Птичий концерт, франс снейдерс

Франс Снейдерс — фландрский художник XVII века, схожий по особенностям живописи Питеру Пауэлу Рубенсу. Его картины присутствуют в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Франс Снейдерс: биография

Родился будущий живописец в семье крупного ресторатора в городе Антверпен в 1579 году. Денег у родителей было достаточно много, и способности Франса к рисованию были замечены и развиты. Творчеству живописца учился в художественных мастерских. Его учителями были известные живописцы Хенрик ван Бален и Питер Брегель-младший. Любимыми жанрами художника были анималистика и натюрморты.

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Закончив обучение, Снейдерс отправился на шесть лет в творческую поездку в Италию и посетил Рим и Милан, крупные центры итальянского искусства.

По протекции своего друга и младшего брата Питера Брейгеля-младшего Яна Брейгеля Бархатного получил покровительство кардинала Федерико Борромео, который увлекался искусством и всячески поддерживал его развитие. Это дало Франсу больше свободы, чем имели другие приезжие художники.

Именно картины из коллекции Борромео повлияли на выбор Снейдерсом основного направления творчества — концепции «большого натюрморта».

Вернувшись на родину, Франс Снейдерс женился на сестре живописцев де Восов. Некоторое время в его творчестве занимало длительное творческое содружество с П. П. Рубенсом: в рамках создания одного произведения натюрморт писал Снейдерс, а изображения людей — Рубенс.

Картины Франса Снейдерса быстро стали популярными и хорошо раскупались. Даже епископ Брюгге Антонио Трист заказал Снейдерсу большое количество полотен с изображениями продуктовых лавок со снедью и торгующими продавцами. Он предполагал украсить этими картинами стены столовой в своем дворце.

Около 37 лет Снейдерс был членом Общества романистов Антверпена и 29 лет — его деканом. А губернатор Нидерландов герцог Альберт сделал его своим главным художником.

Франс Снейдерс прожил долгую и плодотворную жизнь и умер в возрасте 78 лет.

Особенности творчества

Франс Снейдерс был мастером натюрморта и писал их различные виды: монументальные и кабинетного формата. Натюрморты кабинетного формата отличаются от других простой симметричной композицией отсутствие мелкой детализации.

Кроме того, Снейдерс писал чудесные анималистические картины: животные могли быть основными персонажами работ, а могли быть включены в состав натюрморта в виде сюжетных сценок. И если само слово «натюрморт» в переводе означает «мертвая жизнь», то в произведениях Франса Снейдерса все животные живые, кажется, что даже сваренный омар вот-вот оживет.

Еще одним важным направлением в творчестве Снейдерса были сцены охоты. Главной идеей этих картин является особое проявление во время охоты героизма, отваги, ловкости и силы человека. Однако самих людей художник часто рисовал не сам, а поручал подмастерьям или другим живописцам, его больше интересовали животные и проявление их поведения во время охотничьей гонки.

Творчество Франса Снейдераса аллегорично: каждый объект его произведений несет особую символическую нагрузку.

«Кабинетный натюрморт»

В Эрмитаже Франс Снейдерс представлен работами как начального, так и основного этапов творчества.

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Одной из первых работ в жанре натюрморта, представленной в Эрмитаже, была картина «Фрукты в чаше на красной скатерти». Строгая и лаконичная композиция картины, минимум пустого пространства. На столе, покрытом алой скатертью — три вазы, центральная из которых значительно крупнее и имеет зеленый узор по белому фону.

В вазе представлена композиция, неоднородная по своему содержанию: разнообразные фрукты — лимоны, инжир, абрикосы, зеленый виноград, сливы и фрукты, похожие на алычу. Все фрукты будто бы нанизаны на веточки с листьями и усиками. Веточки причудливо топорщатся в стороны, создавая ощущение свободы и творческого беспорядка.

Симметрично большой чаше расположены одинаковые малые чаши двух цветов: желтого и черно-зеленого, видно, что внутри они имеют красно-коричневый цвет и, вероятно, сделаны из поливной керамики. Узор снаружи есть, но очень нечеткий. В вазах — однородное содержимое: в одной — неочищенные орехи, напоминающие фундук, в другой — ягоды, напоминающие морошку или ежевику.

Сложены они в посуду неаккуратно, часть из них выпала на скатерть, будто бы уже не вместилась в отведенную им емкость. Можно предположить, что общей идеей натюрморта является изобилие.

Натюрморты с включением животных

Прием включения анималистики в натюрморты — «конек» Снейдерса.

Они делают его картины не скучным рассматриванием изобилия представленных объектов, которыми богата матушка-природа, а забавной игрой в жанре: «а если?».

Ведь забавное поведение животных по отношению друг к другу и к объектам вокруг можно как любой сюжет допридумывать. А уж какой финал получится, зависит от каждого зрителя индивидуально.

Одним из самых знаменитых натюрмортов этого типа считается «Натюрморт с лебедем», в котором охотничья собака, пока ее не видят хозяева, занятые беседой (возможно, обсуждающие прошедшую охоту), пытается стащить со стола честно ею заработанную плату — дичь. Ее очень привлекает белоснежный лебедь, но «видит око, да зуб неймет» — поводок, удерживаемый хозяином или привязанный к столу или скамье, натянулся и не достать ей, к чему стремится.

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Все натюрморты Снейдерса из этой серии помещают зрителя в ситуацию «предложенных обстоятельств» и возможного соавторства. Такой способ взаимодействия несколько схож с театром или кино: имеется в виду многозначность окончания какого-либо сюжета (так называемый открытый конец).

Читайте также:  Джорджоне — биография и картины с названиями и описанием

Цикл монументальных натюрмортов «Лавки»: «Овощная»

Или как еще называют эти картины — «Кладовые»: «Овощная», «Рыбная» и «Фруктовая». Именно их заказал автору епископ Трист. Все эти произведения Франса Снейдерса хранятся в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Познакомимся с описанием картины Франса Снейдерса «Овощная лавка».

Птичий концерт, Франс Снейдерс

На фоне городских стен, идущей мимо них дороги и расстилающихся за пределы холста зеленых полей, изображена часть небольшого каменного домика, похожего на амбар или сарай, возле которого стоят две женщины и сидит мальчик.

Рядом с ними в корзинах и прямо на земле навалены разнообразные овощи: цветная капуста, коренья, зеленые бобы, чеснок, кабачки и др. Из-за дома торчит часть телеги, загруженной товаром. Овощей очень много, они уже не помещаются в тару. Хозяйка лавки — не бедная женщина, судя по костюму, продает товар пришедшей горожанке.

Та выбирает коренья и траву и складывает к себе в маленькую корзинку, а продавщица дает советы по выбору продуктов. Интересно, что в корзине в левом нижнем углу сложено много грибов, внешне напоминающих белые.

Картинка, очень оживленная сама по себе, еще больше динамики приобретает за счет жанровой сценки в правом нижнем углу: лошадь тянется мягкими губами к свежему кочну капусты, пока люди не успели заметить. Чего же ждать хозяйку бесцельно, если заодно можно и подкрепиться?

Цикл картин Франса Снейдерса с названиями «Лавки»: «Рыбная»

На фоне окна, в котором видно море и торговый причал — место, откуда пришла в кладовую добыча, изображен хозяин лавки, вываливающий очередную порцию свежего товара в круглый и уже полный чан.

Живая морская снедь в изобилии навалена на низкую грубо сколоченную лавку-стол, в тазы, ящики и корзины, часть просто валяется на полу или ползает по нему или по груде тушек. К палке сверху подвешены уже неживые тушки: угорь, несколько связок разного вида рыбок, несколько кусков красной рыбы, напоминающих ломтики форели.

Все это морское изобилие шевелится и расползается. Кажется, что объекты постоянно стремятся изменить свое местоположение на холсте. Особо привлекает к себе живая сценка в правом (относительно полотна) нижнем углу: маленькая собачка с висящими ушками забралась с испуга на корзину со снедью и лает на кольчатую нерпу, а морской зверек смотрит на шумящую с удивлением.

Ее круглые глазки живо поблескивают. Пасть с острыми зубами приоткрыта. Может быть, и нерпа издает в ответ какие-нибудь звуки?.. Благодаря этой сценке, картина становится очень позитивной и еще более живой.

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Анималистические сюжеты Снейдерса

Постепенно Снейдерс перешел и к изображению анималистических сюжетных сценок, например, «Курятник», где мы видим хорошенькую молоденькую курочку, забравшуюся на ящик с кормом и двух петухов на переднем плане, явно настроенных за эту курочку подраться. Состоится ли этот петушиный бой? И чем же закончится история? Аналогична этому сюжету и другая картина Франса Снейдерса «Бой петуха и индюка».

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Все эти сюжеты художник брал из жизни. Но были и такие, которые иллюстрировали литературные произведения. Например, басню «О льве и мыши».

Жемчужиной коллекции Эрмитажа является картина «Птичий концерт» — иллюстрация басни Эзопа. Птицы собрались под руководством Совы дать концерт. Среди них и местные птицы, и птицы-экзоты, и даже летучая мышь. Если вы знаете певческие способности этих птиц, то концерт был весьма сомнительным мероприятием.

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Сцены охоты в творчестве Ф. Снейдерса

Среди картин, изображающих охоту, много сюжетов связано с травлей кабана. Самая известная работа «Охота на кабана», которая находится в экспозиции галереи Питти.

Кабан показан сильным и могучим зверем, справиться с которым может только отважный и физически развитый человек. Человеку помогают его друзья — собаки.

Часть собак уже пострадали от клыков хищника, а часть своры еще пытается с ним совладать.

Кабан композиционно помещен на уровне голов людей, что как бы сравнивает из в силе и смелости. И уравнивает шансы обоих.

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Интересна и «Охота на оленя», однако, здесь нет человека. Поединок идет между животными: олень в одиночку противостоит представителям Человека на полотне — своре охотничьих собак.

На чьей же стороне будет перевес? В каждом конкретном случае решает зритель.

Источник: https://www.syl.ru/article/328275/jivopisets-frans-sneyders-biografiya-tvorchestvo-i-interesnyie-faktyi

Франс Снейдерс (Frans Snyders), 1579-1557

?

Categories:

  • еда
  • искусство
  • животные
  • Cancel

Автор — Ольга-В. Это цитата этого сообщенияФранс Снейдерс (Frans Snyders), 1579-1557.

Птичий концерт, Франс СнейдерсНатюрморт с цветами (Still life with Flowers) 1615Натюрморт с охладителем вина (Still Life with a Wine Cooler) 1610-1620Птичий концерт, Франс Снейдерс

Франс Снейдерс (Franz Snyders, встречается вариант Frans Snijders; 11 ноября1579, Антверпен — 19 августа1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко. Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера осенью 1579 г. (крещён 11 ноября). В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос.

Читайте также:  Шар улетел, сергей алексеевич лучишкин, 1926

Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты

В 1608—1609 г. Снейдерс работал в Италии, впоследствии жил в родном Антверпене. В 1619 г. Снейдерс был избран членом антверпенского Братства романистов, а в 1628 г. — его деканом.  Для позднего периода его творчества характерны монументальные полотна, всегда пользовавшиеся большой популярностью среди покупателей. Созданные им огромные декоративные полотна, в частности, украшали столовую во дворце епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста. Кроме того, Снейдерс был назначен главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов. Художник умер в Антверпене 19 августа1657 г.

Птичий концерт, Франс СнейдерсДевушка с фруктами Птичий концерт, Франс СнейдерсКорзина с фруктами Птичий концерт, Франс СнейдерсAnthony Van Dyck, 1599-1641 Двойной портрет Франса Снейдерса с женойПтичий концерт, Франс СнейдерсВоначальника ахейцев Филопема узнают его хозяева в Мегаре Птичий концерт, Франс Снейдерс Охота на кабана (A Boar Hunt)_1653

Эта работа подписана и датирована 1653 годом, что делает ее последней датированной работой самим Снейдерсом.

Он написал несколько таких охотничьих сцен, часто повторяя построение композиции и отдельных животных, чьи позы он фиксировал в эскизах.

Методика живописи аналогична другим работам и отражает желание художника обострить выразительность сцены через разнообразие поз и настроений животных: одна собака кувыркается с ног на голову, другая впивается в кабана сверху, третья готовится к прыжку; одна ожесточена, другая азартно лает, третья корчится от боли и так далее.

  • Пейзаж в этой и в других работах Снейдерса может быть написан другим художником, специалистом по пейзажам.
  • Бой петуха с индюком (Fight of a Rooster and a Turkey Cock) сер 1610-хЗагнанный быкКладовая (Pantry)до 1636Кот и лиса Кухонная сцена с Христом в ЭммаусеОленья охотаОрфей и звери (Orpheus and the animals) (совместно с Теодором ван Тюльденом) 1636-1640Повар у стола с дичью (Cook at a Kitchen Table with Dead Game on it) (совм с Яном ван Букхорстом (фигура)) 1630-е
  • Этот виртуозно исполненный натюрморт представляет один из излюбленных мотивов Снейдерса — дичь.

Художник изобразил здесь как охотничьи трофеи, так и битую домашнюю птицу: на столе мы видим серую цаплю, несколько куропаток и связку маленьких певчих птичек. В большой плетеной корзине поместились бекасы, фазан и куропатка, на стене висит выпь.

Повар с большим кухонным ножом в руке склонился над невысоким столом и грозит коту, который пытается стащить свисающую со стола цаплю. Фигура повара, возможно, принадлежит кисти Яна Бокхорста. Картина является парной к произведению «Служанка с мальчиком в фруктовой лавке» (частное собрание, Шотландия).

Преследуемый кабан Птичий концерт (Bird's Concert) 1630-1640

На картине представлено красочное многообразие птиц, окруживших филина, сидящего на ветке с раскрытой музыкальной партитурой. Эта тема, заимствованная из басни Эзопа «Сова и птица», под влиянием Снейдерса нашла широкое распространение во фламандском искусстве XVII в.

  1. В Средние века басню рассматривали как религиозную аллегорию, однако Снейдерс здесь далек от подобной интерпретации и использует сюжет как предлог к тому, чтобы продемонстрировать невероятное богатство пернатой фауны.
  2. На картине представлены как птицы, населяющие европейские леса, поля и водные просторы, так и более декоративные экземпляры, разводившиеся в Европе, как, например, павлин, голубь «дутыш», амазонский попугай и красный ара.
  3. Судя по формату произведения, оно предназначалось для десюдепорта – декоративной панели, расположенной над дверным проемом.

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/17504645.html

Дилетант on Twitter

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Мы начинаем! Экскурсию проведут для нас сотрудник научно-просветительного отдела Эрмитажа Людмила Фролова и начальник отдела межмузейных коммуникаций Эрмитажа зоолог Иван Корнеев (в прошлом директор Ленинградского зоопарка) https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/GpqftBE7pi

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Начнем прогулку по «зоопарку» с серии из четырех картин «Лавки» Франса Снейдерса. Изображены лавки рыбы, зелени, фруктов и дичи. Сам художник вырос в таверне. Мартышку привезли из Западной Африки https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/d200IIInXW

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Художник фламандской школы XVII века Давид Тенирс Младший – «Обезьяны в кухне». Подобные картины связывали с темой человеческих пороков https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/x7g4fFk9tY

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Птичий концерт, Франс Снейдерс

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Франс Снейдерс – «Птичий концерт». Сюжет восходит к басне Эзопа о поющей сове, вокруг которой слетаются любопытные птицы. Текст басни до наших дней не сохранился и известен только в пересказе. Существует голландская поговорка: «Каждая птица поет как умеет» https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/FbR7Z2LdFd

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Состав птичьего ансамбля: сова, два павлина, зеленокрылый ара, два удода, щегол, две ласточки, дрозд, серая цапля и даже летучая мышь (в центре картины) https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/6epYpxzNqJ

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Рубенс – «Вакх». Что за животное изображено в углу? https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/MZX9xjaK7h

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Еще один таинственный хищник на картине «Союз Земли и Воды» https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/7ltqteiLY5

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

Читайте также:  Тиранский музей камикадзе, япония

15 мар.

Ян Вильденс – «Зимний пейзаж с охотником». Изображенные собаки – прародители испанских охотничьих пород. Это свидетельство связи Фландрии и Испании в то время https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/WY3K5UiCNb

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Венера наказывает Амура, а в углу изображены морские свинки, которые входят в список «колумбова обмена». В Европу их привезли из Америки. Индейцы поклонялись им как божествам. Картина 1600 года https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/shOdvwCUmZ

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

За множество картин с пернатыми Мельхиора де Хондекутера прозвали «птичьим Рафаэлем». Это один их его птичьих дворов https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/DZcwghWiDp

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

Пеликан, написанный с натуры https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/Z6rHpBp8q7

Показать эту ветку

Дилетант‏Подлинная учетная запись @diletant_media

15 мар.

На этом наша экскурсия завершается. Спасибо, что были с нами! Запись можно пересмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=LJUyTm8Fyc0 …pic.twitter.com/TzP9yIj4ox

Показать эту ветку

Источник: https://twitter.com/diletant_media/status/1106575822645878785

В эрмитаже урок любви к птицам и искусству

26 сентября 2012 года в рамках ежегодной программы «Окно в Нидерланды» Государственный Эрмитаж совместно с Выставочным центром «Эрмитаж Амстердам», при поддержке Голландского института в Санкт-Петербурге и Генерального Консульства Нидерландов в Санкт-Петербурге  представили зрителям/слушателям   лекцию голландского орнитолога Нико де Хаана.

Птичий концерт, Франс СнейдерсНазвание интриговало  «Спустя 400 лет «Птичий концерт» Снайдерса запел». Речь шла  об эрмитажной картине известного фламандского живописца  Франса Снайдерса (1579-1647), датируемой    1630-1640-е гг.

Наталия Ивановна Грицай, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, так описывает эту картину: «На картине представлено оживленное сборище пернатых, оглашающих воздух своими криками и пением под управлением совы, сидящей на сучке перед раскрытой тетрадкой нот.

Данный сюжет, в котором присутствует иносказательный элемент – осмеяние совы, восходит, вероятно, к басне Эзопа “Сова и птицы”. Правда, с этой басней картины, подобные эрмитажному “Птичьему концерту”, связывает лишь внешний мотив – изображение птиц, собравшихся вокруг совы на дереве.

Изображения “концертов птиц” сближают также с пословицей, записанной нидерландским поэтом Якобом Катсом: “Elck vogeltge singt soo’t gebeckt is” (“Всякая птица поет, как умеет, – всякий говорит, как умеет”).

У фламандских живописцев подобные пародические изображения нередко представляли собой аллегории Воздуха или Слуха, позволяя художникам в то же время демонстрировать разнообразие царства пернатых.

На эрмитажной картине изображения видов птиц, обычных для европейских лесов, полей и водоемов, объединены с культивируемыми в Европе декоративными видами (павлины и голуби-дутыши) и с экзотическими уроженцами Нового Света (тукан, амазонский попугай и ара красный)».

В числе других художественных произведений, это полотно было представлено на выставке Государственного Эрмитажа «Рубенс. Ван Дейк. Йорданс. Фламандские художники из Эрмитажа» в Нидерландах  в Выставочном центре «Эрмитаж Амстердам», прошедшей   с сентября 2011   по июнь 2012 года.

К каждой выставке голландские коллеги готовят обширную лекционную программу. Нико де Хаан – известный в Голландии орнитолог, получил предложение о проведении лекции, посвященной этой картине, и с радостью его принял.

Он изучил изображения всех 26 видов пернатых  на картине, и обнаружил, что практически все эти птицы до сих пор, спустя почти 400 лет с момента написания   картины, представлены в живой природе.

Среди птиц на картине есть даже изображение летучей мыши!   Лекция началась со слов, что птицы это символы свободы и счастья, а наблюдения за ними делает людей доброжелательными. Нико де Хаан   внес в свою лекцию интерактивный элемент – он заставил «зазвучать» картину.

 Пению каждой птицы он давал исчерпывающую характеристику, крику  выпи подражал при помощи пустой бутылки. Поведал, что невзирая на монотонность песни снегиря, один любитель птиц научил его исполнять гимн Нидерландов.

Публика самостоятельно смогла оценить, насколько пестрым по исполнению стал бы этот «концерт», собрав всех представителей птичьего мира, как это сделал Франс Снайдерс. В ходе лекции каждому слушателю также представилась  возможность оценить виртуозность Снайдерса-рисовальшика. Каждая нарисованная птица практически идентична своему живому сородичу.

Впервые лекция прозвучала в Амстердаме, имела   огромный успех, и по просьбе слушателей, была прочитана автором дважды.  Лекция в Санкт-Петербурге состоялась  в Эрмитажном театре. После нее слушатели отправились в зал, где находится картина, и послушали  «Птичий концерт» вживую, причем стоило птице запеть, как лектор показывал её световой указкой.

Нико де Хаан (род. 1947) В 1970 году окончил лесную академию в Нидерландах. В 1974 году поступил на службу в общество защиты птиц Нидерландов. С 1984 года – заместитель директора указанного общества. Принимал участие в теле- и радиопрограммах, посвященных защите пернатых, автор нескольких сценариев профессиональных документальных фильмов. С 1 января 2004 года Нико де Хаан является Послом Нидерландов по защите птиц. В этом же году орнитолог открыл собственную организацию «VogelkijkCentrum Nederland», основной задачей которой является просвещение в области изучения и защиты птиц.

Источник: http://novznania.ru/archives/3352

Чевостик — Птичий концерт Франса Снейдерса

7:27

6:13

1:26

5:31

51:19

3:05

2:19

1:27

3:39

3:03

Источник: https://zvuk.com/track/53520897

Ссылка на основную публикацию