Пантера – это род кошачьих в который входят — тигр, лев, леопард и ягуар. Обычно пантерами называют особей, которые имеют ровную черную (или с едва различимыми пятнами, которые темнее основного окраса шерсти) окраску шерсти. То есть, пантерой можно назвать ягуара или леопарда, шерсть которых имеет черный цвет. Очень часто можно встретить название «черная пантера», которое применяется к обозначению самок леопарда или ягуара. Отдельным (самостоятельным) видом черная пантера не является.
В джунглях, где тёмный окрас — хорошая маскировка, чёрных пантер много. Например, в Малайзии половина всех леопардов — чёрные. А в открытой саванне они редки, потому что не могут там хорошо маскироваться.
Чёрные пантеры встречаются и в Африке — в горах Эфиопии и в Кении, где они охотятся ночью, когда их невозможно разглядеть. Звери заходят в деревни и нападают не только на скот, но порой и на спящих людей.
У чёрных пантер тоже имеются пятна, как и у всех кошачьих. Иногда их можно различить, но чаще всего они просто незаметны на чёрной шкуре большой кошки.
Существование черных (мелонистов) львов возможно лишь теоретически, но живых доказательств пока нет.
Как выглядит
Котенок с черной шерстью может родиться у родителей, которые имеют и привычную пятнистую или полосатую окраску.
В одном помете может быть один или два таких котенка, а все остальные детеныши будут иметь окраску родителей.
По непонятным причинам, повзрослевшие пантеры отделяются от своих яркоокрашенных родственников и спариваются только с такими же черными особями. У пантер рождаются только котята с черной окраской шерсти.
Обычно чёрные пантеры более агрессивны, чем другие леопарды. Но эти «детки» ведут себя пока что одинаково.
Чёрные леопарды разводятся в зоопарках много лет. Выросшие в неволе животные меньше по размерам, и шерсть их более мягкая. К тому же в отличие от пятнистых леопардов у них реже рождается потомство.
Опасность !!!
Есть и еще одна особенность черных пантер – они являются самыми кровожадными хищниками. Пантеры являются более жестокими хищниками, чем львы, тигры леопарды и ягуары. Если пантера голодна, она не выбирает себе жертву, а бросается на любое живое существо, не исключая и человека.
Вообще черные пантеры считаются самыми бесстрашными кошачьими, они не боятся человека, не скрываются, увидев его. Довольно часто эти хищники могут устраивать свои логова неподалеку от поселений человека. Описано множество случаев людоедства среди пантер, тем не менее, людоедов среди них гораздо меньше, чем среди тигров.
Как правило, пантера нападает на людей ночью в полной темноте. Они могут пробраться в дом и напасть на спящих людей.
Видео
Фото
Также смотрите:
Пума
Тигр
Леопард Африканский лев
Источник: https://web-zoopark.ru/samie_opasnie_zhivotnie/pantera.html
Джен Делакруа. Живопись | МУЗА НАШЕГО ДВОРА
Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863), французский живописец и график.
В 1816–1822 учился в Париже в мастерской классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла. Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию.
Смерть Сарданапала 1827-1828, Лувр,
Луи Орлеанский хвастает любовницей
Греция на руинах Миссолунги 1826, Музей искусств, Бордо
Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило гражданский пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.
Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа “Данте и Вергилий” (“Ладья Данте”, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана “Резня на Хиосе” (1823–1824, Лувр, Париж).
Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности (“Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон; “Смерть Сарданапала”, 1827, Лувр, Париж).
Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (“Битва при Пуатье”, 1830, Музей Лувр, Париж).
Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр, Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.
После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (“Алжирские женщины”, 1833–1834, Лувр; “Арабские комедианты”, 1848, Музей изящных искусств, Тур; “Львиная охота в Марокко”, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Женщины Алжира в своих покоях 1834, Лувр, Париж
Фанатики Танжера 1837-1838
- Нагая женщина на диване, 1825-1826
- Поединок гяура с пашой 1826
- Портрет Фредерика Шопена, 1838
- Портрет Жорж Санд 1839
- Данте и Вергилий (Ладья Данте) 1822, Лувр, Париж
- Схватка арабских скакунов, 1860
- Резня на Хиосе 1824
- Женщина с попугаем 1827
- Медея, 1862 Музей изящных искусств, Лилль
- Битва при Пуатье.
- Битва при Нанси
- Взятие крестоносцами Константинополя”, 1840-1841, Лувр,
- Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон;
- Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль.
- Атилла попирает Италию и Искусство
Султан Марокко. 1845. Musee des Augustins, Тулуза
Поединок рыцарей.
Делакруа работал также в области психологического портрета (“Фредерик Шопен”, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847; зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились).
Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (“Взятие крестоносцами Константинополя”, 1840-1841, Лувр, Париж; “Битва святого Георгия с драконом”, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его картинах приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.
>>>>>
Источник: https://maxpark.com/community/3610/content/1803797
Черная пантера
Конечно, все помнят знаменитую Багиру из советского мультфильма о Маугли. Грациозная и изящная хищница с невероятно длинным телом учила неуклюжего и неловкого маленького человечка охотиться.
Но мало кто знает, что сам Киплинг сделал своего персонажа самцом, дав ему вполне обычное для азиатских стран имя Багир.
В русском же переводе авторы решили превратить ночного охотника в самку, так как слово «пантера» в нашем языке женского рода.
Однако черная пантера — вовсе не отдельный вид животных. Обычно пантерами называют крупных хищных кошек, таких как ягуар, тигр, лев и леопард, но черной окраской могут обладать только двое из них: ягуар и леопард. Такой красивый цвет шерсти является проявлением меланизма и вполне характерен для других братьев наших меньших.
flickr/Steve Tracy Photography
При этом если темная расцветка оказывается более удобной во время охоты в той или иной местности, то такие животные начинают преобладать, так как срок их жизни увеличивается, а значит, они успевают дать больше потомства. Так случилось, например, в Малайзии, на территории которой половина всех пантер черная.
flickr/Steve Tracy Photography
В целом, черных пантер больше в густых и непроходимых зарослях, где очень мало солнечного света. Охотиться в таких условиях для них огромное удовольствие, ведь крадутся эти большие кошки почти бесшумно, поэтому они совершенно незаметны для своих потенциальных жертв.
flickr/Tambako the Jaguar
Ягуары и леопарды прекрасно лазают по деревьям, где нередко ловят неосторожных обезьян. Но чаще они ищут свой обед на земле и обычно им становятся разные копытные. Черные пантеры охотятся ночью, так как в темноте их просто невозможно разглядеть.
flickr/Tambako the Jaguar
Опасны они тем, что абсолютно не боятся человека, могут заходить по ночам в деревни и нападать на спящих людей. Впрочем, это бывает крайне редко и репутацию грозных людоедов гораздо чаще зарабатывают тигры или львы.
flickr/Tambako the Jaguar
А вот черные пантеры едят в меру. Если кошка сытая, то она спокойно лежит на ветке, свесив лапы вниз, и даже может с умилением смотреть на резвящихся неподалеку детенышей антилопы. Правда, это не помешает ей перекусить ими чуть позже, когда предыдущий ужин переварится. Хищник все-таки.
flickr/Steve Tracy Photography
Интересно, что далеко не всех пантер с темной шерстью можно назвать полностью черными. У некоторых из них довольно четко видны характерные для ягуаров или леопардов черные пятна на коричневом фоне.
flickr/Tambako the Jaguar
Более того, потомство у этих животных тоже бывает разноцветным: так, у одной мамаши могут родиться и черные, и пятнистые котята. Кроме того, пятнистые особи могут стать родителями деток-меланистов, если у них роду были черные пантеры.
flickr/Tambako the Jaguar
Эти животные настолько восхищают своей загадочностью, силой и грацией, что не раз становились персонажами легенд. К примеру, таинственные шумеры сделали черную пантеру богиней любви и плодородия, а в древнем Китае она символизировала женскую энергию во всех ее проявлениях: ребенок, дева, искусительница, мать семейства, воительница, предсказательница и мудрая пожилая женщина.
flickr/Tambako the Jaguar
Не раз она появлялась на различных гербах. Так, две черные пантеры, которые держат щит на гербе Габона, символизируют храбрость и бдительность главы этого африканского государства. Кроме того, пантеры были эмблемами королей Генриха IV и Генриха VI.
Источник: http://www.ZooPicture.ru/pantera/
Максим Руссо: Бронзовые всадники Микеланджело — ПОЛИТ.РУ
Бронзовые фигурки двух всадников на пантерах признаны работой знаменитого Микеланджело. К такому выводу недавно пришло группа экспертов из Музея Фицуильяма (Fitzwilliam Museum) Кембриджского университета, изучивших как характеристики металла, так и особенности самих изображений.
Если заключение экспертов верно, то эти скульптуры оказываются единственными дошедшими до нас работами великого скульптора, отлитыми из бронзы. Микеланджело предпочитал мрамор и не любил бронзы, считая ее не своим искусством («Non era mia arte», по его выражению). Известно две его крупные работы из бронзы, обе они не сохранились.
Когда в 1508 году римский папа Юлий II захватил Болонью, он велел скульптору изготовить свою бронзовую статую «в пять локтей вышиной». Статуя изображала сидящего понтифика.
Как сообщает Вазари, «Микеланджело показал высокое искусство свое в ее позе, ибо вся она была исполнена величия и важности, и ткани были великолепны и богаты, и на лице одушевление, мощь, энергия и грозность». Она была установлена на 21 февраля 1508 года в нише над порталом собора Сан-Петронио в Болонье.
Про эту работу Микеланджело сохранилось немало историй, дошедших до нас благодаря Вазари. Про энергичный жест правой руки статуи Юлий II якобы спросил Микеланджело, благословляет ли он или проклинает. Рассказывали также, что скульптор спросил папу, вложить ли ему в левую руку меч или книгу. На что Юлий II ответил: «Вложи меч, не очень я смыслю в книгах».
Однако уже в 1511 году Аннибале II Бентивольо сумел отвоевать Болонью у папы. Статуя была сброшена, а потом продана Альфонсо I, герцогу Феррары. Феррарский герцог, ведший тогда с тяжелую войну с Юлием II, велел отлить из статуи пушку, дав ей имя «Юлия». Пушка тоже не сохранилась.
Известно также о бронзовом Давиде, который был заказан Микеланджело маршалом Пьером де Роганом в августе 1502 году. Потом права на статую были приобретены Флоримоном Роберте.
Статуя была готова и отправлена во Францию лишь в 1509 году. До середины XVII века она находилась во дворе замка Бери близ Блуа, потом перенесена в другой замок, а затем следы ее потерялись во время революции.
Сохранился лишь рисунок Микеланджело, сделанный в период работы над статуей.
Набросок бронзовой статуи Давида («Давид де Рогана»)
Два бронзовых всадника, которые теперь объявлены работой Микеланджело, известны как «бронзы Ротшильда». Фигуры шириной 40 см и высотой 80 см представляют собой персонажей вакхической процессии.
Они не идентичны, но явно являются частями одного комплекта. Один из восседающих на пантерах мужчин зрелого возраста с бородой, второй – безбородый юноша.
Оба всадника обнажены (как указывают в некоторых описаниях, «вероятно пьяные»), мужчина поднимает вверх правую руку, юноша – левую.
Впервые упоминаются они в каталоге коллекции швейцарского банкира барона Адольфа де Ротшильда в 1878 году. Тогда же впервые возникло предположение, что автором скульптур мог быть Микеланджело. Но оно было немедленно оспорено.
Однако высокое качество литья и стиль скульптур указывал, что они принадлежат эпохе итальянского Возрождения XVI века.
В качестве возможных их авторов называли Якопо Сансовино и Тициано Аспетти, последний из которых как раз прославился своими работами из бронзы.
Предыдущая история скульптур неясна. Возможно, барон Ротшильд мог приобрести их из коллекции неаполитанских Бурбонов. Если это так, то они происходят из загородного королевского дворца в Казерте, где хранились сокровища неаполитанской династии.
После волны интереса, вызванного публикацией 1878 года, пара скульптур была на долгое время забыта историками. После смерти Адольфа де Ротшильда в 1900 году фигуры были унаследованы Морисом де Ротшильдом. Когда он умер в 1957 году, они были проданы французскому коллекционеру.
9 июля 2002 года всадники были выставлены на аукцион Sotheby’s как произведения «флорентийской школы XVI века». Предпродажная оценка произведений составила 1–1,5 миллиона фунтов стерлингов (1,5–2,25 млн. долларов). Перед аукционом высказывались предположения, что автором фигур мог быть Бенвенуто Челлини.
Скульптуры купил британский коллекционер за 1,65 миллионов фунтов стерлингов ($ 2478000). Владелец предпочитает сохранять анонимность, но охотно предоставляет скульптуры для выставок.
В 2003 году бронзовые всадники были выставлены в Нью-Йорке, в частном музее Frick Collection, основанном предпринимателем и коллекционером Генри Фриком (1849–1919). При этом автором произведений был назван не только не Микеланджело, но даже не итальянский скульптор.
Согласно новой атрибуции, их создал голландский скульптор Виллем ван Тетроде (ранее 1530 – после 1587). Он долгое время учился в Италии и даже носил итальянское имя Гильельмо Фьямминго. В Риме его учителем был скульптор и архитектор Гильельмо дела Порта.
Характерный итальянский стиль, в котором были выполнены всадники, связывали с обучением ван Тетроде у итальянцев. На выставке «Бронза» в Королевской академии искусств в Лондоне в 2012 году всадники появляются с очередной атрибуцией.
На этот раз их автором назван неизвестный скульптор «круга Микеланджело».
Осенью 2013 года кембриджский профессор истории искусств Пол Иоаннидес (Paul Joannides) обратил внимание на один лист с этюдом неизвестного ученика Микеланджело («Лист с наброском девы Марии, обнимающей младенца Иисуса», 1508, Музей Фабра в Монпелье). На этом рисунке ученик копировал работы своего учителя. Иоаннидес заметил, что на листе есть и изображение обнаженной мужской фигуры верхом на пантере. Поза фигуры сходна с позами бронзовых всадников.
Набросок из Музея Фабра (фрагмент)
В дальнейшем исследовании приняли участие куратор Музея Фицуильяма Виктория Эйвери (Victoria Avery), эксперты Роберт ван Ланг (Robert van Langh) и Ари Паппот (Arie Pappot) из Рейксмузеума в Амстердаме, профессор анатомии Питер Абрахамс (Peter Abrahams) из Уорикского университета, историк искусства Чарльз Эйвери (Charles Avery), специалист по творчеству Верроккьо Эндрю Баттерфилд (Andrew Butterfield) и искусствовед Мартин Гейфорд (Martin Gayford). Специалисты из Оксфордского университета при помощи термолюминесцентного датирования установили, что возраст скульптур 300–500 лет. Реставраторы из Рейксмузеума совместно со специалистами из лаборатории нейтронографии в Швейцарии также изучили образцы бронзы. Они установили, что толщина бронзовых стенок типична для флорентийского литья XVI века.
Профессор Абрахамс проанализировал анатомические особенности фигур. Он изучил поперечный свод стопы, сухожилия малой берцовой кости, продольную впадину вдоль спины, мышцы живота, строение пупков.
Многие отмеченные им особенности соответствуют изображению аналогичных частей тела на других скульптурах Микеланджело и его рисунках, сделанных в 1500–1510 годах.
В частности, пупки всадников выполнены практически точно так же, как и пупок знаменитого «Давида».
Спина бронзового всадника и рисунок мужской фигуры работы Микеланджело (1504–1505)
Исследование еще продолжается, но собранные на данный момент доказательства уже достаточно сильны, чтобы назвать автором этих статуй молодого Микеланджело.
Вероятно, он создал их в период между 1504 (окончание работы над «Давидом») и 1508 (начало росписи Сикстинской капеллы) годами. Окончательный отчет исследовательской группы будет обнародован на конференции 6 июля этого года.
Скачущие на пантерах всадники будут выставлены в Музее Фицуильяма с 3 февраля по 9 августа.
Источник: https://polit.ru/article/2015/02/12/ps_bronze/
Картина, изменившая Париж: «Резня на Хиосе» Делакруа
«Резня на Хиосе» Делакруа
В мае 1823 года молодой, но — по общему мнению — очень многообещающий художник, записал в своём дневнике: «Я решился написать для Салона сцену резни на острове Хиос». Звали художника Эжен Делакруа.
30 марта 1822 года к Хиосу подошел турецкий флот под командованием капудан-паши Кара-Али. Он должен был наказать жителей острова за поддержку греческого восстания против турецкого правления.
Надо сказать, что значительная часть хиоссцев восстания не поддерживала и всячески демонстрировала лояльность к туркам, но — по выражению «Монинг Кроникл» — на своё несчастье «во-первых, они были богатыми, во-вторых, имели семьи и наконец, то что делает две предыдущие вины невыносимыми, они были безоружными».
Началось всё с бомбардировки города (на острове был расположен одноимённый город). Потом последовала высадка. В течение 24-х часов было убито около 10 000 человек. Уничтожали всех детей до трёх лет, всех мальчиков и мужчин старше 12 лет и женщин старше 40 лет.
Спастись от смерти могли юноши и молодые мужчины, изъявившие готовность принять ислам. После разграбления города — напомним: Хиос был богатым торговым городом — турки двинулись в сельскую местность. Крестьяне ушли в пещеры и леса, и Вахит-паша (начальник турецкого гарнизона на Хиосе) объявил амнистию.
Он освободил часть заложников (которых хиоссцы предоставили добровольно ещё в начале восстания — чтобы доказать свою лояльность) и поручил им оповестить об амнистии скрывающееся от турков население. Поверившие в амнистию были убиты. Вслед за ними были уничтожены оставшиеся заложники.
До турецкой высадки население Хиоса составляло 120 000 человек (сейчас там живёт около 60 000). Приблизительно 25 000 человек были убиты, около 45 000 — проданы в рабство. Более чем 20 000 удалось бежать с острова, ещё 10-15 000 умерло от болезней. К лету 1822 года на острове осталось не многим больше 2 000 жителей…
Европейские правительства реагировали на события в Греции весьма сдержанно. На Веронском конгрессе Священного союза, в 1822 году, греки не смогли даже вручить свою петицию, составленную в Аргосе временным правительством и адресованную ведущим европейским державам (Британии, России, Пруссии, Австрии и Франции).
Официальная позиция в отношении борющимся за свою независимость греков заключалась в следующем: «…хотя участь этой христианской нации и желательно улучшить, но восстание против законной власти султана заслуживает решительного осуждения». И значительная часть населения Европы и России разделяла эту позицию. Но не все.
Лорд Байрон, пребывающий в добровольном изгнании в Италии, всеми доступными средствами агитировал в пользу поддержки борьбы греков.
Его друг, Хобхауз, пытался получить у английских банкиров заём для греческого правительства. В 1823 году он создаёт в Лондоне Филэллинский комитет.
Ещё раньше — с августа 1821 года — такие комитеты появляются в Германии. А что же Франция? Франция пока ограничивалась светскими разговорами.
И вот молодой художник приносит в мастерскую огромный — три с половиной на четыре метра — холст. 12 января Делакруа начинает писать картину. В середине июня картина «Сцены резни на Хиосе: греческие семьи, ожидающие смерти или рабства и т. д.
» (так звучало полное название картины) была представлена жюри Салона. Несмотря на ворчание маститого Гро о том, что «это не греков режут, это живопись режут…» картина была одобрена и вывешена для всеобщего обозрения под номером 450.
Но, получив пропуск на экспозицию, Делакруа натыкается на пейзажи Констебля. В результате, за две недели до открытия салона, Делакруа фактически полностью переписывает картину. «Подумать только, что «Хиосская резня» вместо того, что она есть, едва не осталась серой и тусклой картиной.
О, я таки поработал эти пятнадцать дней, вводя самые яркие краски…» — так он описал то, что произошло. И наконец, в середине июля 1824 года, салон открылся.
Эжен Делакруа, «Резня на Хиосе», Париж, 1824. Холст, масло, 419 х 354 см.
Критика встретила «Резню на Хиосе» без энтузиазма. Кто-то сострил, что картина написана «пьяной метлой», кто-то счел, что Делакруа «…считает прогрессом только те нелепости дурного тона, которые делает».
Стендаль: «Сколько бы я не старался, я не в состоянии любоваться Делакруа и его «Хиосской резнёй». Мне всё время кажется, что картина первоначально должна была изображать чуму, но затем художник, начитавшись газетных сообщений, сделал из неё хиосскую резню.
В огромном живом трупе, помещенном в центре картины, я вижу лишь несчастного зачумленного, попробовавшего вырвать у себя чумной бубон…»
Но несмотря на мнение критиков, перед картиной толпились парижане. Кто-то при виде картины высокомерно усмехался, а кто-то…Один из членов жюри Салона, глядя на картину задумался и сказал: «Это всё очень трогательно, здесь много чувства». И многие из зрителей разделили эмоции, вложенные автором в картину.
21 декабря 1824 года было объявлено о создании Филэллинского общества в Париже. Связаны ли два этих события между собой? Неизвестно.
Но точно известно, что Шатобриан — бывший одним из самых активных деятелей этого общества — восхищался картиной Делакруа.
И так же известно, что за два года перед этим он был одним из авторов равнодушного заявления участников Веронского конгресса Священного союза. Сила искусства? Общественное мнение?
Источник: https://tempora.club/kartina-izmenivshaya-parizh-reznya-na-xiose-delakrua/
Читать онлайн "Национальная галерея Прага" автора Акимова Т. — RuLit — Страница 16
В 1832 художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко, и у него появилась возможность увидеть царя зверей в дикой природе.
Темперамент и мощь львов особенно импонировали создателю романтических картин. «Когда Делакруа пишет — это лев, терзающий добычу», — говорили о нем.
Тигры, как и пантеры, волновали фантазию мастера не только своим свирепым нравом, но и экзотической яркостью облика.
Сопоставить льва и тигра, двух равных по силе, но разных и не встречающихся друг с другом в природе хищников, — задача, достойная кисти романтика. Художник представляет целиком вымышленную картину: под покровом темноты ко льву осторожно подкрадывается тигр.
Распластавшись по земле всем своим гибким и длинным телом, он протянул правую лапу к противнику и, кажется, вот-вот бросится на него. Лев грозно рычит, прижав к голове уши, он тоже готов к схватке. Делакруа показывает напряженный момент, когда хищники еще не начали борьбу, они только демонстрируют свою силу, пугая один другого.
Еще минута — и выбор будет сделан: звери или совьются в яростный клубок, или разбегутся. Встреча льва и тигра происходит ночью, сцена освещена неверным светом луны, который выхватывает из мрака фигуры животных и сухую каменистую почву. На дальнем плане слегка светлеет горизонт, во мгле уже забрезжил рассвет.
Диагональная композиция и световые эффекты сообщают картине динамизм и таинственность.
Эжен-Фердинанд-Виктор Делакруа (1798–1863) Пантера, нападающая на всадника. Около 1855. Холст, масло. 28,5×23,5
Схватка человека с диким животным — один из любимейших мотивов самого яркого представителя французского романтизма Эжена Делакруа. Великолепный, мощный и безудержный зверь был олицетворением яростной стихийной силы, так увлекавшей художников этого направления.
Мужественное противостояние хищнику ставило человека на грань жизни и смерти, обостряло чувства и было чревато трагедией.
Делакруа обожал диких животных, он постоянно посещал зоопарк, где делал массу набросков, а неудержимая фантазия подсказывала художнику все новые и новые повороты подобных сюжетов.
Мастер написал «Поединок арабского воина со львом» и «Пантеру, нападающую на всадника». Если в первой работе главным действующим лицом является человек, то во второй основной герой — хищник, ведь другое название картины — «Охота пантеры».
Именно это опасное, страшное, но в то же время исполненное грациозной силы животное больше всего занимает Делакруа. Пятнистый, переливающийся темным золотом гибкий силуэт пантеры — центр композиции, притягивающий взгляд зрителя.
Лицо всадника недоработано, зато необычайно красивый белый конь и вцепившийся в него хищник изображены во всем своем великолепии. Извивающееся тело схватившей добычу дикой кошки задает ритм вихреобразному движению всех персонажей картины.
Сильные контрасты белых, рыжих, черных, бледно-бирюзовых и багряных цветов сообщают дополнительную динамику этой бурной сцене. Исход битвы не решен, картина кажется незаконченной, а все в ней — зыбким и подверженным изменениям.
Оноре Домье (1808–1879) Семья на баррикаде 1848. Дерево, масло. 92×73
Творчество французского живописца, скульптора и графика Оноре Домье в Галерее Праги представлено двумя живописными произведениями. Картина «Семья на баррикаде» принадлежит к лучшим работам мастера. Она является окончательным вариантом темы, которую он ранее разрабатывал в других произведениях.
В центре композиции — четыре фигуры: пожилого мужчины, мальчика, девушки и старой женщины. Это члены одной семьи, пришедшие на баррикаду.
Их лица выделены резким светом, напряженные контрасты золотисто-желтого, красного, синего, зеленого цветов, а также особая манера живописи извилистыми, неровными мазками поверх красочного слоя — все это насыщает картину драматическим пафосом.
Домье передает не какой-нибудь определенный эпизод революционных дней (художник пережил три революции), а выражение порыва, экстаза. Освещение, уподобляясь свечению театральных подмостков, обрисовывает фигуры сияющим молниевидным контуром. Во французском искусстве этого времени нет более зоркого реалиста, чем Оноре Домье, но вместе с тем его внутренний настрой романтичен.
Домье не писал природу, он — первый в истории европейского искусства художник-урбанист. В XIX веке власть города значительно возросла, городской водоворот втягивал и перемалывал человеческие судьбы, богатство и нищета соседствовали, сталкивая людей в жестоких социальных конфликтах.
Художник как никто другой знал повседневную жизнь города, но ему удавалось избегать будничности и прозаизма в своих работах.
Цвет и свет наполняют картины Домье энергией, персонажи часто показываются в необычные, переломные моменты жизни, их душевное состояние обостряется почти до гротеска, во всем ощутимо присутствие романтического духа.
Источник: https://www.rulit.me/books/nacionalnaya-galereya-praga-read-440381-16.html
Старый вождь и черная пантера | Африканские мифы и легенды
Назад к разделу
Старый вождь и черная пантера
Черная красавица пантера потянулась, зевнула… и заснула опять. Внизу, у корней векового баобаба, на ветке которого она так удобно расположилась, шумливо хлопотала стая цесарок.
Пантера, видно, была сыта и не обращала на них никакого внимания. Птичий гомон привлек к баобабу старого вождя племени волоф. Он вышел на охоту, но пока еще ничего не поймал.
Увидав пантеру, он остановился как вкопанный.
— Да она, верно, слепа и глуха! — удивился он, глядя на цесарок, спокойно разгуливавших возле спящего хищника.
Ему было невдомек, что пантера и птицы заключили между собой договор: пантера охраняет цесарок, а они каждый день поставляют ей дюжину свежих яиц.
С тех пор ни один зверь не мог приблизиться к цесаркам. Еще бы, их защищала сама пантера с острыми копями и грозными клыками! Вернувшись домой, старый вождь и словом не обмолвился о том, что видел.
Еще чего доброго не поверят и на смех поднимут.
На закате он воротился к баобабу. Пантера по-прежнему спала на ветке, а цесарки все так же копошились внизу.
— Да слезет же она когда-нибудь со своего дерева,— подумал старик и притаился в кустах.
На землю медленно опускалась ночь. Одна за другой цесарки возвращались на ночлег в дупло у корней дерева. В саванне воцарилась тишина. Старик страшился пантеры и для храбрости сжимал в руке копье. Только любопытство мешало ему уйти.
Но вот пантера бесшумно спрыгнула на землю и с необыкновенной быстротой скрылась за высокими деревьями. Старик подошел к дереву и сунул руку в дупло в надежде поймать цесарку. Но дупло было слишком глубоко, а рука чересчур коротка.
Однако несколько яиц старый вождь все-таки нащупал и забрал себе. Вы только подумайте, как наша пантера изголодалась, даже по ночам ест! — расшумелись цесарки, они ведь ничего не видели в темноте, как все куры.
Когда на рассвете пантера вернулась и решила полакомиться яйцами, то ни одного яйца в дупле не обнаружила, сколько ни шарила. Рассердилась пантера и давай бранить цесарок.
— Неужели вы не помните, как ночью забрали все яйца?— удивились птицы.
Пантера не на шутку забеспокоилась:
— Похоже, я стала лунатиком! А может, хитрые птицы просто морочат мне голову. Надо проверить…
На другую ночь старик вернулся и опять унес из дупла все яйца. Но на этот раз цесарки не спали и, хотя ничего не видели в темноте, все-таки сумели различить мелькнувшую двуногую тень. Когда на рассвете пантера возвратилась с охоты, они рассказали ей, что видели.
Как обычно, пантера целый день спала на ветке баобаба, и едва на землю опустилась ночь, она спрыгнула вниз, сделала вид, что уходит, а сама спряталась неподалеку в густом кустарнике.
Вскоре к дереву крадучись подошел человек, и пантера узнала в нем старого вождя племени волоф. Только он нагнулся и сунул руку в дупло, как она набросилась на него.
От страха бедный старик лишился чувств, а когда пришел в себя, пантера стояла над ним и клыки ее грозно белели в темноте. Поодаль сидели цесарки и с любопытством ждали, чем все это закончится.
Старый вождь попытался заговорить, но от волнения слова застряли у него в горле.
— А ведь мне ничего не стоит съесть тебя! — угрожающе прорычала пантера и облизнулась.— Правда, ты стар и мясо у тебя совсем невкусное! Ладно, живи, но при одном условии…
От радости старый вождь принялся кивать головой.
— Так вот, я сохраню тебе жизнь,— продолжала пантера,— но с этой минуты твое племя будет отдавать мне часть добычи — лучшую, разумеется! Старик поклялся самыми страшными клятвами, что так оно и будет, и помчался домой довольный, что так легко отделался.
С тех пор черная пантера живет беззаботно и лежит себе на ветке день и ночь. Правда, иногда она спускается с дерева, но только чтобы размять лапы. А может, и для того, чтобы жители саванны могли полюбоваться ее горделивой поступью и великолепным нарядом — черным, как африканская ночь.
Назад к разделу
Источник: http://world-of-legends.su/afrika/african_mif/id2117