Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) родился 8 декабря 1815 в прусском городе Бреслау. Его отец был литографом, и как водится у великих художников, его талант проявился очень рано. В 1830 г. вся семья фон Менцель переехала в Берлин, который в то время быстро рос и развивался. Два года спустя, когда Адольфу было 16 лет, его отец умер, и все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи молодого человека (у него были младший брат и сестра). Он добросовестно продолжил дело своего отца, проявляя трудолюбие и дисциплину. В 1833 г. Адольф шесть месяцев посещал Берлинскую Академию Искусств, а затем в основном занимался самообразованием.
В 1839 г. фон Менцель получил заказ от Франца Теодора Куглера на иллюстрации к многотомной истории короля Фридриха II Великого. До 1842 г. он выполнил около 400 рисунков. Благодаря этой работе он стал известен при прусском дворе, что принесло ему множество хороших заказов.
Хотя эти работы составляют малую часть наследия фон Менцеля, они поистине бесценны. Он бы не смог сделать их такими удивительно точными в историческом плане, если бы не был знаком с королевской семьей, не изучал историю костюма, ведь с момента его смерти прошло более 50 лет.
Художник нечасто изображал короля на полях сражений Семилетней войны, предпочитая представлять его в бытовых сценах: за столом, с флейтой, в какой-либо мирной процессии. Он представлял короля как слугу государства, избегая героизации его личности. К тому же вы не увидите короля-участника пафосной церемонии.
Он писал этот цикл до 1871 г., закончив его картиной «Отправление короля Вильгельма I в армию 31 июля 1870 года».
Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси
За круглым столом короля Фридриха Великого
Путешествие Фридриха Великого
Добрый вечер, господа! (Фридрих Великий в Лиссе)
Фридрих Великий и герерал Зейтен при Лейтене. 5 декабря 1757 года
Фридрих Великий после битвы при Лейтене
Отправление короля Вильгельма I в армию. 31 июля 1870 года
Адольф фон Менцель был достаточно замкнутым человеком, у него было всего лишь несколько близких друзей. Он никогда не был женат, но был очень близок со своей семьей. Даже когда его сестра вышла замуж, они жили по соседству, вместе ездили в путешествия, которые значительно разнообразили жизнь художника.
Хотите, что бы ваш сайт вышел в ТОП поисковых систем и приносил вам прибыль? В этом случае, только для вас оптимизация и раскрутка сайтов недорого от компании AWEB. Вашими сайтами займутся настоящие профессионалы своего дела.
Вечер
- Сестра художника в гостиной
- Сестра художника Эмили, спит
С 1850 г. он часто бывал в Дрездене, на берегах Эльбы, на юге Германии и Австрии, он три раза посещал север Италии и три раза Париж, где он участвовал в выставках. Но нельзя забывать и значимость города Берлина в его творчестве: мало того, что половина его богатых заказчиков жила там, он нередко писал городские пейзажи, показывая как растет и украшается город.
Хор старой церкви в Берлине
Буря на горе Темпельгоф
Стройка с ивами
Берлинские дома в снегу
Фридрихграхт при лунном свете
Церковь Святых Петра и Павла. Стшегом
Мартовские волнения 1848 года
Старая синагога в Праге
В парке Тюильри. Вторая половина дня
Будний день в Париже
Процессия в Хофгаштайне
В пивном заведении
По свидетельствам современников Адольфа фон Менцеля он был очень маленького роста, что создавало в нем немало комплексов. К тому же он не мог вступить в армейские ряды, а ведь быть военным в то время было так престижно! И вот в 1866 г.
, не в силах противостояль чувству долга, он отправился на поля сражений прусско-австрийской войны в Чехию. Он сделал большое количество зарисовок ужасов, всех обстоятельств войны и походной жизни.
Безуловно, эта поездка произвела на него сильнейшее впечателние.
В 1856 г. Адольф фон Менцель представил свою картину «Фридрих II Великий и его войско при Хохкирхе» в Академии Художеств, а в 1867 г. представил ее на Всемирной выставке в Париже. В 1857 г.
он выполнил для Ассоциации художников картину «Встреча Фридриха II с императором Иосифом II в Нейсе в 1769 году». В 1861 г. фон Менцель создает монументальную работу «Коронация Вильгельма I, короля Пруссии.
Кенигсберг» — она считается самой пафосной за всю его художественную карьеру.
Фридрих Великий и его войско в битве при Хохкирхе
Встреча Фридриха II с императором Иосифом II в Нейсе. 1769 год
Коронация Вильгельма I, короля Пруссии. Кенигсберг
Адольф фон Менцель писал много портретов и жанровых картин, на которых были изображены представители высшего общества. Признаться, многие из этих образов достаточно комичны: например, на картине «Ужин на балу» на переднем плане показаны офицеры, которые держат в руках тарелку, шляпу и бокалы, при этом им нужно так управлять с вилкой, чтобы не упасть в грязь лицом перед высшим обществом.
- Портрет Каролины Арнольд
- Госпожа Клара Шмидт фон Кнобелсдорф
- Ужин на маскараде
- Театр
- Народный театр в Тироле
- В оперном театре
- Ужин на балу
Другое дело – изображение рабочих. Одна из основополагающих картин такого рода «Прокатный стан», которая рассказывает о процессе производства железнодорожных рельс. Эскизы к этой и подобным картинам он выполнял в Силезии.
Этими работами Адольф фон Менцель не только высказывал свою социальную позицию: указывая на безграничные возможности современных технологий, он натыкался на бедственное положение рабочих.
Как художника его нимало интересовали процесс изображения сложных технических процессов и необычных световых эффектов.
- Прокатный стан
- Железная дорога Берлин-Потсдам
Имя Адольфа фон Менцеля всегда связывают с реализмом. Но если посмотреть на его ранние пейзажи (например «Номер с балконом»), можно наблюдать в них признаки импрессионазима.
Эти картины стали известны зрителю после смерти художника, он писал их не для официального показа.
Интересно, что когда в 1870-х течение импрессионизма начало нарастать, фон Менцель отзывался о них как о «ленивых художниках».
Номер с балконом
В 1873 г. Национальная Галерея приобрела его картину «За круглым столом короля Фридриха II Великого», а позже несколько других картин. В 1885 г. в Париже состоялась его выставка, а в Берлине в честь его 70-летия была организована выставка с чествованием художника.
Его слава принесла ему множество наград: в 1853 г. он был избран членом Королевской академии художеств, в 1856 получил звание профессора (но никогда не преподавал), также был награжден несколькими медалями.
Но сам Адольф фон Менцель относился к этим почестям довольно скептически.
Адольф фон Менцель оставил после себя более 6 000 рисунков, что может объясняться обычной художественной необходимостью.
Но в его рисунках прослеживается определенная закономерность: в начале его творческой карьеры рисунки выполнены с удивительной старательностью, прорисованными деталями.
И чем более увеличивался опыт художника, тем более эскизы становились «размытыми», в самых поздних зарисовках образы приближаются к абстракции.
9 февраля 1905 Адольфь фон Менцель скончался в Берлине. Его похоронили с большими почестями, как достойного члена двора, общества и яркого представителя своего времени.
???? Наташа | 2013-02-14, 10:53 | ???? 901
Источник: https://art-assorty.ru/2573-adolph-von-menzel-kartiny.html
Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка.
Живописец широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии.
Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Немецкий живописец Адольф Менцель первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840 году художник предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых.
Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное.
И все же Менцель, — и художник и историк, — не избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде справедливого просвещенного монарха.
Тот же подход к решению образа Фридриха обнаруживает Менцель и в живописи. Самая интересная картина о времени Фридриха II — «Круглый стол в Сан-Суси» (1850, не сохранилась), рисует изысканное общество, окружающее императора в его резиденции.
Среди присутствующих — знаменитый французский философ-вольнодумец Вольтер.
Но ни мастерски написанная, точно воспроизведенная обстановка дворца, ни точность портретного сходства персонажей не скрывают черт идеализации и описательности в манере исполнения.
Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый интерес к современности в самых различных проявлениях. В искусстве художника находят отражение события революции 1848 года.
Менцель пишет «Почести погибшим в мартовские дни» (1848, Гамбург, Кунстхалле), обнаруживая свои демократические настроения, сочувствие жертвам восстания. Художник создает картину «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда.
С документальной точностью изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, изнуренных непосильно тяжелым трудом. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой скудный завтрак.
Некоторая чернота и дробность живописи не снижают громадного значения этого произведения, показывающего коллективный труд рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картине, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера, рисовальщиков Германии, и одного из лидеров романтического немецкого историзма. Среди этих рисунков есть и тщательнейшие зарисовки деталей костюмов, обстановки, и живые наброски карандашом, пером м кистью.
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним из самых великих художников».
Однако творчеству Менцеля присущи черты ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его исторических полотен, за которыми подчас стушевывается главное, а также прославление реакционной силы гогенцоллеровской Пруссии, выдвигающейся среди конгломерата немецких государств.
Менцель
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Портрет Клары Шмидт фон Кнобельсдорф | Прощание с жертвами мартовских событий |
Театр «Жимназ» в Париже | После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки | Комната с балконом |
Гро Жан Антуан
(1771–1835)
Французский художник-академист, мастер исторической живописи и портретист. Антуан Жан Гро родился 16 марта 1771 года в Париже. Обучался живописи Гро первоначально у своего отца, художника-миниатюриста, затем с 1785 у Жака Луи Давида, а с 1787 года в парижской Королевской академии живописи и скульптуры. С 1793 по 1801 год Гро работал в Италии, затем в Париже.
В 1800-е годы Гро становится официальным живописцем батальных сцен при Наполеоне I.
Он создает овеянных духом патетической героики картины, посвященные походам и битвам французской армии (“Бонапарт на Аркольском мосту”, 1796, “Наполеон в госпитале чумных в Яффе”, 1803–1804, “Битва при Эйлау”, 1808, – все в Лувре, Париж), пишет представительные парадные портреты (князь Б.Н.
Юсупов в татарском костюме, 1809, Музей изобразительных искусств, Москва; полковник Ф.Фурнье-Сарловез, 1812, Лувр, Париж). В картинах Гро острота сюжетов, драматические контрасты и живописные эффекты разрушали каноны батального жанра эпохи классицизма; заключенные в них тенденции предромантизма оказало влияние на творчество Теодора Жерико и Эжена Делакруа.
Отдельные военные действия в Италии Гро довелось наблюдать, но в основном он был занят писанием портретов — в Неаполе, во Флоренции, в Женеве. Художник произвел благоприятное впечатление на генерала и был назначен членом комитета по отбору произведений, конфисковавшихся из итальянских галерей.
Гро стал официальным художником Бонапарта, но в египетскую военную кампанию его не включили.
Вместо этого ему предлагалось довольствоваться набросками и информацией Виван-Денона, документировавшего каждую военную операцию, чему Бонапарт обычно противился и на что следовал классический ответ: «Если Вы перестанете одерживать победы, Виван-Денон перестанет их документировать».
В конкурсе на картину о битве под Назаретом победил Хеннекен, соперник Гро, замысел которого сочли более героическим. Гро получил распоряжение воплотить сюжет посещения Бонапартом чумного лазарета в Яффе.
Этой картине предназначалось стать напоминанием о божественно-магической силе Бонапарта, которой, как считалось, он обладал.
Полководец изображен прикасающимся к больному чумой жестом, напоминающим жесты врачующего Христа и неверящего Фомы, в окружении несчастных, ютящихся под высокими арками; вдали открывается пейзаж, который Гро позаимствовал из двух разных гравюр, соединив виды города и его дальних окрестностей в несочетаемое целое. В действительности, как известно, Бонапарт быстро прошел через лазарет, успокаивая его обитателей и говоря, что они больны не чумой, и уехал; взятие Яффы сопровождалось всеми ужасами войны. Картина вызывает ощущение причудливое и волнующее, ее образный строй наложил заметный отпечаток на искусство романтизма.
Картина Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту».Непобедимый Наполеон наносит поражение итальянской армии в Аркольской битве в 1796 году. Решительное выражение лица Бонапарта, вероятно, было взято с натуры, что придает картине большую достоверность.
Это не столько обобщенное изображение победы, сколько изображение определенного события современной истории. Пройдя обучение у своего близкого друга Жака Луи Давида, работавшего в стиле неоклассицизма, Гро, вопреки этому, возглавил движение реализма и романтизма, зародившееся во французской живописи в конце XVIII века.
Его сумрачный колорит и натуралистически трактованные картины были своеобразной реакцией на яркий цвет и условно- театрализованные композиции неоклассицистов. При Наполеоне Гро был назначен придворным баталистом и прекрасно передал дух своего времени.
Однако в 1820-е годы он попытался вернуться к неоклассицизму, и популярность художника упала. Искусство Гро было предано полному забвению и 26 июня 1835 года в Медоне Гро покончил с собой.
Гро Жан Антуан
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/45244.html
Сад Тюильри
Сад Тюильри находится в самом центре Парижа. На западе к Саду Тюильри примыкает площадь Согласия, за которой раскинулись Елисейские поля. С восточной стороны Сада расположен Лувр, а на севере — авеню Риволи, ведущая к Вандомской площади. На авеню установлена скульптура Жанны д’Арк.
С южной стороны Сада Тюильри протекает река Сена. Основные аллеи Сада расходятся в разные стороны света.
Несколько веков назад с Садом соседствовал дворец Тюильри, но он был разрушен во времена Парижской коммуны.
В наши дни сад Тюильри — один из самых больших регулярных или «французских» парков Парижа, что означает строгую геометрию в очертаниях аллей и мест посадки деревьев. Этот стиль парков преобладал в XVII веке, так люди с помощью архитектурного замысла подчеркивали власть человека над природой.
История
В XV веке место сада Тюильри находилось за стенами Луврской крепости, это была окраина Парижа. На этой окраине свалка соседствовала с местом добычи глины для производства черепицы.
Черепица по-французски называется «тюиль» (tuile), от этого слова произошло название Тюильри.
Есть и более романтичная, но менее правдоподобная версия о том, что название Тюильри произошло от слова «тюльпан».
Первый парк на этом месте возник в 1564 году по решению Екатерины Медичи, которой хотелось иметь новый дворец, окруженный садом для прогулок. Парк был разбит в итальянском стиле, «квадратами».
Площадь парка 25,5 гектаров. Длина — 920 м. Ширина — 325 м. Количество растений — более 3000, из них 1800 деревьев.
Екатерина Медичи, вступив в брак с будущим королем Генрихом II Валуа, быстро обзавелась зловещей репутацией. Она умело расправлялась с теми, кто ей мешал, ловко используя яды. Поэтому когда Екатерина повелела заложить парк вокруг замка, многие заподозрили, что отравительница планирует выращивать ядовитые растения на грядках под окном.
Сад при Короле-солнце
Глава правительства при Людовике XIV Жан-Батист Кольбер решил нанять Андре Ленотра, чтобы навести радикальный порядок в парке. Самый известный ландшафтный архитектор XVII столетия, создавший множество прекрасных парковых зон, превратил изысканную итальянскую рощу Тюильри в роскошный французский регулярный парк.
Ленотр удлинил аллею Тюильри с западной стороны, потому что считал природу менее важной, чем замысел архитектора. Так территория сада обрела гармоничную симметрию. Творческий замысел Андре включал появление 2 водоемов, сцены под открытым небом и партерных клумб — низких живых изгородей, образующих рисунок, хорошо видный из окон замка.
Обновленный парк стал доступен публике и приобрел огромную популярность. Кроме аттракционов и уютных павильонов, посетителей поражала невиданная в XVII веке роскошь — общественные туалеты.
В 1871 году Сад пострадал: революционеры уничтожили дворец Тюильри, а также часть построек в парке. Новое правительство парк не жаловало, ведь в свое время Наполеон избрал Тюильри своей резиденцией. Постепенно Сад Тюильри терял популярность и в результате пришел в полное запустение.
Его возрождение началось только в конце XX века, с началом масштабной реконструкции Лувра.
Сад Тюильри в искусстве
Художники, отдыхавшие в прекрасном парке, вдохновлялись его красотой и сохраняли его образ на своих полотнах. Одно из самых известных изображений сада Тюильри — картина Эдуарда Мане «Музыка в саду Тюильри», на которой среди пышных природных красот запечатлен сам автор и около 2 десятков его известных современников. Среди них поэт Бодлер, композитор Оффенбах, критик Готье и прочие.
Известны также и другие картины: «Сад Тюильри» Жана Вюйара, «Площадь Каррузель, сады Тюильри» Камиля Писсарро и «Полдень в саду Тюильри» Адольфа Менцеля.
Александр Дюма упоминал сад Тюильри в своем романе «Три мушкетера».
В цикле фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» третья пьеса посвящена саду: «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры».
Сад Тюильри в наши дни
Сад не очень изменился со времен Ленотра. Классический парк вытянут вдоль зеркальных водоемов, уходящих в перспективу и расположенных на центральной оси, называемой Исторической осью Парижа.
Парижане и гости города любят приходить в сад, чтобы среди мегаполиса отдохнуть от шума и суеты, полюбоваться прекрасными деревьями и цветами.
Сад идеально подходит для прогулок с детьми, романтического свидания или фотосессии. Все лужайки, клумбы и деревья Сада Тюильри всегда идеально ухоженные. На пяти широких аллеях сада установлено множество скульптур и каменных элементов.
Статуи в саду Тюильри
Кроме прекрасных растений, сад Тюильри наполнен множеством скульптур. Большинство из них — мраморные и бронзовые копии изваяний, но есть и оригиналы, прибывшие в сад из Версаля и дворца Марли.
Застывшие в камне и металле образы представляют несколько эпох, начиная от средневековья и до современности, став своего рода прихожей Лувра.
В Саду Тюильри установлена копия «Поцелуя» Родена, которую он впервые представил на Всемирной выставке в Париже. Среди изваяний два шедевра французского скульптора эпохи барокко Антуана Куазевокса — конные монументы «Меркурий» и «Слава верхом на Пегасе».
Также в саду Тюильри можно увидеть 20 скульптур Аристида Майоля, переданных французскому правительству натурщицей скульптора Диной Верни, и множество других исторических или современных скульптур, благодаря которым Сад Тюильри часто называют музеем скульптур под открытым небом. И это неудивительно, ведь здесь представлены работы, как современных скульпторов, так и мастеров прошлых веков.
В 1836 на Площади Согласия был установлен луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный правителем Египта Мехметом Али Луи-Филиппу. В свое время этот обелиск украшал центральный храм Амон-Ра в Луксоре, на берегу Нила.
Музей Оранжери
Музей Оранжери расположен в западной части Сада Тюильри и является его частью. Эта оранжерея планировалась для выращивания апельсинов, но в реальности здание использовалось для проведения городских выставок.
В музее можно посмотреть картины импрессионистов и постимпрессионистов, включая Ренуара, Матисса, Пикассо, Матисса, Сезанна и Модильяни. Внимание посетителей привлекают «Кувшинки» Клода Моне, работавшего над этой серией картин 10 лет.
Галерея Же-де-Пом
Галерея Же-де-Пом расположена в северо-западной части сада. Галерея построена для игры с мячом на кортах, прообраза тенниса, и получила название в честь этой игры.
Триумфальная арка
Триумфальную арку построили в 1808 году по распоряжению императора Наполеона I. Этим сооружением Бонапарт планировал восславить победы, одержанные его армией.
Мероприятия
В саду Тюильри постоянно проводится множество мероприятий. Достаточно сказать, что первая автовыставка — прообраз Парижского автосалона — состоялась в саду Тюильри еще в июне 1898 года.
В 1783 году в Саду Тюильри братья Этьен и Жозеф Монгольфьеры осуществили запуск воздушного шара, наполненного горячим воздухом.
В наши дни в Саду Тюильри располагается открытая площадка на неделях высокой моды, а также выставки современного искусства. Ежегодно в июле и августе в Саду Тюильри работает Лунапарк.
Как добраться
Туристы могут дойти к Саду Тюильри пешком, после осмотра других достопримечательностей Парижа, расположенных по соседству — Триумфальной арки, Эйфелевой башни, Елисейских полей.
Удобнее всего добираться до Сада Тюильри на метро. Рядом с Садом расположены станции парижского метрополитена «Tuileries» (желтая линия М1), «Musée du Louvre» (розовая линия М7) и станция «Concorde» (линии желтая М1, темно-зеленая М12 и сиреневая М8).
Туристы могут предпочесть доехать до Сада Тюильри на речном трамвае. В таком случае надо выходить на набережной «François Mitterrand».
В Париже хорошо развита сеть городского наземного транспорта.
Туристы могут добраться до Сада Тюильри автобусами № № 72, N11, N24 до остановки «Pyramides — Tuileries», № № 24, 72, N11, N24 до остановки «Concorde — Quai des Tuileries», № № 24, 69, 72, N11, N24 до остановки «Pont Royal», № № 27, 39, 68, 69, 95 до остановки «Musée du Louvre», № № 21, 69, 72, 81, N11, N24 до остановки «Palais Royal — Musée du Louvre», № № 72, N11, N24 до остановки «Pyramides — Tuileries», № № 24, 72, N11, N24 до остановки «Concorde — Quai des Tuileries», № № 24, 69, 72, N11, N24 до остановки «Pont Royal».
До Сада Тюильри можно с комфортом добраться на такси, используя приложения для вызова автомобиля: Lecab, Le. Taxi, Uber, Taxify и Kiwi.
Сад Тюильри в Париже
Нашли неточность? Сообщите нам.
- Anastasya
- апрель 2019
- Прекрасное место отдыха и видом на лувр
- Светлана
- сентябрь 2018
- Здесь есть памятник Шарлю Пэрро, детки оценят 🙂
- Olga
- май 2018
- Любимое место отдыха, после длительного шопинга!
Смотреть отзывы на
114 туристов было здесь
Елисейские поля — одна из главных магистралей Парижа, которая начинается от Триумфальной арки и …
75 туристов было здесь
Ма́рсово поле (Champ de Mars) — это всемирно известный французский парк в седьмом округе Парижа, является знаковым…
72 туристa были здесь
Парижский Диснейленд (Disneyland Paris) — грандиозный комплекс парков развлечений общей площадью 1943 га …
69 туристов было здесь
Люксембургский сад, расположенный в Латинском квартале по соседству с Сорбонной, хоть и не является…
9 туристов было здесь
Булонский лес — огромный парк в черте 16-го округа Парижа. Его из-за большой территории называют легкими…
6 туристов было здесь
Парижский зоопарк, известный также как Венсенский (Zoo de Vincennes), находится в 12-м округе Парижа, на территории Венсенского…
5 туристов было здесь
Парк Бют-Шомон — один из крупнейших общественных парков в Париже. Это одно из самых популярных мест среди парижан,…
5 туристов было здесь
Сад растений — самый большой ботанический сад во Франции и один из семи отделов Национального музея естествознания…
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/paris/parks/976
Адольф Менцель (1815 — 1905)
31.08.2008
Публикации
В истории не только немецкой, но и европейской живописи второй половины XIX века творчество Адольфа Менцеля занимает одно из главных мест.
Присущие этому художнику жажда неутомимого наблюдения, его живописный талант, фантазия помогли ему — художнику-самоучке — стать крупным мастером, обрести высокие официальные почести и занять место прусского придворного живописца. Он стал рыцарем ордена Черного орла — самой высокой прусской награды, получив благодаря ему дворянское звание.
Но всецело поглощенный творчеством, художник всегда держался в отдалении от двора. На протяжении всей жизни он работал не только в живописи, но и в графике, много сделав для развития искусства книги.
Адольф Менцель начинал как литограф в мастерской отца. В 1833 году некоторое время посещал классы Академии художеств в Берлине. Он всегда много рисовал, с юности выработав особую дисциплину рисунка и приобретя высокую профессиональную культуру рисовальщика, что помогло ему в самостоятельных занятиях живописью.
Материалом для зарисовок служили впечатления от многочисленных поездок по Рейну, Дунаю, побережью Балтийского моря, от путешествий в Голландию, Австрию, в Париж (1855, 1867, 1868, 1870—1891) и в Италию (он побывал лишь в Вероне в 1880, 1881, 1882 годах).
Большую роль в развитии его творческих интересов сыграли исполненные в 1839—1842 годах иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера, а впоследствии и к Сочинениям Фридриха II (1843—1849). История правления просвещенного прусского монарха увлекла молодого художника, позволила погрузиться в мир искусства эпохи рококо.
Иллюстрации стали крупным событием в европейской графике; в них проявился подлинный историзм мышления Менцеля, сумевшего исторически конкретно и с психологической глубиной передать атмосферу эпохи, значительной для истории его страны.
Портрет Клары Шмидт фон Кнобельсдорф. 1848
К 1840-м годам относятся первые живописные работы Менцеля. В небольших полотнах он запечатлевал облик и быт близких людей («Племянница художника», 1847, Мюнхен, Государственное баварское собрание картин; «Спящая сестра Эмилия», ок. 1848, Гамбург, Кунстхалле).
Эти картины напоминают, скорее, быстрые зарисовки: смелая асимметрия композиции и небольшой формат приближают их к этюдам.
Отзвуки раннего немецкого реализма — бидермейера — присущи и первому живописному полотну «Комната с балконом» (1845, Берлин, Национальная галерея), поэтически воспроизводящему обычный жанровый мотив.
Парк дворца принца Альберта. Ок. 1846
Ранние пейзажи по манере исполнения быстрым экспрессивным мазком тоже напоминают этюды. Художник стремится передать изменчивые моменты жизни природы, ощущение временного ритма ее жизни («Парк дворца принца Альберта», ок. 1846; «Железная дорога Берлин — Потсдам», 1847, обе — Берлин, Национальная галерея; «Крейцберг близ Берлина», 1847, Берлин, Меркишен музеум).
Прощание с жертвами мартовских событий. 1848
В 1848 году было создано полотно «Прощание с жертвами мартовских событий» (Гамбург, Кунстхалле). Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 года в Берлине стало сюжетом одного из первых исторических полотен на современную тему в европейском искусстве.
Концерт Фридриха II в Сан-Суси. 1852
Темы из истории национального прошлого получили развитие в живописном цикле из одиннадцати картин на сюжеты, связанные с жизнью Фридриха II («Круглый стол короля Фридриха Великого», погибла во время Второй мировой войны; «Концерт Фридриха II в Сан-Суси», 1852, Берлин, Национальная галерея). В сценах в интерьере, в пейзаже, в эпизодах военных сражений Менцель стремится к точному воспроизведению исторических деталей, живо трактует образ прусского короля и других персонажей.
Театр «Жимназ» в Париже. 1856
После первой поездки в Париж в 1855 году было написано полотно «Театр «Жимназ» в Париже» (1856, Берлин, Национальная галерея).
Не раз привлекавшая художника тема театра (после путешествия в Тироль им была написана картина Театр в Гастейне, 1859, Гамбург, Кунстхалле) позволяла передать характерное в облике персонажей, переживания актеров и живой эмоциональный отклик зрителей на происходящее на сцене.
Столь же привлекательной для художника, ценившего изменчивый мир чувств природы и человека, оказалась и тема города.
В период 1860—1890 годов были созданы картины «После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки» (1867, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Парижские будни» (1869, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн — Вестфалия), «Пьяцца д’Эрба в Вероне» (1884, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Кондитерский рынок в Киссингене» (1893, Берлин, частное собрание). Его внимание привлекает полный яркой красочности и людского многообразия облик городских площадей, с расположенными на них рынками; нарядная толпа, заполняющая парки и бульвары Парижа; интерьеры ресторанов и уличных кафе; будничные, но наделенные особым колоритом виды уголков города. Менцель достигает в этих работах большой живописной тонкости в передаче светоцветовых изменений и рожденных этими видами нюансов ощущений.
После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки. 1867
Более парадны, хотя и отмечены теми же живописными стремлениями, изображения придворных балов и ужинов прусской аристократии.
Яркими цветовыми пятнами смотрятся роскошные платья дам и фраки кавалеров в залитых светом торжественных бело-красных интерьерах, отделанных золотом.
Многое значит для него как для художника, ценившего эпоху XVIII столетия, то, что праздничные события происходят в интерьерах зданий, сооруженных при Фридрихе II — в Оперном театре на Унтер-ден-Линден или в подстамском дворце Сан-Суси, который он любил рисовать.
Железопрокатный завод. 1875
Не только история, но и факты новой действительности имели огромную ценность для Менцеля. С живым интересом к ним исполнено полотно «Каменщики на новостройке» (1875, Эссен, Собрание картин фирмы Круппа), передающее чувство живого ритма строительной деятельности в одном из кварталов Берлина.
Изображение процесса работы пролетариев металлургического завода Верхней Силезии, в Кенигсхютте, стало сюжетом полотна «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея). Эта картина явилась значительным событием в европейской реалистической живописи XIX столетия.
Работая над ней, Менцель досконально изучил технологию металлургического процесса, сделал много графических и живописных этюдов с натуры.
Стремление к исторической достоверности сочетается в этих его двух полотнах с поэтизацией явлений современности, умением заставить ощутить их внутренний эмоциональный ритм.
Одним из последних крупных произведений художника явилась картина «Процессия в Гастейне» (1880, частное собрание). С великолепным мастерством передано в нем разнообразие социальных типов, развернута панорама жизни маленького провинциального немецкого городка.
В кругу подобных многофигурных («хоровых») картин в европейской реалистической живописи второй половины XIX века эта работа занимает одно из ведущих мест; в ней ярко раскрылись многие черты выдающегося таланта Адольфа Менцеля.
Будучи художником, отвергавшим ложный героический пафос академической исторической живописи, он создал новый ее тип.
История национального прошлого и современность, в равной степени увлекавшие художника, стали темами его произведений, коренным образом изменив понимание исторического жанра, привнеся в него дыхание нового времени.
Елена Федотова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=632
Менцель адольф фон
Немецкий живописец и график, член (1853) и профессор (1856) Королевской АХ, почетный член Императорской АХ (1886) в Берлине.
(Адольф Фридрих Эрдман) В 1830 переехал с семьёй в Берлин и работал в литографской мастерской отца, Карла Эрдмана Менцеля (?–1832); посещал рисовальный класс берлинской АХ (1833). С 1837 обратился к живописи (освоив её самостоятельно); ранние пейзажи М.
(«Вид на парк принца Альберта», 1846; «Железная дорога Берлин – Потсдам», 1847, оба – Старая нац. галерея, Берлин), передающие изменчивость жизни природы и написанные свободным, экспрессивным мазком, предвосхищают некоторые открытия импрессионизма.
Отзвуки иск-ва бидермайера с его поэтизацией обыденных мотивов ощутимы в картинах «Комната с балконом» (1845, там же), «Сестра художника со свечой» (1847, Новая пинакотека, Мюнхен).
Много путешествовал по Германии, посетил Вену и Прагу (1852), Париж (1855, 1867, 1868), Верону (1880–1882), также Нидерланды (1876).
Из поездок по Дунаю и Рейну художник привозил много натурных рисунков, акварелей, гуашей, пастелей, в которых переданы бытовые сценки, пейзажные мотивы, портреты-типы. Во время Всемирной выставки 1867 в Париже познакомился с Э. Мейссонье; сильное впечатление на М. произвели работы Г. Курбе.
Одним из первых в нем. иск-ве 19 в. М. обратился к совр. истории, создав картину «Похороны мартовских жертв» (1848, Кунстхалле, Гамбург), изображающую траурную манифестацию в дни Революции 1848 в Берлине, и грандиозное полотно «Коронация Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861–65, Гос. музеи, Берлин). Идеализация историч.
прошлого Германии ощутима в серии из 8 полотен о правлении Фридриха II Великого (1849–61; сохр. частично – Гос. музеи, Берлин; Кунстхалле). Тема театра нашла отражение в картинах «Театр Жимназ в Париже» (1856, Гос. музеи, Берлин), «Крестьянский театр в Гаштайне» (1859, Кунстхалле), «Странствующий цирк» (гуашь, 1884, ГМИИ). Работы М.
, посвящённые жизни горожан («После полудня в Тюильри», 1867, КГ, Дрезден; «Парижские будни», 1869, Худож.
музей, Дюссельдорф; «Воспоминания о Люксембургском саде», 1876, ГМИИ; «Процессия в Гаштайне», 1880, Новая пинакотека; «Рынок на Пьяцца д’Эрбе в Вероне», 1884, КГ, Дрезден), своей тематикой и пленэрными исканиями перекликаются с живописью франц. импрессионистов.
Первым из европ. художников М. обратился к индустриальной тематике, создав эпич. полотна, посвящённые труду заводских рабочих Верхней Силезии и берлинских каменщиков: «Железопрокатный завод» (1872–75, Гос.
музеи, Берлин), «На стройке» (1875, частное собрание, Берлин), «Точка ножей в Хофгаштайне» (1881, частное собрание, Лондон). Много работал в книжной графике (400 иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, 1839–42; иллюстрации к произведениям И. В. Гёте, А. фон Шамиссо, Г. фон Клейста и др.). Демократич.
тенденции иск-ва М. оказали влияние на последующие поколения нем. художников (В. Лейбль, М. Либерман и др.).
Сочинение:
Briefe / Hrsg. C. Keisch, M. Riemann- Reyher. B., 2009. Bd 1–4.
Автор статьи: Е. Д. Федотова.
Литература
- Марченко Е. А. Менцель. М., 1965
- Wirth I. A. Menzel. Stuttg., 1966; Ebertshäuser H. A. von Menzel: das graphische Werk. Münch., 1976. Bd 1–2
- Hütt W. A. Menzel. Lpz., 1981
- Jensen J.Ch. A. Menzel. K ̈oln, 1982
- Lammel G. A. Menzel. Frideriziana und Wilhelmiana. Dresden, 1988
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/mientsiel_adolf_fon