Ганс Гольбейн-младший — немецкий художник и гравер, работавший в стиле северного Возрождения, известен как один из величайших портретистов 16 века. Он создавал религиозные и сатирические полотна, пропагандировал принципы Реформации, внес большой вклад в развитие книжного дизайна.
Детство и юность
Ганс Гольбейн-младший родился в немецком городе Аугсбург предположительно в 1497-1498 годах.
Он был сыном художника-ремесленника Ганса Гольбейна-старшего, руководившего мастерской, и вместе с родным братом Амброзием пошел по стопам отца.
Около 1515 года юные подмастерья приехали в швейцарский Базель, который в те времена считался центром искусств и книгопечатания. Они стали учениками местного живописца Ганса Хербстера.
Ганс Гольбейн и его брат Амброзий
Поначалу Гольбейны работали в технике ксилографии и создавали металлографические оттиски для печати. Первой серьезной работой братьев стало оформление «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского по просьбе местного пастыря, богослова Освальда Микония. Индивидуальными ранними работами Ганса были портреты градоначальника Базеля и его супруги, написанные в реалистичной технике родителя.
В 1517 году старший и младший Гольбейны трудились над созданием фресок в доме торговца Якоба фон Хертенштейна в Люцерне, а также разрабатывали эскизы для витражей этого сооружения.
По мнению исследователей, в том же году начинающий мастер посетил Италию, где познакомился с творениями Андреа Мантеньи, которые нашли отражение в настенных росписях раннего этапа творчества германского художника.
Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»
В 1519 году Ганс Гольбейн вернулся в Базель и обзавелся собственной мастерской. Он выполнил ряд крупных работ по росписи фасадов Дома танца и здания Совета Ратуши, а также создал серию набросков для витражей в церковном и карикатурном стилях.
Кроме того, художник иллюстрировал книги знаменитого издателя Иоганна Фробена, создал несколько деревянных гравюр, а также оформил титульный лист Библии Мартина Лютера. К этому периоду принадлежат эскизы мастера, впоследствии использованные в гравюре «Пляска смерти».
Живопись
Биография Гольбейна-младшего как живописца началась с парных портретов чиновника Якоба Мейера и его супруги Доротеи, а также академика Бонифация Амербаха. С этого момента в изобразительной манере мастера начал вырабатываться индивидуальный стиль.
Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»
К ранним творениям немецкого мастера относилась картина «Мертвый Христос в гробу» (1520-1522), написанная темперой и маслом.
Она представляла собой гротескное изображение в полный рост растянутого и неестественно тонкого тела лежащего Иисуса.
Исследователи по сей день не могут определить, для чего создавалось это полотно: одни думают, что оно должно было стать алтарной пределлой, другие полагают, что это была часть святой гробницы спасителя.
Картина особенно примечательна размерами (30,5 см х 200 см) и тем, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения. Есть версия, что в качестве натуры для этой работы Гольбейн пользовался телом утопленника, выловленным из Рейна.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»
В 1523 году Ганс создал картину, изображавшую философа Эразма Роттердамского, требовавшего точного сходства со своей персоной. Гуманист послал копии портрета друзьям и поклонникам в разные страны и помог Гольбейну выйти на мировой уровень.
В 1524 году живописец посетил Францию в поиске работы при дворе Франциска I, а спустя 2 года отбыл в Англию по рекомендации автора «Похвалы глупости», адресованной писателю-гуманисту Томасу Мору. В Туманном Альбионе Ганс написал 2 портрета выдающегося мыслителя: одиночный и в окружении семьи.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»
Другими натурщиками художника были Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, математик и астроном Николас Кратцер, а также придворные английского короля, конный мастер сэр Генри Гилфорд и его супруга Леди Мэри, а также Анна Ловелл, вероятно позировавшая для картины «Дама с белкой и скворцом». Кроме портретов, Гольбейн создал батальное полотно, посвященное осаде Тируана, приуроченное к визиту французских посланников.
В Англии художник приобрел не только творческий опыт, но и деньги, необходимые для достойного существования, на которые купил 2 дома в Базеле.
Вернувшись в Швейцарию в середине 1528 года, живописец попал под прессинг реформаторского движения иконоборцев, которые, скорее всего, уничтожили часть его религиозных произведений.
Гольбейн был вынужден принять и разделить новые идеи христиан и возобновил работу над стенными росписями в зале Совета Ратуши.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»
В 1532 году Ганс снова уехал в Англию под покровительство главы реформации, королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн, новой супруги монарха.
Художник поселился неподалеку от торгового квартала и занялся изображением его обитателей в разных стилях. На портрете Георга Гиссе Гданьского Гольбейн нарисовал купца в окружении изящно расписанных символов его ремесла.
А изображение Дериха Берка Кельнского, напротив, было классически простым и реалистичным.
Ганс также запечатлел придворных, землевладельцев и гостей государства.
Самым известным творением живописца того периода стало полотно «Послы», где в полный рост он нарисовал Жана де Дентевиля, представителя французского двора, и Жоржа де Сельву, архиепископа Лавура.
Эта работа была наполнена символизмом и парадоксами, отсылала ценителей к темам религии, жизни и смерти, иллюзии и образования. С 1536 года Гольбейн стал официальным королевским живописцем английского монарха династии Тюдоров.
Картина Ганса Гольбейна «Послы»
В 1537 году создал свой знаменитый портрет Генриха VIII, стоявшего в позе героя с расставленными ногами, оригинал которого не сохранился.
О величии картины потомки могли судить по оттиску для настенной росписи дворца Уайтхолл и гравюрам, выполненным по макетам мастера.
Стиль живописи Гольбейна к этому моменту претерпел изменения, внимание акцентировалось на лице и одежде натурщика, а фон и реквизит оставались непрорисованными.
С 1534 по 1540 годы немецкий художник одного за другим потерял всех покровителей. В 1534-м казнили Томаса Мора, в 1536-м за измену королю обезглавили Анну Болейн, а в 1540-м не стало Томаса Кромвеля, обвиненного в ереси. Это нанесло ущерб придворной карьере живописца, который, несмотря ни на что, удержал высокую должность.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»
Кроме рутинных служебных обязанностей, Гольбейн начал заниматься частными заказами, обратившись к образам купцов сталеплавильного завода. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюрных произведений, в том числе портреты Генри и Чарльза Брэндона, отпрысков близкого друга Генриха VIII.
Есть вероятность, что в 1540 году Ганс посещал свои владения в Базеле, но это не отразилось ни в одной из его работ и по сей день подвергается сомнению.
Личная жизнь
Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.
Ганс Гольбейн и его семья
Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.
Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.
Смерть
Гольбейн скончался в Англии осенью 1543 года. В начале XVII века причиной смерти художника считали чуму. Исследователи осторожно отнеслись к этой гипотезе, предполагая, что он умер от инфекции.
Автопортрет Ганса Гольбейна
7 октября 1543 года художник составил завещание, которое засвидетельствовали соседи, но не заверил адвокат. Английский священник и переводчик Библии Джон Роджерс взял на себя заботы об имуществе Гольбейна, благодаря которым многие наброски и эскизы дожили до наших дней.
Известно, что живописца похоронили в Англии, но местонахождение его могилы неизвестно.
Картины
- 1520 – «Мертвый Христос во гробу»
- 1523 – «Эразм Роттердамский»
- 1524 – «Не прикасайся ко мне!»
- 1527 – «Томас Мор»
- 1526 – «Лаис Корифская»
- 1528 – «Астроном Никола Кратцер»
- 1528 – «Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной»
- 1532 – «Портрет купца Георга Гиссе»
- 1533 – «Послы»
- 1540 – «Генрих VIII, король Англии»
- 1540-1541 – «Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII»
Источник: https://24smi.org/celebrity/75189-gans-golbein.html
Ганс Гольбейн Младший."Послы" — выдающийся шедевр эпохи Возрождения
Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы — выдающийся шедевр эпохи Возрождения
ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.
Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.
Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи.
После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский.
Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.
Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон)
Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева).
Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра. Слева — 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).
Справа — Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533.
В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия. На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги).
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.
Что хотел сказать Гольбейн?
Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского — «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля.
Слева маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).
Итак, одна сторона картины — земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.
Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей.
Однако все это великолепие и надменность тщетны — по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.
Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси, Господи, души наши».
- Им написан известный портрет Генриха VIII и его четырех жен (из шести).
- Henry VIII (Генрих VIII). Hans Holbein (Ганс Гольбейн Младший)
Солнечные часы точно указывают время действия — 10.30 утра 11 апреля — день Страстной Пятницы в 1533 году.
Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей — при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, — но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот — смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии. Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества. Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII.
Генрих VIII был женат шесть раз.
Его жены, за каждой из которых стояла определенная политическая или религиозная группировка, заставляли порой вносить изменения в свои политические или религиозные взгляды.
Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего, ок. 1536-37 гг.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне в возрасте 46 лет.
Автопортрет. 1542. Галерея Уффици
Источник
Галина(Пчёлка Майя) просветленный
Источник: https://obiskusstve.com/1470245474274117686/gans-golbejn-mladshijposly-vydayuschijsya-shedevr-epohi-vozrozhdeniya/
Загадки картины «Послы» Ганса Гольбейна
Ганс Гольбейн-младший, немецкий католический художник и придворный художник короля Генриха VIII, рассказал миру об эпохе Тюдоров с помощью более 100 портретов. Работа «Послы» наполнена многими скрытыми значениями. Какова главная загадка «Послов»?Ганс Гольбейн-младший, несомненно, был одним из лучших художников-портретистов эпохи Возрождения Германии. Среди его придворных заказчиков были Томас Мор, Томас Кромвель, король Генрих и практически вся его семья. Кроме того, Гольбейн усилил свою портретную живопись многочисленными символами, аллюзиями и ироническими мотивами. Одной из величайших портретных картин, написанных Гольбейном во время его второго визита в Англию, были «Послы», двойной портрет в натуральную величину богатого помещика Жана де Дентевиля, посла короля Франции и его друга Жоржа де Сельва, епископа Лававра.
Написание «Послов» совпало с разрывом Генриха VIII с Римом. Причины разрыва две. Во-первых, он решил аннулировать свой брак с Екатериной Арагонской (это был династический брак, призванный укрепить союз с Испанией), а во-вторых, образование английской протестантской церкви. Помимо своих королевских заказов, Гольбейн также писал многочисленных дворян и женщин, священнослужителей, землевладельцев и других деятелей. Спустя сто лет фламандский виртуоз Антонис ван Дейк повторил пример Гольбейна и поселился в Англии в качестве придворного художника Карла I.
Главная мысль картины
Работа «Послы» наполнена скрытыми значениями и символическими чертами в лучших традициях Северного Ренессанса и поздней живописи Ванитас XVII века. Картина была заказана молодым послом Жаном де Дентевилем в ознаменование визита в Лондон его друга де Селве.
Двое мужчин находились в сложной и в конечном итоге неудачной дипломатической миссии, чтобы залечить разрыв между Генрихом VIII и Римской Церковью, отсюда и название картины «Послы». Таким образом, главная тема картины в том, что никакое материальное богатство, сила или образование не могут предотвратить смерть и неизбежное.
В этом случае «неизбежным» было решение Генриха VIII создать свою собственную Церковь.«Послы»- это не только портрет, но и натюрморт с множеством тщательно прорисованных предметов. Многие портреты ученых XVI века содержат объекты, которые отражают их профессии и интересы, но картина Гольбейна особенно впечатляет благодаря ее необычайному вниманию к деталям и скрытой информации.Однако наиболее знаковая картина художника не поддается прямому толкованию. Жан де Дентевиль и Жорж де Сельв, также известные как «Послы», были тщательно изучены многовековыми историками.Чтобы начать невыполнимую задачу расшифровки этого почти в натуральную величину произведения, нужно сначала попытаться понять опасно политический мир, в котором обитал Гольбейн, и его собственную сложную биографию.
Главные фигуры
Изображение двух героев написано технически блестяще и символично. Де Дентевиль, слева, одет в роскошную светскую одежду — тщательно вычерченная черная мантия с мехом рыси, поверх розовой шелковой накидки. На его шляпе изображен череп — его личный знак отличия.
Епископ и ученый-классик Жорж де Сельв одет в менее показную и скромную клерикальную одежду (вскоре он будет освящен епископом Лаварским, Франция), стоит на правой стороне картины. Примечательно, что он занимает меньше места.
Он провел большую часть своей карьеры, тщетно пытаясь остановить волну лютеранской реформы и воссоединить католическую церковь.
Некоторые эксперты также указывают на то, что светские корни де Дентевиля и духовные корни де Сельва символизируют дисфункциональный характер союза между Францией и Ватиканом, а также общий конфликт между церковью (папой) и государством (Генрих VIII).
Личности двух фигур контрастируют: де Дентевиль выглядит как человек действия, сжимая кинжал, в то время как де Сельв кладет руку на книгу, указывая на его созерцательный характер. И кинжал, и книга написаны на латыни с указанием возраста: 29 и 25 лет соответственно.
Хотя они кажутся жизненно важными и молодыми, эти надписи усиливают их смертность, как и брошь с черепом на кепке Дентевиля.
Кроме того, изображение лютни со сломанной нитью (нижняя полка) является популярным символом раздора, либо усиливающего идею конфликта между Англией и Римом, либо намекающего на континентальный раскол между протестантами и католиками.ОбстановкаОбстановка для портрета — это область сравнительно небольшой глубины, покрытая зелеными шторами, украшенными сложными узорами в геральдическом стиле. Пол покрыт мозаичной плиткой, основанной на дизайне «тротуара Cosmati» перед Высоким алтарем в Вестминстерском аббатстве, что указывает на первостепенную природу английской литургии.
Предметы и их символика
На двух полках, стоящих между двумя фигурами, выложены многочисленные объекты, с которыми послы и их эпоха связаны. Предметы включают в себя два глобуса (один небесный, один земной), квадрант, торкетум, многогранные солнечные часы, T-квадрат, книгу по немецкой математике и книгу лютеранских гимнов.
Хотя эти объекты демонстрируют умение Гольбейна изображать сложные трехмерные объекты, их точный реализм также имеет метафизическое значение. Текстурные изображения меха, шелка, дерева и металла привлекают внимание зрителя к материальному присутствию картины, выравнивая ее с реальностью.Предметы имеют глубокое символическое и аллегорическое значение.
Вполне возможно интерпретировать их расположение в качестве небесного и земного миров.1. Объекты на верхней полке — небесный шар, солнечные часы и различные другие инструменты, используемые в астрономии и для измерения времени — относятся к небесному царству (еще одно мнение — это уровень рая).2.
Земной шар, компас, лютня, футляр для флейт, книга арифметики, музыкальные инструменты и открытый сборник гимнов на нижней полке указывают на земные занятия.3. Самый нижний уровень на картине — череп как арибут смерти — по мнению многих искусствоведов представляет ад.Вертикально стоящие герои окружают эту структуру, связывая их с тремя царствами.
Великая иллюзия Гольбейна — главная загадка картиныИсторически сложилось, что каждый, кто жил во времена Ренессанса в Европе, остро осознавал смерть, которая была гораздо более заметным явлением, чем сегодня. Буйные эпидемии смертельных болезней, таких как чума, были обычным явлением (сам Гольбейн умер от чумы в Лондоне в 1543 году). Самым значительным смертельным признаком «Послов» является неразборчивый анаморфный череп, который тянется через нижний центр картины.
Анаморфоз — это изображение объекта таким образом, которое преднамеренно искажает его перспективу, требуя конкретной точки обзора, чтобы правильно его видеть. Пример анаморфного искусства датируется XV веком и включает набросок Леонардо да Винчи, известный сегодня как «Глаз Леонардо». Если посмотреть на «Послов» под острым углом, то белое и черное пятно, которое прорезает нижнюю часть картины, станет полностью осознанным. Этот анаморфный образ сразу станет узнаваем как человеческий череп — извечное напоминание о смерти и фундаментально преходящем характере человеческих ценностей.
Причины этой иллюзии на сегодняшний день точно не ясны, но есть ряд предположений.1. Гольбейн, возможно, первоначально разместил эту работу рядом с дверным проемом в своем замке, чтобы зритель, проходя мимо, столкнулся с ухмыляющимся лицом смерти.2. Тщетность бытия и смерти. Художник напоминает своим зрителям: «Помни, что умрешь». Это напоминание о неизбежной смертности человека и средство побуждать зрителей отвергать земные искушения. Но его искажение здесь предполагает другие символические чтения. Череп метафорически затеняет центр мира, поскольку он (буквально) покрывает средний круг рисунка на полу. Более того, перспективный эксперимент привлекает внимание к ограничениям человеческого зрения и заставляет зрителей подвергать сомнению свое место в мире.
Политический подтекст
Гольбейн писал «Послов» в особенно напряженный период, отмеченный соперничеством между королями Англии и Франции, римским императором и папой римским. Кроме того, французская церковь разделилась по вопросу Реформации.
Религиозно-политическая рознь нашла свое отражение в деталях картины:⦁ Распятие наполовину скрыто зеленой шторой в левом верхнем углу картины, символизирующей разделение церкви.⦁ Разбитая нить на лютне символизирует церковную дисгармонию во время Реформации.
⦁ Открытая музыкальная книга рядом с лютней была названа лютеранским гимном, а математическая книга открыта на странице разделов, которая начинается со слова «Дивидирт» («Пусть делится»).Символ надеждыНесмотря на явный признак смерти — череп и многие политические атрибуты разделения Церкви — художник дает зрителям надежду. В верхнем левом углу, частично скрытом изумрудно-зеленым фоном есть распятие — воскресение, Божье обещание вечной жизни верующим. (Искупление Христа также упоминается в цилиндрических солнечных часах, которые назначены на 11 апреля, дату Страстной пятницы в 1533 году.) Как утверждает ученая Кейт Бомфорд, портрет Гольбейна, служа «зеркалом смертности», обеспечивает вечную славу послам, а также спасение, заслуженного их добродетельной дружбой.
Материал взят: Тут
Обнаружили ошибку? Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Источник: https://shnyagi.net/247386-Zagadki-kartiny-Posly-Gansa-Golbejjna.html
«Послы» Ганса Гольбейна Младшего
Ганс Гольбейн «Послы» (1953)
Обратите внимание на левый верхний угол — это раз. На медальон левостоящего — это два. Посмотрите на большое серое пятно снизу посередине — это три. Что вы видите? А теперь переверните ноутбук правым боком к вам (или сами перевернитесь) и еще раз посмотрите на это пятно. Ага.
Итак, что нам хотел сказать художник?
Ганс Гольбейн Мл. «Автопортрет» (1542/1543)
Впервые я обратила внимание на эту картину в книге «Искусство иллюзии» издательства Prestel, в которой говорится, что один из мужчин скончался до того, как картина была закончена, посему и череп, и крест, и кулон. Совсем было бы просто, поэтому — ничего подобного. На момент написания картины оба были живы-здоровы — Мэри Ф. С. Херви* ещё в 1900 году об этом целую книгу написала.
Мужчина справа — французский посол при дворе Генриха VIII (1491–1547), слева — Бишоп Лаварский, в 1533 году наведывавшийся в Лондон.
Тогда в чём дело?
- Искусствоведы видят в изображении три уровня жизни: предметы на верхней полке изображают рай; на средней — земную жизнь; на нижней — смерть. По-моему, очень даже грамотное объяснение.
- Вторая версия, которую я нашла только в русской википедии (не знаю, из каких это источников): Гольбейн реализует образ двойного зрения: при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, – но при «особом» взгляде — смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.
- А есть еще и такая, более приземлённая версия: в связи с тем, что картину планировалось повесить у лестницы, Гольбейн решил на славу продемонстрировать своё мастерство. Учитывая, что у многих великих произведений были самые земные посылы создания, почему бы и нет. 🙂
Как бы там ни было, художник добился своего: без малого пятьсот лет мы с прежним интересом разгадываем загадки его творения.
Живьем, кстати, картину можно увидеть в 4-й комнате лондонской Национальной галереи (та, что на Трафальгарке). Постоять, поразмышлять, поразглядывать.
И не забыть обратить внимание на другой портрет кисти Гольбейна, висящий справа. Кристина Датская, не менее загадочная и прекрасная.
* Hervey, Mary (1900). Holbein’s Ambassadors: The Picture and the Men. London: George Bell and Sons.
Источник: http://ptiza.org/posts/858
Картина Ганса Гольбейна-младшего «Послы»: символизм деталей. Интересно знать
Ганс Гольбейн-младший (1497 — 1543) стал самым известным в семье немецких художников с этой фамилией. Он был одним из лучших портретистов своего времени.
Среди самых знаменитых его работ — портреты английского короля Генриха VIII, нескольких его жен и английской аристократии. Но этот художник знаменит еще и тем, что вкладывал тайный смысл в каждую деталь на своих полотнах.
Картина Ганса Гольбейна-младшего «Послы» не стала исключением.
Картина «Послы» была создана в 1553 году и представляет собой двойной портрет французских послов. Полотно имеет внушительные размеры — 207 на 209 сантиметров.
Эта картина очередной раз доказывает, что религиозная ситуация в стране, нравы и политическая жизнь непосредственно влияли на творчество всех знаменитых художников.
На картине изображены реальные исторические личности: слева — посол французского короля в Англии Жан де Дентельвиль, а справа — его друг Жорж де Сельв, епископ города Лавур, что во Франции.
Эта картина интересна не только своей композицией, но и скрытым символизмом деталей. Так, оба человека стоят, опираясь на этажерку с двумя ярусами. На этих ярусах расположены разнообразные предметы.
Верхний ярус накрыт восточным ковром, на нем располагаются такие предметы, как астрономический глобус, квадрант, гномон и другие астрономические приборы.
На нижнем ярусе расположен земной глобус, циркуль, карты, лютня, книги, в том числе сборник святых гимнов.
Каждый из этих предметов имеет особый символический смысл. Так, предметы верхнего яруса ассоциируются с небесным, а второго — с земным.
Глобусы, карты и измерительные предметы ассоциируются с научными и географическими открытиями, которые произошли в ту эпоху (например, открытие Америки и доказательство того, что Земля круглая).
Детали картины даже указывают точный возраст изображенных на ней людей. Сельв опирается рукой на книгу, на которой написано, что ему 25 лет, а на узоре кинжала посла написано, что ему 29 лет.
Лютня — популярный музыкальный инструмент того времени, а порванная струна на ней может символизировать церковный раскол и отделение от католической веры лютеран.
В подтверждение этой гипотезы под лютней располагается сборник с церковными гимнами на немецком языке в переводе Мартина Лютера.
Гольбейн специально выбрал только те гимны, которые не противоречили главным христианским заповедям, то есть не разделяли христиан на католиков и протестантов.
Все это символизирует религиозные взгляды епископа Жоржа де Сельва на ситуацию в Англии (он призывал реформировать церковь, но не отделяться от Ватикана). В подтверждение этому Гольбейн в верхнем правом углу картины изобразил распятие в черно-белых тонах, виднеющееся из-за зеленой бархатной занавески.
Но самым символичным изображением на картине является нечто, изображенное на полу между двумя мужчинами. Если рассматривать картину как небольшое изображение, это пятно очень трудно идентифицировать и оно, скорее, похоже на какой-то дефект.
Но если смотреть на картину в ее истинном размере, можно увидеть, что это человеческий череп. Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо.
Этот череп символизирует следующее: все, что изображено на картине, то есть власть, роскошь, должности, научный прогресс, религиозные распри — все это несущественно и бессмысленно, так как каждого в жизни ждет неизбежный конец.
Источник: https://anydaylife.com/fact/post/1059
Спрятанная смерть Ганса Гольбейна
Неизвестные послы
Как пример, рассмотрим двойной портрет двух молодых людей – французских послов. Кстати, если бы не кисть Гольбейна, о них никто никогда бы и не вспомнил, так что не будем сосредотачиваться на этих мало чем примечательных личностях, а начнем расшифровывать саму картину.
Итак, на столе, рядом с человеком, стоящим справа, лежат многогранные солнечные часы. Они (хотя это и не свойственно солнечным часам) своими тремя стрелками показывают дату создания картины – 11 апреля 1533 года.
Рука посла небрежно опирается на книгу, на корешке которой по латыни сделана надпись: «Ему 25 лет». Возраст второго посла, (стоящего слева), вписан в узор кинжала в его правой руке. Оттуда понятно, что ему – 29 лет.
Глобусы, карты и измерительные приборы – дань всплеску научных и географических открытий той эпохи. Ведь всего 41 год назад Колумб открыл новый Свет, а лишь за 12 лет до написания картины капитан Хуан Себастьян дель Кано, первым обогнул земной шар на корабле «Виктория», чем и доказал на практике, что Земля круглая.
На нижней полке бросается в глаза популярный тогда музыкальный инструмент – лютня. У нее порвана одна струна.
Исследователи считают, что порванная струна символизирует церковный раскол, связанный с реформами, проводимыми в то время Мартином Лютером.
Художник сам подтверждает эту догадку, поместив под лютней книгу со стихами латинских гимнов, переведенных на немецкий язык самим Мартином Лютером.
Загадочное пятно
Вы еще не догадались, что это? Это – череп. Да-да, человеческий череп, изображенный в манере, придуманной Леонардо да Винчи. Так называемый анаморфоз – оптический обман.
Разумеется, на репродукциях этот фокус не проделать, но если, разглядывая подлинник картины, отойти на пару метров вправо и встать почти вплотную к стене, на которой висит картина, то череп примет свою естественную форму. Его даже можно будет сфотографировать.
Череп – символ смерти. Этим аллегорическим, перечеркивающим добрую часть картины изображением художник говорил всем, кто мог его понять: научные открытия, прогресс, церковные свары, высокие должности, спесь, деньги, власть – все бессмысленно перед тем концом, который ждет каждого из нас.
Источник: http://www.chronoton.ru/bio/Hans-Holbein
Ганс Гольбейн Младший: фотографии картин, биография. Мастер позднего немецкого Возрождения
Творчество Ганса Гольбейна (ок. 1498-1543)
Автопортрет
Крупнейший мастер позднего немецкого Возрождения Ганс Гольбейн Младший приобрел мировую известность, в первую очередь, своими портретными работами.
Он оставил потомкам живописные и графические изображения великих гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора, а также запечатлел в портретах с потрясающей силой сходства и образного обобщения многих своих современников.
Гольбейн родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейяа Старшего. Семнадцати лет он, вместе с братом — тоже художником, — перебрался из Германии в швейцарский город-республику Базель. Здесь жили Эразм Роттердамский и другие гуманисты, процветала культура книгопечатания.
Но созданные в это время знаменитые рисунки Гольбейна на полях «Похвалы глупости» не предназначались для печати.
Тем не менее эти наброски, где художник то едко бичевал клерикалов, то добродушно посмеивался над слабостями друзей, были выполнены настолько в духе сатиры Эразма, что теперь сопровождают все издания бессмертного произведения.
К 1516 году относятся первые успехи Гольбейна в области живописи. Он выполняет портреты базельского бургомистра Якоба Майера и его жены. Вскоре художник побывал в Италии, а возвратившись, вступил в гильдию живописцев и стал получать самостоятельные заказы.
В 1519 году Гольбейн пишет портрет молодого гуманиста Бонифация Амербаха, в 1523 году — два портрета Эразма Роттердамского. Это были произведения, исполненные высокого совершенства, поразительной глубины проникновения в характер и верности передачи внешнего облика.
В дальнейшем даже религиозная тематика претворяется Гольбейном в образах, неприкрашенно правдивых. Таков его «Мертвый Христос», побудивший Достоевского вложить в уста князя Мышкина фразу: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»
Большим графическим циклом, выполненным Гольбейном в середине 20-х годов, были «Образы смерти» — миниатюрные гравюры на очень распространенную в средние века тему равенства всех перед смертью. В сюжетах этих гравюр, отличавшихся социальной заостренностью, находят отражение сочувственно воспринимаемые художником идеи реформации и крестьянской войны.
В 1526 году Гольбейн, снабженный рекомендательными письмами Эразма к английским гуманистам, отправляется в Лондон. Здесь его радушно встречают в семье Томаса Мора.
Художник пишет портрет этой гостеприимной семьи, к сожалению, не сохранившейся. Известен также рисунок с изображением Томаса Мора.
Из живописных работ Гольбейна, созданных в Англии, можно отметить парный портрет Томаса Годселва и его сына Джона.
Через три года Гольбейн возвращается в Базель, а в 1532 году снова приезжает в Англию. На этот раз он обосновывается здесь надолго и создает ряд значительнейших своих произведений.
Правда, общественная обстановка в Британском королевстве изменилась. Томас Мор попал в опалу и был казнен. Главными заказчиками Гольбейна ста- новятся немецкие купцы.
Он украшает росписями их резиденцию в Лондоне «Стальной двор» и делает много портретов (Георга Гизе, Дитриха Борна и других).
Большое полотно Гольбейна «Послы» представляет собой парный портрет французских дипломатов. Парадная пышность обстановки, торжественность поз, обилие аксессуаров нимало не повлияли здесь на острую выразительность образов. В том же духе выполнен портрет французского посланника Шарля де Со лье, сьера де Моретта.
В 1536 году король Англии Генрих VIII предлагает Гансу Гольбейну младшему стать придворным живописцем. Художник соглашается. Видимо уже в этом звании он создает портреты короля, королевы Джейн Сеймур, придворных, расписывает королевские резиденции.
Кстати сказать, Гольбейн и ранее, еще в Базеле, успешно занимался декоративной живописью (фасад Дома танцев, 20-е годы; росписи на Ратуше, 1529).
Вызывают восхищение мягкостью и лаконизмом манеры графические портреты Гольбейна, по большей части служившие подготовительным материалом для больших картин.
Гольбейн умер в Лондоне во время эпидемии чумы.
Ганс Гольбейн Младший галерея картин
Portrait of Boniface Amerbach 1519
Полезная информация: Тем, кто хочет купить фотоаппарат в Киеве, стоит обратить внимание на сайт фототехники Portamix (portamix.com.ua). Здесь есть раздел «Цифровые фотокамеры», в котором можно провести сравнение цен на различные фотоаппараты. Приводятся отзывы посетителей о моделях фотокамер, можно ознакомиться с подробными техническими характеристиками фототехники.
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1147-holbein.html
Куда смотрят "Послы" Ганса Гольбейна младшего — Рыба
Однажды в Третьяковской галерее я услышала разговор мамы с маленькой дочкой перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Мама объясняла девочке: «Это богатая дама, она одета в шубы и ездит в карете. А кругом нищие и она на них не смотрит». Чтобы ваш ребенок или друг никогда не услышал подобную интерпретацию мы начинаем рубрику «Попкорн искусства».
В преддверии зарождающейся весенней депрессии наша редакция решила обратиться за вдохновением к картине Ганса Гольбейна младшего «Послы» и объяснить её смысл. Итак, рассмотрим её со всех сторон.
В Лондонской Национальной галерее вокруг двухметровой в ширину и длину картины бродят люди. Они обходят ее со всех сторон и с замиранием сердца останавливаются рядом. Все это они делают, чтобы разгадать тайну, скрывающуюся в нижней части картины.
Немецкий художник Ганс Гольбейн младший учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна старшего, был придворным живописцем короля Генриха VIII и писал много портретов на заказ. Один из них – двойной портрет «Послы», изображающий двух друзей. Слева – французский посол Жан Дентельвиль, заказчик картины, справа – епископ города Лавура Жорж де Сельва.
При внимательном рассмотрении картина удивляет нас бесконечным числом деталей. Оба друга – чрезвычайно разносторонние личности, эдакие Ломоносовы XVI века. Предметы на этажерке говорят об их увлечениях: астрономией (астрономический глобус, гномон, квадрант), географией (карты, глобус, циркуль), музыкой (лютня, футляр для флейт).
Молодые люди (обоим нет ещё и 30) действительно занимались самыми разными вещами, а также много читали и путешествовали. Их образ жизни – идеал и для современного человека: любовь к своей работе, погруженность в интеллектуальную жизнь, вечное действие и стремление к развитию.
В этой картине выражена идея баланса и гармонии – сил духовных и физических, земных и небесных.
В целом картина статична. В первую очередь, устойчивость придают вертикальные и горизонтальные прямые, образованные фигурами молодых людей, этажеркой, линией кромки ковра, свисающей с этажерки, ковра на полу, драпировкой штор.
Но есть и диагонали, придающие картине динамику: руки епископа и посла, лютня и глобус, складка на одежде епископа, ну, и, конечно, резкая диагональ неясного происхождения в нижней части картины, выделяющаяся на фоне реалистического рисунка.
Ганс Гольбейн младший был первый в мире художник, использовавший технику анаморфоза – намеренного искажения формы, чтобы зашифровать в картине дополнительный смысл.
Если вы отойдете к правому краю картины и прижметесь к ней правой щекой (пока не заметили смотрители в галерее), то увидите идеальной формы череп.
Гениальное решение художника запечатлеть таким образом символ смерти приводит нас к замыслу картины: жизнь полна интереснейших вещей и занятий, которыми мы увлечены; мы не видим и не хотим замечать смерть, которая находится рядом.
Погруженные в наши земные дела, мы представляем смерть как нечто размытое и неясное. Она вечно и незримо присутствует где-то неподалёку, ее очертания туманны и сумрачны. Но в тот миг, когда она принимает идеальную форму, вся остальная жизнь тотчас же искажается и становится бессмысленной. Momento more.
В этой картине зашифрован призыв к действию и постоянному развитию. Жить с ясной целью, стоять твердо на ногах и быть в гармонии с земным и небесным. Неизбежное случится, но ведь до этого ты успеешь взять от жизни своё.
Один мой друг недавно открыл для меня новый способ ходить в галереи, который называется «навестить одну картину». Для этого нужно заранее решить, какую картину ты хочешь увидеть, прийти к ней, постоять 20 минут и сразу же уйти из музея. Способ проникнуться и навсегда запомнить впечатление, подаренное гениальным полотном.
«Послы» одна из тех картин, которую так важно увидеть вживую. Двери в Национальную галерею всегда открыты, причем вход бесплатный, поэтому смело берите билеты в Лондон и летите навестить эту прекрасную картину.
Источник: http://magazine-fish.ru/kuda-smotryat-poslyi-gansa-golbeyna-mladshego
Estetico — для увлеченных красотой
- Неизвестные ранее фотографий Дэвида Боуи со съемочной площадки.
- 30 Июля 2018
- 1655
- Тенденция грусти — это следствие субкультур, несущих скорбь в массы посредством тинейджеров
- 16 Июля 2018
- 1886
- Работы GORILLAZ не могут оставить безразличным слушателя, а в комплексе с анимацией погружают в целый виртуальный мир вымышленных персонажей.
- 13 Июня 2018
- 1028
Секта Бога Кузи – не зарегистрированное религиозное движение основанное на православных постулатах, существует с конца 90-ых годов.
25 Июля 2018
Но кто именно из безумцев, носящих эту фамилию предпочитает делать себе больно?. Вы удивитесь, но это Ширли Мэнсон, вокалистка группы Garbage.
13 Июля 2018
1212
Под Пекином планируется постройка целого города площадью 400 гектаров посвященного только искусству. Приблизительная стоимость такого проекта — 2,8 млрд долларов.
22 Июня 2018
1302
- Мистицизм вокруг полотен — распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
- 08 Июня 2018
- 7527
- Виртуальная реальность набирает обороты и вот она добралась до искусства.
- 20 Июля 2018
- 1149
- Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина — это по сути плагиат с других.
- 20 Июня 2018
- 1065
Источник: https://estetico.me/posts/view/iskusstvo-renessansa-kak-chitat-kartinu-%C2%ABposly%C2%BB-gansa-golbejna