Прощание гектора с андромахой — а. п. лосенко, 1773

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе.

В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят  в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П.

Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ.

Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.

«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» — пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины.

Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.  В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником.

Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

  • Портрет актёра Ф.Г. Волкова

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

  • Портрет императора Павла I в детстве

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

  • Портрет актёра Я.Д. Шумского
  • Портрет поэта А.С. Сумаркова
  • Прощание Гектора с Андромахой

Источник: http://rus-artist.ru/2012-12-04-19-32-36.html

Государственная Третьяковская галерея (fb2)

— Государственная Третьяковская галерея (и.с. Великие музеи мира-1)

8.88 Мб, 68с.

(скачать fb2) — Автора нет

Настройки текста:

Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый

Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный

Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px

Насыщенность шрифта
жирный

Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px

Показывать меню
Убрать меню
Демидов не состоял на государственной службе, хотя носил чин действительного статского советника, который получил за широкую благотворительность. Левой рукой он опирается на лейку, рядом с которой раскрытая книга и луковицы растений, олицетворяющие пользу просвещения. Правой рукой указывает на цветущие растения и на здание Воспитательного дома, обитатели которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе. За внешней простотой и эксцентричностью скрывался мощный ум Демидова — человека, который ратовал за всеобщее образование, независимое от сословной принадлежности.

В произведении, сочетающем черты парадного и камерного портретов, Левицкий широко использует язык аллегории и иносказания, чтобы передать идею: каждый человек может приносить большую пользу обществу, не занимая при этом государственных постов.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Антон Павлович Лосенко (1737–1773) Прощание Гектора с Андромахой 1773. Холст, масло. 1 55,8×211,5

В основе произведения сюжет из поэмы Гомера «Илиада». В центре композиции — фигура троянского героя — Гектора. Он стоит в красном плаще в эффектной позе, патетически подняв левую руку вверх.

Взгляды, жесты, мысли остальных персонажей всецело устремлены в его сторону. Гектор отправляется на битву, прощается со своей семьей и согражданами. Герой полон переживаний, но это не мешает принятому им решению, несмотря на то, что он предчувствует свою гибель.

Рядом справа — его супруга Андромаха с младенцем на руках.

Основоположник исторической живописи, Лосенко делает акцент не на личных переживаниях героев, а на проповеди высоких гражданских идеалов, характерных для эпохи классицизма. Колорит полотна строг и лаконичен. Работа выполнена на сочетании коричневых и серых тонов, контрастных серебристо-желтых и красных.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Федот Иванович Шубин (1740–1805) Бюст бывшего вице-канцлера А. М. Голицына 1773. Мрамор. Высота 69

Бюст прекрасно демонстрирует зрелость мастерства одного из крупнейших представителей классицизма в русском искусстве XVIII века Ф. И. Шубина. Языком пластики он создает образы необычайной выразительности, исключительной энергии и мощи.

В этом портрете русского аристократа Шубин передал сложность его натуры, психологический склад и движение мысли: чувство превосходства, незаурядный ум, иронию с легким оттенком скепсиса, самодостаточность и силу воли — все это читается во взгляде князя Голицына.

Мастерская и тончайшая работа с мрамором позволила передать гладкость кожи лица, переливчатость шелковой накидки, сложную фактуру кружев на ней, витиеватые кудри парика… «Чередою шли к тебе забавы и чины» — так Пушкин написал и о Голицыне, и о братьях Орловых, изображение которых Шубин сделал для Мраморного дворца.

Шубин был непревзойденным мастером скульптурного портрета. Никогда не повторяясь в решениях, он всякий раз находил своеобразную композицию и особый ритмический рисунок, идущий не от внешнего приема, а от внутреннего мира модели.

В 1774 Шубину было присуждено звание академика. Жизненную трепетность шубинских образов прекрасно чувствовали его современники. Недаром на его надгробии начертаны слова «…и под его рукою мрамор дышит…».

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Михаил Иванович Козловский (1753–1802) Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос 1780. Терракота. 47×67

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Барельеф создан в Париже в 1780. Автор вернулся после пенсионерской поездки в Рим, где познакомился с подлинниками Античности и эпохи Возрождения, исполненными ясной гармонии, простоты и величественности. По преданию, дочь критского царя Миноса Ариадна помогла греческому герою Тесею убить чудовище Минотавра и выбраться из лабиринта. В благодарность Тесей решил увезти царевну с собой в Афины, но на острове Наксос, когда она спала, покинул ее. Бог виноделия Бахус нашел прекрасную девушку, сделал ее своей супругой и жрицей. По античной традиции Ариадну обычно изображали спящей, позже этот сюжет стал одним из популярнейших в искусстве классицизма. Именно такой дочь критского царя Миноса представлена на барельефе Козловского. Доподлинно неизвестно, но, возможно, этот терракотовый барельеф является одной из тех работ, за которые скульптор получил во Франции звание почетного академика — это предстоит выяснить специалистам Государственной Третьяковской галереи.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Федор Яковлевич Алексеев (1753–1755). Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости 1794. Холст, масло. 70×108

Крупнейшего представителя пейзажной живописи начала XIX века Ф. Я. Алексеева называли «русским Каналетто» в честь итальянского художника, мастера городского пейзажа XVII века.

«Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» — одна из самых известных работ живописца. Панорама Дворцовой

Источник: https://coollib.com/b/344937/readp?p=6

Ренессанс

(Гомеровский эпос) Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Даннекер. Прощание Гектора с Андромахой

В «Илиаде» есть одна-единственная сцена, рисующая тихую идиллию среди бурного водоворота крови, пота и смерти.

Короткая встреча Гектора, главного героя троянцев, со своей семьей превратилась в символ семейной добродетели, гармонично переходящей в осознание государственного долга.

Именно из этого эпизода в XVIII и XIX веках выросли бесчисленные вариации сцен с прощанием семьи и воина, благополучно дожившие до XX века: от «Прощания Гектора с Андромахой» у Шиллера до «Жди меня, и я вернусь…».

Причина Троянской войны была мало прилична: три женщины разругались из-за своих женских достоинств. Повод — еще менее приличен: два народа десять лет убивают друг друга из-за неверной жены. Греческие герои грубо ссорятся из-за наложницы. Афродита, покровительница троянцев, несколько компрометирует своих любимцев, главных героев Трои — Париса и Энея.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

А. Кауфман. Прощание Гектора с Андромахой

Гектор — единственный герой «Илиады» без малейшего пятна на своей репутации. Несмотря на то, что Гомер явно симпатизирует грекам, каждый из ахейских героев имеет тот или иной недостаток.

Ахилл слишком несдержан, и к тому же многие из его достоинств объясняются покровительством бессмертной матери Фетиды, Агамемнон — заносчив и груб, Менелай — рогат, что само по себе смешно, Диомед и Аякс — вспыльчивы и недалеки, Одиссей — коварен и слишком многим обязан Афине.

Троянец Гектор — без недостатков. Мягкость и справедливость, мужество и благородство, верность и сдержанность, сила и целомудрие — в нем присутствуют все добродетели и нет ни одного порока.

Читайте также:  Рой лихтенштейн - биография и картины

Более того, в отличие от греков он сражается за свой семейный очаг, а не за Елену — это отличие Гектора подчеркивает почти жанровая сцена прощания с Андромахой, придавая «божественному» герою человеческие черты.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

А. Кауфман. Гектор укоряет Париса

Образ Гектора был необычайно популярен уже в средневековье. Благодаря Вергилию, производившему римлян от троянцев, в средневековой литературе часто сочувствие было на стороне троянцев, а не греков, и Гектор рисовался как более благородный герой, чем Ахилл. Гектора любили изображать на миниатюрах и во фресковых циклах, посвященных знаменитым героям древности.

Несмотря на популярность Гектора, сцена прощания с Андромахой до конца XVIII века, когда текст «Илиады» был переведен на европейские языки, практически не встречался в живописи.

Зато в эпоху неоклассицизма этот сюжет стал одним из самых популярных и в изобразительном искусстве, и в литературе.

В «Прощании» высокий пафос объединен с мягкой интимностью, что давало художнику возможность быть и героичным, и чувствительным в одно и то же время.

Гектор, пользуясь короткой передышкой между битвами, ищет супругу. Он находит ее не дома, а на городской башне, где Андромаха, «словно умом исступленная», с сыном и кормилицей следит за битвой. Она умоляет Гектора беречь себя, предлагая запереться в городе, а не выходить на битву.

Ответ Гектора, само собою, достоин героя. Особую трагичность их диалогу придает то, что они уверены в своей печальной судьбе. Гектор знает, что погибнет, Андромаха знает, что Агамемнон уведет ее в плен, и оба знают, что их сын будет убит.

Надежды нет, но вдруг трагическая речь Гектора прервана забавной сценой: пытаясь обнять сына, Гектор пугает его «гребнем косматовласатым».

Над младенцем «сладко любезный родитель и нежная мать улыбнулись» — и вид Астианакта побуждает Гектора закончить речь несколько более оптимистично: надеждой на будущее ребенка. После падения Трои греки разобьют Астианакту голову на глазах Андромахи, уводимой в плен.

Сцена заканчивается почти как эпилог «Войны и мира»:

Шествуй, любезная, в дом, озаботься своими делами; Тканьем, пряжей займися, приказывай женам домашним Дело свое исправлять;

а война — мужей озаботит…

Источник: https://renesans.ru/anthology/05.shtml

Антон Павлович Лосенко Прощание Гектора С Андромахой

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись.

Прощание Гектора с Андромахой – Антон Павлович Лосенко который колорит присущ произведения живописи

В 1759 г. поступил в только что основанную Академию Художеств подмастерьем живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и Де-Вельи затем работал в Париже в мастерской Ж. Рету (Restout) и написал, под его наблюдением, картину Чудесный лов рыбы (в музее Александра III) позднее в Риме копировал старых итальянских мастеров и антики.

Лосенко (Старые Годы, 1914, январь). Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.

Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов.

Там предстала супруга, за нею одна из прислужниц Сына у персей держала, бессловного вовсе, младенца, Плод их единый, прелестный, подобный звезде лучезарной.

Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия.

Перед нами выступают бородатые академические натурщики типично с русскими лицами – в сущности, Лосенко не дал воинам, облаченные в античные доспехи, никакой характеристики. Недолго был директором академии. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои».

Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. «Муж удивительный, Подле Андромаха него стояла, губит тебя твоя храбрость – лиющая слезы Руку пожала ему и такие слова говорила.

Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности.

Ни сына Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери скоро Буду вдовой я, несчастная.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора. Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен.

Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, «Прощание Гектора с Андромахой». Пенсионер Академии художеств в Париже (1760-1765 совершенствовался у Ж. Ресту и Ж. М.

Вьена) и Риме (1766-69). Он приближался уже, протекая обширную Трою, К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле) Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала.

Что вопрос об достоверности археологической изображения вовсе не занимал художника, Вполне очевидно. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах.

Но формы архитектуры, характер одежд и вооружения в картине Лосенко воспроизводят даже не древнегреческие, а случайные, большей частью позднеримские образцы и изобилуют самыми неожиданными анахронизмами. Антон Павлович 30. 7 (10. 8).

1737, Глухов, Нежинский полк, Левобережная Украина – 23. 11 (4. 12). 1773, Санкт-Петербург, русский художник, рисовальщик, академик и профессор (с 1770), директор (1772-73) петербургской Академии художеств.

Повторяя форму колоннады, Толпа обступает полукругом, героев не отвлекаясь в перспективные дали, замыкающей сцену в глубине тем самым все внимание зрителя сосредотачивается на главном действии.

С. Эрнст А. П. скоро тебя аргивяне, Вместе напавши, убьют.

Лосенко был выдающимся – в пределах академико-эклектического направления его времени – художником, в особенности прекрасным рисовальщиком, образовавшим многих даровитых учеников он вместе с ними писал этюды, рисовал для них оригиналы и издал серию чертежей по анатомии и пропорциям человеческого тела (Изъяснение краткой пропорции человека и т. д.

). Сюжет картины, повествующей о насильственном браке Владимира и Рогнеды, непосредственно откликается на поставленную в пьесах Сумарокова проблему деспотии и ее губительных последствий. Мальчиком взят в Санкт-Петербург певчим в придворный хор (1744), затем обучался живописи – в мастерской И. П.

Аргунова (1753-58) и в Академии художеств (1758-60) у Л. Ж. Ле-Лоррена, Ж. Л. Де Велли, Л. Ж. Ф. Пересекающиеся в смысловом узле картины, направления Эти образуют в плоскости холста две диагонали, в группе Гектора и Андромахи. Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям и близким интересные представьте плэйкасты на всеобщее обозрение.

Этими чертежами начинающие художники пользовались долго по смерти Лосенко. Никакой мне не будет отрады, постигнутый меня роком, ты оставишь» – Гектор, а тобою покинутой, Если, Лучше мне в землю сойти. Историзм картины условен и фантастичен.

В произведениях Лосенко 1760-х годов усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко («Чудесный улов рыбы», 1762 «Жертвоприношение Авраама», 1765 «Каин», 1768 все в Государственном Русском музее) сочетаются с тенденциями классицизма («Зевс и Фетида», 1769, там же).

История становилась как бы средством иносказания.

По возвращении в Россию за работы Каин (в академическом музее) и Авель (в музее Александра III), признан назначенным в академики, а за картину Владимир и Рогнеда (1765, в академии) получил звание академика и профессора. Этой идее подчинено все решение картины.

Как на сценических подмостках, Обе основные фигуры Гектор и выдвинуты Андромаха вперед и помещены в самом центре композиции они выступают перед зрителями. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера.

«Все и меня то, Ей отвечал знаменитый, не меньше тревожит но страшный мне Стыд пред каждым троянцем и длиноодеждной троянкой, супруга – шеломом сверкающий Гектор. Да погибну и буду засыпан я перстью земною Прежде, Но, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу.

» в основе замысла лежит Лосенко идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества. Сын купца.

Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. – Ср. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника.

Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Автопортрет и портрет Л. Геннигера Хлюстиной (в Московском Румянцевском музее), (пастель) и актера Шумского (в музее Александра III). Происходил из крестьян.

Гектор стремительно из дому вышел. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. Высокий пафос героя, уходящего на защиту родного города, вдохновил художника. Лагрене.

В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства.

Антон Лосенко, Прощание Гектора с Андромахой

Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Но и весь его облик, Трагическим пафосом отмечены не только поза и героя, жест в котором воплощен классический идеал мужской красоты, благородный и мужественный.

Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм.

Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств.

Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с.

Из числа его картин известны еще: Товия с ангелом, Венера оплакивает Адониса, Жертвоприношение Авраамово, Апостол Андрей Первозванный, Прощание Гектора с Андромахой, портреты Сумарокова и актера Волкова (все – в музее академии), В мастерской живописца (в Третьяковской галерее, обладающей также рисунками Лосенко), портреты Н. В. Товия с ангелом, Апостол Андрей Первозванный, Жертвоприношение Авраамово, Прощание Гектора с Андромахой, портреты Сумарокова актера и Волкова (все – в музее академии), в мастерской живописца (в Третьяковской галерее, обладающей также рисунками Лосенко), портреты Н. В – Венера оплакивает Адониса, Из числа его картин известны еще. Ряд этюдов и рисунков Лосенко находится в собрании Е. Г. Так как их целью было не воссоздание прошлого, Художники XVIII века не искали правды исторической а лишь воплощение той или иной отвлеченной идеи.

Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком.

Читайте также:  Блаженный джустиниани с двумя канониками и святыми, перденоне, 1532

И здесь драматизм получает еще несколько театральный характер: гордо откинувшись и подняв руку к небу, Правда, но глаз зрителя без труда следует по формам всех фигур и предметов по центру, Гектор клянется перед народом до конца исполнить гражданский долг Композиция картины строго продумана: хотя в и ней изображена теснящаяся толпа, к двум главным героям, к Гектору и прощающейся с ним жене, Андромахе. Им даны роли немых статистов. Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству».

Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Лосенко, Антон Павлович – исторический художник и портретист (1737 – 1773).

То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности, Если свободные все места уже заняты. Что в картине Лосенко Характерно, Гектор, окружен оруженосцами и пажами, как европейский монарх, о которых нет и речи в поэме.

Хлюстиной (пастель) и актера Шумского (в музее Александра III), автопортрет и портрет Л. Геннигера (в Московском Румянцевском музее).

Швартца, в Петрограде. Глухов, Антон Павлович 30. 7 (10. 8). 1737, Левобережная Украина – 23. 11 (4. 12). 1773, Нежинский полк, русский Санкт-Петербург, художник, рисовальщик, академик и профессор (с 1770), директор (1772-73) петербургской Академии художеств. Доброй славы отцу и себе самому добывая.

Храбро всегда, Сердце мне то запретит научился быть я бесстрашным, биться на битвах, троянами меж первыми. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц.

«первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества лиц и великих в оном людей – Четко сформулированы им задачи исторической живописи.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773

Галерея русских художников — вв

Справа оруженосцы держат Слева шлем, расположена группа воинов со знаменем, копье и щит Гектора.

В особенности прекрасным рисовальщиком, Лосенко выдающимся был – в пределах академико-эклектического направления его времени – художником, рисовал для них оригиналы и издал серию чертежей по анатомии и пропорциям человеческого тела (Изъяснение краткой пропорции человека и т. д.

), образовавшим многих даровитых учеников он вместе с ними писал этюды. При всей своей искусственности и нарочитости, Но, образ обладает Гектора подлинной силой художественного выражения.

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/anton-pavlovich-losenko-proshanie-gektora-s-androm/

Лосенко антон павлович русский художник-портретист 18 века

Антон Павлович Лосенко ( 10.08.1737 — 4.12. 1773) — русский живописец и портретистXVIII века. Родился в городе Глухове возле Чернигова. В семилетнем возрасте был привезён в Санкт-Петербург в придворный хор.

С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 г. в Петербургской академии искусств. Продолжил учёбу в Париже и Риме.

После возвращения Лосенко стал профессором, академиком и директором Академии искусств и был выдающимся педагогом.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Портрет актера Ф.Г. Волкова, основателя русского театра. 1763 г. Государственная Третьяковская галерея

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773
А. П. ЛОСЕНКО (1737—1773) Прощание Гектора с Андромахой. Исполнено в 1773году. Холст, масло. 155,8×211,5 см. Государственная Третьяковская галерея

В XVIII веке исторической живописью называли не только картины, выполненные на сюжеты из реальной истории, но и произведения, темы для которых черпались из мифологии. «Прощание Гектора с Андромахой» — последняя картина основоположника исторического жанра в России А. П.

Лосенко, профессора, а потом и директора Академии художеств. В основу сюжета легла сцена из шестой главы «Илиады» Гомера. Гектор — царь троянцев прощается на городской площади со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианаксом (Скамандрием).

Пройдет немного времени, и с Иллионской башни Андромаха увидит мертвого Гектора, привязанного к колеснице Ахилла.

Лосенко — художнику-классицисту — важно передать конфликт между долгом и личными привязанностями. Герой представлен уже сделавшим свой выбор: «…в толпе никогда не останется Гектор. Первый вперед полетит, никому не уступит в геройстве».

В сцене прощания наиболее полно и драматично раскрываются доблесть Гектора, стойкость Андромахи, провожающей мужа на войну. История из далеких времен становится примером нравственного совершенства для современников художника.

В драматической взволнованности персонажей, в риторике и эмоциональной патетике всей сцены ощутима связь с театральной традицией XVIII века. Грозно нависают над Гектором каменные сфинксы — символ неумолимой судьбы. Гектор — «надежда и гордость» троянцев — одновременно и герой и жертва.

На его фигуре замыкаются и концентрируются все движения и размыкаются в грозовое небо, куда направлены копья и знамена; туда же указывает поднятая рука героя. «Сердце себе не круши неумеренной скорбью. Против судьбы человек меня не пошлет к Аидесу, но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный муж».

Гектор стоически принимает свою судьбу: верность долгу для воина-гражданина превыше жизни и личных привязанностей.

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773Портрет актера Якова Шумского. 1760 г. Государственній русский музей. М.х. 66,5х52,5

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/18.html

Лосенко А.П. "Прощание Гектора с Андромахой"

Прощание Гектора с Андромахой - А. П. Лосенко, 1773 Антона Павловича Лосенко называют основоположником русской исторической живописи.

Это не вполне точно — первые русские картины на темы истории появились задолго до Лосенко. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину.

В 1761—1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П.

Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого.

Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой.

А замечательная мозаика Ломоносова, не понятая и не оцененная современниками, была в буквальном смысле слова похищена у истории русского искусства.

В течение почти полутора столетий она оставалась никому не известной и не оказала поэтому никакого влияния на развитие исторической живописи в России.

Роль основоположника, таким образом, действительно должна быть признана за Лосенко. С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи.

У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко — «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773).

Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 'представлений, которые развились в русской культуре 1750—1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга.

Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени.

Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Четко сформулированы им задачи исторической живописи: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и лиц великих в оном людей.

Таковые виды умножают геройский огонь и любовь к отечеству».

Сюжет картины, повествующей о насильственном браке Владимира и Рогнеды, непосредственно откликается на поставленную в пьесах Сумарокова проблему деспотии и ее губительных последствий. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным.

Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени.

Гораздо более значительной и художественно совершенной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной,— «Прощание Гектора с Андромахой».

Cюжет ее взят из VI книги «Илиады». Гектор, вождь и защитник осажденного ахейцами города Трои, отправляется на битву и прощается с женой и маленьким сыном.

…Гектор стремительно из дому вышел… Он приближался уже, протекая обширную Трою, К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле); Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала…

Там предстала супруга, за нею одна из прислужниц Сына у персей держала, бессловного вовсе, младенца, Плод их единый, прелестный, подобный звезде лучезарной. Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.

Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы; Руку пожала ему и такие слова говорила: «Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! Ни сына Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скоро Буду вдовой я, несчастная? скоро тебя аргивяне, Вместе напавши, убьют! а тобою покинутой, Гектор, Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады, Если, постигнутый роком, меня ты оставишь». . . Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор: «Все и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный Стыд мне пред каждым троянцем и длиноодеждной троянкой. Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя. Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным, Храбро всегда, меж троянами первыми, биться на битвах. Доброй славы отцу и себе самому добывая! Но, да погибну и буду засыпан я перстью земною

  • Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!»
  • Цитата намеренно приведена в отрывках — Лосенко не иллюстрировал Гомера, а лишь воспользовался отдельными мотивами великой поэмы, вложив в них совсем не то содержание, которое раскрывается в древнегреческом эпосе.

В основе замысла Лосенко лежит идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества. Этой идее подчинено все решение картины. Поэтому многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника.

Читайте также:  Музей изящных искусств, сша, бостон

Все интимное, личное, глубоко человечное, что характеризует гомеровских героев, — вроде, например, знаменитой сцены между Гектором и его маленьким сыном Астианаксом,— не нашло себе места в картине.

В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства .

В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. Городской архитектурный пейзаж, на фоне которого развертывается действие, построен подобно кулисам, четко ограничивающим сцену.

На заднем плане ее замыкает полукруглое здание с колоннами; за ним видны круглые башни наружной городской стены.

Та же форма полукруга повторена в размещении второстепенных фигур, обступивших главных героев.

Обе основные фигуры — Гектор и Андромаха — выдвинуты вперед и помещены в самом центре композиции; они выступают перед зрителями, как на сценических подмостках. Слева расположена группа воинов со знаменем, справа оруженосцы держат шлем, копье и щит Гектора.

Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Им даны роли немых статистов. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах.

Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои».

Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств.

Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов.

Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Лосенко не дал воинам, в сущности, никакой характеристики: перед нами выступают бородатые академические натурщики с типично русскими лицами, облаченные в античные доспехи.

Все внимание художника сосредоточено на образах Андромахи и Гектора.

Идею картины воплощают только главные персонажи. Влияние классического театра сказывается в решении основных образов не менее явственно, чем в композиции.

Лосенко не стремится дать своим героям углубленную психологическую характеристику; носителями экспрессии являются только поза и жест.

Гектор, как декламирующий актер, в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои.

Но, при всей своей искусственности и нарочитости, образ Гектора обладает подлинной силой художественного выражения. Он убедителен, потому что в своей условности он последователен и целен.

Трагическим пафосом отмечены не только поза и жест героя, но и весь его облик, благородный и мужественный, в котором воплощен классический идеал мужской красоты. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера.

Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг.

Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». И если в образной структуре картины, в ее содержании и характеристике действующих лиц художник далеко отошел от своего первоисточника, то в отдельных частностях, во внешних и бытовых деталях он стоит еще дальше от гомеровских описаний.

Характерно, что в картине Лосенко Гектор, как европейский монарх, окружен оруженосцами и пажами, о которых нет и речи в поэме. Историзм картины условен и фантастичен. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады».

Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Но формы архитектуры, характер одежд и вооружения в картине Лосенко воспроизводят даже не древнегреческие, а случайные, большей частью позднеримские образцы и изобилуют самыми неожиданными анахронизмами.

Вполне очевидно, что вопрос об археологической достоверности изображения вовсе не занимал художника.

Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде».

Решающую роль играла принципиальная установка, исключающая подлинный историзм. Живописцы XVIII века не искали исторической правды, потому что их целью было не воссоздание прошлого, а лишь воплощение той или иной отвлеченной идеи. История становилась как бы средством иносказания.

Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750—1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой»

Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII—первой трети XIX века.

Непосредственное влияние творческой системы Лосенко продолжало сказываться до тех пор, пока, уже в тридцатых и сороковых годах XIX века, Карл Брюллов и Александр Иванов не вывели историческую живопись на новые пути.

Источник: http://metod-sunduchok.ucoz.ru/publ/3-1-0-7

Российский общеобразовательный портал

Сюжет картины «Прощание Гектора с Андромахой» взят живописцем из «Илиады» Гомера. Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного сына Астианакса.

Действие происходит у Скейских ворот, через которые Гектор выйдет, чтобы отправиться на свою последнюю битву с греками. Андромаха предвидит смерть мужа, а он предугадывает ее судьбу пленницы и обращается к богам с мольбой даровать ему мужество и славу. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену.

А. П. Лосенко вдохновил высокий пафос героя древности, вставшего на защиту своего родного города.

Картина полностью отвечает программным требованиям классицизма. В произведение заложены классицистические идеи жертвы личными интересами ради общественного долга, патриотического служения родине и готовности к подвигу ради нее. Выбор исторической темы из античности — также одна из теоретических установок классицизма.

Лосенко были весьма близки сумароковские призывы к историческим живописцам — «умножать геройский огонь и любовь к отечеству». В образах идеальных героев искусство должно прививать русскому обществу прекрасные чувства и благородные стремления.

В качестве образцов использовались персонажи гомеровского эпоса — боги и герои античной мифологии.

Драматический пафос картины носит театральный характер: Гектор гордо откинул руку, принося перед народом клятву до конца исполнить свой гражданский долг. Картина построена по принципу мизансцены: теснящая толпа обступила Гектора и его жену Андромаху, помещенных в центре полотна. Взгляд зрителя без труда «вычитывает» главных героев живописного повествования.

Композиция образует в плоскости холста две диагонали, пересекающиеся в смысловом узле картины. На втором плане полукруг действующих лиц очерчен античной колоннадой, исполняющей роль театрального задника. Центр колоннады продумано совпадает с размещением ведущих персонажей картины.

Архитектурные кулисы замыкают всю сцену в неглубокое картинное пространство, сосредоточивая внимание зрителя на основном действии.

Колорит также подчинен общему идейному замыслу. Цветовая насыщенность нарастает к центру композиции, достигая наибольшей интенсивности в ярко красной мантии Гектора. Свет, в свою очередь, также выделяет центральные фигуры: он усиливается на лице Андромахи и на ребенке у нее на руках. Они как бы подсвечены театральным прожектором, тогда как толпа остается в тени.

В «Гекторовом прощании», как называли картину современники, воплощены живописные принципы академического классицизма: строгая уравновешенность композиции, скульптурная пластичность форм, четкость рисунка, ясность идейно-художественного замысла.

Картина не была закончена — этому помешала преждевременная смерть художника. На полотне заметна некоторая эскизность в трактовке образов. Последнее произведение мастера исполнялось по заказу императрицы Екатерины II.

Его прообразом является картина Ж. Ресту, учителя Лосенко (Жидков Г.В. К вопросу о природе раннего русского академического классицизма // Труды отделения искусствознания. – М.: Институт археологии и искусствознания, 1926. С.

51—60.).

Антон Павлович Лосенко умер в возрасте 37 лет, исполняя должность директора Академии художеств. В начале XIX столетия потомки назовут его «М. В. Ломоносовым российской живописи».

Пелевин Ю. А.

Источник: http://www.school.edu.ru/collections/collectionitem/4129

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись. Написано это произведение было в 1773 году.

Автор, хоть и опирается на классический гомеровский сюжет, но не следует ему в точности.

В своей работе Лосенко не стремился к воспроизведению атрибутов того далекого времени, посему практически не заботился об исторической достоверности того, что изображено на картине.

Основная идея полотна заключается в патриотизме и самоотверженном служении Родине, выразителями которой являются главные персонажи картины – Гектор и Андромаха.

Место действия картины – город, из которого троянский герой Гектор отправляется на битву. Служащий фоном городской пейзаж обрамляет представленную на картине сцену по типу театральных кулис.

Центральные персонажи картины – Гектор и его жена Андромаха выдвинуты немного вперед.

Слева и справа находятся воины и пажи, которые, как в театре, представляют собой толпу не имеющих индивидуальности статистов, стоящих позади главных героев.

Поза Гектора исполнена трагического героизма – в эффектном красном плаще он стоит, подняв руку, и высокопарно обращаясь к небу, прощается с женой и всеми согражданами.

Андромаха также захвачена патриотическим пылом мужа – как истинная жена героя, она не проливает горьких слез, а вдохновляет его на подвиг.

При этом мы не видим никаких личных переживаний героев, целиком отдавшихся всепоглощающему чувству патриотизма.

В картине использованы строгие тона – никакой пышности и богатства одежд, буйной зелени, затейливо выписанных предметов обихода. Ничто не отвлекает зрителя от главной идеи – самопожертвования героя во имя Родины.

(3 votes, average: 4.67

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-antona-losenko-proshhanie-gektora-s-andromaxoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector