Четверг, 11 Марта 2010 г. 09:29
Цитата сообщения -KRASOTA-
Прочитать целиком
Николай Гумилев Две розы
Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Художник Pierre-Auguste Renoir Пьер Огюст Ренуар Натюрморт с розами
[b]Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.
А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!
В Древней Персии поэты не уставали воспевать розу. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса — тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими ее острыми шипами.
Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован ее красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. До сих пор наружные лепестки многих роз сохраняют свой розовый оттенок.
Букет роз
Происхождению шипов розы мифы вообще уделяют большое внимание. Один из мифов гласит, что Вакх, надо полагать — во время вакханалии, гнался за нимфой и неожиданно оказался перед неодолимой преградой из терниев. Он превратил тернии в розы, чтобы нимфа, пораженная красотой цветов, остановилась. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами. Только задев их, израненная нимфа обессилела и стала добычей бога. Именно поэтому говорят — роз без шипов не бывает, а красота должна уметь себя защитить
Розы в синей вазе. 1906
Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат.
Жрицы Афродиты украсили белыми розами алтарь храма и сад. Цветок оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что ее возлюбленного Адониса смертельно ранил вепрь. Богиня, устремившись в рощу Пифона, где находился ее любимый, бежала по розам, не обращая внимания на их шипы, которые ранили ей ноги до крови. Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в ярко-красные.
Розы в синей вазе. 1900
В Германии и Риме розу считали райским цветком и посвятили ее Пресвятой Богородице.
Одно из преданий рассказывало о том, что белоснежные розы выросли на кусте, на котором Дева Мария сушила пеленки Христа.
Но существуют и более ранние, дохристианские, легенды о происхождении розы. Согласно одной из них, в розу была превращена прекрасная девушка Ротонда (Роданта). Была она необычайно красива, и покорила сердца многих мужчин. Ее же сердце оставалось неприступным. Однажды, одержимые страстью, отвергнутые поклонники взломали дверь и вломились в комнату Ротонды.
Розы в китайской вазе. 1876
На помощь ей пришла богиня Диана. В гневе она не стала разбираться, кто виноват, и решила проучить всех. Ротонду она превратила в прекрасный цветок, а ее поклонников в шипы. Но, прежде всего, в дохристианском Риме розу связывали с богиней любви и красоты Венерой. Легенды говорили о том, что в розы превратились слезы богини.
В Скандинавии в языческие времена считали, что розы появляются тогда, когда смеется бог огня Локи. От его смеха холод убегает, приходит весна, а земля покрывается розами.
Букет роз в синей вазе. 1892
Дмитрий Веневитинов Три розы
В глухую степь земной дороги,
Эмблемой райской красоты,
Три розы бросили нам боги,
Эдема лучшие цветы.
Одна под небом Кашемира
Цветет близ светлого ручья;
Она любовница зефира
И вдохновенье соловья.
Ни день, ни ночь она не вянет,
И если кто ее сорвет,
Лишь только утра луч проглянет,
Свежее роза расцветет.
Еще прелестнее другая:
Она, румяною зарей
На раннем небе расцветая,
Пленяет яркой красотой.
Свежей от этой розы веет
И веселей ее встречать:
На миг один она алеет,
Но с каждым днем цветет опять.
Еще свежей от третьей веет,
Хотя она не в небесах;
Ее для жарких уст лелеет
Любовь на девственных щеках.
Но эта роза скоро вянет:
Она пуглива и нежна,
И тщетно утра луч проглянет —
Не расцветет опять она
Розы в вазе
В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что по существовавшему тогда закону каждый принесший царю розу мог просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари — свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати.
Cамая древняя легенда о розе родилась в Индии и связана она с прекраснейшей из женщин — Лакшми.
По индийским пуранам (мифам), Лакшми родилась из распускаюшегося бутона розы. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза — символом божественной тайны и с тех пор считается у всех восточных народов священной.
Розы и жасмин в дельфийской вазе
Букет хризантем. 1881
Ваза с пионами. 1890
Дмитрий Кедрин Цветок
Я рожден для того, чтобы старый поэт
Обо мне говорил золотыми стихами,
Чтобы Дафнис и Хлоя в четырнадцать лет
Надо мною впервые смешали дыханье,
Чтоб невеста, лицо погружая в меня,
Скрыла нежный румянец в минуту помолвки.
Я рожден, чтоб в сиянии майского дня
Трепетать в золотистых кудрях комсомолки.
Одинаково вхож во дворец и в избу,
Я зарей позолочен и выкупан в росах…
Если смерть проезжает в стандартном гробу,
Торопливая, на неуклюжих колесах,
То друзья и на гроб возлагают венок,—
Чтоб и в тленье мои лепестки трепетали.
Тот, кто умер, в могиле не так одинок
И несчастен, покуда там пахнет цветами.
Украшая постельку, где плачет дитя,
И могильной ограды высокие жерди,
Я рожден утешать вас, равно золотя
И восторги любви, и терзания смерти.
Букет цветов. 1878
Букет цветов перед зеркалом. 1876
Цветы в вазе. 1872
Габриэла Мистраль Душистый хоровод
Ромашка с желтым сердцем,
душистый барбарис,
и белоснежный ландыш,
и взбалмошный анис
танцуют торопливо
под солнцем и луной,
качая стебель гибкий,
качая головой.
Их ветер рвет и треплет,
их раскрывает зной,
река им рукоплещет
певучею струей.
Когда расти повсюду
велела им земля,
«да, да! — сказал ей каждый,
отдай ты нам поля!»
И подорожник к мяте
прижался головой,
и обвенчался лютик
с куриной слепотой.
С безумцами давайте
сплетем мечты свои!
Ведь пять недель, не больше,
у них огонь в крови
Натюрморт с большой цветочной вазой. 1866
Натюрморт с тюльпанами и анемонами
Тюльпаны. 1909
Алексей Плещеев Цветок
Над пустыней, в полдень знойный,
Горделиво и спокойно
Тучка легкая плывет.
А в пустыне, жаждой мучим
И лучом палимый жгучим,
К ней цветок моленье шлет:
«Посмотри, в степи унылой
Я цвету больной и хилый,
И без сил, и без красы…
Мне цвести так безотрадно:
Нет ни тени здесь прохладной,
Ни свежительной росы,
Я горю, томлюсь от зною,
И поблекшей головою
Я к земле сухой приник.
Каждый день с надеждой тайной
Я всё ждал, что хоть случайно
Залетишь ты к нам на миг;
Вот пришла ты… и взываю
Я с мольбой к тебе, и знаю,
Что к мольбе склонишься ты:
Что прольется дождь обильный,
И, покров стряхнувши пыльный,
Оживут мои листы,
И под влагой неба чистой,
И роскошный и душистый,
Заблистает мой наряд;
И потом, в степи суровой,
Долго, долго к жизни новой
Буду помнить я возврат…»
Но, горда, неумолима,
Пронеслася тучка мимо
Над поникнувшим цветком.
Далеко, над сжатой нивой,
Бесполезно, прихотливо
Пролилась она дождем;
А в пустыне, жаждой мучим
И лучом палимый жгучим,
Увядал цветок больной…
И всё ждал он, увядая,—
Тучка вот придет другая…
Но уж не было другой.
Цветы и фрукты. 1889
Анемоны. 1898
Расул Гамзатов. Есть глаза у цветов.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Помню как-то я в былые дни
Рвал цветы для милой на поляне,
И глядели на меня они,
Как бы говоря: «Она обманет».
Я напрасно ждал, и звал я зря,
Бросил я цветы, они лежали,
Как бы глядя вдаль и говоря:
«Не виновны мы в твоей печали».
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.
Мы уходим, и в прощальный час
Провожая из родного края,
Разные цветы глядят на нас,
Нам вослед головками кивая.
Осенью, когда сады грустны,
Листья на ветвях желты и гладки,
Вспоминая дни своей весны,
Глядя вдаль цветы грустят на грядке.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли,
Добрым взглядом всех кто с нами рядом.
Или же потусторонним взглядом
Всех друзей, что навсегда ушли.
Букет роз. 1890
Рубрики: | Лирика Живопись Художник Натюрморт Классическое искусство |
Источник: https://affinity4you.ru/post122497957/
Цветы в творчестве Ренуара
Среди наследия Ренуара есть несколько десятков натюрмортов с цветами. Конечно, они не являются главными шедеврами его творчества, но великолепны и изысканны по стилю и цветовой гамме. Они совершенны, как и все, что писал Ренуар.
Сам Ренуар признавался, что натюрморты легко пишутся и хорошо продаются, принося неплохой доход. Можно сказать, что рисование цветов для Ренуара было одновременно отдушиной и хорошей подработкой.
Заметим, что цветы пользовались спросом во все времена.
По картинам Ренуара можно изучать историю французского букета конца XIX — начала XX веков.
Так как Ренуар, по своему собственному признанию, писал натюрморты с цветами для продажи, то большая часть его полотен, на которых изображены цветы, оказалась в частных коллекциях.
«Венок из роз». 1858 год. Частная коллекция.
В ранние годы Ренуар писал картины в академическом стиле.
«Весенние цветы». 1864 год. Частная коллекция.
«Аронник и растения в теплице». 1864 год. Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария.
«Весенний букет», 1866 год, Музей Гарвардского университета (Fogg Art Museum), Кембридж, Массачусетс, США.
«Цветы в вазе», ок. 1866 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США.
«Цветы в фаянсовом горшке», ок. 1869 года. Музей изобразительных искусств, Бостон, США.
«Ваза с сиренью и розами». 1870 год. Частная коллекция.
«Ваза с цветами». 1871 год. Частная коллекция.
«Натюрморт с букетом и веером». 1871 год. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США.
«Розы в вазе», 1872 год, Частная коллекция.
«Гладиолусы в вазе». 1874-1875 гг. Лондонская национальная галерея.
«Букет сирени». 1875-1880 гг. Музей Нортона Саймона, Пасадина, США.
«Розы в вазе». 1876 год. Частная коллекция.
«Розы в китайской вазе». 1876 год. Частная коллекция.
«Букет перед зеркалом». 1876-1877 гг. Частная коллекция.
«Букет в вазе», 1878 год. Музей искусств, Индианаполис, США.
«Букет цветов». 1878 год. Частная коллекция.
«Пионы». 1878 год. Частная коллекция.
«Цветы в вазе». 1878 год. Частная коллекция.
«Цветы в вазе». 1878 год. Частная коллекция.
«Натюрморт с фуксиями». 1879 год. Частная коллекция.
«Букет роз». 1879 год. Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
«Букет в обертке» («Букет в упаковке»), 1878-1880 гг. Музей Оранжери, Париж.
«Пионы». 1880 год.
«Букет цветов». 1880 год. Частная коллекция.
«Розы и жасмин в дельфтской вазе». 1880-1881 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Букет цветов». 1880-1881 год.
«Цветы и кошки (Герань и кошки)», 1881 год, Частное собрание.
«Букет Хризантем». 1881 год. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.
«Ваза с хризантемами». 1880-1882 гг. Частная коллекция.
«Хризантемы», 1881-1882 гг., Институт Искусств, Чикаго.
«Натюрморт. Розы из Варжемона (Wargemont)», 1882 год, Частная коллекция.
Варжемон (Wargemont) — замок XVIII века во Франции, расположен в муниципалитете Дершини (Derchigny), в 150 км от Парижа и в 60 км от Руана. Получил известность благодаря его владельцам — семье Берар (Berard), которые покровительствовали Пьеру Огюсту Ренуару и были заказчиками его работы. Ренуар принимал участие в реставрации интерьера первого этажа замка Варжемон.
Вид розария в Варжемоне см. ниже.
«Букет роз» 1883 год. Частная коллекция.
«Ваза с розами и георгинами». 1883-1884 гг. Частная коллекция.
«Гладиолусы». 1884 год.
«Ваза с цветами». 1884 год. Частная коллекция.
«Букет Хризантем», 1883-1885 гг. Музей изящных искусств, Руан (Musée des Beaux-Arts de Rouen).
«Розы». 1885 год. Частная коллекция.
«Гладиолусы», ок. 1885 г., Музей Орсэ, Париж.
«Розы в вазе», ок. 1890 г. Музей Орсэ, Париж.
«Мускусные розы (Roses mousseuses)», ок. 1890 г., Музей Орсэ, Париж.
«Корзина с цветами». 1890 год. Частная коллекция.
«Ваза с пионами». 1890 год. Частная коллекция.
«Ваза с хризантемами». 1890 год. Частная коллекция.
«Букет роз в голубой вазе». 1892 год. Частная коллекция.
«Розы в вазе». 1895 год. Частная коллекция.
«Яблоки и цветы». 1895-1896 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На этом натюрморте прекрасные розы, пионы и жасмин, написанные в одной цветовой гамме, контрастируют с яблоками. Яблоки в мифологии — плоды с Древа познания. Ренуар писал эту картину под впечатлением живописи Сезанна.
«Натюрморт с анемонами», 1898 год. Галерея Поля Розенберга (Paul Rosenberg), Нью-Йорк США.
«Цветы в вазе», ок. 1898 г. Музей Оранжери, Париж.
«Натюрморт с хризантемами». 1900 год. Коллекция Дюран-Рюэля (Durand-Ruel), Париж.
«Букет», 1900 год. Музей Оранжери, Париж.
«Розы в синей вазе». 1900 год.
«Натюрморт с анемонами», 1900 год.
«Букет роз в вазе», 1900 год. Частная коллекция.
«Букет роз», 1890-1900 гг. Частная коллекция.
«Цветы», 1901 год. Частная коллекция.
«Цветы в вазе», 1901 год. Частная коллекция.
«Букет тюльпанов», 1905-1910 гг., Музей Оранжери, Париж.
Это полотно относится к так называемому «Красному периоду» в творчестве Ренуара (1903-1919 гг.). В это время Ренуар предпочитал писать свои картины в красных и розовых цветах.
«Натюрморт, Розы перед синей занавеской», 1908 год, Коллекция Gangnat, Париж.
В последние годы своей жизни Ренуар полюбил розы и писал их очень часто. Обратите внимание, как поменялась манера письма Ренуара. Его стиль стал более экспрессивным.
«Букет роз». 1909-1913 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
«Розы в вазе». 1910-1917 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Ваза с розами», 1919 год. Частная коллекция.
«Натюрморт», Музей Орсэ, Париж.
«Ода цветам (по Анакреонту)», 1903-1909 гг., Музей Орсэ, Париж.
Это полотно Ренуара можно отнести к «околоцветочной» теме. Анакреонт — древнегреческий поэт-лирик. Был довольно популярен в Европе в XVII-XIX веках.
Интересны и обворожительно красивы пейзажи Ренуара, изображающие цветущие сады. Буйство красок, свежесть и легкость стиля передают полное ощущение присутствия. На картинах Ренуара всегда праздник, всегда солнце и все всегда в цвету. Чувствуется, что сам художник был неравнодушен к изображаемым им пейзажам.
Пьер Огюст Ренуар предпочитал писать не просто пейзажи, а жанровые сцены из жизни людей на фоне красочного пейзажа.
Напомним, что сам Ренуар считал, что картина не должна быть скучной, картина всегда должна быть, в первую очередь, красивой.
Если он изображал на своих полотнах деревья, то это были деревья в цвету, например, цветущие каштаны.
«Розы». 1870-1873 гг. Частная коллекция Андре Фирмениха (Andr? Firmenich), Женева.
«Упавший зонтик (Перевернутый зонтик)», ок. 1872 г. Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
«Женщина в саду». 1873 год. Частная коллекция.
«Сад в Фонтене (Fontenay)», 1874 год. Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария.
«Сбор цветов (Выбор цветов)». 1875 год. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США.
«Девушка на скамейке», 1875 год, Частная коллекция.
«Спускающаяся тропинка в высокой траве (Chemin montant dans les hautes herbes)». 1875 год. Музей Орсэ, Париж.
- По своему замыслу и композиции это полотно во многом перекликается с известной картиной Клода Моне «Поле маков», 1973 год, также хранящейся в парижском музее Орсэ.
- «Сад», 1875 год.
Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар были большими друзьями, часто вместе работали на пленэре.
«Девушка, сидящая в саду». 1875 год. Музей Орсэ, Париж.
«Девочка с лейкой». 1876 год. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США.
Ренуар изумительно писал портреты детей. Дети на его картинах всегда выглядят очень искренне и непосредственно. Они не просто позируют, они участвуют в действии, в окружающем мире. Они написаны нежными цветами, у них гладкая кожа и лучистый взгляд. Мало кто из художников умел так писать портреты детей. Чувствуется, что Ренуар очень любил детей, поэтому изображал их на своих полотнах с особой трепетностью и любовью.
«Ребенок с кнутиком». 1885 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На этой картине изображена не девочка, а мальчик, 5-летний Этьен Гужон. Ребенок одет по моде 80-х годов XIX века. Это полотно значительно отличается по своему стилю от предыдущего. Искусствоведы называют этот стиль «энгровским». Ренуар в этот период творчества находился под влиянием живописи Энгра и Рафаэля, поэтому его картины выглядят несколько «жесткими».
«Сад на улице Корто (Cortot) на Монмартре». 1876 год. Музей искусств Карнеги, Питтсбург, шт. Пенсильвания, США.
«Нини в саду (Nini Lopez)», 1876 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Женщина с зонтиком в саду», ок. 1876 г. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
«Зонтик». 1878 год. Частная коллекция.
«Розарий в Варжемоне (Roseraie à Wargemont)». 1879 год. Частная коллекция.
Варжемон — замок, в котором Ренуар проводил работы по реставрации интерьера. О Варжемоне см. выше.
«Урожай в Бервеваль (La Moisson à Berveval)». 1880 год. Частная коллекция.
Весь передний план картины просто утопает в полевых цветах. Сборщики урожая изображены вдали, на среднем плане, довольно условно. Скорее всего, Ренуар писал это полотно ради полевых цветов.
«Конский каштан в цвету», 1881 год. Старая национальная галерея (Alte Nationalgalerie), Берлин.
«Железнодорожный мост в Шату» («Розовые каштаны»). 1881 год. Музей Орсэ, Париж.
Шату (фр. Chatou) — город во Франции на берегу Сены, в 10 км западнее Парижа. В конце XIX века Шату был излюбленным местом творчество французских писателей и художников-импрессионистов. Ренуар часто работал в Шату и написал здесь много своих известных картин.
«Влюбленные», 1880-1890 гг. Национальная галерея, Прага.
«В саду». 1885 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Очень интересная жанровая сцена. Молодой человек пришел с серьезными намерениями. Он принес букет цветов и делает девушке предложение. Обратите внимание на крест на шее девушки. Художник подчеркивает этой деталью, что девушка согласна только на серьезные отношения. Моделями для этой картины послужили художник Анри Лоран, друг Ренуара и подруга самого Ренуара Алина Шариго, на которой он впоследствии женился в 1890 году. Ренуар любил писать на картинах своих любимых женщин, но в качестве мужской модели помещал рядом с ними кого-нибудь из своих друзей.
«Сбор цветов (На лугу)». 1890-1894 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Пейзаж в Болье (Beaulieu)», ок. 1893 г. Музей изобразительных искусств, Дворец Лиджин-оф-Онор (California Palace of the Legion of Honor), Сан-Франциско, США.
Болье — небольшая деревушка под Ниццей, на берегу Средиземного моря. Ренуар любил отдыхать в Болье и часто работал там на пленэре. Для сравнения:
«Пейзаж в Болье». 1899 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На этом пейзаже цветов, увы, нет. Зато видно море.
«Девушки в саду на Монмартре». 1893-1895 гг. Частная коллекция.
А вот несколько интересных портретов кисти Ренуара, на которых присутствуют цветы.
«Чашка шоколада». 1878 год. Частная коллекция.
Обратите внимание, как перекликаются между собой букет, бутоньерка на корсаже девушки и рисунок на вазе.
«Молодая женщина за работой», 1879 год. Институт Искусств, Чикаго.
Трудно даже разобраться, на чем больше сделан акцент на этой картине — на портрете девушки, занятой шитьем, или на букете цветов?
«На концерте (Ложа в опере)». 1880 год. Институт искусств Стерлинга и Френсис Кларк (Sterling and Francine Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
«Две сестры (На террасе)», 1881 год, Институт Искусств, Чикаго.
Истинно ренуаровский портрет. С какой любовью он написал девушку и ребенка. Они как будто светятся изнутри. И как гармонично их красоту дополняют цветы. Глядя на этот портрет, сразу вспоминается крылатое выражение «Дети — цветы жизни». Пьер Огюст Ренуар сумел выразить эту фразу красками на холсте.
«Девушка с веером», ок. 1881 г. Институт Искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
«Читающая девушка», 1886 год. Штеделевский художественный институт (Städel), Франкфурт-на-Майне, Германия.
«Молодая женщина в шляпе с цветами». 1892 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ренуар любил изображать на своих полотнах женщин в красивых шляпах. Садовые цветы, украшающие шляпку, очень уместны на этом полотне, они подчеркивают красоту женщины. Скорее всего, на этой картине изображена не просто модель, а заказчица картины.
«Портрет Коко и цветы». 1905 год. Частная коллекция.
«Спящий кот». 1862 год. Частная коллекция.
Интересное по теме:
Цветы в творчестве Клода Моне
Источник: http://floribunda.ru/?a=204
Натюрморт в творчестве Ренуара
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код | 294919 |
Дата создания | 07 мая 2014 |
Страниц | 21 |
Мы сможем обработать ваш заказ 23 октября в 8:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Реферат по предмету «История и теория зарубежного искусства». Сдала зачет. …
ВВЕДЕНИЕ 3 1.РЕНУАР КАК ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИМПРЕССИОНИЗМА 5 2. НАТЮРМОРТ В ТВОРЧЕСТВЕ РЕНУАРА 9 2.1 Особенности натюрморта Ренуара 9 2.2 Цветочный натюрморт 11 2.3 Жанровый натюрморт 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17 ПРИЛОЖЕНИЕ: АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 18 Натюрмортом в изобразительном искусстве принято называть изображение неодушевлённых предметов, собранных в единую группу. Это может быть как самостоятельная композиция, так и часть композиции жанровой картины. Натюрморт отображает отношение художника к окружающему миру, раскрывает понимание прекрасного через взгляд художника, как человека своего времени, иными словами, в натюрморте в полной мере раскрывается то или иное художественное течение. Искусство вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов п редметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. Еще до того, как натюрморт стал самостоятельным жанром, окружающие человека предметы в той или иной степени появлялись в качестве атрибута в картинах древности. Зачастую такие детали становились глубоко значимы в произведении искусства, наделенные собственным символическим смыслом. Совершенство форм и красота домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. Среди знаменитых художников мира встречаются имена, упоминание которых сразу вызывает душевную радость. Есть художники, которых многие знают, их творчеству посвящены многочисленные монографии, книги, научные статьи. А есть художники, которых просто любят. О них тоже пишут, но подчас предпочитают издавать репродукции их произведений, чтобы без сложных комментариев и специальных пояснений читатели и зрители могли любоваться их работами. Таков Ренуар. Французский живописец, график, скульптор Пьер Огюст Ренуар родился в Лиможе в семье портного и начал рисовать еще в раннем детстве. Его по праву считаются одними из лучших представителей импрессионизма, и, не смотря на то, что самые известные его произведения — это портреты и жанровые картины, его натюрморты не менее прекрасны и показательны, как яркие примеры этого течения в искусстве.
В его натюрмортах очень много света и воздуха, поэтому они очень впечатляют своей легкостью и изумительными бликами. Изучение данной темы является особенно интересным и актуальным.
С импрессионизмом связан небывалый расцвет французской живописи, поиск новых технических приёмов и решений, новые открытия в области передачи пространства, цвето-световой игры.
Искусство Ренуара не только обогатило натюрморт, как самостоятельный жанр, но и дало его дальнейшему развитию мощный импульс.
В 1874 году художник принял участие в первой выставке импрессионистов, продемонстрировав полотна «Танцовщица», «Ложа» и др. С течением времени Ренуар приобрел известность как талантливый портретист. Особенно выразительны его женские и детские портреты, а также композиции с обнаженными фигурами. В 1881 году Ренуар побывал в Алжире, откуда привез множество рисунков, этюдов и картин.
В этом же году он совершил путешествие в Италию. Здесь художник познакомился с творчеством Рафаэля и с этого времени начал более строго относиться к рисунку. Если в произведениях прежних лет основным средством выразительности был цвет, то теперь линии стали также играть значительную роль.
Живописная ткань в его картинах обретала особую трепетность благодаря технике подвижных раздельных мазков. Новое динамическоевосприятие мира вызывало стремление передать и уловить его изменчивые, неустойчивые состояния. Вследствие этого, на его полотнах предметы теряют свою плотность, а среда становится подвижной субстанцией, обладающей собственными цветовыми качествами.
Таким образом достигалась их органическая связь и образ действительности обретал живописную целостность и единство. Стоит отметить, что все художники – импрессионисты отказываются от чёткого рисунка и строгого контура, помня о том, что в природе взгляд не может уловить резкость очертаний, которая скрадывается за счёт воздействия света и воздуха, это хорошо заметно в работах Ренуара.
В искусстве импрессионизма проявилось новое понимание пространства. Композиционно-пространственные проблемы импрессионисты решают разнообразно. Ренуар стремился преодолеть традиционную замкнутость и стабильность пространственных построений, использовать новые смелые и оригинальные композиции.
Он использовал приёмы кадрирования, срезы, острые ракурсы, необычные точки зрения, практикует отказ от иллюзорной перспективы, сведение пространства к плоскости. Очень многое импрессионисты взяли от японского искусства, гравюры и т.д.
Что касается психологического смысла и наполненности полотен импрессионистов и в частности Ренуара, здесь следует отметить преобладание высоких, одухотворённых образов, отсутствие сложной психологической проблематики. Искусство импрессионистов – это противопоставление суровой и несовершенной действительности: «пафос их полотен – в радостном, вдохновенном прославлении живой красоты мира.
В нём заключено непреходящее очарование импрессионизма»2. НАТЮРМОРТ В ТВОРЧЕСТВЕ РЕНУАРА2.1 Особенности натюрморта РенуараОдним из основных видов изобразительного искусства является натюрморт — от фран. naturmorte — «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Натюрморт способен эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Он может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру.
В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир.
Возникший как самостоятельный жанр пять веков тому назад, натюрморт до сих пор восхищает зрителя и, конечно, самого художника, дает ему возможность передать многообразие мира, вещей, вдохнуть в них эстетику времени, динамику жизни, сущность живописи и ее философию.Художника, пишущего натюрморт, связывает незримая нить с жизнью природы и ее красоты.
При разнообразии новых направлений в искусстве художник постигает глубинные истоки реальности, находит тему из окружающего его мира, отражает в своих работах сложные драматические аспекты жизни.Удачный выбор предметов для решения творческих замыслов в том или ином произведении художника говорит о вдумчивом отношении к жанру.
Аналитическое всматривание в предмет, в его сущность, отсутствие поспешности дают возможность решать сложные композиционные и творческие задачи. Образ холстов слагается из взаимодействия предметов. Они превращаются в действующих одушевленных героев, носителей мировоззрения автора, его характера, эстетических идеалов и вкуса.
Условное сценическое пространство с выверенным геометрическим построением и активной декоративностью цвета наполнено светом, помогающим увидеть богатство реального мира в его многообразии и подробностях.Цвет играет важную роль и в натюрмортах Ренуара. Таков натюрморт Ренуара «Плоды в вазе в форме раковины» (Рис.1) Плоды, которые запечатлел Ренуар на этом полотне, словно живые.
Художника не привлекали простые овощи и фрукты, он искал в них нечто необычное, делающее картину выразительной и яркой, совершенно непохожий на произведения этого жанра кисти других живописцев конца XIX века. По существующей традиции на одном полотне изображались лишь те фрукты и овощи, которые не противоречат друг другу в меню.
Именно так писал картины непревзойденный мастер натюрморта Поль Сезанн. Ренуар же выбрал для своей композиции плоды, радующие взгляд, хотя они никак не сочетаются на столе хозяйки. Так, лежащие на голубом блюде баклажаны, помидоры, красный перец невозможно приготовить вместе с лимонами и гранатами. Но мастеру важно показать свежесть плодов, их изобилие и великолепные цвета.
Ярко-красные оттенки перцев, помидоров, гранатов противопоставлены зеленому цвету листочков и темно-синему оттенку блестящих баклажанов. Необычность красочной и нарядной картины вызывает в памяти живопись Эжена Делакруа, которого Ренуар считал своим учителем.В то время, когда Ренуар писал это полотно, он часто бывал у друзей в Эстаке, где встречался с Сезанном и видел его работы.
Ренуар был в восторге от натюрмортов Сезанна, он считал его непонятым талантом. И этот натюрморт Ренуар явно пишет под влиянием картин Сезанна. Но есть и отличия в их работах. Если Сезанн создавал свои композиции из нескольких предметов, то у Ренуара – их двадцать четыре! И все самые разные: изобилие форм и красок! Все предметы в этом натюрморте Ренуара очень декоративны.
Декоративно и блюдо в форме створки раковины. Композиция очень живописна: ярко – красный перец, фиолетовые баклажаны с голубыми бликами света –словно живут в плоскости этой картины. Очень четко разделены светлые и темные стороны композиции. Темная – в левой верхней стороне холста и в противовес ей светлая – в основном на переднем плане и справа.
Яркие пятна красных перцев образуют почти равносторонний треугольник. Темно – фиолетовый и голубой, желтый и зеленый сохранены для другой стороны. Вся эта композиция усиливается двумя круглыми ярко красными плодами слева и уравновешивается двумя пурпурными гранатами с фиолетовыми бликами – справа. Во всем этом опять чувствуется влияние Сезанна.
Все нюансы верхней части композиции повторяются в складках скатерти, словно она впитала в себя со светом все краски плодов.2.2 Цветочный натюрмортРенуар в своем творчестве не ограничивался только одним направлением. Так, прославился он как автор светских портретов. Но не только портреты можно встретить среди его работ.
Большое место в его творчестве всегда занимали пейзажи, натюрморты и … цветы. Ренуар очень любил изображать цветы во всех их естественной красоте, изысканности и неповторимости. Цветы были своеобразной отдушиной для мастера, которому чаще всего приходилось писать людей. Такое милое, но своеобразное хобби, кроме доставляемого удовольствия, еще и приносило дополнительный доход.
Композиции с цветами, не загроможденные смысловой нагрузкой и потаенными мотивами, служили изысканным украшением интерьера. А выполненные рукой настоящего гения, они становились ценными вдвойне. Ренуар очень любил цветы и изображал их с большим трепетом и самоотдачей.
Он наблюдал за каждым цветком как за самостоятельным объектом, но, в то же время, не забывал и об общем композиционном строении полотна и букета на нем. В творчестве Ренуара каждый любитель прекрасного найдет для себя подходящую картину – настолько много композиций с изображением цветов оставил Пьер-Огюст Ренуар в наследие своим потомкам. Кто-то из критиков даже пошутил, что по картинам Ренуара можно даже изучать историю французского букета. И действительно, все полотна настолько разные и по-своему привлекательные, что ими можно любоваться практически бесконечно, с каждым новым взглядом открывая для себя в творчестве Ренуара что-то новое и до этого незамеченное. В разные периоды своего творчества Ренуар изображал разные цветы и в разной манере. Первоначально он творил в нежных, пастельных, светлых тонах, изображая крупные букеты, пышные и сложные в композиционном плане. В более поздний период Ренуар любил изображать на своих полотнах розы. Изменилась и манера написания – пастель и нежность сменила экспрессия и страсть. И картина «Натюрморт. Розы на фоне синего занавеса» (Рис.2) относится именно к этом периоду творчества гениального мастера. Полотно написано в 1908 году, но остается актуальным до сих пор. В этом и заключается секрет гениальности.
1. Герман М. Импрессионисты. Слово, 2004 2. Долгополов И.В. Рассказы о художниках: В 2-х томах. – М., 1982. Т. 1 3. Мастера искусства об искусстве. В 5 т. – М., 1967. Т. 5 4. История импрессионизма./Импрессионизм // http://www.impressionism.ru 5. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. – Л., 1981 6. Ревалд Д.История импрессионизма. — Л.; М., 1959. 7. Французская живопись второй половины XIX – начала XX века. Произведения импрессионистов из музеев Франции. – М., 1971 Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.
Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.
Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/294919/referat-natyurmort-tvorchestve-renuara.html
Цветы и искусство
1871 год, демобилизовавшийся с франко-прусской войны художник оказывается в горящем Париже… Это период подавления Коммунны — и становления импрессионизма, в том числе и в творчестве Ренуара. «Натюрморт с букетом и веером» — один из его самых известных натюрмортов.
«Натюрморт с букетом и веером» (на главном фото) отличает очень необычный выбор предметов: как и все классические натюрморты, он полон символов и намеков.
Полагают, что вид и ракурс букета перекликается с букетом на картине «Олимпия» Эдуарда Мане, а вся картина считается данью уважения Мане — одному из основоположников импрессионизма.
Кстати, сам Мане назвал это полотно «Венера», но современники окрестили его «Олимпией» — по имени одной из героинь популярной пьесы Александра Дюма сына «Дама с камелиями».
О. Ренуар (Пьер Огюст Ренуар) — великий французский художник-импрессионист (1841-1919). Натюрморты с цветами не были главной творческой темой Ренуара. Да и в творчестве всех импрессионистов натюрморт не был столь же важной темой, как у реалистов и Мане.
Импрессионисты создали свою концепцию натюрморта как бы походя, перенеся в этот жанр принципы пленэра, разработанные ими в области пейзажа. Тем не менее, он написал достаточно много таких картин. Таким образом, можно было расслабиться после написания более серьёзных полотен.
Кроме этого, по признанию самого Ренуара, натюрморты легко пишутся и неплохо продаются, так что таким образом можно было зарабатывать себе на жизнь.
Да, Ренуар очень любил изображать цветы во всех их естественной красоте, изысканности и неповторимости. Цветы были своеобразной отдушиной для мастера, которому чаще всего приходилось писать людей. Он наблюдал за каждым цветком как за самостоятельным объектом, не забывая и об общем композиционном строении полотна.
Кто-то из критиков даже пошутил, что по картинам Ренуара можно изучать историю французского букета. И действительно, все полотна настолько разные и по-своему привлекательные, что ими можно любоваться практически бесконечно.
В разные периоды своего творчества Ренуар изображал разные цветы и в разной манере.
Первоначально он творил в нежных, пастельных, светлых тонах, изображая крупные букеты, пышные и сложные в композиционном плане. В более поздний период Ренуар любил изображать на своих полотнах розы.
Изменилась и манера написания: пастель и нежность сменили экспрессия и страсть. В старости Ренуар любил и часто писал розы.
Натюрморты Ренуара великолепны, и, кроме своей художественной ценности, очень волнующи: глядя на то, что великий мастер писал не на заказ, а для души — можно чуточку прикоснуться к его настоящему Я.
еще статьи >>Из Голландии, со смыслом · Сумасшедшие подсолнухи … · Восходя в детство · Пейзажная и цветочная фотография в интерьере · Великий дикарь · Афремов Style · На холсте и на стене · Цветочные друзья · Первые, нежные · Вячеслав Грачев: «Зрителя не обманешь!» · Под вишнями в цвету · Цветочный сюр · Джузеппе Арчимбольдо: во саду ли, в огороде · Волшебный ветер одуванчиков · Цветы в объективе Константина Сидорова · Живое стекло · Большие цветы Ольги Ольневой · Супермакро эпохи ар нуво · Цветочное дело · Цветочный Брейгель · Гипер-розы Джоккино
Источник: https://redlily.ru/articles/47/?full