После дождя. плес, левитан, 1889

После дождя. Плес, Левитан, 1889

Картина Левитана за 85 миллионов рублей выставлена на продажу на сайте Avito, и кроме фотографии самого полотна в раме с разных сторон, лот содержит фото страниц некоего журнала, копию заключения достаточно известного экспертно-оценочного агенства и еще одну фотографию с каким-то рукописным текстом, содержание которого на экране монитора не разобрать.

Текст под объявлением гласит: картина подлинная, с экспертизой и документами, а для убедительности в конце предложения автор поставил три восклицательных знака. Название работы — «После дождя. Плес». Об этой картине Исаака Левитана, написанной в 1889 году, есть отдельная статья в «Википедии».

После дождя. Плес, Левитан, 1889Источник фото: Википедия

Плес — город, где был написан пейзаж, изображающий берег Волги в пасмурный облачный день. В центре полотна изображены баржи и лодки, а на заднем плане — плывущий по Волге пароходик. В конце статьи указано, что эта картина была приобретена Павлом Третьяковым в 1890 году, а значит, она, скорее всего, до сих пор находится в коллекции Третьяковской галереи.

Проверить это нетрудно: на сайте Третьяковки есть данные обо всех экспонатах. Немало там и картин Исаака Левитана, и «После дождя. Плес» тоже есть в списке. То есть на Avito за более чем миллион долларов предлагают предмет искусства, официально хранящийся в Государственной художественной галерее.

Корреспонтент «360» решил попробовать сыграть роль заинтересованного коллекционера, дозвонился продавцу и договорился о встрече, чтобы посмотреть, какую же картину ему предложат за 85 миллионов рублей.

Поддержать эксперимент согласился искусствовед Кирилл Алексеев, старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Он профессионально занимается оценкой подлинности предметов искусства.

Кто знает, быть может и правда кто-то вынес оригинал пейзажа Левитана из галереи, заменив его подделкой?

«Думаю нет, потому что большой размер работ Левитана всем известен, — отвечает искусствовед Кирилл Алексеев. — В Государственной Третьяковской галерее есть достаточно полный резоне-каталог всех работ Левитана. В случае с этой картиной обязательно должны быть эксперты из Третьяковской галереи, потому что это титульная институция экспертная по русскому искусству».

Продавцами оказались двое мужчин, они представились Александром и Юрием и объяснили, что размер картины всего-лишь 20 на 30 сантиметров, но она подлинная, это так называемый «вариант». Грубо говоря, эскиз, который пишет художник перед тем как создать окончательную версию. Вот только доказательств этому немного, да и цена, оказывается, взята с потолка.

После дождя. Плес, Левитан, 1889Источник фото: телеканал «360»

По мнению эксперта-искусствоведа Кирилла Алексеева, даже если этот вариант картины и правда подлинный, то есть принадлежит перу Левитана, истинная стоимость — максимум несколько десятков тысяч долларов, но никак не миллион.

«Сумма за работу фантастическая, работа маленькая, документов у продавца нет. Те документы, которые есть, к сожалению, неликвидны.

Они не являются даже основанием, чтобы просить за картину больше 10 тысяч долларов», — уверен эксперт.

По мнению Кирилла Алексеева, таким дельцам вряд ли удастся убедить даже некомпетентного в искусстве богача отдать за их экспонат хоть четверть заявленной суммы, поэтому смысл их эпатажного объявления, скорее всего, лежит где-то на границе между глупостью и жадностью.

Источник: https://360tv.ru/news/obschestvo/posle-dozhdja-levitana-prodajut-v-internete-za-85-mln-rublej-ofitsialno-kartina-hranitsja-v-tretjakovke/

Сочинение по картине Левитана После дождя. Плес (Описание) 7, 8 класс

После дождя. Плес, Левитан, 1889

Известная картина Левитана, которая в дальнейшем вошла в число его лучших произведений была написана в 1889 году. «После дождя. Плес» передает пасмурное и хмурое настроение города Плёс, а именно района возле реки Волга. Большая част картины, посвящена изображению берега, который в не очень хорошем состоянии из-за погоды. Кругом слякоть и темные пятна грязи. Глядя на картину, складывается впечатление, что жизнь там остановилась, ведь автор не изобразил ни одного человека. Ну это и правильно, ведь кто захочет разгуливать по улицам в такую мерзкую погоду.

Видно, что только закончился дождь, смотря на картину прям ощущается влага. К тому же почти везде можно увидеть лужи и грязь. Все небо укутано облаками, но можно заметить, что некоторые лучи солнца пытаются прорваться сквозь облака.

Все же некоторым лучам удалось прорваться и подарить немного тепла поверхности воды, кустарникам, невзрачному берегу и домам. Центральную часть картины занимают баржи и лодки. В данном городе река является источником «хлеба», поэтому многий труд людей связан с Волгой.

Если присмотреться в линию горизонта на картине, то можно увидеть лес, а также темное небо, которое льет на него дождь.

За берегом виднеется город, судя по строениям, которые можно увидеть, это окраина. Если посмотреть в центр строений, то в гуще домов можно увидеть церковь.

  Церковь имеет купола в голубом цвете и это прибавляет некие черты торжества картине.

Возможно автор изобразил её, чтоб подчеркнуть духовность, церковь возвышается над городом, подчёркивая, что духовность для людей имеет большое значение.

Данная картина является ярким представителем жизни русских людей, а именно лирической жизни народа. Небольшой городишка, имеющий невзрачную архитектуру и берег Волги, все это символизирует жизнь русского народа.

Автор очень красиво изобразил природу в момент поле дождя. Видны капли воды на траве, слегка не беспокойная река и слабые лучи солнца, старающиеся прорваться сквозь облака. Маленькие лучи словно дарят надежду на скорое тепло.

Все это помогло автору правдиво написать настроение природы после дождя.

Картина имеет название двойное и это связано с тем, что автор хотел совместить природу и городок, в котором есть люди, хотя на картине их нет. В данной картине Левитан не изменил своему принципу, он снова уделил много времени воде и особенно небо, для автора это символ свободы.

Описание картины После дождя. Плес

Левитан является мастером пейзажа, он практически не пишет людей, но может создавать удивительные композиции, которые даже без самих людей выражают человеческую природу и всю суть человечества. Характерным примером тут является После дождя. Плес – картина, которая предоставляет зрителю возможность рассмотреть панораму волжского берега.

Великая русская река является довольно благодатной темой для рассмотрения. По сути, Волга объединяет всю центральную Россию, является для страны чем-то наподобие Нила для Египта или Ганги для индусов. При этом также Волга имеет и вполне практическое значение, все существование людей, которые живут на реке, определяется во многом именно этой рекой.

Левитан рассказывает нам историю простого русского города, а также через этот город рассказывает и историю всей России. Перед нами простой и довольно бедный берег, влажный от дождя.

Стоят баржи, которые являются работой для многих людей и здесь явно прослеживается намек на простой русский народ, который заселяет эти территории.

Небольшим контрастом тут выступает пароход на заднем фоне, который частично говорит о более высоком социальном классе, но может также и просто символизировать богатство и прогресс человечества.

Читайте также:  Описание картины «богатыри. (три богатыря)» васнецова, история картины

За этим всем простирается далекая водная гладь, которая уходит вперед вдоль просторов страны.

Интересной деталью являются три мачты, которые принадлежат стоящим у берега кораблям. Они как бы повторяют три маковки церкви, которые запечатлел художник на заднем фоне. Таким образом, художник в символической форме объединяет простую работу и работу духовную

Возможно русский человек поглощено работает, ему нужно много трудиться, однако, за всем эти стоит церковь, а точнее вера, которую он хранит в собственной душе. Левитан выражает эту мысль в форме церкви, которая располагается за всем, не особенно приметная, но композиционно связанная со всей остальной композицией.

Равно как многие другие работы этого автора После дождя. Плес навевает глубокие раздумья и позволяет размышлять о красоте этого мира, о России, которая вмещает в себя эту красоту и о вере, которая объединяет русских людей.

7, 8 класс

Описание настроения картины После дождя. Плес

После дождя. Плес, Левитан, 1889

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Айвазовского Среди волн
    Свою картину «Среди волн» Айвазовский писал уже в преклонном возрасте 80-ти лет. Наверное, к тому времени он уже достаточно глубоко изучил море во всех его проявлениях
  • Сочинение по картине Не взяли на рыбалку от 1 лица (от первого лица) Попович 5 класс
    А я так мечтал! Так мне хотелось пойти с отцом и братом на рыбалку… Давно уже хотел, но даже спросить не решался. Всегда представлял, как это здорово – взять удочку, как взрослый, выйти на речку
  • Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс
    Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег.
  • Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора
    Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный
  • Сочинение по картине Шишкина Среди долины ровныя
    Огромный дуб, который занимает практически четверть полотна, является главным героем картины. Огромное дерево Шишкин изображает на фоне просторной долины. Дуб под собой создал огромную тень, под которой можно укрыться человеку от любого ненастья.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/levitan/posle-dozhdya-ples-7-8-klass

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. После дождя. Плёс

После дождя. Плес, Левитан, 1889 После дождя. Плес, Левитан, 1889

В 1887 и 1888 Левитан вместе со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой совершил путешествие по Волге. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих русских художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина.

Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры).
Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца.

Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы.

Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер… Ну, не мог я разве дельно поработать под Москвою и не чувствовать себя одиноким, с глазу на глаз с громадным пространством, которое просто убить может. Сейчас еще дождь пойдет… Этого еще не хватало…».

Вскоре Левитан, так и не найдя понимания Волги, вернулся в Москву. Но впечатления от поездки не отпускали его. Зимой 1887-1888 годов были написаны «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», в которых Левитан, видимо, обобщая волжские впечатления, сумел сообщить своему искусству новое, философски-эпическое звучание.

Весной 1888 года Левитан снова отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. И не напрасно. На этот раз встреча с волжскими просторами оказалась намного более благоприятной.
Еще с парохода он разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти от одного изгиба реки до другого. Это был Плёс, чьи окрестности впоследствии запечатлел на своих полотнах живописец.
Месяцы, которые он провел в Плёсе в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества.

Левитан писал здесь березовые рощи, возвышавшуюся на лесистом крутом берегу часовню (Ветхий дворик, 1889), крепкие избы среди сияющих зеленями осенних полей (Осень. Слободка, 1889), окруженную лесом мельницу (Осень. Мельница, 1888), жемчужно струящиеся ручьи.

В Плёсе были написаны первые из известных натюрмортов Левитана — изображения любимых художником полевых и лесных цветов «Одуванчики», конец 1880-х; «Ночные фиалки и незабудки», 1889 и другие. Но более всего Левитан писал в Плёсе Волгу, представшую теперь на его картинах соразмерной и дружественной человеческой душе.

Вдохновенно, с удивительным многообразием цветовых гармоний и «мелодий», вечером и утром, в тихие и ветреные дни изображал он в своих этюдах и картинах ее плёсы, перекаты и заливы.

В картине «Вечер. Золотой Плёс» сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух проступает ощущение тихого счастья. Этот вид на церковь с часовней и дом с красной крышей, в котором Левитан с Кувшинниковой снимали этаж, запечатлен с Петропавловской горы. Мягкий, золотисто-розовый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень полого склона, голубовато-белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба – все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно. Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.
Картина «После дождя. Плёс» насыщена влагой не меньше, чем «Вечер. Золотой Плёс». Она поражает мастерской передачей атмосферы и силой выразительности. В ней наглядно представлено состояние природы после только что прошедшей бури. Еще блестит от дождя мокрая трава, а ветер гонит по поверхности Волги серебристую рябь, но в этой холодной атмосфере чувствуется слабая надежда на тепло, которую передают рваные облака и проглядывающие сквозь них косые лучи солнца.

«Повседневная жизнь Волги отображена в картине «После дождя. Плес». Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд мало приглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка.

Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками» (В.Лось).

В каком-то смысле, образ Волги, вообще, изображение плавно несущей свои воды широкой реки является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности. Хотя в подобных пейзажах редко появляются фигуры, они отнюдь не отчуждены от жизни людей. И дело не только в том, что в них часто присутствуют храмы, дома, лодки и другие приметы человеческой деятельности. Весь образный строй левитановской живописи «насквозь очеловечен».
Александр Пушкин.
1833.
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые

  • Тихо живут.
  • Предлагаем источник полезных советов от профи!
Читайте также:  Прометей прикованный, рубенс - описание картины

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/isaak-levitan-vecher-zolotoy-plyos-posle-dozhdya-plyos/

Описание картины "После дождя. Плес" Левитана: анализ, материалы для сочинения

После дождя. Плес, Левитан, 1889
«После дождя. Плес».
И. Левитан

Исаака Левитан — один из самых известных русских художников-пейзажистов. В этой статье представлено описание картины «После дождя. Плес» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.
Смотрите: Описание других картин Картина «После дождя. Плёс» была написана И. Левитаном в 1889 году. Картина размером 80 × 125 см выполнена маслом на холсте. Картина «После дождя. Плёс» находится в Государственной Третьяковской Галерее. На картине изображен берег Волги в пасмурный день. После дождя небо еще затянуто облаками, река неспокойна и покрыта рябью. В центре картины у берега мы видим деревянные баржи и небольшие рыбацкие лодки. Слева на заднем плане изображен пароход, плывущий по Волге. Справа на заднем плане виднеются дома и церковь с синими куполами. Значительную часть картины занимает небо, выполненное в серо-голубых тонах.

Описание картины «После дождя. Плес» из книги «Русское изобразительное искусство»:

«Решающее значение для окончательного формирования художника имели четыре поездки на Волгу, последовательно предпринятые им в 1887—1890 годах после завершения обучения. Интимно-лирическое изображение природы влечет за собой опасность субъективизма. «Пейзаж настроения» приобретает право на серьезное значение для искусства лишь при условии, если мастер сумеет через сугубо личные переживания выразить настроения, характерные для большинства людей и для народа в целом. Общение с величавым пейзажем реки, с которой так много было связано в национальных чувствах народа, помогло Левитану преодолеть эти опасности. Серия волжских картин— «Вечер на Волге» (1887—1888), «Вечер. Золотой Плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889), «Тихая обитель» (1890) — принесла автору избрание в члены Товарищества передвижников и всероссийскую известность.» (И. И. Пикулев, «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Описание картины «После дождя. Плес» из книги «Русский пейзаж»:
«Глубокий психологизм — очень важная черта творчества художника. Настроение, которое он создавал в своих пейзажах, многогранно. В гамме чувств и эмоций Левитана ощущается перекличка с лиризмом Серова и, возможно, предвещает многое из того, что развилось в пейзажном творчестве «Союза русских художников».

Собственно говоря, лирическая доминанта как содержательно-пластическая идея возникла у Левитана еще в конце 1880-х годов в картинах «Вечер на Волге» (1888) и «После дождя. Плес» (1889). Она развивалась и обрела психологическую остроту в картинах «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес» и т. д. Время наполняло ее разными значениями, меняло ее психологический тонус. 

Поэтому фазы творчества Левитана нельзя понимать как логическую смену одних образов другими. Эти образы постоянно пересекаются во времени, перемежаются, взаимообогащаются, взаимопроникают. И все же, хотя трудно очертить границы этапов, ясно, что время ставило на произведениях художника свою специфическую печать.» (В. Манин, статья о Левитане из книги «Русский пейзаж», 2004 г.)
Описание картины «После дождя. Плес» из книги Н. С. Шер «Исаак Левитан»:
«Все лето Левитан был в светлом, приподнятом настроении. Работал много, делал наброски, этюды — живописные записи будущих картин. И не успевал кончить одну картину, как тотчас же начинал другую. Вот картина «После дождя. Плёс». …Только что над маленьким волжским городком прошел дождь В воздухе еще чувствуется влажность. Расходятся тучи, начинает пробиваться солнце, и под первыми, несмелыми его лучами поблескивают крыши домов, чуть поникли омытые дождем прибрежные кусты, темнеют у берега баржи, рыбацкие лодки. Где-то очень далеко плывет пароход. Над рекой, над городом серебристо-серое небо с разорванными облаками. И невольно думается: какая даль! Как чудесно удалось Левитану преодолеть широту волжских просторов, как живописно, свободно написана картина!»

(Н. С. Шер, «Исаак Левитан»)

Это было описание картины «После дождя. Плес» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин русских художников

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/posle-dozhdja-ples-levitan-opisanie-sochinenie.html

Сочинение по картине После дождя. Плес Левитана (Описание 7, 8 класс)

Великая река Волга изображена на картине известного художника Левитана «После дождя. Плес». Это одно из лучших творений автора, созданная в 1889 году. Смотря на картину, создается впечатление грусти, умиротворенности, тишины, так как изображено хмурое утро, пасмурная погода на побережье небольшого городка Плес.

Берег реки, у которого стоят наспех причаленные судоходные баржи и одиноко брошенные лодки. После только что прошедшего дождя на берегу реки везде грязно, не уютно, сыро, безлюдно. Ощущение вымершей территории. Не видно ни одного человека.

В такую неприятную погоду все сидят дома, греясь у камина или печки, пьют горячий чай и занимаются домашними делами.

Художником использовались определенные тона красок, чтобы точно передать настроение утра на побережье реки, то настроение, которое появляется при такой неприятной погоде. Изображая лодки и баржи у берега. Художник дает понять, что именно труд на Волге с использованием барж и лодок является для жителей основным доходом в их жизни.

Облачность, изображенная автором на картине, заставляет думать, что достаточно тяжел труд жителей этого городка.

С большим трудом они зарабатывают себе на жизнь, также трудно, как пробиваются редкие лучи солнца сквозь плотную пелену хмурых облаков.

И когда удается лучам солнца коснуться земли, появляются блики на воде, на берегу, небольших кустарниках. И лишь вдалеке, сквозь темные тучи на дальний лесок льет сильный дождь.

Вдали берега расположилась окраина города. Ярко-голубые купола церквушки бросаются в глаза. Возможно, именно этот приход дает жителям городка верить в лучшие времена и надеяться на улучшение своей жизни.

Рассматривая эту картину, можно понять, как живет большая часть русского населения того времени. Но самое главное, что свои талантом видения и умением подмечать мелочи, художник смог точно передать настроение природы после дождя. А как известно, что у природы нет плохой погоды.

Сочинение 2 — описание

Бывая в маленьком городке, расположенном прямо на берегу Волги, Левитан написал эту картину. Городок назывался Плес, приехав туда во второй раз, вдохновленный величавыми и живописными пейзажами, он взялся за работу. Картина « После дождя. Плес» создана художником в 1889 году.

Изображение на холсте настолько реалистично, что порой кажется, что смотришь на фотографию. Все, до малейших мелочей уловил художник, даже звуки слышны, где то в подсознании. Глядя на картину, чувствуешь запах воды, негромкий плеск волн, басок гудка проходящего, где то там, парохода. В воздухе витает влажный запах побережья.

Читайте также:  Музей астрид линдгрен (юнибакен), швеция

Картина завораживает своей простотой и красотой одновременно. В изображение вложены мысли и думы художника, целая повесть, кусок жизни запечатлен в одном мгновении.

На переднем плане поросший невысоким кустарником берег величественной и полноводной реки Волги. Чуть дальше мы видим небольшие рыбацкие лодки, вытащенные на берег. За ними грузовые баржи – речные труженики, они выглядят устало.

Расположенный вдалеке городок придает картине живости, разно плановости. Дома, утопающие в зелени деревьев, церковь, ярким пятном выделяющаяся на фоне, начавшего светлеть после дождя, неба. Оно еще не очистилось от дождевых туч, но уже сквозь рваные полотнища облаков проступают голубые просветы чистого летнего неба.

Вдали линия горизонта сливается, соединяя небо и водную гладь. За домами виднеются верхушки растянувшегося вдоль берега леса. Он темнеет вдалеке сплошной полосой.

Дождь закончился буквально пару минут назад, об этом свидетельствуют ручейки, сбегающие с более высокой части берега к воде. Дерево на лодках и баржах мокрое и оттого такое темное.

По воде скользит небольшая рябь, она так реалистично, достоверно изображена Левитаном, что чувствуется этот влажный и прохладный ветерок создающий ее.

Он почти стих, не смотря на рябь, на поверхности воды уже четко видны темные отражения барж.

Начинающее пробиваться сквозь тучи солнце говорит о том, что этот пока еще безлюдный и пустынный берег скоро наполнится людьми, голосами, движением.

Картина Левитана «После дождя. Плес» очень проста по сюжету, но во всем видна гармония, чувствуется настроение, продолжение. Левитан не просто увековечил один миг из жизни, он показал саму жизнь с разных сторон с ее размеренным и неторопливым ритмом. Способность художника тонко чувствовать и подмечать все мелочи передается и нам, зрителям.

Другие темы:

← Владимирка↑ ЛевитанОзеро. Русь →

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/levitan/posle-dozhdya-ples

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. После дождя. Плёс. Описание картин. Шедевры русской живописи

В 1887 и 1888 Левитан вместе со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой совершил путешествие по Волге. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих русских художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина.

Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры).

Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы.

Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер… Ну, не мог я разве дельно поработать под Москвою и не чувствовать себя одиноким, с глазу на глаз с громадным пространством, которое просто убить может.

Сейчас еще дождь пойдет… Этого еще не хватало…».

Вскоре Левитан, так и не найдя понимания Волги, вернулся в Москву. Но впечатления от поездки не отпускали его. Зимой 1887-1888 годов были написаны «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», в которых Левитан, видимо, обобщая волжские впечатления, сумел сообщить своему искусству новое, философски-эпическое звучание.

Весной 1888 года Левитан снова отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. И не напрасно. На этот раз встреча с волжскими просторами оказалась намного более благоприятной.

Еще с парохода он разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти от одного изгиба реки до другого. Это был Плёс, чьи окрестности впоследствии запечатлел на своих полотнах живописец.

Месяцы, которые он провел в Плёсе в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества.

Левитан писал здесь березовые рощи, возвышавшуюся на лесистом крутом берегу часовню (Ветхий дворик, 1889), крепкие избы среди сияющих зеленями осенних полей (Осень. Слободка, 1889), окруженную лесом мельницу (Осень. Мельница, 1888), жемчужно струящиеся ручьи.

В Плёсе были написаны первые из известных натюрмортов Левитана — изображения любимых художником полевых и лесных цветов «Одуванчики», конец 1880-х; «Ночные фиалки и незабудки», 1889 и другие. Но более всего Левитан писал в Плёсе Волгу, представшую теперь на его картинах соразмерной и дружественной человеческой душе.

Вдохновенно, с удивительным многообразием цветовых гармоний и «мелодий», вечером и утром, в тихие и ветреные дни изображал он в своих этюдах и картинах ее плёсы, перекаты и заливы.

В картине «Вечер. Золотой Плёс» сквозь вибрирующий влажный вечерний воздух проступает ощущение тихого счастья. Этот вид на церковь с часовней и дом с красной крышей, в котором Левитан с Кувшинниковой снимали этаж, запечатлен с Петропавловской горы.

Мягкий, золотисто-розовый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень полого склона, голубовато-белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба – все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно.

Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.

Картина «После дождя. Плёс» насыщена влагой не меньше, чем «Вечер. Золотой Плёс». Она поражает мастерской передачей атмосферы и силой выразительности. В ней наглядно представлено состояние природы после только что прошедшей бури.

Еще блестит от дождя мокрая трава, а ветер гонит по поверхности Волги серебристую рябь, но в этой холодной атмосфере чувствуется слабая надежда на тепло, которую передают рваные облака и проглядывающие сквозь них косые лучи солнца.

«Повседневная жизнь Волги отображена в картине «После дождя. Плес». Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд мало приглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка.

Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками» (В.

Лось).

В каком-то смысле, образ Волги, вообще, изображение плавно несущей свои воды широкой реки является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности.

Хотя в подобных пейзажах редко появляются фигуры, они отнюдь не отчуждены от жизни людей. И дело не только в том, что в них часто присутствуют храмы, дома, лодки и другие приметы человеческой деятельности.

Весь образный строй левитановской живописи «насквозь очеловечен».

Александр Пушкин. 1833.
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.

Источник: http://www.tanais.info/art/levitan12more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector