240 лет назад родился знаменитый английский художник Уильям Тернер. Предлагаем читателям обзор десяти лучших картин этого автора.
Печальны помыслы мои
Но ты, великая Природа,
Коснись меня и оживи!.
- Как с наступлением весны
- Цветут бесплодные долины.
- Как оживляет свет луны
- Ночные серые руины.
- (А. Теннисон)
Уильям Тёрнер. Автопортрет. 1799
Одним из ярких представителей живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Сын парикмахера, получивший самое простое образование, он вошел в историю искусства своими прекрасными романтическими пейзажами, морскими батальными сценами, акварелями и гравюрами. Его называли предшественником французских импрессионистов.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner) родился 23 апреля 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден.
С 1785 года из-за болезни матери он был отправлен к дяде в Брентфорд, где впервые проявил интерес к изобразительному искусству.
Окончив школу в конце 1780-х и немного поработав у лондонских архитекторов и топографов Уильям поступил в 1789 году в Королевскую академию. Экзамены у него принимал Джошуа Рейнолдс (Первый президент академии). Лекции Рейнолдса по идеалистическому направлению в искусстве оказали впоследствии большое влияние на творчество Тернера.
Уже через год учебы акварельная работа Уильяма Тернера удостоилась экспозиции в Академии. В том же 1790 году Тернером была написана картина маслом, которая также экспонировалась на академической выставке.
С 1791 года Тернер работал художником-сценографом, давал уроки и писал многочисленные пейзажи, совершая этюдные поездки по Европе.
В 1799 году он был избран членом-корреспондентом Королевской академии. Его картина «Море у Бриджуотера», выставленная в Академии в 1801 году, имела большой успех, и в 1802 году он был удостоен звания королевского академика, что давало ему право выставлять свои работы без предварительного отбора их комиссией.
Его эмоциональные акварели своей выразительностью и мастерством исполнения не уступали масляной живописи.
На посту профессора перспективы, который он занимал в академии с 1807 года, Тернер разработал программу, посвященную вопросам «поэтической живописи».
Но впоследствии общество Викторианской эпохи под влиянием критики коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона стало прохладно принимать живопись Уильяма Тернера, представлявшую для того времени новый тип пейзажа – легкий, без лишней детализации, наполненный яркими красками и граничащий в чем-то с абстракционизмом. Не смотря на то, что его поддержал английский художник, писатель и теоретик искусства Джон Рёскин, королева Виктория отказалась возвести Тернера в рыцарское достоинство.
Умер Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в Лондоне и был похоронен согласно своему завещанию у собора Святого Павла.
1. Рыбаки в море. 1796 год
Рыбаки в море. 1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания
Эта картина была выставлена в Королевской академии в 1796 году вместе с десятью его акварельными работами и получила похвальные отзывы, а пресса отметила владение Тернером масленой живописью на уровне академического мастерства.
Уже в этом своем раннем полотне Тернер передал ощущение смятения и неустойчивости бытия, свойственное его мировосприятию и проявившееся во всех его последующих произведениях.
2. Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 год
Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 г. Холст, масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания
В этой работе Уильям Тернер показал новую ступень своего мастерства и одновременно явил столь характерное ему художественное свободомыслие, изобразив отражение радуги в глади озера.
3. Пантеон, утро после пожара. 1792 год
Пантеон, утро после пожара. 1792 г. Акварель, 39,5 x 51,5 см Тейт Британ, Лондон, Великобритания
В 1792 году состоялась первая поездка Уильяма Тернера по Британии. В поездке он делал зарисовки городских видов. Тернер был нанят для декорации Пантеона (ротонды римского образца) на Оксфорд-стрит.
Но уже через полгода – 14 января 1792 года – огонь уничтожил здание. Сделав на следующий день зарисовки последствий пожара, Тернер затем написал акварелью картину, которая была выставлена в Академии.
4. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 год
Переход Ганнибала через Альпы. 1812 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.
Ко времени написания этой картины в пейзажах Уильяма Тернера все более важное место стала занимать световоздушная среда (атмосфера во всех ее проявлениях). Уже в этой – одной из своих ранних работ – Тернер мастерски изобразил разгул стихии в огромном пространстве, рядом с которым человек почти не заметен.
На картине изображено историческое событие – переход карфагенского полководца Ганнибала через Альпы в 218 году до н. э. Выбрав именно этот исторический момент художник символически изобразил события 1812 года, предвозвестившие окончательное поражение Наполеона в последующей через три года битве при Ватерлоо.
5. Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 год
Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 г. 121,9 x 90,8 см. Холст. Масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Эту картину Уильям Тернер написал больше как историческое свидетельство прощания с одним из прославленных фрегатов Трафальгарского сражения.
6. Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839 год
Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839. холст, масло. 90,2 × 122 см.Музей Гетти, Лос-Анджелес
Развалины Римского форума, изображенные на картине, в старину иногда называли Кампо Ваччино (Campo Vaccino — «пастбище для коров»).
Картина была выставлена в Королевской академии художеств 1839 года и входит в серию Римских видов, написанных Уильямом Тернером в течение двух десятилетий.
7. Большой канал в Венеции. 1835 год
Это полотно было написано на пике славы художника. Город, вдохновлявший многих художников, конечно не оставил равнодушным и Уильяма Тернера – певца красоты стихии и пейзажа, – который бывал в Венеции многократно.
На картине Тернер воссоздает солнечную атмосферу прекрасного города посредством яркости красок и воздушной глубины цвета, слегка обозначив композицию при помощи рисунка. Большой канал изображен со стороны церкви Санта Мария делла Салуте (на картине она виднеется справа).
На заднем плане слева видна колокольня собора св. Марка и Дворец дожей.
Большой канал в Венеции. 1835. Холст, масло. 91,4 х 122,2 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина «Большой канал в Венеции», признанная одной из лучших работ Уильяма Тернера, была представлена с четырьмя другими произведениями художника на выставке в Королевской академии в 1835 г.
8. Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 год
Об этой акварели Уильяма Тернера, написанной после поездки в Швейцарию, английский искусствовед Джон Рёскин был очень высокого мнения.
Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 г. Акварель, бумага, 45 x 29,7 см. Тейт Британ, Лондон, Великобритания.
Картина является сегодня национальным достоянием Англии.
9.Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 год
Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г.Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.
Полотно живописца, наиболее подвергшееся беспощадной критике. Предчувствуя гениальной интуицией художника приближение катастроф времени, Тернер попытался передать свое ощущение в образе шторма.
10. Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840 годы
Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93×123.Париж, Лувр.
В этой картине, как и во многих других своих пейзажах, Уильям Тернер мастерски передает воздушность атмосферы, оттененную ярким сочетанием красок.
Размытость очертаний и плавный переход цветов, формирующий объем, столь характерные для стиля Тернера, отличали его творчество от живописи старых мастеров. Такая манера письма приближала его произведения к абстракции, в полной мере явившейся в изобразительном искусстве лишь спустя полвека.
Уильям Тернер опережал в своей живописи время, в котором ему было суждено творить, и поэтому оставался до конца непонятым современниками.
На анонсе статьи картина Уильяма Тернера «Канал в Чичестере», 1828 г.
Источник: https://foma.ru/10-luchshih-kartin-u-ternera.html
Уильям Тернер – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge
Снежная буря
Снежная буря
1842
1842
Замок Алнвик
Замок Алнвик
1829
1829
Церковь Святого Петра с юга
Церковь Святого Петра с юга
1819
1819
Улисс насмехается над Полифемом
Улисс насмехается над Полифемом
1829
1829
Горящее судно
Горящее судно
1830
1830
Дидона, основательница Карфагена
Дидона, основательница Карфагена
1815
1815
Неизвестно
Неизвестно
1842
1842
Верджиния-Уотер
Верджиния-Уотер
1829
1829
Морской пейзаж
Морской пейзаж
1839
1839
Форт Вимье
Форт Вимье
1831
1831
Гранд-Канал
Гранд-Канал
1835
1835
Кораблекрушение
Кораблекрушение
1842
1842
Мол в Кале
Мол в Кале
1803
1803
Свет и цвет
Свет и цвет
1843
1843
Вид над городом на закате с кладбищем на переднем плане
Вид над городом на закате с кладбищем на переднем плане
1832
1832
Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы
Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы
1810-1812
1810-1812
Кораблекрушение
Кораблекрушение
1805
1805
Последний рейс корабля «Отважный» (фрагмент)
Последний рейс корабля «Отважный» (фрагмент)
1839
1839
Пожар в верхней и нижней палате английского парламента
Пожар в верхней и нижней палате английского парламента
1835
1835
Сигнальные ракеты при сильном волнении
Сигнальные ракеты при сильном волнении
1840
1840
Венеция, Сан Гуирджио из Доганы, восход солнца
Венеция, Сан Гуирджио из Доганы, восход солнца
1812
1812
Хейдельберг
Хейдельберг
1846
1846
Ангел стоящий в солнечном свете
Ангел стоящий в солнечном свете
1846
1846
Мортлейк-террас, поместье У. Моффатта. Летний вечер
Мортлейк-террас, поместье У. Моффатта. Летний вечер
1826
1826
Бук и цыгане вокруг костра
Бук и цыгане вокруг костра
1799–1801
1799–1801
Облачное небо
Облачное небо
1845
1845
Автопортрет
Автопортрет
1799
1799
Извержение Везувия
Извержение Везувия
1817
1817
Яхта, приближающаяся к берегу
Яхта, приближающаяся к берегу
1835-1840
1835-1840
Озеро Баттермир, с радугой и ливнем
Озеро Баттермир, с радугой и ливнем
1798
1798
Дождь, пар и скорость
Дождь, пар и скорость
1844
1844
Триумфальная арка Константина, Рим
Триумфальная арка Константина, Рим
1835
1835
Блуа: фасад лож, вид снизу
Блуа: фасад лож, вид снизу
1828–1830
1828–1830
Рейнский водопад, Шаффхаузен
Рейнский водопад, Шаффхаузен
1806
1806
Главк и Сцилла
Главк и Сцилла
1841
1841
Поездка на бал (Сан Мартино)
Поездка на бал (Сан Мартино)
1846
1846
Порт Бреста: Куэйсайд и замок
Порт Бреста: Куэйсайд и замок
1826–1828
1826–1828
Интерьер собора Солсбери, вид со стороны Северного Трансепта
Интерьер собора Солсбери, вид со стороны Северного Трансепта
1802–1805
1802–1805
Восход с морскими чудовищами
Восход с морскими чудовищами
1845
1845
Господа путешественники по возвращении из Италии (на дилижансе ) в снежном сугробе на горе Таррар — 22 января 1829 года
Господа путешественники по возвращении из Италии (на дилижансе ) в снежном сугробе на горе Таррар — 22 января 1829 года
1829
1829
Новая луна
Новая луна
1840
1840
Петуорт, Суссекс, усадьба графа Эгремонтского: росистое утро
Петуорт, Суссекс, усадьба графа Эгремонтского: росистое утро
1810
1810
Речной пейзаж
Речной пейзаж
1834
1834
Рочестер на реке Медуэй
Рочестер на реке Медуэй
1822
1822
Руан, вниз по течению
Руан, вниз по течению
1832
1832
Руанские башенные часы, Нормандия
Руанские башенные часы, Нормандия
1832
1832
Тень и Тьма — Вечер Потопа
Тень и Тьма — Вечер Потопа
1843
1843
Ширнесс, вид из Нора
Ширнесс, вид из Нора
1808
1808
Гранд Канал, Венеция
Гранд Канал, Венеция
1820
1820
Мьюстоун, Девон
Мьюстоун, Девон
1823–1826
1823–1826
Красный мост
Красный мост
после 1830
после 1830
Красная Риги (этюд)
Красная Риги (этюд)
1841–1842
1841–1842
Алый закат
Алый закат
1830-1840
1830-1840
Солнце Венеции
Солнце Венеции
1840
1840
Храм Посейдона в Сунионе (мыс Колонна)
Храм Посейдона в Сунионе (мыс Колонна)
1834
1834
Ундина дающая кольцо Мезаньелло, рыбаку Неаполя
Ундина дающая кольцо Мезаньелло, рыбаку Неаполя
1846
1846
Ван Трамп собирается порадовать своих пездюков (Росию и Корею) ядерными бомбами
Ван Трамп собирается порадовать своих пездюков (Росию и Корею) ядерными бомбами
1844
1844
Венеция, закат. Рыбак
Венеция, закат. Рыбак
1845
1845
Венеция: вид в сторону моста Риальто рядом Палаццо Гримани
Венеция: вид в сторону моста Риальто рядом Палаццо Гримани
1840
1840
Венеция: Пьязетта, Кампанила собора Святого Марка. Ночь
Венеция: Пьязетта, Кампанила собора Святого Марка. Ночь
1840
1840
Пейзаж с рыбаками, буксирующими лодку на берег
Пейзаж с рыбаками, буксирующими лодку на берег
1803–1804
1803–1804
Грейт-Ярмут Харбор, Норфолк
Грейт-Ярмут Харбор, Норфолк
1840
1840
Рыбаки в море
Рыбаки в море
1796
1796
Стоунхендж
Стоунхендж
1828
1828
Пожар английского парламента
Пожар английского парламента
1835
1835
Верджиния-Уотер
Верджиния-Уотер
1829
1829
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/62.html
ДОРДРЕХТ, ЗАШТИЛЕВШИЙ КОРАБЛЬ ИЗ РОТТЕРДАМА. УИЛЬЯМ ТЕРНЕР
«Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море; прибывает английское пассажирское судно».
Необычайно реалистичная картина. Это связано с живыми воспоминаниями мастера, который и сам попал в ужасный шторм при первом своём путешествии во Францию. Достигнув Кале, из-за грозных бурлящих волн, корабль на котором путешествовал Тернер, не мог причалить к пристани, и в нетерпении художник пересел в шлюпку, что едва его не погубило.
Картина представляет собой магически-притягивающий пейзаж – пенное море, гребни волн, затянутое небо.
Всё эта невообразимая сила — лишь фон для ещё более удивительных вещей: средь бушующей воды пытаются достигнуть спасительной суши корабли со рвущимися от ветра парусами. Пассажиры испуганно жмутся друг к другу.
Однако на пристани всё идёт своим чередом – мужчина с вином ведёт какой-то взволнованный диалог с женщиной, рыбачки сортируют рыбу.
Это поразительный контраст заставляет ещё и ещё всматриваться в сюжет – не подвело ли зрения. Всё в действительности так — никакая буря не способна потревожить привычное течение жизни прибрежного Кале.
В технике Тернер верен себе – острый драматизм, достигаемый цветовыми сочетаниями и световыми контрастами, динамичность и внимание к деталям.
Этот стиль невозможно спутать, хотя и влияние его можно определить во многих картинах будущих импрессионистов.
1803 г. 240 x 170 см. Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Уильям Тернер «Трафальгарская битва, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля «Виктории»
Созданная в 1808 году «Трафальгарская битва», принадлежит к одной из лучших работ, связанных с историческими событиями. Хотя здесь изображена смерть известнейшего британского флотоводца Горацио Нельсона, случившаяся на борту «Виктории», но даже самый беглый взгляд приводит к мысли, что событие и люди, – здесь не главное.
Мачты и паруса, на которых контрастируют световые переходы, а также явно ощущаемое противоборство корабельных снастей, магнетически привлекают внимание.
Картина принадлежит к категории работ, которые принесли художнику наибольшую популярность.
Трафсгальская битва. У.Тёрнер.
Уильям Тернер «Рыбаки в море»
1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британия, Лондон, Великобритания.
В 1796 году, когда Уильям Тернер уверенно владел техникой акварели и всего лишь пару лет экспериментировал с масляной живописью, на выставке в Королевской академии были выставлены десять его акварельных работ и одна, выполненная маслом – «Рыбаки в море» («Марина Чомли»).
Формально, художник не занимался этой техникой, но при любом удобном случае, а именно, посещая мастерские коллег-художников, или дома богатых и влиятельных покровителей, подолгу изучал там работы старых мастеров.
После посещения выставки критиками, работа «Рыбаки в море» получила множество положительных отзывов. Не осталась в стороне пресса. Было отмечено, что Тернер владеет техникой масляной живописи на уровне стандартов академии.
Она изображает несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря.
Тернер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом.
Тернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом.
Характерный овал композиции особенно ясно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабля и стремящейся наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несется к своей гибели и точно взывает о помощи.
Молодой художник в постоянном поиске совершенствования своего мастерства и работает над мельчайшими деталями. В картине, изображая океанскую гладь, он тонко передает на ней различия между отблесками луны и лучами от фонаря.
Эксперты полагают, что в этой работе отчетливо передано ощущение неустойчивости бытия, точно соответствующее внутреннему миру самого Тернера; подчеркивают это и на мгновение освещенные лучом позы рыбаков, создавая их незащищенность перед надвигающейся стихией.
Уильям Тернер «Голландские рыболовные лодки во время шторма»
Уильям Тернер «С судна, перевозящего рабов, бросают за борт умирающих и мёртвых, надвигается тайфун»
«Китобойные суда» 1846
В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера появляются образы отвлеченной символики.
«Горящий уголь в ночи»
Уильям Тернер «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье»
Картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842), подверглась самой нещадной критике.
Тернер не перестает подыскивать сюжеты, при этом критерии поиска трудно понять даже людям, хорошо разбирающимся в искусстве.
Пытаясь добиться максимальной реалистичности в изображении морской стихии, пожилой мастер попросил привязать себя к корабельной мачте на четыре часа. Это событие даже присутствовало в примечании к названию.
Дикая, необузданная сила стихии, так привлекавшая Тернера, передана в картине почти на уровне физических ощущений. Как всякая творческая душа, он интуитивно чувствовал приближение катастроф мирового масштаба, и попытался это передать в форме собирательного образа бури.
Сам автор с обидой отмечал, что не преследовал цели быть понятым, но хотел «показать, на что это похоже»
1803Кораблекрушение
В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл «Кораблекрушением». М.А. Орлова пишет о картине: «Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан.
И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах.
Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных — темное море с изумрудными отливами — и горячих — пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах».
- Венеция
- 1805КораблекрушениеТейт Британ (Лондон)
Тернер родился в самой гуще тесных переулков Лондона, на берегу Темзы, 23 апреля 1775 года. Здесь мальчик ощущал пульс жизни огромного торгового города. Его отец имел цирюльню, среди постоянных посетителей которой было немало художников и граверов.
Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Тернера развесил в лавке и акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Это были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона.
Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. В конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие всякие путеводители и описания.
По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисляют в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии. Когда Тернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был принят на выставку в академии.
Тернер сближается с кружком доктора Монро и с лучшими английскими мастерами акварели, увлеченными новыми идеями «живописности образов грандиозного, величественного пейзажа».
Огромное влияние на Тернера оказало также учение Гилпина о гармонии красок, советовавшее «сводить всю картину к основному, или ключевому, тону, который в пейзаже всегда надо брать с безоблачного участка неба».
В доме Монро художники в большинстве своем копировали работы старых мастеров, а Тернер, когда хотел понять достижения какого-нибудь художника, вместо копирования писал оригинальную картину в соответствующем стиле.
©
Источник: http://infodays.ru/korabli-v-zhivopisi-uilyam-tyorner/