19 мая 1593 — 18 октября 1678
Якоб Йорданс (нидерландское имя — Jacob Jordaens) фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.
Якоб Йорданс родился в Антверпене, первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал.
В 1616 вступил в Гильдию Святого Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт.
В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь. На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
«В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм.
Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо.»
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
«В ранних произведениях Йорданса («Семейный портрет», около 1615, Эрмитаж; «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень.
В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг.
(«Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель; «Семейный портрет», около 1622—1624, Прадо, Мадрид; «Аллегория плодородия», около 1625—1628, Музей старинного искусства, Брюссель; «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов.»
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена. Даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.
«С 1640-х гг.
Йорданс пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).»
В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам. У Йорданса было много учеников.
С 1621 по 1667 годы в Гильдии святого Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.
Скончался в Антверпене 18 октября 1678 года и был похоронен как протестант в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией.
Deborah Kip, Wife of Sir Balthasar Gerbier, and Her Children 1629/1630, reworked probably mid 1640s. Oil on canvas. 165,8 x 177,8 cm.
National Gallery of Art, Washington.
The Painter's Family 1621-1622. Oil on canvas. 181 x 187 cm.
Museo Nacional del Prado, Madrid.
The Feast of the Bean King c. 1640/1645. Oil on canvas. 242 x 300 cm.
- Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie, Vienna.
Cupido and Psique c. 1630. Oil on canvas. 131 x 127 cm.
- Museo Nacional del Prado, Madrid.
Cleopatra's Feast 1653. Oil on canvas. 156,4 x 149,3 cm.
- The State Hermitage Museum, Saint Petersburg.
- ]
The Flight of Lot and His Family from Sodom (after Rubens) c. 1618-1620. Oil on canvas. 169,5 x 198,5 cm.
- The National Museum of Western Art, Tokyo
- Йорданс, Якоб (Антверпен 1593-1678) Бобовый король пьет
- Лувр
The Holy Family with Various Persons and Animals in a Boat 1652. Oil on canvas. 25,4 x 22 cm.
- Skokloster Castle, Skokloster.
Nymphs Cutting Off Pan's Beard c. 1640. Oil on canvas. 77,2 x 120,6 cm.
- Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague
- Jacob Jordaens
The Miracle of the Stater in the Mouth of the Fish 1630-1645. Oil on canvas. 119 x 197,5 cm.
- Rijksmuseum, Amsterdam.
Satyr and Peasant 17th century. Oil on canvas. 188,5 x 168 cm. Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, Brussels.
Источник: https://newsland.com/community/5487/content/znamenityi-flamandets-iakob-iordans/3473822
Пентименто, дуб и хипстер: в Италии переоткрыт шедевр «Поклонение пастухов» Йорданса
На радостной ноте завершает 2017 год команда Jordaens Van Dyck Panel Paintings Project (JVDPPP). На официальном сайте проекта опубликовано подтверждение того, что картина «Поклонение пастухов», обнаруженная в марте в итальянской Виченце, принадлежит кисти Якоба Йорданса.
Ранее эксперты Музея Майера ван ден Берга в Антверпене посчитали шедевр копией, и долгое время он хранился в запасниках Палаццо Кьерикати.
Якоб Йорданс (1593 — 1678) считается одним из ведущих представителей фламандского барокко наряду с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. Первый привлекал его к написанию эскизов своих картин и оказал влияние на стиль и творчество. После смерти учителя Йорданс стал самым популярным художником в Антверпене.
Живописца ценили настолько, что даже после его обращения в протестантизм в 1645 году католические церковники продолжали давать ему заказы.
Слева: Якоб Йорданс, фрагмент «Автопортрета с родителями, братьями и сёстрами» (ок. 1615). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Помимо портретов, аллегорий, парадных и мифологических сцен Йорданс часто изображал крестьянский быт и иллюстрировал пословицы. Так, сейчас в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге проходит выставка, на которой его работа «Старики поют — молодые играют» сравнивается с произведением Яна Стена на ту же тему (голландская поговорка «Как старики поют, так молодая труба и играет» по смыслу аналогична русским «Яблочко от яблони недалеко падает» и «Дурной пример заразителен»).«Поклонение пастухов» из Виченцы впервые упоминается в музейных кадастрах в 1902 году. Тогда религиозную сцену приписали «стилю Эразма Квеллина Младшего (1607 — 1678)». По чёрно-белым фотографиям, отправленным по почте, фламандские историки искусств позже пришли к заключению, что это копия, имеющая отношение к аналогичной картине из Музея Майера ван ден Берга. С тех пор панель и была записана как таковая в каталоге Муниципальных музеев Виченцы.
В марте нынешнего года специалисты проекта «Панели Йорданса и ван Дейка» начали изучение произведения. Они обнаружили многочисленные пентименто (изменения, внесённые художником во время создания внесённые композицией художника во время покраски), видимые невооружённым глазом.
Кроме того, на оригинальной дубовой панели был обнаружен знак её изготовителя Гильяма Аертсена, члена Гильдии святого Луки с 1612 года. Рядом хорошо видна метка Гильдии, подтверждающая качество доски — замок Антверпена и две ладони. Использование городского бренда для таких основ было закреплено постановлением от 1617 года.
«Поклонение» было написано на двух соединённых дубовых досках. Дендрохронологический анализ показал, что они были вырезаны из дерева, вероятнее всего, срубленного между 1612-м и 1625 годами. Материал по составу близок к тому, который использовал Антони сван Дейк для ранних работ — «Христа» (ныне принадлежит Палаццо Россо в Генуе) и «Апостола Андрея» (Художественный музей Понсе, Пуэрто-Рико). Перед тем, как деревья были срублены и отправлены в Антверпен, они росли рядом в Балтийском лесу, возможно, на территории нынешней Польши.
Искусствоведы также сравнили стиль других «Поклонений», принадлежащих Йордансу, включая версию из Музея Майера ван дер Берга. На основании всех полученных данных эксперты пришли к выводу, что картина из Виченцы — не копия, а оригинал, датируемый примерно 1618 годом.
По-видимому, Якоб Йорданс написал её перед тем, как открыл собственную мастерскую. Он и ван Дейк — оба молодые художники — работали вместе до того, как последний отправился в Англию в октябре 1620-го.
Слева: Антонис ван Дейк, «Христос, несущий крест» (первая четверть XVII века). Палаццо Россо, Генуя
Известный британский искусствовед Бендор Гросвенор также указывает, что человек, который позировал Йордансу для пастуха в левой нижней части картины, часто появлялся и в работах Рубенса того периода. «Я хотел бы узнать, кто он, этот оригинальный хипстер», — пошутил эксперт.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Источник: https://artchive.ru/news/3085~Pentimento_dub_i_khipster_v_Italii_pereotkryt_shedevr_Poklonenie_pastukhov_Jordansa
Фламандский живописец Якоб Йорданс: картины, биография
Якоб Йорданс (Иорданс) (нидерл. Jacob Jordaens, 19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский живописец, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Якоб Йорданс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, работал в бытовом и портретном жанрах.
На творчество Йорданса большое влияние оказал Питер Пауль Рубенс, который привлекал Якоба Йорданса к своим работам, а также такие выдающиеся художники как Стен и Снейдерс.
В творчестве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в искусстве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо.
Биография Йорданса и особенности творчества
Выдающийся фламандский живописец первой половины XVII века Якоб Йорданс родился в Антверпене в семье торговца тканями. Основы профессионального образования он получил в мастерской художника Адама ван Ноорта, который в свое время был учителем Рубенса. Начал Иорданс с декоративных росписей для шпалер.
К 1615 году исследователи относят «Портрет семьи Йорданса», весьма уверенно написанный; 1618 годом датировано «Поклонение пастухов», в котором уже проявилась характерная особенность зрелого стиля Йорданса — трактовка религиозных тем в жанровом плане.
20-е — 30-е годы XVII века стали периодом расцвета искусства Якоба Йорданса. Именно в это время создает он такие шедевры, как «Сатир в гостях у крестьянина» и «Бобовый король».
Могучий жизнелюбивый дух фламандской школы находит здесь классическое свое выражение.
Сюжетом картины «Сатир в гостях у крестьянина» послужила известная басня Эзопа о дружбе человека со сказочным обитателем лесов и о наивном разочаровании последнего в людской породе. Сатир усмотрел двуличие в том, что, дуя с морозу на руки, крестьянин согревал их, а, дуя на варево, охлаждал его.
В картине Якоба Йорданса встреча крестьянской семьи с лесным гостем показана совершенно реалистично, как обычное, несколько забавное событие.
Энергичная лепка крупных фигур, грубоватые простонародные типы, резкие светотеневые контрасты, глубокий золотисто-коричневый с огненными отблесками колорит полностью отвечают этому замыслу.
Жестикуляция и мимика крестьян, силящихся понять Сатира и растолковать ему свой обычай, чрезвычайно выразительны.
Еще более жизнерадостна картина «Бобовый король», или «Король пьет!», как ее иногда называют. Художник изображает праздник во фламандской семье среднего достатка. Кусок пирога с запеченным бобом достался на этот раз дедушке.
Вот он посажен во главе стола, надета бумажная корона. выбрана королева — и всех захватило шумное веселье. Великолепно передает Иорданс и этих здоровых, полнокровных, беззлобно потешающихся людей и всю обстановку шуточного события.
Отлично написан натюрморт.
Иорданс несколько раз варьировал композиции этих двух прославленных полотен. Близко к ним стоит картина «Диоген. ищущий человека», написанная около 1643 года.
Но в это время художник уже начинает терять особое чувство непосредственности, отличавшее его лучшие работы.
Портреты и композиции Йорданса становятся асе более парадными и эффектными («Триумф Фридриха Генриха Оранского». «Время, изгоняющее клевету и порок». 50-е годы).
Картины Йорданса
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/937-jordaens.html
Якоб Йорданс
Биография Якоба Йорданса
Сын торговца одеждой, с 1607 учился в Антверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастер гильдии св. Луки, с 1621 — декан гильдии. Испытал влияние Караваджо, Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую.
В 1650 перешел в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей и монастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, портреты и бытовые сцены, мастер монументальных росписей, акварелей.
Творчество
В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Художник не бывал в Италии и, может быть, поэтому не стремился приноравливаться к итальянским образцам.
Полнота оптимистического мироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от последнего он не обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов, столь неисчерпаемой фантазией.
Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности.
Ранний период. Композиция
В раннем творчестве, отмеченном влиянием Караваджо (первая датированная работа «Поклонение Волхвов», 1616, Метрополитен-музей; «Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя», ок. 1616, Музей искусств, Роли, Сев.
Каролина; «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм; «Четыре евангелиста», 1617-1618, Лувр) преобладают ночные сцены, искусственное освещение, лепящее крепко моделированные объемы, плотная манера живописи.
Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, где немногочисленные, но представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и заполняют всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины; избранный художником низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов.
Эти приемы, возможно, были связаны с активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их законами построения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же полнокровные типы («Воспитание Юпитера», Художественные собрания, Кассель; «Жертвоприношение Церере», Прадо; «Мелеагр и Аталанта», Лувр).
«Аллегория плодородия»
Менее удачны отвлеченно-аллегорические образы мастера, неоднократно обращающегося к теме «Аллегории плодородия» (1617, Старая пинакотека, Мюнхен; 1625-28, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Музей изящных искусств, Гент; Галерея Уоллес, Лондон; ок. 1645, Национальный музей, Копенгаген; ок. 1650, Картинная галерея, Дрезден). Самая известная брюссельская «Аллегория плодородия» кажется в целом перегруженной массивными фигурами обнаженных натурщиц.
«Сатир в гостях у крестьянина»
Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы; он охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях, поговорках. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя хранится несколько вариантов картины «Сатир в гостях у крестьянина», написанной на сюжет басни Эзопа.
Козлоногий сатир, посещавший крестьянскую трапезу, удивлен двуличием людей — поведением крестьянина, который дует на кашу, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть.
И сатир и крестьянин — дети одной природы — тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые ступни ног, бытовые предметы на переднем плане переданы с пластической осязательностью.
Широкий плотный мазок, крупные красочные пятна синих, красных, желтых, золотисто-коричневых тонов, насыщенных оттенками, отличают картину, находящуюся в Музее изобразительных искусств в Москве (ок. 1620).Йорданс любил изображать бюргерские семьи, то беззаботно пирующие за праздничным столом, то собравшиеся вместе для семейного концерта.
Среди излюбленных сюжетов — праздник «бобового короля», отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу.В картине «Бобовый король » (ок.
1638, Эрмитаж; до 1656, Музей истории искусств, Вена) царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж; избегая резких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается к более мягкой горячей цветовой гамме с множеством оттенков от золотисто-розового до золотисто-коричневого.
Полная грубоватого юмора бытовая сцена приобретает черты монументальной значительности. В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из них близки к его картинам («Семейный портрет», ок. 1615), более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ван Зурпелен (Национальная галерея, Лондон).Выполняя в 1630-х гг.
в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом. Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, — все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода — цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик в лесу») исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом.
Источник: http://intermuseum-2013.ru/yakob-yordans.html
Якоб Йорданс — 151 произведение — WikiArt.org
Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.
Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал.
В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство.
В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.
На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н.
Смольская отмечает: «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо».
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса („Семейный портрет“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622—24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
- После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (Антонис Ван Дейк скончался в декабре 1641 года, а Снейдерс работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»).
- Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы. Именно к Йордансу обратились представители английского короля Карла I с заказом на оформление резиденции в Гринвиче. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы Генриэтты-Марии во дворце Квинс-хаус за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. Написанные Йордансом картины не сохранились. В 50-х годах XVII века Йорданс сотрудничает с Оранской династией, создавая, по мнению авторов статьи в БСЭ, «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос» (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс-тен-Бос, Гаага», написанное по заказу вдовы принца Амалии Сольмс-Браунфельсской). В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам. В 1661 году Йорданс получил заказ на картину для амстердамской ратуши. У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников. Йорданс умер от загадочной болезни «английский пот» (нидерл. zweetziekte или нидерл. polderkoorts) 18 октября 1678 года, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина.
Источник: https://www.wikiart.org/ru/yakob-yordans
Читать онлайн "Художественные музеи Голландии" автора Егорова Ксения Сергеевна — RuLit — Страница 13
За плечом неизвестного на картине Мемлинга виднеется тонкий дальний пейзаж. Природа, ее целесообразная красота, ее особая жизнь — все это еще с начала XV века, с эпохи ван Эйка, привлекало внимание нидерландских живописцев, однако оставалось в их произведениях не основным, а второстепенным мотивом- фоном для библейской сцены или портрета.
К числу первых самостоятельных пейзажей в европейском искусстве относятся две небольшие доски, расписанные Герардом Давидом (ок. 1460–1523). Вместе они составляют единый лесной пейзаж, полный таинственной тишины. Слева среди деревьев виднеется маленький укрепленный замок, но его обитатели не показываются, в лесу ни души, только скачет птица да две телки пришли на водопой.
Художник, как бы вышивая, выписывает листочки и ветки, передает особенности различных пород деревьев. Несколько наивное тщательное изображение деталей сочетается с глубоким пониманием особой прелести и поэзии леса, с тем чувством лесной свежести и покоя, которое знакомо каждому. Герард Давид первым сумел передать все это в живописи.
Однако и его пейзажи были не вполне, не до конца независимы от традиционной библейской темы. Лесная чаща была написана на наружной стороне створок триптиха, которые впоследствии были распилены вдоль, и пейзаж стал самостоятельным произведением, хотя то, что он разделен на две половинки, напоминает о его происхождении.
Сохранились и внутренние стороны створок; вместе с центральной частью триптиха они изображают евангельскую сцену поклонения волхвов и находятся в Метрополитен- музее в Нью-Йорке.
Адриан Кей. Портрет Вильгельма Оранского. Ок. 1580 г.
Включенное в экспозицию Маурицхёйса произведение Герарда Давида было передано сюда амстердамским Рейксмузеумом.
Работники амстердамского музея составили свой раздел ранней нидерландской живописи почти исключительно из работ художников, живших в Северных Нидерландах, то есть тех, кого они считают зачинателями своей национальной художественной традиции.
Картины мастеров, работавших на Юге, во Фландрии или Брабанте, были в довольно большом количестве переданы для экспонирования в Маурицхёйс.
К издавна принадлежавшим штатгальтерам фамильным портретам относится погрудное изображение их знаменитого предка Вильгельма 1, принца Оранского, прозванного Молчаливым (1533–1584). Этот дальновидный и скрытный политик, возглавивший восстание нидерландцев против испанской короны, не имел, по-видимому, ни времени, ни охоты позировать живописцам.
Прижизненные портреты его очень редки, поэтому особый интерес представляет портрет, перешедший в Маурицхёйс из одного из дворцов штатгальтеров. Исполнил его антверпенский художник Адриан Томассен Кей (ок. 1544 — после 1589) в последние годы жизни Вильгельма Молчаливого.
Сравнение с работой Мемлинга показывает, как сильно изменилось представление о человеческой личности за протекшее с тех пор столетие.
Несмотря на маленький размер, портрет Мемлинга отличается особой полнозвучностью художественного языка; она есть и в колорите, и в великолепной пластике лица, и в том, как гордо поднятая голова выделяется на фоне темно-голубого неба. Адриан Кей — добросовестный профессионал, не лишенный таланта, но до Мемлинга ему далеко.
Его работа могла бы остаться незамеченной, если бы изображенный человек не останавливал взгляд «лица необщим выраженьем». За привычной сдержанностью и замкнутостью нам чудится редкая сила воли и ума, напряженная, неспокойная внутренняя жизнь.
И внешняя простота и внутренняя значительность портрета соответствуют тому, что нам известно о чрезвычайно сложной личности Вильгельма. Новая психологическая содержательность исходит не только и не столько от художника, сколько от модели, и все же в ней сказываются важные черты художественного сознания эпохи. Недаром портрет Вильгельма Молчаливого был написан уже в конце бурного XVI столетия, когда в горниле нидерландской революции выковывалось будущее — XVII век.
Раскол Нидерландов на два государства — протестантскую буржуазную республику на Севере (Голландия) и католическое владение испанского короля на Юге (Фландрия), — сложение и блестящий расцвет двух глубоко различных национальных культур можно отчетливо представить себе, проходя по залам Маурицхёйса. Обычно в голландских музеях редко встречаются работы фламандских мастеров, а в бельгийских музеях — голландских; недаром с конца XVI века Северные и Южные Нидерланды часто враждовали и подолгу воевали между собой. В Маурицхёйсе же наряду с национальной голландской школой довольно широко представлена живопись Фландрии. В залах XV–XVI веков соседствуют произведения мастеров Брюгге или Антверпена и Амстердама. Естественно, что и наследники этих мастеров- как во Фландрии, так и в Голландии — представлены в собрании музея.
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель. Земной рай. Ок. 1620 г.
Фландрия начала XVII века разорена войной, подчинена иноземным властителям, но в народе живо сознание своей силы, воспоминание о бурях недавней революции, неистребимое жизнелюбие. Плеяда мастеров во главе с Рубенсом создает произведения, проникнутые мощным национальным духом.
Около 1618 года молодой Якоб Йорданс (1593–1678) пишет «Поклонение пастухов». Богоматерь в представлении Йорданса здоровая, красивая молодая женщина; уверенным, привычным жестом она поддерживает завернутого в одеяло ребенка. Черная шаль оттеняет молочную белизну ее кожи и яркость румянца.
Ребенок спит, и пришедшие, по евангельской легенде, поклониться ему пастухи благоговейно молчат, но краски так ярки, формы так подчеркнуто объемны (например, замечательно написанный круглый медный кувшин на переднем плане), люди так полны здоровья и силы, каждая фигура и каждый предмет так настойчиво заявляют о себе, что зритель, стоя перед картиной, меньше всего думает о тишине и покое. Картина поражает мощным прославлением физической силы и здоровья. В этом для Йорданса залог красоты человека. Передавая физическое, материальное существование людей и вещей, Йорданс не пытается уловить отвлеченный, духовный смысл евангельского рассказа. Он ограничивается изображением чисто земного события. Не случайно несколько картин на тему «Поклонение пастухов», в число которых входит и холст из Маурицхёйса, появляются в творчестве Йорданса тогда, когда у молодой жены художника родился ребенок. Жена и маленькая дочка служат ему моделями, а домашние впечатления помогают реально представить себе события христианской легенды.
Якоб Йорданс. Поклонение пастухов. Ок. 1618 г.
Полнокровная жизненность образов — характерная черта фламандской школы и прежде всего ее главы — гениального Рубенса (1577–1640). В Маурицхёйсе находится исполненный им около 1620 года портрет епископа Офовиуса, который, возможно, был духовником художника.
Как это довольно часто бывает на портретах XVII века (вспомним «Веселого собутыльника» Франса Хальса), епископ обращается к зрителю с речью, он проповедует, сопровождая слова ораторским жестом. Рубенс всячески подчеркивает величие фигуры в широком монашеском одеянии.
Он не идеализирует грубые, характерные черты лица, но зато в полной мере отдает должное уму и проницательности, которые светятся в маленьких глазках.
Рубенс передает правду человеческой индивидуальности, но как бы приподнятой на пьедестал, подчиняющей зрителя своей неисчерпаемой энергией.
Источник: https://www.rulit.me/books/hudozhestvennye-muzei-gollandii-read-341359-13.html