Резня на хиосе, эжен делакруа, 1824

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Ладья Данте (1822, Лувр, Париж)

Эжен Делакруа (Шарантон-Сент-Морис, 1798 — Париж, 1863) был главой французской романтической школы; его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов.

В 1822 г. он представил на Салоне картину Ладья Данте, имевшую огромный успех, произведения. Затем последовали Резня на Хиосе (1822) и Смерть Сарда (1827), тоже вызвавшие интерес публики, однако возмутившие сторонников классицизма.

Июльская революция 1830 г., в результате которой на троне оказался Луи Филипп Орлеанский, покровительствовавший Делакруа, открыла самый успешный период его карьеры: Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж), выставленная на Салоне 1831 г., была приобретена государством.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Свобода, ведущая народ (другое название Свобода на баррикадах, 1830, Лувр, Париж)

Путешествие, совершенное Делакруа в 1832 г. в Марокко (его целью были дипломатические переговоры), а также в Алжир и по южной Испании, дало художнику массу ярких впечатлений и новое видение цвета (Алжирские женщины, 1834; Марокканец, седлающий коня, 1837). С 1833 г.

он приступил к крупным проектам оформления интерьеров: Королевская гостиная и библиотека Бурбонского декоративной дворца (1833—1847), библиотека Люксембургского дворца (1840—1847), плафон галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), плафон в Гостиной мира (Salon de la Paix) парижской ратуши (1852-1854, разрушен в 1871).

Велико графическое наследие Делакруа: рисунки, акварели, литографии. Его живопись, интеллектуально насыщенная, богатая особым чувством истории и большой культурой, глубоко связанная с политикой, литературой, музыкой, философией и научной мыслью того времени, стала выражением образа видения, чувствования и мышления всего романтизма.

Именно в его полотнах с наибольшей силой проявилась бунтарская сущность французского романтизма. Эжен Делакруа оказал огромное влияние на развитие не только французской, но и мировой живописи.

Картины Эжена Делакруа

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Алжирские женщины (1834, Лувр, Париж )

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Вступление крестоносцев в Константинополь (1840, Лувр, Париж)

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Греция на руинах Миссолонги (1826, Художественный музей Бордо)

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Лошадь, испуганная молнией (1824, Музей изобразительных искусств, Будапешт)

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Эжен Делакруа — Марокканец, седлающий коня (1837, Нант)

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Резня на Хиосе (1822, Лувр, Париж)

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Сирота на кладбище (1823 — 1824, Лувр, Париж)

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Смерть Сарда (1827, Лувр, Париж)

Фанатики Танжера (1837 — 1838)

Шопен (1838)

Источник: https://evivid.ru/yezhen-delakrua-kartiny-napolnennye-ro.html

Эжен Делакруа, предводитель романтиков в европейской живописи

Делакруа написал картины, причем многие из них – монументальные как по темам и содержанию, так и по размерам.

13 августа – день памяти Эжена Делакруа (1798-1863), которого еще при жизни стали называть Предводителем, имея в виду его очевидное лидерство в сообществе европейских живописцев-романтиков середины XIX века.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Автопортрет. 1837. Холст, масло. 65х54,5 см. Лувр, Париж.

Родившись в семье политика и бывшего министра иностранных дел Шарля Делакруа, близкого друга Талейрана и других звезд европейской дипломатии, Эжен рос шустрым мальчиком, а его другом с детства и на всю жизнь стал Александр Дюма. Юношей Эжен подружился с Жерико и другими живописцами, и поле первых удачных работ стал центром тяготения романтиков, или же той воронкой, вокруг которой крутился водоворот художественной жизни Парижа.

Делакруа написал картины, причем многие из них – монументальные как по темам м содержанию, так и по размерам, — практически на все важнейшие исторические сюжеты, а равно и на многие сюжеты мифов и классической литературы. Власти заказывали ему не только картины, но и роспись интерьеров дворцов – Бурбонского и Люксембургского, роспись потолка Лувра и фрески церкви Сен-Сюльпис.

Делакруа с юных лет купался в лучах славы, по праву считался звездой парижских художественных салонов, побил рекорды по персональному представительству в экспозиции Лувра, получил Орден Почетного легиона, был избран в городской совет Парижа и даже попал в советскую школьную программу, а репродукция его картины «Свобода на баррикадах» воспроизводилась на цветных вклейках в школьных учебниках нашего детства.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Ладья Данте. 1822. Холст, масло. 189х246 см. Лувр, Париж. Сцена из «Божественной комедии» Данте.
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Резня на Хиосе. 1824. Холст, масло. 419х354 см. Лувр, Париж. Сюжетом картины послужила резня, которую турки устроили на Хиосе 11 апреля 1822 года за то, что жители этого острова поддержали борьбу Греции за независимость. Эта картина – «жуткий гимн року и страданию» (Бодлер).
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Смерть Сарданапала. 1827. Холст, масло. 392х496 см. Лувр, Париж. На сюжет драмы Байрона. Ассирийский царь Сарданапал своим распутством и безразличием к делам довел страну до восстания, и, поняв неизбежность поражения, решил свести счеты с жизнью. При этом, однако, царь приказал убить своего любимого коня, собак и женщин, а заодно уничтожить все сокровища.
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах). 1830. Холст, масло. 260х325 см. Лувр-Ланс.
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Молодой тигр играет со своей матерью. 1830. Холст, масло. 131х194,5 см. Лувр, Париж.
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Жорж Санд и Фредерик Шопен. 1837. Холст, масло.
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Клеопатра и крестьянин . 1838. Холст, масло. 98х123 см. Оклендский художественный музей, Чеплхилл.
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Смерть Офелии. 1838. Холст, масло. 38х46 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824Эжен Делакруа (1798–1863). Медея собирается убить детей. 1839. Холст, масло. 122х84 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Гамлет и Горацио на кладбище. 1839. Холст, масло. 29,5х36 см. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Торквато Тассо в сумасшедшем доме. 1839. Холст, масло. 60х50 см. Частная коллекция.
Эжен Делакруа (1798–1863). Атилла и его орды врываются в Италию. 1843-1847. Роспись интерьера библиотеки Бурбонского дворца, Париж.
Эжен Делакруа (1798–1863). Микеланджело в своей студии. 1849-1850. Холст, масло. 40х32 см. Музей Фабра, Монпелье.

Источник: http://eaculture.ru/dates/2467

Эжен Делакруа (1798 — 1863)

17.08.2008

Публикации

Делакруа — одно из самых ярких имен не только французского романтизма, но и всего искусства XIX века. Его гений мощно и дерзко воплотил художественную идею новой эпохи — запечатлеть современную жизнь, историю, мир человеческих чувств и страстей в динамике.

XIX век во Франции щедр на таланты. Среди современников художника — Стендаль, Бальзак, Александр Дюма, Гюго, Флобер, Мериме, Берлиоз, Бодлер и другие; многие из них были его друзьями.

В 1817 году Делакруа поступает в Школу изящных искусств в мастерскую П. Герена. Но главная школа — Лувр, где он копирует Рубенса, Веласкеса; из современников предпочитает А. Гро.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Данте и Вергилий, или Ладья Данте. 1822

После появления в Салоне 1822 года полотна «Данте и Вергилий», или «Ладья Данте» (Париж, Лувр) стало очевидно, что во Франции родился новый могучий талант. Картина поражала размахом творческого воображения. «Воображение, — говорил сам мастер, — это первое качество художника». Не пересказать сюжет, а передать дух бессмертной поэмы Данте — такова цель Делакруа.

Искусство Европы давно не знало образов такой мощи, в них воплотились благородство и гордое бесстрашие человеческой расы. Композиция пронизана бурной динамикой и пафосом, дышит грозной энергией; написанная широким свободным мазком, она великолепна по цвету: мрачные аккорды синего кобальта, багровых, коричневых, зеленых тонов мощно звучат на огненном фоне.

Картина выражает дух борьбы, тревожную, предгрозовую атмосферу эпохи.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Резня на Хиосе. 1824

Романтизм — не только художественное течение, это явление отражало мироощущение нового века. В начале 1820-х годов Европа была потрясена кровавым событиями, разыгравшимися в Греции, которая в 1821 году объявила себя независимой от Турции.

Читайте также:  Аванпорт в гавре. набережная су-амгон. корабль, выходящий из порта - писсарро, 1903

Борьба греков за свободу нашла отклик в творчестве Гюго и Пушкина, Берлиоз написал кантату Греческая революция. Расправа с мирным населением на острове Хиос (было убито двадцать пять тысяч греков, дети и женщины проданы в рабство) вызвало всеобщее возмущение.

Самым гневным и страстным протестом против преступления стала знаменитая картина Делакруа «Резня на Хиосе» (1824, Лувр).

Сильно выдвинутые на передний план фигуры, данные почти в натуральную величину, создавали иллюзию соприсутствия; груды мертвых тел, искаженные страхом лица написаны с жестокостью правды.

Кровавые события, происходившие где-то далеко, о которых читали в газетах, вдруг приблизились, люди осознали, что все это происходит сейчас, на глазах цивилизованной Европы.

Главным средством художественного языка у Делакруа становится цвет, а не рисунок; его свободный, ясно различимый мазок, наложенный широкой кистью, злые языки назвали «резней живописи». Власти картину не одобрили, зато молодежь приветствовала Делакруа за мужество и смелость гражданской позиции.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Греция на развалинах Миссолунги. Ок. 1826—1827

Через два года Делакруа вновь возвращается к теме греческой революции: «Греция на развалинах Миссолунги» (ок. 1826—1827, Бордо, Музей изящных искусств). Население города было поголовно вырезано или продано в рабство, сам город разрушен.

Аллегория страдающей Эллады предстает на переднем плане картины в виде прекрасной женщины в светлых одеждах. Она словно оцепенела от ужаса среди развалин и мертвых тел. Пронзительно трагичен в своей беззащитности жест ее раскрытых ладоней, обращенных к зрителю. На втором плане на фоне темного, зловещего неба возвышается турецкий воин с копьем, гордо попирающий развалины поверженного города.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Смерть Сарданапала. 1827

В поисках героев, ярких характеров романтики часто обращались к литературе — Данте, Шекспиру, Вальтер Скотту; подлинным властителем дум молодого поколения Европы был Байрон. (Поэт участвовал в Греческой революции и погиб в 1824 году в Миссолунги.

) Делакруа выбирает сюжет из трагедии Байрона, посвященной гибели Сарданапала — царя Ниневии, столицы древней Ассирии. Узнав, что его город взят врагами, царь приказал сжечь себя на костре вместе с женами, всеми сокровищами, конями и т. д.

«Смерть Сарданапала» (1827, Париж, Лувр) — огромное, огненно-красное полотно, все пространство которого заполнено красивыми обнаженными наложницами, черными рабами с кинжалами, вздыбленными конями. Пламенный вихрь огня и смерти ошеломляет зрителя.

Здесь проявилась характерная для романтизма страсть к гиперболе, к изображению бурных чувств и переживаний.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах). 1830—1831

Вершиной героического период в истории романтизма стала картина «Свобода, ведущая народ» (Свобода на баррикадах, 1830—1831, Париж, Лувр). В данном случае тему не надо было искать — она сама ворвалась в жизнь художника.

28 июля 1830 года на башнях собора Парижской Богоматери взвилось трехцветное знамя республики. Бурбоны были свергнуты. «Все виделось тогда в космическом масштабе, — писал историк Мишле, — ход мировой истории представлялся триумфальным шествием Свободы».

Картина Делакруа в пластических образах воплотила этот триумф освобождения. В его воображении восставшая Франция возникла в образе сильной молодой женщины с обнаженной грудью, ведущей людей на баррикаду. В руках у нее, словно парус, реет трехцветное знамя.

На сочетании трех его цветов — красного, белого, синего построено цветовое решение всего произведения.

Фигура Франции по масштабу много больше остальных. Художник смело вводит аллегорию в реальную толпу парижан. Лишь в исключительные моменты Истории великая идея, объединяя людей, превращает население в народ, в граждан. Момент такого перевоплощения гений Делакруа выразил в живописи.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Охота на львов в Марокко. 1854

«Жажда бури», сильных ощущений влекла романтиков в экзотические страны. В конце 1832 года Делакруа едет в Марокко.

Впечатления от поездки питали творчество мастера в течение многих лет: «Свадьба в Марокко» (1845, Тулуза, Музей изящных искусств), «Охота на львов» (1854, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Алжирские женщины» (1833—1834, Париж, Лувр).

Своей искрящейся, многоцветной живописью последняя картина вдохновляла впоследствии многих. Художник вводит зрителя в восточный гарем, его обитательницы не связаны между собой никаким действием, ценность произведения в живописи — это подлинное пиршество цвета.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Взятие крестоносцами Константинополя 12 апреля 1204 года. 1840

Делакруа был одним из последних великих мастеров исторического жанра («Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, Лондон, Коллекция Уоллес; «Взятие крестоносцами Константинополя 12 апреля 1204 года», 1840, Париж, Лувр).

Огромные многофигурные композиции говорили о таланте Делакруа-монументалиста.

Он мечтал о росписях: «У меня сильнее начинает биться сердце, когда я вижу стены, которые должны покрыться живописью», — писал художник в своем дневнике.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Борьба Иакова с Ангелом. 1849—1861

С 1833 по 1861 год мастер создал около десяти монументальных циклов (росписи выполнены масляной краской, иногда с добавлением воска) для церквей и общественных зданий Парижа: тронный зал дворца Бурбонов (Палата депутатов), библиотеки во дворце Бурбонов и Люксембургском дворце, плафон для галереи Лувра «Колесница Аполлона», зал Мира в ратуше (не сохранились), грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис — «Изгнание Илиодора из храма» и поражающая героическим пафосом «Битва Иакова с Ангелом». Художник работал над этим заказом с подлинным пылом. Его захватила тема единоборства человека с Богом. Эти росписи — одно из самых прекрасных произведений XIX века на тему Священного Писания. В них нет того благостного елея, той «красивости», которые портили многие произведения на религиозные темы нового времени.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Портрет Фредерика Шопена. 1838

Делакруа был великим тружеником. Художественные идеи переполняли его. Но кроме одаренности, таланта, воображения непременным качеством гения является жажда воплощения своих замыслов.

Этими великими дарами был в изобилии награжден мастер.

Его огромное художественное наследие (около десяти тысяч работ) на протяжении не только XIX, но и XX столетий стало школой для молодых живописцев, ищущих новые пути в искусстве.

Вероника Стародубова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=627

Эжен Делакруа. (1798–1863)

Более остальных художника интересовал исторический жанр. Он создал множество замечательных полотен, рассказывающих о событиях давно минувших дней.

Иногда Делакруа выбирал в качестве основы для своей очередной работы сюжет из недавно прочтенной книги, например пьесы Шекспира или стихотворения Байрона.

Но, независимо от того, реальным или вымышленным было событие, которое художник стремился изобразить, все его работы являлись удивительно достоверными.

Французский художник Эжен Делакруа родился в Шарантон-Сен-Морисе, неподалеку от Парижа, в зажиточной семье. Есть основания полагать, что он являлся побочным сыном Талейрана.

Семья отправила Эжена учиться в Императорский лицей, который он в 1815 году в возрасте семнадцати лет покинул, чтобы стать живописцем. Делакруа поступил учеником в мастерскую классициста П. Н. Герена.

Однако классицистические взгляды мало привлекали Эжена, поэтому через два года он покинул своего первого учителя и в 1817 году был зачислен в Школу изящных искусств. Во время обучения Делакруа более всего интересовался античной культурой, читал Гомера, Горация, Марка Аврелия.

Среди художников особенно выделял Микеланджело, Веласкеса и Рубенса; восхищался и работами современников, прежде всего полотнами Давида, Гро и Констебла. На протяжении долгого времени он дружил с Жерико, которого также считал своим учителем.

В 1822 году Делакруа впервые выставил свою работу в Салоне. Это была картина «Данте и Вергилий» (Лувр, Париж); она очень понравилась зрителям за эмоциональность, напоминающую работы Микеланджело.

Через два года в Салоне было показано его новое полотно — «Резня на Хиосе» (1824, Лувр, Париж).

Основой для него послужили реальные события, происшедшие в 1822 году, когда турки захватили греческий остров Хиос и жестоко расправились с греками, населявшими его. В этой работе мастер нарушал все академические каноны.

Читайте также:  Какой простор, илья ефимович репин - описание картины

Иногда, чтобы добиться наибольшей выразительности, он даже искажал пропорции, поэтому нет ничего удивительного в том, что картина не понравилась художественным критикам.

В 1827 году художник снова вернулся к теме войны греков с турками и написал полотно «Греция на развалинах Миссолонги» (Музей, Бордо).

В 20-х годах XIX столетия Делакруа выполнил множество работ по сюжетам литературных произведений, которые он читал в то время. Например, в 1825 году художник совершил поездку в Англию, где заинтересовался творчеством Шекспира и Байрона. По возвращении он создал литографию на тему произведения Шекспира «Макбет».

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Э. Делакруа. «Резня на Хиосе», 1824, Лувр, Париж

Не ограничиваясь просто интересными сюжетами, Делакруа искал новые средства выражения, стремясь, чтобы они соответствовали содержанию и усиливали впечатление, производимое от картины.

В 1827 году мастер показал в Салоне две новые работы: «Смерть Сарданапала» (Лувр, Париж) и «Марино Фальеро» (галерея Уоллеса, Лондон). Интерес зрителей больше привлекла вторая картина, на которой художник изобразил смерть венецианского дожа в присутствии Совета Десяти.

Пустая мраморная лестница, неподвижные члены совета, на лицах которых застыл ужас, вызывают именно те впечатления, на которые и рассчитывал Делакруа.

Первое полотно совсем другое: вместо неподвижности, пустоты, отчаяния здесь царит беспокойное движение вокруг центральной, неподвижной фигуры — восточного владыки Сарданапала. Сюжеты для этих картин были навеяны художнику поэзией Байрона.

В том же году Делакруа выполнил несколько иллюстраций к «Фаусту» Гёте, но вскоре политическая обстановка в стране изменилась, что не могло не отразиться на его творчестве.

Делакруа откликнулся на революционные события и поддержал народ, вышедший на улицы, чтобы свергнуть короля и правящую буржуазию.

Свое отношение к происходящему художник выразил картиной «Свобода, ведущая народ» (1830, Лувр, Париж).

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Э. Делакруа. «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр, Париж

На картине изображена женщина с обнаженной грудью и босыми ногами. Она немного крупнее, чем остальные человеческие фигуры на полотне, и своим величественным видом напоминает греческую статую. В одной ее руке — флаг Французской Республики, в другой — ружье со штыком.

За ней устремляется толпа вооруженных людей. Сквозь клубы порохового дыма виден собор Парижской Богоматери. У ног Свободы лежат убитые и раненые.

Рядом с ней выделяются три фигуры: мальчик, напоминающий Гавроша из романа Гюго, рабочий и студент, которому художник придал сходство с собой.

После того как к власти пришел король Луи Филипп, Делакруа стал искать возможность уехать из Франции, и вскоре она ему представилась.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж

В 1831 году он присоединился к делегации, посланной в Африку для установления дружеских отношений с султаном Марокко.

Художник прожил в Африке полгода, успев за это время осмотреть Танжер, Мекнес, Алжир, Оран. Затем он поехал в Испанию, но провел там всего две недели.

Все новые впечатления от этого интересного путешествия Делакруа старался зафиксировать на бумаге и, вернувшись во Францию, привез множество рисунков, набросков, этюдов и эскизов.

В Танжере он написал несколько пейзажей акварелью, в других городах обращал внимание на наиболее интересные характерные особенности — узкие кривые улицы, дома и их внутреннее убранство, зарисовывал арабских лошадей, черты лиц местных жителей и т. д.

Мотивы, встречающиеся в этих рисунках, он впоследствии использовал для своих картин («Алжирские женщины в своих покоях», 1834, Лувр, Париж; «Еврейская свадьба в Марокко», ок. 1841, Лувр, Париж; «Марокканец, седлающий коня», 1855, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В Салоне 1847 года Делакруа показал пять новых работ, причем четыре из них были воспоминаниями об Африке.

Однако, несмотря на неугасающий интерес к Африке, мастер не перестал писать полотна на исторические сюжеты. Правительство объявило конкурс на темы «Протест Мирабо против роспуска генеральных штатов» и «Буасси д’Англа». Делакруа вместе с другими художниками принял участие в конкурсе. В 1831 году он показал в Салоне одну из наиболее удачных работ: эскиз к картине «Буасси д’Англа».

В 30-х годах Делакруа написал две сложные по композиции картины с батальными сценами: «Битва при Пуатье» (1830, Лувр, Париж) и «Битва при Тайбурге» (1835–1837, Национальный музей, Версаль).

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Э. Делакруа. «Битва при Тайбурге», 1835–1837, Национальный музей, Версаль

Особенно интересна вторая работа. В центральной части полотна художник поместил короля Людовика IX на белом коне, вокруг него разместил многочисленные фигуры воюющих. Несмотря на фигуру короля, присутствующую в композиции, Делакруа стремился в первую очередь показать страдания простых воинов.

В 1840 году мастер исполнил произведение «Взятие Константинополя крестоносцами» (Лувр, Париж). Перед зрителем разворачивается трагическая картина — суровые рыцари-крестоносцы верхом на лошадях, медленно двигающиеся по завоеванной земле.

Вокруг них видны фигуры жителей города, на переднем плане, прямо у копыт лошади, сидит убитая горем женщина и держит на руках только что умершего ребенка.

Однако колорит, включающий фиолетовые, розовые, светло-коричневые, голубые и оливково-зеленые оттенки, не подчеркивает общее, трагическое настроение, а наоборот, как бы символизирует приподнятый дух рыцарей, радующихся победе.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Э. Делакруа. «Взятие Константинополя крестоносцами», 1840, Лувр, Париж

Несмотря на то что Делакруа наиболее известен как художник, писавший картины на исторические темы, его кисти принадлежит множество портретов, пейзажей, натюрмортов и жанровых полотен (например, работы, навеянные путешествием в Африку). Интересны и правдивы портреты Паганини (ок. 1831, собрание Филипс, Вашингтон), Жорж Санд (1834, частное собрание), Шопена (1838, Лувр, Париж).

Делакруа был всесторонне развитым человеком, как уже отмечалось выше, много читал. Кроме того, он обладал литературным талантом, что становится видно после прочтения его знаменитого «Дневника».

Художник вел его с 1822 года, записывая наиболее интересные факты, события, собственные размышления.

Наиболее интересны страницы, на которых он делится впечатлениями от знакомства с Жорж Санд, Паганини и Шопеном.

Эжен Делакруа умер в Париже. Его творчество оказало значительное влияние на художников конца XIX — начала XX века, особенно на тех, кто впоследствии занимался развитием новых колористических решений.

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=296201

Картина, изменившая Париж: «Резня на Хиосе» Делакруа

«Резня на Хиосе» Делакруа

В мае 1823 года молодой, но — по общему мнению — очень многообещающий художник, записал в своём дневнике: «Я решился написать для Салона сцену резни на острове Хиос». Звали художника Эжен Делакруа.

30 марта 1822 года к Хиосу подошел турецкий флот под командованием капудан-паши Кара-Али. Он должен был наказать жителей острова за поддержку греческого восстания против турецкого правления.

Надо сказать, что значительная часть хиоссцев восстания не поддерживала и всячески демонстрировала лояльность к туркам, но — по выражению «Монинг Кроникл» — на своё несчастье «во-первых, они были богатыми, во-вторых, имели семьи и наконец, то что делает две предыдущие вины невыносимыми, они были безоружными».

Началось всё с бомбардировки города (на острове был расположен одноимённый город). Потом последовала высадка. В течение 24-х часов было убито около 10 000 человек. Уничтожали всех детей до трёх лет, всех мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет.

Спастись от смерти могли юноши и молодые мужчины, изъявившие готовность принять ислам. После разграбления города — напомним: Хиос был богатым торговым городом — турки двинулись в сельскую местность. Крестьяне ушли в пещеры и леса, и Вахит-паша (начальник турецкого гарнизона на Хиосе) объявил амнистию.

Он освободил часть заложников (которых хиоссцы предоставили добровольно ещё в начале восстания — чтобы доказать свою лояльность) и поручил им оповестить об амнистии скрывающееся от турков население. Поверившие в амнистию были убиты. Вслед за ними были уничтожены оставшиеся заложники.

Читайте также:  Картина астроном, ян вермеер дельфтский

До турецкой высадки население Хиоса составляло 120 000 человек (сейчас там живёт около 60 000). Приблизительно 25 000 человек были убиты, около 45 000 — проданы в рабство. Более чем 20 000 удалось бежать с острова, ещё 10-15 000 умерло от болезней. К лету 1822 года на острове осталось не многим больше 2 000 жителей…

Европейские правительства реагировали на события в Греции весьма сдержанно. На Веронском конгрессе Священного союза, в 1822 году, греки не смогли даже вручить свою петицию, составленную в Аргосе временным правительством и адресованную ведущим европейским державам (Британии, России, Пруссии, Австрии и Франции).

Официальная позиция в отношении борющимся за свою независимость греков заключалась в следующем: «…хотя участь этой христианской нации и желательно улучшить, но восстание против законной власти султана заслуживает решительного осуждения». И значительная часть населения Европы и России разделяла эту позицию. Но не все.

Лорд Байрон, пребывающий в добровольном изгнании в Италии, всеми доступными средствами агитировал в пользу поддержки борьбы греков.

Его друг, Хобхауз, пытался получить у английских банкиров заём для греческого правительства.  В 1823 году он создаёт в Лондоне Филэллинский комитет.

Ещё раньше — с августа 1821 года — такие комитеты появляются в Германии. А что же Франция? Франция пока ограничивалась светскими разговорами.

И вот молодой художник приносит в мастерскую огромный — три с половиной на четыре метра — холст. 12 января Делакруа начинает писать картину. В середине июня картина «Сцены резни на Хиосе: греческие семьи, ожидающие смерти или рабства и т. д.

» (так звучало полное название картины) была представлена жюри Салона. Несмотря на ворчание маститого Гро о том, что «это не греков режут, это живопись режут…» картина была одобрена и вывешена для всеобщего обозрения под номером 450.

Но, получив пропуск на экспозицию, Делакруа натыкается на  пейзажи Констебля. В результате, за две недели до открытия салона, Делакруа фактически полностью переписывает картину. «Подумать только, что «Хиосская резня» вместо того, что она есть, едва не осталась серой и тусклой картиной.

О, я таки поработал эти пятнадцать дней, вводя самые яркие краски…» — так он описал то, что произошло. И наконец, в середине июля 1824 года, салон открылся.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Эжен Делакруа, «Резня на Хиосе», Париж, 1824. Холст, масло, 419 х 354 см.

Критика встретила «Резню на Хиосе» без энтузиазма. Кто-то сострил, что картина написана «пьяной метлой», кто-то счел, что Делакруа «…считает прогрессом только те нелепости дурного тона, которые делает».

 Стендаль: «Сколько бы я не старался, я не в состоянии любоваться Делакруа и его «Хиосской резнёй». Мне всё время кажется, что картина первоначально должна была изображать чуму, но затем художник, начитавшись газетных сообщений, сделал из неё хиосскую резню.

В огромном живом трупе, помещенном в центре картины, я вижу лишь несчастного зачумленного, попробовавшего вырвать у себя чумной бубон…»

Но несмотря на мнение критиков, перед картиной толпились парижане. Кто-то при виде картины высокомерно усмехался, а кто-то…Один из членов жюри Салона, глядя на картину задумался и сказал: «Это всё очень трогательно, здесь много чувства». И многие из зрителей разделили эмоции, вложенные автором в картину.

21 декабря 1824 года было объявлено о создании Филэллинского общества в Париже. Связаны ли два этих события между собой? Неизвестно.

Но точно известно, что Шатобриан — бывший одним из самых активных деятелей этого общества — восхищался картиной Делакруа.

И так же известно, что за два года перед этим он был одним из авторов равнодушного заявления участников Веронского конгресса Священного союза. Сила искусства? Общественное мнение?

Источник: https://tempora.club/kartina-izmenivshaya-parizh-reznya-na-xiose-delakrua/

Описание картины «Резня на Хиосе»

статьи:

  1. 1. История создания
  2. 2. Стиль написания
  3. 3. Сюжет

Резня на Хиосе – картина, написанная в 1824 году.

Была создана под впечатлением от ужасных событий 1822 года, произошедших в Греции. Узнав о них, художник решил показать обществу, что может произойти с людьми, если он вдруг станут простыми жертвами обстоятельств.

Писалась картина в течение двух лет, во время обучения Эжена Делакруа в академии изобразительного искусства.

После представлена в год создания в парижском салоне, где впервые заговорили об истинном гении ее создателя. Была продана в личную коллекцию, но после смерти покупателя, стала выставляться в музеях.

История создания

Картина была написана под влиянием ужасной кровавой жатвы, что произошла в 1822 году. Увидев слабость своего соседа, Османская империя решила силой подчинить южные района Греции. Война шла с маленьким государством, что даже не имело регулярной армии.

Тогда, решив закончить ее за один ход, султан посылает войска на остров Хиос. За десять дней провинция сжигается полностью, без суда и следствия убивают двадцать тысяч мирных жителей. Остальных берут в плен, и увозят в Османскую империю.

Где они становятся безвольным рабами, обязанными служить купившему их господину.

Резня на Хиосе, Эжен Делакруа, 1824

Новость об этом дошла уже по факту свершения. Никто не мог помешать туркам творить хаос, и осознание данной беспомощности и пугало общество. Люди творческой направленности попытались оставить свой след в истории, показав, что именно произошло с их точки зрения.

Стиль написания

Писалась картина в три этапа, при этом, самый первый занял больше всего времени. Изначально был план создан маленькое полотно, дабы успеть не слишком далеко отойти от данных событий. Но был выбран максимальный размер, так как задуманные образы нельзя было разместить иным путем.

Первым этапом стало создание людей в самом низу картины. На нулевом плане, именно так его называют художники, находились люди, которые ждут своей участи.

Так как их дома уже сожжены, и шанса спастись от противников нет, никто не пытается бороться до конца за свою жизнь. Все они просто сидят в куче, ожидая неумолимой участи.

За ними следят османские воины, которые попутно приносят к куче новых рабов.

Образы представлены двояко. С одной стороны, турецкие солдаты не выглядят как завоеватели, однако их форма представлена специально именно как набор яркого спектра цветовой гаммы. Греки же показаны блеклыми тонами, с редким количеством верхней одежды.

Вторым этапом стало создание переднего плана – сцены, что разворачивается за спинами толпы. Там виднеются пылающие дома, и как всадники Османской империи ловят оставшихся жителей.

Убивая тех, кто оказывает им непосредственное сопротивление. Хотя они уже победили, и можно прекратить войну, варвары до последнего будут издеваться над своим потенциальным врагом.

События предстают в размытии, так как произошедшее происходит на большом расстоянии от основного поля действия.

Третий этап – небо, а точнее смесь дыма и копоти, с редкими вставками синевы. Благодаря такому приему автор закрывает глаза богу на данные события. Именно поэтому он и не смог помешать данному ужасу. При этом, редкие вставки синевы контрастно переводят световую гамму с образов толпы. Дополняя их в совершенно непредсказуемом виде.

Сюжет

Во время военных действий, произошел геноцид греческого народа. Жители, после короткой битвы, стали жертвами варварского захвата их земель. Приняв такую участь, не имея сил сражаться, они стали верными рабами поработившей их кровожадной системы. Никто не смог спастись от рук безумных всадников.

Источник: https://wpainting.ru/ezhen-delakrua/opisanie-kartiny-reznya-na-xiose.html

Ссылка на основную публикацию