян Архангельской губернии, из того же края, откуда вышел и М. В. Ломоносов.

Мальчиком Шубин был умелым резчиком по кости — это искусство с давних пор процветало на Севере.

В девятнадцатилетнем возрасте он с рыбным обозом, подобно Ломоносову, прибыл в Петербург, и его великий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом — учеником в Академию художеств, тогда только что открывшуюся.

Окончив Академию, Шубин совершенствовался в Париже и Риме. Уже первые его работы завоевывают ему славу и приносят множество заказов.

Шубин — мастер портретных бюстов, большей частью выполненных в мраморе, но также автор и многих статуй для дворцов русской знати. Удивительно мастерство Шубина в передаче характерных свойств человека в скульптурном портрете. Шубин — один из величайших психологов в мировой скульптуре того времени.

Он изобразил Ломоносова без официально принятого парика и парадного костюма, с ясным, вдумчивым и острым взглядом ученого, с простой улыбкой. В бюсте царя Павла I он смело изобразил черты трусливого и подозрительного деспота. Знамениты работы Шубина — его бюсты П. Румянцева, А.

Безбородко и множество других.

Творчество Шубина было слишком смелым для вельможных кругов крепостной эпохи.

В последние годы жизни самая страшная беда — слепота поразила художника. Пожар уничтожил мастерскую Шубина со всем, что было им начато. Гениальный скульптор умер в материальных заботах и лишениях.

5. Русский театр. Ф. Г. Волков

Богатые помещики заводили в своих имениях театры, в которых играли крепостные актеры. Прекрасный театр был устроен графом Шереметевым в подмосковном дворце Останкино.

И строителями дворца и актерами, театра были крепостные. Их высокое искусство поражало современников.

В середине XVIII в. был основан первый русский постоянный публичный театр. Его создание связано с именем выдающегося русского актера Федора Григорьевича Волкова (1729-1763), которого недаром называют «отцом русского театра».

Родился Волков в простой и небогатой купеческой семье, в городе Костроме. Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательную деятельность.

В 1750 г. он основал в Ярославле публичный театр. Слава об этом театре достигла столицы, артистов вызвали в Петербург. К придворным требованиям они не подошли. Много мытарств испытали артисты, пока наконец правительство издало указ об учреждении в 1756 г. в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий театра».

Руководителем театра сначала был писатель Сумароков, а потом стал Волков. Красивый, с живым, открытым лицом и прекрасным голосом, Волкоз завоевал широкую славу исполнением трагических ролей.

Нередко он выступал в трагедиях, где играл роль борца против тирании. Он сыграл множество героических ролей. Современники вспоминали, что Волков и в комедиях выступал с большим успехом.

Талант его как актера был поистине многогранен.

Основатель первого публичного профессионального театра, Волков был человеком выдающегося ума и демократических убеждений. Поэт Фонвизин считал, что Волков мог бы быть «человеком государственным». Кипучая и плодотворная жизнь актера рано оборвалась: он умер в возрасте всего около 34 лет, простудившись во время маскарадного представления. 

Влияние Волкова на последующее развитие театра в России было огромно. Волков занимает почетное место в истории русской культуры.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/269-zhivopis-skulptura-teatr.html

Особенности развития русской скульптуры в начале XVIII века Относительно слабое развитие русской пластики в первой половине века – отсутствие значительных. — презентация

1

2 Особенности развития русской скульптуры в начале XVIII века Относительно слабое развитие русской пластики в первой половине века – отсутствие значительных традиций и школ.

Ограниченное запретами православной христианской церкви развитие древнерусской скульптуры. Успешно развивается народная деревянная скульптура, особенно на севере России.

В начале века работают, в основном, скульпторы-иноземцы.

3 Появляется большой интерес к круглой станковой скульптуре и к портретному бюсту. Одним из самых первых произведений новой русской пластики явилась статуя Нептуна, установленная в Петергофском парке. Отлитая из бронзы в гг., она еще близка к стилю русской деревянной скульптуры 1718 веков.

4 Петр дал указания покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. Была приобретена, в частности, замечательная статуя, известная под названием «Венера Таврическая» Заказывались разнообразные статуи и скульптурные композиции для дворцов и парков Петербурга

5 Выдающиеся скульпторы XVIII века Карло Бартоломео Растрелли Этьен Морис Фальконе Федот Иванович Шубин Михаил Иванович Козловский Иван Петрович Мартос

6 Карло Бартоломео Растрелли Скульптор, архитектор, резчик, представитель барокко. Выходец из Италии. Учился во Флоренции. С 1698 работал в Риме, с в Париже. В 1716 прибыл в Санкт- Петербург по приглашению Петра I Убедительная психологическая характеристика, мастерская передача фактуры и барочная пышность ( )

7 Произведения Карло Бартоломео Растрелли Портретные бюсты Растрелли — скорее монументальные, а не станковые произведения. В них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но и характер целой эпохи. Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I: образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме.

8 Произведения Карло Бартоломео Растрелли В 1741 году скульптор закончил работу над статуей «Анна Иоанновна с арапчонком», в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников — порыв и горение, то в названном произведении — олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.

9 Этьен Морис Фальконе Сын простого столяра Первоначальные навыки в скульптуре получил у своего дяди — мраморщика Никола Гильома В 28 лет. поступил а Парижскую Королевскую академию В 1766 г. Приезжает в Санкт-Петербург, где работает над конной скульптурой «Медного всадника» (1716 – 1791)

10 Произведения Этьена Мориса Фальконе Работы Фальконе полны обаяния, они словно источают свет и озарены улыбкой их создателя, влюбленного в жизнь и красоту. «Самое идеально прекрасное в скульптуре, как и в живописи, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы», писал Фальконе Зима

11 Произведения Этьена Мориса Фальконе Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога любви ощущение естественности и жизненности. Изящество, грация движений, таинственная улыбка, предвещающая очередную шалость амура, передают и прелесть детства, и опасное очарование лукавого божества. Грозящий амур

12 Произведения Этьена Мориса Фальконе Императрица пригласила Фальконе в Санкт-Петербург для создания памятника Петру I. Двенадцать лет скульптор провел в России в сопровождении своей юной ученицы Анн — Мари Колло Анн — Мари Колло. Портрет Э. Фальконе

13 Произведения Этьена Мориса Фальконе «Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям прекрасный образ законодателя, простирающего свою десницу над страной… он поднимается наверх скалы, служащей пьедесталом это символ побежденных трудностей».

14 Произведения Этьена Мориса Фальконе Самого всадника скульптор лепил, руководствуясь натурой — ему позировал генерал Мелиссино П.И., по росту и телосложению напоминавший Петра Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу

15 Федот Иванович Шубин Сын свободного крестьянина, который знал грамоту и был первым учителем М. В. Ломоносова. Еще в детстве занимался резьбой по кости и перламутру Обучался в Академии Художеств у Николя- Франсуа Жилле В мае 1767 года едет в Париж для дальнейшего обучения. Спустя 3 года в Рим Удостоен звания академика Академии Художеств ( )

16 Произведения Федота Ивановича Шубина Удачным оказался и мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры В 1774 году Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы.

17 Произведения Федота Ивановича Шубина Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина Облик образованного вельможи, в котором тонкий ум сочетается со светской изысканностью, а чувство превосходства над окружающими с усталостью стареющего человека, показан проникновенно и выразительно.

18 Произведения Федота Ивановича Шубина Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II законодательница» ( ). Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии

Читайте также:  Дубы в лесу фонтенбло, теодор руссо, 1855

19 Произведения Федота Ивановича Шубина Шедевром портретного искусства является бюст Павла I. Шубин раскрывает в нем всю сложность образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась.

20 Михаил Иванович Козловский Родился в семье флотского трубача Получил воспитание в Санкт-Петербургской академии художеств Продолжил образование в Риме (5 лет), и в Париже (1 год) Возведён в звание академика, а вслед за тем повышен и в звание профессора (1753 – 1802)

21 Произведения Михаила Ивановича Козловского Козловского волновала тема подвига. Аллегорией победы России над Швецией в Северной войне явилась статуя для Большого каскада в Петергофе Самсон, раздирающий пасть льва Богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев — побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

22 Произведения Михаила Ивановича Козловского Важнейшее произведение Козловского памятник А. В. Суворову ( ) в Петербурге на Марсовом поле. Козловский создал обобщенный образ воина, идеального полководца, героя, воплотив в нем идею военной мощи и триумфа России, гражданственности и героики.

23 Художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова.

Главная мысль, выраженная художником в памятнике, — показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Памятник Суворову — вершина творчества скульптора. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России.

С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века.

24 Иван Петрович Мартос Русский скульптор- монументалист украинского происхождения После окончания Академии Художеств с малой золотой медалью, продолжает обучение в Риме (6 лет) По возвращении был назначен преподавателем ваяния в Академии, а вскоре – уже старшим профессором, затем ректором и, наконец, заслуженным ректором скульптуры Заслужил уважение Павла I, Александра I и Николая I (1754 – 1835)

25 Произведения Ивана Петровича Мартоса Памятник Минину и Пожарскому у Храма Василию Блаженному на Красной Площади

26 Произведения Ивана Петровича Мартоса Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы.

В памятнике Мартос утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества.

Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

27 Произведения Ивана Петровича Мартоса Одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса является памятник Ришелье в Одессе ( ), выполненный в бронзе. Мартос изображает Ришелье в образе мудрого правителя. Он похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке.

28 Лаконичные, компактные формы, подчеркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность

Источник: http://www.myshared.ru/slide/910407/

Русская скульптура ХVIII – начала XIX веков (стр. 1 из 3)

  • Контрольная работа по культурологии на тему:
  • Русская скульптура Х
    VIII
    – начало
    XIX
    веков
  • План
  • 1. Понятие скульптуры
  • 2. Достижения русской скульптуры ХVIII – начало XIX веков
  • 3. Бартоломео Растрелли
  • 4. Фёдор Шубин
  • 5. Михаил Козловский
  • 6. Феодосий Щедрин
  • 7. Иван Мартос
  • 8. Иван Прокофьев
  • Список литературы
  • 1.
    Понятие скульптуры

Скульптура (лат.

sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура, ваяние, пластика, — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический и мифологический жанр.

Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды — барельеф и горельеф).

Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура); станковая скульптура имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить гравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.

2.
Достижения русской скульптуры в Х
VIII
– начало
XIX
веков

В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества.

Прежде всего начинает развиваться монументально — декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца.

В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники.

Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Он с сыном приехал из Франции в 1746 году по приглашению Петра I и нашел в России свою новую родину так как получил большие возможности для творчества. Самое лучшее, что он сделал, — это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком.

Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины, которая важно движется не видя кругом себя ничего.

Редкий пример разоблачительного парадного портрета.

Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Развиваются все виды ее и жанры. Русские скульпторы создают и монументальные памятники, и портреты, и садово-парковую пластику, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов.

Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». В отличии от Б, Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и преобразователем государства.

Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов — Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М.

Козловский, Ф. Щедрин.

3.
Бартоломео Растрелли

Родился в семье, принадлежавшей к числу потомственных горожан Флоренции. Фамилия Растрелли пользовалась дворянскими привилегиями.

  1. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных школ.
  2. Занятия скульптурой считались почетными.
  3. Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы: был разносторонне подготовлен к работе в различных материалах и особенно в бронзе, уверенно владел искусством художественного литья, хорошо рисовал, не был чужд ювелирному делу, мог выступать как театральный живописец-декоратор, имел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику.

В 1716 г. прибыл в Россию по приглашению Петра I. Вместе с ним приехал и его сын Франческо, будущий архитектор.

По приезде в Россию Растрелли начал работать как архитектор, принимая участие в планировке Васильевского острова и проектируя ансамбль в Стрельне. Петр I одобрил проект, после чего Растрелли приступил к работам в Стрельне.

Однако вскоре у него появился соперник – Ж.-Б.Леблон, назначенный на должность генерал-архитектора.

Между Растрелли и Леблоном сразу установились сложные отношения, переросшие затем в открытую вражду, в результате чего Растрелли был отстранен от работ в Стрельне.

В 1721 г. скульптором были отлиты из свинца и установлены девять барельефов для Большого каскада в Петергофе, где получила отражение тема Северной войны. Примерно в это же время Растрелли выполнил эскизы двух больших свинцовых статуй – Нептуна и Амфитриты, которые предполагалось поместить в ковше Большого петергофского каскада.

Однако заказ на их исполнение передали в Англию. В том же году Растрелли создал 85 медных деталей в виде листьев аканта для украшения балконных решеток Верхнего дворца в Петергофе. Утраченные во время Великой Отечественной войны,они были воссозданы в 1949 г. Из свинца была отлита статуя «Зима», когда-то стоявшая в Верхнем саду.

В 1723 г. Растрелли создает свинцовую скульптуру «Гладиатор с пистолетом» для Большого каскада, простоявшую вплоть до 1803 г.

Совместно со скульптором Н.Пино в 1723 г. Растрелли создает две модели для предполагаемого строительства Руинного каскада в Петергофе. В одной из них разрабатывалась общая планировка сооружения, другая представляла собой скульптурную группу «Нептун в колеснице», впоследствии так и не переведенную в материал.

Примерно тогда же Растрелли создал сохранившиеся до наших дней свинцовые маскароны для аттика Марлинского каскада. Взяв за основу рисунки архитектора Н.

Микетти, Растрелли нашел интересные образы фантастических существ, скорее забавных, чем свирепых, с маленькими глазками, хохлатымигребешками, круглыми ушами, похожими на плавники, и широко растянутыми ртами, выбрасывающими искрящиеся потоки воды.

После смерти Петра I для Растрелли начался трудный период. Правда, в 1726 г. он продолжает работать для Петергофа, создавая скульптурную группу «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» для Оранжерейного фонтана в Нижнем парке.

Кроме этой основной группы, напоминающей «Самсона», в композицию входили четыре черепахи, размещенные на небольших, искусственно насыпанных островках. Скульптурная группа «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» былаотлита из свинца, и в 1875 г. в связи с сильной деформацией ее убрали из бассейна.

Взамен снятой скульптуры Оранжерейный фонтан украсила новая. О произведении же Растрелли мы можем судить по сохранившемуся рисунку Д.Иенсена, зафиксировавшего скульптуру мастера с характерной для него сочной лепкой и подчеркнуто рельефными объемами. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили произведение Растрелли.

Советский скульптор-реставратор А.Ф.Гуржий в 1956 г. Воссоздал утраченную композицию на основе рисунков XVIII в.

В 1730-е гг. Растрелли создает для Петергофа значительные работы – ряд скульптурных групп (в настоящее время не сохранившихся).

В 1735 г. он создал свинцовую группу «Самсон, раздирающий пасть льву», в аллегорической форме прославившую победу русской армии в Полтавской битве, произошедшей 27 июня 1709 г. в день св.Сампсония. Группа предназначалась для самого главного фонтана Петергофа, расположенного в ковше Большого каскада.

Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной; фигура его отличалась сильно моделированными формами, подчеркнутой массивностью. Свинцовая группа простояла вплоть до конца XVIII в. и в 1800 г. как сильно деформированная была заменена одноименным произведением М.И.Козловского.

В 1735 г. для круглого бассейна Верхнего сада Растрелли выполнил интересную композицию: свинцовый дуб с золочеными листьями и под ним декоративные изображения трех тритонов и шести дельфинов. В 1737 г.

в центральном бассейне Верхнего сада устанавливают группу «Нептун на колеснице», над которой Растрелли работал, начиная с 1735 г.

Кроме Нептуна, группа включала восемь дельфинов, шесть трубящих в раковины тритонов, четыре морских всадника и колесницу, запряженную двумя морскими конями.

Источник: https://mirznanii.com/a/129680/russkaya-skulptura-khviii-nachala-xix-vekov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector