Рассказ о судьбе трех женщин, рожденных вне брака в семье Медичи — Джулия (1535 — 1588), Биа (1536 — 1542) и Порция Медичи (1538 — 1575). Друг за другом родились незаконные девочки — у Герцога Алессандро Медичи Джулия и Порция, у принца Козимо Медичи дочь Биа, когда ему было 16 лет.
Только у одной из них известна мать, у Джулии — Таддеа Маласпина, сестра Маркиза Массы, долгое время была любовницей Герцога Алессандро де Медичи.
Примечательно, что Алессандро сам был незаконным ребенком, получил прозвище Мавр из-за смуглого цвета кожи, курчавых волос, более чем вероятно, что его мать была рабыней-негритянкой в доме Медичи по имени Симонетта (известна по документам).
Семья Медичи узаконила его, признав сыном Лоренцо II Де Медичи (внука Лоренцо Великолепного). Версия историков, что это ребенок Кардинала Джулио Медичи, которго решили не компрометировать ребенком, потому что он стал Папой Климентом VII.
Несомненное сходство Алессандро Медичи (слева) и Папы Климента VII, Болонья, Пинакотека
Последний представитель главной линиии рода Медичи незаконный сын Алессандро де Медичи (1510 — 1537) стал Герцогом Флоренции с 1532 года с одобрения Папы Климента VII — Джулио Медичи (отца?) и Императора.
Герцог Алессандро де Медичи, 1535, Понтормо, Частная коллекция, Филадельфия
В 1537 году герцог Алессандро был убит родственником из другой ветви рода Медичи Лоренцино (1514 — 1548) (двоюродный брат Козимо I) из-за неясного конфликта — Бенвенуто Челлини намекал, что между ними были «грязные любовные секреты».
Лоренцино де Медичи — убийца Герцога Алессандро
Также был конфликт из-за наследства двух ветвей рода Медичи, другие слухи, что Лоренцино обещал ночь со своей сестрой, заманил в спальню и напал с кинжалом. Ревность или политические мотивы — можно выбирать любую версию убийства. У Алессандро осталось трое незаконных детей — Джулио, Джулия и Порция.
Маленькая Джулия Медичи
Две девочки не знали матерей, у Джулии — это монахиня, а в случае Бией отец и бабушка Мария Сальвиати тщательно хранили тайну её рождения всю жизнь.
Как часто случалось в роду Медичи незаконные дочери Джулия и Биа были приняты в семью и росли вместе с законными от брака с Элеонорой из Толедо. Их одинаково воспитывали на Вилле Кастелло с няньками и слугами, за ними внимательно следила бабушка Мария Сальвиати. Читайте статью Мария Сальвиати и слава рода Медичи.
Биа, уменьшительно-ласкательное от Бьянка, была любимицей Козимо Медичи, и бабушка называла её «светом в окошке для всего двора». Джулия и Биа неожиданно заболели в феврале 1542 года. Каждый день отец узнавал о здоровье любимой Бии, и новости его не радовали. Маленькая Биа умерла 1 марта в возрасте 6 лет и была похоронена в семейной Часовне Медичи в церкви Сан Лоренцо.
Безутешный отец заказал Портрет дочери художнику Бронзино после её смерти. Девочка изображена с каштановыми волосами, темными глазами с цветком в руке. Не все согласны с тем, что это изображение дочери Бии — Бьянки Медичи (1538 — 1542).
Косвенные доказательства — намеки художника на её имя — светлое платье и жемчужное ожерелье (имя Бьянка значит светлый, белый, жемчуг — символ чистоты, света).
Бия Медичи -«лучик света при дворе» умерла в возрасте 6 лет
Девочка Джулия пережила болезнь и поправилась. Портрет с её изображением написал художник Потормо в конце 30-х годов 16 века, он хранится в Walter Art Museum в Балтиморе. На Портрете бабушка девочки — мать Козимо Мария Сальвиати и девочка, которую считают Джулией.
Козимо подчеркивает роль своей матери в воспитании сиротки (Герцог Алессандро де Медичи убит в 1537 году, когда Джулии было три года, а Порция родилась уже после его смерти).
Жест на картине — не только любовь и доверие к бабушке, но и политический жест — выражение сплоченности и защиты всех членов семьи Медичи.
Мария Салвиати с Джулией Медичи?, Галерея в Балтиморе
Первые годы жизни сестры Джулия и Порция провели в монастыре Сан Клементе во Флоренции, затем Джулия растет при дворе Герцога под опекой бабушки Марии Сальвиати и привыкает чувствовать себя настоящей Медичи-гордой и амбициозной.
План Монастыря Сан Клименте во Флоренции
В 15 лет Джулию выдают замуж за знатного Франческо Кантельмо, графа Пополи и Алвиго. Через пять лет она овдовела и вернулась в Монастырь Сан Клементе, где её сестра Порция приняла монашеский постриг.
Бывший Монастырь Св. Клименте во Флоренции, ул.Сан Галло
Монастырь был под влиянием и контролем семьи Медичи, Мария Сальвиати подарила 200 золотых скудо, и Порция стала монахиней. Она вела «примерную жизнь» и два раза была избрана матерью-настоятельницей. Вместе сестры занимаются украшением Монастыря — такой патронаж знатных женщин над церквями, монастырями и алтарями был в то время единственным способом проявления автономии.
Порция Медичи стала монахиней
Порция Медичи пользовалась расположением не только герцога Козимо, но и его жены Элеоноры из Толедо. Читайте статью об Элеоноре и Козимо Медичи — Шелк и политика, семья и болезни. Все члены семьи часто жертвовали деньги Монастырю Сан Клементе. В архивах Медичи указаны неоднокрвтно денежные выплаты Порции, например, «853 скудо как придворной даме Элеоноры».
Порцию все любили за скромность и доброту, а вот у Джулии характер был иным — гордячка Джулии требовала почестей и внимания и конфликтовала с герцогиней Элеонорой.
Портрет Джулии Медичи, Аньоло Бронзино
Второй брак для нее устроили с родственником по боковой линии Бернадетто де Медичи. В 1567 году Джулия с мужем уехали в Королевство Неаполя, где он купил феодальные владения Оттавиано у Герцогов Гонзага. Так они стали основателями побочного рода Медичи из Оттайано. Герцог Козимо, отвечая на письма Джулии, подписывал их словами «как твой отец — герцог Флоренции».
Мраморные саркофаги на дне моря около побережья Греции — статья Сокровища на дне моря
- Из статьи Барбары Белотти
- Читайте статьи на сайте
- Загадочная фреска Леонардо
- Любовь и ненавись — Франческо Медичи и Бьянка Капелло
- Придворный художник Медичи — Лигоцци из Вероны
- Трибуна Уффици
- Вилла Медичи — Поджио в Кайано
Источник: http://www.veronavisita.it/?p=15148
Читать онлайн Галерея Уффици страница 8. Большая и бесплатная библиотека
Андреа дель Сарто (1486–1531) Мадонна с Младенцем (Мадонна гарпий) 1517. Холст, масло. 207×178
Андреа дель Сарто работал в то время, когда живопись Ренессанса находилась в зените, поэтому творчество художника несет в себе все черты того искусства. Особенно это проявилось в гармоничности, возвышенности образов на картинах.
Но в то же время в произведениях мастера видны признаки уже зарождавшегося маньеризма: вытянутые фигуры, явная «постановочность» сцен, подчеркнутое изящество поз и жестов и еле уловимая «сладостность», которой отмечена внешность персонажей.
Представленная работа была выполнена для церкви Сан Франческо во Флоренции, поэтому на полотне изображен также святой Франциск. Справа стоит святой Иоанн Евангелист. Название картины связано со странными крылатыми существами, высеченными в высоком рельефе на постаменте.
Джорджо Вазари считал, что это гарпии — чудовища из греческой мифологии, птицы с головами женщин. Но скорее всего это изображение саранчи из Апокалипсиса, на что указывает и фигура Иоанна Евангелиста, в Откровении которого сказано: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откровение, 9:3).
Изобразив Богоматерь стоящей над символами грядущих бедствий, художник подчеркнул Ее роль спасительницы праведных.
Андреа дель Сарто (1486–1531) Портрет девушки с книгой стихов Петрарки 1528. Дерево, темпера. 87×69
Исполненные величия картины и лиричный, теплый по настроению портрет девушки — вот два полюса в творчестве Андреа дель Сарто, флорентийского художника Высокого Возрождения. Впрочем, теплота и домашность присутствуют в этом портрете еще и оттого, что мастер нарисовал дочь своей любимой жены Лукреции от первого брака — падчерицу Марию, которую воспитал как родную.
С хитринкой смотрящая на зрителя девушка держит в руках томик любовных сонетов Петрарки. Она впервые прикасается к тайнам чувства, которые будоражат и манят ее, героиня хочет утаить свое открытие и не может этого сделать, неловко указывая пальцем на строки, которые читает.
Все это так точно схвачено художником, что обычный вроде бы сюжет с влюбленной девушкой, невольно намекающей на свое приподнятое внутреннее состояние, вызывает у зрителя теплое и трепетное настроение.
Такой глубины в раскрытии внутреннего мира юного существа мало кто достигал во времена Андреа дель Сарто.
Якопо Понтормо (1494–1557) Портрет Козимо Старшего Медичи 1519–1520. Дерево, масло. 86×65
В этой ранней работе Якопо Понтормо уже присутствуют признаки маньеризма, одним из основоположников которого он станет. Именно манера изображения, то есть то, кок оно написано, привлекала художника.
Портрет Козимо Старшего Медичи был создан спустя более чем полвека после того, как основатель династии Медичи, банкир и купец, ставший правителем Флоренции, ушел из жизни. В посмертном изображении человека мастер мог дать себе некоторую волю.
Заказал портрет секретарь герцога Урбинского Лоренцо Медичи, одного из потомков Козимо, вероятно, к рождению его сына. Козимо сидит в кресле, перед ним — ветвь лаврового дерева, эмблема рода, вокруг которой вьется бумажная лента со стихами из «Энеиды» Виргилия.
В ссутуленной худой фигуре изображенного и его лице чувствуется усталость от бурно прожитых лет, кисти его рук, как у привыкшего повелевать и не желающего расставаться с властью, сжаты.
Красное одеяние Козимо, выделяясь на темном фоне, вносит в полотно тревожную ноту и передает драматизм, которым отмечено состояние человека.
Якопо Понтормо (1494–1557) Ужин в Эммаусе 1525. Холст, масло. 230×173
На этой картине Якопо Понтормо изображает момент, описанный в Евангелии от Луки, когда воскресший Христос, явившийся двум своим ученикам по дороге в Эммаус и не узнанный ими, соглашается разделить с ними вечернюю трапезу: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лука, 24:30).
Живописец изобразил Христа более высоким, чем остальные участники сцены, но находится Он на одном уровне со зрителем, а пол, стол и сидящие за ним персонажи увидены немного сверху. От этого вся композиция буквально стягивается к фигуре Спасителя.
Понтормо внес в свое произведение черты бытового жанра, заметные в позах учеников, в том, как один из них наливает вино, а второй держит хлеб.
Но над головой Христа изображено всевидящее око Божие в треугольнике, окруженном сиянием и символизирующем Троицу, и это возвращает смотрящего на картину к ее возвышенному плану.
Джорджо Вазари (1511–1574) Портрет Лоренцо Великолепного Около 1533–1534. Дерево, масло. 90×72
Архитектор, художник и первый историк итальянского искусства Джорджо Вазари писал этот портрет по заказу Алессандро Медичи спустя много лет после смерти изображенного на нем человека.
Лоренцо Великолепный был внуком Козимо Старшего Медичи и сосредоточил в своих руках всю власть над Флоренцией, но в то же время покровительствовал художникам и поэтам и сам писал стихи. Время его правления было «золотым веком» флорентийского искусства.
Но на этом портрете изображен выглядящий усталым, погруженный в свои думы человек, равнодушный и к славе, и к богатству, на которое намекает красный кошелек, и даже к тому, что его объявили «сосудом всех добродетелей», о чем свидетельствует надпись позади.
Вазари выразил в картине тоску по времени, когда живопись, поэзия и слова гуманистов находили отклик в душе правителя.
Русский искусствовед Павел Муратов так писал о Лоренцо, каким он был на склоне лет: «Им еще дышала тогдашняя Флоренция; он сделал образ ее нетленным.
Даже сознанию ближайших поколений Флоренция кватроченто, Флоренция Лоренцо Великолепного казалась явлением древнего божества в человеке, посетившим итальянскую землю. Простое обращение к ней возвышало дух.
Когда через пол века… Джорджио Вазари взялся за ныне находящийся в Уффициях портрет Лоренцо, в нем странно воскресла еще раз гениальность старой Флоренции…»
Пармиджанино (Франческо Маццола) (1503–1540) Мадонна с Младенцем, ангелами и пророком (Мадонна с длинной шеей) 1534–1540. Дерево, масло. 216×132
Один из ведущих художников маньеризма, Пармиджанино в противоположность мастерам Возрождения искал гармонию в нарочито измененных фигурах и предметах, вытянутых и словно тяготеющих к бесконечности. Картина «Мадонна с длинной шеей» была написана мастером по заказу сестры его друга, Елены Байарди, для церкви Санта Мария деи Серви в Парме.
Тела изображенных удлинены (отсюда и второе название этого произведения) и волнообразно изогнуты. Особенно наглядно это видно в фигуре ангела, стоящего впереди.
Усиливают ощущение ирреального, волшебного, которое вызывает это произведение, холодные, отливающие перламутром краски, а также слишком маленькая по сравнению с остальными фигура святого Иеронима и незавершенный то ли нарочно, то ли из-за смерти мастера архитектурный фон, где колонны оказались ничего не несущими. И в то же время одиночная колонна приобретает здесь особый смысл как символ стойкости.
На вазе в руках ангела изображено Распятие. Тема будущих мучений и крестной смерти Спасителя воплощается и в позе спящего Младенца, напоминающей об иконографии пьеты — изображения Богоматери, оплакивающей мертвого Христа, которого Она держит на коленях.
Аньоло Бронзино (1503–1572) Портрет Бии Медичи 1542. Дерево, темпера. 64×48
Работавший для герцога Козимо I Медичи Аньоло Бронзино, подобно многим придворным художникам, стремился передать в портретах не столько внутренний мир человека, сколько ощущение теми, кого он запечатлевал, их высокого положения. Отсюда — некоторая отстраненность изображенных им людей.
Но на представленном портрете девочка, несмотря на всю торжественность ее позы и немного «закрытое» выражение лица, полна очарования, как всякий ребенок. В то же время от нее исходит какая-то грусть.
Может, дело в том, что это посмертный портрет дочери Козимо I Бьянки, которую уменьшительно называли Бия. Она родилась еще до брака отца с Элеонорой Толедской от женщины, имя которой знали только сам герцог и его мать.
Бия умерла ребенком, отец заказал Бронзино ее портрет, и художник нарисовал маленькую девочку с румяными пухлыми щеками и взрослым взглядом, смотрящую вроде бы на зрителя, но и мимо него.
Источник: https://dom-knig.com/read_188643-8
флорентийский художник Аньоло Бронзино Маньеризм
li_ga2014западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. раннююфазу барокко появился в Италии, где важнейшими очагами развития стилястали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение воФранции и других европейских странах. маньеризм в броской форме отразил
существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от с
редних веков к Новому времени. ещё- здесь
- Cosimo I de' Medici in Armour, 1550
Благодаряего работам в стиле маньеризм по количеству портретов семья Медичи вXVI веке не уступала королям и императорам. Об этих полотнах можносказать много слов: на них утонченность, изящество, нотка презрения и
роскошь, глядя на которую остается лишь мечтать о подобном величии.
- Eleonora di Toledo with her son Giovanni de' Medici
характерными чертами его произведений являются -холодность и рассудительность .
- Portrait of Lucrezia de' Medici
- Portrait of Maria de' Medici, 1553
Бронзинотщательно прорисовал детали, делая акцент на элементах костюма исложной прическе героини. Лукреция Панчатики держит в руках открытуюкнигу. Это еще одна характерная деталь работ Бронзино — намекнуть навнутренний мир героя. Книга свидетельствовала об аристократичности и
просвещенности светской дамы.
- Ritratto di Bartolomeo Panciatichi, ок. 1540
Расцветкарьеры Аньоло пришелся на середину 1530-х годов – в то время егопригласили стать личным художником семьи Медичи. При дворе тосканскогогерцога Козимо I Медичи живописец сблизился с литераторами, художниками,путешественниками и учеными и был в восторге от произошедших в жизниперемен. В своих письмах он писал о Козимо как о «лучшем правителе,которого знавал мир», его жену, Элеонору Толедскую, называл «воплощениемвсех добродетелей», а детям дал ласковое прозвище — «маленькиеангелочки». Одним из таких «ангелочков» был сын герцога Джованни. Егопортрет «Джованни Медичи ребёнком» (Ritratto di Giovanni Medici, 1545)герцог попросил сделать за короткий срок. Художник справился с работойза два с половиной месяца. Тогда малышу было всего 18 месяцев, но на
картине изображен уже двухлетний ребенок.
- Portrait of Giovanni de' Medici as a Child, 1545
- Bia, The Illegitimate Daughter of Cosimo I de' Medici, 1542
Ещеодним ярким детским изображением является «Портрет Биа Медичи, дочериКозимо I» (Bia di Medici, 1542). Малышка умерла от лихорадки впятилетнем возрасте, и по просьбе отца картина была создана уже послесмерти девочки. На ней ребенок с румяными пухлыми щёчками и взрослымвзглядом смотрит вроде бы на зрителя, но в то же время — мимо него.Здесь можно заметить одну яркую деталь: на девочке надет медальон сизображением ее отца. Несмотря на то, что Биа родилась еще до брака с
Элеонорой Толедской, она была любимицей Козимо Медичи.
- Stigmatization of St. Francis
ОднакоАньоло Бронзино известен не только своими портретами: он создавал еще ифрески на религиозные сюжеты. На это его вдохновил Микеланджело, скоторым он встретился в Риме. Художник пытался подражать знаменитомумастеру, но на всех фресках, которые сохранились до наших дней, можно
увидеть ту же холодность и бесстрастность, что и на портретах.
- Поклонение кресту с бронзовой змеей
Crossing of the Red Sea, 1542
Crossing of the Red Sea, 1542
«Снятиес креста» (Deposition of Christ, 1540-1545) — типичная маньеристскаяработа Бронзино. Здесь не найти драматизма и глубины, нет реальноготрехмерного пространства. Зато на ней множество изящных фигур, похожихна скульптуры, гармоничное цветовое сочетание и ни одна деталь небросается в глаза — настолько все едино. Сам герцог Козимо Медичи
отзывался о «Снятии с креста» как о «редкостной по красоте» работе.
- Снятие с креста, 1540-45
- Adoration of the Shepherds, 1540
В последние годы творчества Бронзино оставил портреты и полностьюпосвятил себя религиозной тематике. Также он руководил флорентийскойАкадемией изящных искусств. Это было первое в Европе учебное заведение,где студенты знакомились с живописью, музыкой и художественнойреставрацией. У мэтра было много учеников. Самый известный из них — это
Алессандро Аллори, который стал приёмным сыном итальянского мастера.
- Настоящим именем в биографии Бронзино было Аньоло ди Козимо ди Мариано. Он
был учеником, а также приемным сыном Джакопо Понтормо. Продолжая еготрадиционный стиль, Бронзино показал великолепное художественноемастерство в портретах. Он изображал многих изысканных, знаменитых
мужчин и женщин своего времени.
- Одними
из известнейших портретов в биографии Бронзино являются «Cosimo I de’Medici», «Eleanor of Toledo» (обе картины находятся в Уффици), «LodovicoCapponi» (музей «Коллекция Фрика», Нью-Йорк), «Portrait of a Young Man»
(музей «Метрополитен»).
В 1540 году Бронзино стал приближенным художником Козимо Первого.Сложные, искушенные работы художника холодны, бесстрастны, выполнены спомощью великолепной контролируемой техники. Вытянутые лица,аристократические осанки часто появлялись на полотнах Бронзино.Казалось, изображенные фигуры не маскируют высокомерия. Такой стиль в
биографии Аньоло Бронзино свойственен той эпохе.
Работы художника оказывали влияние на его современников по всей Европе.«Venus, Cupid, Folly, and Time» выставлена в национальной галерееЛондона. Также знамениты картины Бронзино на религиозные тематики
(например, работа «The Descent of Christ into Limbo», Уффици).
Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/440464.html