Прометей прикованный, рубенс — описание картины

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация «Образ Прометея в разных видах искусства»

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Образ Прометея в разных видах искусства Подготовила ученица 5 «Б» класса Гозюмова Амина

2 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Древние люди боялись сил природы, поэтому всегда мечтали иметь героя, способного защитить их. Воплощением этих мечтаний стали мифы о Прометее.

3 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Прометей – это бог-титан, который осмелился состязаться с Зевсом. Прометей первым из богов пришел на помощь людям. Научил людей разным ремеслам и искусствам.

Прометей относился к людям не как рабам, а дал им возможность поверить в собственные силы, подарил им огонь и надежду на лучшую жизнь.

 Люди поняли, что не всегда нужно ожидать каких-то милостей и подарков от Богов, а самим стараться менять свою жизнь.

4 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Зевс не простил Прометею этого поступка. Он приказал приковать его к скале в горах Кавказа. Там наказанный должен ждать и терпеть адские муки, пока Зевс не простит его. От пыток Прометея освободил другой герой – Геракл. Прометей сознательно выбрал путь служения людям. Он имел благородное сердце. Именно поэтому образ Прометея остается самым любимым.

5 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

 Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов, художников и композиторов, его вспоминают с экранов телевизоров в мультфильмах и кинофильмах.

6 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Древнегреческий драматург Эсхил создал трагедию «Прометей прикованный»

7 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Древнегреческий баснописец Эзоп посвятил Прометею несколько басен.

8 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Не остаются в стороне и поэты.

Известны стихотворения Джорджа Байрона и Николая Огарева «Прометей» Титан! На наш земной удел, На нашу скорбную юдоль, На человеческую боль Ты без презрения глядел; Но что в награду получил? Страданье, напряженье сил Да коршуна, что без конца Терзает печень гордеца, Скалу, цепей печальный звук, Удушливое бремя мук Да стон, что в сердце погребен, Тобой подавленный, затих, Чтобы о горестях твоих Богам не смог поведать он. Прочь, коршун! больно! Подлый раб, Палач Зевеса!.. О, когда б Мне эти цепи не мешали, Как беспощадно б руки сжали Тебя за горло! Но без сил, К скале прикованный, без воли, Я грудь мою тебе открыл, И каждый миг кричу от боли, И замираю каждый миг…

9 слайд Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Описание слайда:

Сюжет о Прометее лег в основу рельефа саркофага «Прометей, создающий первого человека».

10 слайд Описание слайда:

Великий художник Питер Рубенс Написал картину «Прикованный Прометей»

11 слайд Описание слайда:

Известна также скульптура Ф.Г.Гордеева «Прометей, терзаемый орлом»

12 слайд Описание слайда:

В 20 веке образ Прометея вдохновил известного советского композитора Скрябина, написавшего «Поэму огня» или симфонию «Прометей», где композитор использовал помимо звука еще и цвет.

13 слайд Описание слайда:

Миф о Прометее оказался самым устойчивым в истории искусств. 

14 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-obraz-prometeya-v-raznih-vidah-iskusstva-726150.html

Кто такой Прометей? Образ Прометея в литературе и культуре

Образование 16 сентября 2016

Многим знаком образ Прометея благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы.

Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох.

Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Кто такой Прометей

Прометей – это один из античных титанов, сын богини правосудия Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед».

В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами.

Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем.

Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Предсказатель

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту.

Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель.

Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Венгерский композитор Ф.

Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии.

Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, — Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Якоба Йорданса.

Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма – Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом.

Он создал картину под названием «Наказание титана».

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла.

Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей».

Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров.

Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/180688/

Прометей младший титан

Ганс Рей

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Прометей приносит людям огоньГенрих Фридрих Фюгер

заходит прометей в таверну сметает блюда со стола и всем заказывает печень

орла

андро

Кто не знает историю титана Прометея, укравшего для людей огонь с Олимпа (а может быть, даже и создавшего людей), научившего человека читать и писать, строить дома и корабли, приносить жертвы богам и гадать, заниматься ремеслами и различать времена года! Кому не известно, как жестоко покарал его Зевс, желавший, чтобы люди оставались слабыми и беспомощными перед его могуществом!

Не так все однозначно: такое отношение к Прометею сформировалось во многом благодаря авторитету Эсхила с его трагедией. А вообще-то восприятие титана было, скажем… амбивалентное.

Кто-то считал его прогрессором человечества, а кто-то вовсе не верил в его культурно-просветительскую деятельность и считал просто хитрым титаном, который сначала предал своих сородичей и втерся в доверие к более сильным новым богам, а затем принялся исподтишка строить козни и им. Да и причины зевсовой ярости не столь однозначны…

Мне все-таки больше импонирует первая версия, но нам здесь не слишком важно, кто прав. Вспомним, как заканчивается история Прометея.

Зевс в конце концов, после целого ряда вызывающих выступлений титана, выходит из себя и жестоко наказывает Прометея.

Он приковывает навечно мятежного титана к скале на Кавказе, и орел-стервятник ежедневно прилетает выклевывать ему печень, нанося раны, заживающие к следующему утру.

Орла, по свидетельству Ферекида, которому трудно не доверять, звали Эфон, также как персонификацию голода, и был он порождением Тифона и Эхидны. К нашей теме: это созвездие Орел.

По прошествии, быть может, веков (называется, например, цифра 30.000 лет) Зевс или начинает сожалеть о своей жестокости (все-таки нравы, в том числе и божественные, смягчаются!..

) или, боясь быть свергнутым подобно отцу и деду, идет на сделку с Прометеем, обладавшим даром предвидения (детали у Эсхила).

По его попущению спасителем Прометея становится Геракл во время своего одиннадцатого подвига.

Читайте также:  Слива, эдуард мане - описание картины

Геракл находит в горах прикованного Прометея, убивает стрелой стервятника (созвездие Стрела), разрывает путы и освобождает несчастного. Постольку Зевс поклялся, что Прометей будет навечно прикован к скале, пришлось придумать компромисс — с тех Прометей стал носить перстень с камешком Кавказских гор.

Но Зевс сгоряча дал и еще одну клятву, что Прометей (вообще-то бессмертный) будет отправлен в Аид. Пока Прометей был прикован, вопрос об интернировании не стоял, а теперь пришло время его улаживать (Гадес, что ли, начал беспокоиться?). Помощь пришла от кентавра Хирона.

Еще во время пятого подвига Геракл случайно ранил его отравленной стрелой, и с тех пор бессмертный мудрец мучился от страшной боли, выжигающей его изнутри (о Геракл! ты сам узнал какова эта боль, когда надел одежды, присланные тебе Деянирой!).

По его мольбе и по просьбе Геракла, бессмертие Хирона было передано Прометею: кентавр вместо него сошел в Аид, а Прометей стал окончательно свободен.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Сцена из легенды о ПрометееПьеро ди Козимо, 1510—1520.Старая пинакотека. Мюнхен
ПрометейРубенс, 1636Музей Прадо
Прометей,несущий огоньЯн Косье, 1637Музей Прадо
Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Создание человека Прометеемс помощью МинервыЛуи де Сильвестр, 1702Музей Фабра
Прометей,возведенный на небесаГением Свободы

и защищенный Минервой

Jacques RéattuМузей Réattu
Прометей прикованный, Рубенс - описание картины Прометей,создающий человекаКонстантин Хансен, ок. 1845,частная коллекция
ПрометейГюстав Моро,Национальный музей Гюстава Моро

Париж, Франция

ПрометейЖан Дельвиль, 1878
Прометей приносит людям огоньГенрих Фридрих Фюгер, 1878
ПрометейОтто Грейнер, 1909,Национальная галерея Канады
Прометей, похищающий огоньАндре Дюран, 1997

Прикованный ПрометейРубенс, 1611-1612Художественный музей Филадельфии
Прометей, заковываемый ВулканомДирк ван Бабюрен, 1623Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

А Гермес блудливо ухмыляется в углу

ПрометейТеодор Ромбоутс, начало XVII в.Королевские музеи изящных искусств

Брюссель, Бельгия

Наказание ПтолемеяСальватор Роза, 1650Прадо
Прикованный ПрометейИталия, XVII в.
Прометей, прикованный к скалами орелнеизвестный веницианский мастер, XVII в.
ПрометейХосе де Рибера, ок.1630.
ПрометейДжоаккино Ассерето, XVII в.
Прикованный ПрометейЛука Джордано, 1666Национальная галерея Словении
Прикованный ПрометейЛука Джордано, 1660
ПрометейЛука Джордано, 1660Музей изобразительных искусств

Будапешт, Венгрия

Прикованный ПрометейЯкоб Йорданс, 1640Музей Вальрафа-Рихарца

Кёльн, Германия

Геркулес,освобождающий ПрометеяNicolas Bertin, 1703Birmingham Museum of Art
Геркулес,рвущий цепи Прометеяшкола Пьера Сюблейра, 1730
Гефест, Сила и Властьприковывают Прометея

в горах Кавказа

Иоганн Генрих Фюссли, c 1800 — 1810Auckland Art Gallery, Новая Зеландия
Истязание ПрометеяJean-Louis-Cesar Lair, 1819Musée Crozatier
Прометей, прикованный к скаламКарл Раль, 1865
ПрометейГустав Моро, 1868Музей Густава Моро, Париж
ПрометейФернан Кормон, 1865-70|Я не могу идентифицировать сюжет
Прометей и ГеркулесКристиан Грипенкерль, 1878музей Августеум

Ольденбург, Германия

Прикованный ПрометейТомас Коул, 1847Музей изобразительных искусств Сан-Франциско
Пейзаж с прикованным ПрометеемАрнольд Бёклин, 1885Hessisches Landesmuseum Darmstadt
ПрометейБрайтон Ривьер, 1889
ПрометейИлья Репин, 1910
ПрометейAntonín Procházka, 1911Západočeská galerie v Plzni
Рука ПрометеяColin Poole, 2014

Гея

КлименаФемидаАсия

  • Powered by Ph&Phсборка pmwiki.ru авторизация
  • astromyth © 2004 — 2019 astromyth v.2 © 2018 — 2019
  • taurus@tau-site.ru

Источник: http://www.astromyth.ru/Subjects/Prometeus.htm

Образ Прометея в литературе, музыке, живописи :

Образ Прометея (его имя означает «предвидящий», «мыслящий прежде») в греческой мифологии — это благодетель человечества. Согласно одной легенде, он создал человечество из глины и воды.

В другой легенде он спас человеческий род от вымирания, предупредив своего сына, Девкалиона, о большом потопе. Мифический герой олицетворяет собой стойкость и выносливость.

Недаром этому герою древнегреческой мифологии посвятили лучшие свои произведения драматурги, поэты, музыканты и живописцы.

Мифы и легенды

Древние мифы и легенды касаются как минимум нескольких вариантов повествований, описывающих Прометея, его подвиги, его вечное наказание Зевсом. Зная о страшных испытаниях, уготовленных ему за сочувствие и любовь к людям, титан жертвует собой, проявляя свое мужество в борьбе с тиранией и благородство своих духовных исканий.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Прометей — образ титана, бога второго поколения. Это он украл огонь с горы Олимп и отдал его людям, что вызвало гнев Зевса, и тот велел приковать непокорного титана к горной вершине на Кавказе.

В некоторых мифах он был освобожден Геркулесом, в других Зевс освободил Прометея, когда тот раскрыл опасность того, что Зевс женится на Фетиде, и она родит сына более могущественного, чем его отец.

В мифах существует одна версия рождения Прометея и несколько вариантов его подчинения воле Зевса.

О происхождении богов

В своей поэме «Теогония или о происхождении богов» Геосид рассказывает о происхождении Прометея. В поэме говорится о том, что Прометей — сын титана Япета, одного из океанидов.

В трюке в Меконе Прометей обманывает Зевса, требуя несъедобных частей коров и быков для жертвенных церемоний богам, одновременно уступая питательные части людям ради вечной пользы человечеству.

Два оставшихся центральных эпизода относительно Прометея, написанные Гесиодом, включают в себя его кражу огня с Олимпа на благо человечества против воли Зевса и вечное наказание, которое Прометей будет терпеть за эти действия, определенное ему судом Зевса. Каждый автор избирательно высвечивает в своем произведении некоторые истории, связанные с Прометеем.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Литературные произведения

Образ Прометея является предметом многих литературных произведений. Трое крупных греческих трагиков, Эсхил, Софокл и Еврипид, уделили в своем творчестве место мифу о Прометее.

Выжившие пьесы и фрагменты трагедии Эсхила в отношении Прометея сохраняют особое место в современной литературе. Большинство пьес, написанных трагиками из Афин, были утрачены, в том числе многие из их произведений о Прометее.

До наших дней дошли произведения: «Прометей прикованный» Эсхила и «Освобожденный Прометей» Шелли.

Как во время Ренессанса, так и после него образ Прометея снова становится главным источником вдохновения. Он всплывает в литературе и поэзии, вдохновляя новые поколения писателей, поэтов и драматургов.

Так, Иоганн Вольфганг фон Гёте, великий мыслитель XVIII века, посвятил свое стихотворение герою-титану, в котором передает непокорность и бесстрашие главного героя, идущего наперекор Зевсу. Байрон также в своем творчестве обратился к образу Прометея.

В стихотворении он описывает поступок, который является образцом для подражания у рода человеческого. Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка тоже отметила духовные искания свободы, истины, просвещения Прометея в поэме «В катакомбах».

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Театральные постановки

История древнегреческого героя-титана Прометея привлекала драматургов разных стран. В 2014 году известный немецкий режиссер Петер Крюгер в рамках проекта «Прометей на Кавказе» поставил на ингушской сцене спектакль. В основе постановки произведение древнегреческого драматурга Эсхила.

Также в него включена ингушская легенда о Пхьармате, мифическом нарте, принесшем огонь из очага верховного бога Сиелы для людей. В постановке режиссер показал два мира, противопоставляя их друг другу. Это пантеон богов с одной стороны и мир людей — с другой. Музыкальное сопровождение спектакля создано Карлом Орфом — немецким композитором.

Образ Прометея в музыке. Примеры

Не раз к образу Прометея обращались писатели, художники, композиторы и скульпторы. В честь него была написана Александром Скрябиным музыкальная поэма, определяемая им как мистерия. У Скрябина Прометей — это символ, творческий принцип, активная энергия Вселенной. «Это произведение, в котором ни одной лишней ноты. Это строгий стиль» — так говорил о «Поэме огня» сам композитор.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Мифологическому герою посвятил свою симфоническую поэму Prometheus Ференц Лист. У Людвига ван Бетховена есть «Творения Прометея», на эту музыку был поставлен балет балетмейстером Вигано в Венском придворном театре.

В течение 30 лет писал свою трилогию Карл Орф, состоящую из произведений «Антигона», «Эдип» и «Прометей». В 2004 году в рамках международного проекта «Прометей» молодыми авторами были написаны пьесы: Prometeo Ольгой Бочихиной, «Прометей.

Скользящее время» Николаем Хрустом, «Творение «Прометей» Андреем Кулигиным.

Прометей в скульптуре и живописи

Этот образ вечен, он имеет общечеловеческое значение. В скульптуре, живописи, литературе и музыке образ Прометея продолжает жить и в настоящее время.

В русском музее находится скульптура Гордеева Ф.Г. «Прометей» (материал — гальванопластика). В сложном силуэте героя античных сказаний умело переданы скульптором экспрессия и динамика.

Тема подвига ради людей раскрыта автором с большой силой.

В разных странах можно встретить скульптуры и статуи Прометея, а в галереях картины и гравюры с изображением отважного героя. В Нью-Йорке есть статуя в Рокфеллеровском центре. Выполнена она из бронзы и покрыта позолотой. В Сочи, в том месте, где Зевс, согласно легенде, велел приковать героя, возвышается статуя Прометея.

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Подвиг — это почти всегда жертва, но одновременно это и жизненный выбор.

Что толкает человека на такой поступок? Прежде всего неравнодушие к чужому горю, сочувствие обездоленным и униженным, желание помочь им даже ценой собственной жизни. Настоящие прометеи есть и среди ныне живущих людей.

Это самоотверженные, готовые на самопожертвование люди, которые в своих духовных исканиях ориентируются на любовь к людям, чувство долга перед страной, семьей, друзьями.

Источник: https://www.syl.ru/article/354559/obraz-prometeya-v-literature-muzyike-jivopisi

СОШ 8 Подольск, МХК, Прометей, картины

Репин �лья, Прометей
Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Пьеро ди Козимо, Легенда о Прометее, 1500

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Пьеро ди Козимо, Легенда о Прометее, 1515

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

* Чтобы увидеть картины Козимо, нажми здесь:

�тальянский художник, Прометей

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

  • Рубенс Питер Пауль, Прометей, 1611, Музей искусств Филадельфии
  • * Чтобы увидеть картины Рубенса, нажми здесь:
  • Тициан Вечеллио, Прометей
  • * Чтобы посмотреть картины Тициана, нажмите здесь:
  • Рибера, Прометей
  • Ривьер Брайтон, Прометей
  • Ассерето Джоаккино, Прометей
  • Джордано Лука, Прометей
  • * Чтобы увидеть картины Джордано, нажми здесь:
  • Бурдыкин Николай, Прометей
  • * Чтобы посмотреть картины Бурдыкина, нажмите здесь:
  • Хансен Константин, Прометей Рё Орфей
  • Дженелли Бонавентура, Прометей
  • РњРѕСЂРѕ Густав, Прометей
  • * Чтобы увидеть картины РњРѕСЂРѕ, нажми здесь:
  • Говард Девид Джонс, Прометей прикованный
  • РџСЌСЂСЂРёС€ Максфилд, Прометей
  • * Чтобы увидеть картины Штука, нажми здесь:
  • Келли Джон Р’СѓРґСЂРѕСѓ, Прометей
  • * Чтобы увидеть картины Келли, нажми здесь:
  • Адам Николас Себастьян, Прометей, 1737
  • Мюллер Р�оганн Эдуард, Прометей Рё океаниды
  • Бегас Рейнхольд, Прометей

Роланд �лаган, Прометей, 2002

     

Франц фон Штук, Прометей, 1928
Томас Коул, ПрометейШаванн, ПрометейГордеев Фёдор, Прометей, 1789Феррари, Прометей и орел

Источник: http://sschool8.narod.ru/72_Prometheus/Prometey.htm

Рубенс, «Прометей». За что наказал Зевс?

Зевс назначает наказание: приковать ослушника к скалам, наслать на него орла, чтобы клевал ему печень. А чтобы конца пытке не было — эта печень каждый день отрастает заново.

Читайте также:  Розы в творчестве ренуара

Почему Зевс так разгневался?

Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь… Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту. Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь.

Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь… (Аполлодор, «Мифологическая библиотека».)

И где после этого справедливость? Прометея без права на защиту осудили на вечные муки! Неужели не было ни одного довода, ни одного доказательства, что кража огня (хотя она и кража) была полезна не только людям, но и богам?

О, если бы Прометею хотя бы дали слово в свою защиту! Исполнителями приговора были Гефест и Гермес. Им-то и выкладывал свои доводы Прометей. Они, в свою очередь, выступали свидетелями обвинения.

Оказывается, не все так просто! Прометей ну очень жестоко обидел Зевса. По какому-то случаю зарезали жертвенное животное. Вот тут и случилась обида:

Когда тебе поручили раздел мяса между тобой и Зевсом, ты прежде всего поступил совершенно несправедливо и бесчестно, отобрав самому себе лучшие куски, а Зевсу отдав обманно одни кости, «жиром их белым покрывши». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот где собака зарыта! Оказывается, Зевсу недодали мяса! Все остальное — вторично, второстепенно, незначительно! Это было первое. А вот и второе обвинение:

Затем ты изваял людей, эти преступнейшие существа, и, что еще хуже всего, женщин. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

И людей не надо было создавать, а тем более — женщин!

…на горе мужчинам Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших. (Гесиод, «Теогония»).

  • Но женщины принесли еще вот что:
  • Но и другую еще он беду сотворил вместо блага: Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает И не желает жениться: приходит печальная старость —
  • И остается старик без ухода! (Гесиод, «Теогония»)

В общем, плохо все равно! Но это как бы далеко от богов, это уже разборки между людьми. Третье обвинение гласило:

  1. Ко всему этому ты похитил ценнейшее достоинство богов — огонь — и дал его людям. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
  2. Прометей защищает себя, доказывая, что он хотел ублажить богов:
  3. …так как я всегда думаю об общем благе и стремлюсь увеличить значение богов и способствовать тому, чтобы и все остальное достигало порядка и красоты, то мне пришло на ум, что было бы хорошо, взяв немного глины, изготовить какие-нибудь живые существа и придать им вид, похожий на нас самих. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
  4. Прометей слепил людей по образу и подобию богов (так что в каждом из нас — или, по меньшей мере, в греках — есть нечто божественное)!

Мне казалось, что божественному началу чего-то недостает, если ему ничего не противопоставлено. Однако это начало должно было быть смертным, но, впрочем, в высшей степени изобретательным, разумным и понимающим то, что лучше для него. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Замысел у Прометея был отличный: разумные, изобретательные, понимающие существа: «хотел как лучше, а получилось — как всегда»! Далее Прометей обращается к богам:

…в особенности меня сокрушает то, что, обвиняя в создании людей и, пожалуй, главным образом, женщин, вы тем не менее влюбляетесь в них и не перестаете сходить к ним то в виде быков, то становясь сатирами и лебедями, и считаете смертных женщин достойными рождать богов. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот уж, действительно, с больной головы на здоровую: женщин вроде как не надо, а без них невозможно, уж очень они привлекательны! И намеки, намеки! Это же Зевс украл Европу, обратившись в быка, это он же сошелся с Ледой, став лебедем…

Но, может быть, ты скажешь, что нужно было создать людей в каком-нибудь другом виде и не подобных нам? И какой же другой образец лучше этого я мог бы себе представить, какой более прекрасный во всех отношениях? Разве следовало сотворить существо неразумное, звероподобное и дикое? (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Такое невозможно опровергнуть: что может быть лучше образа бога? Тем более, что превращение человека в существо неразумное, звероподобное и дикое произошло само собой.

  • А что мое создание оказалось даже полезным для богов — в этом ты убедишься, если взглянешь на землю: она изменила свое первобытное и необработанное состояние, украсилась городами, полями и полезными растениями. Море, если посмотришь на него, сделалось доступным для кораблей, острова стали обитаемы, и повсюду встречаются алтари и храмы, жертвоприношения и всенародные праздники:
  • Все улицы, все площади городов Наполнены Зевсом. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
  • Короче говоря, все люди славят Громовержца, хотя он выступает против них. И о последнем «прегрешении»:

Теперь же, если позволишь, я перейду к огню и к его позорному похищению. Но, ради богов, ответь мне, нисколько не смущаясь, на следующее: разве мы потеряли хотя сколько-нибудь огня, с тех пор как он имеется у людей? Ведь ты этого не мог бы сказать?

Мне кажется, сама природа этого предмета такова, что он не уменьшается, если им будет пользоваться еще кто-нибудь другой. Ведь огонь не потухает от того, что от него зажгут другой.

Следовательно, это одна лишь жадность — запрещать передавать огонь тем, кто в нем нуждается, если от этого вам нет никакого ущерба. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Лучшая защита — нападение: из обвиняемого Прометей превращается в обвинителя. Он во весь голос говорит своим мучителям, что Зевс — жадина!

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

  1. В Панопее, на самой дороге, стоит небольшое здание из необожженного кирпича, а в нем статуя из пентеликонского мрамора, изображающая, как одни говорят, Асклепия, а другие — Прометея; последние в подтверждение своим словам приводят следующее доказательство.
  2. Здесь в овраге лежат два камня; каждый такой величины, что может служить достаточным грузом для одной повозки; цвет составляющей их глины не землистый, но какой бывает в оврагах или песчаных горных потоках, запах они издают очень похожий на запах человеческой кожи.
  3. Говорят, что эти камни еще остались от той глины, из которой Прометеем был вылеплен весь человеческий род. (Павсаний, «Описание Эллады»)

(Город Панопея, судя по всему, исчез с карты Греции. Может быть, сегодня это настолько небольшое селение, что его не включили в энциклопедию — Б.Р.)

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Прометея освободил Геракл, которому Прометей подсказал, как проникнуть в сады Гесперид и взять там золотые яблоки. Что было потом с Прометеем? Похоже, что он находится в царстве мертвых. Попытка вырваться оттуда ему не удалась — он не смог подкупить Харона (перевозчика на мертвой реке Стикс в мертвом царстве).

Пусть все это — выдумки досужих рассказчиков, но Прометея помнят как избавителя человечества от непроглядной тьмы.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/48936/

Рубенс. «Прометей». За что его наказал Зевс?

Что-то совершенно невообразимое в этой божественной иерархии: нет уважения к верховному божеству! Тайком от верховного бога Зевса титан Прометей что-то творит, да еще и освещает! Зевс назначает наказание: приковать ослушника к скалам, наслать на него орла, чтобы клевал ему печень. А чтобы конца пытке не было – пусть эта печень каждый день отрастает заново.

Почему Зевс так разгневался?

«Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь… Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту. Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь.

Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь…»

(Аполлодор, «Мифологическая библиотека».)

  • Вот тут и случилась обида: «Когда тебе поручили раздел мяса между тобой и Зевсом, ты прежде всего поступил совершенно несправедливо и бесчестно, отобрав самому себе лучшие куски, а Зевсу отдав обманно одни кости, «жиром их белым покрывши»». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
  • «Затем ты изваял людей, эти преступнейшие существа, и, что еще хуже всего, женщин.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
  • «на горе мужчинам, Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших» (Гесиод, «Теогония»).
  • «Но и другую еще он беду сотворил вместо блага: Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает И не желает жениться: приходит печальная старость —
  • И остается старик без ухода!»
  • Третье обвинение гласило: «Ко всему этому ты похитил ценнейшее достоинство богов — огонь — и дал его людям.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

И где после этого справедливость? Прометея без права на защиту осудили на вечные муки! Неужели не было ни одного довода, ни одного доказательства, что кража огня (хотя она и кража) была полезна не только людям, но и богам? О, если бы Прометею хотя бы дали слово в свою защиту! Исполнителями приговора были Гефест и Гермес. Им-то и выкладывал свои доводы Прометей. Они, в свою очередь, выступали свидетелями обвинения. Оказывается, не все так просто! Прометей ну очень жестоко обидел Зевса. По какому-то случаю зарезали жертвенное животное. Вот где собака зарыта! Оказывается, Зевсу недодали мяса! Все остальное – вторично, второстепенно, незначительно! Это было первое. А вот и второе обвинение:И людей не надо было создавать, а тем более – женщин! Но женщины принесли еще одно: (Гесиод, «Теогония»). В общем, плохо все равно! Но это как бы далеко от богов, это уже разборки между людьми.

Прометей защищает себя, доказывая, что он хотел ублажить богов: «…

Читайте также:  Картина "абсент", эдгар дега, 1876

так как я всегда думаю об общем благе и стремлюсь увеличить значение богов и способствовать тому, чтобы и все остальное достигало порядка и красоты, то мне пришло на ум, что было бы хорошо, взяв немного глины, изготовить какие-нибудь живые существа и придать им вид, похожий на нас самих». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей слепил людей по образу и подобию богов (так что в каждом из нас – или, по меньшей мере, в греках — есть нечто божественное)!

« Мне казалось, что божественному началу чего-то недостает, если ему ничего не противопоставлено. Однако это начало должно было быть смертным, но, впрочем, в высшей степени изобретательным, разумным и понимающим то, что лучше для него.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Замысел у Прометея был отличный: разумные, изобретательные, понимающие существа: «хотел как лучше, а получилось – как всегда»! Далее Прометей обращается к богам:

«…

в особенности меня сокрушает то, что, обвиняя в создании людей и, пожалуй, главным образом, женщин, вы тем не менее влюбляетесь в них и не перестаете сходить к ним то в виде быков, то становясь сатирами и лебедями, и считаете смертных женщин достойными рождать богов.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот уж, действительно, с больной головы на здоровую: женщин вроде как не надо, а без них невозможно, уж очень они привлекательны! И намеки, намеки! Это же Зевс украл Европу, обратившись в быка, это он же сошелся с Ледой, став лебедем…

«Но, может быть, ты скажешь, что нужно было создать людей в каком-нибудь другом виде и не подобных нам? И какой же другой образец лучше этого я мог бы себе представить, какой более прекрасный во всех отношениях? Разве следовало сотворить существо неразумное, звероподобное и дикое?» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Такое невозможно опровергнуть: что может быть лучше образа бога? Тем более, что превращение человека в существо неразумное, звероподобное и дикое произошло само собой.

«А что мое создание оказалось даже полезным для богов, — в этом ты убедишься, если взглянешь на землю: она изменила свое первобытное и необработанное состояние, украсилась городами, полями и полезными растениями.

Море, если посмотришь на него, сделалось доступным для кораблей, острова стали обитаемы, и повсюду встречаются алтари и храмы, жертвоприношения и всенародные праздники: Все улицы, все площади городов Наполнены Зевсом». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Короче говоря, все люди славят Громовержца, хотя он выступает против них.И о последнем «прегрешении»:

«Теперь же, если позволишь, я перейду к огню и к его позорному похищению.

Но, ради богов, ответь мне, нисколько не смущаясь, на следующее: разве мы потеряли хотя сколько-нибудь огня, с тех пор как он имеется у людей? Ведь ты этого не мог бы сказать? Мне кажется, сама природа этого предмета такова, что он не уменьшается, если им будет пользоваться еще кто-нибудь другой. Ведь огонь не потухает от того, что от него зажгут другой.

Следовательно, это одна лишь жадность — запрещать передавать огонь тем, кто в нем нуждается, если от этого вам нет никакого ущерба.»

(Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)Лучшая защита – нападение: из обвиняемого Прометей превращается в обвинителя. Он во весь голос говорит своим мучителям, что Зевс – жадина!Вот такие оправдания привел бы Прометей. Но его никто не хотел слушать и услышать. Люди чтили своего заступника (видимо, Гефест и Гермес донесли слова Прометея до народа):

«В Панопее, на самой дороге, стоит небольшое здание из необожженного кирпича, а в нем статуя из пентеликонского мрамора, изображающая, как одни говорят, Асклепия, а другие – Прометея; последние в подтверждение своим словам приводят следующее доказательство.

Здесь в овраге лежат два камня; каждый такой величины, что может служить достаточным грузом для одной повозки; цвет составляющей их глины не землистый, но какой бывает в оврагах или песчаных горных потоках, запах они издают очень похожий на запах человеческой кожи.

Говорят, что эти камни еще остались от той глины, из которой Прометеем был вылеплен весь человеческий род.»

(Павсаний, «Описание Эллады»)(Город Панопея, судя по всему, исчез с карты Греции. Может быть, сегодня это настолько небольшое селение, что его не включили в энциклопедию – Б.Р.)Рубенс написал полотно «Прометей». Орел клюет печень стадальца, прикованного кандалами к скалам, а его лапа стоит на лице Прометея (такая постановка лапы избавила художника от необходимости показать искаженное адской мукой лицо титана). От боли его тело напряжено, Прометей пытается вывернуться из-под орла, но ему нехватает сил избавиться от цепей, которыми скованы руки. Прометея освободил Геракл, которому Прометей подсказал, как ему проникнуть в сады Гесперид и взять там золотые яблоки. Что было потом с Прометеем – похоже, что он находится в царстве мертвых. Попытка вырваться оттуда ему не удалась – он не смог подкупить Харона (перевозчик на мертвой реке Стикс в мертвом царстве).Пусть все это – выдумки досужих рассказчиков, но Прометея помнят как избавителя человечества от непроглядной тьмы.
Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Рубенс, Прометей, 1611 год, 243х210 см, Philadelphia museum of art, Pennsylvania, USA

Прометей прикованный, Рубенс - описание картины

Рубенс, Прометей, фрагмент «Орел клюет печень»

Источник: https://vimuru.blogspot.com/2018/04/34.html

Прометей прикованный (мифология с картинками)

Закончу историю про Прометея.Мы закончили на том, что Зевс ополчился на Прометея не за украденный огонь.

А за что?Прометей подготовил два жертвенных костра для Зевса: один, с всесожжением мяса быков, он покрыл сверху бычьей немытой и дурно пахнущей требухой, а второй, с голями костями, покрыл бычачим жиром, поджег и предложил Зевсу выбирать. Зевс понюхал-понюхал — и выбрал кости с жиром.

(С тех пор, кстати, пор при жертвоприношении перестали просто так жечь годное к употребление мясо, а жертвователи стали его сами есть, говоря, что это такая «общая трапеза» и боги на ней незримо присутствуют.

)

Почему невинная проделка, хохма, аналогов которой, между прочим, в мифологии предостаточно, вызвала такой неудержимый гнев Зевса? Дело в том, что это был не просто троллинг, это был сакральный акт, в результате которого было нарушено сложившиеся правила поведения между небом и землей. С мифологической точки зрения Прометей нарушил равновесие мира.

И кара была ужасна.

Зевс послал Гермеса с поручением к Гефесту арестовать Прометея и приковать за пределами Ойкумены на вечные времена. Точнее, Зевс кричал что-то вроде того: «Приковать его навечно!!! К скале!!! Он будет гореть в аду будет низвергнут в Аид!!!» Несколько противоречиво, но для начала — к скале.

«Прометей, заковываемый Вулканом», Дирк ван Бабюрен, 1623Гефест взял в помощь Власть-Кратос и Силу-Биа (это такие персонификации абстракций, недосформировавшиеся в настоящих божеств) без них с Прометеем было не сладить, скопом они скрутили Прометея, препроводили на дальние отроги Кавказских гор, где и приковали к скале, для надежности вогнав в грудину каменный гвоздь.Как-то так:Романтики XIX века любили изображать дикую природу с крохотным акцентом человеческой фигуры, прометеева история им очень подходила.»Прикованный Прометей», Томас Коул, 1847Или так, найдите Прометея»Пейзаж с прикованным Прометеем», Арнольд Бёклин, 1885Мало того, Зевс назначил специального орла, который прилетал к Прометею ежедневно и выклевывал его печень. За ночь печень титана регенерировала, и все повторялось вновь.Орел-стервятник и выклевываемая печень живо интересовала художников.Вот РубенсВот Сальватор РозаА вот, скажем, Якоб ЙордансДа мало ли! Даже Илья Репин приложилсяКартин множество, но нужно быть осторожным: есть такой же грекомифический сюжет — нечестивый великан Титий напакостничал, Зевс его приковал, и орел в аиде также выклевывает ему ливер. Даже в Википедии некоторые изображения неверно атрибутированы. В общем, если орлиный завтрак происходит на Кавказе среди гор — это Прометей, а если вокруг горы аида — то это Титиус.Прометей оставался прикованным страшно долго. Называют, например, 30.000 лет. Почему Зевс не направил его прямиком и невозвратно в аид, а держал на земле, имея некоторый риск освобождения мятежника? Прометей имел джокер. Он знал — или провидел, или получил информацию от Геи, — каким образом Зевс может потерять власть. А Зевс знал, что Прометей это знает. И все 30.000 лет подсылал к нему (кроме орла) провокаторов, Гермеса преимущественно. Но Прометей не провоцировался.Вообще-то у Прометея были посетители, то Ио мимо проскачет, вытаращив коровьи глаза, то Океан приплывет, лениво. Но все эти сюжеты прошли мимо художников.В конце концов, Прометей пошел на сделку. Он раскрыл хранимую информацию в обмен на освобождение. (Поручителем была река Стикс. Это отдельная тема, почему такое поручительство гарантировало выполнение обязательств, не буду отвлекаться.) В итоге попустительством Зевса во время одиннадцатого подвига Геракл забрел на Кавказ, застрелил орла и освободил Прометея.»Прометей и Геркулес», Кристиан Грипенкерль, 1878″Геркулес, освобождающий Прометея», Nicolas Bertin, 1703Оставалась два формальных момента: я вон там говорил, что Зевс клался с пеной у рта «навсегда к скале!» и «сгинет в аиде!» Первый был решен «по букве»: Прометей стал носить перстень с кусочком скалы, а второй — «по договоренности»: вместо бессмертного Прометея в аид сошел бессмертный кентавр Хирон.И в качестве бонуса»Прометей», Antonín Procházka, 1911

  • Кто был, — как кентавр, двутел, — как Моисей, имел колыбелью корзину, — как солнечный бог, запрягал четверку коней? Эрихтония, одного из первых…
  • Днями я спрашивал, кто бы это мог быть: — она считалась девой, хотя родила от бога… — …который овладел ей в виде чрезвычайно странном даже для…
  • Дионис вручил виноградную ветвь Ойнею (Οἰνεύς < «вино»), в качестве откупной за то, что провел ночь с его женой Алфеей. С Эригоной, дочерью…

Источник: https://taurus-ek.livejournal.com/121035.html

Ссылка на основную публикацию