«продавец ковров», мариано фортуни — описание картины

Совсем случайно встретились очень интересные работы испанского художника Мариано Фортуни.1838-1874гг.

       Его имя никогда мне не встречалось. Несколько картин привлекли моё  пристальное внимание.Его подлинное призвание — бытовой жанр.

              Но в своё время он был очень популярным.За короткую жизнь (художник прожил всего 36 лет) слава Фортуни успела достигнуть необыкновенных размеров — за любую его работу, от небольшой акварели или рисунка пером до сравнительно крупной картины, коллекционеры были готовы платить по нескольку тысяч франков.

        Превыше всего он ценил в живописи внешний блеск. Произведения мастера скорее поражают, чем трогают. Он схватывал остро, мгновенно, но неглубоко. И все же приравнять картины Фортуни к пустому, холодному искусству нельзя. 

  • О ХУДОЖНИКЕ.
  • «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины
  • Автопортрет.

             Фортуни родился в Каталонии (Испания) в семье столяра. У него рано обнаружились способности к рисованию, и девяти лет он начал посещать рисовальное училище, а с 1853 года учится в барселонской Академии изящных искусств. Уже в эти годы начинающего художника отличали необычайная работоспособность и страсть к рисованию.

  1.                   В 1857 году, блестяще окончив Академию, Фортуни получает возможность на два года отправиться в Рим для дальнейшего образования, но судьба распорядилась так, что почти всю свою жизнь художник провел в Италии и лишь время от времени приезжал то в Испанию, то в Париж.
  2.              В 1859 году, когда Испания начала войну с марокканцами, Фортуни получил от городского совета Барселоны предложение отправиться с войсками в Африку и собрать там материал для написания батального полотна о победе испанского оружия.
  3.              В 1870 году была создана одна из наиболее известных картин Фортуни «Испанская свадьба».
  4. «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины Испанская свадьба.1870г

 «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины Фагмент .Испанская свадьба.

                Судя по костюмам, действие происходит в конце XVIII века в ризнице одной из церквей — просторной комнате, стены которой обтянуты тисненой кожей с поблекшей позолотой и украшены зеркалами в резных рамах. Здесь подписывается брачный контракт — господин средних лет с приметами бывшего щеголя женится на молоденькой, но, очевидно, небогатой девушке.

            Он склонился над столом, по-балетному поставив ноги, и прикладывает свою подпись там, где ему показывает одетый в черное каноник. Подобный сюжет можно было бы истолковать в драматических или сатирических тонах.

Но не таков Фортуни: при всей точности обрисовки типажей действующих лиц главное внимание он обращает на колористическое богатство сочетаний костюмов молодой пары, родственников, свидетелей и подруг, особенно выделяя изящное белое платье новобрачной — предмет ее гордости.

                Справа на первом плане на скамье вдоль стены сидит тореро со своей дамой. Они не принимают участия в происходящем, а просто ждут своей очереди. Их сопровождают несколько кавалеров из свиты тореро в ярких национальных костюмах.

               В той праздничности, которую вносят в картину разноцветные шелка, цветы и веера испанок, их грациозные, горделивые позы, чувствуется влияние и даже, может быть, созвучие с некоторыми полотнами Гойи. «Испанская свадьба» имела необычайно громкий, даже для Фортуни, успех, говорили даже о новой эре в области жанра.

«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины Заклинатели змей.1870г.Музей им. Пушкина.

                 Картина  относится к жанровым композициям из арабской жизни. Свойственное живописи Фортуни сочетание ярких цветов, почерпнутых из колорита причудливо-пестрых восточных ковров, свободный мазок, мастерски выписанные аксессуары делают картину настоящей живописной феерией.

  • ДРУГИЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА.
  •  «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины  Арабские развлечения.
  • «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины
  • Продавец ковров.
  • «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины
  • Le Factionnaire
  • «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины
  • Adelaida del Moral.
  • «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины
  • Viellard nu au Soleil
  • «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины
  • Одалиска перед зеркалом.
  • Одалиска.
  • Араб.
  • Арабский юноша.
  • Joven judía.
  • Цветы.
  • Старик.
  • Gitana
  • Хотелось бы узнать ваше мнение о художнике. 
  • Какую картину вы бы выделили?
  • Источники.

http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=3865

http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr4/129.htm

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/13122-mariano-fortuny-y-carbo-1838-1874-205-rabot.​html

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3005050

Мариано Фортуни – платья и биография. “Волшебник из Венеции” Мариано Фортуни в Эрмитаже Биография и карьера

«Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять, Как умеют эти руки эти

звуки извлекать? Из какой-то деревяшки,из каких-то грубых жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил…»
Булат Окуджава

Мариано Фортуни не случайно называют «волшебником из Венеции» , его творчество сродни волшебству. Кажется, что у него была волшебная палочка, взмахом которой он превращал обычные ткани в затканные золотом.

Таким же волшебством стала выставка в Эрмитаже, на которой соединились экспонаты, привезенные из Венеции, хранящиеся в Палаццо Фортуни и Палаццо Мочениго, с экспонатами Эрмитажа, отчего выиграли все. Я была в музее Фортуни в Венеции, но несмотря на ауру места экспозиция тогда не произвела такого впечатления, какое оставила выставка в Эрмитаже.

Фамилия Фортуни кажется на первый взгляд вполне итальянской и предвещающей удачу. На самом деле она испанская и фортуна не всегда была благосклонной к Мариано. Мариано Фортуни-и-Мадрасо осиротел в три года и его семья вынуждена была переехать в Париж. Отец художника был знаменитым каталонским художником, о котором уважительно отзывался Поленов.

После посещения в сентябре музея Поленова я нашла много общего между двумя художниками: Поленовым и Фортуни-младшим: оба сумели создать свой художественный мир, который не ограничивался рамками мастерской.

Фортуни, так же как Поленов, много путешествовал, фотографировал, и его дизайны — результат впечатлений от поездок и коллекционирования раритетных тканей и одежды.

В 1889 году Мариано Фортуни вместе с сестрой и матерью переезжает в Венецию — город, который становится для него второй родиной. Дом его матери, Палаццо Мартиненго, охотно посещают художники и литераторы, среди которых Игнасио Сулоага, Анри де Ренье, Марсель Пруст, Анджело Конти.

Мариано изучает искусство, занимается живописью, фотографией, скульптурой, модой и сценографией.

Все эти художества превращаются в итоге в удивительный сплав, рождается немного театрализованная одежда, создавая которую скульптор режет клише для оттисков для ткани, живописец подбирает тонкие цветовые отношения, модельер искусно располагает на выкройке орнаменты, искусствовед преобразовывает старинные образцы тканей в стильные образы.

«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

На выставке представлены различные страницы творчества Фортуни: период платьев-дельфос, вдохновения восточно-средиземноморским костюмом, венецианскими тканями времен Ренессанса, коптскими тканями. Творения Фортуни прекрасно перекликаются с экспонатами из эрмитажных коллекций.

«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

Фортуни начинал с деятельности в театре, где проявил себя не только как создатель костюмов, но и как сценограф.

«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

Ваза из собрания Эрмитажа воссоединилась с экспонатами из Венеции. Ваза была куплена у вдовы Фортуни жившим в Париже дипломатом и антикваром Базилевским и попала в Эрмитаж в составе коллекции в 1885 году.

Испано-мавританское блюдо с орлом, расписанное люстром,внизу так же попало в Эрмитаж после того, как был расформирован музей барона Штиглица, для которого оно было куплено в 1875 году. Блюдо было одним из первых экспонатов музея, еще за три года до его открытия.

Оба эти предмета прекрасно иллюстрируют богатую историю коллекции Эрмитажа, где за каждым предметом стоит длинная «биография» самого предмета и его владельцев, часто известных и неординарных людей.

На выставке есть фотография интерьера в доме Фортуни, где видна висящая лампа из Эрмитажа.

Выставка была интересна специалистам по текстилю обилием представленных эскизов, рисунков для печати, пробных оттисков и даже чертежей машин, которыми пользовался Фортуни для создания своих тканей. Талантливый экспериментатор, он создавал даже станки.

А также технологии нанесения принта на ткань и технологии создания плиссировки. В заявке на патент 1910 года Фортуни упоминает об использовании трафарета из тонкой шелковой ткани, покрытой слоем коллоидного раствора (желатина), на который щелочным способом наносится нужный рисунок.

Изображение создавалось вручную, как в живописи, или методом, напоминавшим фотопечать: после наложения шаблона ткань длительное время выдерживали под прямыми солнечными лучами.В результате обработанные щелочью участки оставались неизменными, а на остальных происходила химическая реакция.

Затем ткань промывалась водой, которая удаляла остатки желатина.

Эффекты «деворе» (вытравленный или выжженный на ткани рисунок, сейчас это успешно делают лазером) создавались при помощи нанесения металлического порошка. Затем ворс бархата приподнимался с помощью специальных игольчатых скребков и ткань полировалась бруском агата.

Фортуни создавал красители для своих тканей, как и темперу для своих живописных работ, на основе сведений из древних рукописей и сборников старинных рецептов.

В отличие от остальных текстильных производств, его мастерская использовала ингредиенты из экзотических стран, например, кошениль и экстракт кампешевого дерева из Мексики, индиго из Индии, различные индийские растения.

Особая обработка компонентов позволяла создавать обширную гамму тончайших цветовых оттенков: индиго и аквамарина, малинового, изумрудного, пурпурного, красного, кармазинного, желтого хрома и кадмия.

Лучше всего о работах Фортуни написал Марсель Пруст в романе » Пленница»:» В этих платьях,не настоящих старинных, в которых современные женщины выглядели бы чересчур разряженными и которые лучше было бы сохранить для коллекции (я искал такие для Альбертины), не чувствовалось бесстрастного подражания, подделки под старину. Они скорей напоминали декорации Серта, Бакста и Бенуа, которые в то время возрождали в русских балетах самые знаменитые эпохи в истории искусства с помощью художественных произведений, проникнутых духом эпохи и вместе с тем оригинальных; так платья Фортуни, в точности соответствовавшие античным образцам и притом в высшей степени оригинальные, образовывали как бы декорацию, но только с более мощными средствами воссоздания, потому что декорация оставляет место для воображения: вы видели декорацию заваленной Востоком Венеции, где такие платья могли бы носить, и благодаря им вы живее,чем глядя на святыню в раке Святого Марка, представляли себе солнце Востока, накрученные тюрбаны, у вас рождались дробящиеся, таинственные цветовые ощущения. Ничего не осталось от тех времен, но все возрождалось, все части были вновь связаны между собой красотой пейзажа и мельтешением жизни, частичным возвратом интереса к материям времен догаресс»

Пруст своим поэтическим образным языком говорит нам о том, что стилизация прошлого в работах художников, будь то Бакст или Фортуни, представляет нам красоту былых эпох в концентрированном виде.

Читайте также:  Крестьянки с хворостом - жан-франсуа милле

Это волшебная эссенция из образов былого, которая действует сильнее, чем аналог. Художники создают миф, легенду о прекрасном прошлом, будь это балет «Весна священная» или платье по мотивам древней восточной одежды.

В их творчестве некоторые далеко не вегетарианские времена становятся дивной сказкой.

Коллекция одежды, тканей и священных облачений (более ста предметов) стала для Фортуни иконографическим источником, из которого художник черпал вдохновение, создавая свои легендарные материи. Но сначала этот источник был «освоен» с художественной и технической стороны.

Переплетение нитей, которое, повторяясь вновь и вновь, формирует структуру ткани; виртуозное сочетание различных техник, например, в бархате, где рельефный рисунок, создаваемый различной длиной ворса (alto basso), соседствует с узорами из металлических нитей (alluciolato); причудливые орнаменты из линий, цветов и листьев — все было изучено, понято, разъято и снова соединено в преклонении перед художественным совершенством прошлого. Классическая история текстиля во всем цветовом и структурном многообразии была осмыслена Фортуни, чтобы обрести новую жизнь. Так, изображение граната перестает быть лишь религиозным символом, а линии на тисненом бархате больше не следуют четко заданному ритму. Мариано Фортуни рассматривал прошлое как источник для создания будущего. Стоит вспомнить, что Фортуни творил в эпоху модерна, и стиль эпохи с его стилизованными бионическими орнаментами свободной формы не мог не повлиять на его творчество. Как и интерес моды в это время к ориентализму.

Работа в театре приводит художника к осознанию тесной взаимосвязи между сценическим костюмом и повседневной одеждой, к 1906 году Фортуни переходит к новому виду деятельности — созданию элегантных предметов женского гардероба.

Фортуни имел свой магазин в Париже.» Платья -дельфос» и «кносские шарфы», созданные методом уникальной плиссировки пользовались успехом.Более 40 лет платья в эллинистическом стиле обеспечивали мировой успех Фортуни, несмотря на все изменения в модной индустрии.

На каждой детали платья могло быть до 450 складок. На плиссировку уходидло около двух часов, еще больше времени требовалось на очистку от клея. Материя окрашивалась так, что ее переливчатая поверхность и подвижные складки создавали эффект меняющихся оттенков.

Для сохранения структуры плиссировки платья поступали в продажу свернутыми и уложенными в изящные коробки, дизайн которых разработал сам Фортуни: по форме они напоминали круглые шляпные картонки, перевязанные хлопчатобумажными лентами.

Как правило, платья-дельфос носили с поясом из атласа или набивной шелковой тафты, также украшенной эллинистическими или минойскими орнаментами.

Платья-дельфос декларировали освобождение от предрассудков, неслучайно такое носили Айседора Дункан и Анна Павлова. Оно стало способом самовыражения. В простоте этого платья — струящегося, невесомого, чувственного — ощущается вневременная, строгая элегантность. Для своего времени это было авангардное одеяние, предвосхищавшее новую женщину 20 века.

В 1910 году Габриель Д.Аннунцио, очень модный писатель своего времени, способствовал успеху кносских шарфов.

В романе «Может быть — да, может быть — нет» именно такой шарф у главной героини, Изабеллы Ингирами:» Она была окутана одним из тех длинных шарфов из тончайшей восточной ткани, которые художник и алхимик Мариано Фортуни погружает в волшебные глубины своих красильных чанов (где помешивает деревянной палочкой сильф или гном), а затем, когда они приобретут цвет странных мечтаний, извлекает оттуда, чтобы тысячью самшитовых колобашек отпечатать на них новые мириады звезд, растений, животных. Шарфу Изабеллы Ингирами он придал розовый оттенок, несомненно украденный одним из его сильфов у только что народившейся луны».

Д, Аннунцио точно называет Фортуни алхимиком, в отличие от средневековых алхимиков Фортуни изобрел философский камень для превращения обычных предметов в золото.

Писатель проявляет осведомленность в процессе создания тканей, видимо, он бывал на фабрике Фортуни и в курсе даже того, что клише делалось из самшита — дерева твердого, выдерживавшего многократное использование.

Д, Аннунцио -образец стиля своего времени играл в жизни Фортуни большую роль.

Портрет Анриетты Фортуни

После самшитовых набоечных форм мастера ателье стали использовать другую технику — трафаретную. Удивительно, что при том, что производство тканей было поставлено на поток, у Фортуни было производство набивного шелка и бархата в Палаццо Пезаро Орфеи и фабрика на острове Джудекка для хлопчатобумажных тканей, ткани сохраняли неповторимость и рукодельность.

После смерти Фортуни в 1949 году, его вдова Анриетта вынуждена была уступить право собственности на фабрики американскому дизайнеру Элси Мак-Нил. Элси переехала в Венецию, вышла замуж за графа Гоцци, прожила более ста лет и с 1994 года фабрика перешла в руки семейства Риад, условием передачи было сохранение целостности дела и стандартов качества. Фирма «Фортуни» существует по сей день.

Источник: https://www.uk-ng.ru/mariano-fortuni-platya-i-biografiya-volshebnik-iz-venecii-mariano.html

Загадочный итальянский художник Этторе Форти

26 Ноября 2014

Удивительно, но в интернете практически нет никаких сведений про талантливого итальянского художника Эдуардо Этторе Форти. Ни годов жизни, ни места рождения, ни сведений о семье — после себя итальянский художник оставил только несколько десятков картин и примерные годы своей активной творческой деятельности, 1880 — 1920 гг. «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«Вечером в храме», частная коллекция

Вероятно, какие-то архивы все-таки содержат сведения про этого загадочного человека, но архивы эти, по всей видимости, еще не попали в руки людей с доступом к интернету и умением им пользоваться. Что ж, тем интереснее — можно рассматривать картины художника, вне какого бы то ни было контекста его личности. Чистое искусство. «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«В римском дворце», частная коллекция

Художественный стиль Этторе Форти можно отнести к академическому, а творчество его назвать историческим и жанровым, поскольку писал художник исключительно сцены, изображающие Древний Рим и повседневную жизнь древних римлян. «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«Продажа ковров в Помпеях», частная коллекция

  Картины Эдуардо часто сравнивают с творчеством другого видного художника викторианской эпохи — Лоуренса Альма-Тадема, который так же писал полотна на историческую тематику в академическом стиле, но при этом считался одним из самых высокооплачиваемых художников своего времени и оставил о себе достаточно обширные сведения. «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«Продавец произведений искусства», частная коллекция

На полотнах Этторе можно увидеть и мифических существ, к примеру на картине «Праздник кентавров», что, впрочем, тоже соотносится с полюбившейся ему эпохой. «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«Дорога в Помпеи», частная коллекция

Но, пожалуй, хватит слов. Мы предлагаем вам закончить с чтением и погрузится в созерцание мира Древнего Рима на полотнах Этторе Форти, которые прекрасны своими деталями. «Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«Продавец ковров», частная коллекция

«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«Продавец ковров», частная коллекция

«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

«Продавец ковров», частная коллекция

 

Источник: https://estetico.me/posts/view/zagadochnyj-italjanskij-hudozhnik-ettore-forti

Фортуни Мариано(Fortuny Mariano) | Студия И

Фортуни Мариано (1838–1874) испанский художник, один из лидеров романтического ориентализма.

Мариано Фортуни оодился в Реусе (Каталония) 11 июня 1838 года.

«Продавец ковров», Мариано Фортуни — описание картины

Учился в Высшей школе изящных искусств в Барселоне (с 1853 года). В 1857 году, как «пенсионер» школы продолжил образование в Риме. Работал в Барселоне, Севилье, Гранаде, а также Париже (в 1860 и 1866–1867). Побывал в Марокко (1859, 1862, 1871). Испытал влияние мастеров барочной живописи, а из современников – Э.Мейсонье.

Первые две поездки Фортуни в Марокко были связаны с заказом барселонских властей на картину Битва при Тетуане (1862, Музей современного искусства, Барселона); эта огромная композиция с бравурной энергией запечатлела один их эпизодов испано-марокканской войны 1859 года.

Во многом именно на базе североафриканских впечатлений сложилась самобытная позднеромантическая манера мастера. Он писал свои вещи мелкими, цвето-насыщенными мазками, создающими мерцающе-живописную среду, полную ярких жанровых наблюдений.

Тематически его творчество делится на две группы – «марокканскую», выдвинувшую его в число ведущих художников-ориенталистов (Арабская фантазия, 1867, Галерея искусств Уолтерс, Балтимор; Заклинатели змей, 1870, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва; и др.

) и «испанскую» – со сценками традиционного национального быта (Любители гравюр, написанные в трех вариантах, 1863–1870; Викарий, 1870, Музей современного искусства, Барселона; и др.).

Большую роль в композициях Фортуни играют любовно воспроизведенные старинные вещи, в чем сказались антикварные увлечения художника (среди его находок – замечательная мавританская Ваза Фортуни, Эрмитаж, Петербург).

Умер Мариано Фортуни в Риме 21 ноября 1874 года. Его искусство оказало большое влияние на зарождение модерна (в том числе и в России).

Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/fortuny-mariano/

Жан-Леон Жером, «Продавец ковров». Что завораживает в этой картине?

Леон Жером написал несколько полотен, посвященных жизни египтян тех времен. В их числе — «Продавец ковров в Каире» 1869 года. Эта картина — скорее иллюстрация к городской жизни: краснобородый коврощик-иранец со своим товаром на рынке.

Жан-Леон Жером, «Продавец ковров в Каире», 1869 г. commons.wikimedia.org

И есть еще одна картина с названием «Ковры», написанная несколько позднее — в 1887 году.

Жан-Леон Жером, «Ковры», 1887, 86х67 см, Институт искусств Миннеаполиса, США commons.wikimedia.org

Главный герой этой картины — громадный ковер: его длина не меньше 8 метров при ширине больше 3-х. У ковра — группа людей, лицом к покупателям и к зрителю стоит продавец. Похоже, что он назвал цену и рассказывает что-то о своем ковре.

Жан-Леон Жером, «Ковры», фрагмент «Покупатели» commons.wikimedia.org

Слева кучей свалены другие ковры, на которые никто не смотрит. Или до них не дошла очередь, или к ним нет интереса, хотя они выглядят очень красочно. Что в них не устроило покупателей — размер, рисунок, то и другое? Сейчас они заняты другим ковром — свисающим с балкона.

Жан-Леон Жером, «Ковры», фрагмент «Ковер» commons.wikimedia.org

Надо полагать, что художника изумил труд его собратьев по художественному ремеслу, и он дотошно воспроизвел рисунок ковра.

Жан-Леон Жером, «Ковры», фрагмент «Узоры» commons.wikimedia.org

Он тщательно выписал все фигурки, все цветочки: видны угловатые переходы от фигурок и цветов к фону — неотъемлемая особенность ковроткачества. Титанический труд, который донес до нас прелесть ковра. Рисунок завораживает, его хочется рассматривать снова и снова!

Сколько лет потребовалось ткачам — неизвестно, сколько стоили такие ковры — неизвестно, сколько их сохранилось с тех пор — никто не знает.

Достоверно то, что в музее Виктории и Альберта (Лондон, Англия) есть музейный экспонат — ковер XVI века, у которого есть собственное имя: «Ковер Ардебиль».

Читайте также:  Вид толедо, эль греко, около 1600

Ковер Ардебиль, Иран, XVI век, Музей Альберта и Виктории, Лондон, Англия commons.wikimedia.org

Его размеры — 10.5×5.3 метра, у него плотность вязки от 47 до 50 узелков на квадратный сантиметр, всего около 26 миллионов! Основа ковра — шерстяная нить, спряденная с шелком.

Сделанный в Иране во времена правления шаха Тахмаспа I (1514−1576), этот ковер считается одним из лучших персидских (или иранских, что одно и то же) ковров. Он лежал на полу в мечети Ардебиль, сильно износился и был продан в 1890 году английскому торговцу коврами. Этот продавец восстановил утраченные места и продал его музею Альберта и Виктории.

Ценность ковра настолько велика, что в 2006 году он был помещен в стеклянный бокс в центре главной галереи исламского искусства музея. Более того, чтобы предохранить ковер от выцветания, освещение включается лишь на несколько часов по определенным дням.

Жан-Леон Жером, Автопортрет, 1886, 41х31 см, Aberdeen Art Gallery, Шотландия commons.wikimedia.org

Ковер на картине Жан-Леон Жерома — поменьше размером, его узор крупнее, чем на ковре Ардебиль. Но ковер на картине Жан-Леон Жерома прекрасен! Глаз зрителя поражает скрупулезная работа художника, который донес до нас свое восхищение искусством египетских ковровщиков…

Что еще почитать по теме?

Как вышить ковер?Надо ли знать историю, чтобы понять картину?Как туристу отбиться от уличных торговцев в Египте?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/78309/

Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 2. 18+

Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 2.

1880-е_Покидание оазиса (Leaving the Oasis)_50 х 81.2_д.,м._Кливленд, Художественный музей

1880_Укротитель змей (The Snake Charmer)_83.8 х 122.1_х.,м._Уильямстаун, Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк

1882_Скорбящий паша (Grief of the Pasha)_92.4 х 73.6_холст на оргалите, масло_Омаха, Музей искусств Джослин

1887 (ок)_Продавец ковров в Каире (Carpet Merchant in Cairo)_86 х 68.7_х.,м._Миннеаполис, Институт искусств

1888_Негритянка — бард (The Black Poet)_145 х 84_х.,м._Катарский музей Доха

1887-1888_Женщина на балконе (Woman at a Balcony)_50 х 41_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен

1875_Раб с лошадьми (остановка в пути) (The servant with the horses)_78 х 63_х.,м._Частное собрание

1884 (ок)_Тигрица с тигрятами (Tiger and Cubs)_74 х 91_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен

1889 (ок)_Купальщицы (The Bathers)_62 х 46_х.,м._Частное собрание 1881 (ок)_После купания (After the Bath)_82.6 х 66.7_х.,м._Частное собрание

Эскиз для Мавританской бани. Купание турчанки (Study For A Moorish Bath, Turkish Woman Bathing)_50.5 х 40.5_х.,м._Частное собрание

1870_Мавританская баня (Купание турчанки (A Moorish Bath (Turkish Woman Bathing))_81.5 х 65.5_х.,м._Частное собрание

1876 (ок)_Бассейн в гареме (Pool in a Harem)_73.6 х 62_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1889_Марабу в бане гарема (The Maribou In The Harem Bath)_78 х 86_х.,м._Частное собрание 1889_Баня в гареме (The Harem Bath)_100 х 81.3_х.,м._Частное собрание

1889_Охранник (The Guard)_55.6 х 46.7_х.,м._Индианополис, Художественный музей

1882_Шутка (Арно, выпускающий струю дыма в морду борзой) (A joke (Arnaute smoking in the nose of a dog))_60 х 73_х.,м._Частное собрание

1884_Кафе в Каире (Отливка пуль) (Cafe House, Cairo (Casting Bullets)_54.6 х 62.9_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен

1876_Красавица-черкесска под вуалью (Woman circassian veiled)_40.7 х 32.6_х.,м._Катарский музей Доха

1874_Маркос Боцарис (Markos Botsaris)_70 х 54_х.,м._Частное собрание

1875_Женщина из Константинополя (Woman of Constantinople)_40.6 х 32.5_х.,м._Частное собрание

1871_Спор арабов (Dispute D'Arabes)_30 х 24_х.,м._Частное собрание

1871_Невольничий рынок (The Slave Market)_74.9 х 59.7_х.,м._Цинциннати, Музей искусств

1873_Продажа рабынь (The Slave for Sale)_х.,м._Сен-Этьен, Музей совр. искусства и промышленности Рубе

1872_Каирская рабыня (Slave in Cairo)_48 х 38_х.,м._Частное собрание

1870_Мавританская баня (Moorish Bath)_50.8 х 40.6_х.,м._Бостон, Музей изобразительных искусств

1870_Интерьер мечети (Interior of a Mosque)_57 х 89_х.,м._Рочестер, Галерея искусств университета

1869_Каирский торговец шкурами (Pelt Merchant of Cairo)_61.5 х 50_х.,м._Частное собрание

1869_Каирский продавец ковров (The Carpet Merchant of Cairo)_81 х 55.9_х.,м._Нью-Йорк, Музей искусства Бруклин

1880-1885_В мавританской бане (A Moorish Bath)_73.7 х 59.7_х.,м._Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств

1878_Голубая мечеть (The Blue Mosque)_72 х104_х.,м._Частное собрание

1877 (ок)_Молодая египтянка (A young Egyptian woman)_46 х 38_х.,м._Частное собрание

1871_Молитва в мечети (Prayer in the Mosque)_89 х 75_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен

1876_Стена плача (The Wailing Wall)_92.7 х 73.7_х.,м._Частное собрание

1880_Стена плача (The Wailing Wall)_х.,м._Иерусалим, музей Израиля

1857_Верблюды на водопое (Camels at a Watering Trough)_73.6 х 119.4_х.,м._Оттава, Национальная галерея Канады

1859_Игроки (The Draught Players)_40.3 x 28.6_д.,м._Лондон, Коллекция Уоллеса

1865_Молитва (The Prayer)_49.9 х 81.2_д.,м._Гамбург, Кунстхалле

1864_Молитва в пустыне (Prayer in the Desert)_33 х 54_д.,м._Частное собрание

1867 (ок)_Невольничий рынок (Slave Market)_84.8 х 63.5_х.,м._Уильямстаун, Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк)

1885 (ок)_Настороженный лев (Lion on the Watch)_72 х 100.5_д.,м._Кливленд, Художественный музей

1888 (ок)_Настороженный тигр (Tiger on the Watch)_63.5 х 90.5_х.,м._Хьюстон, Художественный музей

1889_Преследование (The Pursuit)_65.5 х 100.4_х.,м._Частное собрание

http://vechnost7.blogspot.ru

Серия сообщений «***Восточные мотивы»: Часть 1 — Другой мир…другие нравы…совершенно другой менталитет..Часть 2 — Стамбул на акварелях графа Амадео Прециози…

Часть 18 — Отто Пилни (Otto Pilny), 866-1936. Швейцария — Восточная экзотика

Часть 19 — Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 1.Часть 20 — Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 2.

Часть 21 — Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 3.

Серия сообщений «***Жанровая живопись 2»: Часть 1 — ЖанровоВикторианское… Philip Richard Morris (British, 1833-1902) под влиянием прерафаэлитов.Часть 2 — Франсуа Буше (1703-1770)-первый живописец короля.Часть 1….

Часть 38 — Эжен Делакруа (1798-1863)-французский живописец и график.

Часть 39 — Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 1.Часть 40 — Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 2.

Часть 41 — Жан-Леон Жером (Jean-Lon Gerome), 1824-1904. Франция.Часть 3.

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/16884540.html

Фортуни Мариано

 Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона (Fortuny-y-Carló) — значительнейший из испанских живописцев XIX стол., род. в Реусе (в Каталонии) 11 июня 1839 г. Поступив очень юным в Барселонскую академию худ., он учился в ней под руководством Палау и, кроме того, посещал частную школу, которую содержал живописец Кл. Лоренсалез, ученик Овербека.

Знакомство с рисунками Гаварни направило Ф. на путь, соответствовавший его дарованию, и он стал усердно работать самостоятельно с натуры. В 1857 г. на конкурсе Барселонской акд. была присуждена ему премия, сопряженная с правом на поездку в Рим в качестве пенсионера правительства.

Устроившись в этом городе, он принялся копировать с Рафаэля, изучал нагую человеческую натуру, народные типы и костюмы, занимался пейзажными этюдами в римских окрестностях и написал картины «Св. Мариан» для одной из реусских церквей и «Проповедующий ап. Павел» и «Св. Георий, убивающий дракона». В 1860 г. барселонская провинциальная депутация поручила ему сопровождать ген.

Прима в его марокканском походе и изобразить на полотне колоссальной величины «Взятие испанцами лагеря Мулея-эль-Аббаса». Исполнение этой картины не пошло дальше наброска ее общей композиции и заготовления этюдов для отдельных ее частей, но пребывание в Марокко доставило Ф.

возможность изучить богатую красками природу этой страны и своеобразно-живописный быт ее обитателей и в сильной степени способствовало развитию врожденной колористической способности художника.

По возвращении своем в Рим он писал масляными красками и акварелью, при помощи собранных в Африке материалов, отдельные фигуры и жанровые восточные и римские сцены, а также начал упражняться в офортном гравировании.

К этому времени относятся его картины: «Праздники у кабилов и негров», «Кабилы молотильщики», «Барокки», «Сад виллы Боргезе», «Одалиска», «Il Contino», «Коллекционеры, посещающие музей древностей», «Мавританка» и нек. другие, являвшиеся по большей части на выставках в Барселоне и Мадриде. В 1865 г. Ф.

посетил испанскую столицу, копировал там в музее дель Прадо произведения Веласкеса, Риберы и Гойи, написал прелестную по гармонии красок «Фантазию» и «Укротителя змей», а затем отправился в Париж, где сблизился с Мейссонье, Жеромом, Рико, Замакоисом и вошел в сношение с картиноторговцем Гупилем, который, по достоинству оценив его талант, нашел выгодным для себя заказать ему целый ряд работ.

Вернувшись в 1866 г. в Рим, художник уселся за исполнение этого заказа и через три года выслал Гупилю несколько своих произведений, в том числе картины «Академики времен Людовика XV, осматривающие раздетую натурщицу» и «Свадьба в ризнице (викарии) мадридской церкви». Выставка этих картин составила крупное событие в парижском художественном мире и положила начало всесветной известности Ф.

как высокодаровитого, крайне оригинального мастера. Не только оконченные работы, но и беглые наброски его кисти, карандаша и пера стали покупаться нарасхват по баснословно высоким ценам. Приобретя таким образом громкую репутацию, он поддерживал ее своими последующими работами, каковы, напр.

, картины «Путешественники на привале», «Пьяный пищальник», «Сад», «Задний двор в Альгамбре», «Зала Абенсерагов», «Карнавальская сцена в XVIII стол.», «Аркадцы», «Академики св. Луки», «Ночные похороны», «Беседа в саду», «Сеанс фехтованья» и мн. друг. Сделав в 1870—72 гг. поездку на юг Италии, Ф. на возвратном пути оттуда в Рим ненадолго остановился в Лондоне.

В Риме он с прежним жаром принялся было за труд, но заболел и должен был отправиться для восстановления своего здоровья в окрестности Неаполя. В начале ноября 1874 года он перебрался назад в Рим, где нежданно и умер 21-го числа того же месяца. Ф.

был находчив и оригинален в композиции, смел и ловок в рисунке, наделен, как редко кто-либо другой, чувством красок, но виртуозность техники, постоянная забота поражать эффектностью цветистого, но гармоничного колорита и щегольство то тонкостью, то шириной исполнения преобладали у него над идеей, и его композиции в большинстве случаев бывали ничтожны по содержанию. Словом, талант Ф.

был чисто внешнего свойства: его картины ласкают зрение, но не говорят ничего ни уму, ни сердцу. Несмотря на то, он имел огромное влияние на испанских, итал. и франц. живописцев, не исчезнувшее и до сего времени. Теми же достоинствами и недостатками, как и картины Ф., отличаются его акварели, из которых наиболее замечательны «Марокканский продавец ковров» и «Кафе ласточек».

Большое мастерство выказал Ф. также в рисунках пером и офортах. Для последних образцами служили ему гравюры Рембрандта. Ср. Baron Ch. Davillier, «Fortuny, sa vie, son oeuvre, sa correspondance» (П., 1875); Jose Yriarte, «Fortuny, noticia biografica-critica» (Барселона, 1881) и А. Матушинский, «Мариано Ф.» («Вестн. изящн. искусств», т. I, 1883).

  • Фортуни-и-Карбо — Мариано 1838, Реус, Каталония — 1874, Рим. Испанский живописец, рисовальщик и гравер. Учился в Академии изящных искусств Сан Хорхе в Барселоне… Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  • АСУЭЛА Мариано — мексиканский прозаик. Родился 1 января 1873 в городке Лагос де Морено , в семье мелкого землевладельца. Окончил медицинский факультет университета Гвадалахары , но с юных лет проявлял интерес к литературе и политике…
  • Мариано — итальянский философ и публицист, проф. церковной истории в Неаподе. Написал: «Lassalle e il suo Eraclito» , «Il risorgimento italiano» , «La philosophie contemporaine en Italie» , «Il problema religioso in Italia» , «Strauss e Vera» , «La libert á di conscienza» , «L'… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Мариано Рафаэле — итальянский философ и публицист, проф. церковной истории в Неаподе. Написал: «Lassalle e il suo Eraclito» , «Il risorgimento italiano» , «La philosophie contemporaine en Italie» , «Il problema religioso in Italia» , «Strauss e Vera» , «La libertá di conscienza» , «L'… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Падилла Мариано — известный баритон, родом испанец, род в 1834 г. в семье адвоката, музыкальное образование получил в мадридской консерватории и у проф. Мобеллини, во Флоренции… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Паредес Мариано — мексиканский генерал… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Семмола Мариано — знаменитый итальянский клиницист. В 1865 г. назначен профессором фармакологии и терапии в Неаполь, в 1886 г. назначен сенатором. Ему принадлежат крупные труды в области экспериментальной терапии… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Фортуни — значительнейший из испанских живописцев XIX столетия… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Фортуни Мариано — значительнейший из испанских живописцев XIX стол., род. в Реусе 11 июня 1839 г. Поступив очень юным в Барселонскую академию худ., он учился в ней под руководством Палау и, кроме того, посещал частную школу,… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Асуэла Мариано — Асуэла Мариано , мексиканский писатель. В романах «Неудачники» и «Бурьян» критически изобразил общественную жизнь Мексики в период диктатуры Диаса… Большая Советская энциклопедия
  • Бальгос Мариано — Бальгос Мариано , деятель филиппинского рабочего движения. Рабочий-наборщик. В 1917 ‒ один из лидеров профсоюза печатников… Большая Советская энциклопедия
  • Мельгар Мариано — Мельгар Мариано , перуанский поэт. Окончил духовную семинарию. В 1814 примкнул к национально-освободительному движению, был захвачен в плен и расстрелян испанцами… Большая Советская энциклопедия
  • Морено Мариано — Морено Мариано , аргентинский политический и общественный деятель, историк, борец за независимость Южной Америки от Испании… Большая Советская энциклопедия
  • Фортуни —         -и-Карбо Мариано , испанский живописец и график. Учился в Академии изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне и в Риме Жил в Париже . посетил Марокко … Большая Советская энциклопедия
  • Фортуни Мариано — Фортуни, Фортуни-и-Карбо Мариано , испанский живописец и график. Учился в Академии изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне и в Риме Жил в Париже . посетил Марокко … Большая Советская энциклопедия
  • ФОРТУНИ (Fortuny) Мариано — испанский живописец и график. Виртуозные, изысканные картины из быта старой Испании , акварели, гравюры… Большой энциклопедический словарь
Читайте также:  Пантера, нападающая на всадника, делакруа

АДМИРАЛ МАРИАНО ЛУИС ДЕ УРКИХО
Маркиз дел-Кампо и граф Кабаррус отправили в Мадрид восторженные донесения об оптическом телеграфе Бетанкура— Бреге, описав в подробностях его простоту и быстродействие, а также возможность применения в гражданских и военных целях.

Боттичелли, Сандро (Алессандро Ди Мариано Филипепи)
Тем более поразительной может показаться картина Сандро Боттичелли (1447 — 1510) “Поклонение волхвов”, если к ней обратиться сразу после изучения строгой, монотонной фрески “блаженного” фра Беато. И, во-первых, сама

Мариано Фортуни-и-Мадрасо
(1871–1949)Можно ли назвать этого человека модельером? Пожалуй, нет, это было бы слишком узкое определение. Несмотря на то, что родился и жил он в Новейшее время, его скорее можно назвать человеком эпохи Возрождения, настолько обширны были его

АСУЭЛА, Мариано (Azuela, Mariano, 1873–1952),
мексиканский писатель
345 Революцию готовят мыслители, а совершают бандиты.
«Мухи» (1918), роман о мексиканской революции
? Tripp, p. 549
Ср. также высказывание французского мыслителя Антуана де Ривароля (1753–1801): «Даже если заговор составляется

АСУЭЛА Мариано
(Azuela, Mariano, 1873—1952), мексиканский писатель 103
Революцию готовят мыслители, а совершают бандиты.«Мухи» (1918), роман о мексиканской революции
Эта мысль имеет давнее происхождение. Французский публицист конца XVIII в. Антуан де Ривароль писал: «Даже если заговор

Предисловие
Мариано Хосе де Ларра
Эпоха, в которую жил и творил Мариано Хосе де Ларра (1809–1837), один из наиболее выдающихся представителей испанской литературы и общественной мысли XIX столетия, была полна «трагических эпизодов и героических усилий», являясь «одной из

Мариано Хосе де Ларра Самоубийство из-за любви
Мариа?но Хосе? де Ла?рра-и-Са?нчес де Ка?стро (1809–1837) — испанский поэт, прозаик, публицист.Самоубийства из-за любви в те времена были довольно частым явлением, и никого особенно не удивило, что знаменитый испанский писатель в 27

Источник: https://slovar.wikireading.ru/2278228

Художник Жан-Леон Жером

Автопортрет. 1886

Жан-Леон Жером (фр. Jean-Leon Gerome; 11 мая 1824, Везуль, департамент Верхней Соны — 10 января 1904, Париж) — французский художник, представитель академизма.Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.

Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.

Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).

За нею последовали: «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848) и «Греческий лупанар» (1851) — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий; 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).

Анакреон, Бахус и Амур. 1848

Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины; в то же время, в его картинах классической древности можно видеть не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров. Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо — тщательное, не сухое; колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением.

В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».Рынок невольников

  • Фрина перед ареопагом
  • На продажу. 1866
  • Смерть Цезаря. 1867
  • Полифем
  • Сократ в доме Аспазии. 1861

Последняя молитва христианских мучеников. 1883

Серый кардинал. 1873

Сотрудничество. Корнель и Мольер. 1873

  1. Людовик XIV и Мольер
  2. Прием сиамских послов в Фонтенбло. 1864
  3. Сладкий король. 1859
  4. Дуэль после карнавала. 1857

«Большие пальцы вниз». Смерть гладиатора. 1872

  • Данте
  • Диоген. 1860
  • Отдых в русском лагере. 1855
  • Безумный тюльпан. 1882
  • Вид Каира

Араб и его собаки. 1875Араб и его конь. 1872 Бонапарт и его армия в Египте. 1867Арабская девушка с кальяном. 1873Араб и его осел. 1898Верблюды на водопое. 1857Арабский караванАрабский диспутВ гробнице султана

Игра в шахматы в кофейне. 1870

Каирский торговец. 1869Cave Canem. Остерегайтесь собаки. 1881Выход из мечетиЗаключенный. 1861Головы мятежников у мечети Эль-Хасани в КаиреМуэдзин, взывающий с минарета. 1879Молитва в каирской мечети. 1870Молитва в Каире. 1865Рынок ковров в Каире. 1887 В бассейне гарема. 1846Ванна. Женщина, моющая ноги. 1899Купание. 1895Обнаженные женщины. 1889Утренняя ванна.

Купающаяся турчанка. 1874Вирсавия. 1889Гарем в беседке. 1870Уличные музыканты. 1870Муэдзин. 1866Женщина, зажигающая персидский кальян. 1898Танец Альме. 1863Уличные музыканты. 1857Дружеская беседа у камина. 1881Просители в доме начальника. 1857Уличные музыканты. 1859Судный день. 1861Арабы, пересекающие пустыню. 1870Обмолот зерна в Египте. 1859Уличная сцена в Каире.

1870

Моисей на горе Синай.

 

Век Августа, рождение Христа.

 

Вывод хищников с арены.

 

Голгофа.

 

Клеопатра и Цезарь.

 

Самопожертвование Марка Курция.

 

Святой Иероним.

 

Слава Цезарю! Идущие на смерть приветствуют тебя!

 

Собачья конура (военнопленный в Риме).

 

Визит Людовика XI к кардиналу Ла Балю в темницу.

 

Людовик XIV и Мольер.

 

Прием принца Конде Людовиком XIV в Версале в 1674 году.

 

Прием сиамских послов Наполеоном III и императрицей Евгенией в Фонтенбло.

 

Серый кардинал.

 

Танец дервишей.

 

Танец мечей.

 

Танцовщицы, играющие в шахматы в кафе.

 

Темнокожий бард.

 

Турецкая баня.

 

Укротитель змей.

 

Уличная сцена в Каире.

 

Фиванская равнина, Верхний Египет.

 

Судный день.

 

Стена плача.

 

Стена плача.

 

Продавец ковров.

 

Покидание мечети.

 

Молитва.

 

Молитва в мечети.

 

Молитва в пустыне.

 

Молодая египтянка.

 

Осмотр рабыни.

 

Царь Кандавл.

 

Пигмалион и Галатея.

 

Микеланджело.

 

Данте.

 

Дафнис и Хлоя.

 

Дуэль после маскарада.

 

Казнь маршала Нея.

 

Наполеон с генеральным штабом.

 

Развлечение в русском лагере.

 

Работа с мрамором.

 

Живопись, вдыхающая жизнь в скульптуру.

 

Живопись, вдыхающая жизнь в скульптуру.

 

Завершение сеанса.

 

Комедианты.

 

Пифферари — бродячие музыканты.

 

Пифферари — бродячие музыканты.

 

Пифферари — бродячие музыканты.

http://prerafaelit.narod.ru/gal2/photo7.htmЦитата сообщения галина_суханова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Жан-Леон Жером (1824- 1904)Это цитата сообщения галина_суханова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43529723787/prev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector