1894 г. 150 x 206 см. Масло, холст.
Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Левитана И.И. «Над вечным покоем»
- Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» не только одна из самых известных работ мастера, но и самая философски наполненная, глубокая.
- Работа велась в Тверской губернии, рядом с городом Вышний Волочек, а сама живописная церквушка перекочевала на полотно из ранее созданного этюда на Плесе.
- Сам Левитан по-особенному относился к этой картине, существуют даже свидетельства, что весь период, который ушёл на работу мастер просил свою сердечную подругу Софью Кувшинникову играть Героическую симфонию Бетховена.
Итак, перейдём к описанию. Вначале нельзя отвести взгляд от широких водных просторов, которые располагаются почти на половину картины, лишь позже глаз замечает небольшую деревянную церквушку и покосившиеся от времени кресты – вот тут-то и начинает открываться весь глубинный смысл, заложенный автором.
Тяжёлые облака нависают над водными просторами, порывистый ветер качает деревья – всё это навевает мысли о бренности и мимолётности жизни, одиночестве и быстротечности, смысле существования и человеческого назначения.
«Над вечным покоем» затрагивает извечные размышления о Боге, природе, мире, о самом себе. Один из ближайших друзей художников назвал картину реквиемом по самому себе. Никогда больше не создаст Левитан такого пронзительного творения.
Несмотря на философскую грандиозную программу картины, она проникнута любовью к великой красоте природы, родных просторов, Родине.
Родина, которая гнала мастера из любимой Москвы из-за его еврейского происхождения, Родина, которая считала излюбленный Левитаном жанр пейзажа второстепенным, Родина, которая не оценила до конца выдающегося уникального дарования – всё равно Левитан продолжал её любить, восхвалять в своём творчестве, и не зря представленная картина считается «самой русской» из всех написанных.
Лучшие картины Левитана И.И.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины
Крамской И.Н. Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера. |
Куинджи А.И. Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище. |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/levitan-i-i/levitan-i-i-nad-vechnym-pokoem/
Сочинение по картине Левитана Над вечным покоем 7, 8 класс
«Над вечным покоем» являет собой чудо художественной мысли Серебряного века. Это одна из самых знаменитых работ художника. Сам автор считал, что это самое удачное его произведение, раскрывающее его мировоззрение, его мироощущение.
Он начал работать над картиной будучи в деревне у озера Удомля. Левитан любил гулять по окрестностям, и однажды взойдя на пригорок, ему открылся чудесный вид, который он и напишет. Сначала Левитан назвал своё полотно «Перед грозой» но позже изменил название.
Полотно написано профессионально с аккуратным чередованием цвета и теней. Картина изображает крутой берег, бескрайнее красивое небо во время заката с плывущими облаками и маленькую деревянную церквушку. Рядом с церковью старое кладбище с покосившимися от времени деревянными крестами. На картине всё аккуратно и лаконично, нет излишеств, просто и гениально.
Картина должна показать величие природы над человекам (как писал Левитан). Он говорил знакомым что «там на пригорке» чувствовал себя одиноким, один на один с пространством.
Глядя на картину человек, чувствует всю быстротечность времени, задумывается о жизни. Начало и в то же время предел жизни в картине олицетворяет церквушка на краю обрыва. Когда человек рождается, его крестят, и когда умирает, его отпевают в церкви.
Религиозное начало и конца человеческой жизни вот что символизирует эта церковь на картине.
Однако что про монархическая что про либеральная общественность ругали картину, одни не поняли, другие подумали что Левитан прогибается под власть. Многие говорили, что в картине нет ничего особенного и вообще она какая то простая. Именно Левитан внёс свою непосильную лепту в развитие именно русской живописи в России.
Левитан был еврей, отношение к евреям во время правления Александра Третьего было жёстким (дело доходило до погромов). Левитан так же не избежал преследования, ему было запрещено жить в обеих столицах. Собственно так он и оказался в деревни, где и написал свой знаменитый шедевр.
Эта замечательная картина вдохновляла на творчество художников, писателей поэтов, музыкантов.
Поэт Н. Рубцов потом напишет: «И колокольцем каждым в душу, любого русского спроси, звенит как колокол, не глуше, звон левитановской Руси!».
Именно эта картина из немногих отображает суть России.
Описание картины 2
Умиротворённое спокойствие и беззащитность — это основные черты, которые чаще всего видит зритель в картине Левитана «Над вечным покоем». Скорее всего именно эта работа принесла большую известность мастеру пейзажа не только среди любителей и поклонников искусства живописи.
Сам художник считал, что именно это произведение искусства способно раскрыть глубинные мотивы к мировоззрению и ощущению мира. Засчет игры теней создаются как — бы свинцовые облака, которые с неимоверной тяжестью, словно глыбы гор, нависают над рекой и берегом.
На небольшом утесе, находящаяся в отдалении, изображена церквушка и около нее заброшенное кладбище. Слабые деревья прогибаются под дуновение сильного ветра. Тонкая и прерывистая дорожка, ведущая к церкви — является символом опустошенного забвения и заброшенности.
Церквушка выглядит так беспомощно, что кажется вот — вот налетит ещё более сильный ветер и все разрушит.
Данную картину автор писал под музыку траурного марша Бетховена. Звуки мелодии вдохновили художника на печальную и пессимистически настроенную атмосферу изображаемого пейзажа.
Вдалеке еле проглядывается пустынный берег. Возникает ощущение будто именно туда уносятся умершие души.
Жизнь человека молниеносна и порой непонятна. Бескрайнее пространство, которое вмещает автор в свою картину, давит на зрителя. Автора тяготит вопрос, что находится за порогом вечности и не найдя ответ он передает возможность поиска зрителю.
Свет нанесен практически равномерно, тени слабо выражены. Особое внимание уделенное мелким элементам придает работе реализма и глубины содержания.
Небольшой купол церкви, устремленный вверх, пытается противостоять стихийной мощи. Его оттенок цвета сливается с тоном неба засчет этого создается чувство некой уверенности.
Данная работа художника вышла в свет в самый разгар его таланта. Мастерство виртуоза поразило его современников и до сих пор поражает новые поколения.
Картина является монументальным трудом автора. Суть её в духовном развитии. Ею восторгались поэты и музыканты. Описание этой картины служит раскрытием характеров многих литературных героев.
Вариант 3
Интересно, в каком настроении художник рисовал картину. Явно не в радужном и весёлом. О чём он думал? О чём переживал? Картина заставляет задуматься о цене человеческой жизни, её хрупкости. Всё просто — был человек, и нет его.
Картина написана в мрачноватых тонах. На небе огромные свинцовые тучи закрывают солнце. И река какая-то холодная. Нет ни одной яркой краски. Радоваться тут нечему. Церквушка и кладбище, последнее пристанище человека на этой земле. Эти два атрибута, связанные со смертью и похоронами.
Они стоят на крутом утёсе, который как нож масло, разрезает реку надвое. И церковь старая заброшенная, нет в ней ни батюшки, ни прихожан. Давно здесь не проводятся службы. И кладбище заброшено, аж кресты согнулись. Вот так похоронят человека и быстро забудут о его существовании. Как будто и не жил он вовсе.
Эта широкая необъятная река вызывает ощущение бездны. Кажется,
ещё один шаг с утёса, и река поглотит тебя. На просторах гуляет ветер и гнёт деревья возле кладбища, гонит мелкую рябь по реке. Но жизнь продолжается. И тот же ветер разгонит тучи. Выйдет солнце из-за туч. Упадут его лучи на землю и согреют её и всех, кто на ней живёт.
А мне вот кажется, что этот утёс похож на корабль, который своим носом разрезает водную гладь. Он плывёт против течения реки, против течения жизни. Он бросает вызов стихии. А темно-зелёные деревья похожи на паруса, которые гнутся под ветром, но не ломаются. И позволяют кораблю плыть дальше. Ветер наполняет паруса и гонит корабль-утёс по реке.
И пусть церковь старая, но ещё не упал крест и золотой купол-луковка. Значит, ещё есть надежда, значит, не всё потеряно. Пока человек живёт, он должен не опускать руки, бороться, не сдаваться. Попросить помощи и совета у Бога.
В церкви не только отпевают, в церкви ещё и крестят детей, и венчают молодожёнов. На Руси церковь всегда считалась главным местом. В воскресенье сюда на службу ходили всей семьёй.
Церковь похожа на капитанский мостик корабля. Вот сейчас выйдет батюшка-капитан, зазвучат церковные колокола, подобно колоколу на настоящем корабле.
И не смотря ни на что, корабль починит такелаж, оправится после житейских бурь, наберёт новую команду и в добрый путь!
Описание настроения картины Над вечным покоем
Популярные сегодня темы
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/levitan/nad-vechnym-pokoem-7-8-klass
Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»
Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.
Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.
Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии — земля, вода и небо — охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями.
И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих — художник создает величественный, монументальный образ природы.
Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах.
Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом.
Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких.
И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.
Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы.
Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно.
Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».
«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.
- Год написания картины: 1894.
- Размеры картины: 150 x 206 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: пейзаж.
- Стиль: реализм.
- Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/levitan-isaak/nad-vechnym-pokoem/
Описание картины "Над вечным покоем" Левитана: материалы для сочинения, история создания
![]() |
«Над вечным покоем». И. Левитан |
Картина «Над вечным покоем» принадлежит к числу самых известных работ выдающего русского художника И. Левитана.
В этой статье представлено описание картины «Над вечным покоем» Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.
Смотрите: Все материалы о картинах русских художников
Картина «Над вечным покоем» была написана Левитаном в 1894 году. Картины размером 150 х 206 см выполнена маслом на холсте. Полотно «Над вечным покоем» хранится в Третьяковской Галерее.
Описание картины «Над вечным покоем» из книги «История русской живописи«:
«…шедевр — «Над вечным покоем» (1894). Левитан считал эту картину своим главным произведением. «В ней я весь, — писал он Третьякову, — со всей своей психикой, со всем моим содержанием».
И в самом деле, в мировой пейзажной живописи очень мало картин, которые производили бы такое же сильное впечатление. Она буквально захватывает и пронзает душу. Маленькая церковь с кладбищем, застывшая высоко над величественным пространством воды и неба, медленно ворочающиеся грозовые тучи, тревожный и в то же время отрешенный свет… Бренность и вечность. Да, мы все умрем, но мы — часть этого величия, мы — в нем и оно — в нас; и поэтому мы — вечны! Возможно, у кого-то возникнут перед этой картиной другие мысли и чувства. Ведь люди — разные, а в том-то и сила великих произведений искусства, что они пробуждают в каждом из нас самое сокровенное.» (Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века», том 8, 2006 г.)
История создания картины «Над вечным покоем» и ее описание из книги В. Петрова:
«В 1893-1894 годах Левитан работал над третьей, наиболее масштабной картиной своего «драматического цикла» — «Над вечным покоем» (1894), в которой его «мышление в образах» обрело почти натурфилософский, планетарный в своей сущности масштаб.
- Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи,
- Левитан очень выразительно передал ощущение неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им «островка времени» перед лицом вечной и «равнодушной» к человеку природы.
- Картина позволяет понять, что чувствовал художник в моменты, когда его настигали приступы смертельной тоски и одиночества, о которых он писал Елене Карзинкиной:
«За лесом… серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все дон-кихонство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх».
В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в ее образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну… более надличный, философски-спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл.
Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могли «сердцечную мысль» художника о «свете, который тьма не объят», о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, «как свеча от свечи» (Л. Н. Толстой), зажигают люди. Не случайно художник, по воспоминаниям Кувшинниковой, просил ее во время работы над картиной играть ему на фортепиано траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена, создавшего и «Оду к радости», и записавшего некогда на полях своих нот: «Жизнь есть трагедия! — Ура!».
Обобщив свои размышления о противоречиях реальности, избыв саморефлексию и тягостные переживания, в своих картинах середины 1890-х годов Левитан как бы возвращается в «просвет бытия»… В его искусстве словно рассеиваются тучи…»
(В. Петров, «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)
Описание картины «Над вечным покоем» на сайте Третьяковской Галереи:
«Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии.
Тема таинственной непостижимости мира звучит в пейзаже торжественно и сурово. Разомкнутое вширь и ввысь пространство представлено в виде обобщенных плоскостей – воды и неба, написанных в одной цветовой тональности, что усиливает монументальное звучание картины. На вознесенном, разомкнутом ввысь и вширь небе словно нарастает некая борьба, столкновение.
Небесная драма не отражается в стальной чешуе воды. Небо и земля – части безликого космоса – отчуждены друг от друга. Лишь устремленный вперед утес с деревянной церквушкой – свидетельство присутствия в мире хрупкой, но исполненной веры души человека. Противостояние человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в картине эпический, вселенский масштаб.»
(сайт Третьяковской Галереи, статья о картине «Над вечным покоем»)
Источник: http://www.literaturus.ru/2016/08/opisanie-nad-vechnym-pokoem-levitan.html
Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана
В далеком 1894 была создана картина «Над вечным покоем», И. Левитана. Она одна из известных и вдумчивых его полотен, и отличается от других картин своим упором на чувства и размышления человека.
На полотне художника мы видим противопоставление вечности, которую олицетворяет природа и короткой, бренной, жизни человека.
Рядом с суровой бесконечностью, что способна поглотить все вокруг, обычные людские переживания кажутся бессмысленными и ничтожными.
Само полотно будто бы пропитано холодом, что неудивительно, ведь цветовая гамма картины холодная и угнетающая. На небе повисли тяжелые, будто бы давящие, серые облака, на высоком утесе стоит почти сгнившая церквушка из дерева, а рядом старом кладбище, с покосившимися, а кое-где и упавшими крестами.
Рядом раскинулось холодное, беспредельное озеро, мрачное и будто бы пожирающее все хорошее в округе, оставляя лишь безысходность.
Леденящий душу ветер гоняет облака по небу, создает неровную рябь на глади воды, а также тянет тонкие, стоящие рядом с кладбищем березы, к земле, а крохотный огонек в маленьком окошке ветхой церквушки дарит надежду и будто бы борется со всеми невзгодами, что обрушила на это место природа.
Смотря на «Над вечным покоем», вспоминается скоротечность людского бытия.
Небо и вода на картине – стихия вечной суеты, порока и страстей, которые затягиваю многих, живущих в этом мире и очень сложно не покориться им, отдавая душу на растерзание. Множество дум в сознании вызывает это полотно.
Возможно, при рисовании, автор был погружен в меланхолию и депрессию, а возможно и задумывался о вечном. Но чтобы он не вложил в картинку, по итогу посыл вышел почти одним и тем же для каждого.
Кто-то, глядя на нее задумывается о бренности и бессмысленности человеческой жизни по сравнению с вечной природой, а кто-то размышляет о том, какими же способами сохранить душу, дабы она полностью не растворилась в жестокости и суетности мира.
Хоть этот пейзаж и является отражением душевных страданий и дум художника, ибо не зря Л.Н.
Толстой окрестил картинку как «молитва немой души», но даже в ней есть надежда на светлое будущее, ведь тучи обязательно развеяться, огонек в церквушке будет гореть ярче, и все обязательно станет хорошо.
Описание-размыщление о картине Левитана Над вечным покоем
Левитан великолепно писал пейзажи. Казалось бы, он просто старался запечатлеть природу, красивую композицию, но эта видимая простота на самом деле скрывает в себе глубокую мысль.
Помимо этого наталкивает на мысль не редко и название картин. Характерным примером является «Над вечным покоем», где автор прямо указывает в названии на довольно глобальные темы. Вечным покоем тут подразумевается гладь реки, величие облаков и остальные творения природы.
На самом деле автор говорит в целом о покое и величии природы как таковой, на великом превосходстве природы над человеком, которому этот вечный покой недоступен.
Возможно вечный покой доступен только человеку, который приближается к вечности и тут автор делает намек при помощи церкви.
Религия приближает к вечности, делает человека чем-то большим, частью вечного мира, который недоступен человеку, который просто является частью природы.
Композиция картины довольно интересна, церковь стоит на утесе над водой и как бы смотрит на воду, на облака. Церковь подобна человеку склонилась и смотрит на этот вечный покой, который также как бы отражается в самой церкви. Исходя из такой композиции, мы можем заключить некоторые варианты прочтения.
К примеру, религия тут может предстать как способ осмыслить людьми природу. Если учитывать положение человека в природе без попыток как-то осмыслить внешнее пространство и величие мира, то человек становится совершенно ничтожным и беспомощным. Именно поэтому человечество стремится как-то устоять под напором этого вечного покоя и осмыслить мир собственными способами.
Характерным тут является незначительный размер церкви, которая нарочито изображается художником довольно мелкой, особенно по сравнению с остальным пейзажем. Водная и небесная гладь по сравнению с церковью представляют собой невероятный простор, они безграничны. Также и остальная планета, остальной пейзаж, вся природа безгранична.
Перед этим вечным покоем церковь выглядит как настойчивая и при этом довольно тщетная попытка нечто противопоставить этому вечному покою.
Тем не менее, церковь смотрится тут довольно гармонично как часть ландшафта, которая не портит его.
Мы можем представить себе монахов и священников, которые молятся в этой церкви, выходят посмотреть на небо и водную гладь и стараются понять частицу этого неба в самих себе.
Другие сочинения:
← Осень. Охотник↑ Левитан И.И.После дождя. Плес →
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-levitana-i.i/nad-vechnym-pokoem
Над вечным покоем. Сочинение по картине Левитана
Фотография — современное искусство, которое может заменить живопись. Зачем, как Александр Андреевич Иванов писать «Явление Христа народу» 20 лет? Можно просто сфотографировать и дальше бежать по своим делам. Но только живопись может отразить в одном мгновении целую вечность.
Доказательством данного тезиса служит один величайший шедевр.
«Над вечным покоем» — одна из известнейших картин великого русского художника Исаака Левитана, написанная им в 1894 году. Тогда Художник находился на пике своей карьеры, картина имела ошеломительный успех.
Давайте присмотримся поближе.
Небольшая церковь, огромное свинцовое небо, крохотное кладбище и бесконечный водяной простор. Эскиз полотна и по сегодняшний день находиться в Третьяковской Галерее. Посетитель, невольно останавливаясь перед картиной, задумывается о жизни, о себе, о своем месте в этом огромном быстротечном мире, ощущая себя лишь песчинкой в этом необузданном мире.
Размер картины составляет 150×206 см, что тоже говорит о её монументальности, она немного вытянута по горизонтали и такое соотношение пропорций позволило художнику добиться панорамности и ,самое главное, -глубины полотна.
Если говорить о цветовой гамме — то она достаточно мрачная, хотя эскиз картины, который был положен в основу полотна, написанный в 1893 году, является еще более мрачным. Цвета в картине преобладают, в основном холодные, но и присутствуют теплые цвета, создавая контраст.
На переднем плане церковь и кладбище являются единственным упоминанием о присутствии человека на полотне, мыс отчетливо выделяется на переднем плане, а на заднем разливается огромное озеро и сумасшедшее тяжелое небо. Но наш посетитель не разделяет картину на планы и не думает о цветовой гамме и тонах, у него есть время, чтобы вспомнить и коснуться вечности.
Сама картина отражает период жизни художника с 1888—1890г., его нахождение в городе Плёс на протяжении трех летних сезонов и отражает его тоску и одиночество на тот момент.
Кладбище с покошенными крестами, маленькая церковь, взятая с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» наводят на грустные мысли, но лишь маленький огонек в этой церквушке дает надежду.
Здесь смешаны : и страх, и величие природы, и уход от суеты этого мира, и неизбежность повторения сценария человеческой жизни — все снова и снова.
В одном из писем к П. М. Третьякову Левитан писал о своей картине: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!»
Нельзя точно сказать, лето это или поздняя весна.
Сумерки и маленький огонек в церкви во всем этом величии и страхе одновременно направляет человека к Богу.
Во всей суете мирской, давлении обстоятельств, даже самых страшных бедах, всегда остается лучик и тоненькая тропинка к Всевышнему, за помощью, советом. И даже в самом страшном и диком одиночестве человек все равно не один.
Именно об этом кричит картина. Но вот наш посетитель уже убегает, окунаюсь в суматоху проблем и дел нашей скоротечной жизни.
Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/nad-vechnyim-pokoem-sochinenie-po-kartine-levitana/
Над вечным покоем. Философия Левитана
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Исаак Левитан (1860—1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.
Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.
Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.
Где написана картина «Над вечным покоем»
Озеро Удомля в Тверской области.
У меня особое отношение к этой земле. Каждый год всей семьёй отдыхаем в этих краях.
Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.
Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.
Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892. Третьяковская галерея.
Эта работа как будто отражает эмоции художника. Ранимый, склонный к депрессии, тонко чувствующий. Это читается в мрачных оттенках зеленого и свинцового.
А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.
Смысл картины «Над вечным покоем»
Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.
Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.
Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.
Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.
Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.
Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.
Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.
Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.
Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.
Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.
Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.
Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.
В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди — песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».
В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.
Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
В чем живописное достоинство картины
Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.
Исаак Левитан. Весна — большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва.
В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И чуть заметное ответвление от островка. И тонкая тропинка, ведущая к церквушке.
Главный «герой» картины — пространство. Вода и небо близких оттенков разделены узкой полосой горизонта.
Горизонт здесь выполняет двойную функцию. Он настолько узкий, что создаётся эффект единого пространства. И в то же время достаточно виден, чтобы «втягивать» зрителя в глубину картины. Оба эффекта и создают природную аллегорию вечности.
А вот недружелюбность этой вечности Левитан передал с помощью холодных оттенков. Эту холодность легко увидеть, если сравнить ее с более «теплой» картиной художника.
Справа: Вечерний звон. 1892. Третьяковская галерея, Москва.
«Над вечным покоем» и Третьяков
Левитан был очень доволен тем, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.
Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.
И этюд к картине, тот самый, с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Источник: https://arts-dnevnik.ru/levitan-nad-vechnym-pokoem/
«Над вечным покоем» Исаака Левитана — УМБРА
Глядя на умиротворяющие пейзажи Исаака Левитана, сложно поверить, что художник часто страдал депрессиями, из-за него женщины готовы были покончить жизнь самоубийством и сам он чуть не застрелился.
30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения гениального художника-пейзажиста. Левитан не дожил до своего 40-летия несколько недель, половину своей жизни он посвятил живописи.
В день рождения художника вспоминаем одну из самых знаменитых его картин «Над вечным покоем» и малоизвестные факты его биографии.
1. За успехи в живописи Левитан не платил за учебу
Исаак Левитан родился в местечке Кибартай (сейчас входит в состав Литвы). Глава семейства в поисках больших заработков перевез в 1870 году семью в Москву. Здесь будущий художник в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавали у Левитана известные мастера – Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.
В семье Левитана произошло несчастье. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом. Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время. Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение.
Талантливого юношу поддерживали его учителя. Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. Уже в 16 лет Левитан получил признание. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины.
За них он получил малую серебряную медаль и 220 рублей, чтобы продолжать занятия живописью.
Позже Левитан вспоминал, что время учебы в училище было дня него очень тяжелым. Он недоедал, ходил в поношенной одежде, стыдился своих рваных ботинок. Иногда ему приходилось ночевать в училище.
Художник часто оказывался в трудном материальном положении. Позже он снимал комнату в Москве на Тверской, за которую платил только картинами. Причем хозяйка очень придирчиво выбирала, на ее взгляд, самые красивые работы.
Еще и ворчала, почему на них нет курочек, козочек и другой живности.
2. Левитан получил диплом учителя чистописания
Удивительно, но после окончания училища Левитану не выдали диплом художника, хотя он считался одним из самых талантливых учеников. А не дали ему диплом из-за мести его преподавателю Алексею Саврасову.
Мастер, когда выпивал, часто нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. И эти коллеги на выпускном решили отыграться на Левитане.
Любимому ученику Саврасова прочили Большую серебряную медаль, но ему ничего не вручили, а выдали диплом учителя чистописания.
3. Василий Поленов написал с Левитана Христа
У Исаака Левитана была яркая внешность – утонченные черты лица, глубокий взгляд темных, печальных глаз. Эта задумчивость художника вдохновила Василия Поленова, который изобразил Левитана в образе Иисуса Христа в картине «Мечты» 1894 года.
Источник: http://umbra.media/arhiv/nad-vechnym-pokoem-isaaka-levitana/
Исаак Левитан. Над вечным покоем. Описание картины. Шедевры русской живописи
«Над вечным покоем» — это третья среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов. — (наряду с картинами «У омута» и «Владимиркой»).
Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромного, простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь.
Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг – ни души, и только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение.
Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа.
Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества, но очень выразительна точка зрения автора, которая направляет зрителя ввысь, навстречу холодным воздушным потокам.
«Над вечным покоем» — одна из самых значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: «В ней — я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием…
» Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена.
Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал «реквиемом самому себе».
Сергей Есенин. Слезы 1914. |
«Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить… большое чувство и поэзию в искусстве…
Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, — это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух — тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте — как в речи.
Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в театре» (Ф.И. Шаляпин).
…Картины Левитана вызывали такую
же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.
Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда
печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном
небе, тощих полях, кособоких избах. «Россия. нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы
первые любви».
Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она
казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого
хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.
Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их
света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была
оклеветана, считалась слезливой и хмурой. Художники и писатели лгали на нее,
не сознавая этого.
Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего, выходцем из
Западного края — страны местечек, чахоточных ремесленников, черных синагог,
тесноты и скудности…
Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют
глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше
вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов,
знакомых рек и проселков…
Левитан увидел
прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и
«Над вечным покоем»…
В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще
большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской
губернии.
С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит
среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки,
потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи,
напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают
просторы.
Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой
неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что
ощущается как величие.
Константин Паустовский. «Исаак Левитан».
lib.ru
Источник: http://www.tanais.info/art/levitan97more.html
Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)
Картина Левитана «Над вечным покоем» довольно таки монументальна: глядя на нее, человек невольно ощущает всю свою хрупкость и беззащитность. Сам художник неоднократно признавался, что именно эта работа является одной из самых значимых в его творчестве, она идеально передает его мировосприятие и мироощущение.
На холсте изображен крутой берег. Церковь, старое кладбище. Сильный ветер сгибает хрупкие деревья. Тонкая тропинка, ведущая к церквушке выглядит довольно таки удручающе и символизирует нечто вроде последнего приюта для заблудшей, уставшей души.
Облака довольно таки тяжелы. Можно сказать, что стихия бушует и негодует. Естественно, она делает это пока еще не в полную силу, но уже чувствуется насколько она разрушительна. Кажется, что пройдет мгновение и старенькую постройку вот-вот снесет ветром. Впрочем, как и деревья.
Но этого не происходит. Следует отметить, художник специально запечатлел момент, который накаливает атмосферу и нагнетает обстановку.
Вдали имеется остров, который также пустынен. Полотно словно давит на зрителя, заставляет почувствовать обреченность и одиночество, а также ничтожность и тленность человеческого существования. Левитан как бы намекает, что все в мире имеет конец, все равно или поздно уйдет в небытие. Не существует абсолютно ничего вечного.
Цвета распределены равномерно, теней вовсе нет. Довольно удивительно наблюдать, как хрупкий купол постройки противостоит мощным порывам ветра. Казалось бы, у него нет вовсе никаких шансов, но… Он продолжает сдерживать мощные воздушные потоки, надеется выстоять в этой неравной битве.
Кстати, возможно присутствует и религиозный подтекст – вышеописанное явление вполне может говорить о том, что только истинная вера способна дать человеку невиданные силы и стимулы, что верующий практически непобедим.
Следует отметить, что в процессе создания картины творец прослушивал музыку, в частности траурный марш Бетховена. Думаю, данный факт вполне четко виден при одном лишь взгляде на полотно. Несмотря на все великолепие, творение достаточно тяжелое, оно словно создает некий моральный прессинг – удручающая атмосфера становится верным спутником зрителя.
Если рассматривать хронологию, картина принадлежит к самому расцвету таланта художника, потому, ее, без сомнения, можно назвать шедевральной и гениальной. Множество отечественных поэтов и музыкантов черпали вдохновение именно из этого творения.
Сочинение 2
Несмотря на внешнюю простоту картина «Над вечным покоем» является одной из самых интересных в творчестве художника. Мало того, кажется, что она наполнена неимоверной философией: созерцая ее невольно задумываешься о смысле человеческого бытия, тленности всего сущего.
Вполне вероятно, что полотно писалось с натуры. На холме возвышается старая, деревянная церковь. Небо хмурится. Сильный ветер треплет кроны близлежащих деревьев. От его порывов содрогается и хрупкая постройка. Кажется, еще немного – и церквушка взлетит на воздух и поплывет по небу, словно летучий корабль.
Именно это ощущение и заставляет обратить мысли к весьма неприятному жизненному факту: ничто не вечно. Увы, это так – рано или поздно всему в этом мире наступает конец: люди уходят из жизни, вещи изнашиваются, здания разрушаются. Намекает об этом и расположенное неподалеку от храма, старое кладбище, с покосившимися от времени, простенькими деревянными крестами.
Вполне возможно, что захоронения принадлежат не зажиточным людям, а обычным крестьянам, у которых попросту не было средств для того, чтобы устроить более пышные похороны. Цветовая гамма довольно сдержанная, холодная, без каких-либо излишеств и праздной радости.
Небо «хвастается» бледно – лиловыми облаками, берег высок и крут. Русская природа предстает оку зрителя во всей своей красе. Поразительно, насколько лаконично и гениально Левитан сумел открыть пред нами глубинную философию жизни и смерти всего лишь в одном произведении.
В целом, картина величественна и прекрасна. Даже несмотря на нотку грусти. Впрочем, в этом нет ничего плохого – ведь художник намекает на вполне естественные вещи, которых не нужно бояться либо стесняться.
К слову, присутствует и неимоверная, небесная радость, которую чувствует каждый христианин, понимающий, что хоть наше пребывание в этом мире рано или поздно закончится, души бессмертны и способны обрести тот самый «вечный покой» и гармонию.
Безусловно, холсты Левитана настолько прекрасны и многогранны, что каждый способен найти в них нечто свое. Но факт остается фактом: монументальность картины от этого не становится меньше.
Другие темы:
← Свежий ветер. Волга↑ ЛевитанВладимирка →
`
Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/levitan/nad-vechnym-pokoem-4-5-7-8-klass-opisanie