1903. Холст, масло. 68,5х53. Русский музей
При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая в то же время в создаваемом им образе черты, типичные для целого общественного слоя, в характеристике отдельной личности позволяя увидеть приметы эпохи.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно—грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины, избежав ложной помпезности.
Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.
В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Исполненные в свободной широкой манере, чаще всего за один — два сеанса, эти этюды являются одним из самых высших достижений в творчестве Репина.
Портрет Победоносцева принадлежит к числу лучших из них. Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей.
Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени.
Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств. Таким и представил его в своем портрете Репин.
Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадного.
Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет — одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Портрет матери
1867. Холст, масло. 62,5х50. Национальная галерея (Прага)
На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта ранняя работа молодого живописца была исполнена во время каникул, когда он, тогда еще студент Петербургской Академии художеств, гостил у родителей на Харьковщине в слободе Осиновке.
Картина, написанная с вниманием и любовью, создает образ сильной и серьезной, но в то же время доброй и мудрой женщины, к которой зритель сразу же проникается симпатией и уважением.
Доброжелательное лицо Татьяны Степановны теплым золотистым тоном ясно выделяется на густой тени фона, а ее платье и шаль выполнены темно-синим и голубыми цветами.
Все это производит очень яркое впечатление, небольшое полотно выглядит монументально и торжественно, на нем — волевая и умная женщина, настоящая хозяйка дома.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И.
Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Торжественное заседание Государственного совета
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. Холст, масло. 400х877. Русский музей
Обладающий несомненным авторитетом выдающегося художника своей эпохи, Илья Ефимович Репин (1844-1930) в апреле 1901 получил правительственный заказ на исполнение монументального полотна, призванного стать «памятником» к 100-летию учреждения Государственного совета.
Талант живописца в полной мере проявился в композиционном решении многофигурной картины. Обозначив перспективу с нескольких точек зрения, мастер дал панораму зала, где при всей масштабности полотна ни один из участников заседания не теряется среди остальных и лица вполне узнаваемы.
Наблюдательно подмеченные характерные жесты беседующих между собой или внимательно слушающих докладчика чиновников, общая оживленная атмосфера и правдивость передачи мельчайших деталей создают ощущение соучастия происходящему, зритель словно включается в процесс заседания.
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Для создания группового портрета Репин привлек учеников — Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вся центральная часть написана самим Репиным.
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев — Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.
Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.
- В настоящее время этому полотну и сопровождавшим его натурным этюдам отведен отдельный зал Государственного Русского музея.
Бурлаки на Волге
1870-1873. Холст, масло. 131,5×281. Русский музей
Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку.
Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.
- Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
- Крестный ход в Курской губернии
1880-1883. Холст, масло. 175×280. Третьяковская галерея
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» — произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, — на Одиннадцатой передвижной выставке.
Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей.
За ними — толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону.
Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.
А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.
Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.
На дерновой скамье
1876. Холст, масло. 36х56. Русский музей
Работа великого мастера изображает жаркий полдень. Перед нами семья, спасающаяся от летней жары в тени деревьев. Природная беседка обустроена удобной скамьей из дерна. Изображенная группа, без сомнения, позирует художнику.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Центральная группа словно недовольна своей ролью. Внимание художника тяготит их.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина — жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) — принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя — дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
- Декорацией сюжета картины выступает жаркое лето, сдобренное буйной зеленью, что придает работе атмосферу беззаботного отдыха и тихого семейного счастья.
- Мужичок из робких
1877. Холст, масло. 65х54. Нижегородский государственный художественный музей
Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой.
Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная.
Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться…
Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика «себе на уме». Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели…
Не ждали
1884. Холст, масло. 160,5х167,5. Третьяковская галерея
Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы — возвращение ссыльного революционера домой после заключения.
Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все — и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх…
Перекрестие взглядов — ключ к сюжету.
Центральная фигура — ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.
Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения — горничной; любопытный у кухарки.
Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим — это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.
Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения…
- Источник
Источник: https://xvastunishka.us/blog/43624045634/next
Искусство, каким вы его еще не видели
#12
z-4088.jpg
Репин И.Е.
Торжественное заседание Государственного совета
#5
Государственный совет Российской империи создал Александр I в 1801 году. Это было законосовещательное учреждение, членов которого назначал император. В апреле 1901 года Николай II поручил Илье Репину запечатлеть юбилейное заседание Госсовета.
#13
Репин решил делать полотно масштабным — почти девять на четыре метра. Художнику на тот момент было уже под шестьдесят лет, и он почти не мог писать правой рукой из-за сильных болей. Поэтому в создании картины участвовали его ученики: Борис Кустодиев и Иван Куликов.
Торжественное заседание должно было пройти в Круглом зале Мариинского дворца в Петербурге. Репин и его помощники заранее сделали этюды интерьера, и к событию изображение обстановки было готово. За время мероприятия мастер успел написать эскиз маслом. Также, чтобы все зафиксировать, он впервые сделал снимок фотоаппаратом.
#14
5a17f78697d8bed4466d8217-original.jpg
Заседание Государственного совета. 1900 год.
#15
Затем художник в течение нескольких месяцев делал в альбомах наброски собраний Госсовета. Ему выдали список членов совета с перечнем чинов, формы, наград. На этих материалах Репин оставлял свои комментарии, например: граф Алексей Игнатьев — «гастроном, глаза хитрые, умные», оберпрокурор Синода Константин Победоносцев — «совсем сова».
rm86_catpage.jpg
Илья Репин. Портрет Константина Победоносцева. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.
#16
Для полотна Репин написал шестьдесят портретов с натуры, не без помощи учеников. Всего на картине восемьдесят один человек — члены Государственного совета во главе с Николаем II и статс-секретари — некоторые повернуты к зрителям спиной или вполоборота.
#17
Из-за срочности живописец выполнял портреты в этюдной форме за три-четыре сеанса, а иногда и за один. Никогда раньше мастеру русского реализма не приходилось работать так быстро. Для автора это был подготовительный материал, но получилась целая портретная галерея, восхитившая современников живыми деталями.
undefined
Илья Репин. Портрет великого князя Владимира Александровича. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.
#18
Художник Илья Грабарь писал: «По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений».
#19
Талант автора проявился также в построении сюжета и композиции. Изначально Репин должен был изобразить, как Николай II зачитывает на заседании юбилейную грамоту. Однако он предложил добавить динамичности и показать момент, когда секретари разносили памятные медали.
В ряды сидящих людей живописец добавил акценты: написал некоторых стоя во весь рост или в движении. А чтобы видно было всех, пришлось поменять масштаб отдельных фигур и обозначить перспективу с нескольких точек зрения. Картина представляет собой по сути панораму.
#20
Репин мастерски построил колорит картины. Несмотря на обилие тёмно-красного в интерьере, чёрного, золотого, голубого и алого в одежде, Репин с помощью тончайших оттенков передал все цвета по-разному. Например, в зависимости от освещения красный стул мог быть тёмно-бордовым или розовым.
#21
Вся работа заняла три года. Кустодиев выполнил правую часть финального холста, Куликов — левую. Сам мастер писал центр и в конце прошёлся кистью по всей картине. «Фотография в масле» стала и крупнейшим полотном своей эпохи, и самым массовым портретом, и историческим документом.
#22
11111.jpg
Зал заседаний Мариинского дворца с размещённой в нем картиной Ильи Репина. 1900-е годы.
Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/torzhestvennoe-zasedanie-gosudarstvennogo-soveta
Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭПобедоносцев К.П. Пример исторического портрета
Годы жизни: 1827-1907
Победоносцев Константин Петрович — один из видных государственных деятелей России. Переводчик, учёный — правовед, писатель, историк Церкви, он занимал в последние годы очень высокие посты- был действительный тайный советник, а в 1880-1905 годы — Обер-прокурор Святейшего Синода.
Таким образом, в течение 25 лет под его руководством определялась церковная политика в стране. Именно Победоносцев К.П.преподавал основы правоведения будущим императорам — Александру III и Николаю II и пользовался у них большим авторитетом и уважением. Кроме того, Победоносцев К.П.
был почётным членом Императорской академии наук и Императорского Православного Палестинского Общества. Как видим, это был один из умнейших и авторитетнейших людей своего времени.
По своим взглядам и убеждениям он был консерватором, сторонником и идеологом самодержавия , считая его единственно возможной формой правления в России.
Основные направления деятельности Победоносцева К.П. и их результаты
Одним из направлений его деятельности была деятельность по сохранению и упрочению самодержавия. Именно им был написан Манифест для Александра III от 29 апреля 1881 года « О незыблемости самодержавия». Победоносцев К.П.
выступал за ужесточение цензуры, преследование любого инакомыслия, посягающего на основы строя в России. Именно он был сторонником преследования старообрядцев и ограничения прав неправославных в их исповеданиях. Победоносцев К.П.
яро выступал против реформы, которую инициировал в Синоде митрополит Антоний ( Вадковский) о расширении веротерпимости .
Будучи Обер-прокурором Святейшего Синода, Победоносцев К.П.считал, что роль церкви в обществе огромна и в воспитательном значении, и в сохранении покорности и уважения к власти.
Он выступал за строительство новых храмов и монастырей, за создание церковных школ, был сторонником того, чтобы духовники получали государственное жалование. Победоносцев К.П.
был инициатором реформы церковно- приходского образования, по которой учащиеся осваивали основы веры, происходило их нравственное формирование, большую роль отводилось воспитанию патриотизма, верности царю и Отечеству.
Результатом данной деятельности стало значительное укрепление самодержавия при Александре III , укрепление позиций дворянства, усиления роли церковного образования, открытие большого количества церковно- приходских школ, гонение за инакомыслящими, проправославная церковная политика.
Другим направлением деятельности была его научно-просветительская работа. Он был автором многих трудов на юридические и политические темы. Среди них такие, как « Курс гражданского права», « Исторические исследования и статьи» и другие.
Взгляды Победоносцева К.П
- Неприятие индивидуализма и рационализма, которые стали с особой быстротой проявляться в поведении и людей. Он считал, что такие черты характера далеки от патриотизма и истинного служения Отечеству.
- Очень резко Победоносцев К.П. относился к новым проявлениям политической жизни на Западе — демократии и парламентаризму.
- Однако не принимал Победоносцев К.П. и желание некоторых государственных деятелей сломать отлаженный механизм административно — законодательной системы в 1860-1870-х годах, выступал против контрреформ , что приводило к серьёзным разногласиям с представителями консервативно- охранительного лагеря – Катковым М.Н. и Толстым Д.А. Ведь именно он принимал самое активное участие в подготовке и проведении судебной реформы в 1864 году. он отставила гласность судов, независимость их от администрации.
Результат данной деятельности – укрепление самодержавия через научно- просветительскую деятельность, пропаганда неограниченной монархии, реакционная внутренняя политика Александра III по отношению к различного рода вольнодумию, жёсткий цензурный контроль.
Таким образом, Победоносцев К.П. оказал большое влияние на формирование консервативных взглядов Александра III, на укрепление неограниченной власти императора, что тормозило развитие страны по прогрессивному пути, привело к конрреформистской деятельности правящих кругов России.
- Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ № 40 (С6) исторический портрет.
- Мельникова Вера Александровна
Источник: http://istoricheskij-portret.ru/lichnosti/politicheckie-deyateli/pobedonoscev/
Портрет К. П. Победоносцева, Репин, 1903
Портрет Константина Петровича Победоносцева — Илья Ефимович Репин. 1903. Холст, масло. 68,5х53
При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом.
Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая в то же время в создаваемом им образе черты, типичные для целого общественного слоя, в характеристике отдельной личности позволяя увидеть приметы эпохи.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно—грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины, избежав ложной помпезности. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.
В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Исполненные в свободной широкой манере, чаще всего за один — два сеанса, эти этюды являются одним из самых высших достижений в творчестве Репина.
Портрет Победоносцева принадлежит к числу лучших из них. Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей.
Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени. Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств.
Таким и представил его в своем портрете Репин.
Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадного.
Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет — одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1010-portret-konstantina-petrovicha-pobedonosceva-ilya-efimovich-repin.html
Российский общеобразовательный портал
Периоды Эпоха, стиль, направление Образовательный уровень
- основная школа
- самообразование
Библиография : Репин И.Е. Далекое – близкое. – М., 1964; Репин И.Е. Статьи и материалы. Т. 1—2. – М.; Л., 1948—1949 («Художественное наследство…»); Новое о Репине. – Л., 1968; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. Переписка в 2-х томах. – М.
; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. – М.; Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка в 3-х тт. – М.; Л., 1948-1950; Возвращение не состоялось…(из переписки с И.Е. Репиным) // Сов. архивы. 1991. N 3; Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д.
Моргунова-Рудницкая. – М.: Искусство, 1970; И. Репин. Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985; И. Е. Репин. 1844-1930: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994; Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М.
Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. – М.: Искусство, 1973; Грабарь И.Э. Репин. В 2 тт. – М., 1963-1964; Ельшевская Г. В. Илья Репин. М., 1996; Лясковская О. И. Е. Репин. 2-е изд. – М.
, 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. – М., 1963; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом. – М.: Арт-Родник. 1997; Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин. – Л.
, 1985; Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. М.: Искусство, 1989; Чуковский К. И. И. Репин. – М., 1983.
Место создания Санкт-Петербург, Россия Источники Шувалова И.Н. «Ведь это летопись…» // Государственный совет России. 1801 – 2001. М.: Пинакотека, 2002. С. 8-9.
Тело статьи/биографии :
В ином ключе решен образ обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева — российского «Великого инквизитора», своим видом вполне соответствовавший тому образу, который русские люди создавали о нем, судя по его считавшейся роковой роли в государственной жизни (Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. Четвертая, пятая. — М., 1993. С.507.).
Бескровное лицо со стертыми чертами, застылость, подчеркнутая и большей гладкостью письма, тусклый взгляд представляют полную противоположность подвижному, бодрому Игнатьеву. Изображенный строго анфас на фоне тяжелой рамы царского портрета, он кажется олицетворением сухого, мертвого и мертвящего бюрократизма.
Портрет написан с блеском — быстро, уверенно; свободный, лаконичный, емкий мазок фиксирует самое главное. Созданный Репиным образ может сказать больше, чем многие словесные описания. Это один из редких портретов, где проскальзывает негативное отношение художника к изображенному, в связи с которым он помечает в своем списке «совсем сова», словно предвосхищая поэтическую метафору А.
Блока: «Победоносцев над Россией простер совиные крыла» (Блок А. Возмездие // Блок А. Соч. в 2-х тт. Т.I. — М., 1955. С. 507.). Реакционный дух этого душителя свободомыслия, некогда ополчившегося на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», его преследование Л.
Толстого претили художнику, с предельной убедительностью передавшему бесстрастность и душевную черствость портретируемого. В картине, где главной задачей было создание единого ансамбля, образ Победоносцева лишен той беспощадной остроты, которым отличается этюд.
Но и здесь от всего его облика — неподвижного взгляда на бледном лице, окаменевшей фигуры с молитвенно сложенными руками — веет ледяным холодом. По-видимому, чтобы еще больше оттенить застылость Победоносцева, Репин изобразил сидящего рядом с ним председателя Комитета министров И. Н. Дурново не в фас, как на этюде, а в резком повороте головы в профиль.
Но было бы ошибочным считать, что Репин задавался целью критически изображать сановников. Встречающиеся в искусствоведческой литературе высказывания об обличительном настрое художника не кажутся столь обоснованными. В этом плане портрет Победоносцева скорее исключение. Чаще же побеждало свойственное мастеру доброжелательное отношение к людям.
«Мне многие, очень многие типы из числа личностей, присутствующих на торжественном заседании Государственного Совета были очень интересны», — говорил он одному репортеру. Увлекающийся, импульсивный художник умел вживаться в любую модель, пусть даже не воодушевлявшую его в психологическом плане, отдаваясь удовольствию творческого постижения натуры.
Шувалова И.Н. «Ведь это летопись…» // Государственный совет России. 1801—2001. М.: Пинакотека, 2002. С. 8—9.
Источник: http://www.school.edu.ru/collections/collectionitem/4767
Читать
Екатерина Алленова
Илья Репин
- БЕЛЫЙ ГОРОД
- Москва, 2000
- Автор текста Екатерина Алленова
Руководители проекта: А. Астахов, К. Чеченев
- Ответственный редактор: Н. Надольская
- Редактор: Н. Борисовская
- ISBN 5-7793-0220-0
- Отпечатано в Италии
- © Белый город, 2000
Репутация
Репутация Репина как художника, соединившего в своем творчестве лучшие черты русского реализма, — эта репутация сложилась еще при его жизни. «Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…
Изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы», — писал Яков Минченков в знаменитых Воспоминаниях о передвижниках.
«На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», — вторит Минченкову Александр Бенуа.
Оба мемуариста — представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом.
Действительно, искусство Репина являет собой квинтэссенцию тех тенденций и приемов воздействия на зрителя, которые были выработаны в контексте реализма второй половины XIX века — это в известной мере собирательный образ русского искусства того времени, включая жанровый репертуар, художественные средства, соотношение между жанрами.
Автопортрет. 1878
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Веры Алексеевны Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вид на школу военных топографов в Чугуеве. Между 1854-1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Василия Ефимовича Репина, брата художника. 1867
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Репин был портретистом, мастером бытовой картины, историческим живописцем.
Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Репин «умел все».
Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. В исторической и жанровой живописи художник показывает себя очень значительным портретистом — мера индивидуализации каждого персонажа, доведенная часто до качества портретное™, в его картинах значительно выше, чем у любого из современных ему мастеров.
В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим.
Репин, правда, не занимался специально пейзажем, но то, что было выработано во второй половине века в области пейзажа, тяготеющего к импрессионизму, — передача быстроты и изменчивости жизненных впечатлений, открытый стремительный мазок, богатство фактуры — все это присутствует в репинских работах. С равным мастерством Репин пишет интерьерные сцены и сцены на открытом воздухе, а в немногих произведениях, где самостоятельной живописной темой становится природа, художник не уступает лучшим достижениям не только русской, но и европейской пейзажной школы.
Бурлаки, идущие вброд. 1872
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1871
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иов и его друзья. 1869
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина Бурлаки на Волге, с которой Репин дебютировал перед широкой публикой, сразу сделала его лидером среди русских художников.
«Четыре года тому назад Перов был впереди всех, — писал Иван Крамской, — еще только четыре года, а после Репина бурлаков он невозможен».
Репин стал первым русским художником, воплотившим не раз высказанную Владимиром Стасовым идею «хоровой картины». Своими Бурлаками Репин, в сущности, положил начало одной из магистральных тем русского искусства.
Казалось бы, одной этой картиной роль и место Репина в русской живописи в качестве «эпического поэта русского народа» и выразителя народных дум, устремлений и характеров были уже определены. Но ближайшие работы Репина оказались «изменой» этому привлекательному демократическому идеалу.
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В Париже
В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств.
Он посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его Бурлаки, путешествовал по Италии и наконец обосновался в Париже, на Монмартре, где начал работу над картинами Садко и Парижское кафе.
Сюжеты этих произведений — фантастическая сказка и жанровая сцена «во французском вкусе» — кажутся совершенно «не репинскими».
Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте».
Крамской, «душа передвижничества», был всем этим поражен и озадачен. «Я одного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? …
Я думал, что у вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специальная народная струна. …Человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен…
изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток».
«Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, — отвечал Репин, — нет, я хочу писать всех, которые произведут на меня впечатление» — и такой ответ есть не что иное, как утверждение права творческой свободы.
Дама, играющая зонтиком. 1874 Эскиз для картины Парижское кафе
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дорога на Монмартр в Париже. 1875
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дама, опирающаяся на стул. 1875 Эскиз для картины Парижское кафе
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно. В одно и то же время Репин способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере.
Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками.
Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д.
Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно…» — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571305&p=11