Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) ~ Санчес Коэльо, Алонсо — Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской
Полный размер: 1048 х 1474 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:
Сав, Гастон — Видение Жанны Д Арк
Саверей, Ролант — Горный пейзаж
Саверейс, Альбер — Река
Самокиш, Николай Семенович — Портрет великого князя Николая Николаевича верхом
Садовников, Василий Семенович — Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом
Садовников, Василий Семенович — Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула
Садовников, Василий Семенович — Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства
Садовников, Василий Семенович — Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге
Садовников, Василий Семенович — Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Таулов, Фритс — Река
Таулов, Фритс — Ночь
Таулов, Фритс — Зимний пейзаж
Количество просмотров: 76 Количество комментариев: 0
© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/16803/
Государственный Эрмитаж
Придворный художник Алонсо Санчес Коэльо — родоначальник испанского парадного портрета. Персонажи его полотен статичны, они согласно традиции сдержанны и чуть надменны.
Каталина Микаэла была младшей дочерью короля Испании Филиппа II. Представленный портрет показывает еще совсем молодую, примерно шестнадцати лет, девушку на строгом темном фоне. Она холодна и спокойна, как и положено по правилам придворного этикета.
Накрахмаленный кружевной воротник, тяжелое одеяние, расшитое золотом и серебром, сковывают движения, но тщательно выписанные детали костюма сочетаются с цельной характеристикой модели.
За внешней замкнутостью художник смог разглядеть изящество и очаровательную женскую грацию.
Выйдя замуж за Карла Эммануила I Савойского, инфанта навсегда покинула родину. Родив мужу десятерых детей, Каталина Микаэла умерла, едва достигнув тридцати лет.
Хуан Пантоха де ла Крус (1553–1608) Портрет Диего де Вильмайора 1605. Холст, масло. 88,5×70,5
Талант испанского живописца Хуана Пантохи де ла Крус особенно проявился в области парадного портрета времен Габсбургов. Придворный живописец не должен был исследовать эмоции и передавать внутренние переживания изображенных на его полотнах людей, которые вальяжно позируют, показывая свое высокое положение и богатство.
Однако «Портрет Диего де Вильмайора» привлекает к себе внимание особой выразительностью и правдивой передачей образа.
Семнадцатилетний юноша из знатной семьи предстает перед зрителем в изящных доспехах из вороненой стали с золотым орнаментом и в пышном плиссированном воротнике — явном признаке светского костюма, одетого для появления при дворе, а не военных походов. На груди героя висит рыцарский орден Алькантара.
Драгоценности и нарядные мелочи подчеркивают правдивую характеристику уверенного в своей значимости испанского гранда. В его образе — вся аристократическая Испания времен Филиппа III Габсбурга.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682) Мальчик с собакой Между 1655–1660. Холст, масло. 70×60
Бартоломе Мурильо, видный мастер испанской школы XVII века, пользовался большим успехом у современников и даже был провозглашен капитулом Севильского собора лучшим живописцем города. Художник писал религиозные и небольшие бытовые сценки, но особенно любил изображать детей. Иногда он писал их группами или по двое, а иногда в одиночку, как на картине «Мальчик с собакой».
Художник не идеализирует своих персонажей, при всем обаянии мальчика его веселое лицо простонародно, а костюм — простой и бедный. Ребенок имеет ярко выраженные национальные черты, проявляющиеся в позах, движениях, жестах. Взгляд его плутоватых глаз, выражение лица и повадки дышат жизнью.
Мурильо проявил себя и как прекрасный колорист: сочетание голубого неба и мягкого желтого тона жилета мальчика, темный глубокий цвет куртки и холодные, немного перламутровые тона кожи создают изысканную цветовую гамму. В отличие от произведений многих своих коллег работы живописца весьма ценились.
Особенно нравились его жанровые сценки, которые сейчас хранятся во многих музеях мира.
Эль Греко (1541–1614) Апостолы Петр и Павел. Между 1587–1592. Холст, масло. 121,5×105
Уроженец Крита, Эль Греко относится к испанской школе живописи. Узнаваемый стиль художника-маньериста отличают ослепительные вспышки света, подчеркивающие фактуру ткани и ее складки, удлиненные пропорции фигур, преувеличенная экспрессия поз и движений, драматическая острота образов, нервная линеарность рисунка, колористические диссонансы.
Изображение апостолов Петра и Павла в трактовке Эль Греко — это противопоставление двух натур и темпераментов. Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. Одна рука лежит на книге Святого Писания, указующий жест другой как бы подтверждает написанные им проповеди христианской веры. Контрастом ему выступает апостол Петр.
Он — весь в сомнениях и размышлениях. Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. Интересно сопоставление рук обоих апостолов — твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной — Петра.
Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании.
Диего Веласкес (1599–1660) Завтрак. Около 1617. Холст, масло. 108,5×102
Придворный живописец короля, дон Диего де Сильва Веласкес наравне с портретами венценосных особ и высокородных грандов писал и простых людей: крестьян и солдат, завсегдатаев трактиров в жанре «бодегонес» («кабачок, трактир»). С особым чувством художник создает небольшие сценки из жизни народа, которые были характерны для раннего периода его творчества.
В картине «Завтрак» угадывается влияние итальянца Караваджо, что сказывается как в выборе сюжета, так и в использовании резкого контрастного освещения и светотеневой моделировке фигур. Веласкес изобразил двух веселых юношей, возможно, солдат, пригласивших в свою компанию старика-бродягу. Подобные сцены и типажи часто повторяются в творчестве художника.
Произведение построено на контрасте молодых, полных энергии жестикулирующих юношей с более спокойным, умудренным жизнью стариком, внимательно их слушающим. Это сопоставление тем не менее подано весьма тактично и ненавязчиво. Натюрморт на переднем плане отличается строгостью и скупостью предметов, что было присуще испанским мастерам.
Существует предположение, что в образе сидящего справа молодого человека художник изобразил себя.
Диего Веласкес (1599–1660) Портрет графа — герцога Оливареса 1638. Холст, масло. 67×54,5
Работая при дворе Филиппа IV, Веласкес неоднократно писал портреты короля и членов его семьи. Не раз позировал ему и главный министр двора, в чьих руках двадцать три года находилась почти неограниченная власть над Испанией.
Дон Гаспаро де Гусман, граф Оливарес, герцог Сан-Лукар де Барракудо представлен Веласкесом на фоне серовато-оливкового фона, его костюм подчеркнуто скромен — черная одежда с белым воротничком.
Из этого темного обрамления выступает мясистое лицо Оливареса, усы и бородка лишь частично закрывают оплывшие щеки и подбородок. Тяжелый, массивный нос нависает над сжатыми губами, а черные волосы подчеркивают большой выпуклый лоб. Совсем другое впечатление производят умные и проницательные глаза.
Они выдают во внешне спокойном человеке натуру со стальным характером. Работа создана в 1630-е, когда Веласкес писал скромные погрудные изображения, уделяя в них особое внимание раскрытию внутреннего мира портретируемых.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664) Отрочество Мадонны. Между 1658–1660. Холст, масло. 73,5×53,5
Франсиско де Сурбаран относится к плеяде испанских художников XVII века. Его творчество, несмотря на религиозную тематику, весьма реалистично. В изображениях святых и монахов он передавал реальные человеческие переживания и чувства, которые подмечал у молящихся в соборах родной Севильи.
В «Отрочестве Мадонны» образ маленькой Богоматери притягивает своей необычайной чистотой и невинностью. Перед нами — испанская девочка с милыми чертами лица, но в образе Марии художник передал что-то отличающее ее от простого ребенка.
Трогательная кротость, с которой она устремила глаза в небо, и лицо, озаренное сверху светом, говорят об ее избранности и покорности будущим испытаниям. Фигура Марии в ярком красном платье с зеленой накидкой выделяется на темном фоне, как будто луч божественного света указал на нее, выбрал среди других дев.
Сюжет, известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических сказаний о жизни Мадонны.
Антонио Переда (1608–1678) Натюрморт с поставцом. 1652 Холст, масло. 80×94
Антонио Переда — видный живописец мадридской школы, испытывавший влияние Веласкеса. Он писал картины на исторические и библейские сюжеты, но большую известность приобрел благодаря своим натюрмортам.
В представленной работе предметы расставлены так, чтобы зритель мог полюбоваться и как следует рассмотреть их формы и замысловатый декор. В произведении нет места случайности, почти обязательной во фламандском натюрморте, все разложено в определенном строгом порядке.
Центральное место занимает большой ларец черного дерева, выложенный пластинками белой кости. Из открытого ящика ларца свешивается кусок пестрой ткани, затканной ярким народным орнаментом.
Разнообразные керамические изделия расположены на ларце и вокруг него: красная ваза с лепным орнаментом, сосуд с орнаментальной росписью, в которой заметна крылатая женская фигура, и другие, менее парадные сосуды.
Переда тщательно выписывал такие детали, как обломанный край у фаянсового кувшина или потертость поливы на расписном узоре, следы времени на ткани. Художник вводит в картину интересную деталь — пузатую стеклянную банку, наполненную прозрачной водой.
Тут же лежат кусок сыра, бисквиты и пирожные, аккуратно разложенные на куске белой бумаги. Старательно передавая цвет каждого отдельного предмета, мастер не стремился прийти к одной общей гамме произведения в целом, однако это сделало натюрморт очень нарядным и привлекательным.
Источник: https://nemaloknig.com/read-315879/?page=16
Книга: Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
src=»/icl/i/6/233006/img_82.jpeg» alt=»Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. Иллюстрация № 82″ />
Алонсо Санчес Коэльо. Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской. 1582/85. Холст, масло. 70х50. Инв. 2594
Возможно, впрочем, что перед нами произведение одного из гостивших при дворе Филиппа II итальянских художников, подчинявшихся в подборе красок требованиям сурового вкуса, царившего в Эскуриале.
Моралес Луис
Настоящим испанцем, аскетом и фанатиком представляется Луис Моралес († в Бадахосе в 1586), прозванный божественным (el divino). Его кисти принадлежат две типичные картины “Мадонна” и “Mater dolorosa”, в которых странным образом сочетались влияния Флоренции и нидерландцев с национальными особенностями, полными суровой религиозности.
Луис де Моралес. Мадонна с младенцем и прялкой в виде креста. Холст, масло, переведена с дерева. 71,5х52. Инв. 364. Из собр. Д .П. Татищева, Санкт-Петербург, 1845
Луис де Моралес. Скорбящая Богоматерь. Дерево, масло. 82х57. Инв. 358. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
В середине XVI века Карл V и вслед за ним Филипп II наводнили Испанию полчищами выписанных из Италии художников, вытеснившими мало-помалу всякие следы фламандских и бургундских влияний.
Среди этих итальянцев целый ряд придерживались флорентийских и римских формул, считавшихся тогда в образованных кругах верхом изящности и изысканности.
Их творчество, поддерживаемое двором, нашло себе, несмотря на свой холод и бездушную строгость, подражание среди наименее жизненных местных художников.
Рибальта, Франсиско
Франсиско Рибальта (1551 — 1628) сам посетил Италию и на изучении Себастиано дель Пиомбо выработал свою манеру.
Франсиско Рибальта. Пригвождение к кресту. 1582. Холст, масло. 144,5х103. Инв. 303. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1815
Франсиско Рибальта (Школа). Трое святых в темнице. Холст, масло. 264х178. Инв. 347. Из собр. М. Годоя, Париж, 1831
Ему приписывали до последнего времени прелестную картину “Встреча св.
Иоакима и Анны”, написанную лет 20 или 30 после смерти мастера и, может быть, вовсе не в Испании [48], на самом же деле характер его искусства (а вместе с тем и характер испанской живописи конца XVI века) можно понять по скучным упадочно-флорентийским картинам: “Голгофа” (В наст.
время — “Пригвождение к кресту”) снабжена полной подписью художника и годом 1582 и “Магдалина у гроба Господня” (Мария Магдалина и апостолы у гроба Христа). Возможно, что и картина, носящая в Эрмитаже имя сына Франсиско Хуана (1597 — 1628), “Мученичество св.
Екатерины”, принадлежит тоже кисти Рибальты—отца, постаравшегося здесь сочетать круглоту линий, полноту форм и равновесие композиции с гладкой, методичной и холодной живописью, считавшейся гордостью Флоренции второй-половины XVI века.
Однако уже к концу XVI века стали обозначаться признаки обновления и освежения испанской живописи. До сих пор не выяснено вполне, кто занес стиль Караваджо на Пиренейский полуостров, но можно установить, что в первые десятилетия XVII века принцип итальянского натурализма был уже известен испанцам.
Вероятно, первые картины караваджиевского стиля появились в Испании еще до возвращения Рибейры из его путешествия по Италии, с момента же грандиозного успеха, завоеванного этим художником на родине, начинается поголовное увлечение всех лучших испанских живописцев новым художественным евангелием.
Майно, Кано, Сурбаран, Веласкес, Maco, Пареха, Хосе Леонардо, Переда, Хуан Ридзи — все лучшие художники времени Филиппа IV имеют характер учеников Караваджо.
Это то же искание сильной пластичности, те же резкие средства, те же разрешения световых задач, та же искренность, наконец, та же вера, что вне простой правды нет спасения.
Кто был одарен гениальностью среди этих художников, те сумели выразить свою зависимость от Караваджо в менее покорной форме и сочетать его правдивость с изумительной красочной красотой (частью заимствованной у венецианцев), но иные менее талантливые или менее культурные (вроде Сурбарана) утрировали уже без того крайнюю теорию Караваджо и доходили иногда до отталкивающей грубости.
Майно, Хуан Баутиста дель
Вероятно, одной из первых по времени испанских картин караваджиевского характера в Эрмитаже является “Поклонение пастухов” доминиканца Майно (1569 — 1649), подписанная F (Fray — брат) Ju (Juan) BA (Bautista).
Хуан Баутиста Дель Майно. Поклонение пастухов. Холст, масло. 143,5х100,5. Инв. 315. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
Здесь “стиль Караваджо” выразился в более легкой прозрачной и красочной гамме, нежели то бывает в поздних картинах самого основателя натурализма, и это как будто указывает на то, что Майно, который был сверстником Караваджо, был знаком с ранними произведениями мастера.
[49] Эрмитажная картина Майно вся светится, вся в рефлексах и не будь какой-то беспомощности в композиции, чего-то чересчур наивного в позах и в пестроте красок — это было бы первоклассное произведение.
Кусочек “мертвой натуры” на первом плане достоин самых первых мастеров живописи.
Кано, Алонсо
Раннего Караваджо напоминает и превосходная картина Алонсо Кано (1601 — 1667) “Явление мадонны со св. Марией Магдалиной и св. Екатериной доминиканскому монаху в Сориано” (В настоящее время автором считается Хуан Баутиста дель Майно), хотя вообще Кано принадлежит к поколению более позднему и впоследствии не избежал влияния болонцев и фламандцев.
Хуан Баутиста Дель Майно. Явление мадонны со св. Марией Магдалиной и св. Екатериной доминиканскому монаху в Сориано. Холст. Масло. 203,5х134. Инв. 321. Из собр. Баронессы д’Эсте, Париж, 1852.
Что наша картина не случайная его работа в “натуралистическом” характере, доказывает его изображение “готских королей” (около 1637) в Мадриде и в особенности его св. Агнеса в
Источник: https://litvek.com/br/233006?p=24
Санчес Коэльо, Алонсо, ок. 1531-1588 Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской
который возглавил национальную школу портретистов. Алонсо Санчес Коэльо родился в 1531 году в испанском городе Бенифайро. Когда он был еще ребенком, семья переехала в Португалию, где он и вырос. Он с детства проявлял способности к живописи. Когда португальский король Жуан III узнал о способностях юноши, он послал его во Фландрию для совершенствования в искусствах.
Во Фландрии Санчес Коэльо становится учеником художника Антониса Мора. В 1550 году Санчес Коэльо возвращается в Португалию, ко двору короля Жуана III. При дворе он проработал несколько лет. Через 5 лет Санчес перебрался в Испанию. Здесь, при дворе Филиппа II он продолжает совершенствовать свое искусство при поддержке Мора.
Но вскоре Мор по невыясненным причинам стремительно покидает Мадрид, и придворным художником короля назначается Санчес Коэльо.В этой должности он проработал до конца своих дней, пользуясь благосклонностью короля и вниманием аристократии.Сферой работы Санчеса Коэльо был официальный портрет.
Санчес Коэльо работал в канонах испанского придворного портрета, которые начали складываться благодаря Антонису Мору, когда тот работал для испанского короля.Несмотря на то, что Санчес Коэльо писал и религиозные картины, большую художественную ценность имеет его портретное творчество.Парадный портрет Испании следовал строгим правилам придворного этикета, сословным нормам поведения.
Заказчик хотел видеть себя воплощением важности, величия, чести и отличающего облик испанского аристократа «сосиего», то есть сдержанности, ледяной невозмутимости.
Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в канонических позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облачены в великолепные одежды с тщательно выписанными драгоценными деталями и изолированы от зрителя как бы невидимой преградой.
К числу лучших произведений Алонсо Санчеса Коэльо принадлежит поколенный портрет тринадцатилетней принцессы Изабеллы Клары Эухении (Мадрид, Прадо). Хрупкий подросток, любимица отца, в изысканном парадном туалете стоит в изящной традиционной позе.
Белое шелковое, затканное золотом платье с высоким гофрированным воротником из серебристых кружев как бы определяет тон светлой бледно-золотистой гаммы портрета. Фон с градациями цвета и едва намеченным очертанием окна создает впечатление пространственной воздушной глубины. Завитые волосы девочки подобраны кверху и скрыты под богатым головным убором.
С непревзойденным мастерством Алонсо Санчес Коэльо и его ученики передавали мельчайшие детали придворного костюма, узорчатые парчовые и атласные ткани, жесткие кружевные воротники, вышивки, жемчуг, сверкающие самоцветы.По придворным портретам можно составить представление о бесценных сокровищах испанской короны, конкретные образцы которых известны в истории и очень редкие из них дожили до современности. изысканность и элегантность, и вызванная этими качествами едва заметная идеализация уменьшает реалистическую суровость и физиологичность его образов. Одна из величайших находок в испанской живописи — это выработанное им обыкновение использовать нейтральный серый фон в портретах.
Портрет Диего де Вильямайора — Хуан Пантоха де ла Крус. 1605
Талант испанского живописца Хуана Пантохи де ла Крус (1553-1608) особенно проявился в области парадного портрета времен Габсбургов.
Придворный живописец не должен был исследовать эмоции и передавать внутренние переживания изображенных на его полотнах людей, которые вальяжно позируют, показывая свое высокое положение и богатство привлекает к себе внимание особой выразительностью и правдивой передачей образа.
Семнадцатилетний юноша из знатной семьи предстает перед зрителем в изящных доспехах из вороненой стали с золотым орнаментом и в пышном плиссированном воротнике — явном признаке светского костюма, одетого для появления при дворе, а не военных походов. На груди героя висит рыцарский орден Алькантара.
Драгоценности и нарядные мелочи подчеркивают правдивую характеристику уверенного в своей значимости испанского гранда. В его образе — вся аристократическая Испания времен Филиппа III Габсбурга.
Испанский просвет
Это один из трех больших залов Нового Эрмитажа, предназначенных для экспонирования крупных полотен. Свод и фриз зала покрыты позолоченным лепным орнаментом, ваза и торшеры, выполненные из коргонского порфира, декорированы золоченой бронзой.
Экспозиция представляет живопись Испании XVII-XVIII вв. В зале можно увидеть две картины великого испанского живописца Д. Веласкеса — «Завтрак» и «Портрет Оливареса» (1638); полотна прославленных мастеров XVII в. — Х. Риберы, Ф. де Сурбарана , А.
Кано, большую коллекцию работ Б.Э. Мурильо.
Источник: https://cyberpedia.su/20x6b1d.html
Художник АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО (1531–1588) (ИСПАНИЯ)
?
eva_k2 (eva_k2) wrote, 2016-03-04 10:55:00 eva_k2 eva_k2 2016-03-04 10:55:00 Category:
ПРИНЦЕССЫ ИЗАБЕЛЛА КЛАРА ЕВГЕНИЯ И КАТАЛИНА МИКАЭЛА (1575)
ПРИНЦ ДОН КАРЛОС (1555 — 1559)
КАТАЛИНА МИКАЭЛА АВСТРИЙСКАЯ, ГЕРЦОГИНЯ САВОЙСКАЯ (1584 — 1585)
SANCHEZ COELLO ALONSO PHILIP II HOLDING A ROSARY
ДАМА С ВЕЕРОМ (1570 — 1573)
ИНФАНТА ИЗАБЕЛЛА КЛАРА ЕВГЕНИЯ И МАГДАЛЕНА РУИС (1585 — 1588)
- МИСТИЧЕСКОЕ БРАКОСОЧЕТАНИЕ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ (1578)
- ИНФАНТА ИЗАБЕЛЛА КЛАРА ЕВГЕНИЯ (1579)
- ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ КАТАЛИНЫ МИКАЭЛЫ АВСТРИЙСКОЙ (1582-1585)
- АВТОПОРТРЕТ (1570)
- Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://eva-k2.livejournal.com/1998678.html
Живопись мира
«Портрет актрисы Антонии Сарате»Около 1810-1811 гг.
В Эрмитаже хранится большое собрание картин старых испанских мастеров, разнообразное по составу и включающее произведения всех великих художников — Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Веласкеса, Мурильо, Гойи. Коллекция создавалась в основном с 1760-х до 1850-х годов, позднее поступления были случайными. В залах экспонируются не все картины, многие находятся в фондах и выставляются периодически.В искусстве Испании XV — начала XVI века господствовал стиль интернациональной готики. Среди произведений этого периода высоким уровнем исполнения выделяются доски конца XV века «Положение во гроб» Неизвестного художника кастильской школы и «Св. Себастьян и св. Фабиан» Неизвестного художника арагонской школы, а также «Встреча св. Иоакима и св. Анны у Золотых ворот», созданная ок. 1520 года валенсийским мастером Пабло де Сан Леокадио (1447-1520). В середине XVI века ведущим художником Валенсии был Хуан де Хуанес (1510(?)-1579). К лучшим его работам в собрании относится «Богоматерь с младенцем Христом, детьми Иоанном Крестителем, Иоанном Евангелистом и ангелом».Большой популярностью во второй половине XVI века пользовался в Испании Луис де Моралес (ок. 1515-1586). Он представлен в Эрмитаже двумя превосходными работами — «Богоматерь с Младенцем» и «Скорбящая Богоматерь». В 1576 году в Испанию приехал Доменикос Теотокопулос, по прозвищу Эль Греко (1542-1614) — уроженец острова Крит, много лет проживший в Италии, он вошел в историю как великий испанский художник. Его полотно «Апостолы Петр и Павел», шедевр собрания, относится к первому периоду деятельности художника на Иберийском полуострове.
В конце XVI столетия главным художественным центром Испании становится королевский двор с резиденциями в Мадриде и Эскориале.
Там начинал работать Франсиско Рибальта
(1565-1682), впоследствии переехавший
в Валенсию и там прославившийся.
В Эрмитаже находятся редкие ранние работы
мастера, среди них — «Пригвождение к кресту»
и «Мученичество св. Екатерины».
Большое развитие при испанском дворе получил портрет. Создание школы придворных портретистов связано с Алонсо Санчесом Коэльо (ок. 1531/2-1588),
Алонсо Санчес Коэльо«Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской»Между 1582-1585 гг.
автором «Портрета инфанты Каталины Микаэлы Австрийской».
Кисти ученика Санчеса Коэльо,
Хуана Пантохи де ла Круса (1553-1608) принадлежит «Портрет Диего де Вильямайора».
В испанской живописи начала XVII века сильны были реалистические тенденции.
Они проявились в картинах Педро Орренте (1580-1645) «Чудо с хлебом и рыбами» и Хуана Баутиста
дель Маино (1580-1649)
«Поклонение пастухов».
В этом русле развивалось творчество
Хусепе де Риберы (1591-1652), одного из лучших западноевропейских мастеров.
Он начинал обучаться в Валенсии, в молодости уехал в Италию и почти всю жизнь прожил в Неаполе — городе, входившем тогда в испанские владения.
Рибера стал последователем караваджизма, демократического направления в живописи,
с характерным для него использованием
резких контрастов света и тени.
В этой манере написаны «Св. Иероним и ангел»
и «Св. Себастьян и cв. Ирина».
Позднее живопись мастера стала более мягкой, с градацией оттенков в палитре — такая,
как в
работе «Св. Онуфрий».
Многих выдающихся художников дала Испании Севилья. Здесь родился и создавал свои первые
произведения великий Диего Веласкес
(1599-1660), потом переехавший в Мадрид
на должность приближенного живописца
короля.
В собрании есть две его ранние работы,
«Мужская голова в профиль» и
«Завтрак».
Значительно позднее, при дворе создан
«Портрет графа-герцога Оливареса»,
первого министра.
Кроме того, в Эрмитаже находятся еще
четыре работы мастерской художника и его последователей.
Севилья была родиной Франсиско де
Сурбарана (1598-1664), украсившего
замечательными полотнами церкви и
монастыри города.
Многие из них впоследствии вывезли из страны. К их числу принадлежат «Сан Фернандо»,
«Св. Лаврений»,
«Отрочество Богоматери».
В Севилье обучался и долго жил Алонсо
Кано (1601-1667), работавший также в
Мадриде и Гранаде, создатель впечатляющего «Распятия» и ряда других произведений хранящихся в Эрмитаже.
Наконец, к прославленным севильским мастерам принадлежит Бартоломе Эстебан Мурильо
(1617-1682), которого в Европе XVIII и XIX
веков ценили больше всех других испанских
живописцев.
Эрмитажное собрание картин Мурильо очень
богато, оно содержит девятнадцать
оригиналов и, кроме того, работы мастерской и круга художника.
В ранних произведениях Мурильо
отразилось влияние Риберы,
в частности в «Поклонении пастухов».
Картины зрелого периода творчества,
например «Убийство инквизитора Педро
де Арбуэса», свидетельствуют о формирование стиля декоративного барокко.
Наиболее позднее полотно, «Непорочное Зачатие («Уолпола»)» изяществом рисунка, изысканностью палитры и легкостью кисти предвосхищает стиль рококо. В грандиозных полотнах «Благословение Иакова» и «Сон Иакова» проявилось блестящее мастерство пейзажа. Одной из лучших жанровых картин является
«Мальчик с собакой».
Мадридская живопись середины и второй
половины XVII века представлена в
собрании работами Франсиско Кольянтеса,
Антонио Пуги, Антонио Переды,
Хосе Антолинеса, Матео Сересо и ряда
других художников.
Произведений XVIII века немного, среди
них — портреты королевской семьи:
Карлоса III, его сына Карлоса, принца Астурийского и супруги последнего — Марии Луизы, принцессы Пармской кисти Мариано Сальвадора Маэльи (1739-1819).
Единственное полотно Франсиско де Гойи
(1746-1828) —
«Портрет актрисы Антонии Сарате», созданный в 1810-1811 годах, выходит уже в начало XIX столетия.
Всего эрмитажная коллекция испанских
картин XV — начала XIX века насчитывает
более ста шестидесяти полотен и является
самой многочисленной за пределами
Испании.
Источник: http://paiting-the-world-kofanova.blogspot.com/2015/