Пир в доме левия, паоло веронезе, 1573

Пир в доме Левия, Паоло Веронезе, 1573Картина Паоло Веронезе «Тайная вечеря», которая вошла в историю под названием «Пир в доме Левия», вызвала неудовольствие инквизиции: евангельская сцена и какие-то «шуты, пьяные немцы, карлики и прочие глупости». На суде, протоколы которого сохранились, Веронезе осмелился сказать, что «художникам позволено то, что позволено поэтам и безумцам».

В  1571 году в одном из монастырей Венеции — Святых Иоанна и Павла — случился страшный пожар. Монахам удалось справиться с огнем, но в пламени погибло их сокровище — украшавшая монастырскую трапезную фреска «Тайная вечеря», всего несколько лет назад законченная великим венецианским живописцем Тицианом.

Монахи, руководимые исключительно деятельным настоятелем  Андреа де Буони, решили более фрески не делать, а заказать на ту же тему полотно, чтобы можно было его в случае чего спасти. Вопрос, кому заказать картину, не стоял — конечно же, Веронцу — Веронезе, как называли Паоло Кальяри, ставшего любимцем всей Венеции.

В отличие от Тициана он еще совсем не стар — ему всего 43 года, но уже успел добиться многого.

Еще в 1555 году он, после целого ряда блистательных работ, выполненных им во Дворце дожей, церкви Святого Себастьяна и библиотеке Святого Марка, был признан лучшим художником города — тогда сам Тициан вручил Паоло золотую цепь, символически передав ему звание официального художника Венецианской республики.

Пир в доме Левия, Паоло Веронезе, 1573

Инквизиция — что может быть страшнее? Особенно после того, как в 1555 году Римским Папой под именем Павел IV стал кардинал Джованни Караффа, известный своей жесткостью и одержимый идеей очищения, восстановления моральных устоев Церкви.

Великим инквизитором при нем был кардинал Микеле Гуслиери, беспрекословно исполнявший заповеди Караффы.

Еще будучи главой Священной канцелярии, Караффа издал четыре процессуальных правила, которым должны были следовать все инквизиторы: «наказывать даже по подозрению», «не щадить великих», быть суровыми ко всем, «кто прикрывается властью», «никому не давать пощады, тем паче кальвинистам».

Окружение Караффы своего патрона ненавидело, и, когда он умер — в 1559 году, наслаждаясь казнью «Венецианской ведьмы», самой красивой женщины Европы тех времен, — челядь ворвалась в помещения Священной канцелярии, разрушила здание, сожгла все документы. Однако инквизиция продолжала свою деятельность — в 1566 году во Флоренции был схвачен и в 1567 году обезглавлен в Риме философ-гуманист Пьетро Карнесекки, а в 1570 году в Сиене сожгли профессора риторики Аонио Палеарио.

Неудивительно, что Веронезе испугался, узнав, что ему предстоит предстать перед священным трибуналом. Венеция в то время была единственным городом, где еретиков не сжигали на костре, но все могло случиться… Оказалось, что причина тому — его «Тайная вечеря», о которой он уже почти забыл. Что же смутило ярых защитников чистоты веры? Что крамольного увидели они в картине Паоло Веронезе?

Тайная вечеря — один из главных эпизодов в Священном Писании и один из самых распространенных сюжетов в мировой живописи. Множество художников — среди них и Леонардо да Винчи, и Тинторетто, и другие — вдохновил он на создание замечательных полотен. Упоминание о Тайной вечере есть во всех четырех Евангелиях.

Во время того ужина произошли два важнейших события. Первое — установление таинства евхаристии («Примите, ядите: сие есть Тело Мое»). Второе — предсказание Христа о том. что кто-то из учеников вскоре предаст Его. («Истинно говорю: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня»).

На каком из этих моментов вечери сделать акцент, каждый художник решал в соответствии с пожеланиями заказчиков. Обычно живописцы усаживали Иисуса и его учеников по одну сторону стола, каким-то образом выделив Иуду. Рядом с Христом обычно помешали любимого его ученика Иоанна.

Исключение составляла «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи: Леонардо позволил себе некую вольность, посадив рядом с Христом Иуду.

Что сделал Веронезе? Он написал не ту, евангельскую, вечерю, а настоящий пир,  который мог бы иметь место в доме любого богатого венецианца.

Да, он изобразил Христа, но его окружают не люди первого века нашей эры, а венецианцы современники художника, одетые так,  как одевались жители города Святого Марка в XVI веке. Кого тут только нет — важные вельможи, грубые солдаты, шуты, карлики.

Справа — пузатый виночерпий, слева — жизнерадостный распорядитель пира, явно уже хорошо выпивший. Причем некоторые искусствоведы полагают. что это — автопортрет. Если это так, то можно сделать вывод, что Веронезе был щеголем — любил дорогой бархат, изысканные украшения.

Справа же художник поместил монаха — считается, что он изобразил Андреа де Буони. настоятеля монастыря-заказчика.

А на первом плане — собака! И все участники этого спектакля живут не в жарком, пыльном Иерусалиме,  а в городе, где многие дворцы и виллы построены по проектам великого архитектора Андреа Палладио, в прекрасной Серениссиме,  то есть в Светлейшей, как торжественно называли свой город венецианцы. И как хороша эта трехарочная лоджия, как совершенны эти белокаменные дворцы, виднеющиеся в пролетах арок, на фоне ярко-синего неба…

Пир в доме Левия, Паоло Веронезе, 1573

Базилика Святых Иоанна и Павла, для которой Веронезе написал «Тайную вечерю»

В «Тайной вечере» Веронезе нет никакого трагизма, она вся сияет радостью, счастьем бытия.

Тут люди едят, пьют, беседуют, смеются, получают удовольствие от жизни… И потрясающие краски, мощный, пронизывающий все и вся свет, праздничность всей композиции… Где здесь таинство евхаристии? Где страшное предвидение предательства? Ничего этого на картине нет и в помине! Неудивительно, что кому-то из церковных чинов творение Веронезе показалось пропитанным еретической крамолой. И тогда последовал донос в инквизицию… Сохранились протоколы того заседания. Итак, художник предстал перед судом инквизиции. Он отнюдь не чувствовал себя виновным в преступлениях против веры — всегда был добрым католиком, свято выполнял церковные установления, никогда и никому не говорил ничего дурного о Папе Римском и его кардиналах. За что же его вызвали в трибунал?

Обвинение было представлено инквизитором Аурелио Скеллино из Брешии: «Как посмел Веронезе изобразить евангельский сюжет «Тайная вечеря» без должного уважения к Священному Писанию?» Более того: падре Скеллино усмотрел в том, как живописец изобразил солдат, вооруженных и одетых как немцы, в шуте с попугаем – «а всем известно, что попугай — символ похоти!», — в слуге с кровоточащим носом, а еще в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, приверженность идеям Реформации,  этого страшного зла,  возникшего в Северной Европе, проникшего в Италию и пытающегося завоевать души честных католиков. Что мог ответить Веронезе на столь тяжкие обвинения? Он и сам понимал, что когда писал картину, меньше всего думал о Христе и его апостолах. Его занимала Красота — просто хотелось сделать нечто радостное, гармоничное… «Мы,  живописцы, пользуемся теми же вольностями,  какими пользуются поэты и сумасшедшие… — объяснил он. — Если в картине остается некое пространство, я украшаю его фигурами, которые кажутся мне подходящими и соответствующими замыслу. Художник должен быть свободен в своем творчестве, ведь только тогда ему удается создать нечто нужное людям».

Однако инквизиторы не проявили никаких признаков сочувствия или понимания. Да разве когда-нибудь чиновники — светские или церковные — могли понять душу художника? Веронезе волновался — во власти этих людей было приказать сжечь его картину, выслать его из страны, подвергнуть страшным пыткам, бросить в тюрьму, отправить на костер — все что угодно…

  • Падре Скеллино продолжал задавать свои вопросы:
  • —              Как вы полагаете, кто, кроме Христа, присутствовал на Тайной вечере?
  • —              Думаю, только апостолы…

—              А для чего вы изобразили на картине этого странного шута в парике с пучком? И для чего здесь эти люди, одетые как германцы, с алебардами в руках?

Читайте также:  Музей науки и техники, шанхай, китай

— У меня был заказ украсить картину по моему разумению, она большая и могла вместить много фигур…

Наивный Веронезе говорил о том, что для него в искусстве всегда служили примером его великие учителя — Тициан и Микеланджело.

Неосмотрительно упомянул фреску «Страшный суд», созданную для Сикстинской капеллы, которая в те годы была объектом самых жестоких обвинений со стороны Ватикана, причем многие фанатически настроенные святоши даже требовали признать творение Микеланджело еретическим и подлежащим уничтожению.

Неудивительно, что доводы художника не произвели никакого впечатления на суровых судей. Однако их приговор по тем временам оказался весьма мягким. Паоло Веронезе не бросили в пыточную темницу, его картину не отправили на костер.

Автора «всего лишь» попросили исправить, улучшить полотно — в частности,  заменить собаку на первом плане на фигуру Марии Магдалины — и сделать это за свой счет в течение трех месяцев.

Полотно должно соответствовать святости темы! Однако для художника это, на первый взгляд, гуманное решение суда инквизиции означало только одно — собственными руками убить картину. Изменение центра композиции привело бы к тому, что картина неизбежно «рассыпалась»,  перестала восприниматься как цельное произведение искусства. Веронезе пытался внести кое-какие изменения в полотно — это выяснилось во время реставрации картины в 1980- 1982 годах, — но они были очень незначительными.

Пир в доме Левия, Паоло Веронезе, 1573

Въезд Наполеона Бонопарта в Венецию 29 ноября 1807 года

И тогда Паоло пошел на рискованный шаг: оставив на полотне все, как было, он изменил название картины. Превратил «Тайную вечерю» в «Пир в доме Левия». Поместил на холсте, вверху на карнизе, венчающем одну из пилястр лестницы, специальную надпись, чтобы уж не было никаких сомнений: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение.

Евангелие от Луки, 5». В Евангелии так описывается этот эпизод: «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение: и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, а больные».

Не так уж много в этом рассказе подробностей. Формально Веронезе оправдал таким образом и обилие фигур на картине, и пышность пиршественного стола.

Легкость, с которой Веронезе изменил название полотна, говорит о том, что его лично сюжет картины волновал гораздо меньше, чем ее живописное решение.

Для художника самым важным в работе было не строгое соответствие темы и ее воплощения, а свободный полет фантазии, свободное творчество, не ограниченное какими бы то ни было требованиями.

Однако для инквизиции такое вольное обращение с библейскими сюжетами могло и должно было выглядеть как наглый вызов церкви. Веронезе рисковал смертельно.

Как долго он в страхе ожидал повторного решения суда — не известно. Не сохранилось никаких свидетельств ни о решении, ни даже о самом факте такого суда. Возможно, его и не было.

Последней картиной Веронезе стало полотно «Чудо Святого Пантелеймона». Не в силах смотреть, как страдает мальчик, укушенный ядовитой змеей, Пантелеймон просит Бога спасти ребенка. Христос услышал мольбы Пантелеймона. Мальчик был спасен, а Пантелеймон принял крещение и посвятил свою жизнь Господу. 19 апреля 1588 года Веронезе скончался.

Говорили, от воспаления легких. Но близкие люди утверждали, что в нем просто иссяк запас творческих и жизненных сил… Прошло более двух столетий. 26 мая 1791 года в Париже был основан Национальный музей Франции — Лувр. Поначалу в его стенах поместили коллекции, собранные «врагами народа» — королем, его придворными, аристократами, высшими церковными чинами.

А в июне 1794 года, когда революционная армия сражалась за пределами Франции, среди других предписаний Конвента было и такое: в состав воинских частей включить «знающих граждан с секретными инструкциями», их задача — разыскивать и конфисковывать произведения искусства в захваченных странах.

В Париже знаменитые искусствоведы уже составляли списки произведений, достойных Лувра.

Пир в доме Левия, Паоло Веронезе, 1573

Чудо Святого Пантелеймона — последняя картина Паоло Веронезе. 1587 год

Однако через месяц ситуация во французской столице резко изменилась — произошел Термидорианский переворот. Якобинские вдохновители грабежа попали на эшафот, но по сути все осталось по-прежнему. Пришедшие на смену якобинцам новые власти подтвердили, что искусство должно принадлежать народу, а не церковникам, королям и всяческой знати.

И потому, когда Наполеон Бонапарт и доблестные войска под его командованием в 1797 году вошли в Венецию, перед ними открылось широкое поле деятельности. Больше всего ценился Рафаэль, но Тициан и Веронезе котировались тоже высоко.

После завершения Итальянского похода Наполеон устроил в Париже триумфальное шествие — ему очень хотелось, чтобы оно походило на триумфы римских цезарей, а его самого, генерала Бонапарта, сравнивали с могущественными императорами Древнего Рима.

Скульптуры и картины, захваченные в Италии, провезли в открытых повозках по центральным улицам Парижа, и все могли видеть, какие шедевры добыл для французов их доблестный герой-генерал. Среди этих трофеев был и «Пир в доме Левия». Он, вместе с другим «Пиром» Веронезе, «Браком в Кане», оказался в Лувре.

18 мая 1804 года сбылась заветная мечта Наполеона — он стал императором. Но ненадолго. В 1814 году в Париж вошли войска антифранцузской коалиции, и император Наполеон в первый раз отрекся от престола. Поначалу многие полагали, что Лувр, любимое детище Наполеона, трогать не будут.

Однако после стодневного возвращения Наполеона на престол, позорного поражения при Ватерлоо и второго отречения императора французы были окончательно сломлены. Тут-то Папа Римский, австрийский император, немецкие герцоги и другие ограбленные Наполеоном вельможи и потребовали свои сокровища назад.

Среди освобожденных из французского плена полотен было и полотно Веронезе «Пир в доме Левия». А вот «Брак в Кане» так и остался в Лувре — у итальянцев тогда не нашлось денег на его перевозку в Венецию.

Теперь «Пир в доме Левия» занимает отдельную стену в галерее Венецианской академии… Ныне картины Паоло Веронезе можно увидеть в самых лучших музеях мира.

Но чтобы почувствовать его живопись глубоко, надо приехать в Венецию, в город Святого Марка, в прекрасную Серениссиму, ставшую художнику второй родиной, и попасть в галерею Академии, где и хранится ныне знаменитый шедевр мастера, «Пир в доме Левия», картина, выдержавшая суровые испытания — суд инквизиции, французское пленение — и победившая время.

Popularity: 8% [?]

Источник: https://allbz.ru/pir-v-dome-leviya-pir-inkvizicii/

Какой праздник отмечается на картине Паоло Веронезе "Пир в доме Левия"?

Художник Паоло Веронезе прославился в мире искусства как создатель пышных крупномасштабных и

многолюдных полотен. Чаще всего он обращался к тематике библейских пиров и трапез.

В 1573 году он написал прекрасную картину «Тайная вечеря» для монастырского храма.

Пир в доме Левия, Паоло Веронезе, 1573

В центре композиции Веронезе поместил Иисуса Христа и апостолов за трапезой, но оставалось ещё много свободного пространства, т.к. картина была крупногабаритной.

  • Тогда художник включил свою фантазию и изобразил на полотне много ярких разнообразных персонажей —
  • вельмож, стражников, аристократов, слуг, женщин, детей, шута с попугаем, чернокожих людей и других персон,
  • не имеющих отношения к евангельскому сюжету.
  • Когда картина попала в монастырский храм, святые отцы поняли, что это несколько не то, что они хотели
  • увидеть на картине «Тайная вечеря».
  • Поэтому, не удивительно, что через некоторое время художник предстал перед судом инквизиции за отход
  • от канонов церковной живописи и искажение библейского сюжета.
  • Особенно инквизиторов возмутил образ шута с попугаем, который считался символом разврата.
  • Художнику грозил смертный приговор, но ему дали три месяца, чтобы переписать картину.
  • Веронезе поступил проще — он просто переименовал картину и теперь она известна как
  • «Пир в доме Левия».
  • Считаю, что это название больше подходит для сюжета на картине, чем «Тайная вечеря».
  • По евангельскому сюжету «Тайная вечеря» проходила вечером в четверг Страстной недели
  • и была действительно тайной, без лишних глаз и ушей.
  • Выглядело это приблизительно так, как изображено на этой картине «Тайная вечеря».
Читайте также:  Мистическое рождество, сандро боттичелли, 1501

Пир в доме Левия, Паоло Веронезе, 1573

  1. По евангельским притчам «Тайная вечеря» проходила в Иерусалиме в доме человека, поверившего
  2. в учение Христа. Иисус Христос и апостолы отмечали иудейский праздник «Песах» («Пасху»),

причем раньше, чем он праздновался официально в Иерусалиме, т.к. они вели исчисление дней по своему галилейскому календарю.

Христос также знал, что не сможет принять участие в официальной «Пасхе», т.к. должен принести себя

  • в жертву за искупление грехов людских.
  • На скромном праздничном столе были: пресный хлеб, вино, куски мяса жертвенного жареного ягненка
  • и травяные приправы.
  • Во время трапезы было совершено таинство Причастия.
  • Христос, благословив хлеб, преломил его и раздал апостолам со словами: «Примите, сие есть Тело моё» и,
  • взяв чашу с вином, сказал — «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь моя».
  • Господь сообщил своим ученикам, что скоро должен оставить их и что один из них предаст его.

Христос учил апостолов человеколюбию и стойкости, т.к. предвидел, что их ждут тяжелые испытания и преследования после его смерти.

После трапезы Иисус и 11 его учеников вернулись в своё временное пристанище — пещеру в скале в

Гефсиманском саду. Иуда Искариот ушел раньше, чтобы сообщить слугам первосвященников,

где пристанище Христа. В ту же ночь Христос был схвачен.

  1. В пятницу его судили и казнили на Голгофе на кресте. Вечером его сняли с креста, завернули в ткани
  2. со смолами и похоронили в пещере. В субботу тело исчезло из пещеры, а в воскресение Христа видели
  3. воскресшим.
  4. Праздник светлой Пасхи, отмечаемый всем христианским миром, стал праздником — воспоминанием
  5. о чудесном Воскресении Спасителя и посвящен его жертве во имя человечества.
  6. На картине «Пир в доме Левия» ( «Тайная вечеря» ) художника Паоло Веронезе отмечается
  7. праздник светлой Пасхи.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2479020-kakoj-prazdnik-otmechaetsja-na-kartine-paolo-veroneze-pir-v-dome-levija.html

Пир в доме левия паоло веронезе

ПИР В ДОМЕ ЛЕВИЯ

Паоло Веронезе

В картинных галереях мира часто можно увидеть большие картины с множеством написанных на них фигур. Это «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» и другие, под которыми стоит подпись — Паоло Веронезе. Правда, на первый взгляд, эти полотна могут показаться странными.

На фоне прекрасных построек эпохи Возрождения, в красивых и богатых залах с колоннами и арками в стиле XV—XVI веков, разместилось многочисленное нарядное общество. И все в этом обществе, кроме Христа и Марии, одеты в роскошные костюмы, какие носили в те времена (то есть в XVI веке).

Есть на его картинах и султан турецкий, и охотничьи собаки, и карлики-негры в ярких костюмах… 

Таков был Веронезе, который мало обращал внимания на то, согласуются ли его картины с историей. Ему хотелось только одного: чтобы все было красиво.

И он добился этого, а вместе с этим и большой славы. Во Дворце дожей в Венеции есть много прекрасных картин Паоло Веронезе.

Некоторые из них мифического содержания, другие — аллегорические, но все фигуры на них художник одел в костюмы своей эпохи.

Большую часть своей жизни Веронезе прожил в Венеции. Бывая в других городах, он знакомился с творчеством своих коллег, восхищался их картинами, но никому не подражал.

Веронезе очень любил писать сцены различных пиров и собраний, на которых изображал всю роскошь тогдашней Венеции. Это был не художник-философ, изучающий свой предмет до малейшей подробности.

Это был артист, которого не стесняли никакие преграды, он свободен и великолепен даже в своей небрежности.

Любимым сюжетом Веронезе была «Тайная вечеря». Художник обратился к теме отнюдь не традиционной для Венеции. Если для художников-флорентийцев такие темы, как «Брак в Кане Галилейской» и «Тайная вечеря» были привычными, то венецианские живописцы не обращались к ним довольно долго, сюжет трапез Господних не привлекал их вплоть до середины XVI века. 

Первая значительная попытка такого рода была предпринята только в 1540-е годы, когда Тинторетто написал свою «Тайную вечерю» для венецианской церкви Сан Маркуола. Но уже через десятилетие ситуация внезапно и резко изменяется.

Трапезы Господни становятся одной из самых излюбленных тем венецианских живописцев и их заказчиков, церкви и монастыри как бы соревнуются между собой, заказывая крупным мастерам монументальные полотна.

За 12—13 лет в Венеции создается не менее тринадцати огромных «Пиров» и «Тайных вечерь» (среди них уже упоминавшийся «Брак в Кане Галилейской» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской» самого Веронезе для рефлектория церкви Сан Джордже Маджиоре, его же полотна «Христос в Эммаусе» и «Христос в доме Симона фарисея», «Тайная вечеря» Тициана и др.

). Свою «Тайную вечерю» — самое грандиозное из пиршеств (высота картины 5,5 метра и ширина около 13 метров) — Веронезе написал в 1573 году для рефлектория монастыря святых Иоанна и Павла взамен сгоревшей за два года до того «Тайной вечери» Тициана. 

Во всех «пирах» Веронезе присутствует явный оттенок триумфа, почти апофеоза. Они проявляются и в праздничной атмосфере этих картин, и в их величавом размахе, проступают они и во всех деталях — будь то поза Христа или жесты, с которыми участники трапез поднимают чаши с вином. В этом триумфе немалую роль играет и евхаристическая символика — ягненок на блюде, хлеб, вино…

Картина «Тайная вечеря» изображала Христа и его учеников на пиру у мытаря (сборщика податей) Левия, и ни в одном произведении Веронезе до этого архитектура не занимала такого места, как в этой картине. Исчезла и сдержанность, которая была на полотне «Брак в Кане Галилейской»: здесь гости ведут себя шумно и вольно, вступают между собой в споры и пререкания, чересчур резки и свободны их жесты. 

Как повествует евангельский текст, Левий пригласил к себе на пир и других мытарей, и Веронезе пишет их жадные, порой отталкивающие физиономии. Здесь же расположились грубые воины, расторопные слуги, шуты и карлики.

Мало привлекательны и другие персонажи, которые выдвинуты на первый план у колонн. Справа расположился толстяк-виночерпий с оплывшим лицом, слева — распорядитель-мажордом.

Его закинутая назад голова, размашистые жесты, не совсем твердая походка свидетельствуют о том, что он явно отдал напиткам немалую дань.

Неудивительно, что католическая церковь усмотрела в столь вольной трактовке евангельского текста дискредитацию священного сюжета, и Веронезе вызвали в трибунал инквизиции.

От художника потребовали объяснения, как он осмелился, трактуя священный сюжет, вводить в картину шутов, пьяных солдат, слугу с расквашенным носом и «прочие глупости».

Веронезе не чувствовал за собой никакой особой вины, он был добрым католиком, исполнял все предписания церкви, никто не мог обвинить его в каких-нибудь непочтительных отзывах о папе или в приверженности к лютеранской ереси. Но члены трибунала не зря ели свой хлеб.

Никто не ответил на приветствие художника, никто даже взглядом не пожелал выразить ему свое сочувствие. Они сидели с холодными, равнодушными лицами, и он должен был держать перед ними ответ. Они хорошо знали, что в их власти подвергнуть художника пыткам, сгноить в застенках и даже казнить. 

Как ему вести себя? Все отрицать или каяться? Отвечать на хитрость хитростью или прикинуться простачком? Веронезе и сам понимал, что по сути он создал картину из жизни Венеции — красивую, декоративную, вольную.

Где еще, кроме Венеции, можно было увидеть такую трехарочную лоджию, занимавшую три четверти картины? А мраморные дворцы и прекрасные башни, которые виднеются в пролетах арок на фоне сине-голубого неба? Пусть выйдут судьи на площадь Святого Марка, к морю, где на фоне сияющего южного неба вырисовываются знаменитые колонны со статуями святого Феодора (древнего покровителя Венеции) и льва святого Марка. Кстати, немало можно было бы рассказать о том, как у этих самых колонн в течение многих веков казнили и мучили людей по приказу Совета десяти и без приказа. Тогда они узнают, что вдохновляло его, когда он писал свою картину.

Читайте также:  Гуляки, ян стен, около 1660

Конечно, не современников библейских персонажей изобразил он, дав волю своей фантазии; конечно, шумна и не в меру весела толпа гостей, и потому падают на Веронезе страшные вопросы: «Как вы полагаете, кто присутствовал с Христом на тайной вечери?» — «Я полагаю, что только апостолы…

» — «А для чего изобразили вы на этой картине того, кто одет, как шут, в парике с пучком?», «Что означают эти люди, вооруженные и одетые, как немцы, с алебардою в руке?»…

 И Веронезе предстает в трибунале как художник и впрямь кажущийся достаточно беззаботным в сюжете своих картин, руководствующийся лишь своей фантазией и стремлением к ornamento: «У меня был заказ украсить картину по моему разумению, так как она большая и может вместить много фигур».

Ученые отмечают, что трактовка «пиров» как триумфа Христа имела для Веронезе еще и другой важный смысл. В Венеции почитание Христа так же, как культ Марии и святого Марка, было связано и с политическими мифами и преданиями.

Перенесение тела святого Марка в IX веке в только что возникший город и объявление апостола покровителем этого города приравнивало Венецию к другому апостольскому городу — Риму.

С культом Марии связывались многие памятные даты Венеции — от его основания в день Благовещения до вручения папой Александром III венецианскому дожу кольца для обручения с морем в день Вознесения Марии. Обряд этот обставлялся с пышностью и великолепием небывалыми.

Дож — верховный правитель Венецианской республики, пожизненно избираемый и наделенный достоинством владетельного князя, — выезжал на роскошной галере, отделанной золотом и серебром, с мачтами пурпурного цвета, чтобы бросить в море золотой перстень.

 Иисус Христос считался покровителем государственной власти в лице дожа как представителя и символа Seremssima — Яснейшей республики святого Марка. Известно, что в некоторых общественных празднествах (в частности, в пасхальном ритуале) Дож как бы воплощал Христа и выступал от его имени.

Таким образом, «пиры» Веронезе таят в себе целый мир идей, преданий, представлений и легенд — величественных и значительных.

А члены трибунала инквизиции «18 дня, июля месяца 1573 года, в субботу постановили, чтобы Паоло Веронезе наилучшим образом исправил свою картину, убрав из нее шутов, оружие, карликов, слугу с разбитым носом — все то, что не находится в соответствии с истинным благочестием». Но когда Веронезе, пошатываясь, выходил с заседания трибуна, он уже знал, что ни при каких обстоятельствах не согласится выполнить эти требования… И улучшил картину весьма своеобразно: он изменил название, и «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия».

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/45463

Паоло Веронезе "Пир в доме Левия"

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ «ПИР В ДОМЕ ЛЕВИЯ».

«Пир в доме Левия» (итал. Cena a Casa di Levi) — картина итальянского художника Паоло Веронезе, написана в 1573 году. В настоящее время выставлена в Галерее Академии в Венеции.

Во время пожара 1571 года в трапезной доминиканской церкви Собора Санти-Джованни э Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана «Тайная вечеря». Чтобы заменить сгоревшее полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с тем же названием.

Веронезе изобразил известный библейский сюжет согласно собственным познаниям и представлениям об эпохе Христа. На картине живописец изобразил ренессансную архитектуру — роскошную аркаду коринфского ордера. В проёмах арок раскрывается фантастический городской пейзаж. В центре полотна, по оси симметрии картины, за столом изображён Иисус Христос.

По сторонам от Христа расположились фигуры апостолов — первую левую фигуру считают автопортретом художника. Между колоннами художник изобразил гостей, которые по его мнению вполне могли присутсвовать на «Тайной вечере», слуг с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавров, воинов с алебардами, детей и даже собак, ожидающих остатков пиршества.

Гость со служанкой. Фрагмент.

Карлик с птицей. Фрагмент.

Через три месяца после окончания работы над полотном с такой вольной трактовкой библейского сюжета заинтересовалась Святая инквизиция и художника вызвали в трибунал.

До наших времён дошёл протокол заседания этого трибунала от 18 июля 1573 года.

Из протокола понятно, что Веронезе довольно вольно относился к исторической правде и попросту заполнил свободное место на полотне согласно собственным представлениям и фантазиям:

Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает? 
Ответ: Прежде всего — хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою.

Там много ещё и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину… 
Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке? 
Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами… чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг… 
Вопрос: Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере? 

Ответ: Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами… Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает…

Воины с алебардами. Фрагмент.

Судьи постановили, чтобы художник «исправил» картину в течение трёх месяцев со дня приговора за собственный счёт.

Веронезе и тут довольно изобретатально подошёл к решению проблемы — он только изменил название — вместо «Тайной вечери» сделал надпись на балке балюстрады: «Левий дал пир для Господа» (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. — сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi).

С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. — Апрель, день 20-й и дал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. (лат. Evangelio de Lucas, capitulo V) — Евангелие от Луки, глава V, вероятно, чтобы у Святой инквизиции больше не было сомнений:   

  • И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними…
  • (От Луки святое благовествование

Надписи на балке и основании балюстрады — «новое название картины», ниже год написания 1573. Фрагмент.

Надписи на балке и основании балюстрады — ссылка на Евангелие от Луки. Фрагмент.

Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году, картину вместе с другими шедеврами вывезли в Париж, в Лувр. В 1815 году, после падения Наполеона, картина была возвращена. Теперь полотно занимает отдельную стену в галерее Венецианской академии.

Картина сильно пострадала во время пожара в XVII веке, — для того, чтобы вынести из пожара полотно, его разрезали на три части и замочили в воде. Полотно реставрировали в 1827 году.

В настоящее время краски потускнели и картина не производит впечатления, которое, вероятно, производила на современников.

Источник: http://referat911.ru/Iskusstvo/paolo-veroneze-pir-v-dome/421425-2976776-place1.html

Ссылка на основную публикацию