Портрет старика в красном, рембрандт, 1654

  Продолжаем знакомство с творчеством Великого Рембрандта.  Он, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты.          

            Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. Все портреты, исполненные в1630-е, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, а также с Ван Дейком и Рубенсом.

               В качестве моделей он выбирает людей из ближайшего круга общения: родственников, соседей, друзей, людей, небогатых и неспособных заплатить за портрет. Но это не является главным для него на тот момент. Главное  —  ухватить мимику, жест, передать сиюминутное настроение модели, найти такую деталь, с помощью которой можно подметить, подчеркнуть ведущую черту характера.

В коллекции портретов, конечно, есть любимые лица отца и матери художника.Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654Портрет матери Рембрандта. 1639Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Портрет отца Рембрандта. 1639

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654Портрет отца

          К середине 1630-х годов Рембрандт ван Рейн признан одним из самых модных молодых портретистов Амстердама. В эти годы самые выдающиеся жители города стучались в двери художника.Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654 

Портрет Марии Трип. 1639. Государственный музей, Амстердам

      Мария Трип из богатой семьи.Видимо, она потребовала, чтобы художник изобразил её в богатом платье и в драгоценных украшениях, которые должны были не только подчеркнуть её красоту, но в равной степени продемонстрировать финансовое положение.

                      Её волосы уложены по последней моде, розовые щеки выдают юный возраст, в её позе мы можем прочесть умеренность и сдержанность, те женские качества, которые в то время высоко ценились. Рембрандт написал портрет с изяществом, передав богатство платья тонкой игрой света.

                   Фигура выступает из тёмного фона, подчёркивающего белизну сложного трёхслойного кружева, сквозь которого проступает нежная кожа девушки. Шею, уши и  запястья украшает сияющий жемчуг. Золотая парча на сверкающем платье из чёрного атласа вносит ещё один штрих изысканности и роскоши, что прекрасно сочетается с веером, который девушка изящно держит в руке.

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654Портрет Николаса Рутса 1631

 Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться.

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Государственный музей, Амстердам

                       Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессе обращения Голландии к протестантизму.

На своём посту проповедника при дворе принца Оранского в Гааге он боролся с религиозной нетерпимостью наиболее догматичных кальвинистов.

   Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина.

                         Он изображён пожилым, но энергичным человеком, поскольку Рембрандт хотел подчеркнуть исключительную жизненную силу, которая сделала Эйтенбогарта влиятельным и очень популярным членом голландского общества. Он изображён в своём кабинете за работой, только что оторвавшим глаза от книги, лежащей на подставке, словно чтобы выслушать вопрос, который задаёт ему зритель.

                Он исполняет портреты – большие парадные, в полный рост, поясные и погрудные. Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. Все портреты, исполненные в

1630-е, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, а также с Ван Дейком и Рубенсом.Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Портрет сестры

Картины, написанные им, как правило, на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654Альберт Купер 1632Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654Корнелия Пронк жена Альберта Купера 1633Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Ученый, сидящий за столом 1634

               Тяжелые 1650-е и 1660-е годы — время полного разорения и обнищания художника — оказались самым плодотворным и зрелым периодом его творчества. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов людей различного возраста, звания, интеллекта.

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.

Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое.

Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.

                 Живя в своем обособленном, идеальном мире, он и не замечал, что отечество его уже вступило на путь, приведший его к упадку.

Друзья указали мастеру на поворот воззрений публики и убеждали его приспособиться к новым веяниям и писать так, чтобы его картины находили покупателей.

Великий художник, несмотря на трудность своего положения, отказался, говоря, что Рембрандтом он родился и Рембрандтом умрет.

           «Ты как паук сидишь в своём углу и плетёшь свои сети», – слышит он незаслуженный упрёк. И Рембрандт бросает вызов обществу. Он пишет самыми дешёвыми и тёмными, земными красками, битумом. «Дайте мне самые плохие, дешёвые краски, я всё равно напишу шедевр», – словно говорит он.

                       И пишет, создаёт самые великолепные полотна.Рембрандт выбирает себе модели, жизнь которых ему близка и понятна. Он обращается к старикам, в них художник чувствует  такое же отношение к жизни, как у него самого, такое же чувство одиночества, которое испытывает он сам.

Портрет пожилой женщины 1650

                 Неизвестная пожилая женщина – одна из многих моделей Рембрандта, о которых ничего не известно. Они непостижимым образом привлекали мастера, старавшегося в портретах раскрыть глубину внутреннего мира человека.

           Художника волновали вопросы нравственного смысла человеческой жизни, этической ценности личности. Изображённая на портрете немолодая женщина скромно сидит, сложа руки на коленях. В её позе – усталость, на лице – раздумье.

                 Она словно уходит в свою жизнь. Чтобы придать её позе значительность, Рембрандт использует особый композиционный приём: даёт точку зрения снизу. Это возвышает даму, она ;здесь немного монументальна.И фон картины золотистый, мерцающий. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. И чтобы осветить лицо, он пишет белый платок и только потом накидывает тёмную накидку на голову.

Портрет неизвестного  мужчины

                    Долгое время считалось, что это портрет брата Рембрандта, но сейчас атрибуцию поменяли, это просто портрет неизвестного мужчины. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто.

            Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека.

Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок.

Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица, и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску.

«Портрет старушки».                    Эта картина – пример глубочайшего психологического портрета. Женщина сидит одиноко, спрятав руки в рукава и этот жест делает фигуру ещё более замкнутой.

Плат на голове написан так, что он как бы приоткрывает лицо, оно выступает из глубины покрова. Она словно выходит из темноты. Над её головой нет даже и той узкой полоски белого цвета, как на первом портрете.

                Женщина погружена в раздумья, и они пробуждают какие-то воспоминания – брови чуть-чуть поднялись вверх. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. То есть такое движение можно сделать последовательно.

Портрет старика в красном.1652-54 С-П, Эрмитаж

              Нам неизвестно имя человека, послужившего моделью для этого портрета. Известно только, что он писал его дважды (второй портрет находится в Национальной галерее в Лондоне). Интересно, что портрет написан так, что глаза старика следуют за вами, в какую бы сторону вы ни отошли.

  •             Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.
  • ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ.
  • Францисканский монах
  • Портрет пожилой женщины 1654г
  • Портрет старика-еврея 1654 С-П, Эрмитаж
  • Портрет дамы с собачкой 1665
  • Портрет поэта Иеремиаса Деккера 1666
Читайте также:  После дождя. плес, левитан, 1889

Йеремиас де Деккер (1610—1666) был одним из лучших  друзей художника., равно как одним из самых безоговорочных его почитателей. 

  1. Рембрандт , Лондонская Национальная галерея (2305), Портрет Claesdr Aechje
  2. Портрет мужчины в золотом шлеме 1650

Портрет Яна Сикса, 1654. Холст, масло, 112х102. Амстердам, Коллекция Сикса

                    Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.

Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками; Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник! Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса.

                    Заказчик упомянул об этом портрете в своем дневнике: «Такое лицо было у меня, Яна Сикса, который с детства поклонялся музам». Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.

Источники.

http://rembr.ru/rembrandt-portraits.php

http://www.liveinternet.ru/users/4652778/post272702756

http://www.liveinternet.ru/users/4652778/post272705552

http://aria-art.ru/0/V/Verzhbickij%20Anatolij.%20Tvorchestvo%20Rembrandta/2.html

Источник: https://newsland.com/community/6782/content/rembrandtiskusstvo-portreta/3473589

Художник Рембрандт Харменс ван Рейн

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

«Флора» (1641,Дрезден)

Притча о богаче (1627,Берлин)

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Возвращение Иудой 30 серебреников (1629,частная коллекция)

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Автопортрет (1629,Бостон)

Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима (1630,Амстердам)

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Портрет ученого (1631,Эрмитаж)

Анна пророчица (1631,Амстердам)

Апостол Петр (1631,Израиль)

Буря на море Галилейском (1663,Бостон)

  • Автопортрет с Саскией (1635,Дрезден)
  • Пир Валтасара (1638,Лондон)
  • Проповедник и его жена (1641,Берлин)
  • «Cаския в красной шляпе» (1633/1634,Кассель)
  • Каменный мост (1638,Амстердам)
  • Портрет Марии Трип (1639,Амстердам)
  • Жертвоприношение Маноя (1641,Дрезден)
  • Девушка (1641,Варшава)
  • Ночной дозор (1642,Амстердам)
  • Святое семейство (1645,Эрмитаж)
  • Флора (1654,Нью-Йорк)
  • Возвращение блудного сына (ок. 1666-69,Эрмитаж)
  • Саския (1643,Берлин)
  • Заговор Юлия Цивилиса (1661,Стокгольм)
  • Молодая женщина примеряет серьги(1654,Эрмитаж)
  • Синдики (1662,Амстердам)
  • Еврейская невеста (1665,Амстердам)
  • Портрет Maertena Soolmansa (1634,частная коллекция)

Аллегория музыки. 1626. Амстердам.

Источник: https://art-links.livejournal.com/2399771.html

Рембрандт. Портреты мастера в коллекции ГМИИ

В собрании ГМИИ находятся шесть полотен великого мастера и несколько его офортов. О раннем периоде жизни и творчества художника уже шла речь в статье “Рембрандт в ГМИИ”, где подробно рассказано о картинах “Изгнание торгующих из храма” и “Неверие апостола Фомы”.

После смерти Саскии от Рембрандта уходят заказчики. Художник остаётся с малолетним сыном Титусом на руках. Ранний уход горячо любимой жены многое изменил в жизни художника. Он обратился к внутреннему миру человека.

А это не понравивилось заказчикам. Тогда Рембрандт выбирает себе модели, жизнь которых ему близка и понятна.

Он обращается к старикам, в них художник чувствует  такое же отношение к жизни, как у него самого, такое же чувство одиночества, которое испытывает он сам.

Портрет пожилой женщины. Рембрандт. Портреты в коллекции ГМИИ

 «Портрет пожилой женщины» написан около 1650 года. Картина создана не по заказу, неизвестная пожилая женщина – одна из многих моделей Рембрандта, о которых  ничего не известно.

Они непостижимым образом привлекали мастера, старавшегося в портретах раскрыть глубину внутреннего мира человека.

Художника волновали вопросы нравственного смысла человеческой жизни, этической ценности личности.

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Изображённая на портрете немолодая женщина скромно сидит, сложа руки на коленях. В её позе – усталость, на лице – раздумье. Она словно уходит в свою жизнь. Чтобы придать её позе значительность, Рембрандт использует особый композиционный приём:  даёт точку зрения снизу. Это возвышает даму, она  здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий.

Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. И чтобы осветить лицо, он пишет белый платок и только потом накидывает тёмную накидку на голову. Это портрет-биография, это целая жизнь человека.

Портрет старика. Рембрандт. Портреты в коллекции ГМИИ

«Портрет старика».  Долгое время считалось, что это портрет брата Рембрандта, но сейчас атрибуцию поменяли, это просто портрет неизвестного мужчины. Лицо человека занимает почти весь холст, оно намного крупнее, чем в предыдущем портрете.
Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску.

К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Молодая служанка Хендрикье Стоффел оказалась очень достойной девушкой и её очень полюбил сын Рембрандта и Саскии Титус. Хендрикье тоже полюбила художника. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.

Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. По условиям завещания Саскии, если Рембрандт вторично вступал в брак, всё  состояние переходило к  родственникам Саскии. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.

Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.

Боль и одиночество, тяжесть от сознания, что он заставил страдать Хендрикье, переложил на неё свою вину, отягощают и без того угнетённое состояние мастера.

Он и раньше больше предпочитал писать людей преклонного возраста. Теперь он и вовсе не интересуется молодыми людьми. Он считает, что молодость и красота и так красивы и делают своё дело без него.

«Ты как паук сидишь в своём углу и плетёшь свои сети» – слышит он незаслуженный упрёк.  И Рембрандт бросает вызов обществу. Он пишет самыми дешёвыми и тёмными, земными красками, битумом. «Дайте мне самые плохие, дешёвые краски, я всё равно напишу шедевр», – словно говорит он. И пишет, создаёт самые великолепные полотна, одно из них – в коллекции ГМИИ.

Портрет старушки. Рембрандт в коллекции ГМИИ

«Портрет старушки». Долгое время считалось, что эта женщина была женой брата художника, но позже выяснилось, что это не так. Эта картина – пример глубочайшего психологического портрета. Женщина сидит одиноко, спрятав руки в рукава и этот жест делает фигуру ещё более замкнутой.

Плат на голове написан так, что он как бы приоткрывает лицо, оно выступает из глубины покрова. Она словно выходит из темноты. Над её головой нет даже и той узкой полоски белого цвета, как на первом портрете.
Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654
И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Женщина погружена в раздумья и они побуждают какие-то воспоминания – брови чуть-чуть поднялись вверх. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. То есть такое движение можно сделать последовательно. Сначала – воспоминание, потом – удивление, и потом – горький приговор этим воспоминаниям. Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой.  Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой.  Неровный свет   идёт как бы от души человека. У этой дамы уже больше ничего нет, остались одни воспоминания. И нас захватывает чувство теплоты и благорасположенности к этой женщине, мы являемся молчаливыми соучастниками её переживаний.

Но как у всякого большого мастера этот художественный контрапункт у Рембрандта достигает вершин. Потому что мимика, которая перекликается с мыслями,  развивается движением свето-тени.

Не менее важно в картине движение цвета. Рембрандт использует чёрно-коричневую краску и через светлеющие коричневатые тона переходит к красным тонам её плата и  мазкам на сгибах платка. Если приглядеться, то эти движения кисти напоминают тлеющие угли.

Она ведь тлеет, словно догорает её жизнь. Это точно найденная поэтическая метафора. Собирая всё воедино – цвет, свет, смысл, возникает жизнь, суровый приговор которой приносит эта женщина. Поэтому портреты портреты Рембрандта называют портретами-биографиями.

Читайте также:  Франческо гварди, биография и картины

Чуть позже личное положение художника, кажется, немного улучшилось. Про Рембрандта вспомнили и решили, что раз он живёт в таких плохих условиях, то, наверное, чтобы получить заказчиков, он будет писать так, как публика того хочет, что он пойдёт на уступки.

Но – нет. Он слишком велик, чтобы работать в угоду публике. Он – Рембрандт. И интересно, что самые великие из своих произведений он написал, когда совсем был беден и забыт. “Артаксеркс, Аман и Эсфирь” – одна из таких работ.

Это полотно требует отдельного рассказа.

Источник: https://kraeved1147.ru/rembrandt-v-gmii-portretyi/

Великий Рембрандт

  • Рембрандт Харменс ван Рейн ( 1606-1669) — величайший художник «золотого века» живописного искусства Голландии.
  • Мастер создавал картины на исторические, мифологические и религиозные сюжеты.
  • Живописец работал в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта.
  • Произведения Рембрандта обращены к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям.

Творческая манера художника уникальна, его стиль неповторим.

Полотна мастера реалистичны и наполнены глубочайшей психологической достоверностью.

Живописные работы Рембрандта отличаются богатством колорита, четким графическим рисунком, непревзойденным мастерством в изображении светотени, которую он использовал как важнейшее средство художественной выразительности. Все это в совокупности придавало его творениям правдивость и драматическое напряжение.

Противопоставление освещённых и затемнённых фигур на картинах мастера нередко свидетельствует о борьбе сил Света и Тьмы.

Среди его творений особое место принадлежит портретам, в которых Рембрандт старался показать всю сложность и противоречивость внутреннего мира человека. В облике портретируемых художник раскрывает все многообразие человеческой личности.

  1. Рембрандт был величайшим духовидцем своего времени.
  2. Изображая человека, мастер не только выражает чувства и переживания людей, но и воплощает вечные идеи добра и зла, любви и ненависти , верности и предательства, чести и бесчестия.
  3. Творения великого мастера бессмертны, его имя вошло в золотую сокровищницу мирового живописного искусства.

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Портрет старика в красном (1652-1654). Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург.

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Портрет старика (1667) , Музей Маурицхейс , Гаага.

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Портрет старушки (1655), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.

  • Ещё некоторые картины художника.
  • Вера Золотова.

Источник: http://9zzz.ru/?p=1259

Рембрандт: «Портрет старушки»

Подпись на портрете трудно различима, лак, покрывающий его, потемнел от времени, и надпись почти совсем слилась с фоном.

Но когда картина еще только поступила в музей — она приехала в Москву в 30-х годах из Эрмитажа, можно было прочитать в левой стороне над плечом — «Rembrandt. 1654».

Ни на самом портрете, ни на оборотной стороне холста не оказалось никаких следов имени позировавшей художнику старой женщины. Да и было ли когда-нибудь указано это имя?

История картины «Портрет старушки»

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

В Петербург картина попала еще в царствование Екатерины II. Одним из посредников царицы она была куплена вместе с другими в Дрездене на распродаже коллекции графа Брюля.

В эрмитажных каталогах она стала называться по-разному: иногда ее именовали просто «Портрет старушки», потом кому-то из хранителей пришло а голову, что это мать Рембрандта, еще позднее ее стали подписывать «Жена брата художника».

Были приведены доказательства, что портрет этот парный к другому — портрету старика в берете, в котором узнавали родного брата Рембрандта — сапожника Адриана.

В настоящее время подвергнуты серьезному сомнению все существовавшие версии. Мы не знаем, кто эта женщина со скорбным лицом, написанная мастером в один из самых высоких моментов его творчества.

Да и хотел ли сам художник, чтобы это было известно?..

Факты из жизни художника

1654 год. Рембрандт живет в собственном доме в Амстердаме. В последнее время, особенно после смерти Саскии — любимой жены художника,— за домом утвердилась недобрая слава.

Может быть, потому, что не только среди соседей, но и среди тех, кто именовал себя другом, коллегой или учеником, не было никого, кто мог бы понять его странности, объяснить сумасбродства, кто мог бы проникнуть в мир его творений.

А ведь там, в этом мире, художник выражал себя с поражающей нас теперь откровенностью и непосредственностью.

Иногда Рембрандта не видели в городе месяцами. Потом он вдруг поязлялся на распродаже картин и неожиданным своим участием невероятно взбивал цены. Можно было подумать, что деньги у него не знают переводу. Встречали его и в лавках менял и торговцев древностями.

Забывшись, он часами перебирал восточные драгоценности, ткани, различные диновинки. Вечером мальчишка, навьюченный тюками с покупками, еле поспевал за ним к дому. Рассказывали, что и дом свой он превратил в нечто похожее на лавку древностей.

В его кабинете рядом с подлинным Рафаэлем и мраморными античными головами стояли индийские сосуды, фарфоровые китайские фигурки, морские раковины, а в мастерской на стенах были развешаны луки и стрелы, пращи, индейские боевые дубинки, старинные панцири, шлемы.

А шкафы — с причудливыми нарядами, драгоценностями…

Мало кто знал, что в это время долги Рембрандта достигли невиданной суммы и через два года — в 1656 году — дом пошел с молотка, а автор «Ночного дозора», «Данаи», прославивших его в Европе офортов, оказался выброшенным на улицу. Но пока этот «нищий искатель богатств», «угрюмый гений» сумасбродствовал и работал, ощущая необычайный прилив энергии.

Особенности портретов в творчестве Рембрандта

1654 годом помечены пять портретов Рембрандта, по счастливой случайности оказавшихся в собраниях Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Все это портреты стариков с лицами мудрыми и отрешенными, в простом и даже бедном платье.

По силе духовного выражения трудно найти им равные, с точки зрения правдивости они поражают искренностью интонации.

Этим же годом помечен портрет, находящийся в Амстердаме, портрет бургомистра, мецената, якобы друга Рембрандта — Яна Сикса. Нас поражает одна подробность. Сиксу в это время было тридцать шесть лет.

На портрете же перед нами человек с немолодым обрюзгшим лицом и усталым сосредоточенным взглядом.

Случай весьма удивительный для портретиста, пишущего на заказ: он состарил свою модель по крайней мере лет на десять.

По-видимому, к творчеству Рембрандта-портретиста нельзя подходить с теми мерками, с теми представлениями, которые сложились у нас о художнике-портретисте вообще.

Передать внешнее сходство, характер, индивидуальные особенности, оставить времени и потомкам живой образ современника — эта задача не была для него самодовлеющей.

Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни, и в искусстве, и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику, и тогда его дар окрестили «пророческим».

…Намеренно состарил Сикса, с увлечением и страстью работал над образами стариков. Преследовали ли художника мысли о собственной старости? Ему было в это время 48 лет…

В «Дневниках» Льва Толстого есть такая запись: «В старости отмирают способности, внешние чувства, которыми общаешься с миром: зрение, слух, вкус, но зато нарождаются новые, не внешние, а внутренние чувства для общения с духовным миром — и вознаграждение с особым излишком». Не сама по себе старость, не состояние перехода человека в этот возраст, а «нарождение внутренних чувств для общения с духовным миром» — вот что притягивало гений Рембрандта, вот куда были направлены его поиски в 1654 году.

У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ».

Из мерцающей тьмы, обволакивающей фигуры и лица, потайной фонарик художника как бы выхватывает, реализует мир высшей духовности. Доброты, прошедшей испытание временем и страданием, мудрого всепонимания, нерастраченного запаса человечности.

Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».

И снова о старушке…

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

По силе выражения «Портрет старушки» пера гениального Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина представляется одним из самых законченных в этой серии.

Думается, портрет этот не был заказным. Художник нашел модель, которая помогла ему выразить себя, выразить мучившую его идею духовного человека. Ее имя так мало значило для него, едва ли он проставил его на холсте.

Женщина была бедна и смиренна, и если она позировала мастеру, то не из желания оставить потомкам свой образ, а просто чтобы угодить человеку. Даже если бы это полотно принадлежало ей, она едва ли захотела бы начертать на нем свое имя.
Да и что нам в ее имени, если этот свет прошел к нам сквозь толщу столетий?..

По материалам старинного журнала

Источник: http://mamotvet.ru/rembrandt-portret-starushki/

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669)

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.

Читайте также:  Картина "едоки картофеля", винсент ван гог, 1885 - описание

В этот период он много пишет портретов членов своей семьи — матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей.

Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов.

В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина «Урок анатомии».

Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх — и с этих пор попадает в патрицианские круги.

Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: «Флора», «Автопортрет с Саскией на коленях».

Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью.

Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом.

Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: «Синдики», «Возвращение блудного сына», поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Источник: http://cvetamira.ru/rembrandt-harmens-van-reyn-1606-1669

Рембрандт Харменс ван Рейн

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В 1650-1660-е годы портретные образы Рембрандта значительно усложняются. Серия изображений стариков и старух занимает важное место в его творчестве 1650-х годов. Роль фактора времени в структуре создаваемых им образов приобретает все большее значение.

Старческие лица умудренных жизненным опытом людей привлекали художника возможностью, постигая их жизненный путь, проникнуть в их духовный мир, познать формировавшийся годами взгляд на окружающий мир.

Представленные полуфигурами, в легких поворотах, старики Рембрандта выглядят спокойными и сдержанными, но с некоторой горечью смотрящими на мир (Портрет старушки, 1648-1650; 1654, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.

Пушкина, Москва; Портрет старика-еврея, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Портрет старушки, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Перед зрителем они предстают как воплощение человеческой мудрости и терпения.

Часто художник изображал брата Адриана (Портрет Адриана ван Рейн, 1650, Музей Маурицхейс, Гаага; Мужской портрет, начало 1650-х; Портрет брата Адриана, ок. 1650, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), представляя его всегда в состоянии задумчивости и затаенной печали, а порой в виде натурщика, одетого в фантастический костюм (Портрет человека в позолоченном шлеме, ок. 1650, Государственные музеи, Берлин). Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан.

Желание Рембрандта представить человека в момент внутреннего размышления проявилось и в портретах двух его друзей – Николаса Брейнинга и Яна Сикса. В портрете Николас Брейнинг представлен сидящим в кресле в непринужденной позе, словно обращающимся к невидимому зрителю собеседнику.

Золотистый свет скользит по его лицу, и легкие тени и блики рождают впечатление очень живого движения мыслей портретируемого. Его улыбка таит иронию и печаль одновременно, эта быстрая смена выражений кажется еле уловимой.

Он словно наедине со своими воспоминаниями, к которым чутко прислушивается Рембрандт, постигающий его духовный мир.

Состояние смены мыслей и чувств пытается передать художник и на лице Яна Сикса (Портрет Яна Сикса, 1654). Сикс и его супруга Грета часто навещали Рембрандта и в трудные годы его жизни.

Сикс был образованным человеком, тонким ценителем искусства, занимал ответственные официальные посты, даже избирался бургомистром Амстердама. Он глубоко уважал талант Рембрандта. Этот портрет очень красив по своему живописному решению.

Фигура Сикса представлена в легком повороте, будто готовой к более выраженному движению. Он медленно натягивает на руку перчатку, и этот решительный жест вторит сосредоточенному выражению его волевого лица, внимательному взгляду, сильным рукам.

Насыщенный красный цвет плаща с золотым позументом оттеняет благородную красоту лица Сикса. Это, как метко подметил Эжен Фромантен, не бюргер, не аристократ, а «человек хорошего тона», душевную красоту которого и стремился раскрыть художник (О Рембрандте, М.-Л., 1936, с. 88).

Чувства и мысли самого Рембрандта наиболее полно воплощены в портретах Хендрикье Стоффельс и Титуса. Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах.

На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой», и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником. Рембрандт писал ее и в нарядном платье, с драгоценностями в ушах и на изящной головке (ок.

1650, Лувр, Париж), стоящей у окна (ок. 1660) и сидящей в простом домашнем платье. Во всех этих трех портретах передано не только очарование молодости Хендрикье, но и ее духовная красота.

Личные переживания художника, тревога за судьбу единственного сына выражены в портретах Титуса ван Рейна. Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца.

Но после лишений, которые претерпел Рембрандт, Титус занялся продажей картин отца и антиквариата; вместе с мачехой они основали товарищество, освободив Рембрандта от коммерческих забот. Титус прожил всего двадцать семь лет, он скончался от туберкулеза в 1668 году, за год до кончины отца.

Во второй половине 1650-х годов Рембрандт создал много портретов Титуса, во всех подчеркивая его тонкую одухотворенную красоту, наблюдая те изменения, которые происходили во взрослевшем на его глазах сыне.

На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок, и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. Темно-красный большой берет оттеняет его нежное и грустное лицо. В картине Портрет Титуса за чтением (ок.

1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета. В более поздних портретах (ок. 1660, Лувр, Париж; ок. 1667, Коллекция Уоллес, Лондон) выражены печаль и боль, которые испытывал Рембрандт, опасавшийся за здоровье сына.

На них Титус изображен с несколько нервозным выражением лица, с грустными большими глазами, оттененными коричнево-красным беретом. Все портреты Титуса исполнены в неяркой колористической гамме, строящейся на тонких цветовых отношениях. О большой любви Рембрандта к сыну повествует полотно Евангелист Матфей и ангел (1661), на котором художник представил себя в образе евангелиста, а девятнадцатилетнего Титуса – в образе прекрасного ангела, что-то нежно шепчущего на ухо святому.

И две поздние картины Рембрандта тоже связаны с судьбой Титуса. Полотно Еврейская невеста (1668) было написано после свадьбы Титуса и Магдалены ван Лоо в 1668 году.

Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса, изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх.

О единении отца и сына, о человеколюбии и всепрощении повествует и картина Возвращение блудного сына (ок. 1660-1661) – один из поздних шедевров Рембрандта. Сюжет из евангельской притчи позволил художнику выразить в нем свои самые глубокие чувства в понимании духовной ценности человека.

Неяркая колористическая гамма, строящаяся на сочетании взаимодополнительных цветов – насыщенного красного и темно-зеленого, придает сцене величавость, как и само композиционное построение картины, в котором доминируют две фигуры – отца и в раскаянии прильнувшего к нему сына.

Эти поздние великолепные полотна Рембрандта, испытывавшего в те годы нужду и унижение, свидетельствуют о том, что его дух не был сломлен, о его поразительной стойкости, о том, что в творчестве он всегда находил забвение от тех испытаний, которые преподносила ему жизнь.

Источник: http://art.liim.ru/hz/hz12_08.html

Ссылка на основную публикацию