Федор Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II», 1763
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.
ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.
Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
В инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка по случаю 280-летия со дня рождения художника Федора Степановича Рокотова.
Крупнейший портретист своей эпохи, он был забыт почти на 100 лет, пока Сергей Дягилев не открыл его творчество заново в начале XX века.
И теперь именно благодаря его мастерству и таланту, мы знаем, как выглядели главные политические деятели Екатерининской эпохи.
Федор Рокотов «Портрет великого князя Петра Федоровича», 1758
Федор Рокотов «Портрет великого князя Петра Федоровича», 1758
Федор Рокотов стал одним из самых загадочных художников в русской истории. Император и императрица, фавориты, придворные дамы, великие политические деятели и военачальники становились его моделями.
Будучи приближенным к Екатерине II человеком, он полвека наблюдал за интригами и скандалами, и, очевидно, знал самые большие тайны императрицы.
Но про самого Роктова история не оставила нам практически никаких свидетельств.
Федор Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II», 1763
Федор Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II», 1763
Федор Рокотов учился в Петербурге в только что открывшейся Академии художеств, куда попал по приглашению князя Шувалова в 1757 году. Здесь Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П.
де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо.
Именно Пьетро де Ротари, автор серии прекрасных портретов, названных «Головки», привил Рокотову любовь к камерным образам, абстрактному фону и детальной прорисовке тканей и украшений.
Федор Рокотов «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах», 1763
Федор Рокотов «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах», 1763
Рокотов писал парадные портреты, в которых статус модели, ее высокое положение при дворе, подчеркивались чаще всего через наряд. Таков портрет Григория Орлова, фаворита императрицы Екатерины II. Здесь он изображен в воинских доспехах со знаками отличия, орденами и лентами.
Федор Рокотов «Портрет Алексея Бобринского», 1763
Федор Рокотов «Портрет Алексея Бобринского», 1763
Рокотов знал обо всем, что происходило при дворе, но не оставил никаких записей. У его современников мы также не встречаем воспоминаний о нем. Тем не менее, в его посвященности в интриги Екатерины II не остается сомнений. В 1763 году Рокотов пишет портрет незаконнорожденного сына императрицы и Григория Орлова, Алексея Бобринского.
Федор Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е
Федор Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е
В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. Его моделями становятся представители старой московской знати.
«Портрет неизвестной в розовом платье» – один из лучших примеров этого периода творчества художника. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета.
И хотя это еще далеко не психологический портрет, тончайшие градации цвета воспринимаются как намек на внутреннюю богатую духовную жизнь героини.
Федор Рокотов «Портрет А.П.Струйской», 1772
Федор Рокотов «Портрет А.П.Струйской», 1772
Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Художнику здесь было важно не конкретное состояние модели, а богатство и красота ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры.
Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. О Струйской восторженно писал поэт И.М.
Долгоруков: «…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».
Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке», 1770-е
Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке», 1770-е
Портрет неизвестного в треуголке – одно из самых загадочных произведений Федора Рокотова. Существуют две версии, содержащие предположения о личности героя.
Согласно одной из них перед нами портрет графа Алексея Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова.
Другая точка зрения основана на данных рентгенограммы, показавшей, что произведение написано поверх изображения молодой женщины, лицо которой полностью сохранено в поздней живописи и без изменений вошло в портрет «неизвестного».
Федор Рокотов «Портрет княгини Е.Н.Орловой», 1779
Федор Рокотов «Портрет княгини Е.Н.Орловой», 1779
Портрет Екатерины Орловой, законной супруги Григория Орлова, является одним из примеров того, как Рокотов усвоил и переработал стилистические особенности рокайльного портрета Ротари. Образ вписан в овал, внимание художника сосредоточено на лице портретируемого, но, тем не менее, он не забывает и о деталях, точно выписывая складки шелковых тканей наряда.
Федор Рокотов «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти», 1785
Федор Рокотов «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти», 1785
В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Исчезает та рокайльная дымка, которая придавала образу атмосферу недоговоренности и таинственности. На смену манящей полумгле приходят более отчетливые красочные тона, объемы становятся более определёнными. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних.
В работах 1780-1790-х годов художник более тщательно выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях, однако скованная мимика и напряженный взгляд отталкивают зрителя.
В лицах моделей, выхваченных сфокусированным лучом света из окружающего фигуру полумрака, все чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.
Федор Рокотов «Портрет П.Н.Ланской», 1790-е
Федор Рокотов «Портрет П.Н.Ланской», 1790-е
О последних двадцати годах жизни художника сведений сохранилось немного. Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года.
Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
Рокотов был предан забвению на 100 лет, вплоть до грандиозной «Историко-художественной выставки русских портретов» 1905 года в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым, собравшим на нее 2300 произведений.
Источник: https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/22022016/98040
РЕСТАВРАЦИЯ
РОКОТОВ Федор Степанович
(1732(1735?), с.Воронцово, Московская губ.(Москва?) – 12.12.1808, Москва)
Живописец, портретист.
Происхождение: вольноотпущенный князя П.И.Репнина, или его внебрачный сын. Возможно обучался искусству иконописи.
1750 – переезд в Петербург. Обучение в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе.
1760 – принят в ИАХ «по словесному приказанию» Шувалова. Учился у Л.Ж. Ле Лоррена, Л.-Ж.-Ф.Лагрене, Ф.Фонтебассо, а также у П.Ротари и Ж.Л.Токке.
1757 – «Портрет неизвестного». В разное время считался автопортретом и портретом гравера Е.П.Чемесова.
1758 – изображение кабинета И.И.Шувалова. Работа сохранилась в копии А.Зяблова.
1759 – изображение Е.М.Шуваловой. Влияние А.П.Антропова.
Кон.1750-х – нач.1760-х – портрет княжны Е.Б.Юсуповой. Рокайльная манера Токке.
1761 – портрет цесаревича Павла Петровича. Рокайльная манера Токке.
1763 – парадный коронационный портрет Екатерины II. Наиболее значительное произведение раннего периода творчества. Оригинальность и смелость состоят в том, что фигура сидящей императрицы представлена в трехчетвертном повороте при профильной постановке головы. Портрет неоднократно повторялся и копировался.
1762-1763 – парадный портрет фаворита Екатерины II графа Г.Г.Орлова в латах.
Сер.1760-х – портрет внебрачного сына Екатерины II А.Г.Бобринского.
Ок.1767 – уходит из ИАХ и переезжает в Москву «вольным живописцем».
С конца 1760-х гг. формируется классический «рокотовский» стиль. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Полуулыбка соединяется с грустным взглядом особенно, по-рокотовски, написанных удлиненных и прищуренных глаз.
Живописное начало преобладает над рисунком. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Источник света помещен сбоку. Обычно художник пишет голову в трёхчетвертном повороте, отчего на лицах моделей появляется неопределенное загадочное выражение. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма.
Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. Художник использует зигзагообразный мазок, позволяющий безошибочно определять его авторство. Колорит строится на тонком сопоставлении нюансированных оттенков сближенных тонов в женских портретах и контрастных – в мужских.
Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности.
1775 – портрет В.И.Майкова
1772 – парные портреты А.П. и Н.Е.Струйских, друзей и покровителей Рокотовых. Они красивы по цвету: тёплые золотистые тона преобладают в женском портрете, контрастирующие с ними глубокие зелёные – в мужском.
Нач.1770-х – Портрет неизвестного в треуголке. Розовый сопоставлен с чёрным цветом бархата и серебром аграфа.
1770-е — Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности. Преобладает пепельно-оливковая гамма.
Портреты, написанные в конце 1760-х и начале 1770-х имеют теплый подмалёвок, просвечивающий сквозь лессировки и сообщающий лицам изображённых особую живописность.
1770-е – Портрет неизвестной в розовом платье. Тончайшие переливы блекло-розовых и серебристо-серых тонов.
не ранее 1779 – вариант-повторение более раннего овального «Портрета Екатерины II». Удачное объединение образа государыни, наделенной многочисленными атрибутами власти, и уже немолодой, умной, любезной женщины. Вошёл в иконографию Екатерины II как «тип Рокотова».
1780-е – нач.1790-х – новый период творчества художника. Рокотов корректирует свой стиль в сторону усиления репрезентативности и декоративных качеств, все чаще избирает для портретов овальную форму. Костюмы изображённых, особенно женские, усложняются за счет дополнительных украшений – цветов и пышных бантов.
Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне.
1780 – портрет В.Е.Новосильцевой
1785 – портрет графини Е.В.Санти
II половина 1780-х – парные портреты В.Н.Суровцевой и Суровцева.
1790-е – слепнущий Рокотов в основном развивает находки предыдущего десятилетия. Это – овальная форма, которую теперь иногда вписывает в прямоугольник холста; статичная уравновешенная композиция.
Нач.1790-х – портрет П.А.Воронцовой
I пол.1790-х – портрет Писаревой(?)
1790-е – овальные изображения супругов Бутурлиных. Художник использует только два цвета – чёрный и белый.
1790-е – парные овальные портреты неизвестного в красном мундире и неизвестной в белом чепце с голубым бантом.
Главные работы:
«Портрет неизвестного» (1757, ГТГ)
«Портрет княжны Е.Б.Юсуповой» (кон.1750-х – нач.1760-х, ГРМ)
«Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761, ГРМ; вариант – повторение 1763 – Ярославский ОХМ)
«Портрет графа Г.Г.Орлова в латах» (1762 – 1763, ГТГ)
«Портрет И.Л.Голенищева-Кутузова» (между 1762 – и 1764, ГРМ)
«Портрет Екатерины II» (1763, ГТГ; вариант 1763 – ГМЗ «Павловск»)
«Портрет А.Г.Бобринского в детстве» (сер.1760-х, ГРМ)
«Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности» (кон.1760-х, ГТГ)
«Портрет графини М.А.Воронцовой» (кон.1760-х, ГРМ)
- «Портрет Екатерины II» (не ранее 1769; вариант-повторение 1779 – ГРМ)
- «Портрет неизвестного в треуголке» (нач.1770-х, ГТГ)
«Портрет Н.Е.Струйского»(парный портрету А.П.Струйской, оба – 1772, ГТГ)
«Портрет А.П.Струйской»(парный портрету Н.Е.Струйского, оба – 1772, ГТГ)
«Портрет В.И.Майкова» (1775, ГТГ)
- «Портрет великого князя Павла Петровича» (1770-е, ГРМ)
- «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770, ГТГ)
«Портрет В.Е.Новосильцевой» (1780, ГТГ)
«Портрет Д.Г.Ждановой» (1781, ГРМ)
«Портрет графини Е.В.Санти» (1785, ГРМ)
«Портрет князя И.И.Барятинского в юности» (нач.1780-х, ГТГ)
«Портрет Суровцева»(парный портрету В.Н.Суровцевой, оба – II пол.1780-х, ГРМ)
«Портрет В.Н.Суровцевой»(парный портрету Суровцева, оба – II пол.1780-х, ГРМ)
«Портрет графини П.А.Воронцовой» (нач.1790-х, ГРМ)
- «Портрет Писаревой (?)» (первая половина 1790-х, ГРМ)
- «Портрет неизвестной в полосатом платье» (1790-е, ГТГ);
- «Портрет неизвестного в красном мундире» (парный портрету неизвестной в белом чепце, оба – 1790-е, ГРМ)
- «Портрет неизвестной в белом чепце» (парный портрету неизвестного в красном мундире, оба – 1790-е, ГРМ).
- ______________________________________________________
Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008
Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.
см. в сообществе «Реставрация»: АЛЬБОМ «РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)
Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.
Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/rascvet_russkogo_portreta_vo_vtoroj_polovine_xviii_v_f_s_rokotov/14-1-0-69
Портрет Екатерины II Федора Рокотова: история создания, описание
- Нестандартно написан царицы портрет –
В профиль, как на античной камее.
Освещает лицо государыни свет – - И я перед картиной немею!…
- Иван Есаулков
История создания портрета
В числе работ, составивших живописное наследие Федора Степановича Рокотова (1735-1808 г.
), именно портрет Екатерины II, написанный в парадном стиле в честь ее коронации на престол Российской Империи в 1763 году занимает почетнейшее место! И не только потому, что еще не Великая, но уже Императрица России выбрала для создания своего официального изображения безродного 28-летнего портретиста.
Дело в другом — портрет Екатерины II Федора Рокотова, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, по сути, положил начало новой эпохи русской портретной живописи. Никто из русских живописцев до этого момента не был столь раскован, изображая модель в непринужденной позе, в профиль, да еще на парадном полотне!
В работе художник сумел не только изобразить очень близко к оригиналу внешность новой русской императрицы, но и передал живость и непосредственность ее натуры, придал картине динамизм, изменив устоявшиеся на тот момент принципы статичности и помпезности официального портрета.
Добился этого автор не только своими излюбленными многослойными мазками и «подсушенными красками», но и организацией самой сцены, на которой, кроме модели, нет никаких «лишних», отвлекающих взгляд от модели деталей.
Даже императорские регалии, казалось бы, наиважнейшие атрибуты официального коронационного портрета, хоть и прорисованы со всем тщанием, но не выпячиваются, а находятся в тени личности самой государыни, задавая значимый, но все-таки только фон.
Для Екатерины II это полотно стало каноническим, по ее личному распоряжению именно с этой картины впоследствии ее «геральдический» лик копировался для массовых изображений.
Рождение художника
Точных, документально подтвержденных фактов об истории рождения, в то ли 1735, то ли в 1736 году, Федора Рокотова нет. Также нет указания на его происхождение и описание его детства и юности. Был ли он рожден в семье получивших вольную крепостных, на чем настаивают отдельные историки, или был незаконнорожденным отпрыском князя, генерал-аншефа П. И. Репнина — доподлинно неизвестно.
Известно лишь, что писать картины Рокотов начал точно ранее 1755 года.
Именно в этом году Федор Рокотов попал на глаза, как бы сейчас сказали, крупному селекционеру, меценату, графу Ивану Ивановичу Шувалову, отбиравшему самородков для Петербургской академии художеств.
Каким именно образом простой крестьянский сын, пусть даже неплохо рисующий, мог попасть в поле зрения знаменитого мецената из высшего общества, еще предстоит выяснить историкам. Тем не менее, известно, что именно покровительство графа Шувалова и рекомендации еще одного русского самородка — М. В. Ломоносова и привели Ф. Рокотова в итоге в Петергоф на коронацию Екатерины II.
Имя Рокотова-художника впервые упоминается в 1757 году в переписке М. В. Ломоносова с графом И. И. Шуваловым. Этим же годом датирована первая из сохранившихся подписанная Рокотовым работа.
Это «Портрет Неизвестного в гвардейском мундире».
Ряд историков почему-то считает эту работу автопортретом художника. Тем же 1757 годом датирован и портрет самого М. В. Ломоносова, собственно, единственное его изображение. Таким образом, получается, что к 1757 году Ф. С.
Рокотов уже был известен и довольно популярен.
Фото 1. Портрет Неизвестного в гвардейском мундире. Автопортрет Ф. С Рокотова, вероятно
После написания портрета М. В. Ломоносова, которому работа понравилась, и не без его протекции Федор Степанович получает заказ на свободную копию портрета императрицы Елизаветы Петровны.
Это полотно было необходимо самому Ломоносову для работы над созданием мозаичного изображения Елизаветы Петровны по заказу Московского университета. Работа велась в мастерской ученого, уже имевшего к тому времени Усть-Рудицкую фабрику по производству смальт и мозаичного стекла.
Мозаика имела шумный успех, что еще больше увеличило популярность Ф. Рокотова как портретиста.
После написания этого полотна, в 1760 году, стараниями графа Шувалова 25-летний художник был зачислен в Академию художеств и уже был известен и популярен в среде придворных.
Через два года, в 1762 году Федор Степанович написал парадный портрет кратковременно взошедшего на российский престол Петра III, за что был пожалован им званием адъюнкта Академии художеств.
В этом статусе, будучи уже очень известным и популярным среди петербургской знати мастером, Рокотов и был приглашен для написания самой известной работы своей жизни.
Позднее Ф. С. Рокотов написал еще несколько этюдов и, как минимум, два больших портрета императрицы Екатерины II, но ни одна из этих работ не достигла славы и известности коронационного портрет императрицы.
Фото 2. Портрет Екатерины IIхолст, масло
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1766 году, в 31 год от роду, едва дослужившись до чина ротмистра и получив дворянское звание по чину, Рокотов уходит из Академии художеств и перебирается на родину, в Москву. Там за 20 лет он пишет огромное множество семейных портретных галерей.
Современники утверждали, что Рокотов за этот период «написал всю Москву»! Бывало, что в его мастерской в работе было одновременно до 50 портретов. При этом сам мастер в одном из писем признавался, что редко работал с картиной с натуры меньше месяца.
Собственно, в этом состоит главная загадка его судьбы — сложно найти в русской истории еще хотя бы одного «крестьянского сына», в 30 с небольшим лет получившего чин старшего офицера русской императорской армии.
К тому же, не участвуя походах и не совершая подвигов в кровавых битвах, но исправно исполняя офицерские обязанности в Гвардейском Семеновском полку, получая офицерское жалование и одновременно учась и преподавая в Академии художеств и занимаясь написанием заказных картин!
К тому же Рокотов, вероятно, был достаточно приближен и к императрице. Настолько приближен, что именно ему она однажды поручила исполнение довольно интимного поручения — написать детский портрет своего внебрачного сына Алексея, до 12 лет воспитывавшегося у беспредельно преданного Екатерине камердинера Василия Григорьевича Шкурина.
Эта работа художника, несмотря на, мягко говоря, прохладное, по утверждению современников, отношение Екатерины Великой к своим детям, до самой ее смерти находилась в императорских покоях.
Фото 3. Портрет А. Г. Бобринского в детстве, cередина 1760-х гг., холст, маслоГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сейчас уже сложно установить истину в вопросе рождения Ф. С. Рокотова. Был ли он прямым потомком генерал-аншефа Репнина? Помогло ли его происхождение в развитии его художественных способностей? Неизвестно это сейчас и вряд ли станет известно вообще.
Но как бы то ни было, благодаря ли высокому происхождению, пусть и внебрачному, или же просто удачному стечению обстоятельств, Россия в лице Ф. С. Рокотова получила талантливейшего художника-портретиста, чьи работы имеют огромную художественную и историческую ценность. И этот факт сомнению не подлежит!
15 мая 2019
Источник: https://ekaterina-ii.ru/imperatritsa/portret-ekateriny-ii-fedora-rokotova/
Рокотов Федор Степанович
Императрица Екатерина II.
Портрет Ф.С. Рокотова. 1763 года.
РОКОТОВ Федор Степанович (1735(?) —1808) — живописец-портретист, из крепостных. Автор филигранных по технике, глубоко поэтичных, одухотворенных портретов современников. Портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, писателя А. П. Сумарокова и др.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 435.
РОКОТОВ Федор Степанович(1735-12.12.1808),
живописец-портретист. Из крепостных.
В биографии Рокотова многое еще не
выявлено. Он происходил из крестьян подмосковной
вотчины князя П. И. Репнина, но смог освободиться
от крепостной зависимости. Рокотов стал известен
вельможе и меценату И. И.
Шувалову, по
распоряжению которого был принят в Академию
художеств. Быстро овладел мастерством
портретиста. В ранних парадных портретах Г. Г.
Орлова (1762 — 63), вел. кн.
Павла Петровича (1761), Екатерины
II (1763) видно, что он прекрасно усвоил приемы
западноевропейского парадного портрета и
традиции русского портрета 1-й пол. XVIII в.
После получения звания академика
Академии художеств Рокотов покинул в 1766
Петербург и переехал в Москву. В 1770-е создал ряд
камерных портретов — поэта В. И. Майкова, сочинителя
Н. Е. Струйского и его жены, писателя А. П.
Сумарокова, членов семьи И. И. Воронцова,
“Неизвестного в треуголке”, “Неизвестной в
розовом платье” и др.
Модели Рокотова объединены
неким духовным родством, внутренней жизнью,
отстраненностью от суеты и погони за мимолетными
успехами. Рокотовские портреты узнаваемы: у его
моделей удлиненные, слегка прищуренные глаза,
едва заметная грустная улыбка, полная
загадочности; лицо и часть фигуры портретируемых
выступают из темноты, окутанные воздушной
дымкой.
В 1780-е таинственную полумглу на
портретах сменяют более отчетливые красочные
тона и более определенные объемы (портреты В. Н.
Новосильцевой, 1780, Е. В. Санти, 1785, В. Н. Суровцевой,
1785, и др.).
Увлекавший Рокотова идеал красоты и
человеческого достоинства предстает теперь как
свойственное людям чувство высокого духовного
превосходства, собственной значимости, с легким
оттенком разочарованности.
Рокотов дает яркие
индивидуальные характеристики портретируемых,
за внешней замкнутостью проступает богатый
духовный мир личности.
Л. В. Вдовина
Федор Степанович Рокотов (1735-1808). Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. Лишь XX век вернул это имя русскому искусству.
Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Однако из недавно найденных документов стало известно, что Федор Степанович Рокотов был родом из крепостных крестьян подмосковного имения Воронцово, принадлежавшего князю П. И. Репнину.
Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием «Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире» (1757, ГТГ). Тогда же была написана картина «Кабинет И. И. Шувалова», известная по копии ученика Рокотова А.
Зяблова (1779, Гос. Исторический музей).
И. И. Шувалов, первый президент русской Академии художеств, всячески покровительствовал молодому художнику и по его «словесному приказанию» Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию.
Успехи художника привлекли внимание, и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный «Портрет Петра III» (ГРМ) получает звание адъюнкта.
К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится «Портрет Екатерины II в коронационном наряде» (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии, и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762—1763, ГТГ).
Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком. При определенных требованиях к построению произведений этого жанра художник всякий раз находит интересный вариант композиции.
В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера.
Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова (ГРМ), талантливого государственного деятеля и писателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). Особенно выделяется портрет В.
И. Майкова (ок. 1765, ГТГ), в облике
которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Чувственное лицо Майкова написано осязаемо-материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа.
Это произведение — одно из самых значительных в искусстве XVIII века. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один.
Поэтому художник берет на себя выполнение только основной части портретов — пишет головы, а одежды и другие детали исполняют его помощники.
В 1775 году за копию с картины Джордано «Венера, Амур и Сатир», сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци, Рокотов получает звание академика и навсегда покидает столицу.
Москва, куда приехал Рокотов, в ту пору отличалась большей свободой творчества по сравнению с официальным Петербургом. В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И.
Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Сумароков, известный поэт М. М. Херасков создает литературный кружок молодежи.
В этой просвещенной, передовой среде формируется мировоззрение Рокотова, которое достаточно четко проявляется в его творчестве с конца 60-х годов.
Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома И. Н. Тютчева (ГТГ), С. В. Гагарина (ГРМ), П. И. Вырубова (ГТГ).
В них уже ощутимо стремление Рокотова к простоте даже в решении парадного портрета, а в последующие годы он посвящает себя исключительно работе над интимным портретом. Именно в это время складывается своеобразная, «рокотовская» манера живописи, его индивидуальный творческий почерк.
Чаще всего мастер пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило — погрудно. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека.
В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека.
Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Колорит, в основу которого обычно берутся три цвета, выражает богатство и сложность внутренней жизни портретируемого. Наконец, художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали.
Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772, ГТГ), В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Суровцевой (1780, ГРМ).
Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. Словно чарующее видение, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности.
Величавость, достоинство, уверенность в себе, способность глубоко мыслить в образе Новосильцевой. Бледное, тонкое лицо, острый взгляд чуть прищуренных глаз дрогнувшие едва заметной улыбкой губы — такова ироническая Санти. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа.
И, наконец, Суровцева — обаятельно женственная, с простым русским лицом и прямым, добрым взглядом ясных лучистых глаз.
И все несмотря на индивидуальность, в женских образах Рокотова есть нечто общее — сложный духовный мир, богатство и красота внутренней жизни, возвышенный строй человеческих чувств. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность.
Поэзию этих загадочных образов великолепно выразил в одном из своих стихотворений Н. Заболоцкий:
Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полу плач. Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенъе двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок,
Предвосхищенъе смертных мук.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rokotov.php
Рокотов фёдор степанович
- Русский художник, один из ярчайших представителей портретной живописи второй половины XVIII века.
- Биография
- Федор Рокотов родился в имении князей Репниных Воронцово, происходил из крепостных крестьян, видимо, еще в юности получил вольную.
В 1755 году, благодаря И.И.
Шувалову, оценившему талант юноши, Рокотов переехал в Петербург. Здесь он окончил Сухопутный шляхетский корпус. Получив чин ротмистра, дававший дворянство, художник оставил службу. Также он учился в недавно созданной Академии художеств.
В 1762 году Рокотов стал ее адъюнктом. В 1763 году молодой художник был приглашен в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II, который очень понравился императрице. В 1765 году Федор Степанович был удостоен звания академика.
В 1766 году он перебрался в Москву. Здесь Рокотов, помимо творчества, занимался педагогической деятельностью – он обучал живописи своих учеников.
В 1772 году живописец стал одним из основателей Московского английского клуба. Будучи масоном, с 1774 года состоял в московской ложе «Клио».
В 1781 году Рокотов купил участок земли на Старой Басманной улице, где затем возник его дом, здание которого сохранилось до наших дней.
Последние работы портретиста относятся к началу 1790-х годов. О последующих десятилетиях его жизни известно крайне мало. Так, в 1793 году он приобрел имение Аниково.
Здесь Рокотов жил в начале 1800-х, затем продал его. В 1806 году купил другое владение в Москве. Художник скончался в декабре 1808 года. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
Точное местонахождение его могилы неизвестно.
Творчество
С творчеством Ф.С. Рокотова наступает новый этап в отношении художников к человеческой личности. Его портреты отличаются человечностью и лирической глубиной, что до тех пор было несвойственно русской портретной живописи.
К 1750-м годам относится необычная для Рокотова картина – «Кабинет И.И. Шувалова» (1757) – чуть ли не первый интерьер XVIII века.
Сама картина не сохранилась и известна по копии, созданной учеником художника А. Зябловым в 1799 году.
Рокотов тщательно воспроизвел всю обстановку кабинета, сумев при этом передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII века.
С началом 60-х годов к Рокотову приходит известность, у него много заказов. Например, в 1764 году он писал порядка 40 портретов.
Новаторский характер творчества Рокотова виден в портрете великого князя Павла Петровича, написанного им в 1761 году. Работа исполнена легко, художник не подчеркивает мелкие детали наружности Павла. Непоседливый и капризный на вид мальчик словно живет на портрете. Тона картины выполнены в теплой гамме золотистого и красного.
Портреты Рокотова 1760-х годов демонстрируют всю большую правдивость образов. К середине 60-х относится портрет поэта В.И. Майкова. Он очень экспрессивен.
Жизнерадостный, энергичный и насмешливый Майков изображен со всей полнотой реалистичной убедительности. Портрет свидетельствует о жизненной зрелости его автора.
Его живописные приемы смелы, композиция портрета предельно проста и сосредотачивает все внимание на сильном лице поэта.
В середине 1760-х годов Рокотов написал портреты неизвестной из семьи Воронцовых и неизвестного юноши. В них также проявилось стремление художника к материальности образа. В последующие годы Федор Степанович уже не подчеркивал так настойчиво физическую сторону облика, создавая тонкие одухотворенные портретные образы.
После переезда в Москву в 1766 году художественная деятельность Рокотова развернулась еще шире. Именно в Москве с конца 1760-х и до конца 1780-х годов он создал свои лучшие портреты. Они отличаются внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н.Е.
Струйского (1772), неизвестного в треуголке (сейчас высказывается предположение, что это портрет самой Екатерины II в маскарадном костюме), А.И. Воронцова, неизвестной в розовом платье, посла в Константинополе А.М. Обрескова и др. художник запечатлел неповторимые особенности внутреннего склада этих людей.
Лиризм образа человека в рокотовских портретах парой десятилетий раньше был почти незнаком русским портретистам.
В 1780-х годах Рокотов достигает особой поэтической одухотворенности своих произведений. Для их создания он использует тонкие композиционные и живописные средства. Портреты В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е), Е.В.
Санти (1785) показывают увлекательный внутренний мир изображенных. Рокотов сильно освещает лица прямым светом, подчеркивая темные глаза и резко очерченные уголки губ, слегка согнутых в улыбке.
Глаза и губы сосредотачивают в себе выражение душевного движения, они создают некоторую загадочность.
Для портретов 80-х годов Рокотов использует трудную овальную форму, подчиняя ей ритм произведения, он находит сложные цветовые сочетания. Портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева (конец 1780-х) принадлежат к поздним портретам художника. Они отличаются сложной и глубокой психологичностью.
Ф.С. Рокотов утвердил право портретного образа быть волнующим и притягательным в своей внутренней сути, без богатых аксессуаров, являвшихся неотъемлемой принадлежностью парадного портрета.
Литература
- Грабарь И. Федор Степанович Рокотов. М., 1923.
- Ершова М.И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 15. № 55.
- Кузьминский К.С. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий. М., 1940.
- Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. М., 1959.
- Лебедев А. Рокотов и Левицкий // Искусство. 1985. № 7.
- Молева Н.М. Тайны золотого века Екатерины II: царедворцы, масоны, фавориты…: (Ф.С. Рокотов). М., 2007.
- Молева Н.М. Федор Степанович Рокотов. М., 2016.
- Преснова Н.Г. «Всегда преданный и несчастный»: Федор Рокотов // Наше наследие. 2016. № 117.
- Преснова Н.Г. Такой разный Рокотов // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. 2013. № 4(105).
- Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. Л., 1976.
- Федор Рокотов // Великие имена: Из собрания Государственной Третьяковской галереи. 2007. Вып. 6.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/rokotov_fiodor_stiepanovich
Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
Рокотов Федор Степанович. Автопортрет
Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову.
По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде.
Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.
Портрет поэта Майкова (1765 )
В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.
В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия.
Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.
Портрет неизвестной в розовом платье ( 1770г.)
Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки — полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая — то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.
Портрет Александры Петровны Струйской (1772г. )
Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. На губах едва заметная полуулыбка. Духовный мир ее богат и сложен. Судьба Струйской была не очень удачной.
Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.
Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас,С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас?Ее глаза — как два тумана: полуулыбка, полуплач, ее глаза — как два обмана,Покрытых мглою неудач…Соединение двух загадок, полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок, предвосхищение смертных мук.Когда потемки наступают, и приближается гроза,
Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза
.( Николай Заболоцкий )
Портрет Николая Струйского
Это второй портрет из парного портрета четы Струйских — супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком.
Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию.
Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры Струйского.
Темные глаза кажутся горящими по контрасту с приглушенными бледно-розовыми, а где-то пепельными тонами лица; губы кривятся в странной полуулыбке.
Мерцающая, тончайших полутонов живопись придает образу некоторую недосказанность, даже загадочность.Портрет плохо сохранился, красочный слой частично смылся, но это придает портрету еще больше загадочности.
Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (1780 )
На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно.
Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое понимающего человека. Особую же прелесть портрету придает мерцание легких, прозрачных, чуть холодноватых красок.
Если мы внимательно вглядимся в портреты Рокотова, то увидим, что загадочная полуулыбка, таинственный взгляд миндалевидных глаз переходят из портрета в портрет. Рокотов не психолог, он не стремится нам раскрыть душу и чувства натуры, но он поэт и , наделяя свои модели одухотворенностью, изяществом, таинственностью, предлагает нам самим попытаться разгадать скрытую в человеке натуру.
Портрет неизвестного в треуголке (1770)
В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности.
Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным, свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность, как и все портреты Рокотова.
Искрится бриллиантами аграф (заколка) треуголки, сквозь черное, прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо.
Долго не могли определить, кто этот знатный юноша? На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. Какое-то время считалось, что молодой человек — сын Екатерины II и графа Григория Орлова.
Но с помощью исследований удалось выяснить, что под портретом была первая живопись — молодая женщина с татарскими чертами лица, а поверх нее написан «Неизвестный в треуголке». Удалось также выяснить, что и первый, и второй портреты — изображение первой жены Николая Струйского Олимпиады, умершей при родах.
Скорее всего, Струйский, желая жениться повторно, не хотел возбуждать ревность молодой жены и велел переписать его в мужской.
Портрет графини П.А.Воронцовой в детстве (1790)
В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях.
Прасковья Артемьевна Воронцова (1786-1842) — графиня , младшая дочь графа А.И.
Воронцова и Прасковьи Федоровны , урожденной Квашниной — Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А.У.
Тимофеева — сына богатого откупщика.
Портрет Екатерины II
Екатерина представлена на этой картине Рокотова в расцвете своих лет и власти, Она изображена в профиль, со всеми регалиями императорской власти. Это апогей ее величия и славы…Парики иноземных послов, склонявшихся перед престолом, почти касались буклями драгоценных паркетов. Она была более русской, чем многие другие русские. В восхищении она называла Россию Вселенной.
Портрет В.Н.Суровцевой
На портрете Варвара Николаевна Суровцева, урожденная Пашкова. Она не красавица, но привлекает своей одухотворенностью и тонкой задушевностью образа.
Художник дает зрителю представление, что духовная красота полна высокого достоинства и глубины чувств.
Художник создает удивительную благородную гармонию серебристых и пепельных тонов прозрачной ткани, нежно-розового распустившегося цветка, фисташкового оттенка лент, теплого тона напудренных волос и лица молодой женщины.
Портрет создает настроение легкой задумчивости, мечтательности.
Портрет Е.Н.Орловой
Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская, урожденная Лопухина. В 21 год вышла замуж за 48-летнего графа Орлова-Чесменского. Свадьба состоялась в имении Остров Московской губернии.
Почти вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней. Сама Екатерина II благословила этот брак.
Но супруги прожили в браке всего три года.
За этот период Евдокия родила дочь, а возрасте 24 лет родила сына и в тот же день скончалась. Сын умер через год.
Молодая графиня Евдокия Орлова была тихой и скромной женщиной, отличалась красотой и приятной внешностью. При этом обладала добрым характером, была набожной. Не любила нарядов и никогда не надевала драгоценности.
Портрет императрицы Екатерины II (1780)
Портрет написан на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте.
У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным на нем девизом «Начатое совершает «.
Эти регалии, колонна, торжественно красные портьеры указывают на особое положение и статус модели.
Портрет написан в гамме серебристых розово-сиреневых тонов платья императрицы и сочных тонов красного бархата , которые подчеркивают белизну и свежесть ее лица.
Портрет князя И.И.Барятинского
Иван Иванович Барятинский — сын знаменитого дипломата И.С.Барятинского. В свое время известный англоман и агроном, крупный землевладелец. Был русским послом при дворе короля Баварии в Мюнхене. Женат был на немецкой графине Марии Келлер и прожил с нею всю жизнь.
После отзыва его из Баварии поселился в своем имении, селе Ивановском, в центре его обширных владений. Всю оставшуюся жизнь он посвятил устройству имений и применению на практике агрономических познаний. В своем любимом Ивановском он построил великолепный дворец, названный в честь жены Марьиным, где богатство органично соединилось с утонченным вкусом.
У Барятинского был свой театр и оркестр. Он очень увлекался музыкой, устраивал в своем имении концерты.
Барятинский отличался остроумием, подчас довольно колким. Это был видный мужчина, высокий, стройный, с правильными чертами лица, с коротко подстриженными волосами с проседью.
Источник: http://cvetamira.ru/rokotov-fedor-stepanovich-1736-1808-ili-1809