Портрет жанны эбютерн, амадео модильяни, 1919

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Жанна Эбютерн «Портрет Амедео Модильяни», 1919

По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Несколько работ Модильяни вы можете увидеть в ГМИИ имени Пушкина.

12 июля исполнится 132 года со дня рождения французского художника, скульптора и графика Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни «Портрет Поля Александера», 1909

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Поля Александера», 1909

В истории французской живописи начала XX века есть огромное количество имен, без упоминания которых говорить о современном искусстве практически невозможно.

Так или иначе корни будут упираться в историю невероятных встреч в кафе «Ротонда», выставок в парижском «Салоне независимых», нищих художников с бульвара Монпарнас, путешествий между Францией и Италией и личных трагедий и разочарований, связанных с Первой мировой войной.

И одним из важнейших художников Парижской школы, чья жизнь оказалась на пересечении всех этих линий, безусловно, является Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни «Портрет Жозефа Леви», 1910

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Жозефа Леви», 1910

Модильяни родился в итальянском Ливорно и учился в флорентийской «Свободной школе обнаженной натуры», но главным городом для него, как и для всех его современников-интеллектуалов, поэтов и художников, стал Париж.

Сюда он приехал в 1906 году, не имея практически никаких средств к существованию. Он снял небольшую студию на Монмартре, где обитала вся творческая элита, и начал посещать занятия в Академии Коларосси, а также занимался копированием живописных произведений в Лувре и парижских церквях.

Он быстро вошел в художественные круги, познакомился с художником Пабло Пикассо, поэтом Максом Жакобом, немецким художником Людвигом Мейднером.

Мейднер писал о нем: «Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее, даже он был последним истинным представителем богемы».

Амедео Модильяни «Портрет Анны Ахматовой», 1911

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Анны Ахматовой», 1911

Одним из главных мест Монпарнаса было кафе «Ротонда», в любой день там можно было встретить не только Модильяни, но и Пикассо, Дерена, Мориса Вламинка и т.д. Причем популярно оно было не только среди французской богемы, но и среди русских авангардных художников, поэтов и революционеров. Однажды в кафе зашла высокая, очень тонкая, горбоносая дама.

«Она была то ли поразительно красива, то ли дурна собой – этого так просто не разобрать,» – впоследствии вспоминал Модильяни. Она была «Царственна!» – подобрал верное слово Модильяни, вспоминая свою первую встречу с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в свадебное путешествие с Николаем Гумилевем, но это не могло остановить тех чувств, которые возникли между нейи Модильяни.

Художник оставил 14 графических портретов Анны Андреевны.

Амедео Модильяни «Портрет Диего Риверы», 1914

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Диего Риверы», 1914

В 1911 году в Париж приехал мексиканский политический деятель Диего Ривера. Он познакомился с художественной богемой и подружился с Модильяни. Их вместе часто видели в кафе: они выпивали и иногда дебоширили, бросали неприличные фразы вслед прохожим.

В 1914 году с началом Первой мировой войны Модильяни собирался отправиться на военную службу, но вопреки желанию художника его не взяли из-за слабого здоровья, поэтому он оставался в Париже, где работал над портретами своих друзей поэтов и художников.

Так появился портрет Диего Риверы.

Амедео Модильяни «Портрет Поля Гийома», 1915

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Поля Гийома», 1915

Поль Гийом стал одним из первых арт-дилеров, который оказывал финансовую поддержку художникам Парижской школы и покупал их картины, а также привозил во Францию африканское искусство, оказавшее колоссальное влияние на кубистов и экспрессионистов, в частности на Модильяни. Вместе с Гийомом Аполлинером они часто приходили в кафе «Сирано», где собирались художники, и знакомились с их творчеством. Именно Гийом организовал первую в Париже выставку русских художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

Амедео Модильяни «Портрет Хаима Сутина», 1917

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Хаима Сутина», 1917

Художник Хаим Сутин перебрался в Париж, окончив Школу изящных искусств в Вильнюсе, в 1913 году. Первые годы парижской жизни он работал в «Улье», общежитии для бедных художников, где и познакомился с Амедео Модильяни. Общежитие располагалось в бывшем здании винных погребов, выкупленном Альфредом Буше. Здесь жили Фернан Леже, Марк Шагал, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб и многие другие.

Амедео Модильяни «Портрет Жана Кокто», 1917

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Жана Кокто», 1917

Жан Кокто стал еще одним олицетворением эпохи. Поэт, художественный критик, драматург, завсегдатай «Ротонды» и друг художников, Кокто всегда был элегантно и со вкусом одет. Именно таким изображает его на портрете Модильяни.

Вообще Модильяни сумел как никто другой создать коллективный портрет своей эпохи, изобразив главных представителей парижской богемы начала XX века.

Среди его моделей были не только поэты и художники, но и галеристы, художественные критики, коллекционеры, меценаты, актрисы и модели.

Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой», 1917

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой», 1917

Одной из главных тем творчества художника была обнаженная натура. Начиная с обучения во Флоренции в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры», Модильяни никогда не прекращал писать обнаженных женщин.

Женская красота была для него чем-то вроде камня преткновения и неисчерпаемого источника вдохновения. Он писал: «Меня интересует человеческое существо. Ее лицо – величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь».

Коллекция женских обнаженных образов по праву считается жемчужиной его наследия.

Амедео Модильяни «Портрет Лунии Чеховской», 1919

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амедео Модильяни «Портрет Лунии Чеховской», 1919

Про жизнь в 2004 году Модильяни был снят художественный фильм.

Главную роль в нем исполнил актер Энди Гарсиа, который прекрасно вжился в образ французского художника еврейского происхождения, жишего в полной нищете, пытавшегося свести концы с концами и вызывавшего на художественное состязание Пабло Пикассо.

Нужно сказать, что картина получилась очень достоверной, даже несмотря на подчеркнуто утрированную драматическую развязку. Хотя, возможно, именно так все и было. В картине появляются все главные художники и завсегдатаи кафе «Ротонда» – от Мориса Утрилло до Диего Риверы.

Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн», 1919

Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн», 1919

Главной линией фильма становится не столько соперничество двух художников – Пикассо и Модильяни, а история любви художника и юной Жанны Эбютерн.

При этом создатели картины поэтизируют тот факт, что в большинстве случаев Модильяни писал портреты оставляя глаза модели непрописанными, пустыми.

К любому разговору о Модильяни эпиграфом можно сделать сказанную им самим фразу: «Когда я познаю твою душу, я нарисую твои глаза…»

Источник: https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/04072016/109395

«Проклятие» Амадео Модильяни

Память об итальянском художнике Амадео Модильяни запечатлелась в его странном прозвище Моди (от фр. maudit — «проклятый»), одновременно уменьшительно-ласкательном и пророческом. Всего того, что Модильяни удостоился после своей трагической кончины, ему так не хватало при жизни: успеха, славы, одобрения критиков.

В день его рождения 12 июля попробуем рассказать историю художника, держа, однако, в уме, что последнюю страницу его биографии закрыла трагическая и ранняя смерть.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амадео Модильяни родился в итальянском городе Ливорно в 1884 году. На доме, некогда принадлежавшем семейству Модильяни, сегодня висит мемориальная доска.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Важную роль в жизни Амадео сыграла его мать Евгения Гарсен.

Она вспоминает, что сын впервые озвучил свое желание стать художником в возрасте 14 лет, находясь на грани жизни и смерти, в опасном приступе тифозной лихорадки: «И вдруг — подсознательное желание, выраженное в бреду. Никогда до этого момента он не говорил о том, что, возможно, представлялось ему несбыточной мечтой». (На фото — мать художника Евгения Гарсен.)

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Тяжелая болезнь явилась толчком к пробуждению замечательного художественного дара. Евгения обещала сыну пригласить учителя рисования, как только он поправится. И странное дело, больной очень быстро начал выздоравливать.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

«Он не занимается ничем, кроме живописи, с необыкновенным пылом, который меня удивляет и восхищает… Его учитель очень им доволен», — пишет Евгения через несколько месяцев после того, как Амадео начал брать уроки живописи.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

В возрасте 17 лет Амадео Модильяни записывается в «Вольную академию рисования обнаженной натуры» во Флоренции. Для благонамеренных обывателей той эпохи академия казалась прибежищем лени и безделья, но будущего художника мало заботило чужое мнение. (На фото — вид на кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.)

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Еще через год Моди отправляется в Венецию, где продолжает свое обучение живописи. Здесь он знакомится с чилийским художником Мануэлем Ортисом де Сарате, который до последнего дня оставался в числе преданных друзей Амадео. (На фото — карандашный портрет Мануэля Ортиса де Сарате, выполненный Амадео Модильяни.)

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Перед тем как приехать в Венецию, Мануэль долгое время жил в Париже. Именно он рассказал Амадео о соблазнах французской столицы, о необыкновенной свободе тамошнего общества, атмосфере Монмартра, новых художественных течениях, изящной грации улиц, уюте кафе и иллюзорной легкости парижского бытия.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Амадео Модильяни выехал в Париж прохладным январским днем 1906 года. Это путешествие было для него мучительным и противоречивым: с одной стороны — сладостный миг исполнения желания, а с другой — ощущение надлома и расставания с прошлым.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=736732

Итальянский художник Амедео Модильяни (1884 — 1920). ПОРТРЕТ ЖАННЫ ЭБЮТЕРН

Итальянский художник Амедео Модильяни (1884 — 1920). ПОРТРЕТ ЖАННЫ ЭБЮТЕРН

В том, что имя Амедео Модильяни окружено легендами, нет ничего удивительного. Своей судьбой, своим темпераментом, обаянием своей личности он как будто уже был создан для этого.

У него было сердце врожденного художника, поэтому жизнь А. Модильяни, его судьба и живопись были проникнуты единым смыслом.

Он жил собой, своим временем и своим искусством, ничего не делал напоказ и потому при жизни почти не знал успеха.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Время создания лучших работ Амедео Модильяни — вторая половина 1910-х годов, когда Европа переживала такие перевороты и потрясения, какие ей до того еще не приходилось переживать.

Весь мир трясла Первая мировая война, смерть стала обыденным явлением, а трагедия почти обязательностью.

Искусство металось во множестве неразрешимых проблем, его тоже трясло и бросало в разные стороны с той силой и энергией, какую мог иметь только новый XX век.

Амедео Модильяни начал писать в самом начале 20-го столетия, в период самых смелых дерзаний в искусстве. Но он не примкнул к «диким» и не стал кубистом, хотя дружил с поэтом Г.

Аполлинером и долгие часы проводил в знаменитом кафе «Ротонда» рядом с П. Пикассо и А. Леже. Не стал он и футуристом, а, испытав влияние П.

Сезанна, сделал из художественных опытов великого француза свои собственные выводы.

Рожденный в итальянском городе Ливорно, Амедео Модильяни попал в Париж уже в 22-летнем возрасте и всегда сохранял верность своей любимой Тоскане. Верность эта заключалась не в том, что он часто вспоминал свой родной город, а в том, что в его творчестве и в нем самом всегда жила мечта об Италии, о Возрождении, о С. Боттичелли, о флорентийских мастерах конца XV века.

Читайте также:  Египетский музей в берлине, германия

Но мечты о возвышенной гармонии оставались для А. Модильяни только мечтами, ибо потрясения века не могли не затронуть эти мечты.

Художник был слишком архаичен для тех, кто во что бы то ни стало стремился открывать все новое, и слишком непонятен для обывателей.

В этом заключалась одна из причин непризнания Амедео Модильяни, но в этом же состояла и причина той прочной устойчивости его славы, которую она приобрела после смерти художника.

Он не писал пейзажи и натюрморты, самые модные в то время жанры были для него исключены.

Он писал портреты, и женщины на его полотнах чаще всего погружены в тихое инобытие, отделенные от реальной жизни своей поэтической грустью. В портретах А.

Модильяни всегда присутствует сам художник со своей поэтической душой, мягкой жалостью к людям и неуверенностью в завтрашнем дне. Но, кроме художника, в этих полотнах живут характеры самих моделей.

Можно даже сказать, что в XX веке редко кому удавалось изобразить характер портретного образа, как Амедео Модильяни. Он сажал свои модели на стул или в кресло, складывал их руки на коленях или на бедра, иногда позволял смотреть на художника, как в объектив фотоаппарата, и погружал их в медленное движение чувств.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Madame Georges van Muyden — 1917 — Museu de Arte Assis Chateaubriand — Painting oil on canvas Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Readhead Wearing a Pendant — 1918 — PC — Painting — oil on canvas

Как художник, А. Модильяни не хотел знать ничего, кроме человека. Больше его не занимало ничто: ни деревья, ни бульвары, ни море, ни солнце, ни синие туманные дали. Зато он рисовал многочисленных посетителей кафе, делая до сотни рисунков в день, покрывал свои холсты изображениями знакомых, писал простолюдинов, натурщиц, детей, людей искусства или близких искусству.

В жанре портрета А. Модильяни развил свою неподражаемую творческую манеру, свой живописный канон. Эту свою художественную манеру, после того как нашел ее, он не менял. Художник только усугублял, варьировал и углублял ее, пока не превратил в индивидуальный канон и не осознал как «путь», как художественную идею. Идею портрета А. Модильяни нашел, когда написал женщину с длинной шеей.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Lunia Czechowska — 1917-18 — PC — Painting oil on canvas Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Portrait of Anna Zborowska — 1919 — PC — Painting — oil on canvas

Его картины содержат гораздо больше, чем это открывается суетному взгляду.

При беглом рассматривании отмечаешь всего лишь характерное лицо, зачастую напоминающее плоскую маску: миндалевидные глаза, нос лопаточкой или с легким изгибом, небольшой рот с поджатыми губами (причем все это на суженной до предела голове), шея — или удлиненная, или вовсе отсутствует… Наконец, звонкие, яркие, хотя и несложные краски, положенные со сдержанностью, совершенно не свойственной большинству других художников.

Но при более пристальном взгляде в портретных полотнах Амедео Модильяни проявляется и многое другое. Все его модели наделены индивидуальностью, причем делается это чрезвычайно скупыми, но точными художественными средствами: легким наклоном головы модели, изменением положения рук, линии носа, очертания рта — иронического, угрюмого или чувственного.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Woman of Algiers (also known as Almaisa) — 1917 — Museum Ludwig — Cologne — Painting — oil on canvas Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Woman with a Black Tie — 1917 — Fujikawa Galleries — Painting — oil on canvas

Упрек, что все портреты Амедео Модильяни на «одно» лицо, теряет смысл, когда смотришь на портрет Жанны Эбютери. В своей монографии о творчестве художника В. Виленкин сообщает, что Жанна и Амедео встретились и познакомились в июле 1917 года на карнавале.

В это трудно поверить, уж очень не вяжется с карнавалом облик тогдашнего Амедео Модильяни.

По другой версии художник впервые увидел Жанну Эбютерн в Академии Коларосси и сразу же обратил внимание на маленькую шатенку с тяжелыми косами, отливавшими темным золотом, и прозрачно-бледным лицом.

Вскоре Жанна Эбютерн стала его женой и разделила с художником все трудности и невзгоды его неустроенной жизни.

На их долю выпали томительные годы нищеты и всевозможных мытарств, гораздо больших, чем для живущих рядом с ними обывателей.

К житейским невзгодам прибавлялись еще муки творчества Амедео Модильяни, но Жанна Эбютерн вся была в нем, безропотно, как должное, принимала все, что было для него привычным.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Jeanne Hebuterne (also known as In Front of a Door) — 1919 — Private collection — Painting — oil on canvas

Портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей — одна из последних работ А. Модильяни, возможно, самая последняя. У Жанны заметны признаки будущего материнства, она во время написания портрета, действительно, ждала второго ребенка. Этот портрет считается одним из лучших произведений А. Модильяни. Он содержит в себе то, что называется «чисто тосканской элегантностью».

Страдающая, но терпеливо несущая свой крест женщина изображена с теплотой и сочувствием к ее по-детски наивному уходу «в себя», к ее попытке отгородиться от враждебного внешнего мира.

Одухотворенность образа Жанны Эбютерн достигает в этом портрете небывалых высот. В последних работах А.

Модильяни вообще «мало что изменилось с точки зрения формы или техники: мы видим лишь более глубокое проникновение в саму сущность человеческих переживаний, и это придает картине особую целостность».

Если на портрете Жанна Эбютерн кажется хрупкой, беззащитной и обреченной, то такой она была при любых обстоятельствах. Когда А. Модильяни умер в больнице, она подошла к телу своего Амедео одна и долго смотрела на него.

Вернувшись домой, она не плакала, но все время молчала. А на рассвете, в четыре часа утра, Жанна Эбютерн выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть.

Вместе с ребенком, которому суждено было погибнуть, не родившись…

«Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

kolybanov.livejournal.com

Источник: https://govza.ru/2017/12/20/italyanskij-xudozhnik-amedeo-modilyani-1884-1920-portret-zhanny-ebyutern/

История любви Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн

Мир признал его гениальность после его смерти. Его возлюбленная знала это всегда. Муза Модильяни , его ангел-хранитель, самая преданная поклонница и не венчанная жена, Жанна не могла жить без него. На следующий день после его кончины она подошла к окну шестого этажа и шагнула за любимым в вечность.

Их познакомил Париж и искусство . Они встретились в апреле 1917 года в художественной академии Коларосси.

Жанна – 19-летняя студентка, делающая свои первые наброски. Амедео , или, как называли его в богемной среде, Моди (фр. — проклятый), — 32-летний бедный художник, воспользовавшийся возможностью за 50 сантимов получить место с мольбертом и писать обнаженную натуру. Модильяни к тому времени уже 10 лет как жил в Париже.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

За эти годы страстный и увлеченный искусством красавец тосканец растерял свой лоск, а изящные костюмы и рубашки с накрахмаленными воротничками сменил на мятый вельветовый пиджак и длинный шарф. Умный, обаятельный, прекрасно образованный, он жил за гранью нищеты.

В его маленькой мастерской неподалеку от Люксембургского сада всего-то и было вещей что мольберт, узкая кровать, пара стульев да большой чемодан, на котором частенько ночевали гости – такие же полуголодные увлеченные искусством фантазеры. Но самыми постоянными друзьями художника были алкоголь и гашиш.

А еще он был смертельно болен. Туберкулез.

  • Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919
  • Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919
  • Амедео Модильяни  и Жанна Эбютерн

Жанна была полная его противоположность. Миниатюрная, нежная, кроткая, строгое католическое воспитание, ни капли вина – неудивительно, что ее родители не желали дочери такого неприкаянного мужа-бессребреника. Однако удержать Жанну уже не могло ничего. В своего Амедео она влюбилась без памяти и с первого взгляда.

О донжуанстве Модильяни говорил весь Париж. Красивый, романтичный, с ореолом трагичности – у него были романы с самыми яркими и экстравагантными дамами из парижской богемы. Моди был своеобразной достопримечательностью Монмартра. В кафе и ресторанчиках его часто кормили бесплатно – за наброски на салфетках. Картины продавались плохо.

Впрочем, гордый итальянец даже с пустым кошельком не соглашался писать портреты за деньги. Никто не может диктовать ему что и как рисовать. За мольбертом Модильяни проводил все свое время – когда не пил и не кутил с друзьями в кафе. В приступах яростной самокритики он уничтожал одну картину за другой. Он не жил – сгорал.

Но появилась Жанна и вдохнула жизнь в него и в его творчество.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Портреты Жанны Эбютерн. Амедео Модильяни

Их любовь была пропитана запахом масляных красок, алкоголя, гашиша и сырости нетопленой мастерской. Около 30 портретов возлюбленной написал художник за те три года, которые были отведены им судьбой. Сейчас они продаются за миллионы долларов. Только недавно были обнаружено несколько картин, написанные самой Жанной – оказалось, она была хорошим художником и обладала своим, уникальным стилем.

Но главным в ее жизни было не искусство. А он – Амедео. Каждый вечер она находила его в одном из парижских кафе и смиренно доставляла на трамвае домой.

Мало что изменилось, когда у них родился ребенок, девочка, тоже Жанна. Они не были хорошими родителями. Она думала только о своем гении, а гений думал об искусстве. После их смерти ребенка удочерит сестра Амедео.

Жанна Модильяни станет одним из лучших биографов художника.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919 Портрет Амедео Модильяни.                                     Автопортрет. Жанна Эбютерн Жанна Эбютерн

В конце января 1920 года друзья застали художника, лежавшим на кровати в холодной мастерской почти без сознания. У него была последняя стадия туберкулеза. Беременная Жанна сидела рядом, бессмысленно глядя в одну точку. 24 января он умер в больнице для бедных. На следующий день она выбросилась из окна родительского дома. Музе не было места в этом мире без ее гения.

Спустя несколько лет после смерти художника родители Жанны Эбютерн согласились перезахоронить ее рядом с возлюбленным. На кладбище Пер-Лашез две могилы рядом: «Амедео Модильяни, художник, умерший на пороге славы» и «Жанна Эбютерн, его преданная спутница, не пожелавшая пережить разлуку с ним».

ИСТОЧНИК

Источник: https://otnosheniya.temaretik.com/857058339302672543/istoriya-lyubvi-amedeo-modilyani-i-zhanny-ebyutern/

Жанна Эбютерн и Амедео Модильяни: о неземной любви

«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной», — писала известная поэтесса Анна Ахматова об Амедео Модильяни, необычном художнике из Парижа, ошеломительная слава к которому пришла об руку со смертью.

Ахматова познакомилась с Модильяни в Париже, когда ей было 20 лет, а ему — 26. Модильяни до всемирного признания ждал долгий и тяжелый путь.

Художник разглядел в Ахматовой колдунью, способную предчувствовать события и читать чужие мысли, а она увидела в нем проклятого, отверженного и невероятно прекрасного гения, чья судьба никогда не будет обычной.

Отношения художника и поэтессы наложили большой отпечаток на жизни и творчество друг друга, но этой истории было суждено закончиться практически не начавшись.

Амедео Модильяни родился 12 июля 1884 года в Ливорно (Италия). Мать Модильяни была высокообразованной женщиной, которая зарабатывала на жизнь преподаванием французского языка и переводами.

Читайте также:  Михаил васильевич нестеров, картины и биография

Романтическая натура матери повлияла на мировоззрение ребенка, и уже в юном возрасте Модильяни знал наверняка: он, без сомнения, будет художником! В Италии Модильяни с большим интересом изучал античное искусство и искусство эпохи Возрождения.

Всё это время родители будущего художника поддерживали его начинания так же, как и поддержали решение Модильяни переехать в Париж — рай для художников, поэтов и музыкантов, притягивающий богему. Искусство здесь рождалось, умирало и возрождалось снова, гении признавались, и имена то и дело становились знаменитыми…

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Модильяни переехал в Париж в 1906 году и со свойственным ему рвением сразу же погрузился в новый творческий мир. К сожалению, денег художнику всегда не хватало: зарабатывать живописью в Париже было трудно, а средств, присланных матерью, едва хватало на сытный обед и основные нужды.

Вскоре Модильяни снял небольшую мастерскую на Монмартре. Он много писал — и безбожно растрачивал все остальное время. Но Модильяни везло, в его жизни встречались люди, которые становились близкими друзьями художника, выручали его и помогали развивать свой талант.

Одним из таких людей был Поль Александр, молодой врач, полюбивший картины художника. Он лично скупал множество картин Модильяни, а также организовывал для художника заказы на портреты.

В 1909 году, опять же с помощью Александра, картины Модильяни были представлены публике на выставке в Лондоне и заслужили весьма одобрительные отзывы.

Как известно, Модильяни вел богемную жизнь, его знали как завсегдатая баров и привычного участника драк.

Количество женщин Модильяни поражало всех его знакомых: среди них были как простушки, так и эффектные роковые красавицы — никто не мог отказать ему, несмотря на ошеломляющую бедность художника.

Модильяни говорил, ухмыляясь, что прежде чем написать портрет женщины, нужно хотя бы раз с ней переспать. «А как бы я иначе смог изобразить загадочные ритмы женского тела? Чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными».

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Тем не менее, несмотря на богемную жизнь Модильяни, настоящая любовь посетила и его: в 1917 году художник познакомился с Жанной Эбютерн — 19-летней студенткой Академии Коларосси. Эта девушка стала верной спутницей, главной моделью, безграничным вдохновением Модильяни и матерью его детей.

Познакомились Эбютерн и Модильяни в Академии Коларосси: она была студенткой, а он время от времени посещал занятия.

Эбютерн как юную художницу и натурщицу Модильяни представил скульптор Ханна Орлофф (в то время студенты зарабатывали позированием, и представлять студентов скульпторам и художникам в качестве моделей было стандартной практикой).

Так начался их роман. Эбютерн стала любимой натурщицей талантливого художника, его верной спутницей и самым верным другом.

Жанна Эбютерн родилась в 1898 году в Париже, в семье католиков. Отец девушки был простым человеком, работающим в универмаге, а ее брат Андре Эбютерн буквально бредил богемой и мечтал стать знаменитым художником. Именно он ввел Эбютерн в творческий мир Монмартра. И художники, и поэты — все были очарованы красотой юной, хрупкой и талантливой девушки.

Долгое время Эбютерн была натурщицей у Цугухару Фудзиту, но быть моделью не было ее призванием. Эбютерн тоже хотела писать картины, хотела стать художником, хотела построить блестящую карьеру… С таким настроем юная красавица поступила в Академию Коларосси.

К сожалению, стать великой художницей Эбютерн не было суждено, зато в стенах Академии она повстречала свою великую любовь, которую пронесла в себе до последнего вздоха.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Любовь Эбютерн и Модильяни закружила молодых людей, как вихрь. Лицо девушки вновь и вновь появлялось на полотнах Модильяни (в общей сложности Модильяни изображал Жанну более 25 раз). Вдохновленная искусством любимого, она и сама делала успехи в творчестве. Страстные встречи в мастерской быстро переросли в твердое желание жить вместе, и Эбютерн, вопреки своим родным, переехала к Модильяни.

Что касается родителей девушки, то они были всецело против связи Эбютерн с харизматичным и бунтарским художником. Во-первых, до них то и дело доходили слухи о разгульном образе жизни Модильяни, а во-вторых, художник был евреем, и глубоко католические родители девушки не хотели, чтобы она связывала с ним свою судьбу.

Но на удивление всем, Эбютерн проявила такую решительность и стойкость духа, которой никто от такой скромной, тихой и мягкой девушки не ждал.

И правда, в этой юной красавице жили две противоположности: безропотная, застенчивая молодая девушка, вспыхивающая от одного пристального взгляда на нее, и сильная, волевая женщина, на долю которой обрушилось столько страданий, сколько многим женщинам и не снилось.

Ведь, как и все гении, Модильяни обладал сложным характером, и девушке не раз приходилось терпеть от него обиды, грубость и предательство. Но и в самые сложные минуты именно Эбютерн оставалась для Модильяни единственной опорой, единственным настоящим другом.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Осенью в 1918 году молодая пара переехала из Парижа в Ниццу. В те месяцы над Парижем нависла угроза вторжения немецких войск, кроме того, влюбленные надеялись, что теплый климат окажет благотворное влияние на здоровье художника, которое давало трещину.

Как известно, еще в раннем детстве Модильяни перенес плеврит и тиф, с годами здоровье художника только все больше ухудшалось: конечно, бедность и страсть к алкоголю внесли свою лепту.

Но, несмотря на слабое здоровье, Модильяни стал ключевой персоной в богемном мире Монмартра, его даже называли последним истинным представителем парижской богемы.

В Ницце Эбютерн родила девочку, которую родители назвали в честь матери. Для Эбютерн это были настоящие мгновения счастья. Тем временем, картины Модильяни по-прежнему оставались в тени. Он писал для себя, писал портреты на заказ, которые так и не были оценены большинством заказчиков: не многим удавалось прочувствовать атмосферу работ Модильяни, нащупать его изюминку.

В те годы наибольшей популярностью пользовалось такое направление, как кубизм, востребован был Пикассо, а уникальные картины Модильяни, не похожие на работы ни одного другого художника, все чаще вызывали лишь недоумение.

Однако многие коллекционеры быстро разглядели в художнике потенциал, они видели ситуацию наперед, предчувствовали успех и ждали благоприятного момента для заключения сделки.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Весной следующего года Модильяни и Эбютерн вновь вернулись в Париж. Вскоре Эбютерн поняла, что снова беременна. Пара решила обручиться, но стремительно ухудшающееся здоровье художника разрушило все планы.

Модильяни осознавал серьезность своей болезни, но словно не верил в нее, не мог ее принять. Слабость, удушающий кашель и обмороки оставались за пределами духовного мира Модильяни, где-то там, с телесной оболочкой, которую он не ценил.

Блеск в его глазах по-прежнему был неиссякаем и поражал любого, кто вглядывался в красивое лицо художника.

Несмотря на слабость, Модильяни продолжал творить и, конечно, посещать бары, ввязываться в стычки, забываться в вине… И совсем не удивительно, что туберкулез прогрессировал с поразительной скоростью… Так 24 января 1920 года болезнь унесла жизнь одного из самых талантливых и не оцененных при жизни художников XX века.

Говорят, что перед самой смертью Модильяни предложил своей любимой присоединиться к нему в другом мире, чтобы они вдвоем, вместе, могли наслаждаться вечным блаженством. Обезумевшая от горя и тоски, не видящая своей жизни без Модильяни, Эбютерн покончила с собой, выбросившись из окна родительского дома. Несчастная девушка была на 9 месяце беременности.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Родственники Эбютерн, изначально противившиеся связи девушки с художником, винили в этой трагедии Модильяни. Проклятый художник был похоронен на еврейском кладбище Пер-Лашез.

Похороны были бедными, на могиле гения даже не было памятника… Девушку же, умершую днем позже, похоронили на кладбище Банье.

И лишь спустя десять лет после трагедии семья Эбютерн позволила перенести останки девушки на кладбище Пер-Лашез и погрести их рядом с Модильяни, чтобы души влюбленных вместе обрели покой.

О нем говорили, что всё было ему к лицу, даже абсолютная бедность. О нем говорили, что он был проклятым («моди» — проклятый), что он был лунатиком, который жил в своем мире и воспринимал лишь искаженную реальность. Он писал с раннего утра до поздней ночи, не замечая, как течет время и что происходит за окном.

Для него не было ни жизни, ни смерти, он был неуязвим, потому каждую секунду мог сорваться. Ахматова говорила, что Модильяни всегда был окружен плотным кольцом одиночества, даже когда находился в толпе, тепло приветствовавшей его.

Работы Модильяни, восхваляющие красоту человеческого тела, его изящество и хрупкость, стали известными на весь мир после смерти художника. Коллекционеры со всех стран жаждали получить его картины и были готовы отдать за них баснословные суммы денег. Журналы, новости, кинематограф — везде звучало имя Амедео Модильяни.

Множество стихов посвятили Моди поэты, очарованные творчеством художника и его демоническим образом. Слава пришла к нему об руку со смертью, сделав художника и его верную возлюбленную бессмертными.

Портрет Жанны Эбютерн, Амадео Модильяни, 1919

Источник: http://www.cablook.com/mixlook/zhanna-ebyutern-i-amedeo-modilyani-o-nezemnoj-lyubvi/

Портрет Жанны Эбютерн

Дополнение к ЭТОЙ теме

 Жанна Эбютерн, 1916 год

О великих полотнах, их создателях и героях» — субъективный авторский набор любимых художников. Эта книга не претендует на статус искусствоведческого исследования. Опимах ставит в центр внимания ключевые моменты биографии художников в диапазоне от первобытных художников из пещеры Альтамира до Анри Матисса.

«Русская планета» с разрешения издательства «ЛомоносовЪ» публикует фрагмент книги Ирины Опимах «Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях», посвященный Амадео Модильяни.

Амедео Модильяни — замечательный мастер портрета.

Он оставил нам целую галерею работ, на которых с удивительным теплом, проникновением в душу своих героев запечатлел образы тех, кого любил, к кому испытывал дружеские чувства.

Он не писал людей, которые были ему несимпатичны. Среди этих портретов есть серия работ особенно пронзительных — они посвящены Жанне Эбютерн, последней любви художника.

Они познакомились весной 1917 года. Жанне было девятнадцать лет, и она занималась на курсах живописи в Академии Каларосси, мечтая стать художницей. Умная, серьезная, с сильным характером, она, несомненно, была талантлива.

Уже первые ее работы производили сильное впечатление — строгий стиль, тонкие тона, смелая композиция. Родители Жанны были добропорядочными буржуа.

Отец Ашиль Казимир Эбютерн, обладатель седой окладистой бороды, был бухгалтером в парфюмерном магазине и при этом страстно обожал французскую классическую литературу, особенно произведения философов-просветителей XVIII века. По вечерам он любил почитать домашним любимые страницы.

В трудные дни Первой мировой войны, когда семья, как и все парижане, порой испытывала трудности с едой, он декламировал жене и детям Паскаля. У Жанны был брат Андре. Красавец, романтик, он, как и Жанна, хотел быть художником и писал неплохие пейзажи.

И вот девушка из благопристойной семьи, с устоями, традициями, встречается с Модильяни. Моди, как звали его друзья, появился в Париже в 1906 году.

Он стал одним из самых ярких представителей Парижской школы, этого уникального явления в истории искусства, а там были поистине выдающиеся личности — Шагал, Пикассо, Ривера, Сутин и многие другие.

Модильяни, этот еврей, приехавший во Францию из солнечной Тосканы, был очень хорош — правильные черты лица, худощавая, мускулистая фигура, горящие глаза. А еще чертовски обаятелен и весьма начитан. Илья Эренбург вспоминал, как Модильяни «читал на память Данте и Вийона, Леопарди, Бодлера и Рембо».

Читайте также:  Автопортрет - эгон шиле, 1914

Жизнь Модильяни, наполненная искусством, страстями, творчеством, любовью, высокими душевными порывами и пороками, рождала множество легенд, недаром о нем до сих пор пишут воспоминания, романы и снимают фильмы (и среди них знаменитый «Монпарнас-19», в котором роль Модильяни сыграл Жерар Филипп).

Про Модильяни говорили, что он коварный покоритель женских сердец (например, ходили слухи о его страстном романе с Анной Ахматовой), пьяница, дебошир, скандалист, драчун и наркоман, почитатель гашиша. Это была правда, но не вся.

В самые темные моменты своей жизни он сохранял аристократизм, вкус, интеллект. А еще он всегда много работал. Искусство было главным в его жизни.

Эренбург пишет, что Моди не только напивался в «Ротонде», излюбленном ресторанчике парижской богемы, «не только рисовал на бумаге, залитой кофе, он проводил дни, месяцы, годы перед мольбертом, писал маслом ню и портреты».

Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон перед кафе «Ротонда» в Париже, 1916 год. Jean Coctea

Одни биографы утверждают, что Модильяни и Жанна познакомились в академии, другие — во время карнавала, третьи — в «Ротонде», куда Жанна заходила со своим братом. Так или иначе, увидев Жанну, Моди не мог не запомнить ее. Эта девушка отличалась какой?то особенной прелестью.

Небольшого роста, с каштановыми волосами рыжего отлива и при этом белокожая (друзья дали ей прозвище «Кокосовый орех»), с тонким умным лицом, почти восточными глазами, мягкими манерами. А уж Моди, когда хотел, мог быть неотразим, и неопытная Жанна сразу поддалась его очарованию. Она да? ла художнику все, в чем он так нуждался, — свежесть, красоту, восхищение, преданность, любовь.

Очень быстро Жанна ре? шила уйти из родительского дома и поселиться с Моди. Можно представить, какой это был удар для мсье и мадам Эбютерн. Их девочка связалась с каким?то нищим художником, евреем! И живет с ним во грехе! Родители надолго вычеркнули дочь из своей жизни, так никогда и не примирившись с ее выбором. Но для Жанны это уже было не важно. Она любила и была любима.

Друзья Модильяни ее сразу признали и считали не просто подругой — подруг у Модильяни было много, — а настоящей его женой.

Все годы жизни с Жанной он ее непрерывно писал. Увлекательное занятие — сравнивать эти портреты с фотографиями Жанны.

Он словно вводит ее образ в поле своего искусства: вытягиваются линии, обостряются черты лица, в позах появляется некоторая ломкость, угловатость, и при этом яр? че становится личность этой еще совсем юной женщины. В ее глазах — свет ее преданной души, чистота и незащищенность.

У Модильяни было множество знакомых — в его приятелях ходил почти весь Монпарнас. С одними он пил (например, с Утрилло и Сутиным), с другими скандалил, с третьими — говорил об искусстве, читал стихи. Среди всех этих людей было несколько, кто действительно понимал, что Моди по-настоящему талантлив.

Таким человеком был Леопольд Зборовский, сыгравший огромную роль в жизни художника. Когда Зборовский приехал в Париж из своего Кракова — а было это в 1914 году, накануне войны, — ему было двадцать пять.

Он происходил из родовитой аристократической семьи, получил прекрасное образование, великолепно знал французский язык.

 

Портрет Жанны Эбютерн, нарисованный Модильяни в 1919 году … Денег постоянно не хватало. Богемное существование бросало Амедео и Жанну из одного грязного гостиничного номера в другой.

Очень скоро Жанна осознала, что ее усилия исцелить Амедео от его страшных, губительных пристрастий — алкоголя и наркотиков — абсолютно напрасны. Он сам себя убивал — медленно, но верно, не желая или не обладая возможностью ничего менять в своей жизни. В марте 1918 года Жанна сообщила близким, что она беременна.

Старшие Эбютерны и Зборовские решают отправить Жанну и Амедео из холодного, обстреливаемого немцами Парижа на юг, в Ниццу. С ними едет и мать Жанны. Поначалу они снимают квартиру на улице Мастена, но отношения мадам Эбютерн и Амедео оставляют желать лучшего, и вскоре Амедео перебирается в гостиницу.

29 ноября в одном из роддомов Ниццы появилась девочка. Ее зарегистрировали как Жанну (Джованну) Эбютерн, дочь мадемуазель Эбютерн от неизвестного отца, поскольку родители ребенка жили в гражданском браке.

В Ницце, как и в Париже, работы Модильяни тоже особенным успехом не пользовались. Витрину галереи, где была выставлена картина Модильяни, забросали камнями, в Тулузе разгорелся скандал в продававшем его холсты магазине.

Обстановка в доме была нервной, мадам Эбютерн Амедео не жаловала, скорее наоборот — да и чего ей было испытывать к нему нежные чувства, к этому нищему художнику, картины которого никому не нужны, к этому пьянчуге и наркоману.

«Он делает мою девочку несчастной», — говорила она со слезами.

После возвращения в Париж Жанна поняла, что снова забеременела. Вот она, на портрете 1919 года — медленно встает со стула, ощущая свое потяжелевшее тело, устало, но с несомненной грацией. Этот портрет — одна из самых последних и лучших работ Модильяни.

Благородство цвета, глубина чувства, теплота, пронизывающие всю композицию, — картина, несомненно, создавалась с любовью. В один из дней, когда Модильяни писал это полотно, он на листе бумаги в полоску написал: «Сегодня, 7 июля 1919 года, я обязуюсь жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн, как только получу документы.

Модильяни» (незадолго до того у него украли деньги и паспорт). Официальность бумаги подчеркивали подписи свидетелей — Леопольда Зборовского и Люнии Чековской. Маленькая Жанна жила в это время в доме Зборовских — у родителей не было ни денег, ни сил заботиться о ней, — и все хлопоты были возложены на приятельницу Зборовских Люнию Чековскую.

Позже Чековская рассказывала выросшей Жанне, как ее отец, «иногда, напившись, трезвонил в дверь ночью, чтобы спросить про дочь, а она, Люния, отвечала ему из окна, чтобы он не шумел».

В это время картины Модильяни начинают покупать, в газетах появляются первые хвалебные статьи. Зборовский выставляет его работы в лондонской галерее Хилл, и они продаются дороже работ других художников. Коллекционеры проявляют все больший интерес к его творчеству, приобретают его полотна, но, к несчастью, уже ничто не могло остановить неумолимый ход событий.

Слава и любовь, жена и дочь, друзья, искусство, творчество — все это он забывал в пьяном угаре, под властью гашиша. А еще был туберкулез, который неотвратимо делал свое дело.

Амадео Модильяни, около 1909 года

Модильяни со всей своей аристократичностью, гениальностью, душевной добротой, обаянием порой бывал жестоким, бесцеремонным, непереносимым, отвратительным, и только искренне и бескорыстно любившие его люди могли прощать ему вспышки безумной ярости, прощать бесконечные запои.

По ночам Жанна обходила кафе и рестораны, пробираясь между столиками, спрашивала знакомых и незнакомых, не видели ли они Моди, а потом, найдя его в каком?нибудь злачном месте, тащила домой… Однажды, зайдя к ним, его близкие друзья Кислинг и Сарате обнаружили Модильяни в постели в нетопленой мастерской.

Везде валялись пустые бутылки и банки из-под сардин. Рядом с Амедео сидела Жанна.

В середине января 1920 года после очередного и особенно продолжительного запоя Амедео попал в госпиталь — друзья, найдя его в ужасном состоянии, отвезли художника в клинику Шаритэ. Через несколько суток, вечером 24 января, он умер. По заключению врачей, причина смерти — туберкулезный менингит. На следующий день Жанна пошла в больницу.

Ее отец, простивший дочери все ее грехи, молча и преданно брел рядом. Жанна приблизилась к телу. Друзья Жанны, присутствовавшие при этой скорбной сцене, потом рассказывали, как Жанна «не поцеловала его, а ни слова не говоря, долго смотрела, словно глаза ее наслаждались горем. Не поворачиваясь, она пятилась до двери.

Жанна хранила в памяти лицо умершего Модильяни и старалась больше ничего не видеть». Она не проронила ни слезинки — только как-то отрешенно молчала. Ночью брат Андре несколько раз заходил к ней в комнату — она стояла у окна и смотрела на темный город. На следующее утро, около четырех часов, Жанна выбросилась из этого самого окна. Андре задремал, а когда услышал шум, было уже поздно.

Эбютерны жили на шестом этаже. Жанна разбилась насмерть. Так закончилась ее недолгая жизнь — ей было всего двадцать два года.

Чтобы избавить родителей от вида искалеченного тела, Андре сказал им, что Жанна ранена, и велел отвезти тело в полицию. По другой версии, родители, когда тело принесли к ним в квартиру, в ужасе захлопнули дверь, не в силах принять мертвую дочь.

Из полицейского участка тело Жанны доставили в мастерскую Модильяни на Гранд-Шомьер. И там она лежала, с выступающим животом под грубой тряпкой, которой ее накрыли. Вокруг повсюду валялись пустые бутылки от вина, консервные банки.

На мольберте стоял незаконченный мужской портрет, а рядом лежали рисунки Жанны, на которых она изобразила себя с длинными косами. Рисунки эти были страшные — на них Жанна пронзала себе грудь длинным стилетом.

Наверное, она предвидела свою смерть… По одной из легенд о Модильяни, художник, чувствуя близость смерти, позвал Жанну последовать за ним, чтобы быть в раю вместе с любимой и вкусить с ней вечное блаженство. И Жанна выполнила его просьбу. Эта история могла быть правдой…

  • Надгробная плита на могиле Жанны Эбютерн и Амедео Модильяни. Sarah Stierch / Flickr

Похороны Модильяни были пышными. Казалось, его пришел проводить весь Париж. Гроб был завален цветами.

И хотя французы за годы войны привыкли к смерти, уход такого яркого, талантливого и молодого художника был воспринят как трагедия. Модильяни любили.

Полицейские, когда-то с таким презрением усмирявшие разгулявшегося пьяного Моди в парижских кабаках, теперь стояли в почетном карауле, а торговцы потихоньку договаривались о покупке его работ…

Похороны Жанны были совсем иными. Ее родители никого не хотели видеть у могилы дочери и потому назначили скорбную процедуру на 6 часов утра.

Но самые близкие друзья Моди и Жанны — Зборовский, Кислинг, Хана Орлова — все-таки пришли проводить ее в последний путь, на скромное загородное кладбище.

Спустя годы они вспоминали, что тело Жанны в гробу казалось невероятно маленьким и беззащитным и напоминало средневековую мадонну…

Прошли годы, и теперь останки Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн, его преданной подруги, матери его дочери Жанны, покоятся рядом, на кладбище Пер-Лашез, под одним надгробием. Рядом с именем Модильяни надпись: «Смерть настигла его на пороге славы», а рядом с именем Жанны — «Верная спутница жизни Амедео Модильяни, которая не захотела жить без него».

Источник  http://rusplt.ru/world/portret-jannyi-ebyutern-13866.html

Опимах И. «Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях» — М.: ЛомоносовЪ, 2014

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/8925048

Ссылка на основную публикацию