«пьета», сандро боттичелли — описание картины

Пьета Микеланджело – скорбный образ Марии, оплакивающей снятого с креста распятого Христа. Шедевр выставлен на обозрение в Соборе Святого Петра в Ватикане.

В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах.

Но в католицизме Пьета великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Описание

Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына.

Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон.

Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.

Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.

????????ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ ИНСТАГРАМ???????? «Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.

Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери.

Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери.

Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа.

Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты.

Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день.

А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?

На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).

Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Реалистичность также выражена в очевидных признаках распятия и скорбном и смиренном лике Марии.

Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы.

Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.

Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.

Микеланджело Буонарроти был задан вопрос: «Как Вам это удается – не совершить ни единой ошибки, ведь это камень, а не глина?» Мастер ответил: «Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!»

Разрушение шедевра и его реставрация

Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.

От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Спектральный анализ показал, что пару столетий назад была отбита часть левой руки Марии (до локтя), но отлично восстановлена. Во время одной из недавних транспортировок были отбиты 4 пальца левой руки, но реставрационные работы исправили и этот изъян.

С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям.

Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая.

Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.

История создания Pietà

Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий.

Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг.

, сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Никто не верил в успех Микеланджело, но он не только отлично справился с задачей, но и превзошел своих талантливых учителей. Его Пьета не только прославила его на весь Рим, вскоре о его работе заговорила Италия и Франция, куда должна была отправиться работа.

Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».

Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII.

Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине.

Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.

Пришлось приложить все усилия, чтобы оправдать высочайшее доверие и отработать щедрый гонорар в 450 золотых дукатов.

Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой  мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы.

Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников.

Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.

Единственная подписанная работа Микеланджело

«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…

Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение.

Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора.

А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.

Это неподписанное творение послужило поводом для курьёзного случая – Микеланджело не оставлял подписей на своих творениях. А на Пьете был оставлен автограф, да ещё и с ошибкой!

Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели.  И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.

Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии.

Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.

Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:

«МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ»

Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.

Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму.

Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра.

А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.

До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства».

На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей.

Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.

Интересные факты

  1. Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.

  2. Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
  3. Натурализм выражен в росте фигур Пьеты.

    Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.

  4. Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции.

    Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.

  5. Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. Франческо Борромини.

    Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.

Где находится, как посмотреть работу великого мастера

Пьета Микеланджело выставлена на всеобщее обозрение за пуленепробиваемым стеклом в главном культовом сооружении Ватикана – Соборе Св. Петра

Доступ свободный, сразу у входа справа в первой капелле. Но она находится на некотором удалении от присутствующих, видна только с переднего ракурса.

Собор открыт ежедневно – с 7:00 до 18:30. Тут всегда многолюдно, и чтобы рассмотреть шедевр поближе, многие предусмотрительные туристы спешат к открытию, а самые любознательные посещают авторскую экскурсию ВЕСЬ ВАТИКАН ЗА 6 ЧАСОВ.

↘️???????? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ????????↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ «Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Источник: https://Italy4.me/lazio/vatikan/peta-mikelandzhelo.html

Разработка урока на тему "Боттичелли"

  • Баранова Татьяна Васильевна, учитель МХК МБОУ «СОШ № 2» г. Симферополь
  • «В мире образов великого Алессандро Филипепи Боттичелли»
  • Музыкальный эпиграф
  • Алла Пугачева «Монолог»
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Литературный эпиграф
  • «Нет времени и вдохновенья
  • Есть дней бегущих вязь,
  • И есть талант, не опасаясь повторенья
  • Все повторить и все же не пропасть»
  • (Пастернак)
  • Цель урока: продолжить приобщение обучающихся лучшим образцам живописи эпохи Раннего Возрождения на примере Флорентийского кватроченто — Сандро Боттичелли.
  • Тип урока: комбинированный.
  • Форма проведения урока: классно-урочная.
  • Универсальные учебные действия
  • Личностные:
  • эмоционально откликаться на произведения художника, чувствовать их эстетическую красоту;
  • развивать опыт постижения мира через живопись, музыку, литературу;
  • развивать эстетические чувства;
  • формировать потребность общения ,вызывать интерес при изучении нового материала.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать культуру познания путём приобщения к творчеству художника;
  • определять цель учебной деятельности при помощи учителя и самостоятельно.

Познавательные:

  • закрепить и обобщить знания, полученные на уроках, при изучении Раннего Возрождения;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрациях учебника, видеофрагментах, текстах.);
  • анализировать, сравнивать, находить ассоциативные связи между художественными образами живописи и других видов искусства;
  • оформить свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций;
  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, владеть диалоговой формой речи.
  1. Педагогические технологии: интеграция обучения, развивающего обучения коммуникативно-диалоговой деятельности, объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения.
  2. Средства наглядности: компьютерная презентация, репродуктивный ряд, музыкальное сопровождение, схемы и видеофрагменты, полное собрание всемирно известных художников том 14, 2007г издательство «Де Агостини».
  3. Примечания: нравственной составляющей урока являются музыкальный и литературный эпиграфы.
  4. Сообщения приготовили самостоятельно ученики 10 класса.

Конспект урока составлен по программе Г.И.Даниловой» Искусство» ФГОС базовый уровень 10 класс, издательство» Дрофа»2014 г. Месяц проведения урока — апрель 2016 г. В уроке прозвучали стихотворения ученицы 10 класса Левицкой Алисы.

Ход урока

Введение. Экспозиция

Слово учителя: «Странно подумать, что много лет назад Сандро Боттичелли считался одним из тёмных художников, который пришёл в этот мир лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Однако, это не так, и сегодня на уроке мы убедимся о гениальности и значимости великого художника флорентийского кватроченто Сандро Боттичелли».

  • В конце урока ученики заполняют данную схему:
  • Жанры
  • Автор
  • Шедевр
  • Музей
  • Знаменитые работы
  • Мне понравились
  • Слайд №1 — Автопортрет Боттичелли

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Завязка. Учитель

Здравствуйте!

Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного художника эпохи Раннего Возрождения Алессандро Филипепи Сандро Боттичелли. Его творчество связано с Флоренцией, где бок о бок работали великие мастера и молодые художники итальянского Возраждения.

Его дом стоял рядом с церковью Санта Мария Новелла, где внутренние росписи и фрески принадлежали великому Мазаччо, и Сандро часто приходил туда и подолгу рассматривал их. Он любил бродить по улицам Флоренции, внимательно изучая прекрасные статуи Донателло, парадные фасады соборов и дворцов.

Он изучал душу родного города и выбирал свой путь в искусстве. Известность и слава пришли к художнику с написанием сюжетов Священного Писания, где он обращался к библейским сюжетам и образам, в которых находил идеалы для подражания и черпал вдохновение.

Мы совершим экскурс по галерее Уффици во Флоренции, где собраны самые значимые работы мастера. Мы рассмотрим жанры картин на библейские сюжеты, античную мифологию, фрески и портретную живопись Боттичелли.

Тема урока: « В мире образов Сандро Боттичелли»

Звучит музыкальный эпиграф: Композитор Алла Пугачёва. стихи Марины Цветаевой «Монолог». Ученики записывают в тетрадь авторов музыкального эпиграфа.

А теперь обратимся к литературному эпиграфу (учитель читает и даёт задание). В конце урока подробно разберём эпиграф и слова, сказанные Пастернаком, «все повторить и все же не пропасть», найдём образное сравнение с творчеством Боттичелли и запишем свои мысли в тетрадь).

Развитие

Учитель. Слайд №2 — « Весна»

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Эта знаменитая работа написана по заказу Лоренцо Медичи. Точный смысл картины до сих пор остаётся предметом споров, хотя её персонажи без труда угадываются. Это мифологический сюжет, где справа Зефир (Бог западного ветра) ловит нимфу Хлорис и превращает её во Флору, богиню цветов и вестницу весны.

Слева танцуют три грации, Меркурий отгоняет облака своим волшебным жезлом. В центре композиции Венера и Купидон. В этой работе чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры, имевших большое распространение в эпоху Возрождения.

В чём новаторство Боттичелли? Это прежде всего изысканная линия которая подчинила себе форму, второе — сложный ритм движений Граций впервые служит примером контура.

Впишите имена персонажей

В чём заключается новаторство художника

Слайд №3 « Рождение Венеры» Шедевр

Учитель. Прекрасная Венера появляется из морской пены как идеал неземной красоты.

В композиционном отношении картина вообще безупречна — изображённые фигуры образуют непрерывную гармоничную линию и кажутся плывущими на фоне заднего плана картины.

«Рождение Венеры» закрепило за Боттичелли славу художника новатора, которую несколькими годами раньше принесла ему картина «Весна», а чуть позже ещё раз подтвердила картина « Паллада и кентавр».

.«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

«Паллада и кентавр» Слайд №4, сообщение ученика о картине.«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Эту картину можно рассматривать как аллегорию двойственности. Подобно кентавру человеком движет разум и инстинкт. Сознавая это, кентавр с тоской взирает на безупречную в своём совершенстве богиню. Примечательно то, что доспехи Афины Паллады украшены эмблемой рода Медичи.

PS! Знаменитый род Медичи правил Флоренцией более трёх сот лет.

Слайд №5, сообщение ученика «1481год Рим Ватикан».

По зову папы Сикста-2 Боттичелли принимает участие в росписи только что построенной Сикстинской Капеллы. Его частью работы стали фрески « Искушение Христа», « Юность Моисея» и « Наказание восставших левитов». Об этой работе так отозвался папа Римский: «Боттичелли может писать на стене, на доске, превосходно, и его работы отличаются необычайной силой и совершенством пропорций».

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины«Юность Моисея» — фреска

Сообщение ученика. Слайд №6

В историю мировой живописи Боттичелли вошёл как мастер портрета. Он отказался от принятого ранее в эпоху Возрождения профильного погрудного портрета на нейтральном фоне. «Портрет мужчины с медалью» с профилем Козимо Медичи — одна из самых совершенных работ мастера.

Впервые художник сопоставил красный и чёрный цвета, а также уделил внимание гибким и сильным рукам, сжимающих медаль. Эта сюжетная кульминация картины, где главная задача художника — изобразить решительного молодого человека.

Фоном служит спокойный пейзаж за спиной мужчины, который предаёт образу значительность и величие.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Вопрос классу:

  • От чего отказался художник при написании портрета?
  • Какую роль играет пейзаж?

Ответы учеников

Учитель. Слайд №7

«Благовещение» — одно из лучших творений Боттичелли. В картине поражают динамичность композиции, богатство и звучность колорита.

Вихреобразное движение достигается с помощью резких драпировок одежды, чётких контуров персонажей. Одежда архангела Гавриила и Марии контрастны холодному пейзажу за окном.

Цветовая гамма подчеркнула экспрессию происходящего, усилила драматизм картины. Мария покорно принимает Благую весть. Сюжет картины библейский.

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

  1. Звучит музыка 15 века месса
  2. Кульминация урока
  3. «Пьета» — музей Польди-Пеццоли Милан, Слайд №8

Знаменитая работа полная внутреннего напряжения, трагизма, предназначалась вероятно для церкви Санта-Мария Маджоре. Насыщенная композиция и ритмический поток жестов делают эту работу одной из самых ярких, нежных и глубоких в творчестве Боттичелли.

Действие происходит у входа в гробницу, однако картина изобилует деталями, символизирующими распятие. Очертания креста проявляются благодаря напряжённым линиям — горизонтальной, по которой расположены головы и руки трёх женщин.

стоящих в центре картины, а также вертикальной, обозначенной руками апостола Иоанна и Марии. Это впечатление ещё больше усиливается появлением символов Страстей Господних.

Вопрос классу.

  • Какие символы Страстей Господних вы знаете? Запишите в свою тетрадь. (терновый венец, гвозди).
  • Какой главный мотив, объединяющий композицию? (сострадание).
  • Какие цвета особенно эмоциональны трагедии? (красный и чёрный).
  • К какому жанру относится картина «Пьета»? (библейскому).

Кульминационный вопрос: Что на картине зашифровал Боттичелли, если рассматривать горизонталь и вертикаль? (крест — симфония рук).

«Пьета», Сандро Боттичелли — описание картины

Звучит музыкальный фрагмент: Юрий Башмет «Одиночество.

Развязка

Ученик. Прерафаэлиты-забвение.

Боттичелли прожил нелёгкую жизнь, попав в число опальных художников, он умер в 1510 году. Триста лет никто не вспоминал о нём. И всё же этому замечательному художнику не суждено было забвение.

В 1841 г — в Англии во второй половине 19 века художники-прерафаэлиты (что значит «перед» Рафаэлем) «открыли» творчество Сандро Боттичелли.

Он прославил Флорентийскую живопись, поэтому логично, что самая лучшая коллекция работ художника находится в главном музее его родного города.

  • Видеофрагмент галереи Уффици — с 15 секунд Послесловие.
  • Звучит стихотворение собственного сочинения ученицы 10 класса Левицкой Алисы
  • «Боттичелли».

Учитель. Заполните схему, которую приготовили в начале урока. Послушайте ещё раз литературный эпиграф, напишите, какие чувства вызвали у вас слова Пастернака и как их можно трактовать и применить к творчеству великого Боттичелли. Что общего на ваш взгляд в этих строках и картинах художника?

Ответы. Истинное искусство не умирает. Великое становится достоянием человечества рано или поздно. Молодцы!

Оценивание учеников. Спасибо за работу на уроке. Вы получаете свои баллы, и наш с вами традиционный финал.

Рефлексия.

Под музыкальный эпиграф мы просмотрим репродуктивный ряд картин, фресок, портрета, вспомним знаменитые работы, шедевры, галерею Уффици флорентийского кватроченто Сандро Боттичелли. До свидания!

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-na-temu-bottichelli-1473173.html

Описание картины Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа. Пьета»

Описание картины Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа. Пьета»

Венецианская живопись всегда отличалась религиозной направленностью. Сандро Боттичелли один из тех художников, который реалистично показывал мир Бога и его творений. На картинах мастера существенно менялась Ранняя эпоха Возрождения на Высокий период. Активно используются масляные краски, делая колорит картин более насыщенным. Мягкий цвет предаёт очертаниям фигур утончённую форму.

Работа «Оплакивание Христа» передаёт, прежде всего, не внутренний мир действительности, а настроение. Эпизод евангелия самостоятельно передаёт чувства персонажей.

Лицо Спасителя несёт на себе след от страданий и печали. Второстепенные фигуры, показывают глубокую грусть, которая очень сдержана на картине. Женщины и апостол склоняются над измученным телом Христа.

Иосиф, изображённый с терновым венком в руке – он забрал тело у Пилата.

Окутанный плащаницей Спаситель безжизненно лежит, но в мыслях зрителя, он представляется спящим. Работа настолько передаёт настроение Святых, что невидимая сила заставляет сопереживать этот ужасный момент вместе с ними.

Ведь Спаситель хотел добра для всех людей, а его приговорили к мучительной смерти. Фигуры христианской сцены не могут понять зачем? Убийство – грех. Работа пропитана прозрачными тусклыми тонами красок, которые придают угнетённую атмосферу.

Столько скорби, и она реальна.

Сандро Боттичелли качественно показывает своё искусство изображения религиозных сцен. Не сравнить ни с чем его работы, так как берутся сцены проникнутые внутренним отблеском переживаний.

Навязчивость этюдов отсутствует, что добавляет картине чувственности и энергии зрителя. Итальянский мастер заставил человека, задуматься о своей жизни и отношению к высшим силам. Актуальность этой проблемы остаётся и на сегодняшний день.

Выбор между жизнью и смертью не находит ответа.

(5 votes, average: 4.40

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-sandro-bottichelli-oplakivanie-xrista/

Энциклопедия живописи — Итальянская школа — Сандро Боттичелли

4 сцены «Историй Настаджио дельи Онести» написаны по 8-ой новелле 5-го дня «Декамерона» Боккаччо (1313-1375) по заказу Лоренцо Медичи для супружеской спальни своего родственника Джаноццо Пуччи и его невесты Лукреции Бини. Джованни Боккаччо «Декамерон», 5 день, 8 новелла

(Перевод А.Веселовского).

«Настаджо дельи Онести, влюблённый в девушку из семейства Траверсари, расточает свои богатства, не получая взаимности. По просьбе своих, он едет в Кьясси и здесь видит, как один всадник преследует девушку, убивает её и два пса её пожирают. Он приглашает своих родных и свою милую на обед; она видит, как терзают ту же девушку, и, опасаясь подобной же участи, выходит замуж за Настаджо.

В Равенне, стариннейшем городе Романьи, было когда-то много родовитых и именитых людей и между ними один юноша по имени Настаджо дельи Онести, оставшийся по смерти отца и одного дяди безмерно богатым человеком.

Как то часто бывает с юношами, он, не будучи женатым, влюбился в дочь мессера Паоло Траверсари, девушку ещё более родовитую, чем он сам, надеясь своими деяниями побудить её полюбить его; но как они ни были велики, прекрасны и похвальны, они не только не помогали ему, но, казалось, даже вредили, — столь суровой, жестокой и неприветливой оказывалась по отношению к нему любимая девушка, ставшая, быть может по причине своей необычайной красоты и родовитости, до того гордой и надменной, что и он сам не нравился ей и ничто, что нравилось ему. Настаджо это было в такую тягость, что часто с горя после жалоб у него являлось желание покончить с собой, но, сдержав себя, он много раз решался в душе совсем оставить её, и коли сможет, то возненавидеть, как она ненавидела его, но намерения его были напрасны, потому что, казалось, по мере того как умалялась надежда, умножалась его любовь. И вот, когда молодой человек продолжал таким образом любить и расточать без меры, некоторым из его друзей и родственников показалось, что он одинаково расстроит и своё здоровье и своё состояние; вследствие чего они много раз просили его, советуя удалиться из Равенны и поехать пожить некоторое время в каком-либо другом месте, ибо, если он так поступит, умалятся и любовь и трата. Над этим советом Настаджо часто насмехался, но наконец, упрошенный ими и не будучи в состоянии им отказать, сказал, что исполнит; велев сделать большие приготовления, точно в намерении отправиться во Францию или Испанию или иное отдалённое место, он сел на коня и, в сопровождении многих друзей выехав из Равенны, направился в одно место, может быть милях в 3 за Равенной, которое называется Кьясси, и здесь, приказав доставить палатки и шатры, сказал тем, что сопровождали его, что желает тут остаться, а они пусть вернуться в Равенну. Расположившись тут, Настаджо принялся вести самую весёлую и роскошную жизнь, какую только можно себе представить, приглашая того и другого к ужину и к обеду, как то было у него в обычае. Случилось, почти в самом начале мая, в превосходную погоду, что ему вспомнилась его жестокая дама; приказав всем своим домашним оставить его одного, дабы ему можно было помечтать о ней в своё удовольствие, погружённый в мысли, идя, куда несли ноги, он один добрался до соснового леса. Уже почти миновал пятый час дня, и он прошёл с полмили в лесу, не вспомнив ни о пище, ни о чём другом, как вдруг ему показалось, что он слышит страшный плач и резкие вопли, испускаемые женщиной; его сладкие мечты были прерваны, и, подняв голову, чтобы узнать, в чём дело, он изумился, усмотрев себя в сосняке; затем, взглянув вперёд, увидел бежавшую к месту, где он стоял, через рощу, густо заросшую кустарником и тернием, восхитительную обнажённую девушку с растрёпанными волосами, исцарапанную ветвями и колючками, плакавшую и громко просившую о пощаде. Помимо этого, он увидел по сторонам её двух громадных диких псов, быстро за ней бежавших и часто и жестоко кусавших её, когда они её настигали, а за нею на вороном коне показался тёмный всадник, с лицом сильно разгневанным, со шпагой в руке, страшными и бранными словами грозивший ей смертью. Все это в одно и то же время наполнило его душу изумлением и испугом и, наконец, состраданием к несчастной женщине, из чего родилось желание спасти её, если то возможно, от такой муки и смерти. Видя себя безоружным, он бросился, чтобы схватить ветвь от дерева вместо палки, и пошёл навстречу собакам и всаднику. Но тот, увидя это, закричал ему издали : «Не мешайся, Настаджо, дай псам и мне исполнить то, что заслужила эта негодная женщина». Пока он говорит это, собаки, крепко схватив девушку за бока, удержали её, а подоспевший всадник слез с лошади. Настаджо, приблизившись к нему, сказал : «Я не знаю, кто ты, так хорошо знающий меня, но всё же скажу тебе, что велика низость вооружённого рыцаря, намеревающегося убить обнажённую женщину и напустить на неё собак, точно она дикий зверь; я во всяком случае стану защищать её насколько смогу». Тогда всадник сказал : «Настаджо, я родом из того же города, что и ты, и ты был ещё маленьким мальчиком, когда я, которого тогда звали Гвидо дельи Анастаджи, был гораздо сильнее влюблён в ту женщину, чем ты в Траверсари, и от нё надменности и жестокости до того дошло моё горе, что однажды этой самой шпагой, которую ты видишь в моей руке, я, отчаявшись, убил себя и осуждён на вечные муки. Немного прошло времени, как эта женщина, безмерно радовавшаяся моей смерти, скончалась и за грех своего жестокосердия и за радость, какую она ощутила от моих страданий, не раскаявшись в том, ибо считала, что не только не погрешила, но и поступила как следует, осуждена была на адские муки. И как только она была ввержена туда, так мне и ей положили наказание : ей бежать от меня, а мне, когда-то столь её любившему, преследовать её, как смертельного врага, не как любимую женщину; и сколько раз я настигаю её, столько же раз этой шпагой, которой я убил себя, убиваю её, вскрываю её спину, а это сердце, жестокое и холодное, куда ни любовь, ни сострадание никогда не в состоянии были проникнуть, вырываю, как ты тотчас увидишь, из теле со всеми другими внутренностями и бросаю на пожрание собакам. И немного проходит времени, как она, по решению господнего правосудия и могущества, воскресает, как бы не умирала вовсе, и снова начинает мучительное бегство, а собаки и я преследуем её. И так бывает каждую пятницу, в этот час, что я нагоняю её здесь же, как ты увидишь, предаю её терзаниям; в другие же дни, не думай, что мы отдыхаем : я настигаю её в других местах, где она жестоко помыслила или содеяла мне жестокое; превратясь, как видишь, из любовника во врага, я принуждён таким образом преследовать её столько лет, сколько месяцев она была жестока со мной. Итак, дай мне исполнить решение божественного правосудия и не противься тому, чему ты не в состоянии был бы помешать». Услыхав эти речи, Настаджо сробел, и не было у него волоска на теле, который не поднялся бы дыбом; он отошёл назад и, глядя на несчастную девушку, стал в страхе ожидать, что станет делать рыцарь; а тот, закончив свою речь, набросился, словно бешеная собака, со шпагой в руке на девушку, которая на коленях, крепко удерживаемая собаками, молила его о пощаде; изо всех сил ударил её посреди груди и пронзил насквозь. Лишь только девушка приняла этот удар, упала ничком, всё так же плача и крича, а рыцарь, выхватив нож, вскрыл её чресла и, вынув сердце и всё, что было вокруг, бросил собакам, которые страшно голодные, всё это тотчас же пожрали. Прошло немного времени, как девушка, точно ничего такого не случилось, внезапно поднялась на ноги и бросилась бежать по направлению к морю, собаки — за ней, всё время теребя её, а мужчина, снова севший на коня и взявший свою шпагу, начал преследовать её; вскоре они настолько отдалились, что Настаджо не мог их более видеть. Узрев всё это, он долго пребывал между состраданием и страхом, но вскоре ему пришло в голову, что это случай может сослужить ему большую службу, так как он приключался каждую пятницу. И вот, заметив место, он вернулся к своей челяди, и когда ему показалось удобным, послав за своими родственниками и друзьями, сказал им : «Вы долго время побуждали меня отстать от моей любви к этой враждебной девушке и положить конец моему расточительству; и я готов сделать это, если вы испросите для меня одну милость; а заключается она в том, чтобы в следующую пятницу вы устроили, чтобы Паоло Траверсари с женой и дочерью и всеми их родственниками и всеми другими, кого пожелаете, прибыли сюда пообедать со мной. Почему я этого желаю, вы это тогда увидите». Тем показалось, что устроить это — дело нетрудное. Вернувшись в Равенну, они, когда пришло время, пригласили тех, кого хотел Настаджо, и хотя трудно было увлечь туда девушку, любимую Настаджо, тем не менее и она поехала вместе с другими. Настаджо приказал приготовить великолепное угощение и велел поставить столы под соснами около того места, где видел терзание жестокой женщины. Распорядившись рассадить мужчин и женщин за стол, он устроил так, что девушка, им любимая, была посажена как раз напротив того места, где должно было происходить дело. Когда подали последнее кушанье, до всех стали доноситься отчаянные крики преследуемой девушки. Когда все очень тому изумились, спрашивая, что это такое, и никто не мог того объяснить, все встали посмотреть, что бы это могло быть, и увидали сетовавшую девушку, всадника и собак. Не прошло много времени, как все они были возле них. И всадник и собаки встречены были громким криком, и многие выскочили вперёд, чтобы помочь девушке, но всадник, обратившись к ним, как обратился к Настаджо, не только заставил их попятиться назад, но и всех напугал и исполнил изумления. И когда он совершил всё то, что сделал и в первый раз, все женщины (а между ними много было родственниц бедной девушки и рыцаря, ещё помнивших и о его любви и о его смерти) так горько заплакали, как будто над ними самими было исполнено всё виденное.

Когда всё пришло к концу и удалились и девушка и всадник, всё происшедшее навело тех, кто это видел, на многие и различные разговоры; но из числа наиболее напуганных была та жестокая девушка, которую любил Настаджо, всё отчётливо видевшая и слышавшая; познав, что её, более чем всех других, там бывших, это касалось, она припомнила жестокосердие, с каким всегда относилась к Настаджо, почему ей представилось, что она уже бежит перед ним, разгневанным, и собаки у ней по сторонам. И так был велик возникший от того страх, как бы и с ней не приключилось того же самого, что она не могла дождаться времени, а оно представилось ей в тот же вечер, чтобы, сменив свою ненависть на любовь, послать к Настаджо свою доверенную служанку, которая от её имени попросила его прийти к ней, ибо она готова сделать всё, что будет ему по желанию. На это Настаджо велел ответить, что это будет ему очень приятно, но что, если она согласна, он желает совершить это честным образом, то есть жениться на ней. Девушка, знавшая, что за ней, не за другим стало, если она не сделалась женой Настаджо, велела ему передать, что согласна. Вследствие чего, став сама за себя ходатаем, она сказала отцу и матери, что готова стать женой Настаджо, чему те очень обрадовались, и в следующее же воскресенье Настаджо обручился и повенчался с ней и долго жил с ней счастливо. И не одно только это благо породил тот страх, но все другие жестокосердные равенские дамы так напугались, что с тех пор стали снисходить к желаниям мужчин гораздо более прежнего.»

Источник: http://leosart.narod.ru/ita-boticeli.htm

Сандро Боттичелли

Среди всего, что создал этот гений, есть несколько картин, несомненно, самых прекрасных на земле, которые наверняка известны всем. Историк искусства Павел Муратов очень точно сказал о нем: “Редко какой художник так выражал духовное содержание своей эпохи”. Эпоха эта — зрелое и позднее Кватроченто (Раннее Возрождение), триумфальный период в искусстве Италии, но, впрочем, и время грозовых лет ее истории.

Дитя золотого века

Творчество Алессандро ди Мариано Филипепи, прозванного Сандро Боттичелли (ок. 1445–1510) — живописца исключительного дара и обаяния — принадлежит золотому веку Флоренции. Жизнь зрелого художника разделилась на два ясно очерченных периода. Первый — пребывание при дворе Лоренцо Великолепного.

Это время сонетов и стансов, турниров и карнавальных шествий, расцвета искусства Боттичелли. И второй — сближение и дружба со знаменитым монахом Джироламо Савонаролой. Это эпоха иноземных нашествий и страшных бедствий для Италии.

Радостный свет и оптимизм раннего Кватроченто постепенно растворялся в горниле сложных и драматических коллизий времени. И нежный, впечатлительный мастер стал зеркалом происходящего, разделив судьбу своей Флоренции.

Но прежде чем стать тем самым Боттичелли, который покорил своим искусством мир, впрочем не избежав и забвения, он прошел годы учебы и годы иллюзий.

Уже в молодости — в самую счастливую пору — он стал известным и популярным художником Флоренции.

В двадцать пять лет Боттичелли был автором многих “Мадонн” с их неотразимым очарованием, мягкими, вьющимися линиями, изящными очертаниями фигур, образов хрупкой Богоматери и трогательного Иисуса. В 1480-е гг.

он исполнил весьма ответственную работу — роспись по заказу торговой палаты и создал ставшую впоследствии знаменитой картину “Венера и Марс” (Лондонская национальная галерея).

Уже тогда наметился стиль этого нервного, с неспокойным характером человека, о творчестве которого знаток итальянского искусства Борис Виппер написал: “Картины Боттичелли… помимо своей непосредственной выразительности имеют еще и скрытое, эмоциональное звучание. Именно в субъективном гипнозе этого косвенного воздействия заключается сила и слабость искусства Боттичелли”.

Время учения

Родился Сандро Боттичелли, сын кожевника, во Флоренции. Здесь учился сначала у золотых дел мастера, а затем совершенствовался в живописи у известного художника-лирика Филиппо Липпи. Обучался, как предполагают многие ученые, и у Андреа Верроккьо, маэстро совершенно противоположной индивидуальности, сильного и яркого темперамента.

Раннему периоду творчества Боттичелли принадлежит “Мария с младенцем и юным Иоанном Крестителем” (Дрезденская галерея).

Год создания картины неизвестен, но лирически нежный облик Богоматери говорит о времени, когда художник еще наивно восхищался женской прелестью, великолепием деталей окружающего мира, а своих героев наделял спокойствием и мягким изяществом. Меланхоличная Мария, излучающая глубокую нежность, и рядом с ней Иоанн — сдержанны и почти закрыты в своих чувствах.

Младенец тревожен и открыт. Красив фон картины — архитектурные детали и небо. Главное в стиле картины — игра линий, не только создающих объем фигур, но и всегда являющихся основным эмоциональным элементом пластического языка художника.

Среди первых работ Боттичелли, написанных еще под влиянием Филиппо Липпи, — “Поклонение волхвов” из галереи Уффици (ок. 1476) — картина-рассказ, жанр, который вскоре исчезнет из его живописи.

Но именно этой относительно ранней работой, созданной по заказу богатого горожанина Джованни Лами для его семейной капеллы в знаменитой церкви Санта-Мария-Новелла, художник завоевывает себе имя и открывает путь к семейству Медичи, правящему дому Флоренции.

В окружающих Мадонну фигурах он запечатлел самого герцога Козимо Медичи, его сына Пьетро, а на переднем плане — Лоренцо Великолепного, которого обнимает поэт Пульчи. Есть здесь и автопортрет художника — образ горделивого, статного юноши.

Так Боттичелли завязывает отношения с могущественным семейством Флоренции и весьма необыкновенным человеком — Лоренцо Великолепным. Вскоре автор “Поклонения волхвов” стал его придворным мастером.

К слову сказать, именно тогда Боттичелли написал серию портретов с конкретных моделей, полных поэтической фантазии. Таковы портреты Джулиано Медичи и его дамы сердца Симонетты Веспуччи (Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне). Эти работы стали новой страницей в истории итальянского искусства. Художник не следует детально натуре в отличие от его предшественников.

Он скорее творит стилизацию модели под фантастический образ. Симонетта Веспуччи, изображенная в профиль, с длинными рассыпающимися волосами, обозначенными каскадами вьющихся жестких линий, мечтательна и романтична. Ее фигура почти бестелесна, а силуэт предельно выразителен и заострен.

В этом решении есть непривычная иррациональность, прием, который получит продолжение в позднем творчестве Боттичелли.

В “Садах” Лоренцо

Так что же влекло мечтательного, нежного художника к личности Лоренцо Великолепного? С именем герцога связан расцвет тосканской культуры XV века. Он был одним из искуснейших политиков и европейских правителей (его воцарение состоялось в 1469 г.).

Ко всему прочему он был наделен талантом поэта, его перу принадлежали незаурядные сонеты о платонической и романтической любви, шуточные поэмы, написанные с аристократической иронией.

Все-таки главное, чем Лоренцо Медичи вошел в мировую историю, это покровительство искусствам и наукам. Он был создателем так называемой платоновской академии (Platonica familia), члены которой называли себя “Платоническая семья”.

Здесь собирались выдающиеся умы Италии, поэты и философы Тосканы, здесь велись диспуты, возвышающие дух и разум, здесь создавались гениальные творения эпохи.

В академии устраивали и семинары, и пирушки, и совместные прогулки. Это было вольное общество людей, своего рода элитарный клуб, а не строгое научное учреждение. Академия имела краткую, но блестящую историю.

Здесь появлялся Марсилио Фичино, выдающийся богослов и переводчик Платона, да и всей античной философии, рассуждавший о бессмертной душе и эросе.

Сюда приходил знаменитый Пико делла Мирандола, философ и писатель, открывший кроме всего прочего восточную литературу, Анджело Полициано — яркий поэт, автор поэмы “Орфей”. Здесь бывали и живописцы (среди них Боттичелли, очень сдружившийся с Полициано), и зодчие.

Но существовала и оборотная сторона личности Лоренцо Великолепного. Он так же, как и его предшественники, мучил и казнил своих врагов, не чуждался коварных интриг с ядом и кинжалом.

Когда герцог разоблачил заговор, сотни его противников вместе с родственниками были по его приказу преданы смерти. Многих из них повесили на окнах монастырей, трупы других волокли по улицам Флоренции.

Этот человек и стал главным покровителем Боттичелли.

Пламя Савонаролы

В 1492 г. Лоренцо Великолепный умер. А через два года во Флоренции поднимается восстание против тирании семьи Медичи. Его возглавил неистовый монах Джироламо Савонарола (1452–1498), враг папства и патрициев.

Ненависть горожан к своим правителям не знала предела — им пришлось бежать из города. В довершение ко всему, в 1494 г. в прекрасную Флоренцию вступают войска французского короля Карла XVIII. Солдаты грабят великолепный дворец Медичи и бесценную библиотеку Сан-Марко.

Все, что так боготворил художник, гибнет в апокалипсическом пламени войны.

Власть в городе переходит к партии Савонаролы. Монах был фигурой противоречивой и очень влиятельной. Глубоко религиозный и мистически настроенный, он люто ненавидел новую жизнерадостную культуру Италии.

Со всей силой своего темперамента Савонарола обличал светские удовольствия и развлечения, обрушивался на безнравственность духовенства, властей, верхов флорентийского общества, погрязших, по его словам, в “языческом зле”.

Проповеди монаха громили гуманизм — “дьявольскую” культуру Ренессанса, упадок религии, позорное поведение римской церкви.

Действительно, у папы Александра VI было несколько любовниц. Как ни гремел против него Савонарола, ни папа, ни его “прекрасная Джулия” не изменили своих отношений. На всех церковных празднествах возлюбленная Александра VI появлялась как законная жена, а когда у нее родился сын, папа тотчас же признал его, как, впрочем, и других своих детей.

У проповедника появились сторонники и почитатели даже в среде знатных флорентийцев и гуманистов — например, Пико делла Мирандола, Марселино Фичино, художники Лоренцо ди Креди, Сандро Боттичелли.

Суровые требования предъявлял Савонарола и к искусству: изображение обнаженного тела запрещалось, писание портретов тоже, он даже призывал сжечь на костре все предметы роскоши, в том числе музыкальные инструменты, картины. Его речи были настолько грозны и убедительны, что флорентийцы в ужасе спешили в церковь, чтобы покаяться.

Жители некогда праздничной и ликующей Флоренции с рыданиями оставляли мирские радости, переходили к аскетической жизни. Сторонников проповедника называли плакальщиками, за то что они вечно тянули заунывные псалмы. Внушения Савонаролы захватили и впечатлительного Боттичелли.

По словам Вазари, он даже сам бросил в костер несколько своих работ.

Годы печали

С этого времени художник пишет картины только на религиозные сюжеты, выбирая трагические или мистические мотивы. Вот тогда и возникли “Рождество” (ок. 1500, Лондонская национальная галерея) и цикл из четырех картин “Сцены из жизни Святого Зиновия” (ок. 1500). Эти работы кажутся средневековым анахронизмом после дивных “Весны” и фресок Сикстинской капеллы в Ватикане.

Умер художник в 1510 г. в совсем другой Флоренции, пережив поверженного Савонаролу. Проповедник в конце концов был замучен пытками, повешен, а потом еще и сожжен на костре по приказу папы Александра Борджиа.

Художник был потрясен этим событием и впал в глубокую меланхолию. В его живописи в этот период обострились черты болезненного мистицизма и надлома.

Пример тому — трагическая, полная почти готического отчаяния и скорби “Пьета” (после 1490) из миланской галереи Польди-Пеццоли.

Гениальный Боттичелли окончил свои дни под равнодушным к нему небом Италии обедневшим и забытым. Но тайна его искусства, отмеченного какой-то неизгладимой печалью, видимо, оказалась настолько притягательна, что его имя и слава возродились для последующих поколений.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200600104

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector