«поклонение волхвов», джотто ди бондоне — описание картины

Север Италии скрывает огромное количество самых настоящих сокровищ мирового изобразительного искусства и архитектуры.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныИталия

Падуя – одна из самых интересных точек на карте Италии, которая привлекает ценителей мирового искусства со всех уголков земного шара.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныПадуя

Главная падуанская жемчужина – Капелла Скровенья — прославилась благодаря блестящему фресковому циклу, созданному Джотто ди Бондоне.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныКапелла дель Арена

  • Капелла Скровеньи была заложена в 1300 году в честь Богоматери и была освящена через три года в светлый день Благовещенья, который был одним из самых главных праздников в ренессансной Италии.
  • Капелла была построена на землях Энрико Скровеньи, а фундаментом для нее послужили остатки древнеримского театра, что дало капелле второе название – Капелла дель Арена.
  • По мнению историков, Капелла должна была искупить грехи отца Энрико Скровеньи – Реджинальдо, который занимался ростовщичеством, считавшимся смертным грехом.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныЭнрико Скровеньи

Имя Реджинальдо Скровеньи встречается даже в «Божественной комедии» Данте, поместившего ростовщика в 7-ой круг ада.

Дело отца продолжил и сам Энрико, однако, папа Римский Бенедикт XI отпустил ему этот страшный грех.

Видимо поэтому для своей Капеллы Энрико хотел самых лучших мастеров: для создания обширного фрескового цикла богатый купец пригласил Джотто, по праву считавшегося художником номер один.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныДжотто Ди Бондоне

Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныФрески Капеллы Скровеньи в Падуе

Этот цикл стал своеобразной квинтэссенцией художественных методов Джотто. Фрески Капеллы Скровеньи становятся еще более смелыми и эмоционально насыщенными.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныПлан Фресок в Капелле Скровеньи

Фреска «Поцелуй Иуды»

Чего только стоит сцена «Поцелуй Иуды», которую художники выбирали для своих произведений очень редко.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныПоцелуй Иуды

Джотто выстраивает композицию на контрастах: прежде всего на контрасте духовной чистоты и искренности Иисуса Христа и страшного греха предательства, на который пошел Иуда.

Художник помещает Иисуса и Иуду под один плащ (желтый плащ, в который одет Иуда – средневековый символ предательства) – сферу, в которой все застыло в мгновении, разделяющем ученика и учителя от страшного момента предательства.

За пределами звенящего кокона тишины – бушующая толпа, шум от которой нарастает с каждой секундой: вертикали палок, факелов и копей создают мерный ритм и в своей графичности и линейности контрастируют с мягкими очертаниями сферы, внутри которой встретились глазами Иисус и Иуда. В этой работе Джотто проявляет себя как тонкий психолог, пропускающий через себя сложнейший библейский сюжет.

Видео о фреске «Поцелуй Иуды»

Фреска Джотто «Положение во гроб»

В таком же ключе создана и фреска «Положение во гроб». Джотто разделяет композицию динамичной диагональю скалы с засохшим деревом – символом конца земного пути Иисуса Христа.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныФреска «Положение во гроб»

Ангелы, которых Джотто поместил в темно-синее грозовое небо, будто вторящее трагедии, плачут навзрыд, переживая тяжелую потерю. Для художника они не просто бесполые крылатые существа, а личности, страдающие не меньше чем апостолы в нижней части композиции. Их крылья разрезают свинцовые тучи, нависшие над слабым телом мертвого Христа.

Поклонением волхвов

Интересную деталь можно обнаружить в сцене с поклонением волхвов — под видом Вифлеемской звезды, загоревшейся над яслями, Джотто изобразил комету Галлея, которая пролетала над Землей в 1301 году и, свидетелем которой, скорее всего, явился и сам художник.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныФреска «Поклонение волхвов»

Фреска «Страшный суд»

Главная в цикле фресок на дальней стене является картина Страшного суда.

Фреска «Страшный суд»

На фреске Иисус Христос наблюдает за происходящим. Спасенные находятся справа от Христа, а проклятые, слева проваливаются в адскую вечность. Сатана — гротескный людоед жует грешников, а вокруг него, демоны пытают проклятых.

Сцена прямо из преисподней Данте, который был другом Джотто. Спокойный человек, изолированный от всего происходящего – Энрико Скровеньи, на чьи деньги была воздвигнута, и расписана церковь.

Это была попытка получить прощение за грехи его богатого и жадного отца.

Особое внимание в Капелле заслуживают и ниши, в которых Джотто блестяще имитирует скульптуру, используя для этого аллегории пороков и добродетелей, выполненных в технике гризайли — живописи в один цвет, растянутый на оттенки.

Всего в нишах изображены фрески, изображающие 7 добродетелей (благоразумие, вера, воздержание, милосердие, надежда, правосудие, стойкость) и 7 пороков (глупость, неверие, гнев, зависть, отчаяние, несправедливость, непостоянство).

Фреска «Благоразумие и глупость» Фреска «Вера и неверие»
Фреска «Воздержание и гнев»
Фреска «Милосердие и зависть»
Фреска «Надежда и отчаяние»
Фреска «Правосудие и несправедливость»
Фреска «Стойкость и непостоянство»

Источник: https://shkolnaiapora.ru/izo/kapella-skroveni-v-padue.html

Самые известные картины Джотто :: SYL.ru

Среди великих мастеров эпохи Возрождения особое место отводится гению Джотто ди Бондоне. Оставленное им миру гениальное художественное наследие до сих пор привлекает и восхищает знатоков живописи из всех уголков мира в музеи, где хранятся эти сокровища. В этой статье мы представим лишь некоторые картины Джотто с названиями.

Джотто — один из..

Джотто — представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции. Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор — реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Особенности творческого наследия

Основным направлением творчества Джотто ди Бондоне становятся фресковые росписи церквей Ассизи, Падуи и Флоренции на библейские и евангелийские сюжеты. Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры.

Активное использование аллегорий позволило живописцу говорить на такие вечные темы, как добросердечие, терпение, терпимость, взаимопонимание, коварство, предательство, любовь, преданность, смирение, кротость.

Картины художника Джотто по сравнению с полотнами современников выделялись особым драматическим накалом и психологичностью.

Новаторство Джотто

Впервые, благодаря Джотто, в культовой живописи появляется объемное изображение, пришедшее на смену плоскостному или обратной перспективе. Интересен и прием, с помощью которого мастером достигался нужный эффект — использование поэтапного обесцвечивания основного цвета.

Еще одна находка живописца — концентрация внимания зрителя на тщательности прорисовки персонажей, их колоритности за счет условности изображения фона, заднего плана картины: Джотто ди Бондоне заменяет пейзажи неким подобием холмов или архитектурных элементов.

Сюжет, начиная с произведений Джотто, перестает быть статичным, появляется повествовательность, развитие.

Кроме монументального культового наследия «отец итальянского Возрождения» создавал значимые произведения в жанре «дереянных досок», писал станковые картины. Скульптурность и пластичность персонажей Джотто гармонично дополняется архитектурностью решения композиции и пространства. И здесь важную роль играет несомненный архитектурный талант мастера.

Санта-Мария дель Фьоре

Доминантой исторического центра Флоренции стала знаменитая колокольня главного флорентийского собора — базилики Санта-Мария дель Фьоре, расположенной на центральной площади города. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано.

И хотя проект строительства кампаниллы принадлежал Арнольфо ди Кампио, сооружение получило название по имени Джотто, отвечавшего за возвдение первого яруса.

После смерти ди Камбио Джотто усовершенствовал проект, но весь свой талант направил в основном на решение оформления внутреннего пространства базилики.

Что касается фасадов кампаниллы, Джотто выполнил их в стиле всего собора, декорировав панелями из мрамора раличных цветов и красными плитами с белым контрастным рисунком.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Сюжет и описание картины Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов»

Это — одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Ее сюжет взят из Евангелия, в котором сказано, что двигающиеся с Востока с торговым караваном волхвы-предсказатели увидели в небе яркую звезду и поняли: родился Мессия. Они отправились вслед за звездой.

Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу. Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема. Рядом была его мать — Мария. Волхвы принесли младенцу богатые дары.

И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому — капеллы дель Арена) в Падуе, Италия.

Читайте также:  «офелия», джон эверетт милле — описание картины

Интересно, что в произведении художника каждый персонаж проработан тщательно, будто бы является единственным или главным. Даже два ослика написаны так, что являются активными действующими лицами происходящих событий.

Одна из самых известных картин Джотто ди Бондоне построена на цветовых контрастах. Особенно ярко выделяются синее небо, находящаяся в нем комета Галлея и белоснежные одежды ангела.

«Поцелуй Иуды»

Это еще одно знаменитое произведение работы Джотто. Фреска также написана для капеллы Падуи. Именно в них живописец впервые стал использовать свтотень, уйдя от средневекового цветосвечения. Фигуры его произведений приобретают объемность, а пространство — глубину.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Интересно, что свои фрески Джотто впервые стал располагать ярусами в членениях, на которые были разделены стены собора. Как и картины, их обрамляют рамы. Именно благодаря такому решению зародился в творчестве мастера новый вид живописи — монументальное панно.

В панно «Поцелуй Иуды» Джотто вновь обращается к тексту Евангелия и рассказывает историю страшного предательства одного из учеников Христа — Иуды Искариота, который выдал его страже, поцеловав в полумраке. Об этом предательстве Иисус знал заранее и дал возможность Иуде отказаться от намерения предать, сообщив о грядущем в беседе с апостолами. Но Иуда не воспользовался шансом.

Молчаливый диалог между Учителем и одним из его учеников и изображает Джотто во всей его психологической напряженности. Он противоставляет образ чистого и прекрасного ликом Иисуса предателю Иуде, почти что уроду с точки зрения изображенной внешности. По сути, живописец представляет здесь извечное противостояние в мире Добра и Зла.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Среди прочих картин этого цикла картина Джотто «Поцелуй Иуды» занимает особое место и поднимает проблемы, волнующие людей всех эпох и народов.

Джотто ди Бондоне: «Распятие»

Для капеллы дель Арена было создано и живописное панно «Распятие». Оно выполнено в технике нанесения краски на влажную оштукатуренную поверхность, что дает крепкое сцепление красителей с поверхностью стены и делает произведение более прочным и долговечным.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

На плоскости в самом центре и почти во всю ее высоту изображен крест, на котором распят Иисус Христос. Мы почти не видим следов крови на его ладонях и стопах. Голову уже осеняет нимб святости.

Он как бы отделяет фигуру от крестовой основы, и кажется, будто тело Христово вот-вот — и вознесется на Небо, где парят ангелы с лампадками в руках, будто бы освещая Иисусу путь. Вместе с тем, свет от лампад освещает и земных персонажей.

Все они тяжело переживают смерть Мессии, их лица полны скорби и надежды.

К сюжету распятия Иисуа Христа Джотто ди Бондоне за весь творческий путь обращался неоднократно. Менялись персонажи и композиция, цветовая гамма и особенности светотени, но то важное, что объединяло произведения — психологизм происходящего, чувства и переживания героев.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»

Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци — «Мадонна Оньисанти». Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме.

Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие.

В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.

Мадонна для Санта-Кроче

Одной из самых известных картин Джотто считается «Коронование Марии Христом со святыми и ангелами».

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Она написана в стиле полиптиха темперой на деревянной основе. Вытянутый по горизонтали прямоугольник условно разделен на пять частей, выполненных в форме стрельчатых готических арок, причем центральная часть самая крупная, а размеры прочих к краям уменьшаются.

В «арках» изображены ангелы, присутствующие на короновании Христом Марии, поющие и играющие на музыкальных инструментах. Над ними вверх уходят ряды святых, разделяющих торжество. Главные персонажи располагаются в центре средней «арки» и явно выделяются размерами.

Сверху между панелями, выполненными Джотто, располагаются фигурки «красных херувимов», авторство в изображении которых приписывают другому мастеру. Резное обрамление панно также было создано гораздо позже и другим мастером.

Франциск Ассизский в творчестве Джотто

Особое место в творчестве Джотто ди Бондоне занимает образ Франциска Ассизского — основателя монашеского ордена францисканцев. История этого святого и человека настолько впечатлила Джотто, что он создал целый цикл фресковых росписей, ему посвященных.

«Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картины

Франциск (в миру Франческо) родился в Италии в области Умбрия в семье купца. Имея много странностей, был причислен к сумасшедшим. Отец от него отказался.

После юношеских лет, полных веселья и мотовства, юноша вдруг в корне изменил принципы своей жизни. Он стал спать на голой земле, отказался не только от роскоши, но и от элементарных вещей, делающих быт человека устроенным.

Он одевался в нищенское платье и много путешествовал. Жил милостыней и подаяниями.

В своих странствованиях он не только проповедовал христианское учение как его понимал, но и смог обзавестись подражателями и сподвижниками. Франциск создал нищенскую общину из присоединившихся к нему, с разрешения папы Иннокентия III создал монашеский орден и разработал его устав.

Во время крестовых походов отправлялся в миссионерские поездки и поддерживал миссионерское движение среди братьев ордена. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман. В Иерусалиме Франциск основал еще один монастырь своего ордена, целью которого была охрана Гроба Господня.

Он читал не очень логичные, но заразительные в своей страстности и преданности вероучению проповеди, оплакивал человеческие грехи, в результате чего ослеп и со временем умер от общего истощения.

Этот трагический момент кончины и последовавшего за ней вознесения стал одним из сюжетов цикла картин Джотто для церкви Святого Франческо в Ассизи. В прочих фресках изображены сцены из жизни святого.

Наследие Джотто и формирование живописных школ

В статье невозможно перечислить все картины Джотто ди Бондоне с названиями, так как закончивший творческий и жизненный путь в 1337 году во Флоренции, художник оставил своим последователям богатое творческое наследие.

Мастера, работавшие в последствии во Флоренции, Сиене и Падуе, опирались в своем творчестве на принципы живописи, разработанные мастером, и постепенно в этих центрах искусства итальянского Возрождения сформировались крупные живописные школы.

На основе его разработок творили такие мастера Ренессанса как Микеланджело, Рафаэль, Мазаччо и даже сам Леонардо.

Источник: https://www.syl.ru/article/360128/samyie-izvestnyie-kartinyi-djotto

Реформатор живописи Джотто

«Пожалуй, во всей мировой истории искусств не найти столь безупречной репутации. Джотто восхищались современники, у него учились и заимствовали потомки, его могли возносить чуть выше или чуть ниже, но отношение к нему по-настоящему не пересматривалось.

Случай действительно беспрецедентный. Ни с одним признанным гением не обходились так почтительно на протяжении времени. Леонардо ставили и ставят в упрек незавершенность работ и замыслов, сделавшуюся его фирменным знаком, почти диагнозом.

Микеланджело упрекали и упрекают (совершенно справедливо) в излишней скульптурности живописи, доходящей до топорной грубости. Рафаэль многим казался и кажется приглаженным, едва ли не слащавым. Это только имена первого ряда.

Джотто же остается той незыблемой монументальной печкой, от которой ведутся танцы всего западного изобразительного искусства.» Пётр Вайль.

Джотто ди Бондоне (ок. 1267—1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса,родился близ Флоренции,по-видимому, сначала был учеником художника Каваллини. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства.

Джотто ди Бондоне еще при жизни достиг славы и пользовался большим уважением у своих современников. Данте говорит о нем в своей «Божественной Комедии», как о самом замечательном живописце его времени.

  Еще при жизни великого художника Данте говорил в «Чистилище» (Х1, перевод Голованова):

  • Чимабуэ в художестве одинБыл царь, но появился Джотто, — новый
  • В той области возникнул властелин.
  • «Поклонение волхвов», Джотто ди Бондоне — описание картиныПортрет Джотто ди Бондоне работы Джорджо Вазари

Так же отзываются о нем Петрарка и Боккаччо,бывшие его современниками и общавшиеся с ним лично.По свидетельству Боккаччо, Джотто имел самую заурядную, невыразительную внешность, «маленького роста, безобразный».

Трудно было поверить, «что природа скрывает в нем чудеснейшее дарование».

В новеллах того времени Джотто выступает как острослов и весельчак, задорный, жизнерадостный, почти озорной, всегда имеющий «словечко под рукой и острый ответ наготове» (Вазари).

( 2 Тондо молодого Джотто)  Апостол Пётр   Церковь Сан-Франческо в Ассизи

С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Преодолев средневековые итало-византийские традиции готического средневековья, Джотто создал облик мира, приближенный к реальному по материальности и пространственной протяженности.Творения Джотто произвели сильное впечатление  на его современников,им вдохновлялись Леонардо да Винчи,Рафаэль,Микеланджело.

Читайте также:  Святой христофор, ганс мемлинг, 1484

Петрарка писал, что перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения,а Боккаччо называл его лучшим в мире живописцем. Спустя сто лет прославленный флорентийский скульптор Гиберти отзывался о нем: «Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство…

» Его естественное искусство основано на изображении окружающего мира таким, каким его видит наш глаз.

Апостол Павел

Во времена Джотто еще не была разработана теория перспективы,не была изучена анатомия человека. Он творил,не зная ни анатомии, ни научной перспективы; полагаясь на интуицию и зрительную память, и сумел передать на плоскости иллюзию реального пространства, а в образах людей – реальные чувства и страсти.

По его произведениям видно, что пейзаж и обстановка интересовали его мало, а изображения зверей оставляют желать лучшего в смысле их природного правдоподобия,но всё это кажется нам несущественным, настолько им достигнутое — полновесно и незабываемо.

Начиная с Джотто, природа и человек переместились в центр внимания,а художники стали заняты только человеком, человеческими переживаниями и задачей их монументального воплощения.

Иероним  Фреска в Ассизи

Джотто, сохраняя традиции готического искусства, впервые в истории итальянской живописи вынес точку зрения за пределы картины, создав, таким образом, независимое от зрителя живописное пространство, чем немало удивил своих современников.

Исследования последних лет все больше раскрывают подробности жизни и творчества художника, с его именем и поныне связан миф о рождении современного искусства.

Этот человек один, почти совершенно независимо от других, перестроил отношения между художником и обществом, между взглядами общества и художественными произведениями.Он стал новатором в характере построения объемов и пространства.

Иоаким среди пастухов   Фреска капеллы дель Арена (Скровеньи) Падуя

.Джотто впервые  добился того, что его фрески утратили иконный характер, они больше не ориентированы на зрителя как моленный образ, но представляют событие, происходящее само по себе. Схемы революционных для своего времени фресок Джотто в большинстве случаев построены по принципу «сюжетного диалога» между двумя персонажами или группами персонажей.

Джотто преобразовал темные, византийские тона красок в светлый, веселый и теплый колорит, он перешел к натуре и ввел в религиозные сюжеты философские начало и мысль, подвергая анализу душу человека;его чувства, характер. Никто из художников не пошел дальше Джотто в философском анализе.

Бегство в Египет  Фреска в Падуе

Религиозные сцены он стал изображать в земной обстановке; вместо золотого грунта византийцев у него появляются пейзаж , здания.

С Джотто натурализм входит в итальянское искусство, и после Джотто художником мог считаться лишь тот, кто превращал свои произведения в выражение своего художественного представления о мире, а не подражал стилю предшественников, следуя традиционным канонам.

Джотто становится самостоятельным и свободным истолкователем исполняемых им сюжетов религиозного толка.

При помощи несложных, хорошо известных современникам Джотто средств — ракурсов и античной перспективы — он придает формам почти скульптурную объемность, моделируя их постепенным высветлением основного красочного тона. И этот принцип светотеневой моделировки,позволяющий сообщать формам ощутимую рельефность, стал господствующим в итальянской монументальной живописи вплоть до 16 века.

Рождество Иисуса  Фреска в Падуе

Каждая фигура Джотто — монумент человеку, утверждающему своё человеческое достоинство. В джоттовской концепции главной темой является человек и его поступки.

Человек на изображениях Джотто — герой, исполненный чувства собственного достоинства,который противостоит ударам судьбы, как древний стоик.

Он готов постоянно сносить свои невзгоды, не падая духом, не отступая от правды, не ожесточаясь против людей.

Поклонение волхвов  Фреска в Падуе

Переехав в начале XIV века в Падую, Джотто расписал капеллу дель Арена, которую по имени заказчика — богатого купца — называют ещё капеллой Скровеньи,на цоколе которой он в технике гризайли изобразил 14 аллегорий «Пороков» и «Добродетелей», а на входной стене – монументальный «Страшный суд» со сценами из жизни Христа.

Фрески капеллы в Падуе искусствоведы считают самыми важными и совершенными произведениями Джотто,определившими пути дальнейшего развития живописи в Европе.

До него живопись в церквах существовала отдельно от архитектуры ,он естественно вписал свои сюжеты в проемы между окнами,первым изобразил реальные здания,разрушил иконописную застылость фигур,первым заставив  их двигаться и выражать чувства, у него первого появилась улыбка на картине.

Предательство Иуды  Фреска в Падуе

Фрески Джотто, сплошным ковром устилающие стены и свод капеллы, включают в себя 34 (37) сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три регистра на продольных стенах.

Евангельский цикл продолжен и на алтарной стене, где справа и слева от алтарной ниши предстают архангел Гавриил и внимающая благой вести коленопреклоненная Мария, а ниже — еще две евангельские сцены — «Встреча Марии и Елизаветы» и «Иуда», получающий сребряники.

В верхней части алтарной стены предстает «Саваоф в окружении ангелов», а входную, западную стену капеллы целиком заполняет огромная композиция «Страшный Суд». Декор капеллы завершает роспись коробового свода, имитирующая синее небо с золотыми звездами, украшенное круглыми медальонами с изображениями Мадонны, Христа и святых..

ВВедение Марии во Храм   Фреска Джотто в Падуе

Один из наиболее знаменитых сюжетов Джотто в Падуе – фреска «Поцелуй Иуды». Вот как передает ее М. Алпатов: «Иуда подходит к Христу и вытягивает губы, чтобы его поцеловать.

В ответ на это Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом… Этот проникновенный и невыразимый словами взгляд вскрывает глубочайшие недра человеческой души. При этом Христос сохраняет исключительное спокойствие, хотя он, видимо, знает о предательстве ученика.

Это спокойствие в соединении с ясным сознанием своей судьбы придает ему характер возвышенного героизма, настоящего стоического мужества.»

Поцелуй Иуды  Фреска в Падуе

Судя по отзывам Петрарки и других, так же смелы были не дошедшие до нас его работы в Неаполе. Там Джотто поднялся еще выше в социальном статусе, войдя в “ближний круг” короля Роберта Анжуйского, поэта и покровителя искусств, общаясь с лучшими умами неаполитанского двора.

«По возвращении во Флоренцию в 1334 году он был назначен руководителем строительства кафедрального собора , сосредоточил в своих руках административный, финансовый и художественный контроль над всеми работами. Это при том, что Джотто был не архитектором, а живописцем — невиданный почет, огромный авторитет.

Впрочем, архитектором он тоже стал: по его чертежам построили соборную колокольню “Башня Джотто”, про которую Джон Рескин сказал: “Среди существующих христианских сооружений нет ни одного столь совершенного”.

Облицованная цветным мрамором, непривычно прямоугольная, стройная, она и вправду дивно хороша, эта флорентийская кампанилла, и забраться на нее стоит,чтобы взглянуть на город и, что еще важнее, на собор, удивительный в таком ракурсе.» Пётр Вайль

Семь столетий горели в капелле свечи, семь столетий их копоть покрывала фрески. В 2000 году христианство праздновало свой юбилей – 2000 лет от рождества Христова.

В связи с этим событием фрески Джотто были тщательно очищены и отреставрированы первоклассными специалистами.

Теперь они сияют красотой и первозданной свежестью, уже восьмое столетие рассказывая языком живописи историю Девы Марии и Иисуса Христа.

История Девы Марии и Иисуса Христа,рассказанная Джотто языком живописи (фрески отреставрированные) в капелле дель Арена в Падуе, с параллельными текстами из евангелий и апокрифов : http://modernproblems.org.ru/art/124-giotto.html

http://www.art-giotto.ru/txt/1ref.shtml

Источник: https://agent-40.livejournal.com/56200.html

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения

Наверняка вы слышали, что отцом Возрождения считается Джотто (1266-1337 гг). Это так. И даже больше. С Джотто начинается современная европейская живопись. До него были иконы. После него совершенно новое искусство. Которое просуществовало вплоть до импрессионизма конца 19 века.

Возможно, вы раньше видели его фрески. Современному человеку сложно понять, что же в них необычного. Но когда видишь работы его предшественников и современников, поражаешься. Как ему удалось это создать? Просто с чистого листа! С нуля.

На рубеже 13 и 14 веков это было подобно чуду. В Капеллу Скровеньи, которую расписал Джотто, стали ходить толпы людей. Они не могли поверить своим глазам. Они видели что-то совершенно новое.

Попробуем посмотреть на работы Джотто глазами его современников. Чтобы ощутить всю его революционность.

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Читайте также:  Рой лихтенштейн - биография и картины

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Новаторство Джотто

Легче всего понять новаторство Джотто на примере его главного шедевра. Цикла фресок в Капелле Скровеньи в Падуе.

Это сюжеты из жизни Марии и Иисуса Христа. Размером 2,5 на 2 м. 39 изображений.

Взглянем буквально на несколько из них. Этого достаточно, чтобы понять всю гениальность Джотто.

1. Благовещение святой Анне

Джотто. Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию.

Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.

Справа: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия

Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.

Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.

Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий.

Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.

2. Встреча у золотых ворот

Джотто. Встреча у золотых ворот. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Будущие родители святой Марии, Иоаким и Анна встретились у золотых ворот. Муж без слов понял, что хочет ему поведать жена. В порыве нежных чувств двое уже немолодых людей целуются.

Джотто показал нежные интимные чувства людей очень выразительно. До Джотто такой искренности чувств вы не найдёте. Настолько объятия супругов нежны. Настолько трогателен их поцелуй.

Джотто. Встреча у золотых ворот. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Обратите внимания, что Иоаким и Анна находятся не в центре. Они смещены влево. В центре – женщины в чёрном и белом. Возможно, они символичны. Мол, рядом с счастьем всегда ходит горе. Ведь все мы знаем, какую мучительную утрату придётся перенести их дочери Марии.

Здесь мы можем смело утверждать, что Джотто первым создал композицию. Ему эта сцена виделась именно так. Он вкладывал определённый смысл в то, чтобы второстепенные фигуры поместить в центре.

До Джотто понятия композиции просто не существовало. И средневековый мастер поместил бы супругов ровно по середине.

Миниатюра “Встреча у золотых ворот”. Минологий Василия II. 10 век. Хранится в Ватиканской библиотеке, Ватикан

3. Поклонение волхвов

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.

Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй.

Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.

Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.

Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.

4. Поцелуй Иуды

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске изображена сцена предательства. Подкупленный Иуда должен подать страже знак. Чтобы те поняли, кто из стоящих – Иисус. Иуда должен его поцеловать.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

В центре мы видим два лица. Благородное, красивое лицо Христа с правильными чертами. Высокий лоб. Развитая шея здорового мужчины. И обезьяноподобное, уродливое лицо Иуды. Выделяющиеся надбровные дуги. Скошенный подбородок. Маленькие, как будто бегающие глаза.

Нравственная красота соединена с физической. А уродство физическое с нравственным уродством. Именно так и будет заведено после Джотто в эпоху Ренессанса. Красота лиц у благородных людей и уродство предателей.

Вспомните, каким страшным изображает Иуду Леонардо да Винчи на своей знаменитой фреске “Тайная вечеря”.

Работы Леонардо да Винчи 1498 года. Слева: фрагмент фрески “Тайная вечеря”. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Справа: “Голова Иуды”. Подготовительный рисунок к фреске “Тайная вечеря”. Замок Виндзор, Англия

Более подробно об этой фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

 5. Бичевание Христа

Джотто. Бичевание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Объемность фигур особенно заметна на фреске “Бичевание Христа”. Они тяжеловесны. Даже глыбообразны. Это не удивительно. Джотто, конечно, не знал анатомию человека. Но он изо всех сил стремился показать людей объёмными. А значит реальными.

Эта фреска еще кое-чем примечательна. Посмотрите, насколько разные мучители Христа. И по внешности, и по выражению лиц. Такая индивидуальность до Джотто вообще не встречалась у средневековых мастеров.

Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

6. Оплакивание Христа

Джотто. Оплакивание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Драма. Скорбь, горе изображены невероятно правдоподобно. Это уже не условные жесты. А самые настоящие эмоции.

Джотто. Оплакивание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Достаточно просто сравнить с фреской того же 14 века. Разница колосальная. Не даром Джованни Боккаччо, итальянский писатель, сказал о Джотто: “Он вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное”.

Слева: Неизвестный мастер. Оплакивание Христа. Фреска в церкви св. Пантелеймона в Нерези (бывшая территория Византии), Македония. Вторая пол. 12 в.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

P.S

Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.

Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.

Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

  Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/dgotto/

Ссылка на основную публикацию