Офелия» или «Смерть Офелии» — картина английского художника Джона Эверетта Милле, завершённая им в 1852 году. В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет».
В 1852 году Миллес создал «Офелию», которую сегодня называют самым ярким и впечатляющим произведением не только ее автора, но и всего английского искусства. Не сразу, но она заставила даже самых ярых критиков идей Братства убедиться в безусловном таланте художника и правоте Рёскина.
Милле воспроизвёл сцену, которая описана Королевой, матерью Гамлета. Она рассказывает о произошедшем как о несчастном случае:
Где ива над водой растет, купаяВ воде листву серебристую, онаПришла туда в причудливых гирляндахИз лютика, крапивы и ромашки,И тех цветов, что грубо называетНарод, а девушки зовут перстамиПокойников. Она свои венкиПовесить думала на ветках ивы,Но ветвь сломилась. В плачущий потокС цветами бедная упала. Платье,Широко распустившись по воде,Ее держало, как русалку.
Мгновение между жизнью и смертью – таким может быть первое и довольно поверхностное прочтение картины.
Офелия, как мы знаем, сошла с ума, после того как Гамлет убил ее отца. В психоаналитической реальности каждый мужчина, завоевывая женщину, должен символически убить ее отца. То есть вытеснить, заменить отца в ее сердце.
Если рассматривать события пьесы как театр внутренних, психических переживаний, то поступок Гамлета – это первый шаг к тому, чтобы завоевать ее сердце.
И Офелия, которая прежде пребывала в девичьих сексуальных фантазиях и грезах, теперь могла бы отдаться мужчине, ее завоевавшему, могла бы стать женщиной.
- Художник показал Офелию в смерти, но показал так, что картина откровенно красива, хотя и очень необычна, от нее трудно оторвать взгляд; специалистам же в ней очевидны еще и несколько новаторских художнических приемов.
- Так, вопреки общепринятому методу написания подобных работ, Милле сначала занялся фоном и проработал на пленэре пейзаж у реки Хогсмил, в графстве Суррей, проводя за набросками большую часть дня.
Фигура Офелии дописывалась позже и тоже с натуры. Моделью для Офелии была 19-летняя Элизабет Сиддал — самая, пожалуй, известная муза прерафаэлитов. Она позировала художнику в оловянной ванне, вода в которой подогревалась пламенем свечей.
О КАРТИНЕ И СИМВОЛАХ
«Картина завораживает: яркость растений во всем многообразии их оттенков контрастирует с прозрачными водами реки и отяжелевшей тканью переливчатого платья Офелии. Работая над картиной, Милле по 11 часов делал зарисовки с натуры; в результате у него получилось одно из самых тщательных и детальных описаний английской природы, достойных увлеченного ботаника.
Художник оставил полные юмора воспоминания об этом процессе:
- В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья…
- Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай.
- Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух.
- Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться.
Платье обошлось Милле в четыре фунта. В марте 1852 года он писал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в „Офелии“» Согласно записи от 31 марта, живописцу осталось только «нарисовать юбку… на что, я думаю, не потребуется больше одной субботы»
Художника интересовал язык цветов, переживавший в викторианской Англии новое рождение. С их помощью Милле рассказывает историю своей героини. Так, ива, крапива и ромашка ассоциировались с забытой любовью, болью и невинностью.
Анютины глазки символизировали безответную любовь, фиалки, украшающие шею Офелии, считались символом верности, целомудрия, а также безвременной смерти. Мак означал саму смерть, увековеченную незабудками.
Трагическая история Офелии была очень популярна у викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось в пуританской Англии почти как бунт, как вызов предрассудкам.
Милле писал картину долго, сначала – пейзаж, затем, уже отдельно – Офелию.
Художница Элизабет Сиддал позировала ему четыре долгих зимних месяца: она ложилась в ванну с водой, которую художник подогревал с помощью свечей и масляных ламп.
Однажды лампы погасли, но Милле был так увлечен работой, что не заметил этого. Элизабет заболела, и художнику пришлось оплачивать услуги доктора, чтобы продолжить работу.
Стараясь запечатлеть прекрасное, художник не замечал времени. Нет его и на картине: время остановилось, исчезло и, кажется, уже никогда не потечет. Замерли воды реки, умолк ветер, не колышутся ветки ивы, а с цветков не падают лепестки. Там нет жизни, но нет и смерти – эта красота вечна».
Кстати, Гамлет тоже присутствует на этой картине… в образе дерева. Казалось бы, ива – это женский символ, но здесь это корявое, грубое дерево, оно подобно друиду и выглядит зловеще.. Дерево нависает над Офелией, склоняется так низко, что девушка могла бы схватиться за него, удержаться и выжить.
У нее есть точка опоры. Почему же Офелия этого не делает? Почему она не хватается за отношения с мужчиной? Почему между смертью и «маленькой смертью» (наслаждением) она выбирает первое? Одну причину видят в том, что Гамлет пассивен: он поддержит ее, если Офелия сама протянет руки, но первым не предлагает помощь.
Деталь.
А вторая причина – в смертоносном нарциссизме Офелии. Мы видим контраст прекрасного гармоничного мира, который окружает Офелию, ее собственной идеальной красоты и страшного, корявого дерева, которое пугает и отталкивает своей грубой реалистичностью.
Офелия отказывается от реальной, чувственной, эмоциональной жизни с ее неидеальностью в пользу нарциссической смерти – того, что позволит ей сохранить свой образ прекрасным, чистым и непорочным. Умирая, она стремится вернуться в рай, в материнскую вселенную (погружение в воду в нашем бессознательном и означает слияние с матерью), где будет законсервирована ее красота и нетронутость.
- Некоторые исследователи полагают, что в правом углу картины спрятано изображение черепа.
- Источники:
- http://kinglena.com/content/istoriya-elizabett-siddal-trogatelna-i-vesma-pechalna-dzhon-evrett-milles-ofeliya-1852-g
- http://gallerix.ru/storeroom/1448626367/N/528120700/
http://psypress.ru/articles/27048.shtml
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dzhona-mille-ofeliya/
Источник: https://newsland.com/community/6782/content/istoriia-kartiny-mille-ofeliia/4832362
Афиша Город: От «Офелии» до «Гиласа и нимф» – Архив
Самая, пожалуй, известная картина прерафаэлитов — и не просто так. Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе — Элизабет Сиддал, а Джон Милле, в стиле которого была тщательная проработка деталей полотна, наилучшим образом сумел объединить черты женского идеала и красоту английской природы, а также трагичность сюжета, которая отразилась и на всей истории жизни знаменитой натурщицы — мистическое повторение, питающее умы писателей даже в наше время: Лиз Сиддал едва не утонула, позируя для «Офелии», а вследствие умерла молодой, подобно героине трагедии Шекспира.
Одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии «Братства прерафаэлитов» — показывать жизнь такой, какая она есть, и в то же время видеть красоту и смысл в любом моменте: жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашивания, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами, видит правду. И прерафаэлиты смотрят именно сердцем. Дева Мария показана здесь простой девушкой — не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивленной, немного испуганной, и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашенного, тайного.
Картина главенствует среди религиозных произведений Ханта. Поиски истины и смысла однажды неизбежно приводят человека к попытке понять духовное — такую линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идет в ночи и стучится к каждому в двери — кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет?
Необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым, обыкновенным человеком, когда еще никто не знал о нем.
Милле изобразил символичный момент, когда мальчик Христос поранился в мастерской гвоздем, и алая рана его — как прообраз распятия, предвестие будущих страданий.
Он уже знает обо всем, что его ждет, и художник с поразительным чувством показал это. Взгляните в его лицо — простой ли он человек?
Полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с не меньшим психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподает один из последних уроков — и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.
Посмертный портрет Элизабет Сиддал, той самой, что позировала для «Офелии», и к тому времени ставшей супругой Данте Габриэля Россетти, основоположника «Братства прерафаэлитов».
Названный в честь Данте Алигьери, художник всю жизнь прожил под этой звездой, идеализируя свою любовь и наполняя ею все свое творчество.
«Беата Беатрикс» — вершина и память этой грустной истории любви, написанная словно икона, но прославляющая реальную женщину.
«Апрельская любовь» относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились и стали узнаваемыми идеалы течения: душевная чистота в чертах лиц, поучительные сюжеты из античности, библейских времен и Средневековья — с точки зрения Викторианской эпохи. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто и не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьезны, — ведь здесь все ровно наоборот.
Настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идет на унижение, показываясь в городе обнаженной.
Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к ее поступку.
С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку — без вызывающей чувственности, но с преклонением перед ее чистой красотой.
Картина также относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал — здесь он показан наиболее многогранно и полно: все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен, как и сама суть искусства — увлекающего и манящего позабыть обо всем и сделать бесповоротный шаг.
Полотно на ту же излюбленную романтиками тему недостижимого идеала. Фея, увлекающая рыцаря и оставляющая его, — вечная загадка, на которую нет ответа. Скоро она ускользнет, исчезнет навсегда, но сейчас она еще с ним. Дикси удалось поймать мимолетное, практически увековечить чудо.
Источник: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/ot-ofelii-do-gilasa-i-nimf/
Центр современного искусства "Облака"
«Офелия, безвинно утонувшая». Так называется одна из новелл режиссера и сценариста Ренаты Литвиновой. Но что мы знаем об этой девушке, которую Шекспир словно пускает тенью по «Гамлету». Известно, что она покончила с собой, утонула.
Предположительно, этому предшествовали душевные муки и неприятие действительности – факт убийства ее отца. Этот образ, лишенный ярких черт и детального описания, на протяжении нескольких столетий привлекает внимание художников.
Чем? Загадочностью и непостижимостью? Или в Офелии авторы живописных полотен воплощают свое представление о женской сущности?
Самой знаменитой картиной, на которой изображена влюбленная в принца датского девушка, стало полотно прерафаэлита Джона Эверетта Милле, написанная в 1852 году. Его Офелия предстает обезумевшей и отдавшейся судьбе героиней, ее рассеянный взгляд привлекает внимание зрителей.
История создания картины печальна. Милле позировала девятнадцатилетняя начинающая художница Элизабет Сиддал. Сперва он отдельно писал окружающий пейзаж, что было несвойственно для прерафаэлитов.
Эту работу он описывал так: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».
Над образом самой Офелии Милле работал в лондонской квартире. Девушка лежала в ванной, воду в которой подогревали горелки. Во время одной из встреч лампы погасли, но Элизабет не сказала об этом художнику. В итоге она промерзла, так как дело происходило зимой, и тяжело заболела.
По одной из легенд, окутавших эту картину, девушка скончалась после завершения работы над полотном. Однако другая версия, более похожая на правду, гласит: Сиддал умерла в возрасте 32 лет после продолжительных болезней и сопутствующей депрессии, от передозировки лауданума.
Многие расценивают это факт как самоубийство.
Через тридцать лет русский художник Константин Маковский представляет свою версию шекспировской истории. В 1980-е годы из-под его кисти выходят сразу две «Офелии».
Общим для обоих полотен становится совершенно потерянное состояние девушки и всепоглощающая атмосфера безысходности.
Неадекватный взгляд в никуда, глубоко в себя или бесконечно далеко, в предчувствии скорого, единственно возможного, исхода – такой видит возлюбленную Гамлета Маковский.
Дважды обращается к шекспировским героям Михаил Врубель. Картина «Гамлет и Офелия», написанная в 1888 году, выполнена в характерных для художника холодных тонах. На ней принц датский и его возлюбленная предстают в момент напряженного диалога.
Образ драмы предстает на контрасте: противоречивый, но полный уверенности Гамлет и погруженная в себя, задумчивая Офелия. Художник передает атмосферу всепроникающего трагизма, который прячет под своим крылом и героев, и зрителей.
Не покидает ощущение, что на Шекспира Врубель смотрит через призму лермонтовского «Демона».
Трижды, в 1889, 1894, 1910 годах пишет «Офелию» представитель позднего прерафаэлитизма Джон Уильям Уотерхаус. На первом полотне героиня лежит на траве, на втором мы видим ее на пороге самоубийства, сидящей около реки, и, наконец, третья картина иллюстрирует момент, предшествующий гибели — Офелия вот-вот здесь сделает решающий шаг и окажется в воде.
На картине французской художницы Мадлен Лемер Офелию отличает от других вариаций наличие некоего озорства.
Героиня Лемер лишена привычного отчаяния – оно скрывается за легкостью, с которой Офелия подходит к воде.
Однако это впечатление рассевается при внимательном изучении деталей – девушка, возможно сама того не осознавая, ведомая безумием, находится на грани. А дальше? А дальше, цитируя самого Шекспира, «а дальше — тишина».
Источник: http://artoblaka.ru/blog/obraz-ofelii-v-mirovoj-zhivopisi-bezvinno-uto/
«Офелия» Милле — История одного шедевра
Сюжет
Из шекспировского «Гамлета» Милле не нашел сцены лучше, как гибель Офелии. Сошедшая с ума девушка, не дождавшаяся любви принца и потерявшая отца, сплела венок и предала себя воле волн. Искаженное лицо, сведенные судорогой руки, растрепавшиеся волосы и разметавшиеся цветы — таков образ агонии.
Несколько дней Милле писал по частям пейзаж, выбрав место у реки Хогсмилл, в графстве Суррей. При этом неизвестно, был ли художник точен в часах. По всей видимости, он писал в течение нескольких дней каждый раз в разное время суток, а затем «склеивал» этюды в мастерской.
Вот как Милле описывал свои впечатления от пленэров: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай.
Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух.
Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».
Для Офелии позировала 19-летняя Элизабет Сиддал, для которой было специально куплено старинное расшитое платье. Девушка терпеливо лежала в ванне, которую подогревали лампами. Есть история, что однажды одна из ламп перегорела, Элизабет замерзла и заболела туберкулезом. Однако есть версия, что Сиддал болела и до позирования. Как бы то ни было, Милле пришлось оплатить лечение.
Элизабет Сиддал
Каждый цветок в венке Офелии не только выписан так, что ботаник не придерется, но еще и наделен средневековым символизмом.
(Правда, тут надо оговориться, что в Викторианской Англии уже мало кто помнил эту «цветочную азбуку»).
Так, лютики — символ неблагодарности, инфантилизма; ива — отвергнутой любви; крапива — боли; маргаритки — невинности; розы — любви и красоты; фиалки и незабудки — верности; адонис — горя.
Контекст
Джон Эверетт Милле был одним из основателей братства прерафаэлитов. Объединенные этим красивым словом авторы — причем не только живописцы, но также поэты, архитекторы, издатели и т. п.
— полагали, что искусство Викторианской Англии зашло в тупик и должно вернуться к доакадемическим традициям, то есть к эпохе Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
До конца неясно, почему на роль основателя академизма был выбран именно Рафаэль, а не, скажем, Леонардо да Винчи или Тициан.
Восстав против Королевской академии художеств, определявшей лицо британского искусства, они выступали против условности «образцовых» произведений. По их мнению, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, не скованной обрядностью.
Видимо поэтому они вольно трактовали евангельские сюжеты, отступая от принятых композиционных и колористических канонов. Правда, зрителям не все было понятно.
Например, почему привычный им Иисус вдруг превратился в «рыжеволосого еврейского паренька, как написала критика о картине «Христос в родительском доме».
«Христос в родительском доме» (1850)
В качестве тем прерафаэлиты предпочитали сюжеты со скрытой драмой. Особенно о неразделенной или отвергнутой любви. Обращаясь к историческим сюжетам, прерафаэлиты старались быть максимально точны в изображении костюмов. Конечно, они не проводили дни напролет в архивах, но, например, во время путешествий в Италию копировали фрески, с которых потом брали материал для своих полотен.
Старые мастера, которым поклонялось братство, не знали того, что в XIX веке было само-собой разумеющимся в живописи: перспектива, свето-теневая лепка лица, пропорции тела. И прерафаэлитам, желавшим смотреть на мир, как это делали художники до Возрождения, надо было все это забыть. Однако, конечно, эта была абсолютная утопия.
Прерафаэлиты выбирали в качестве моделей друзей или родственников. На их картинах нет вымышленных или случайных лиц. Настаивали они и на необходимости писать только с натуры. Пейзажи требовали от живописцев выносливости. Шутка ли, сидеть или стоять часами под палящим солнцем, дождем или ветром?! Вероятно, поэтому пейзаж довольно быстро был оставлен.
«Мариана» (1851) Джона Эверетта Милле
Критика писала, что декларируя следование правде и приверженность простоте природы, прерафаэлиты на самом деле «рабски имитируют художественную неумелость». Несмотря на это, братству удалось сформировать новый стиль жизни и новый тип женской красоты.
Просуществовали прерафаэлиты недолго. Вскоре после признания публикой братство распалось, и ни одна попытка воссоединения не увенчалась успехом.
Судьба автора
Милле был гением — в Королевскую академию художеств его приняли в 11 лет, и это при том, что уроки рисования он начал брать лишь за два года до того. Проведя восемь лет как прилежный живописец, в 1848 году на одной из выставок Милле познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. Именно им принадлежит идея организации братства прерафаэлитов.
Поначалу критика — и, как следствие, отсутствие заказчиков — не беспокоила Милле. Все изменилось после женитьбы на Эффи Грей. Кстати, Милле увел ее у Джона Рескина. История эта достойна мелодрамы. После 5 лет брак Грей и Рескина так и не был консумирован. Это, а также супружеская неверность Эффи, стало причиной развода и последующей женитьбы с Милле.
Новобрачным нужно было на что-то жить, и тогда Милле начал писать быстро и продаваемо. Это означало отречение от идеалов прерафаэлитов, что вполне неплохо окупалось примерно по 30 тыс. фунтов в год. На портретах и пейзажах Милле заработал не только состояние, но и титул баронета, а затем и пост президента Королевской академии художеств.
Источник: https://diletant.media/articles/39612100/
"Офелия" Милле и "Возлюбленная" Россетти вернулись в Tate Britain
Два главных полотна прерафаэлитов — «Офелия» Джона Эверетта Милле (1852) и «Возлюбленная» Данте Габриэля Россетти (1866) — вернулись в Tate Britain после выставок в США, Японии, Италии и России
Самая известная картина английского художника Джона Эверетта Милле «Офелия» («Смерть Офелии») была написана в 1852 году. В основе картины лежит сюжет из пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет», согласно которому Офелия, узнав, что ее возлюбленный принц Гамлет убил ее отца Полония, помешалась рассудком и покончила с собой, утопившись в реке.
Офелия изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поет горестные песни, наполовину погруженная в воду. Ее поза, раскрытые руки и взгляд, устремленный в небо, вызывает ассоциации с распятием Христа, а также нередко интерпретировалась как эротическая.
Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, но на ее лице нет ни паники, ни отчаяния.
Фрагмент картины «Офелия» Джона Эверетта Милле, 1851–52
Пейзаж к «Офелии» Милле писал у реки Хогсмилл, в графстве Суррей, проводя у мольберта по 11 часов в день.
Художник оставил полные юмора воспоминания об этом процессе: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».
Фотопортрет Элизабет Сиддал
Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времен: пейзажи тогда считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Натурщицей стала девятнадцатилетняя модель, художница и поэтесса Элизабет Сиддал, которую беспощадный Милле заставлял по нескольку часов лежать в наполненной холодной водой ванне.
Данте Габриэль Россетти. «Возлюбленная», 1865–66
Полотно «Возлюбленная» («Невеста») было создано Данте Габриэлем Россетти между 1865 и 1866 годами под впечатлением от работ Мане и Тициана. Картина является некой иллюстрацией к библейской Песни песней Соломона.
Оба полотна доступны для просмотра в Tate с 8 августа 2014 года.
Источник: https://www.buro247.ua/culture/arts/ofeliya-mille-i-vozlyublennaya-rosetti-vernulis-v.html
О чем говорит мне эта картина? «офелия» джона эверетта миллеса — магистерская программа «психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
О чем говорит мне эта картина? «Офелия» Джона Эверетта Миллеса
О чем говорит мне эта картина? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина выбирают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.«Офелия» (Галерея Тейт, Лондон, Великобритания) написана Миллесом между 1851 и 1852 годами по сюжету шекспировского «Гамлета». Художник буквально иллюстрирует слова, которые произносит Гертруда: безумная Офелия собиралась повесить цветочные гирлянды на ветви ивы и упала в поток воды.
«ЗДЕСЬ ПРОСТО ОСТАНОВИЛОСЬ ВРЕМЯ»
Марина Хайкина, искусствовед: «Картина завораживает: яркость растений во всем многообразии их оттенков контрастирует с прозрачными водами реки и отяжелевшей тканью переливчатого платья Офелии.
Работая над картиной, Миллес по 11 часов делал зарисовки с натуры; в результате у него получилось одно из самых тщательных и детальных описаний английской природы, достойных увлеченного ботаника. Художника интересовал язык цветов, переживавший в викторианской Англии новое рождение. С их помощью Миллес рассказывает историю своей героини.
Так, ива, крапива и ромашка ассоциировались с забытой любовью, болью и невинностью. Анютины глазки символизировали безответную любовь, фиалки, украшающие шею Офелии, считались символом верности, целомудрия, а также безвременной смерти. Мак означал саму смерть, увековеченную незабудками.
Трагическая история Офелии была очень популярна у викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось в пуританской Англии почти как бунт, как вызов предрассудкам.Но мне кажется, что еще больше Миллеса привлекала возможность красиво эту историю преподнести: он использовал новую технику живописи, что позволило ему добиться яркости красок.
Думаю, его занимала идея написать платье под водой – это же крайне сложно. Вода ведь струится, искажая цвета и формы, придавая им блеск… Миллес писал картину долго, сначала – пейзаж, затем, уже отдельно – Офелию. Художница Элизабет Сиддал позировала ему четыре долгих зимних месяца: она ложилась в ванну с водой, которую художник подогревал с помощью свечей и масляных ламп.
Однажды лампы погасли, но Миллес был так увлечен работой, что не заметил этого. Элизабет заболела, и художнику пришлось оплачивать услуги доктора, чтобы продолжить работу.Стараясь запечатлеть прекрасное, художник не замечал времени. Нет его и на картине: время остановилось, исчезло и, кажется, уже никогда не потечет.
Замерли воды реки, умолк ветер, не колышутся ветки ивы, а с цветков не падают лепестки. Там нет жизни, но нет и смерти – эта красота вечна».
Андрей Россохин, психоаналитик: «Я вижу здесь буйство природы, цветение, что ассоциируется с весной и чем-то жизнеутверждающим. Но в то же время мой взгляд привлекает ручей.
Вода в нем настолько темная, что создается ощущение невероятной глубины, бездны. Эта деталь кажется противоестественной, ведь очевидно: маленький ручей не может быть настолько глубоким, Офелия не должна в нем утонуть. Но я вижу, как вода ее постепенно затягивает, и оттого возникает страх и тревожное предчувствие смерти.
Мгновение между жизнью и смертью – таким может быть первое и довольно поверхностное прочтение картины. Офелия, как мы знаем, сошла с ума, после того как Гамлет убил ее отца. В психоаналитической реальности каждый мужчина, завоевывая женщину, должен символически убить ее отца. То есть вытеснить, заменить отца в ее сердце.
Если рассматривать события пьесы как театр внутренних, психических переживаний, то поступок Гамлета – это первый шаг к тому, чтобы завоевать ее сердце. И Офелия, которая прежде пребывала в девичьих сексуальных фантазиях и грезах, теперь могла бы отдаться мужчине, ее завоевавшему, могла бы стать женщиной.
В ее теле, в раскрытых руках и особенно в лице, в полуоткрытом рте я вижу покорность и открытость. Но чему? Новому женскому опыту или смерти? Я ощущаю эротизм картины, что, в общем, закономерно: художнику на тот момент было всего 22 года, и поверить в то, что вид прекрасной натурщицы в ванной не пробуждал у него сексуальных фантазий, невозможно. Но самое интересное не это. Художник не просто запечатлел переходный момент между девическим и женским состоянием. Я вижу в этой мизансцене ситуацию выбора: что предпочтет Офелия? Отдаться женскому влечению, перейти от любовных грез к реальным отношениям или отказаться от них?
Кстати, Гамлет тоже присутствует на этой картине… в образе дерева. Казалось бы, ива – это женский символ, но здесь это корявое, грубое дерево, оно подобно друиду и выглядит очень брутально. Дерево нависает над Офелией, склоняется так низко, что девушка могла бы схватиться за него, удержаться и выжить. У нее есть точка опоры.
Почему же Офелия этого не делает? Почему она не хватается за отношения с мужчиной? Почему между смертью и «маленькой смертью» (как по-французски называют оргазм) она выбирает первое? Одну причину я вижу в том, что друидный Гамлет пассивен: он поддержит ее, если Офелия сама протянет руки, но первым не предлагает помощь.
А вторая причина – в смертоносном нарциссизме Офелии. Мы видим контраст прекрасного гармоничного мира, который окружает Офелию, ее собственной идеальной красоты и страшного, корявого дерева, которое пугает и отталкивает своей грубой реалистичностью.
Она отказывается от реальной, чувственной, эмоциональной жизни с ее неидеальностью в пользу нарциссической смерти – того, что позволит ей сохранить свой образ прекрасным, чистым и непорочным.
Умирая, она стремится вернуться в рай, в материнскую вселенную (погружение в воду в нашем бессознательном и означает слияние с матерью), где будет законсервирована ее красота и нетронутость. И закругленные углы способствуют бессознательному восприятию картины как материнской утробы. Офелия словно погружается в материнское лоно, предпочитая неидеально-живому нарциссически идеальную вечность».
Джон Эверетт Миллес (John Everett Millais, 1829–1896), британский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов – общества художников, стремившихся вернуться к искренности и простоте искусства дорафаэлевской эпохи.
Выставленная в 1852 году в Королевской Академии «Офелия» утвердила позиции Братства прерафаэлитов. До сих пор Миллес относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.
Оригинал статьи издания «Psychologies»:
.
Источник: https://www.hse.ru/ma/psyan/article/Psychologies/ofelia
"Офелия" Джона Эверетта Милле
Офелия. Джон Эверетт Милле, 1852
Сегодня в сувенирном магазине галереи Тейт, где хранится картина, изображение Офелии на открытках – самая популярная у туристов покупка. Человек, который никогда не слышал о прерафаэлитах и собственно об авторе картины, обязательно где-то видел «Офелию». Джону Эверетту Милле было 19 лет, когда он с Данте Габриэлем Россети и Холманом Хантом основал Братство прерафаэлитов, и 22 года, когда он написал «Офелию».
5 месяцев подряд каждый день, пока было светло, Милле приходил на берег реки Хогсмилл и писал пейзаж – решено было начать с него. Лето проходило, мухи бесновались и мешали работать, дни становились короче, отцветали одни цветы и распускались другие.
К ноябрю стало так холодно, что художнику пришлось сколотить что-то вроде хижины, покрытой соломой – и укрываться там от ветра.
Лютики, маки, незабудки, ромашки, васильки, крапива, вербейник, анютины глазки, фиалки, плакучая ива, ирисы – так важно было с научной точностью передать малейшие нюансы оттенков зелени, строение цветка и листьев, особенности каждого вида.
Офелия. Фрагмент пейзажа. Джон Эверетт Милле, 1852
Сын Милле писал, что один лондонский профессор-ботаник вместо того, чтобы выезжать за город, приводил студентов к «Офелии», чтоб те изучали растения, так щедро и точно написанные на берегах Хогсмилла.
Эта точность изучения и дотошность исполнения, сделавшая такое невероятное одолжение лондонским ботаникам, была для Братства прерафаэлитов и Милле, как одного из трех его основателей, главным принципом. Причем, вызывающим и революционным для своего времени.
Потому что разобрать на картинах, принимаемых в 1850-е годы на выставки Королевской академии, не то что видовую принадлежность цветов, но даже деревьев, было невозможно. Тусклые, условно красивые, безликие пейзажи, подернутые темной благородной желтизной – с одной стороны. Мощная, насыщенная живопись Тёрнера, который писал и мыслил стихиями, не разбирая травинок и цветов – с другой.
Прерафаэлиты заявляют, что следовать природе нужно беспрекословно, ничего не игнорируя, все замечая. И готовы отдаваться на съедение мошкаре и дрожать от ноябрьского ветра, чтобы справиться с этой задачей – никакая теплая студия с горящим очагом не заменит этой возможности пристально вглядываться и изучать.
Итальянский пейзаж. Возможно, Чивита-ди-Баньореджо. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 1828
К слову, тюбик для краски изобрели только 10 лет назад – и широкого распространения он еще не получил. А значит на берег реки Милле носил с собой краски, запакованные в свиной мочевой пузырь. Пейзаж был закончен только в ноябре – и по центру полотна оставался приблизительный силуэт самой Офелии, еще только воображаемой.
Само собой, художники-прерафаэлиты не только писали природу британских речных побережий, не искажая и не теряя из виду мелких деталей – в изображении человека они тоже отказались от условности. Позировать обязательно должна натурщица.
В этом стремлении к точности они дошли до того, что выбирали размер холстов с таким расчетом, чтобы передавать объекты в натуральную величину.
Найти натурщицу, которая бы согласилась лежать неподвижно в ледяном ноябрьском ручье, вряд ли удалось даже самому именитому и обеспеченному художнику. Что уж говорить о недавнем выпускнике художественной академии.
Элизабет Сиддал, бывшая продавщица из шляпного магазина, а теперь любимая муза прерафаэлитов, согласилась позировать в ванне. Чтобы девушка не замерзла во время сеанса, под ванной установили масляные лампы – это позволяло хоть немного сохранять воду теплой.
Офелия. Эскиз. Джон Эверетт Милле, 1852
Однажды Милле так увлекся, что не заметил, как лампы погасли – Элизабет подхватила воспаление легких и едва не погибла, а художник потом получил от отца девушки требование оплатить все медицинские счета. К счастью, деньги у него были – «Офелию» сразу же после выставки в Академии искусств купил арт-дилер Генри Фаррел.
Несчастная возлюбленная Гамлета, обезумевшая от горя и покончившая с собой, теперь будет представляться чаще всего такой. Никто до Милле не писал ее в этот жуткий момент – за секунду до смерти, делающей последний вдох.
Когда картина участвовала в большой выставке Милле в Японии, кураторы не стали выбирать «Офелию» для промо-материалов и постеров – испугались, что ее чарующая красота и мощь станут причиной самоубийств среди юных девушек.
Анна Сидельникова, artchive.ru
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/5c61536be8d5a000b01bb37d
Pic of the Week: "Офелия", Джон Эверетт Милле
Каждое произведение искусство скрывает свою тайну. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах живописи. И сегодня речь пойдёт о картине «Офелия» английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле.
- Год создания
- 1852
- История создания
В основе сюжета картины, как нетрудно догадаться, сюжет из шекспировского «Гамлета». Согласно событиям пьесы, Офелия была возлюбленной принца Гамлета, но, узнав, что он убил её отца Полония, она покончила с собой, утопившись в реке.
Однако, Милле изобразил на полотне сцену, которую мать Гамлета, Королева, писала как о несчастный случай. На картине Офелия, будто только что упала в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы».
И художнику удивительно тонко удалось поймать миг между жизнью и смертью.
Интересно, что пейзаж на картине считается классическим воплощением английской природы, ведь Милле написал его у реки Хогсмилл, в графстве Суррей, находясь за мольбертом по 11 часов в день.
Очевидно, художник так тщательно работал над пейзажем, исходя из ключевой идеи прерафаэлитов о том, что природа должна быть изображена максимально достоверно, поэтому даже цветы на полотне выписаны до мельчайших деталей.
При всём этом, примечательно, что сам образ Офелии Милле создал уже после создания пейзажа, что было не характерно для того периода, поскольку пейзажи считались не такими важными для картины и оставлялись на потом. В роли модели для картины выступила девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал.
В процессе работы Милле вынуждал девушку часами лежать в ванне с водой. И, хотя ванна подогревалась при помощи ламп, была зима, поэтому Элизабет серьёзно простудилась. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не оплатит услуги врача. После этого Милле получил счёт от докторов на 50 фунтов.
Внимания также заслуживает и платье, в которое была одета модель и которое обошлось Милле в четыре фунта. Так, художник в марте 1852 года написал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в «Офелии»».
Интересные факты
Каждый цветок и растение на картине Милле наделены своим символизмом. Так, например, плакучая ива обозначает отвергнутую любовь, крапива символизирует боль, лютики — неблагодарность, а маргаритки — невинность, фиалки — верность, целомудрие, безвременную смерть, анютины глазки — безответная любовь, а мак обозначает саму смерть.
Источник: https://styleinsider.com.ua/2017/11/pic-of-the-week-ophelia-john-everett-millais/
Выставка прерафаэлиты. Впечатления от увиденной картины "Офелия"
«Бледна как смерть». История одной картины.
Я бы хотела поделиться своими впечатлениями от просмотра выставки в ГМИИ имени Пушкина «Прерафаэлиты: Викторианский авангард». Посетила я выставку в 2013 году, но свои впечатления написала недавно.
Я познакомилась с творчеством английских романтиков несколько лет назад; с работ Джона Эверетта Милле, правда видела я иллюстрации. Интересные сюжеты, И когда открылась выставка, то с удовольствием её посетила. Расскажу немного о возникновении направления.
В 1849 г. три английских живописца выставили на суд публики картины, подписанные монограммой «PRB». Полотна были столь же таинственны, сколь необычны. Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ творческого объединения художников — «Братства прерафаэлитов» (англ. PreRaphaelite Brotherhood, от лат. рrае — «перед», «впереди», итал.
Rafael — «Рафаэль» и англ. brotherhood — «братство»). История «Братства» началась в 1848 г., когда познакомились студенты школы Королевской академии: Уильям Холмен Хант (1827— 1910), Данте Габриэл Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Милле (1829—1896).
Им не нравились система академического образования, модные живописцы и консервативные вкусы викторианского общества. Молодые художники не хотели изображать людей и природу отвлечённо красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных мифологических, исторических и религиозных произведений.
Осенью того же года было основано «Братство прерафаэлитов». Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и проявили интерес, к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV столетия.
В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Прерафаэлиты открыли мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры.
Художники полагали, что нельзя изображать посторонних людей, поэтому всегда выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Они внесли изменения и в традиционную технику живописи: использовали чистые цвета, писали без подмалёвка по сырому белому грунту.
На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.
Одна из картин, представленных на выставке, произвела на меня сильное впечатление, это картина «Офелия» Джона Эверетта Милле (англ. John Everett Millais,8 июня 1829-13 августа 1896 — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов).
Сюжет картины художник взял из пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский». «Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу», — так рассказывает королева Лаэрту о смерти Офелии в пьесе. Именно этот миг изобразил Милле на одной из самых своих знаменитых картин.
Что интересно, художник сначала написал пейзаж (около 4 месяцев шла работа), а потом уже вписал девушку. Детальное изображение природы, воды, цветов вызывают восхищение. Все краски насыщенные, «живые», мастерски прописано платье на Офелии, художнику удалось передать на лице Офелии миг между жизнью и смертью.
Известный английский искусствовед, Рёскин писал об «Офелии», что это «прекраснейший английский пейзаж, пронизанный скорбью».
Цветы, которые Джон Милле изобразил на картине, имеют своё значение. Растущие на берегу незабудки – символ верности, лютики – символ инфантилизма. Плачущая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, адонис – символизирует горе, анютины глазки – сердечное успокоение.
Цветы ромашки около правой руки символизируют невинность, розы традиционно являются символом любви и красоты, ирис – бесстрашие, доверие, таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии. Именно цветы на картине в своё время вызвали бурную реакцию у публики, если внимательно посмотреть, то в природе цветы растут в разное время года.
Художник просто срисовал все растения из энциклопедии по ботанике.
Некоторые исследователи полагают, что в правом углу картины спрятано изображение черепа. Моделью для картины стала Элизабет Сиддал, 19 – летняя модистка из Ковент-Гарден. Впервые её увидел Данте Россетти, он был поражён необычной красотой Лиззи и пригласил стать моделью.
Впоследствии Элизабет стала женой Россетти. Девушке приходилось позировать по несколько часов, лёжа в чугунной ванне, зимой, вода быстро остывала и она заболела.
К сожалению, судьба Элизабет закончилась трагически, её лечили настойкой лауданума, от которой у неё началась зависимость и уже в 33 года она умерла от передозировки.
Старинное платье, расшитое незатейливым узором, для образа Офелии художник приобрёл в антикварной лавке. Смотря на платье, чувствуешь текстуру ткани. Игра света и тени акцентируют внимание на лице девушки, её отрешенный спокойный взгляд.
Прозрачная белая кожа с ещё не исчезнувшим румянцем на щеках «рассказывает» о благородном происхождении Офелии. Печально смотреть на Офелию, ведь она умирает юной девушкой, из её приоткрытого рта вылетают звуки, но мы уже не можем их услышать. Раскрытые ладони, принимают смерть, как свободу души.
Главная героиня, безусловно приковывает внимание зрителя и заставляет размышлять о жизни и смерти.
Источник: https://artofhistorian.livejournal.com/22112.html
Картина «Офелия» Милле: трагическая ирония судьбы. Интересно знать
Образ Офелии, персонажа шекспировской трагедии о Гамлете, вдохновлял многих художников, писателей, поэтов и музыкантов в разные эпохи.
Наиболее зрелищными, несомненно, являются картины, так как они дают представление о видении художником литературного образа.
Один из захватывающих и проникновенных сюжетов открывает картина «Офелия» английского прерафаэлита Джона Эверетта Милле.
По Шекспиру, дворянка Офелия была возлюбленной Гамлета, но из-за влияния брата и отца ее отношения с принцем датским складывались не самым лучшим образом. Когда Офелия узнала, что Гамлет убил ее отца Полония, она сошла с ума.
В трагедии о смерти Офелии объявляет королю и ее брату Лаэрту королева Гертруда. Девушка якобы хотела развесить на ветвях ивы у пруду венки, но ветка сломалась, и Офелия упала в воду.
Девушка не пыталась выплыть и даже пела обрывки песен, пока ее платье не напиталось водой и не увлекло ее под воду.
В самой трагедии высказывается предположение, что это была не случайная смерть, а самоубийство. Причины смерти Офелии разжигали споры в среде представителей искусства целых четыре века, так как одни были приверженцами версии случайной, трагической и бессмысленной смерти, а другие — самоубийства по причине безумия и несчастной любви.
Момент смерти Офелии мастерски изобразил выдающийся английский живописец Джон Эверетт Милле, который считается одним из основателей Братства прерафаэлитов.
Художники и живописцы этого направления второй половины XIX века боролись против бездумного подражания классическим образцам.
В их произведениях было много символизма, предпочтение отдавалось философскому смыслу сюжета, точному изображению подробностей, романтике и мистике.
На картине Милле мастерски изображен момент, когда Офелия упала в воду и находилась на грани между жизнью и смертью. Девушка при этом изображена совершенно спокойной и будто застывшей во времени. Этот трагический эпизод окружает невероятно яркая и красочная природа.
Характерная для прерафаэлитов и точная детализация деревьев, кустов, растений, даже цветы из венка Офелии изображены с полной ботанической точностью. Каждая деталь имеет свой символизм. Так, плачущая ива, что склонилась над Офелией, — символ отвергнутой любви, крапива означает боль, маргаритки и красный адонис у рук девушки — невинность и горе и др.
Известно, что художник работал над этой картиной по 11 часов в сутки. Он рисовал природу с натуры, поэтому изображение растительности вышло очень детализированным. Это полотно стало одним из самых известных у художника, при этом современники Милле не сразу оценили картину. Сегодня картина считается одной из знаковых в английской живописи.
Моделью для картины стала 19-летняя Элизабет Элеонор Сиддал, британская поэтесса, живописец и натурщица. Эта женщина оказала большое влияние на Братство прерафаэлитов и присутствовала на картинах других представителей направления.
Для Милле Элизабет позировала в наполненной ванне. Несмотря на то что вода в ней подогревалась, на дворе как раз стояла зима, и девушка простудилась. Разгневанный отец Сиддал выставил позднее художнику внушительный счет за лечение дочери.
Для лечения болезни Элизабет прописали опиум, что было обычной врачебной практикой того времени.
Это сильно подорвало и без того слабое здоровье девушки, а через 10 лет после позирования для картины «Офелия», по иронии судьбы, Сиддал умерла от передозировки опиумом, хотя предполагали, что это было самоубийство.
Источник: https://anydaylife.com/fact/post/1458